рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Классификация литературных образов

Например: "Марфа, Мария и Пелагея, три сестры Лазаревы, подите к своему брату Лазарю, спросите у своего брата Лазаря: не ломать ли у него кости? … Чудо водяной, возьми зуб ломовой у раба (такого то). Болят зубы у

кошки, у собаки, у лисицы, у волка, у зайца, у крота, у быка, у коровы, у свиньи, у лошади, у козла, у барана, у овцы… ". [46]

Также существуют заговоры, где встречается уже упоминаемый остров Буян, но есть один вариант заговора, где этот образ предстает в совершенно ином виде. Заговор: "Яост есть остров, яост полон людей, вень при своей простоте, и хвалится Архан на Русь побывать и Русь … и молюся я…". [47]

Конечно, заговорных текстов существует великое множество, но исследуем только некоторые из них. Самобытные образы предстают в заговоре от недугов красной девицы в болезни полюбовного молодца. Традиционно в этом заговоре рассказывается о красной девице, которая совершает разнообразные действия в защиту молодца, но ко всему этому добавляются предметы помощники.

Вот данный заговор: "Ложилась спать я, раба Божия (имя), в темную вечернюю зарю, темным – темно; вставала я (такая – то) в красную утреннюю зарю, светлым – светло; умывалась свежей водой; утиралась белым платком. Пошла из дверей до двери, из ворот в ворота, и шла путем дорогой, сухим сухопутным к Океан – морю, на свят остров; от Океан – моря узрела и усмотрела, глядючи на восток красного солнышка в чисто поле; а во чистом поле узрела и усмотрела: стоит семибашенный дом, а в том семибашенном доме сиди красная девица, а сидит она на золотом стуле, сидит уговаривает недуги, на коленях держит серебряное блюдечко, а на блюдечки лежат булатные ножички".

Наши предки много путешествовали по бескрайним дорогам России. Поэтому существует большое количество заговоров на удачную и благополучную дорогу. Проанализируем один из вариантов подобных заговоров. Главным действующим лицом является чудодейственная трава – одолень-трава, способная защитить путников от действия злых, потусторонних сил и людей. Например: "Одолень – трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил; породила тебя мать сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы самокрутки. Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты чародея, ябедника. Одолень – трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды. Иду я с тобой, одолень-трава, к Окиан-морю, к реке Иордану, а в Окиан-море, в реке Иордане лежит бел-горюч камень Алатырь. Как он крепко лежит предо мной, так бы у злыхлюдей язык не поворотился, рику не подымались, алежать бы им крепко, как лежит бел-горюч камень Алатырь. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке". [48]

С древнейших времен наша страна защищала свои рубежи, поэтому со времен Рюрика шли бесконечные воины. Поэтому бытуют множество воинских заговорных текстов, призывающих защитить какого-либо человека или целую страну от нападения врага. В подобных заговорах встречаются различные образы, но самые занимательные – это упоминание об огненном змее, княжеской лебеди, ведьме Киевской, о старшем вороне.

Вот образец этого заговора: "Под морем под Хвалынским стоит медный дом, а в том медном доме закован змей огненный, а под змеем огненном лежим семипудовый ключ от кнажества терема Валодимирова, а во княжем тереме Валодимира вам сокрыта сбруя богатырская, богатырей Новогородских, соратников молодеческих. По Волге широкой, по крутым берегам, плывет лебедь, княжая со двора княжева. Поймаю я ту лебедь, поймаю, схватаю. . Ты, лебедь, полети к морю Хвалынскому, заклюй змея огненного, достань ключ семипудовый, что ключ от княжева терема Володимера. Не моим крыльям долетать до моря Хвалынского, не моей ногам дотащить ключ семипудовый, что ключ от княжева терема Володимерова. Не моим крыльям долетать до моря Хвалынского, не моей мочи расклевывать змея огненного, не моим ногам дотащить ключ семипудовой. Есть на море на Океане, на острове Буяне ворон, всем воронам старший брат; он долетит до моря до Хвалынского, заклюёт змея огненного, прятающий ключ семипудовый; а посажен злой ведьмой Киевской. Во лесу стоячем, во сыром бору стоит избушка, ни шитая, крытая, а в избушке живет злая ведьма Киевская…Чур слову конец, моему делу венец! "". [49]

Также существует заговор ратного человека, идущего на войну, где главным действующим лицом является былинки разных цветов. Пример такого заговора: "Выхожу я во чистое поле, сажусь на зеленый луг, во зеленом лугу есть зелья могучие, а в них сила видима – невидима. Срываю три былинки: белая, черная, красная. Красную былинку метать буду за Океан – море, на остров Буян, под меч-кладенец; черную былину покачу под черного ворона, того ворона, чтосвил гнездо на семи дубах, а во гнезде лежит уздечка бранная, с коня богатырского; белую былинку заткну за пояс узорчатый, а в поясе узорчатом зашит, завит колчан с каленой стрелой, с дедовской, с татарской. Красная былинка притащит мне меч - кладенец, черная былинка достанет уздечку бранную, белая былинка откроет колчан с каменной стрелой. С тем мечом отобью силу чужеземную, с той уздечкой обратаю коня ярого, с тем колчаном со каленой стрелой разобью врага супостата… ". [50]

Можно еще вспомнить любовно – брачные заговоры, которые поражают разнообразием персонажей. Это и тридцать три тоски на доске, которые лежат в бане; и семьдесят птиц, сидящих на дереве; и Сатана Сатанович; образ дороги с выбором пути; и тоскующее дерево, и семьдесят ветров – вихров; и образ печки под восточной стороной. В данном исследовании приведём только один, но очень интересный пример заговорного текста:

" На море на Окияне, на острове на Буяне, лежит доска, на той доске лежит тоска. Бьется тоска, убивается тоска, с доски в воду, из воды в полымя, из полымя выбегал сатанина, кричит: павушка романея, беги поскорее, дуй рабе такой-то в губы и в зубы, в её кости и пакости, в её тело белое, в её сердце ретивое, в её печень черную, чтобы раба такая-то тосковала всякой час, всякую минуту, по полудням, по полуночам, ела бы не заела, пила бы не запила, спала не заспала, а все тосковала, чтоб я ей был лучше чужого молодца, лучше родного отца, лучше родной матери, лучше роду-племени. Замыкаю свой заговор семьюдятью семью замками, семьюдесятью цепями, бросаю ключи в Окиан-море, под бел-горюч камень Алатырь. Кто мудренее меня взыщется, кто перетаскает из моря весь песок, тот отгонит тоску". [51]

Образами являются в защитных заговорах (от негативного воздействия нечистой силы) Бог, Иисус Христос, Богородица, Святые, Животворящий Крест, Ангелы и Архангелы, а также вызываются на помощь все Небесные Силы. Причем в этом "ряду упоминаний" первый указывается, как правило, сам Бог.

Естественно, мы не назвали и одну четверть заговорных текстов, которые существуют, но мы постарались отразить самые необычные, яркие, самобытные образы. Но, изучив большой фактический материал, проанализировав ряд образов, можно создать следующие виды классификаций. Следовательно, придти к следующим выводам. Все образы делятся на две большие группы: "персонажные" и "бесперсонажные". При этом хочется отметить, что каждую группу можно дифференцировать на множество подгрупп.

Первая группа ("персонажная") подразделяется:

А) персонажи из библейских, евангельских сюжетов

Б) персонажи, из языческой (славянской) мифологии.

2. Вторая группа ("бесперсонажная") состоит из:

А)"предметных" образов (печка, камень, доска, предметы быта)

Б)"природных" образов (образы зари, месяца, различных животных, растений, описаний явлений природы. Это самая многочисленная группа по своему составу.

В) образов-эмоций (Кручина, печаль, тоска, тоскующее сердце).

В настоящей работе предлагается ещё один вид классификации художественных образов. Всё образы заговоров по их происхождению и содержанию можно подразделить на пять групп. В отдельную группу совмещается "природные" и "предметные" образы и называем их реально-бытовыми образами.

В другую группу войдут немало фантастических образов (морской царь, огненный змей, кощей бессмертный, ведьма, чёрт, домовой и т.д.). Третью группу составляют христианские образы (Христос, Божья Матерь, Апостолы, Архангелы и т.д.). В четвертую группу входят социальные образы: цари, князья, бояре, судьи и прочие. Пятую группу данной классификации составляют антропоморфические образы (различные болезни человека, его душевные состояния).

Специфика образной системы заговоров особенно ярко выражается в том, что каждый образ в них употребляется в строго определенной магической функции. И в этой связи можно установить бинарную классификацию образов. Всё образы заговоров отчетливо делятся на две группы. Первая группа состоит из образов, избавляющие от бед, болезней, несчастий. Вторая группа включает в себя образы, причиняющие зло, вред и т.п.

Можно классифицировать персонажи в зависимости от исполняемых функций. Персонажи с большей или меньшей степенью условностью подразделяются на функциональные группы: универсальных помощников, защитников (целителей) и противников.

Сверхъестественные (универсальные) помощники - это персонажи, чьи

способности мобилизуются ради исполнения какого-либо желания (кроме противодействия агрессии) или помощи в некотором деле, занятии. Помощь может касаться сферы личных и общественных отношений, хозяйственной сферы, самого момента исполнения заговора (просьба в правильном исполнении требований и условий).

Защитники - персонажи, чьи способности мобилизуются для нейтрализации посторонней агрессии, магической или немагического воздействия (разделить эти виды воздействия, впрочем, весьма трудно), уже происходящего или только возможного. Защита может касаться сферы общественных отношений, хозяйственной, лечебной и других сфер.

Частный случай защитников - персонажи-целители. Не следует забывать, что не только возникновение большинства болезней приписывалось народом факторам почти исключительно сверхъестественным, но и сами болезни обычно персонифицировались, представлялись в виде некоторых демонических существ, нападающих на человека. Поэтому целитель, снимающий результаты вредоносной магии (порчу, сглаз и т.п.) или невольного, негативного воздействия (сглаз или защита от демонов, окружающих человека) оказывается защитником.

Существует небольшая группа функционально универсальных персонажей, способных выступать в большинстве функций помощи и защиты. Обычно это высшие, наиболее сакральные и могущественные фигуры христианского пантеона.

Противники - персонажи, от которых исходит агрессия: ведьмы, колдуны, бесы и другие демонизированные и демонические существа, в том числе и

ветры (будучи явлениями природы, они выступают в демонической функции присушивания любви в "черных" заговорах, но при этом снабжаются вполне христианскими именами), а также змеиные цари и царицы, вынуждаемые помогать от укусов своих подданных (они спасают от укусов своих подданных, то есть выступать в функции защитников).

Приведем классификацию художественных образов на основании выделенных функций персонажей-помощников и защитников.

Функции персонажей-помощников: болезни.

1. Мобилизация сил (магических) для исполнения какого-либо желания или помощи в некотором деле.

1.1 Вызывание или прекращение любви у кого-либо (присушки, отсушки).

1.2 Привлечение в дом женихов.

1.3 Помощь в поиске клада.

1.4 Порча охотничьего ружья.

1.5 Охотничья удача (завлечение зверей и птиц в ловушки).

1.6 Улучшение качества и количества урожая (хлеба, овса и т.д.).

1.7 Влияние на скот (розыск пропавшей скотины, на увеличение численности скота и т.д.)

1.8 Улучшение рыбной ловли.

1.9 Вызывание дождя и прекращение его.

1.10 Удача в кулачном бою.

1.11 Закрепление слов в конце заговора: ключом, замком, печатью, крепостью, камнем, горой, Гробом Господнем, стоящем на воздухе.

Функции персонажей-защитников:

2. Мобилизация ирреальных, магических сил для нейтрализации постороннего воздействия (агрессии или помехи).

2.1 Установка защиты, хотя негативное воздействие только возможно. (от людей, от колдунов, от возможного безумия).

2.1.1.2 От нечистых духов (дьявола).

2.1.1.3 От враждебных людей (врагов, разбойников, начальства).

2.1.1.4 От оружия (железного, огнестрельного, стрел, луков, свинцового, медного и других).

2.1.1.5 От зверя (от медведя, от собак, от нападений лошади)

2.1.1.3 От враждебных людей (врагов, разбойников, начальства).

2.1.1.4 От оружия (железного, огнестрельного, стрел, луков, свинцового, медного и других).

2.1.1.5 От зверя (от медведя, от собак, от нападений лошади)

2.1.6 Свадебного поезда.

2.1.7 Храма (дома).

2.1.8 От воров.

2.1 9. Охотничьих ловушек.

2.1.1 0. Оружия от порчи.

2.2 Противодействие негативному воздействию, которое уже совершилось.

2.2.1 От негативных воздействий, направляемых людьми (колдуны, ведьмы – порчи, сглазы)

2.2.1.1 От всевозможных болезней: от бельма, от бессонницы, от золотухи, от "жабы", от зубной боли, от грыжи, от кочи, от кровотечения из ран, от лихорадок, от ожога, от падучей, от пьянства, при родах, от рожи, от укуса змеи, от чирья, от черной болезни, от ячменя и т.д.

2.2.2 Скота (от килы, от ногтя, от потницы, от чемера, от червей).

2.2.3 Избавление от огненного змея, летающего к девице. (метафора неразделенной любви, губящий человека).

Разумеется, этой классификацией не исчерпывается все многообразие магических функций, в которых выступают заговорные персонажи. Напомним также, что нами учтены только функции персонажей, имеющих собственные имена.

Таким образом, в структуре заговоров мы дифференцировали образы на основании различных признаков. И хотя до настоящего времени пытались создать классификации, в основе которых один какой-либо признак. В данной работе сделана попытка создания классификаций сразу по нескольким основополагающим признакам.

Глава 2. Православно-языческий синкретизм в образной системе русских заговоров

Языческие представления имеют свою историю; они создаются не вдруг, а постепенно - вместе с поступательным движением народной жизни, с медленным усвоением внешних явлений природы. Природа являлась, то нежной матерью, готовой вскормить жителей Земли, то злой мачехой, которая не приласкает и не приголубит. Человек, поставленный в совершенную зависимость от внешних влияний, признает Природу за нечто божественное. С развитием ума человека, развивалась и фантазия, и создавались новые божества; с каждым разом всё усложнялся пантеон богов. В заговорных текстах различной тематики присутствуют как следы язычества, так и христианства.

Изначально, заговорные тексты слагались как просьбы-обращения к языческим богам (Перуну, Велесу и т.д.), а также к силам Природы, с чисто практической целью (вырастить урожай, построить дом и т.д.).

И в наше время можно увидеть в заговорах языческие мотивы. Это призывы о помощи сил Природы: воды, огня, земли, ветра, деревьев, зари.

Древние люди, находясь в неразрывной связи с природным миром, понимали эту связь как кровнородственную. При этом какое-нибудь животное или растение считалось первопредком рода или племени, то есть выступало тотемом. В повадках животных, особенно зверей, первобытные охотники видели сходство со своими поступками. Естественно, это отразилось в текстах заговоров. Например, упоминается о медведе. Этот зверь считался символом силы, ловкости. А случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей в представлении об их родственной связи с медведями. Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой, это и отразилось в заговорах. Медведь был самым почитаемым животным у славян. Но почитанием были окружены и другие лесные звери: волки, кабаны, лоси, рыси. Волк наделялся даром всеведения. Он и в русских народных сказках предстает если и не всеведущим, то искушенным в различных делах зверем. Обращает на себя внимание почитание славянами зайца, животного, символизирующего в нашем сознании трусостью. Но в фольклоре заяц выступает, прежде всего, символом мужской оплодотворяющей силы.

Не меньше, чем животных, славяне почитали растения. Почитались как отдельные деревья, чем-то выделяющимся большим дуплом, пораженные молнией. Из деревьев славяне больше всего почитали дуб и березу, что можно объяснить повсеместной распространенностью этих деревьев в зоне расселения славян, а также хозяйственной значимостью.

Кроме этого осина считалось нечистым, связанным со злыми силами, проклятыми Богом. Негативное отношение к осине наших предков обусловлено, возможно, следующими моментами: дрожанием листьев этого дерева даже в тихую погоду (ассоциация с воздействием злых сил), красноватым оттенком осиновой древесины (ассоциация с цветом крови) и малопригодностью для хозяйственных целей. Но с приходом христианства на Русь это дерево становится верным средством для борьбы с нечистой силой (колы, Кресты).

В текстах заговоров можно встретить выражение: "Чур слову конец, моему делу венец!". [52] Однако, в прошлом многие фольклористы и этнографы были убеждены в существовании у славян древнего божества Чур. Хотя сведения о Чуре практически отсутствуют, поэтому можно полагаться на лингвистические данные, прежде всего на этимологический анализ этого слова. Например, М. Фасмер в "Этимологическом словаре русского языка"[53] выделяет два слова Чур, различающихся по своему происхождению и значению. Первое слово Чур выделяется из наречия ′чересчур′ и имеет значение ′граница, рубеж, межа, мера′. Второе слово представлено выражениях "чур меня", "чур чур чура". Автор словаря приводит многочисленные предположения этимологов о происхождении данного слова:

1. "стой",2. замена слова "черт",

3. "Боже, упаси",

4. "пращур". Как видим, данные этимологического анализа не решают вопроса о существовании происхождения Чура. Но смеем предположить, что в контексте заговоров данное слово отсылало просящего и заговаривающего человека к помощи предков.

Среди различных типов заговора существуют тексты, которые непосредственно обращаются к домовому. Например, "Хозянуйшка господин! Пойдем в новый дом на богатый двор, на житье, на бытье, на богачество". [54] Домовой считался невидимым обитателем и хранителем дома. Согласно поверьям, в доме может быть только один домовой; если заведутся двое, то они начинают ссориться между собой. Местонахождение домового указывают по-разному: под печкой, за печкой, под порогом, на чердаке, в печной трубе, в углу, за пределы дома или усадьбы он не выходит. Чаще всего домовому приписывалась хозяйственная функция: ухаживать за скотом и присматривать за всем хозяйством. Чтобы в доме было всё благополучно, домового старались умилостивить заговорами и подношениями (хлебом, солью). Верили в то, что домовой может предсказать счастливые и несчастливые события, предупреждая хозяев об этом разными звуками, плачем, оханьем, стонами.

В 988 году Древняя Русь приняла Крещение. Нельзя сказать, что это легко произошло. В сознании людей произошла путаница представлений: где раньше были священные места для поклонения языческим божествам, то теперь возводились храмы и часовни для Бога христианского. Эти изменения не могли не зафиксироваться в устном народном творчестве, поэтому христианские мотивы можно наблюдать и в заговорах.

Ведь эпоху христианства древнейшие воззвания к стихийным божествам подновляются. В структуре заговора появляется формула, ставшая традиционной: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь". Изменяются имена: Христос – "праведное солнце", отождествляется с Божественным светом, Пречистая Дева – с красною Зарёю, Иные – пророк, Николай Угодник и Георгий-Победоносец заступает место Перуна; те или другие святые, призываются в заговорах, смотря по тому, с какою именно целью творится заговор. Таким образом, происходит смешение языческих воззрений с новым вероучением, сливается воедино. Чтобы показать наглядно, как в различных вариациях одного сюжета могут быть представлены совершенно разные персонажи, представим их распределение в виде таблицы. В левой ее колонке выписаны основные мотивы, манифестирующие в сущности один сюжет (или их близкий круг) о мифологическом персонаже-громовержце (о Перуне). В двух остальных – различные имена, выступающих в этих мотивах, но уже христианских персонажей.

Таблица.

Мотивы Выступают самостоятельно Выступают в перечнях имен

 

Ездит в небесной колеснице (гром, молния, туча, дождь) Илия -

 

Поражает громом змея Михаил -

 

Отгоняет нечистую силу громовыми стрелами Христос, Илия, Михаил Гавриил, Иоанн Креститель

 

Сходит с небес по золотой лестнице, сносит луки и стрелы Илия, Георгий -

 

Спускает небесное пламя Георгий -

 

Втыкает болезни луками и копьями Георгий Гавриил, Николай, Михаил

 

Отстреливает болезни Христос, Георгий, Михаил

Илия, Николай,

Михаил.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.