| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Дипломная работа: Классификация литературных образовИз этого большого фактического материала, записанного в ходе фольклорных экспедиций, самое большое количество было найдено именно заговоров от болезней. Люди испокон веков болели и болеют, в те далекие времена медицины как научной дисциплины не существовало, поэтому чаще всего прибегали к помощи знахарей, чародеев и ворожей. В работе будут проанализированы лечебные заговоры. Например, заговоры от истечения крови. В этих заговорах встречаются различные образы, но их можно свести к двум группам образов. Первая группа заговоров, где упоминаются образы, связанные с самой природой. Например: "Дерн дерись, земля крепись, а ты кровь у раба (имя рек) уймись" или "летит ворон через Черное море, несет нитку шелковинку, ты нитка оборвись, а ты кровь уймись". [30] Вторая группа заговоров, где встречаются персонифицированные образы. Чаще всего, это красна–девица, богатыри. Например: "На море Океане, на острове Буяне, девица красным шелком шила, нить не стала, руда (кровь) перестала"[31] или "лягу благословляясь, стану перекрестясь; выйду из дверей в двери, из ворот в ворота; погляжу в чистое поле – едет из чистого поля богатырь, везет вострую саблю на плече, сечет и рубит он по мертвому телу, не тече ни кровь, ни руда из энтова мертвого тела". [32] А также: "Стану я, раб Божий (имя рек), благословляясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле за воротами. В чистом поле стоит свят океан – камень, на святом океан – камне сидит красная девица с шелковой ниткой, рану зашивает, щип унимает и кровь заговаривает из раба Божия (имя рек), и чтобы не было ни щипоты, ни ломоты, ни опухали, тем моим добрым словом ключ и замок отныне до веку, аминь ". [33] Приведем пример заговора, где призывается к Алатырю – камню: "На море на океане, на острове Буяне лежит бел, горюч камень Алатырь, сидит красная девица, живая мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, руду желтую, замывает раны кровавые. Заговариваю я раба (такого – то) от порезу. Булат прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань". [34] Среди многочисленных заговоров от болезней особое место занимают заговоры от лихорадок. Эти заговоры очень интересны и по структуре построения, и по содержанию, где встречаются различные образы. В данном случае вспоминаются герои Евангелия и Священного Писания. Помимо христианских персонажей в заговоре встречаются образы, навеянные самой природой. Например: "Осина, осина, возьми мою трясину, ай мне леготу! "[35] или "Стоит среди моря столп камень, у столпа сидит Симений и Сихайло и зрит с святым Симинием в море …", "… И услыша Господь бы молитву в посла к ним Силиния и Сихайла и четырех Евангелистов: Матфея, Луку, Марка, Иоанна Богослова …"[36]; "На горах афонских стоит дуб мокрецкой, под тем дубом стоят тринадесять старцев со старцем Пафнутием". [37] Кроме того, в данных заговорах встречаются упоминание о двенадцати Иродовых дочерях (дщерях). Каждый из этих персонажей имеет свою функцию и имя, но в разных заговорах изменяются имена и функции. Неизменно только сакральное число – двенадцать. Приведем сводную таблицу, где будут наглядно представлено все упоминаемые имена и функции дочерей Ирода. Сводная таблица имен и функции лихорадки
Проводя сопоставительный анализ, замечаешь, что имена лихорадок разные. Название каждой из них определяет функцию её деятельности. Заметим, что последняя (двенадцатая) лихорадка чаще всего связана со смертью человека. В заговорах от зубной боли, как разновидности лечебных заговоров, тоже просят помощи от сил природы, кроме этого встречаются герои из библейских сюжетов. Например, в заговоре просят помощь у крапивы: "Матушка крапивушка, святое деревцо! Есть у меня раб Божий (имя), есть у него на зубах черви, а ты оных выведи, а ежели на выведешь, то я тебя высушу; а если выведешь, то я тебя в третий день отпущу". [42] Например, "как камень сей крепок, так заканемей зубы мои крепче камня". [43] В подобных заговорах можно встретить призывы о помощи к другим силам природы (животным, планетам, природным явлениям и т.д.). Например, "Заря зарница, красная девица, полунощница! В поле заяц, в море камень, на дне Лимарь. Покрой ты зарница мои зубы скорбны, своею фатою от проклятого Лимаря; за твоим покровом уцелеют мои зубы. Враг – Лимарь, откачнись от меня, а если будешь грызть, мои белые зубы, сокрою тебя в бездны преисподние. Слово мое крепко! ". [44] Или же "Месяц, ты месяц, серебряны рожки, златы твои ножки. Сойди ты месяц, сними мою зубную скорбь, унеси боль под облака, моя скорбь не мала, не тяжка, а твои сила могуча. Мне скорби не перенесть. Вот зубы, вот два, вот три, все твои, возьми мою скорбь. Месяц, ты месяц, сокрой от меня свою скорбь". [45] Среди данных заговоров наблюдается совмещение художественных образов: евангелистские герои, образы языческой (славянской) мифологии и призвание к природе. |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|