рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Классификация литературных образов

Из этого большого фактического материала, записанного в ходе фольклорных экспедиций, самое большое количество было найдено именно заговоров от болезней. Люди испокон веков болели и болеют, в те далекие времена медицины как научной дисциплины не существовало, поэтому чаще всего прибегали к помощи знахарей, чародеев и ворожей. В работе будут проанализированы лечебные заговоры. Например, заговоры от истечения крови. В этих заговорах встречаются различные образы, но их можно свести к двум группам образов. Первая группа заговоров, где упоминаются образы, связанные с самой природой. Например: "Дерн дерись, земля крепись, а ты кровь у раба (имя рек) уймись" или "летит ворон через Черное море, несет нитку шелковинку, ты нитка оборвись, а ты кровь уймись". [30] Вторая группа заговоров, где встречаются персонифицированные образы. Чаще всего, это красна–девица, богатыри. Например: "На море Океане, на острове Буяне, девица красным шелком шила, нить не стала, руда (кровь) перестала"[31] или "лягу благословляясь, стану перекрестясь; выйду из дверей в двери, из ворот в ворота; погляжу в чистое поле – едет из чистого поля богатырь, везет вострую саблю на плече, сечет и рубит он по мертвому телу, не тече ни кровь, ни руда из энтова мертвого тела". [32] А также: "Стану я, раб Божий (имя рек), благословляясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле за воротами. В чистом поле стоит свят океан – камень, на святом океан – камне сидит красная девица с шелковой ниткой, рану зашивает, щип унимает и кровь заговаривает из раба Божия (имя рек), и чтобы не было ни щипоты, ни ломоты, ни опухали, тем моим добрым словом ключ и замок отныне до веку, аминь ". [33]

Приведем пример заговора, где призывается к Алатырю – камню: "На море на океане, на острове Буяне лежит бел, горюч камень Алатырь, сидит красная девица, живая мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, руду желтую, замывает раны кровавые. Заговариваю я раба (такого – то) от порезу. Булат прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань". [34]

Среди многочисленных заговоров от болезней особое место занимают заговоры от лихорадок. Эти заговоры очень интересны и по структуре построения, и по содержанию, где встречаются различные образы. В данном случае вспоминаются герои Евангелия и Священного Писания. Помимо христианских персонажей в заговоре встречаются образы, навеянные самой природой.

Например: "Осина, осина, возьми мою трясину, ай мне леготу! "[35] или "Стоит среди моря столп камень, у столпа сидит Симений и Сихайло и зрит с святым Симинием в море …", "… И услыша Господь бы молитву в посла к ним Силиния и Сихайла и четырех Евангелистов: Матфея, Луку, Марка, Иоанна Богослова …"[36]; "На горах афонских стоит дуб мокрецкой, под тем дубом стоят тринадесять старцев со старцем Пафнутием". [37] Кроме того, в данных заговорах встречаются упоминание о двенадцати Иродовых дочерях (дщерях).

Каждый из этих персонажей имеет свою функцию и имя, но в разных заговорах изменяются имена и функции. Неизменно только сакральное число – двенадцать. Приведем сводную таблицу, где будут наглядно представлено все упоминаемые имена и функции дочерей Ирода.

Сводная таблица имен и функции лихорадки

Имёна. Функции Имёна. Функции

Имёна.

Функции

Имёна Функции
Первая

Огния

"коего человека поймаю, тот разговориться"

Женнохолла (Трясовица)

"Трясу всякого человека"

Кашея Вящепца
Вторая

Ледиха

"человек не может в печи согреться"

Перемежающая,

дневная

"мучаю ежедневно"

Овена Бясица
Третья Желтая

Безумная

"С ума сбредит, мозги ворочаю"

Каса Преображница
Четвертая

Глохня

"тот человек может быть глух быти"

Переходная

"перехожу у человека с место на место"

Орыста Убийца
Пятая -------------

Скорбная

"человеку разные немощи делаю; подобна порчи"

Оледья Елина
Шестая

Юдея

"человек не может насытиться"

Расслабея

"расслабляю человека"

Ломея Подобляющая
Седьмая

Корчея

"тот человек корчиться, не пьет, не ест"

Пухлая

"ноги и все тело отекает и опухает"

Кашлея Имарто
Восьмая

Грудея

"лежу на грудях и выхожу храпом внутрь"

Тайная

"разные скорби творю; никто не может меня познати"

Горлея Урия
Девятая

Проклятая

"лежу на сердца; человек лежит трудно"

Белая

"Жар и огонь велик в человеке навожу"

Пухлея Изъедущая
Десятая

Ломеня

"ломаю кости и спину"

Противна

"ничего ненавижу, человеку во всем надоедаю"

Вертея Негризущая
Одиннадцатая Глядея "человек старого поймаю, тот не может жив бытии". Причудница " в человеки сижу, прячусь, когда меня выгоняют, через долгое время опять отрыгаюсь". Желтица Голяда
Двенадцатая

Огнеястра

"человека старого поймаю, тот не может жив быти"

Смертная

"усекнула главу Иоанна Предчети, до смерти мучает"

Горница Налукия

Причудница

"в человеки сижу, прячусь, когда меня выгоняют, чрез долгое время опять отрыгаюсь"

Желтица Голяда

Заговор от лихорадки. [38]

Заговор от всякой лихорадки. [39]

Заговор от лихорадки. [40]

Заговор от Трясовицы. [41]

Проводя сопоставительный анализ, замечаешь, что имена лихорадок разные. Название каждой из них определяет функцию её деятельности. Заметим, что последняя (двенадцатая) лихорадка чаще всего связана со смертью человека.

В заговорах от зубной боли, как разновидности лечебных заговоров, тоже просят помощи от сил природы, кроме этого встречаются герои из библейских сюжетов. Например, в заговоре просят помощь у крапивы: "Матушка крапивушка, святое деревцо! Есть у меня раб Божий (имя), есть у него на зубах черви, а ты оных выведи, а ежели на выведешь, то я тебя высушу; а если выведешь, то я тебя в третий день отпущу". [42] Например, "как камень сей крепок, так заканемей зубы мои крепче камня". [43]

В подобных заговорах можно встретить призывы о помощи к другим силам природы (животным, планетам, природным явлениям и т.д.). Например, "Заря зарница, красная девица, полунощница! В поле заяц, в море камень, на дне Лимарь. Покрой ты зарница мои зубы скорбны, своею фатою от проклятого Лимаря; за твоим покровом уцелеют мои зубы. Враг – Лимарь, откачнись от меня, а если будешь грызть, мои белые зубы, сокрою тебя в бездны преисподние. Слово мое крепко! ". [44] Или же "Месяц, ты месяц, серебряны рожки, златы твои ножки. Сойди ты месяц, сними мою зубную скорбь, унеси боль под облака, моя скорбь не мала, не тяжка, а твои сила могуча. Мне скорби не перенесть. Вот зубы, вот два, вот три, все твои, возьми мою скорбь. Месяц, ты месяц, сокрой от меня свою скорбь". [45]

Среди данных заговоров наблюдается совмещение художественных образов: евангелистские герои, образы языческой (славянской) мифологии и призвание к природе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.