рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: История государственного управления в России

Вопрос 38. Февральская революция 1917 г.

В начале 1917 г. всеобщее недовольство, вызванное усталостью от войны, ростом цен, спекуляцией, очередями, еще более усилилось из-за постоянных перебоев в поставках продовольствия в Москву и Петроград. 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходящую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!». 25 февраля Николай II, находившийся в Ставке, отправил командующему Петроградским военным округом телеграмму с требованием «завтра же прекратить в столице беспорядки!». Но революционные события в Петрограде нарастали. 27 февраля восставшие солдатские полки вместе с рабочими захватили арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения. Вечером Председатель Совета министров телеграфировал в Ставку, что правительство не может справиться с положением, просил распустить его и призвать к власти лиц, пользующихся доверием в обществе. Тем временем восставшие овладели Петропавловской крепостью, Зимним дворцом. Правительство разбежалось.

Решено было создать особый орган — «Временный комитет членов Государственной думы» во главе с председателем Думы М. В. Родзянко для управления столицей и государством. Также был создан Временный исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих депутатов. Комитет обратился с призывом к рабочим и солдатам срочно выбрать своих делегатов в Совет. Председателем Исполкома Петроградского Совета был избран лидер социал-демократической фракции Думы меньшевик Н. С. Чхеидзе, его заместителями — А. Ф. Керенский и М. И. Скобелев. Большинство в Исполкоме и в самом Совете принадлежало меньшевикам и эсерам.

1 марта 1917 г. между лидерами этих двух органов было достигнуто соглашение об образовании Временного правительства, которое возглавил князь Г. Е. Львов. Пост министра иностранных дел получил лидер кадетов П. Н. Милюков. А. И. Гучков стал военным и морским министром. Единственный представитель социалистов А. Ф. Керенский занял кресло министра юстиции.

В ту же ночь, когда было образовано Временное правительство, Петроградским Советом был издан приказ № 1 по гарнизону Петроградского военного округа, который отменял традиционные армейские формы дисциплины, разрешал политическую деятельность и создание различных общественных организаций в воинских частях.

Задача Советов заключается в контроле за деятельностью Временного правительства и давлении на него в случае отклонения от демократического курса. Прекрасно осознавая, что либеральные деятели в отличие от социалистов имеют некоторый опыт государственного управления, они считали, что только союз всех политических сил, стоящих на позициях демократии, сможет предотвратить гражданскую войну и восстановление монархии в России. Так в стране сложилась система двоевластия.

Николай II возвращался в Петроград, но по дороге получил телеграммы от всех главнокомандующим фронтами, где единогласно «умоляли» императора «во имя спасения родины и династии» согласиться с предложением Председателя Государственной думы – отречься от престола. И 2 марта Николай II подписал акт об отречении от престола, но в пользу не сына, а младшего брата Михаила. Одновременно с отречением царь подписал указ о назначении Г. Е. Львова Председателем Совета министров. Но и Михаил под давлением почти всех политических лидеров отказался от престола, заявив, что судьбу монархии в России должно решить Учредительное собрание. Российская монархия фактически прекратила свое существование.

После отречения императора Николая II Россия стала самой свободной страной мира. Началось строительство новой системы государственного управления и поиски путей выхода из кризиса, сложилось народовластие, начался переход от унитарного государства к федеративному.

Последствия:

1)  Падение самодержавия и установление двоевластия

2)  Изменение политического режима

·  Старые государственные органы были упразднены.

·  Был распущен Государственный Совет Российской империи.

·  Временным правительством была образована Чрезвычайная следственная комиссия для расследования должностных преступлений царских министров и высших чиновников.

·  Смертная казнь заменялась 15-летней каторгой.

·  Была объявлена амнистия осужденным по уголовным причинам и по политическим мотивам.

·  Отменены ограничения в выборе места жительства, правах собственности, провозглашалась полная свобода занятий, женщины уравнивались в правах с мужчинами.

·  28 февраля в Петрограде фактически была упразднена полиция и сформирована народная милиция.

·  Все граждане без ограничений могли образовывать союзы и проводить собрания.

3)  Изменения в системе местной власти (устранялись должности всех губернаторов и вице-губернаторов, что парализовало систему местного управления).

4)  Объявление равенства всех религий перед законом, восстановление системы патриаршества.

Вопрос 39. Реформы управления в период Временного правительства

Временное правительство предоставило стране демократические свободы, освободило политзаключенных, отменило смертную казнь. Однако наладить систему исполнительной власти Временному правительству не удалось.

1.  Это правительство было сформировано стихийно и не имело конкретной программы действий.

2.  Дестабилизирующую роль играло сложившееся двоевластие. Стихийно образованные Советы имели большое влияние на общественную жизнь и старались принимать собственные решения, часто специально противоречащие правительственным, но демонстрирующие политическое влияние Советов. Особенно губительным оказался Приказ № 1 Петраградского Совета, разрешавший солдатам обсуждение приказов командиров. В армии начались массовое дезертирство, анархия, сдача позиций противнику.

Тем временем в стране усугублялся кризис. На фронте Россия понесла поражение. Экономика России пришла в упадок из-за непрекращающихся забастовок. Активизировались национальные движения в Финляндии, Сибири, на Украине, Северном Кавказе и даже среди казаков. Амнистия способствовала наплыву уголовников в города, что привело к росту преступности. В деревнях начались стихийные бунты. Попытка Временного правительства восстановить в стране порядок с помощью военного переворота генерала Корнилова превратилась в фарс. Напуганные решительностью Корнилова деятели Временного правительства отказались от сотрудничества и объявили его мятежником.

Перед Временным правительством стояли задачи прекращения войны и решения земельного вопроса. Крестьянам было предоставлено право пользования землей до Учредительного собрания. Это привело к новым конфликтам в деревне. Чтобы спасти Россию от военной катастрофы, было принято решение начать мирные переговоры и разрешить самоопределение Польше и Прибалтике. Это способствовало еще большему разложению армии, особенно наряду с отменой смертной казни за дезертирство.

Фактически Временное правительство смогло осуществить только муниципальную и церковную реформы. Февральская революция 1917 г. принесла с собой всеобщее избирательное право и пропорциональную систему выборов. Именно на такой основе прошли в июне 1917 г. выборы в Мосгордуму. В сентябре того же года впервые были организованы выборы районных дум Москвы.

После ликвидации самодержавия православная церковь освободилась от государственного контроля и должна была выработать принципы своего самоуправления. После двухсотлетнего перерыва в России было восстановлено патриаршество.

Несмотря на объявленную амнистию, Временное правительство преследовало крупных государственных чиновников старого режима. Сразу после отречения Николая была создана Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных действий бывших министров и прочих должностных лиц. Установить преступные деяния и антигосударственную деятельность бывших чиновников Комиссии не удалось. Однако в ходе следствия некоторые бывшие госслужащие оказались в тюрьме, т.е. стали первыми жертвами «красного террора».

Осенью 1917 г. преступность и продовольственный кризис нарастали. Из-за забастовок многие предприятия закрывались, что привело к массовой безработице и росту социальной напряженности. Временное правительство не обладало поддержкой народа и не решило имевшиеся проблемы. В сложившейся обстановке возникли благоприятные условия для захвата власти большевиков. Глава Временного правительства А.Ф.Керенский знал о попытках большевиков захватить власть, но не имел опоры в лице вооруженных сил, чтобы принять решительные меры, поэтому попытался решить конфликт мирным путем.

Вопрос 40. Октябрьская революция и последующая реорганизация власти в России

Вечером 24 декабря в Петрограде под предлогом предотвращения нового военного мятежа большевики стали раздавать оружие рабочим. Дезориентация населения была обеспечена после захвата отрядами большевиков учреждений связи и транспортных узлов. Керенский попытался послать в столицу войска для наведения порядка, на армейские комитеты отказались исполнять приказ.

25 октября 1917 г. открылся 2-ой съезд Советов народных депутатов. Керенский уехал из города, Временное правительство было блокировано в Зимнем. Съезд Советов оказался перед фактом захвата власти большевиками. Часть делегатов покинуло съезд, оставшиеся избрали новое правительство – Совет народных комиссаров.  Председателем СНК стал В.И.Ленин.


Новое правительство должно было действовать следующим образом: «Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.е. Совету народных комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу, т.е. главой государства с 8 ноября стал Я.М.Свердлов».

Первые декреты Правительства большевиков были о мире, земле и печати. Декрет о мире отражал намечавшийся еще Временным правительством курс на проведение мирных переговоров. Декрет о земле передавал всю землю в госсобственность. Декрет о печати закрывал все печатные издания, оппозиционные новому правительству. Произошли изменения в системе управления и на муниципальном уровне. Решением Московского военно-революционного комитета Городская дума была распущена. Через 3 дня общее собрание районных дум признало Советскую власть. Управление городским хозяйством было поручено совету районных дум, а в марте 1918 г. передано Президиуму Моссовета рабочих и солдатских депутатов.

В декабре 1917 г. прошли выборы в Учредительное собрание. Большевики набрали только 20 % голосов, не могли контролировать собрание. Поэтому принято решение о его роспуске, хотя у большевиков не было легитимных прав распускать его. В январе 1918 г. на открытии Учредительного собрания большевиками предложено принять декларацию, которую большинство отвергло. Это дало формальный повод ВЦИК распустить собрание. Именно с этой даты, когда был распущен легитимный орган госвласти, и  началась так называемая диктатура пролетариата.

Вопрос 41. Государственное и местное управление в первые годы советской власти

Высшим законодательным органом РСФСР был Съезд Советов. 10 июля 1918 г. на Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов была принята Конституция РСФСР. Это была первая российская Конституция, т.е. основной закон, регулирующие принципы государственного управления. По Конституции «Вся власть в центре и на местах принадлежала Советам». Земля, торговые, промышленные и транспортные предприятия (с имуществом) объявлялись государственной собственностью. Все внешние государственные долги аннулировались.

По Конституции Финляндия, Армения и занятая русскими войсками часть Персии получали независимость. Советам отдельных наций и регионов предоставлялось право самим решать вопрос о вхождении в РСФСР. Областные Советы получали право автономии, было гарантировано широкое местное самоуправление.

«В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».

Все лица, занимавшие ранее государственные должности, имевшие частную собственность, а также духовенство и частные торговцы лишались всех гражданских прав. Они не имели права участвовать в государственном и местном управлении, работать, участвовать в выборах, получать карточки на продовольствие, получать соцзащиту. На смену сословному подходу к государственному управлению пришел классовый.

В период между съездами Советов высшая власть в РСФСР принадлежала ВЦИК. Руководящим органом ВЦИК являлось заседание – пленум (Президиум). Он готовил материалы к заседаниям, реализовывал постановления, контролировал работу отделов. В экстренных случаях Президиум мог сам осуществлять законодательные функции.

ВЦИК образовывал правительство РФ – совет народных комиссаров и центральный аппарат по отдельным отраслям управления – народные комиссариаты. Народные комиссариаты создавались по отраслевому признаку. Установлением Советской власти на местах занимался Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Также он занимался охраной революционного порядка, управлял милицией, ведал коммунальным хозяйством. Исполнительная власть в 1918-19 гг. в период военного коммунизма сращивалась с военными учреждениями. Летом 1918 г. принят закон о всеобщей воинской повинности. Для руководства военными действиями в сентябре 1918 г. создан Революционный военный совет (РВС), председателем которого был Л.Д.Троцкий. На фронтах образовывались соответствующие реввоенсоветы, состоявшие из командиров и комиссаров. Сущность военного коммунизма заключалась в концентрации у государства всех ресурсов и использования их на нужды обороны.

Декреты о суде ликвидировали все старые судебные органы и институты: созданы местные суды, областные и окружные суды, судебный контроль и революционные трибуналы (для борьбы с контрреволюцией, саботажем, мародерством). По постановлению СНК от 28 октября 1917 г. сформировалась милиция.

Государственные структуры сращивались с партийным аппаратом ВКП(б), которая контролировала экономику, культуру, социальную сферу. Несогласие с действиями органов ВКП(б) расценивалось как контрреволюция, политпреступление.

В течение 1918 г. в результате реорганизации Совета рабочих и солдатских депутатов были образованы городские Советы рабочих и красноармейских депутатов. В феврале 1918 г. были ликвидированы старые органы самоуправления – земства и думы. Летом 1918 г. в местных Советах была сформирована единообразная структура. Образцом организации местный советов может стать Моссовет, организация которого была следующей. Первые после Октября выборы в Моссовет были проведены в конце марта – начале апреля 1918 г. За все время его деятельности выборы проводились 21 раз. Количественный состав депутатов Моссовета разных созывов колебался от 800 до 1400 чел. Высшим органом являлся Пленум Моссовета: он принимал постановления, касающиеся интересов всего населения города, утверждал местные налоги и сборы в пользу Советской власти, сметы учреждений и предприятий, отчеты об их деятельности. Пленум был высшей кассационной инстанцией. Он обладал правом отмены всех постановлений и распоряжений местных исполнительных органов власти. В перерывах между пленумами исполнительную и законодательную власть осуществлял исполком, роль которого особенно возросла в годы Гражданской войны и последующие годы. Для руководства городским хозяйством были образованы 18 отделов.

В сельской местности создавались комитеты бедноты (упразднены в конце 1918 г.), на которых лежала ответственность за хлебозаготовки и борьба с политическими оппонентами на селе.


Вопрос 42. Антибольшевистские правительства России

Белое движение сформировалось в ноябре 1917 г., когда бывший начальник штаба императора генерал М.В.Алексеев начал формировать в Новочеркасске Добровольческую армию. Для управления подчиненной территорией сформирован административный орган – Особое совещание.

После смерти Алексеева в 1918 г. главнокомандующим ДА и председателем ОС стал А.И.Деникин. На территории Северного Кавказа и Восточной Украины распространяется военная диктатура Деникина. В июле 1919 г. Деникин предпринял попытку прорыва к Москве (Московская директива), но удалось дойти только до Тулы. В 1920 г. Деникин подает в отставку. В апреле 1920 г. в Севастополе был избран новый главнокомандующий – П.Н.Врангель. Ему удалось мобилизировать силы Белой армии, однако в начале 1921 г. из-за нехватки ресурсов армии пришлось эвакуироваться по морю из Крыма.

В 1917-18 гг. сохранялось казачье самоуправление. Первоначально казаки поддерживали советскую власть. Затем атаман Краснов предложил создать собственное правительство, и новое государство получило название – Всевеликое войско Донское. А в 1919 г. казаки перешли под командование Деникина.

Северное правительство основывалось на политической программе эсеров. Его возглавлял генерал-губернатор Архангельска Миллер. На Севере действовало законодательство Временного правительства, в том числе гражданские свободы, крайне ограниченное применение смертной казни. Законодательная власть осуществлялась через земства. Но в начале 1920 г. начались противоречии, и северное правительство пало.

Белое движение в Прибалтике. Юденич предлагал установить на территории России демократическое государство (свободы, равенство). Но большевики лишили армию Юденича тыла, признав независимость Эстонии.

В 1918 г. в Самаре при поддержке чехословацкого корпуса было образовано правительство, состоявшее из бывших депутатов Учредительного собрания под руководством Каппеля. В 1918 г. в Уфе произошло объединение 3 армий – северной, Добровольческой (Крым) и Самарской, названное Директорией. Их связывал только антибольшевистский настрой. Они дали отпор большевикам, но не смогли согласовать действия с ДА. В ноябре 1918 г. против Директории выступило казачество. И 1 декабря было принято решение выдвинуть единоличного Верховного правителя России – А.В.Колчак. Причиной провала армии Колчака была слабая укомплектованность армии профессиональными кадрами, военными. По программе Колчака после войны власть планировалось передать Учредительному собранию, закреплялась свобода слова, земля за крестьянами.

В 1920 г. на Дальнем Востоке создавались правительства разной направленности – эсерско-меньшивисткой, белогвардейской, анархической. В феврале 1921 г. начало действовать Учредительное собрание, было сформировано коалиционное правительство. В октябре 1922 г. Красная Армия заняла территорию Дальнего Востока, и белые войска и японцы ушли из Владивостока.

Вопрос 43. Образование СССР. Распределение власти между Правительством СССР и союзными республиками

В 1919 г. после освобождения Украины формируется Советская власть, проходит 3-й Всеукраинский съезд Советов, который объявляет национализацию земли, поддержку большевистского правительства России, в т.ч. поставками продовольствия. Весной 1920 г. в Азербайджане свергнут буржуазный режим и провозглашена Советская власть. В декабре 1920 г. была провозглашена Армянская советская республика. В феврале 1921 г. Советская власть победила в Грузии.

В 1922 г. большая часть Российской империи оказалась под властью большевиков (за исключение Прибалтики, Польши и Финляндии), на этой территории создается новое государство – Союз Советских Социалистических Республик.

Декларация и договор о создании СССР составили Конституцию 1924 г. Конституция была принята сессией ЦИК СССР 6 июля 1923 г., в окончательной редакции принятие Конституции состоялось 31 января 1924 г. на 2-ом съезде советов СССР.

Высшая власть в СССР в 1923-36 гг. осуществлялась съездом Советов, очередные съезды советов собирались 1 раз в год, чрезвычайные – по постановлению ЦИК или двух республик. Полномочия делегатов распространялись только на один съезд. По конституции в СССР существовала многоступенчатая система выборов. Делегаты на съезд Советов СССР избирались от губернских съездов (1 делегат на 125 тыс. жителей), городских съездов, республиканских съездов. В перерывах между деятельностью съездов власть осуществлялась ЦИКом, очередные сессии которого собирались 3 раза в год, внеочередные – по решению СНК. Функции съезда Советов и ЦИК: издание законов, утверждение декретов СНК. ЦИК состоял из союзного Совета (избирался пропорционально населению) и Совета национальностей (по 5 делегатов от республик, одному – от автономий). Президиум ЦИК состоял из 21 человека, действовал в период между сессиями ЦИК.

Правительство СССР – Совнарком – состояло из общесоюзных комиссариатов (которые имели в республиках уполномоченных представителей) и объединенных комиссариатов (которые существовали как на союзном, так и на республиканском уровнях). В республиках имелись также местные комиссариаты, не имевшие общей координации на союзном уровне.

Первоначально в состав СССР входили 4 республики: РСФСР, Украинская, Белорусская и Закавказская федеративные союзные республики. В 1925 г. были образованы Узбекская и Туркменская советские социалистические республики. Наибольшее число союзных республик входило в состав СССР в 1941 г. – 16.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.