рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: История государственного управления в России

Предпринята попытка созыва Уложенной Комиссии, которая бы систематизировала законы. Основная цель — выяснение народных нужд для проведения всесторонних реформ. 14 декабря 1766 года Екатерина II опубликовала Манифест о созыве комиссии и указы о порядке выборов в депутаты.

21 апреля 1785 года были изданы две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам». Обе грамоты водили сословия в западном смысле слова с правами, обязанностями и привилегиями.

Жалованная грамота дворянству подтверждались уже существующие права:

·  дворянство освобождалось от подушной подати

·  от расквартирования войсковых частей и команд

·  от телесных наказаний

·  от обязательной службы

·  подтверждено право неограниченного распоряжения имением

·  право владеть домами в городах

·  право заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей

·  право собственности на недра земли

·  право иметь свои сословные учреждения.

Вступив на престол, Екатерина отменила указ Петра III о секуляризации земель у церкви. Но уже в феврале 1764 г. вновь издала указ о лишении Церкви земельной собственности.

Вопрос 25. Муниципальное управление в России, заложенное при Екатерине II

Региональное управление было реформировано в 1775 г., основной его чертой стало увеличение числа губерний, размер которых стал зависеть от числа жителей.

Указ о новых губерниях был подписан Екатериной в 1775 г., вскоре после подавления пугачевского восстания. Цель указа – укрепление местной администрации за счет уменьшения подконтрольной территории. Тогда же были ликвидированы провинции и губернии стали делиться только на уезды. 2-3 губернии объединялись в наместничество, возглавляемое наместником – одним из высших государственных деятелей, подчинявшихся только императорской власти. При наместнике, руководившем войсками и гражданской администрацией, создавалось наместническое правление, куда входили губернаторы. В наместничества не входили только Московская и Санкт-Петербургская губернии, начальники которых имели права, равные правам наместников.

Местная власть получила большие полномочия по вопросам общественного призрения, благоустройства, охраны правопорядка. Это способствовало росту числа благотворительных учреждений в конце 18 – начале 19 века. Также в городах началось строительство общественных учреждений, необходимых для городских нужд (например, водопроводы в Москве и Петербурге).

По губернской реформе были разделены полицейские органы, судебные и прокуратура. Финансовым управлением губерний ведала Казенная палата. Также в губерниях создаются приказы общественного призрения, в компетенцию которых входят дела народного просвещения, благотворительности, содержание приютов, пансионов, богаделен и больниц.

В уездах основным исполнительным органом власти был нижний земский суд. Функции нижнего земского суда: обеспечение законности, исполнение распоряжений губернского правления, организация уплаты податей и исполнение повинностей, надзор за состоянием дорог. Председатель земского суда вместе с двумя заседателями выбирались дворянами из местных дворян и утверждались вышестоящими органами.

Дворяне имели также самоуправление на уровне уездного дворянства предводителя и дворянской опеки, которые занимались социальной поддержкой дворянских вдов и сирот. По указу от 1766 г. предводитель избирался сроком на 2 года. В 1775 г. созданы дворянские собрания, уездные и губернские.

Особенности местного самоуправления в конце 18 века:

1.  Сословность. Каждое сословие имело собственные судебные учреждения и выборные органы.

2.  Распределение власти в пользу дворянского сословия и богатых купцов.

3.  Несоблюдение гражданских норм в уголовном процессе, в том числе не была отлажена система следствия, их осуждения.

Общие принципы городского общественного управления в России.

В апреле 1785 г. «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» впервые провозгласила единый порядок самоуправления и стала основой русского городского законодательства. К участию в городском самоуправлении привлекались все горожане, записанные в один из шести разрядов Городской обывательской книги. 1-ый разряд составляли «настоящие городовые обыватели» – все те, кто владел недвижимостью независимо от происхождения, звания и занятий. 2-ой разряд – гильдийские купцы. 3-ий – цеховые ремесленники. 4-ый – иногородние и иностранные гости, которые «приписались к городу». 5-ый – именитые граждане (госслужащие, ученые, имевшие университетские и академические аттестаты, художники, композиторы, банкиры, оптовые торговцы, судовладельцы). 6-ой разряд составляли посадские люди, которые кормились «промыслом или черной работой». Эти разряды одновременно были 6 избирательскими разрядами (курии).

Городское положение 1785 г. определяло «город как юридическое лицо, как особую местную общину, имеющую свои, особые интересы и нужды» и вводило определенную систему органов городского самоуправления:

·  Общая городская дума (состояла из гласных и головного головы);

·  Шестигласная дума (исполнительный орган городского самоуправления, ведавший городским хозяйством, его благоустройством и отчитывающаяся по расходам и доходам перед губернатором);

·  Градское общество (участвовать могли все горожане, право голоса имели только достигшие 25 лет и владевшие капиталом не менее 50 р. в год).

Градское общество, выборы в которое были ограничены сословным и имущественным цензом, обладало наибольшей полнотой, управляло наибольшей полнотой власти, управляло судебной системой и полицейским аппаратом.


Вопрос 26. Особенности государственного управления на рубеже XVIII-XIX вв.

1.  Укрепление самодержавия (абсолютизм): отсутствие представительной власти, решения принимаются на высшем уровне управления.

2.  Насилие бесправных подданных – крепостных.

3.  Расширение территории империи, появление новых национальных автономий

1772-95 гг. – разделы Польши, в результате которых часть ее территории отошла к России, Австрии и Пруссии. Польша получила автономное правительство, имела собственный представительный орган – сейм. В 1815 году Царство Польское получило собственные армию и правительство. В 1831 году в Польше произошло восстание против российского господства. После его подавления началась русификация на западных территориях. Польша была поделена на губернии, отменено местное самоуправление, страна управлялась наместником, имевшим титул князя Варшавского.

1774-83 гг. – после мира с Турцией Крымское ханство входит в состав России. 1783 год – Грузия входит под протекторат России с сохранением местного самоуправления. 1800 год – добровольное присоединение Грузии к России. Присоединение Грузии осложнилось войной с Персией и волнениями среди кавказских горцев. В 1813 году русские войска одержали победу над персами и заняли районы Дербента и Баку.

Крым и Грузия вошли в состав Российской империи на равных правах с остальными территориями, не имели автономии.

1809 г. – присоединение Финляндии, произошедшее во время войны со Швецией. Финляндия имела собственное самоуправление.


Вопрос 27. Законодательная основа самодержавия при Павле I

В сравнении с «золотым веком» последние годы XVIII в., годы правления Павла I, кажутся временем регресса и разрушения достигнутых в предыдущее царствование успехов в управлении государством. Чтобы понять и правильно оценить недолгое царствование Павла I, следует учитывать, что император взошел на престол в возрасте 42 лет; это был человек с уже сформировавшимся характером и четкими политическими убеждениями, которые значительно расходились с представлениями его матери. Екатерина, как ему казалось, была слишком мягка и либеральна, что не подходило для истинного самодержца и было связано с особенностями женского правления. Все это, по мнению Павла I, пагубно сказывалось на положении в стране, которой после событий во Франции грозила серьезная революционная опасность. Чтобы избежать революции, следовало при помощи военной дисциплины и полицейских мер устранить любые проявления личностной и общественной свободы – такова была позиция нового императора.

Столь долгое ожидание власти отрицательно сказалось на характере Павла I и привело к тому, что, получив престол, император действовал во всем наперекор политике матери. Этим стремлением пронизано, по сути, все его недолгое царствование, в результате чего, по словам историка В.О.Ключевского, «самые лучшие по идее предприятия испорчены были положенной на них печатью личной вражды». Новый император пытался как бы зачеркнуть предшествовавшие 34 года русской истории, объявить их сплошной ошибкой.

Вместе с тем нельзя преувеличивать степень личной неприязни Павла I по отношению к матери и воспринимать все его действия только как противодействие Екатерине II. В них сохранялась общая тенденция к усилению государства и дальнейшей централизации власти, что создавало предпосылки для введения министерской системы управления вместо коллегиальной.

Реформы центральных и местных органов управления

При Павле I Сенат окончательно утратил свое значение. Император по всем вопросам сносился только с генерал-прокурором, который превратился как бы в премьер-министра, обладавшего функциями министров внутренних дел, юстиции и частично министра финансов. Дальнейшее изменение положения Сената в целом связано с реорганизацией центрального и местного управления. При Павле I были восстановлены Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии. Соляная контора, но уже на принципах единоначалия. Создавались новые центральные по отраслям хозяйства (например, Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства). В дальнейшем Павел предполагал преобразовать коллегии в министерства, заменив принцип коллегиального управления единоличным.

Еще решительнее разломал Павел всю систему местного управления, учрежденную в 1775 г.: были ликвидированы должности наместников, закрыты приказы общественного призрения, управы благочиния; городское сословное управление было слито с органами полиции, городские думы ликвидированы, и, наконец, было изменено само административно-территориальное деление страны и принципы управления окраинами империи (Прибалтийским губерниям, Украине и некоторым другим территориям вернули традиционные органы управления).

Судебная система, созданная Екатериной II, также подверглась реформе. В конце 1796 г. были упразднены надворные, а также все губернские сословные суды, губернские магистраты, верхние расправы, а из уездных – нижние расправы. Из сословного дворянского уездный суд превратился в общесословный суд для населения уезда, кроме горожан.

Значение политики Павла I

Практически с первых дней царствования Павла I началось наступление на дворянские привилегии, определенные Жалованной грамотой 1785 г. Целью Павла I было превратить дворян в рыцарское сословие – дисциплинированное, организованное, поголовно служившее и преданное своему государю.

Все преобразования Павла I были противоречивы: с одной стороны, централизация, сосредоточение власти в руках царя, ликвидация элементов самоуправления, с другой – возврат к разнообразию форм управления на национальных окраинах. Если бы реформы императора касались лишь сферы управления, а не регламентировали всю жизнь общества, и проводились последовательно и осторожно, вполне вероятно, его судьба сложилась бы по-иному. Но общество, уже вкусившее плоды «просвещенного абсолютизма», не желало расставаться с той, пусть минимальной свободой, которую оно получило в царствование Екатерины II. Павлу не удалось обрести опору ни в одном социальном слое, и судьба его была решена. Роковой для Павла стала ночь на 11 марта 1801 г., когда несколько заговорщиков ворвались в покои императора в Михайловском замке и убили его. Императором был провозглашен его сын Александр I.

Вопрос 28. Реформы государственного управления при Александре I

В 1801 г. Александр I Манифестом восстановил действие Городского положения 1785 г. С этого времени русские города юридически управлялись на принципах общественного самоуправления, однако в действительности самостоятельность городской представительной власти была сведена до «возможного минимума». Также в 1801 г. было разрешено приобретать землю в собственность всем свободным жителям России (отменена дворянская привилегия на земельную собственность).

1802 г. – учреждены новые органы отраслевого управления – министерства. Министр единолично решал все вопросы. Министерства входили в Комитет министров, особо важные дела обсуждались на Совете министров в присутствии государя.

В 1801-1810 гг. образован Государственный Совет – подобие совещательного органа власти, в который входили высшие государственные сановники. Участники Госсовета назначались императором или входили в него по должности (министры). В Госсовете обсуждалось законодательство и важнейшие государственные вопросы. Председатель Госсовета – близкий родственник императора или знатный сановник. Госсовет был консервативным органом, законы в нем рассматривались очень медленно, радикальные новшества не одобрялись. Зато законы Госсовета готовились тщательно, с учетом мнения высших государственных чиновников.

Реформа просвещения была направлена на подготовку квалифицированных кадров для госслужбы. В 1804 г. был принят первый Университетский устав. Он провозглашал автономию высшего образования, на университеты ложилась обязанность по контролю над средним и начальным образованием. Учреждены новые университеты в Дерпте, Казани, Харькове. В губернских городах открывались гимназии, в уездных – училища. Для подготовки государственных служащих созданы привилегированные учебные заведения – лицеи, сочетавшие гимнастический и университетский курсы. В 1817 г. Министерство просвещения было преобразовано с целью распространения в образовании благочестия.

В начале XIX века в России добавляется еще одна функция госуправления. После победы над Наполеоном Россия вместе с другими европейскими странами образовала Священный союз, главной целью которого было объединение европейских монархов против революционного движения.

В 1810-20 гг. началось создание военных поселений – попытка сделать из государственных крестьян госслужащих и сократить государственные расходы на оборону.

Вопрос 29. Принципы государственной власти при Николае I

Николай I вступил на престол в условиях политической нестабильности, его царствование началось с восстания декабристов. Это во многом обусловило деятельность нового главы государства. Император всеми силами пытался не допустить революции и для этого пресекал любые формы социального протеста. Николай I подозревал в движении декабристов дворянское сословие, поэтому в госуправлении стал опираться не на дворянское самоуправление, а на чиновников. В госуправлении усилена централизация, уменьшена роль региональной администрации, которая должна была только выполнять указания «сверху», из министерств. На международной арене Николай обратился к жестким принципам Священного союза, и с помощью военного вмешательства подавлял революции в других странах.

Расширение государственной границы на Востоке, приобретение территорий современных Абхазии и Армении осложнило отношения с кавказскими горскими народами.

Устройство Собственной его императорского величества канцелярии. При Николае I появились 4 отдела: делопроизводство, юридический, надзор за политической жизнью (политическая полиция), образование. В 1840-е гг. создано еще 2 отдела – управления Кавказом и надзор за самоуправлением государственными крестьянами – соответствующие наиболее трудным проблемам в государстве. Император усилил контроль за законодательством и общественным настроением. Это привело к усилению личной власти главы государства.

Создание свода законов под руководством Сперанского. В 1833 г. опубликовано Полное собрание законов Российской империи, включавшее в себя все законы с 1649 г., и Свод законов Российской империи (гражданский и уголовный кодекс), регулировавший также и государственные отношения.

Финансовая реформа, осуществленная министром финансов Канкриным, была направлена на отмену ассигнаций и введение в обращение новых монет и бумажных денег. Пополнить запас золота и серебра в казне позволил выпуск депозитных билетов, которые выдавались частным лицам в обмен на принятые на хранение слитки благородных металлов. Были выпущены билеты государственного казначейства – «серии», которые приносили небольшой процент и беспрепятственно обменивались на серебро. В 1839 г. мерой денежного обращения был объявлен серебряный рубль.

Введение самоуправления среди государственных крестьян. В 1836 г. государственные крестьяне были переданы в ведение 5-ого отделения канцелярии под руководством Киселева. В губерниях действовали палаты государственных имуществ, которые заведовали государственной землей и угодьями, наблюдали за государственными крестьянами. Крестьяне были объединены в сельские общества, а из нескольких общин состояла волость. Они имели свои сходы, избирали сельских голов и старшин.

Реформа просвещения была проведена под руководством Уварова. В начале 1830-х гг. проходила реформа средних учебных заведений, направленная на приоритет детей дворян и чиновников среди учащихся гимназий. Учреждены специальные учебные заведения, военные (кадетские корпуса, военная и морская академии) и технические (технологический институт), женские учебные заведения.

В 1835 г. утвержден новый Университетский устав. Усилился государственный контроль над образованием на всех уровнях. Студенты получили возможность учиться на бюджете. Работники просвещения становились госслужащими.

Реформа управления православной церковью. В 1836-39 гг. была проведена реформа Синода, который перешел в полное подчинение обер-прокурору. В результате государственные чиновники получили возможность регулировать и внутрицерковные дела.

Реформа городского управления. Новое Городовое положение 1846 г., сохраняя принцип общности избирательного права, вводит строгую сословность, повышает имущественный ценз в отношении пассивного избирательного права и еще более усиливает опеку и контроль со стороны правительства.

Формирование государственной идеологии – «самодержавие, православие, народность».

В целом деятельность Николая была направлена на укрепление государственной власти, введение полного контроля над всеми процессами общественной жизни в стране. Система госуправления в России имела недостатки: длительное время на принятие решений, возрастание вероятности ошибки при принятии решения (единоличные решения приводят к ошибкам) и разрастание бюрократического аппарата.

В середине XIX в. Россия также столкнулась с экономическими трудностями. Причина лежала в отсталом сельском хозяйстве. Помещичьи хозяйства были убыточны вследствие малой производительности крепостного труда. Государство могло изъять имения и крепостных за долги, но не имело возможности для устройства жизни бывших крепостных, ответственность за которых обычно нес помещик.

Вопрос 30. Реформы государственного управления при Александре II

В царствовании императора Александра II (1856-1881) была проведена реорганизация системы государственного управления, которая затронула все стороны общественно жизни. Общее направление реформ можно охарактеризовать как переход от феодальной монархии к развитию рыночной экономики и переход от абсолютизма к частной демократии на местном уровне.

Крепостные крестьяне находились в частной собственности дворян. Их освобождение без какой-либо компенсации должно было привести к тому, что ведущий социальный слой общества оказывался лишенным части своего имущества. По мнению Александра II, крепостное право носит государственный характер, оно установлено самодержавием, и государство вправе его отменить. В 1861 г. освобождение получили 22 млн. крестьян. Государство получило новых освобожденных граждан. Так как земля оставалась у помещиков, то отводилось два года на решение имущественных споров. Для этого были созданы третейские суды, в состав которых входили мировые посредники, улаживавшие взаимоотношения крестьян и помещиков.

Вопрос 31. Реформа муниципального управления при Александре II

Земская реформа

После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.

Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.