рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Петр Первый

            Ассамблея ─ место  непринужденным  встреч, где  верхи  общества  проходили  школу  светского  воспитания. Каждый  мог  проводить  время  так, чтобы  получить  удовольствие: одних  интересовали  танцы  и  они  кружились  парами, другие  вели  оживлённую  беседу, делились  новостями,  третьи  напряженно  размышляли  за  шахматным  и  шашечным  столиками  над  очередным  ходом. Четвёртые  отводили  себе  пассивную  роль  зрителей  или  слушателей. Такой  ассамблея  представлялась  царю, такой  он  хотел  её  видеть.

            Но  и  непринуждённость, и  неподдельное  веселье,  и  уменье  вести  светский  разговор, и  вставить  уместную  реплику, и,  наконец, танцевать  были  достигнуты  далеко  не  сразу.  На  первых  балах  петровской  эпохи  царила  удручающая  скука, над  гостями  возникла  угроза  каким-либо  поступком  вызвать  раздражение  царя.  Танцевали  словно  отбывали  неприятнейшую  повинность ─ с  каменным  от  напряжения  лицом  и  плохо  повиновавшимися  ногами. Беседы  тоже  не  получались ─вместо  них  получались  односложные  ответы  на  простенькие  вопросы. Современник  срисовал  такую  ассамблею  с  натуры: «Дамы  всегда  сидят  отдельно  от  мужчин, так  что  им  не  только  нельзя  разговаривать, но  не  удаётся  почти    сказать  и  слова; когда  не  танцуют, все  сидят, как  немые  и  только  смотрят  друг  на  друга».

            Чаще  всего  ассамблеи  устраивались  в  зимние  месяцы, реже ─ летом.  Периодичности  никакой  не  существовало. В  1719  году, например, первая  ассамблея  была  проведена  у  генерала  Вейде  18-го января, следующая  ─  в  четверг  25  января  у  князя  Долгорукого,  через  день  ─  у   князя  Черкасского. Иногда  хозяином  ассамблеи  являлся  сам  царь.

            Гости  приглашались  в  Летний  сад  или  загородную  резиденцию ─ Петергоф.

            Правилам  этикета  Петр  обучал  придворных  с  таким  же  усердием, как  офицеров  военному  артикулу. Он  составил  инструкцию,  которой  должны  были  руководствоваться    в  Петергофе.  Она  примечательна, как  свидетельство   того, какие  элементарные  правила  поведения  внушал  царь  своим  придворным: «Кому  будет  дана  карта  с  нумером  постели, то  тут  спать  имеет  не  перенося  постели  ниже  другому  дать  или  от  другой  постели  взять». Или  ещё  более  выразительный  пункт: «Не  разувся, с  сапогами  или  башмаками, не  ложиться  на  постели».

            По  примеру  светских  ассамблей  высшее  духовенство  и  члены  Синода  устраивали  свои  ассамблеи.

            Ассамблеи  открывали  новую  форму  общения  людей. Главное  их  значение  состояло  в  том, что  они  положили  конец  затворнической  жизни  столичных  женщин.   Из  терема, закрытого  для  посторонних  глаз  они  вышли  в  свет.             

   г) Реформы государственного  аппарата. Табель о  рангах.

            В  конце  1708 года  состоялось  важное  распоряжение  о  распределении  всей  России  на  губернии. Учреждено  было  восемь  губерний. Ингерманландская, обнимавшая  вновь  приобретённое  Балтийское    поморье, прежние  земли: Новгородскую, Псковскую, Белозерскую  и  Верхнюю  Волгу  до  Романова; Архангельская, заключавшая  Северное  Поморье, Вологду  и  часть  нынешней  Костромской  области; Московская, обнимавшая  середину  государства (нынешние  губернии: Московскую, Тульскую, часть  Калужской, Рязанскую, Владимирскую, часть  Ярославской); Смоленская, в  которую  входила  нынешняя  Смоленская  и часть  Калужской  губернии;   Киевская, обнимавшая  гетманщину  и  большую  часть  нынешних  губерний: Харьковской, Курской  и  Орловской; Азовская, куда  причислялись  берега  Дона  с  его  притоками  в  губерниях: Тульской  и  Рязанской, вся  Воронежская, часть  Харьковской, Курской, Тамбовской  и Пензенской; Казанская, в  которой  заключалось  всё  Поволжье  от  Юрцева  вплоть  до  Астрахани  и  Терека, а  также  восточная  полоса  до  Яика, а  на  запад  Пенза  с  прилежащими  городами; наконец, Сибирская, в  которую  входила  вся  Сибирь, а  также  Пермь  и  Вятка  с  их  городами. Первыми  губернаторами  были  назначены   в  Архангельской ─ князь  Петр  Алексеевич  Голицын, в  Московской ─ Тихон  Никитич Стрешнев, в  Смоленской ─  Петр Самойлович Салтыков, в  Киевской ─ князь  Дмитрий  Михайлович  Голицын, в  Азовской  ─ адмирал  Федор  Матвеевич  Апраксин, в  Казанской ─ Петр  Матвеевич  Апраксин, в  Сибирской ─ князь  Петр  Матвеевич  Гагарин.

            Самою  важною  мерою  с  целью  привести  в  порядок  государственное  управление  и  правильно  получать  доходы  было  учреждение  высшего  центрального  органа  под  именем  Сената. Указ  об  учреждении  его  последовал  в  первый  раз  22-го  февраля  1711 года. Сенат был  род  думы, состоявшей  из  лиц, назначенных  царём, в начале  в  числе  восьми.  Сенат,  по  словам  указа, учреждался  по  причине  беспрестанных  отлучек  самого царя. Он  имел  право  издавать  указы, которые  все  были  обязаны  исполнять  под  страхом  наказания  или  смертной  казни. Сенат  ведал  судами, наказывал  необъективных  судей, должен  был  заботиться  о   торговле, смотреть  за  всеми  расходами, но  главная   его  цель  была  собирать  деньги, «понеже  деньги  суть артерия  войны», говорил  указ.  Все  сенаторы  имели  равные  голоса.  Сенату  подведомы  были  губернаторы, и  для  каждой  губернии  в  самом  Сенате  учреждались  так  называемые  повытья  с  подъячими. Канцелярия  сената, кроме, кроме  повытей, имела  три  стола: секретный  и  разрядные; последние  заменяли  упраздненный  древний  разряд. В  канцелярии  правительствующего  Сената  должны  были  находиться  неотлучно  комиссары  из  губерний  для  приёма  царских  указов, следующих  в  губернии; они  вели  сношения  со  своими  губерниями  через  нарочных  или  через  почту.

            В  декабре  1717  года  положено  учредить  коллегии.  Наши  коллегии  при Петре  были  ближайшим  образом  сколком  с  тогдашних  шведских  коллегий;  только  государь  в  одном  из  своих  указов  велел  заменить  те пункты  шведского  устава, которые  не  подходили  к  основным  порядкам  русского  государства. Коллегии  имели  смысл  верховных  правительственных  мест  по  разным  частям  государственного  управления. Этих  коллегий  предположено  было  числом  восемь: коллегия  иностранных  дел, где  должны  были  ведаться  все  сношения  с  чужими  государствами, камер-коллегия, заведовавшая  финансами  государства, юстиц-коллегия, ведавшая  судами  и  судопроизводством, ревизион-коллегия, сводившая  и  проверявшая  государственные  денежные  счеты, штатс-коллегия, ведавшая  расходами, берг-  и  мануфактур-коллегия: наблюдавшая  за  горным  делом, фабриками и  завалами, коммерц-коллегия. Ведавшая  торговлею  внутреннею  и  внешнею, наконец, военная  и  адмиралтейств-коллегия: из  них  первая  заведовала  сухопутными  военными  силами, а  вторая  флотом  и  мореплаванием. Каждая  коллегия  находилась  под  представительством  президента  и  вице-президента.  Вице-президенты  были  не  во  всех  коллегиях, и  там, где  они  были, все  принадлежали  к  иноземцам, исключая  коллегии  иностранных  дел. За  президентом  и  вице-президентом  в  каждой  коллегии  следовали: четыре  советника  коллегии, четыре  асессора  коллегий  и  по  одному  секретарю, нотарию, актуарию, регистратору  и  переводчику, а  ниже  из  всех  подъячие, делившиеся  на  три  статьи. Советников  и  асессоров  положено  было  выбирать  баллотированием, но  с  тем, чтоб  они  не  были  сродниками  или  свойственниками  президента  или  вице-президента.

            После  длительной  и  тщательной  подготовки  в  1722 году  была  опубликована  «Табель о  рангах» ─ один  из  важнейших  документов  эпохи,  определяющий  систему  чинов  и  порядок  продвижения   на  государственной  службе ─ военной  и  гражданской. Согласно «Табели  о  рангах»  все  военные  и  гражданские  делились  на  14  классов, составляющих  служебную  лестницу.  Присвоение  очередного  ранга  производилось  за  служебные  заслуги. Таким  образом, принцип  родовитости, знатности  происхождения, некогда  обеспечивающий  высокое  служебное  положение  не  зависимо  от  дарования  и  заслуг, теперь  был  заменён  принципом  личной  выслуги. Без  прохождения  службы  даже  дети  знатнейших  вельмож  не  могли  получать  чины. Вместе  с  тем  путём  выслуги  в  число  военных  и  гражданских  чаще, чем  ранее, открывался  доступ  выходцам  из   недворянских   слоёв  населения. Дослужившись  до  чинов, входящих  в  «Табель…» такие  лица  получали  дворянское  звание.

            При  Петре  I  царская  власть  стала  неограниченной  (абсолютной). Вот  как  определялась  власть  царя  в  предисловии  к  Воинскому  уставу: «Его  величество  есть  самовластный  монарх, который  никому  на  свете  в  своих  делах  ответу  дать  не  должен». Он  управляет  государством  «по  своей  воле  и  благомнению».

           

           

        

                                     ТАБЕЛЬ  О  РАНГАХ.

Классы

Чины  военные

               сухопутные 

Чины  гражданские
I

Генералиссимус.

Фельдмаршал.

Канцлер.
II

Генерал  от  артиллерии,

пехоты, кавалерии.

Действительный  тайный 

советник.

III Генерал-лейтенант. Тайный  советник. 
IV Генерал-майор. Действительный  статский  советник. 
V Бригадир. Статский  советник.
VI Полковник. Коллежский  советник.
VII Подполковник. Надворный  советник.
VIII Майор. Коллежский  асессор.
IX Капитан. Титулярный  советник.
X Штабс-капитан. Коллежский  секретарь.
XI ── Сенатский  секретарь.
XII Поручик. Губернский  секретарь.
XIII Подпоручик. Сенатский  регистратор.
XIV Прапорщик. Коллежский  регистратор.

 

9.  ЛИТЕРАТУРА.

1.  Н.И. Костомаров «Русская  история  в  жизнеописании  её  главнейших  деятелей». Том  3, 1997 г.

     2. Энциклопедия  Аванта  «История  России  и  её  ближайших                       

         соседей». Часть 1, 1999 г.

     3.«Большая  советская  энциклопедия». Том 14, 1973 г.

     4.«Большая  советская  энциклопедия». Том 19, 1975 г.

     5. А.А. Преображенский, Б.А. Рыбаков «История  Отечества». 1996 г.

     6. Р.Кирсанова «Пошлина  на  штаны».  

         Родина, 1997 г., №1  стр. 41-46.

     7. «300-летию  Российского  флота  посвящается». Тематический        

          номер   журнала  Родина, 1997 г., № 10-11.

     8. С.Ф. Платонов «Лекции  по  русской  истории». Часть I, 1994 г.

     9. А.В. Митяев «Ветры  Куликова  поля». 1984 г.

   10. В.И. Буганов «Петр  Великий  и  его  время». 1989 г.

   11. Н.И. Павленко «Петр  Первый  и  его  время». 1989 г.

   12. А.А. Преображенский «История  раскрывает  тайны». 1991 г.

   13. А.И. Красницкий  «Петра Творенье». 1995 г.

   14. И.И. Лажечников  «Последний  Новик». 1990 г.


    Муниципальное  общеобразовательное  учреждение  лицей  № 9.

Научно-исследовательская  работа  по  истории.

                            Тезисы  к  выступлению  на  тему:


 

     «Петр  Первый».


                                                        


                                                          Выполнила:  ученица  7  Б  класса

                                                                                Смирнова  Ольга.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                          Научный                                                              

                                                          руководитель: преподаватель  истории

                                                                                     Охотникова  Галина                          

                                                                                     Николаевна.

Сибай, 2003.

1.  Актуальность  темы  и  методы  исследования. 

            Петр  I  единственный, возможно,  из  правителей  России, который  сделал  для  неё столько, отдав  ей  максимум, а для  себя  взяв минимум из  всего  возможного, который  обладал  такой  энергией  и  силой, который  постоянно  рвался  вперёд, боролся  с  отсталостью  своёй  страны. Именно  поэтому  для  своей  работы  я  взяла  тему,  связанную  с  Петром   I.

            Ещё  в  детстве, не  читая  специальных  книг, из  художественных  произведений, из  фильмов  я  узнала  о  Петре. Теперь  я  решила  изучить  эту  тему  подробнее.

            В  своей  работе  я  использовала  книги  Н.И.Костомарова, С.Ф. Платонова, В.И. Буганова, Н.И. Павленко  и  многих  других. Изучая  работы  этих  авторов, я  составляла  свой  текст, который  и  представлен  в  моей  работе.

            В русской  науке  и  публицистике, так  же  как  и  в  зарубежной,  история  России   нередко  делиться  на  два  периода ─ допетровский  и  послепетровский. Такова  притягательная  сила  личности  Петра  Великого, первого  российского  императора, великого  реформатора, и  значительность  того  места, которое  он  занял  своими  деяниями  в  истории. Российский  историк   Сергей  Михайлович  Соловьёв  называл  Петра  революционером  на  троне, и  подобный  взгляд  в  своё  время  был  весьма  распространён.

            … Дирижер  взмахивает  палочкой, и  в  притихший  зал  льются  звуки  к  «Хованщине»  Мусоргского ─ знаменитое  «Утро  на  Москве-реке». Гениальная  музыка  говорит  не  только  о  том, что  человек  встречает  каждый  день  зарю, восход  солнца, обновление  жизни, но  и  о  другом: под  воздействием  музыки  перед  мысленным  взором  слушателя  встаёт  обновлённая  Россия,  воспрянувшая  от  темноты  к  свету; начинается  новая  эпоха ─ эпоха  Петра  Первого, преобразователя  России, выведшего  её  на  новые  пути, от  косной  старины, повернувшего  к  новым  замыслам  и  идеям.

            В  произведениях  поэтов  и   работах  учёных, в  творениях  музыкантов  и  художников  не  обошлось,  как  водится,  без  преувеличений. Однако, сам  Петр  сознавал  значение  того, что  при  нём  происходило, и  что  сделал  он  лично. Он  хорошо  понимал, что  строит  не  на  пустом  месте, а  продолжает  дело  своих  предшественников. В  1717 году, однажды  на  пиру  царь, будучи  в  зените  славы, обратился  к  князю  Долгорукому. Тот  отличался  честностью, прямотой, слыл  неподкупностью, нередко  спорил  с  царём  в  Сенате. Петр  сказал:

           Вот  ты  больше  всех  меня  бранишь  и  так  больно  досаждаешь  мне  своими  спорами, что  я  часто  едва  не  теряю  терпения.  А  как  рассужу, то  и  увижу, что  искренно  меня  и  государство  любишь  и  правду  говоришь, за  то  я  внутренне  тебе  благодарен. А  теперь  спрошу  я  тебя: как  ты  думаешь  о  делах  отца  моего  и  моих.  И  уверен, ты  нелицемерно  мне  ответишь.

           ─ Изволь, государь, присесть (царь  стоял  за  стулом, на  котором  сидел  князь), а  я  подумаю.

            Петр  сел  рядом  с  Долгоруким, тот  не  которое  время  молчал,  обдумывая  ответ  и  поглаживая  длинные  усы.  Наконец  сказал:

           ─ На  вопрос  твой  нельзя  ответить  коротко, потому,  что  у  тебя  с  отцом  дела  разные: в  одном  ты  заслуживаешь  хвалы  и  благодарности, в  другом ─ твой  отец. Три  главных дела  у  царя: первое ─ внутренняя  управа  и  правосудие. Это  вше  главное  дело.  Для  этого  у  отца  твоего  было  больше  досуга, а  у  тебя  ещё  и  времени  подумать  о  том  не  было,  и  потому  в  этом  твой  отец  больше  тебя  сделал. Но  когда  ты  займешься  этим, может  быть, ты  больше  отцова  сделаешь.  Да  и  пора  уж  тебе  об  этом  подумать. Другое  дело  военное. Этим  делом  твой  отец  много  хвалы  заслужил и  великую  пользу  государству  принёс, устройством  регулярных  войск  тебе  путь  показал, но  после  него  неразумные  люди  все  его  начинания  расстроили, так  что  ты  почти  всё  вновь  начинал  и  в  лучшее  состояние  привёл.  Однако  хоть  и  много  я  об  этом  думал, но  ещё  не  знаю, кому  из  вас  в  этом  деле  предпочтение  отдать, конец  войны  прямо  нам  это  покажет. Третье  дело ─ устройство  флота, внешние  союзы, отношения  с  иностранными  государствами. В  этом  ты  гораздо  больше  пользы  государству  принёс  и  себе  чести  заслужил, нежели  твой  отец, с  чем  надеюсь, и  сам  согласишься.  Потому  у  умного  государя  не  может  быть  глупых  министров, ибо он  может  о  достоинстве  каждого  рассудить  и  правые  советы  отличить.

            Слова  князя  пришлись  царю  по  душе.  Он  расцеловал  Долгорукого.

           ─ Благий  рабе. В  мале  был, еси  мне  верен, над  многими  тебя  поставлю.

            Слова  Петра  в  духе  евангельской  притчи  отразили  его  отношение  к  сказанному  Долгоруким. В том, что  нелицеприятно  и  тонко  сформулировал  умный  князь, содержится  своего  обзор  и  прошлого  и  настоящего, дается  высокая  оценка, хотя  говориться  о  недоделках  и  упущениях  обоих  царей ─ отца  и  сына.

            После  слов, которые Петр услышал  от  Долгорукого, он  даже  обиделся,  но  не  на  Долгорукого, а  на  то, что  такой  критики  ему  раньше  никто  не  давал.  Возможно  поэтому  реформы, касающиеся  государственного  управления, «внутренней  управы», приходятся  в  основном  на  последние  годы  жизни  Петра.

            Эта  беседа  Петра  и  Долгорукого  убеждает  в  том, что  уже  современников  Петра  интересовал  вопрос  о  соотношении  сделанного  этим  великим  человеком  и  его  предшественниками.  Россия  никогда  не стояла  на  месте, развивалась, хотя  по-своему  и  не  всегда  так  быстро, как  другие  страны  со  времени  своего  появления  на  исторической  арене.  Многое  этому  мешало: иноземные  нашествия, ордынское  иго, княжеские  и  боярские  неурядицы. Образование  единого  Российского  государства, при  Иване  III, и  одновременное  освобождение  России  от  Золотой  Орды  вывело  страну  на  новые  рубежи.

            Её  развитие  в  XVI -XVII вв., несмотря  на  внутренние  потрясения (опричнину  и  разорение  последней  трети    XVI в.,  голодные  годы  в  начале  следующего  столетия)  и  польско-шведскую  интервенцию, продолжалось  безостановочно.

            Развитие  России  фактически  началось  с  Ивана  III,  с  учреждения  приказов, продолжалось  при  Романовых, при  Алексее  Михайловиче, при  Петре  не  было, пожалуй  ни  одной  сферы  жизни, которая  если  не  сразу  стала  быстро  развиваться,  то  хотя  бы  чуточку  продвинулась  вперёд.  И  сейчас  мы  живём  в  постоянных  реформах  и  никак  не  можем  прийти  хотя  бы  к  тому, к  чему  пришли  в  Европе.

            Если  человек   хочет  извлечь  для  себя  что-либо  полезное  из  прошлого, он  изучая  жизнь  замечательных  людей, непременно  должен  обратиться  к  личности  Петра  I. Титул  «Великий» преподнесло  ему  правительство, Сенат. Но  такое  слово  ставили рядом с ним  и  те  люди, чья  объективность  вне  сомнения. «…Действительно  великий  человек…» ─ писал  о  Петре  Фридрих  Энгельс. «… Везде  Петра  Великого  вижу   в  поте, в  пыли, в  дыму, в  пламени; я  не  могу  сам  себя уверить, что  один  везде  Петр, не  многие; и  не  краткая  жизнь, но  лет  тысяча…» ─ писал  о  Петре  Михаил  Васильевич  Ломоносов.

2.  Итоги.        

            Когда  уходит  из  жизни  незаурядный, великий  человек,  в  его  бывшем  окружении  много  недостаёт, исчезает  тот  центр,  вокруг  которого  всё  собиралось, всё  двигалось.  Оценка  его  потомками  зависит  от  масштабов  личности  и  деяний, с  нею  связанных.  Личность  Петра  такова, что  его  отсутствие  сказалось  не  только  на  тех, кто  с  ним  так  или  иначе  был  связан.  Конечно, жизнь  продолжалась:  сразу  после  кончины  Петра  Екатерину  провозгласили  императрицей ─  вакуум  власти  должен  быть  заполнен, и  желательно  как  можно  быстрей.  Продолжались  старые  и  начинались  новые  политические,  придворные  комбинации, расчёты  и  просчеты, как  исстари  повелось. Не  за  горами  эпоха  дворцовых  переворотов, смена  временщиков, засилье  немцев, которые  по  едкому  замечанию  Ключевского  посыпались  на  Россию (при  Анне  Ивановне  и  Бироне),   как  сор  из  дырявого  мешка.   Вслед  за  Петром  на  престол  всходили  правители,  которых  Пушкин  метко  назвал  ничтожными  наследниками  северного  исполина.

            И  осиротевшие  сподвижники, сторонники, и  ближайшие  потомки, те, кто  так  или  иначе  продолжил  его  дело, и  более  отдаленные  по  времени  от  эпохи  Петра  политики, философы, публицисты, поэты  и  писатели  постоянно  возвращались  к  личности  и  деятельности  первого  русского  императора. «Часто, ─ как  пишет  Ключевский, ─ даже  вся  философия  нашей  истории  сводилась  к  оценке  петровской  реформы».       

            Время  Петра, его  преобразования, личный  вклад  в  строительство  государства, укрепления  его  позиций, увеличение  славы  российской  не  могут  не  вызывать  пристального  внимания. При  всех  недостатках, ошибках  и  деформациях  эпохи  реформ  Петра, нередко  очень  серьёзных, Россия  при  нём  заметно  продвинулась  вперёд  по  пути  развития, сократив  свою  отсталость  от  передовых  стран  Западной  Европы.

            Петр,  немало  способствующий  экономическому  росту  страны, хорошо  сознавал, что  отставание  грозит  неприятными  последствиями ─ зависимостью  от  развитых  стран, в  конечном  счете,  потерей  национальной  зависимости.  Государство, которое  он  чествовал  и  укреплял ─ это  абсолютистское  бюрократическое  государство  господствующего  класса  дворян  и  нарождавшейся  буржуазии.

            Помимо  решения  классовых  задач  (защита  интересов, укрепление  позиций  дворян  и  купцов, расправа  с  народными  восстаниями), Петр  и  его  аппарат  ставили  и  выполняли  общенациональные  задачи  и  в  этом  смысле  его  личное  служение  «государственное  интересу», «общей  пользе»  не  может  не  вызывать  уважения. Проведённые  им  преобразования, в  ряде  случаев  продолжившие  или  завершившие  начатое  до  него, сделали, сделали  Россию  неизмеримо  более  сильной, развитой, цивилизованной  страной, ввели  его  в  общество  великих  мировых  держав, хотя  до  конца  ликвидировать  её  отсталость  не  смогли.

            Петр  Великий  ─  фигура  противоречивая, сложная. Таким  породила  его  эпоха.  От  своих  отца  и  деда  унаследовал  он  черты  характера  и  образ  действий, мировоззрение  и  замыслы  на  будущее.  В  это  же  время  он  был  яркой  индивидуальностью,  и  именно  это  позволило  ему  ломать  устоявшиеся  традиции, обычая  привычки, обогащать  старый  опыт  новыми  идеями  и  деяниями, заимствовать  нужное  и  полезное  и  других  народов.

            Очевидцы  поведали  потомкам, что  русский  царь  отличался  простотой  в  обращении, невзыскательностью, непритязательностью  в  быту. Дома  или  дворцы, для  него  сооружённые  для  него  не  отличались  большими  размерами  и  пышностью.  В  соответствии  со  старорусскими  вкусами, он  не  терпел  высоких  потолков  и  там, где  они  имелись, приказывал  сделать  второй  пониже, из  дерева  или, на  худой  конец, из  парусины.  По  натуре  человек  добрый, он  мог  обласкать  не  только  дельного  вельможу, но  и  плотника, кузнеца  и  матроса, делил  с  ними  кров  и  пищу, крестил  их  детей. Не  любил  всякие  официальные  церемонии  и  тем  приводил  в  изумление  иностранных  наблюдателей, особенно  королев, принцесс  и  аристократов. Однако, привычка  к  власти, раболепие  окружающих  объясняют, но  не  оправдывают  такие  качества  в  Петре,  как   грубость  и  жестокость, вседозволенность  и  пренебрежение  к  человеческому  достоинству, произвол  в  политике  и  в  быту. Он  сознавал  и  не  раз  подчёркивал, что  он  ─  абсолютный  монарх, и  всё, что  он  делает  и  говорит, неподвластно  людскому  суду.

            Конечно,  и  после  ухода  Петра  из  жизни  движение  России  вперёд,  при  всех  зигзагах  и  временных  отступлениях, продолжалось. И  в  этом  важную  роль, роль  ускорителя, сыграли  мощные  импульсы, приданные  этому  движению  в  эпоху  первого  русского  императора  деяниями  его  самого, сподвижников  царя  и,  конечно, миллионов  простых  тружеников  России.


                                                           


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.