рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Научная работа: Рязанское княжество в XI-XIII вв. и его материальная культура

§11. Особенности раскопанных предметов быта

Отметим те бытовые находки, которые не вошли в другие разделы работы.

На территории Старой Рязани найдено огромное количество огнив. Обычно они калачевидной формы, реже встречаются овальные или прямоугольные.

Светильники обнаружены глиняные в виде плоской чаши на высокой полой ножке и металлические в виде бронзового треножника. Лучины закреплялись в светцах. Светец обычно представляет собой металлический стержень, один конец которого заострен (для забивания в дерево), другой разведен или имеет форму вилки, между зубьями которой закреплялась лучина.

Следует отметить костяные уховертки и костяные счетные бирки. Одна из таких бирок, найденная на Северном городище в слое XII в., представляет собой кусок ребра овцы или коровы, на вогнутой стороне которого сделаны зарубки (рис. 10). Концы ребра обрезаны. На одном конце находится сквозное отверстие для подвешивания бирки. На бирке всего 34 зарубки, первые 10 зарубок отделены насечкой.

К массовым находкам относятся костяные (или роговые) гребни. Обычно они трапециевидные, двусторонние, изготовленные из целого рога. Реже — прямоугольные с роговой накладкой посередине на медных заклепках. В большинстве случаев средняя часть гребня снабжена глазковым или городчатым орнаментом. Так же орнаментированы и костяные рукоятки ножей.

Детские игрушки представлены изделиями из кости и обожженной глины. Найдено несколько жужжалок из костей овцы, коровы и из пястных костей свиньи. В жилых слоях найдены каменные и глиняные, покрытые глазурью, яйца, маленькие глиняные сосудики, глиняные свистульки в виде животных и др.

Скажем несколько слов о предметах военного быта, найденных в Старой Рязани. Часть из них, возможно, применялась и на охоте.

На Старорязанском городище найдено четыре наконечника копья. Все они лавролистной формы («пламевидные») и имеют трубчатую втулку для насаждения на древко. У некоторых наконечников шиловидное (четырехгранное с острым колющим концом) лезвие и конусовидная втулка. Копья с подобными наконечниками предназначались для пробивания кольчуг.

В Старой Рязани найдено семь боевых топоров с широким лезвием, с глубоким вырезом у рукояти (для облегчения веса).

Шпоры найдены в обломках. Они состояли из пластины полуовальной формы, на концах которой сделаны были продолговатые сквозные прорези для ремня. Посередине пластины, перпендикулярно к ней, был приделан остроконечный шип. Стремена делались из целого куска железа. Форма стремян арочная. Дужка была выкована из плоского куска железа и имела вверху продолговатый выступ, в котором находилась прорезь для ремня. Нижняя часть, предназначенная для ступни, представляла собой пластинку овальной формы, широкую посередине. Конские удила состояли из двух соединенных петлями стержней и двух подвижных колец по краям.

Среди найденных наконечников стрел значительную часть составляют бронебойные трех- и четырехгранные (пирамидальные), предназначавшиеся для пробивания кольчуг, шлемов, щитов и т. п., т. е. против воинов в доспехах.

Три стрелы из слоя X в. были трехлопастными с утолщенным острием. Многочисленную группу составляли наконечники ланцетовидной формы, почти все они имели длинный шиловидный черенок. Между черенком и лезвием находился валик для упора в древко. У ряда наконечников — плоское ромбовидное лезвие.

Найдена двушипная втульчатая стрела длиною 8,3 см, из которых на лезвие приходится 3,9 см. Такие стрелы характерны для юго-западных областей Киевской Руси X—XII вв. и для западноевропейских стран. Они применялись главным образом против воинов, не защищенных доспехами, а также на охоте. [7 – стр. 167-187].

Среди бытовых предметов, найденных археологами – фрагменты ключей и замков, детских игрушек, черепки глиняной посуды. Но основное внимание привлек носик-водослив старинного «рукомоя», сделанный из глины в виде головы барашка. Загнутые рожки, выпуклые, словно удивленные, глаза придают его симпатичной мордашке живое выражение. Голова барашка на «рукомое» не случайна. Этнограф XIX в. А. Н. Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» рассказывал, что фольклорном мировидении славян тяжелые облака, готовые пролиться дождем, ассоциировались с мохнатыми небесными баранами, овцами или козами. Недаром такие облака и сегодня называют барашками, а у болгар – овцами Ильи-пророка. В символике народных художественных переосмыслений образ барана связывался с представлениями о льющейся воде.

А найденные археологами на небольшом пространстве раскопа шахматные фигурки (костяная и деревянная) говорят о том, что в городе процветали те же интеллектуальные игры, которыми увлекался царский двор. [10 – стр. 19].

 

§12. Верования и религия

Религия занимала очень важное место в жизни средневекового города.

На Старорязаноком городище найдено множество каменных и металлических крестиков, образков-подвесок. Среди них особо следует отметить литой медный образок с изображением архангела, найденный в крещальне Борисоглебского храма во время раскопок 1836 г. Весьма примитивное изображение и грубое литье позволяют отнести образок к ранним произведениям мелкой пластики и датировать XI в. К тому же времени относится литой медный крестик с изображением распятия, края крестика слегка скруглены, распятие изображено фронтально, руки непропорционально велики.

Чрезвычайно интересна наблюдаемая на целом ряде фактов борьба язычества с христианством. Несмотря на большой срок, прошедший с момента принятия христианства, а также на то, что христианство пользовалось всеми преимуществами государственной религии, в Старой Рязани, как и в других русских городах, достаточно долго сохранялись элементы язычества. Археологи это наблюдают, в частности, в обряде погребения.

В земле вятичей христианизация протекала медленнее, чем в других частях древней Руси. Судя по сообщению об убийстве Кукши защитниками язычества, проповедь хриастианства была здесь небезопасной даже в XII в. По-видимому, до XII в. у вятичей удерживался обряд трупосожжения (может быть, этим объясняется отсутствие вятических курганов X—XI вв.) и до XIV в. у вятичей сохранился обычай погребения в курганах, против которого боролась христианская церковь. В городах от курганного обряда погребения отказались значительно раньше. Но даже в XII в. в Старой Рязани мы находим в обряде погребения некоторое сходство с вятическими курганами. Это проявляется в посыпании покойника углем, в оставлении в могиле горшка с пищей и в нахождении на городском кладбище в насыпях могил углей, обломков горшков, костей животных — остатков тризны. Подобно тому, как это делалось в подкурганных погребениях, горожане хоронили покойников в долбленой деревянной колоде и обертывали ее берестой.

Отдельные вещи, найденные в городских кладбищенских могилах, связывают Старорязанское кладбище XII—XIII вв. на Северном городище с современными ему вятическими курганами. К ним относятся хрустальные шаровидные бусы, семилопастные височные кольца и решетчатые перстни. То, что на Старорязанском городском кладбище найдены вещи вятичей,— любопытное и редко наблюдаемое явление, так как племенные наряды обычно встречаются только в деревенских курганах XII в. Это объясняется устойчивостью древних обычаев у вятичей. Даже в городе, находившемся под властью феодалов, не стерлись полностью характерные черты племенного наряда, и в бескурганном могильнике найдены погребения с вятическими перстнями, бусами и височными кольцами.

Необходимо отметить, что отдельные вещи из вятического племенного наряда мы находим лишь на кладбищах Северного городища. На Южном городище такие вещи встречаются в жилых слоях. Это свидетельствует о довольно позднем бытовании вятических вещей, когда уже на Северном городище появились многочисленные захоронения, большей частью относящиеся к XIII в.

Обряд погребения во вскрытых в соборе гробницах не ясен, так как, вероятно, погребения были нарушены. Этим можно объяснить нахождение Тихомировым множества черепов в одной гробнице. Впрочем, возможно, что погребение нескольких человек в одном гробу было совершено после батыева разгрома Старой Рязани, о чем говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем». Ингварь Ингоревич, собрав трупы погибших князей, бояр и воевод, «принесе их во град Резань» и положил некоторых из них совместно «во единой рацё». Во вскрытых нами погребениях в западном притворе Борисоглебского собора найдено по три совместных погребения.

Пережитком язычества являлось и распространение амулетов в виде медвежьих клыков с просверленными для тесьмы отверстиями, а также заячьих косточек и др.

Типичное для всей древнерусской культуры двоеверие отражено, как мы видим, и в материалах Старой Рязани. [7 – стр. 187-193].


Заключение

Археологические исследования Старой Рязани показали, что славянский город возник на территории, ранее занятой сначала городецким городищем, а потом поселком мордвы-эрзи, давшим городу свое название. Славяне, до этого проникавшие в район среднего течения Оки отдельными группами, в X в. полностью колонизовали его. Но возникновение города Старой Рязани не как первоначального поселения славян, а как средоточия ремесла, торговли и в то же время превращение его в важный административный центр, относится только к XI в. Только с этого времени мы можем говорить о городе не в понятии древнерусского летописца, как об огражденном и укрепленном поселении, а о городе, как социальном явлении, возникавшем с отделением ремесла и торговли от сельского хозяйства.

Основой процветания Рязани и ее существования как города было развитие ремесел. Многочисленные мастерские, открытые на городище, свидетельствуют о том, что ремесленное производство было важнейшим занятием жителей. Установлено наличие в Старой Рязани металлургического производства, обработки железа, дерева, янтаря, стекла, кости, камня, цветных металлов и т. д. Рязанские ремесленники рано, еще в XI в., научились делать сталь и использовать ее технические свойства для создания орудий труда и предметов быта. Преобладание славянского этнического элемента в Рязанской земле было обеспечено более быстрым социальным и культурным развитием славян, происходившим под влиянием и при поддержке могущественной Киевской державы. Наивысшим достижением рязанских ремесленников являлись изделия из цветных металлов.

Старая Рязань была важным торговым центром. Археологические находки свидетельствуют о ее широких торговых связях, о привозе товаров с Востока, из Византии и Западной Европы. Рязанские мастера также работали на экспорт, в частности производили отдельные предметы для продажи мордве. Но важнейшей статьей экспорта был хлеб. Не только деревня, но и город был связан с земледелием. Жители Старой Рязани наряду с ремеслами и торговлей сеяли хлеб и разводили скот. В результате раскопок получены интересные данные для характеристики быта городского населения древней Руси, для суждения об одежде, украшениях, верованиях, грамотности и т. д.

Раскопки Старой Рязани дали важные материалы по истории русской культуры и ремесла, а также древнерусского города. В результате археологических исследований можно утверждать, что Старая Рязань была одним из важнейших культурных и ремесленных центров древней Руси, роль которого в истории нашей родины не была полностью оценена вследствие утраты рязанских летописей. Археология восполнила недостачу письменных источников и помогла восстановить историю древней столицы Рязанского княжества.

Значение археологических исследований Старой Рязани не ограничивается только тем, что мы узнали историю столицы одного из русских княжеств, как бы интересна она сама по себе ни была. Если историческое и культурное значение таких великих центров Руси, как Киев и Новгород, давно уже определено, то северо-восточная Русь и поныне многими историками характеризуется, как отсталая окраина, не достигшая уровня развития даже близкого к Киеву. Между тем археологические данные свидетельствуют не только о высоком уровне развития культуры Рязанской земли, но и об ее удивительной близости, а подчас и полном тождестве с культурой Киева и Чернигова. Замечательные памятники материальной культуры, найденные в Старой Рязани,— неопровержимое доказательство высокого уровня развития культуры в разных частях древней русской земли, даже на самых ее окраинах.

Географическое положение Рязанской земли, её окраинное положение по отношению к другим русским землям, близость к степному пограничью, к чудским племенам Поволжья и Булгарскому государству, тот факт, что по Рязанской земле проходил важный торговый путь на Восток - наложили отпечаток на всю её историю. Это придало ей некоторые черты своеобразия и создало ряд условий, которые отличали развитие Рязанской земли и её столицы от развития других русских земель и городов. Необходимость обороны города заставила жителей Старой Рязани совершенствовать приемы изготовления оружия и способы охраны своих территорий путем возведения насыпей и рытья рвов. Выгодное расположение городища относительно торговых путей является одним из важных условий развития ремесел. Плодородие почв и наличие места под пастбища способствовало развитию сельского хозяйства и скотоводства на территории княжества.

Рязанское княжество в силу своего пограничного положения на юге Руси теснее других было связано с Ордой. Такое близкое соседство с ней мешало материальному благосостоянию жителей, а также развитию христианской цивилизации, ремесла, торговли и грамоты.

После ремесла важнейшей основой развития Старой Рязани была торговля. Столица Рязанской земли была выгодно расположена на важнейшем торговом пути, проходившем по Оке. Если судить по 23 кладам восточных монет, найденных в пределах Рязанской земли, то становится очевидным, что Ока еще в VIII – XI вв. являлась оживленной торговой магистралью. Большинство этих кладов было зарыто вдоль Оки и лишь очень небольшое количество из них на берегах Пары, Верды, Рановы и Пры, к югу от Оки. К этому бассейну тяготеют вещевые клады IX – начала X в. Окский торговый путь вел из славянских стран в Булгарию, а оттуда, по Волге, в арабские страны и в Среднюю Азию.

Старая Рязань, весьма выгодно расположенная в районе трех судоходных рек Оки, Прони и Пары и в непосредственной близости с величайшей водной артерией Восточной Европы – Волгой, уже по своему географическому положению имела все данные, чтобы превратиться в большой город.

Как ни фрагментарны археологические материалы о развитии торговли в Старой Рязани, они все же свидетельствуют о широких торговых связях, о привозе товаров с Востока, из Византии и Западной Европы.

Такое соседство как мордва и в особенности половцы, разумеется, могло только задерживать внутреннее развитие Рязанского княжества и положило своего рода печать на формы быта. Оно вредило благосостоянию края и поддерживало в постоянном напряжении грубые физические силы народа.

Тесное соседство с татаро-монголами сильно тормозило развитие Старорязанского общества. В первое время после татарского нашествия замедлились успехи христианской проповеди в рязанских пределах. Хотя татары, как известно, не воздвигали гонения на православную веру; но близкое соседство с ними и частые грабежи, конечно, мешали материальному благосостоянию жителей, развитию христианской цивилизации. Тем не менее, святая вера продолжала постоянно приобретать новых поклонников. Грамоты митрополитов на Червленный Яр указывают на присутствие оседлого христианского населения в местах между Доном и Хопром.

Краткая характеристика различных ремесел столицы Рязанской земли опровергает мнение о якобы существовавшей отсталости культуры Рязанской земли. Старая Рязань не отставала от Киева, Чернигова, Новгорода и других великих центров древнерусской культуры и ремесла. Старорязанские мастера славились своими изделиями, особенно стоит выделить мастерство местных ювелиров. Раскопанные на территории Старой Рязани клады подтверждают это утверждение. Золотые колты, бармы и бусы выполнены необычайно тонко и декоративно.

Охота, рыболовство, бортничество, которые в Старой Рязани в той или иной мере отражены в археологических материалах, доставляли жителям города лишь дополнительные продукты питания. Основными же отраслями сельского хозяйства являлись земледелие и скотоводство, для которых на территории княжества были созданы благоприятные условия. Высокое плодородие почв позволяло выращивать хлеб не только для обеспечения питанием жителей княжества, но и экспортировать его в другие земли.

Высокий уровень развития материальной культуры княжества также подтверждается находками всевозможных предметов повседневного быта: керамических изделий различного назначения, детских игрушек, военного и боевого оружия.

Рассматривая духовную сферу жизни Старорязанского княжества, следует обратить внимание на тот факт, что в Старой Рязани, как и в других русских городах, достаточно долго сохранялись элементы язычества, но несмотря на это большинство жителей приняло христианство. Из этого следует, что уровень культурно-духовного развития жителей княжества был достаточно высок, по сравнению со многими регионами, в которых языческие воззрения были народной верой и вплоть до XX в. проявлялись в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве.

Проанализировав всю информацию, собранную мной для написания научной работы, я пришла к выводу, что Рязанское княжество и его столица – Старая Рязань в период с XI по XIII в. имело чрезвычайно развитую для данного периода материальную культуру. Это отражалось в уровне развития сельского хозяйства, мастерстве местных ремесленников, уровню развития торговых, а также внешнеполитических отношений. Развитие княжества достигло своего рассвета к XIII в., но татаро-монгольское нашествие прервало его развитие и создало условия, в которых Рязанское княжество не могло больше существовать сначала как столица, а потом и вообще. Но, несмотря на недолгое существование княжества, жители Старой Рязани создали свою бессмертную материальную культуру, исследованием которой до сих пор занимаются археологи. Я считаю, что изучение материальных ценностей древнерусских городов позволяет глубже проследить не только историю данного региона, но и историю всей страны, что очень важно для воссоздания исторического облика России в период XI-XIII вв.

Городище Старая Рязань и все Рязанское княжество имело важное значение в развитии Руси. Так, например, Старорязанские земли были важным оборонительным рубежом, защищавшим крупные города от нашествий половцев и татар, принимая на себя основную часть их ударов.

Так же Старая Рязань являлась одним из основных торговых пунктов на пути на Восток и в Азию, что позволило наладить отношения с южными соседями.

И, конечно же, городище Старая Рязань и примыкающая к нему территория являлись одним из наиболее значимых культурных и ремесленных центров на Руси.


Список литературы

1.         Авдусин Д.А., Археология СССР; Издательство "Высшая школа", 1977.

2.         Даркевич В.П. Древняя Рязань, 1993.

3.         Даркевич В.П., Борисевич Г.В., Древняя столица Рязанской земли: XI—XIII вв., М., 1995.

4.         История Рязанского княжества. Сочинения Д. И. Иловайского, М. - Издание книгопродавца А. Л. Васильева, 1884.

5.         Амальрик А.С., Монгайт А.Л., Что такое археология, М., 1966.

6.         Колчин Б.А, Древняя Русь. Город, замок, село, М., 1985.

7.         Монгайт А. Л., Старая Рязань, М. – 1955.

8.         Тихомиров Д., Древнерусские города, М., 1956.

9.         Гордиенко В., Старая Рязань: вчера, сегодня, завтра, Газета "Рязанские ведомости" №10, 2003.

10.      «Сердце Переяславля Рязанского», журнал «Наука и жизнь», №6, 2007.

11.      Энциклопедия «Аванта +», том 5 «История России и ее ближайших соседей», ч. 1. «От древних славян до Петра Великого», М., 1998.

12.      http://rv.ryazan.ru

13.      http://liberea.gerodot.ru

14.      http://www.archeologia.ru


Приложения

Рис. 1. План городища Старой Рязани с указанием мест раскопок.

Борисоглебский собор, а — раскопки 1836 г.; б — раскопки 1926 г.; в — раскопки 1948 г. Спасский собор — раскопки 1888 г. Успенский собор — раскопки 1949 г. 1 — раскоп 1945 г. № 1; 2 — раскоп 1945 г. № 2; 3 — разрез вала у Новых Пронских ворот 1945 г.; 4 — разрез вала 1945 г.; 5.— раскоп 1946 г. №1; 6 — раскоп 1946 г.; № 2; 7 — раскоп 1948 г. № 2А; 8 — раскоп 1948 г. № 2Б; 9 — раскоп 1948 г. № 2В; 10—раскоп 1949 г. № 2Г; 11 — раскоп 1946 г. № 3; 12 — раскоп 1946 г. № 4; 13 — раскоп 1946 г. № 5; 14 — шурф 1946 г.; 15 — раскоп 1949 г. № 1; 26 — раскоп 1949 г. № 2; 17 — раскоп 1950 г. № 1; 18— раскоп 1950 г. № 2; 19 — раскоп 1950 г. № 3; 20 — раскоп 1950 г. № 4; 21 — раскоп 1950 г. № 5; 22 — раскоп 1950 г. № 6; 23 — раскоп 1950 г. № 7Б; 24 — раскоп 1950 г. № 8; 25 — раскоп 1950 г. № 9; 26 — раскоп 1950 г. № 10; 27 — раскоп 1950 г. № 11; 28 — раскоп 1950 г. № 12; 29 — раскоп 1950 г. № 13; 30 — раскоп 1950 г. № 14; 31 — раскоп 1950 г. № 15; 32 — разрез вала у Исадских ворот 1950 г.


Рис. 2. Клейма на днищах керамических сосудов и «знак рюриковичей»

Рис. 3. Бракованный стеклянный браслет

Рис. 4. Костяная накладка


Рис. 5. Литейные формы

Рис. 6 Медная пластина церковных дверей

Рис. 7. Звездчатый серебряный колт. Клад начала 13 в.


Рис. 8. Золотой колт с изображением князя Глеба. Филигрань, перегородчатая эмаль. 12 в.

Рис. 9. Золотые бусы (клад 1822 г.)


Рис. 10.

1 – счетная бирка; 2 – рукоять плети; 3 – костяная трубочка с тремя отверстиями

Рис. 11. Профиль и план сыродутного горна


Рис. 12. Деревообрабатывающий инструмент: резцы, стамески, гвоздодеры


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.