рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Научная работа: Рязанское княжество в XI-XIII вв. и его материальная культура

Орнамент. Большая часть рязанской керамики, как и вообще славянской, снабжена линейным и волнистым орнаментом. Однако для Старой Рязани характерно наличие значительного числа сосудов с зубчатым орнаментом, нанесенным с помощью зубчатого колесика или штампа. Наиболее древняя керамика, орнаментированная зубчатым штампом по форме сосуда (с прямым горлышком и слабо профилированным венчиком), подобна боршевско-роменской. Эти сосуды покрыты по плечикам зубчатым орнаментом в елочку, подражающим веревочному орнаменту роменской керамики. Иногда край сосуда по венчику украшен насечками. Иногда рельефный орнамент наносится на специально оставленный для этого выпуклый валик на стенке сосуда. На некоторых сосудах валик сделан не при формовке сосуда, а налеплен потом для нанесения орнамента.

Зубчатый орнамент встречается двух видов: нанесенный колесиком в виде горизонтальных полос и чеканом в виде елочного узора. Есть сосуды, сплошь орнаментированные по всей поверхности. Иногда по плечикам сосуда располагаются спускающиеся вниз «гирлянды», нанесенные зубчатым штампом. Вообще в орнаментации, несмотря на общие стандартные приемы, отдельные мастера проявляют значительную изобретательность. Некоторые сосуды орнаментированы с верха до донышка, на большинстве же украшенных сосудов орнамент расположен по плечикам.

Клейма. Известен ряд клейм, найденных в Рязанской области на Дядьковском, Толпинском, Казарском городищах, в Пронске и в Старой Рязани (рис. 2). Очень немного клейм происходит из селищ. В Старорязанских раскопках нашего времени, как и в раскопках предшествовавших лет, найдено довольно значительное количество сосудов с клеймами на днище. В раскопках Городцова было найдено около 60 сосудов с клеймами, а в раскопках 1945—1950 гг.— свыше 120. В отношении к общему количеству найденной керамики это составляет всего лишь 1 %.

Клейма всегда вызывают большой интерес, так как рассматриваются как знак ремесленника. На основе их изучения делаются выводы о характере гончарного производства, количестве мастеров на данном городище и т. п. Вопросу о клеймах посвящена большая литература, и все же его нельзя считать решенным. Наиболее полный обзор мнений дан в книге Рыбакова. Он приходит к заключению, что «тесная производственная связь клейм с гончарным кругом и полное отсутствие каких бы то ни было предшественников их на лепной керамике языческого времени не позволяют видеть в них языческие символы и утверждают в мысли, что это знаки гончаров-ремесленников».

Клеймо вырезалось в центре гончарного круга, на котором лепился горшок. Круг посыпался золой или песком, чтобы можно было снять готовый сосуд. Знак клейма обычно прост; он легко запоминается и легко воспроизводится. Клейма образуют несколько групп, из которых наиболее распространенной является группа с окружностями. Последние иногда заполнены сеткой и имеют вид колеса со спицами, иногда в окружность вписан крест. Часто встречается пятиконечная звезда, крест в виде свастики, свастика в виде «сегнерова колеса». Наиболее распространенными клеймами являются ключ, розетка, стрела, и различно комбинируемые квадраты. Очень редко — изображение животного, распластанной шкуры с четко видной головой, хвостом и лапами. Самым редким знаком является встреченный дважды так называемый «знак рюриковичей» — трезубец. [7 – стр. 98-125].

В Старой Рязани на найденном сосуде написано: «Новое вино послал князю Богунка». «Богунка», видимо, подпись писца. (Вином в Древней Руси называли только виноградное вино). Частые находки надписей на вещах свидетельствуют о распространенности грамотности в древнерусских городах. [1 – стр. 244].

Назначение. Среди керамических изделий нужно отметить ряд предметов специального назначения.

·  Глиняные пряслица. Их сравнительно немного: всего 42 на 365 шиферных. В XI в. глиняные пряслица были целиком вытеснены привозными с Волыни шиферными.

·  Так называемые «хлебцы». Небольшие глиняные лепешки круглые или овальные, орнаментированные в верхней части перекрещивающимися нарезными линиями или точками, нанесенными по спирали. Эти «хлебцы» являлись детскими игрушками или, что весьма вероятно, имели ритуальное значение.

·  Горшки очень маленьких размеров, являющиеся как бы моделью большого горшка. Вероятно детские игрушки или солонки.

·  Тигли. Очень небольших размеров, тонкостенные, с носиком для слива, служили для плавления стеклянной массы, которой покрывались керамические изделия. Для плавления цветного металла служили тигли в виде маленьких толстостенных горшочков.

·  Поливные яички («писанки»), пустотелые, расписанные, иногда с камушком внутри (погремушка).

·  Светильники «киевского типа», на высокой полой ножке, толстотелые, белой глины; верхняя часть в виде чашки правильной полусферической формы.

·  Сосуды для изготовления творога с 6-8 отверстиями в дне; обычно белые, хорошего обжига, невысокие горшки.

·  Сковородки красной глины хорошего обжига, от которых сохранились лишь шестигранные и овальные ручки. [7 – стр. 125-128].

Металлургическое производство в Старой Рязани, как и в большинстве других древнерусских городов, было основано на местном сырье, главным образом на болотных рудах, которые встречаются на Проне и Осетре и в особенно большом количестве в непосредственной близости к Старой Рязани — по берегам рек Пры и Кади.

В Старой Рязани найдено два сыродутных горна (рис. 11), около которых много шлаков, криц, воздуходувных сопел. Способ получения железа был прежний, сыродутный, но объем домниц увеличился. [1- стр. 237].

Кузниц в Старой Рязани пока не найдено. Но изделия рязанских кузнецов столь многочисленны и разнообразны, что, пытаясь их охарактеризовать, мы должны были бы дать описание большей части всех находок на городищах Рязанской земли. Ведь после керамики железные вещи являются самым массовым археологическим материалом. Поэтому рассмотрим только отдельные экземпляры, представляющие особый интерес для изучения.

Среди массовой продукции рязанских кузнецов наиболее часто встречаются ножи, но помимо распространенных клиновидных ножей есть ножи, рукоять которых не надевалась на черенок, а составляла продолжение лезвия ножа. В ней пробиты отверстия для заклепок, с помощью которых к рукояти прикреплялись две деревянные накладки. Оригинальную находку представляет большой массивный нож, железная рукоять которого заканчивается диском с шестью отверстиями, в которые продеты железные колечки. Это, вероятно, боевое оружие (подобные метательные ножи имеются у современных народов Южной Африки).

Рязанскими кузнецами изготовлялись не только ножи, но и сложные приборы. Таким прибором являются, например, весы римского типа – безмен. Изготовление таких предметов предполагает, кроме высокой технологической культуры кузнеца, также его грамотность, необходимую, чтобы правильно градуировать рычаг весов.

Хотя труд слесаря является непосредственным продолжением труда кузнеца, специализация ремесел на Руси X-XIII вв. зашла так далеко, что не только слесари отличались от кузнецов, но и внутри этих специальностей появилось разделение труда.

Наиболее сложной продукцией слесарей были замки и ключи. Замки, бытовавшие на Руси, делятся на следующие типы:

·  Дверные внутренние замки (задвижки деревянные, из металла сделаны только ключ и скобы). Замки эти отпираются снаружи коленчатым ключом. Последние обычно двузубые и имеют на рукоятке кольцо для ношения.

·  Внутренние врезные замки ларцов-ковчежцев и сундуков, обычно облицованные фигурной медной пластиной.

·  Висячие замки с ключом, имеющем бороздку и с ключом, загнутом на конце. [7 – стр. 101-108].

Затейливые висячие замки с ключами сложного рисунка находили сбыт и были весьма популярны в соседних странах под название «русских» замков. О высоком искусстве черни и эмали свидетельствовал немецкий автор Теофил. [11 – стр. 176].

Янтарное и стеклянное производство. В 1926 г. В. А. Городцовым на Северном городище была отрыта мастерская по производству янтарных бус. При продолжении раскопок на том же участке найдены янтарные бусины и куски янтаря, частично обработанные. Из-за плохой сохранности четко определить жилище, в котором была мастерская, не удалось.

Что касается стеклянных бус, то, вероятно, значительная часть их была изготовлена на месте, хотя до сих пор ни в Рязанской земле, ни где-либо в другом месте в древней Руси не найдено мастерских для их изготовления. Тысячи обломков стеклянных браслетов найдены в Старой Рязани. Доказательством местного их производства может служить находка бракованного стеклянного браслета (рис. 3). Браслеты изготовляли из стеклянного жгута, сложенного кольцом в горячем состоянии. Бракованный браслет был смят в момент изготовления, сварка в месте скрепления концов сделана неправильно, в результате он получился вместо круглого сердцевидной формы. Доказательством того, что браслет испорчен в процессе производства, служит наличие в месте сварки следа от металлического стержня, на котором браслет переносился в горячем состоянии после спайки. Вряд ли бракованный браслет был привезен на городище. Естественнее предположить, что существовало местное производство стеклянных браслетов.

К косторезному производству относится ряд предметов, находившихся в процессе обработки и найденных незаконченными. Таков, например, костяной трапециевидный гребень с орнаментом в виде параллельных линий (1949 г.). На этом гребне пропилы зубов сделаны только с одной стороны. Другая сторона осталась недоделанной.

Изделия из кости и рога многочисленны и разнообразны. Это, прежде всего, гребни и рукояти ножей. О мастерстве рязанских косторезов свидетельствуют также искусно вырезанная из кости накладка в виде кошки (рис. 4), резная из кости рукоятка плети и точеная в виде бочонка, украшенная глазковым орнаментом, рукоятка жезла.

Меднолитейное дело представлено находками медных шлаков, кусков меди, тиглей со следами расплавленного металла, необрезанных после отливки бронзовых украшений и каменных литейных форм.

Большой интерес представляют две литейные формы, сделанные из плотного сланца (рис. 5). Одна из форм четырехсторонняя. На одной ее стороне сделано гнездо для литья круглой выпуклой привески, на которой имитировалась крупная зернь. На другой — для литья квадратной бляшки с треугольным и точечным орнаментом. На третьей стороне сделано гнездо для литья шариков диаметром 8 мм. Камень, из которого сделана форма, по-видимому, уже использовался прежде, так как на четвертой стороне сохранилась часть гнезда для литья витого медного перстенька. Камень с этим гнездом был расколот и на трех его сторонах сделаны были новые литейные гнезда. Формы, очевидно, прикрывались гладкой крышкой; к каждому гнезду ведут литки. На привеске с зернью сделано ушко для подвешивания к ожерелью. Для этого в форме оставлен каналец, перпендикулярный литку, в который вставлялся железный стержень. Металл обтекал стержень, который потом убирали, и в ушке оставалось отверстие.

Вторая литейная форма — трехсторонняя. На одной стороне сделано гнездо для литья монетовидной бляшки, орнаментированной по краю городчатым орнаментом, посредине изображены два крестовидно пересекающихся овала. На другой — гнездо для литья плоского четырехконечного креста с расширяющимися ветвями и зубчиками — «лучами» на его концах, тут же имеется перпендикулярный литку каналец (для ушка). На третьей стороне сделано гнездо для литья плоских привесок в виде треугольников с тремя шариками по нижнему широкому краю и с колечком для привешивания вверху. Подобные украшения распространены в поздних чудских древностях, например, у мордвы в XII—XIII вв. Находка литейной формы для этих украшений в Старой Рязани служит одним из доказательств того, что рязанские ремесленники работали для экспорта в мордовские земли.

Гравировка по металлу представлена в Старой Рязани рядом находок, среди которых интересна медная пластина с изображением Иисуса Христа, найденная в раскопках 1950 г.

В ГИМ имеется часть листовой медной оковки, вероятно, церковных дверей с изображением крещения (рис. 6). Размер пластины 32,2 X 25,5 см. В отчете музея пластина датирована XIII в. Рисунок сделан способом золотой наводки, заключающимся в том, что на покрытой особым лаком медной пластине острым инструментом процарапывают рисунок; очищенные от лака места травят кислотой и заполняют золотой амальгамой. При нагревании золото прочно соединяется с медью. Этот способ золочения был широко распространен в XII—XIII вв. С его помощью сделаны изображения на знаменитых дверях Суздальского собора. [7 – стр. 131-140].

Довольно широкий набор разнообразных инструментов применялся при фигурной обработке дерева и художественной резьбе. Найдены стамески — прямые и косые, стамески с фигурным лезвием, долота с фигурными лезвиями, разнообразные резцы — такие, как клюкарзы с прямым и фигурным лезвием, ножи-косяки и ножи-резаки, ложкари. (рис. 12) [6 – стр. 258].

Исключительный интерес представляют изделия из золота и серебра. На Старорязанском городище найдено четыре больших клада, а также отдельные золотые и серебряные предметы (рис. 7).

Первым значительным открытием, заставившим обратить внимание на славяно-русские древности, был клад, найденный на городище Старая Рязань в 1822 г. Во время пахоты крестьянин Ермолаев нашел золотые блях, медальоны и бусы, получившие в научной литературе название «рязанские бармы». [11 – стр. 11].

Клад, найденный в 1822 г., был выпахан из земли на Южном городище, у большой дороги (рис. 9). Вещи, по-видимому, находились в кожаном мешке, так как вместе с ними попалось несколько истлевших небольших лоскутков кожи. Общий вес клада — б фунтов 83 золотника. Из вещей клада 1822 г. прежде всего, выделяется 11 круглых блях, которые Кондаков делит на три подбора или серии.

Первый подбор состоит из пары больших дутых подвесных колтов (диаметр 126 мм, толщина 45 мм), богато украшенных камнями, эмалью и золотой сканью (рис. 8). На лицевой стороне этих колтов на вставных щитках с перегородчатой эмалью изображены юные безбородые св. князья, очевидно, Борис и Глеб. Вокруг щитков — жемчужная и широкая кайма со сканным узором и большими камнями в гнездах. На оборотной стороне, в середине, вставлен белый яхонт, обнизанный жемчугом. По ободу среди скани помещено девять крупных камней. Камни вправлены в гнезда, некоторые гнезда приподняты над поверхностью колтов с помощью ажурного сканного плетения в виде арочек, которые пропускают к камню свет снизу.

Второй подбор состоит из трех больших (75—80 мм в поперечнике) круглых медальонов в виде плоских щитков. Посередине помещены выпуклые эмалевые медальоны с изображением святых, вокруг — широкая оправа с камнями и сканью. На медальонах изображения богородицы Оранты, св. Ирины и Варвары. Две последние эмали, безусловно, русской, по мнению Н.П. Кондакова, местной рязанской работы. Об этом свидетельствует, в частности, то, что в надписях смешаны русские буквы с греческими.

Третий подбор состоит из шести медальонов (размеры четырех больших от 95 до 107 мм; двух малых по 75 мм), плоских с обратной стороны, приспособленных для ношения на шнурке и украшенных с лицевой стороны камнями и сканью. Здесь скань особая: для создания большой глубины и рельефности мастера проковывали скрученные золотые нити в тонкую полоску с рубчатым верхним краем и эти полоски на ребро припаивали к поверхности медальона. Поверх этой скани наложена и припаяна скань, составляющая второй ярус. [7 – стр. 140-152].

Находка «рязанских барм», интересная и важная сама по себе, обратила внимание на городище Старой Рязани, на котором была сделана находка. В 1836 г. здесь начались раскопки. Были открыты древние храмы, дома и таким образом установлено, где находилась древняя столица Рязанского княжества. [5 - стр. 58].

§10. Сельское хозяйство и промыслы

Славяне, колонизовавшие район среднего течения Оки, уже имели некоторые земледельческие навыки. Они в первую очередь занимали плодородные, преимущественно черноземные земли.

Пашенное земледелие на плодородной Рязанской земле давало возможность получать в изобилии хлеб не только для потребления, но и для вывоза в Новгородскую землю.

В XI—XIII вв. не только деревня, но и город был связан с земледелием. Находки сельскохозяйственных орудий и больших зерновых ям в Старой Рязани, Пронске и других населенных пунктах свидетельствуют этом. Следовательно, жители городов Рязанской земли наряду с ремеслом и торговлей сеяли хлеб и разводили скот.

Сельскохозяйственные орудия в Старой Рязани представлены главным образом серпами и косами. В раскопках 1926 г. найдено четыре серпа, из них лишь один почти целый; длина его 32 см, ширина лезвия в широком месте 3 см; серп имеет наваренное стальное гладкое (без зубьев) лезвие. По форме он принадлежит к московскому типу. Найденные в раскопках 1948 и 1950 гг. серпы, насколько можно судить по сохранившимся обломкам, принадлежат к тому же типу. Один из серпов был исследован Б.А. Колчиным и оказался цельностальным, термически обработанным.

Кос найдено пять. Они отличаются от бытующих сейчас и принадлежат к типу косы-горбуши. Косы в средней части мало изогнуты; для скрепления с рукояткой они имели загнутый крюк, который забивался в деревянную рукоять. На клинках некоторых из них пробиты отверстия. Очевидно, конец деревянной рукояти, как это делается и сейчас, обматывался ремнем, который пропускался также через отверстие в косе.

А.В. Кирьянов, изучавший зерна из Старорязанских жилищ XI—XII вв., расположенных на Северном городище, установил, что в Рязани возделывались разнообразные сельскохозяйственные культуры. Среди них ведущими были рожь, пшеница и просо. Меньшее значение имели ячмень, овес, а из зернобобовых — горох. Из прядильно-масляничных возделывались лен и конопля. Семян сорных растений обнаружено немного, и поэтому состав сорняков не позволяет судить о характере пахотных земель.

Наряду с хлебопашеством важной отраслью сельского хозяйства рязанцев было скотоводство. О нем позволяет судить остеологический материал.

Скот, разводившийся в Старой Рязани, по размерам значительно уступал современному приокскому скоту и в этом отношении был близок к скоту мещерскому. В X—XIII вв. приокской породы скота еще не существовало. Она появилась позже, когда были созданы лучшие кормовые условия. Старорязанская корова развилась в лесной полосе, где не хватало кормов и встречались ядовитые травы.

Этот тип скота был предельно нетребователен к условиям кормления и содержания. На втором месте после крупного рогатого скота по количеству костных находок стоят свиньи, на третьем — лошади, на четвертом — мелкий рогатый скот. Из общего числа костей млекопитающих кости крупного рогатого скота составляют 51,4 %, свиней — 22,7 %, лошадей 13,9% и мелкого рогатого скота — 12,0%.

Количество костей диких животных в материалах из Старой Рязани относительно невелико — 5,3% от общего числа по данным Цалкина или 6,3% по данным Боголюбского. Здесь представлены главным образом животные, добывавшиеся преимущественно ради мяса (лось, кабан, косуля). Большую роль в хозяйстве Старой Рязани играла охота на лосей, во множестве водившихся в лесах по берегам Оки и широко употреблявшихся в пищу.

Животные, добывавшиеся ради пушнины, на городище почти не попадали, хотя охота на них и была широко распространена. Кости диких птиц не определены. Среди домашней птицы найдены кости гусей, уток и в наибольшем количестве кур.

Охота отражена в раскопках не только находками костей промысловых животных, но и стрел. В общей массе стрел, найденных в Старой Рязани, большая часть может быть отнесена в равной степени к боевым и к охотничьим. Некоторые стрелы были специального назначения. Так, например, для охоты на белку и на других мелких пушных зверей служили костяные втульчатые с тупым краем (чтобы не портить шкурки) стрелы. Для охоты на птицу служили вильчатые стрелы.

Рыбная ловля играла заметную роль в Рязанской земле. Обилие рек, богатых рыбой, еще в глубокой древности способствовало развитию рыболовства, служившего и в X—XIII вв. важным вспомогательным промыслом, доступным для каждого хозяйства. Орудия рыболовства — крючки, грузила от неводов — найдены почти во всех жилищах Старой Рязани. Грузила — глиняные и каменные, по форме — цилиндрические, яйцевидные и шаровидные. Крючки — железные кованые, очень редко из тянутой проволоки, от 8 до 2,1 см длиной и 0,5—0,2 см в сечении. Форма крючков однообразна и подобна современным.

Известно значение и распространение в древней Руси бортничества. Археологическим признаком этого промысла являются так называемые древолазные шипы, найденные в Старой Рязани, Пронске, Толпине. В муромской легенде о Петре и Февронии и в житии св. Константина упоминается о распространении бортничества как важного промысла в Муромо-Рязанской земле. В жалованной грамоте Олега Ольгову монастырю специально упоминаются бортные земли.

Охота, рыболовство, бортничество, которые в Старой Рязани в той или иной мере отражены в археологических материалах, доставляли жителям города лишь дополнительные продукты питания. Основными же отраслями сельского хозяйства являлись земледелие и скотоводство. [7 – стр. 164-168].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.