| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Построение модели поведения потребителя в условиях совершенной конкуренцииКурсовая работа: Построение модели поведения потребителя в условиях совершенной конкуренцииКурсовая работа по дисциплине: «Моделирование экономики» на тему: «Построение модели поведения потребителя в условиях совершенной конкуренции» Аннотация При написании курсовой работы была использована и построена формализованная теория поведения потребителя для случая двух частично взаимозаменяемых благ с нелинейной функцией полезности. В ходе работы была разработана математическая модель потребления. В модели изменению поддавались ценовые конъюнктуры и предпочтительности благ потребителя, с помощью чего были исследованы свойства модели и изучены закономерности поведения потребителя. Анализ модели проводился с помощью пакета MS Excel. Содержание Введение. 4 1. Экономическая постановка задачи и характеристика объекта. 5 2. Математическая постановка модели поведения потребителя. 7 2.1 Математическая постановка задачи поведения потребителя. 7 2.2 Обоснование выбора модели поведения потребителя. 9 3. Метод и алгоритм анализа модели. 11 4 Программная реализация экономико-математической модели и метода ее анализа 14 5. Результаты исследования экономико-математической модели и анализ получения результатов. 18 Выводы.. 21 Список использованной литературы.. 22 Теория потребления выбора дает возможность изучить принципы построения спроса на определенные товары и услуги. При изучения теории надо помнить, что рассматривая область в целом требуется ее разделить на составные части и их подробно, по отдельности изучить. В курсовой работе изучаеться склонность человека к конкретному товару среди множества на рынке. Целью курсовой работы является наработка опыта по изучению методов и приемов построения и анализа математических моделей различных экономических объектов, разработки оригинальных математических моделей и применения количественных методов исследования свойств таких моделей с помощью ПК. Исследования модели будет состоять из: -описания модели поведения потребителя в условиях совершенной конкуренции, -построения математической модели, -нахождения равновесия потребителя для случая двух частично взаимозаменяемых благ с нелинейной функцией полезности, -проведения исследования на ЭВМ с применением экономико-математических методов свойств данной модели и их экономической интерпретации. 1. Экономическая постановка задачи и характеристика объекта В теории потребления основной задачей математической является построение формализованной теории поведения потребителя. Основными составляющими этого процесса являются разработка математических моделей потребления и изучение на основе исследования свойств таких моделей закономерностей поведения потребителей в зависимости от экономической ситуации и институционального устройства экономики . В основе модели потребителя лежит гипотеза о том, что потребители, осуществляя выбор благ при установленных ценах и имеющемся доходе, стремятся максимизировать уровень удовлетворения своих потребностей. Рассмотрим основные понятия модели поведения потребителя. Экономические блага - это средства для удовлетворения потребностей, доступные в orpaниченном количестве. Как определить стоимость экономического блага? К.Маркс предлагал рассчитывать ее, исходя из трудовых затрат на производство этого товара. А по мнению неоклассиков (последователей классической теории экономики), стоимость благ зависит от того, насколько они редки (то есть от степени их ограниченности), то есть от интенсивности потребности в благе и от количества блага, способного эту потребность удовлетворить. При этом предполагается, что каждая потребность может быть удовлетворена несколькими видами благ, а каждое экономическое благо может быть использовано для удовлетворения нескольких потребностей. Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Потребности людей различаются по степени неотложности: на первом месте стоят потребности в еде, питье, одежде, безопасности, жилище (ради безопасности, как мы знаем, беженцы покидают свои жилища); затем потребности в общении, принадлежности к коллективу, наконец, потребности в интересной работе, в творчестве. Набор необходимых потребностей человека несколько различается в разные исторические эпохи и в разных странах (самый яркий пример — климатические различия: жители жарких стран испытывают потребность не в отоплении, а наоборот, — в охлаждении воздуха). Из-за бюджетного ограничения потребителя, ему приходиться економить, выбирать благо по цене и качестве, при этом он комбинировает благи с максимальной совокупной полезности для себя. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения. Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении. В теории поведения потребителя можно выделить следующие аксиомы: аксиома совершенной упорядоченности исходит из того, что любые два набора можно сравнить между собой; потребитель ведет себя рационально, т.е. он последователен в своих предпочтениях и его предпочтения транзитивны; аксиома рефлексивности предполагает, что предпочтения потребителя уже сформированы, т.е. он может оценить любой возможный набор товаров и услуг и делает свой выбор разумно; аксиома ненасыщенности: согласно которой увеличение количества какого-то товара в наборе ведет к возрастанию полезности набора, так что потребитель всегда будет стремиться к получению все большего количества товаров. 2. Математическая постановка модели поведения потребителя 2.1 Математическая постановка задачи поведения потребителя Всем компонентам исследуемого объекта, выписанных в предыдущем разделе поставим в соответствие подходящие математические конструкции. Математическая модель произвольного блага в теории
потребления выглядит следующим образом :
Сформулируем одну из наиболее часто употребляемых гипотез относительно множества физически возможных наборов благ. Гипотеза 1. Множество X выпукло, замкнуто и ограничено снизу. Оно со-держит нулевой вектор. Если в нем содержится вектор x1 оно содержит в себе все векторы x2 такие, что x2h ≥ x1h для h = 1, 2, …, l.
Помимо физических ограничений, выражаемых принадлежностью x множеству X, потребление потребителя подчинено экономическому (бюджетному) ограничению, которое задается неравенством px ≤ R, (2.2) где p и R заданы экзогенно. То есть потребители могут выбирать только такие наборы благ, стоимость которых не превышает дохода. Бюджетное ограничение является обязательным экономическим ограничением в любой модели поведения потребителя.
Рассмотрим гипотезы относительно функции полезности S (х) Гипотеза 2. Функция S, определенная на X, является непрерывной и возрастающей функцией в том смысле, что если x1i> x2i для i = 1, 2, . .., l, то S (x1) > S (x2) Т.е. если набор x1 более предпочтительный, чем x2, то S(x1)>S(x2). Эта гипотеза исключает возможность состояния полного насыщения, при котором удовлетворение уже не может больше возрастать. В то же время она не исключает случай асимптотического приближения уровня удовлетворения потребителя с ростом количества потребленного блага к некоторому пределу. Гипотеза 3. Функция S имеет производные второго порядка, а ее первые производные не могут быть все одновременно равны нулю. Эта гипотеза введена для удобства проведения математических рассуждений. Это будет особенно наглядно при рассмотрении некоторых предельных равенств и при проведении рассуждений с помощью аналитического расчета. Гипотеза 4. Функция S(x) строго квазивогнутая в том смысле, что если S(x2)≥S(x1) для двух наборов разных наборов благ x1 и x2, то S(x)>S(x1) для всех наборов х в открытом интервалы (x1, x2), т. е. для всех x, определяемых соотношениями xi = бx1i+ (1-б)x2i, i = 1, 2, …, k, где Таким образом, в общем виде модель поведения потребителя описывается при помощи следующей оптимизационной задачи:
В основе модели потребителя лежит гипотеза о том, что потребители, осуществляя выбор благ при установленных ценах и имеющемся доходе, стремятся максимизировать уровень удовлетворения своих потребностей. Равновесием для потребителя называется вектор Таким образом, моделью поведения потребителя является оптимизационная задача вида (2.3), а поведением (равновесным поведением) потребителя – оптимальное решение этой задачи. 2.2 Обоснование выбора модели поведения потребителя Доход Потребителя Потребитель потребляет два вида благ
P { Тогда стоимость набора благ:
Потребитель располагает бюджетом R. Бюджетное ограничение потребителя:
Зададим функцию полезности, представляющую систему предпочтений потребителя:
где 3. Метод и алгоритм анализа модели В экономической науке используются главным образом математические модели, описывающие изучаемые явления с помощью системы математических выражений. Каждая из них характеризует определенную взаимосвязь параметров исследуемого явления, отдельного его свойства и основные условия, например, между производством и потреблением, между потребностью в ресурсах и их наличием, между уровнем выхода продукции и факторами, его определяющими. Естественно, что чем сложнее изучаемая система или явление, тем более сложен процесс разработки экономико-математической модели и методики моделирования исследуемого объекта. Один из наиболее общих и универсальных методов исследования реальных экономических процессов, протекающих в обстановке воздействия случайных возмущений и колебаний значений основных параметров и характеристик является экономико-математическое моделирование. Применение метода количественных испытаний, а следовательно, и статистического моделирования неразрывно связано использованием вычислительной техники. Моделирование экономических процессов производится в несколько этапов: - определение параметров процесса; - моделирование процесса с помощью последовательности случайных чисел; - определение искомых характеристик процесса и экономическая оценка результатов моделирования. Таким образом, сущность моделирования заключается в численном воспроизведении случайных процессов по некоторым заранее известным параметрам и в определении неизвестных параметров в результате исследования модели. В виде программного обеспечение выбираем средство Microsoft Excel, в котором присутствует надстройка «Поиск решения» Что касается требований к конфигурации вычислительной техники, то для решения поставленной задачи можно воспользоваться персональным компьютером с конфигурацией, которая поддерживает операционную систему Windows и MS Office. Используя пакет MS EXEL и надстройку «Поиск решений» задаем план эксперимента модели, при заданных ограничениях математической модели. Выбираем диапазон ячеек А1:М1 и размещаем данные следующим образом (см. табл.1) Табл. 1
Далее следует определить параметры модели: |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|