рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства

Некоторая часть учреждений культуры, так же как и в России, находится в этих странах в ведении отдельных ведомств (военные ведомства, министерства образования и т.д.).

Создание новых организаций культуры в последние годы характерно в большей степени для частной собственности и в гораздо меньшей - для государственных органов и общественных организаций.

Негосударственные организации культуры создаются как в коммерческом, так и некоммерческом секторах экономики. Среди них наиболее многочисленными являются культурно-досуговые центры для молодежи, концертно-развлекательные организации, антрепризы, галереи, издательства, средства массовой информации, производства изделий народного промысла, предприятия аудиовизуальной сферы, включая телевидение, радиовещание, кинематографию, производство аудиовизуальной продукции, а также ее материальных носителей (кассет) и технических средств воспроизведения (видеомагнитофонов, телевизоров, компакт-дисков и т.д.).

Подавляющая доля частных предприятий сосредоточена в сфере инфраструктуры рынка культурных ценностей, ремонта и обслуживания оборудования, а также консалтинговой, менеджерской, продюсерской, аудиторской и других сферах деятельности.

Возникновение негосударственных организаций культуры и искусства происходило либо путем постепенного отпачковывания от государственных организаций, либо создания новых предприятий.

Первый тип негосударственных учреждений культуры исторически связан с экспериментами, проводимыми в сфере культуры в 80-е годы с целью поиска новых методов хозяйствования и организационно-экономических форм культурной деятельности. В эти годы на базе государственных учреждений культуры появилось множество относительно самостоятельных любительских объединений, клубов по интересам, творческих студий, молодежных культурных центров, кооперативов.

Так, в 90-е годы существовало около 900 театров студий, появились коммерческие структуры в области продюсерской деятельности, в то же время в кинематографии при киновидеообъединениях и киноконцернах возникли хозрасчетные структуры, обладавшие творческой и хозяйственной самостоятельностью и работающие на договорных началах с организацией-учредителем (театром, киностудией, клубом, предприятием). Впоследствии многие из этих образований, сумевшие приспособиться к рыночным условиям хозяйствования, превратились в юридически самостоятельные частные организации.

Одновременно шел процесс создания новых организаций в сфере культуры и в особенности в аудиовизуальной сфере.

В конце 80-х годов наряду с традиционными государственными киностудиями было создано 100 студий нового типа, независимых от Госкино, а также база по прокату средств кинотехники. Кинопрокатные организации получили самостоятельность, было создано 130 кинообъединений, в которые первоначально входили и кинотеатры.

В эти же годы возникает сеть государственных, кооперативных и частных организаций видеопроката, количество видеосалонов, кафе с видеопоказом, видеотек и подобных заведений составило, по оценкам специалистов, десятки тысяч с годовым оборотом до 12 млрд. руб. Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 года разрешило организацию и проведение развлекательных программ, платных творческих вечеров, развитие досуговых центров с использованием видеопроката.

В результате происходящих процессов в кинематографии в 1996 году сложилась следующая картина отношений собственности. В отрасли функционировало 38 государственных киностудий, большинство из которых располагало производственными мощностями, и 200 независимых студий частных и смешанных форм собственности. Последние, как правило, не имеют собственной материально-технической базы, производственных мощностей, зданий и сооружений и располагаются, поэтому на государственных киностудиях, арендуя их здания, сценические площадки и съемочное оборудование.

В 1995 году в стране функционировало 328 организаций, занимающихся дистрибьюцией и демонстрацией экранных произведений, 72 организации, оказывающие кино- и рекламные услуги, 52 предприятия, производящие оборудование и материалы для кинематографии.

В кинопрокате изменения собственности происходили также за счет создания новых прокатных организаций, чему способствовало массовое проникновение зарубежной кинопродукции,  позволявшей в силу ее невысокой стоимости и относительно большого зрительского спроса достаточно успешно работать на российском кинорынке.

В российской системе радиовещания функционируют государственные (федеральные, региональные и муниципальные), общественные и частные телерадиокомпании. С 1991 года в стране было выдано 2000 лицензий на право телерадиовещания. В настоящее время действуют около 300 государственных и 500 частных вещателей.  Среди государственных компаний свыше 10 федеральных и 92 региональных, что составляет 5,2% от общего количества зарегистрированных вещателей.

Крупнейшими государственными телерадиокомпаниями России являются РТР и Радио России, охватывающие  вещанием большую часть населения. Основная часть эфирного и частично кабельного телевидения находится в негосударственной (частной, акционерной), а также смешанной собственности. Кроме того, в России работает свыше 20 телерадиовещательных станций, представляющих иностранную собственность и охватывающих около 9,5 млн. семей.

Тенденция преобладания частного телевидения и радио характерна для большинства европейских стран, которые оставляют в государственной собственности несколько станций.

В сфере печатных средств массовой информации также наблюдается тенденция увеличения доли частных предприятий и предприятий общественных организаций. Так, из 12000 печатных изданий государству принадлежит 2140, или 18%. Однако около 80% типографий принадлежит государству.

Таким образом, электронные и печатные средства массовой информации охвачены всеми формами собственности, включая иностранную собственность. Определенное распространение получили и смешанные формы собственности. Так, например, в телекомпании ОРТ, 51% акций которой принадлежит государству, 31% - консорциуму банков, 8% - Логовазу и 3% - Газпрому.  В такой же форме собственности находится радиовещательная компания «Радио-1», «Маяк», в которых 51% акций также принадлежит государству. Среди крупнейших телевещательных коммерческих компаний следует отметить канал НТВ, 30% акций которого принадлежит самой компании, 60% - Мост-банку и остальные – учредителями (частным лицам). Крупным коммерческим каналом является и ТВ-6.

О степени распространения негосударственного сектора в культуре целом можно судить по некоторым общим статистическим данным, характеризующим развитие малого предпринимательства, полагая, что негосударственные предприятия в культуре существуют в форме малых предприятий.

В 1997 году в сфере культуры функционировало 43,9 тыс. организаций и учреждений, из которых 18,1% составляли малые частные предприятия, а государственные – 81,9%. Заметим, что в структуре собственности других отраслей народного хозяйства доля частных предприятий составляла 73,2%, общественных – 5,7, государственных – 6,1 и прочих, включая иностранные – 8,7%. Количество предприятий культуры с участием иностранного капитала составило в 1998 году 54 и занятых в нем 26 тыс. работников. Это свидетельствует о гораздо меньшей степени распространения негосударственных форм собственности в сфере культуры, чем в отраслях промышленности. Помимо причин, уже изложенных выше, это обстоятельство обусловлено особо рискованным характером бизнеса в культуре. Так, за январь-октябрь 1998 года количество вновь зарегистрированных предприятий культуры и искусства составило 3232, а ликвидировано 986. Большинство этих предприятий являются негосударственными, поскольку в этот период число государственной собственности в культуре осталось прежним.

Процесс формирования отношений собственности в сфере культуры не завершен и скорее находится на одной из первоначальных стадий. Исходя из отечественных и мировых тенденций, можно предположить, что картина собственности в этой сфере в ближайшее время будет меняться следующим образом. Стабильно государственной будет оставаться собственность на библиотеки, музеи, клубные учреждения (однако возможное развитие клубов по интересам может увеличить долю общественных образований), зоопарки, театрально-зрелищные, цирковые и концертные организации. Однако возможен некоторый рост частных организаций исполнительского искусства, в особенности в сфере шоу-бизнеса.

В то же время по мере выхода страны из экономического кризиса и повышения уровня доходов населения, а также выхода из творческого и экономического кризиса кинематографии будет расти количество частных предприятий в сфере производства, проката, показа фильмов, в том числе за счет приватизации государственных объектов кинематографии.

Аудиовизуальная сфера в целом, включая производство и распространение аудиовизуальной продукции и ее материальных носителей, технических средств воспроизведения, а также предприятия экранной культуры являются наиболее перспективными для внедрения частной собственности. Кроме того, в частной собственности будет находиться большинство инфраструктуры аудиовизуальной сферы и культуры в целом. Имеется в виду развитие деловых и сервисных, ремонтных и вспомогательных услуг и т.д.

Общая оценка степени рыночных преобразований в сфере культуры и искусства может быть охарактеризована показателями соотношения объемов рыночных и нерыночных услуг, коммерческих предприятий и бюджетных организаций и численностью занятых в них работников, а также долей платных услуг.

Динамика соотношения рыночных и нерыночных услуг культуры и искусства в России, исчисляемого в текущих ценах, показывает тенденцию увеличения рыночного сектора услуг. Так, с 1990 по 1997 гг. их доля  в общем объеме увеличилась с 5,6% до 15,6%. Этот показатель включает рыночные услуги, произведенные как государственными и муниципальными, так и негосударственными (частными и общественными) организациями культуры и искусства.

Доля услуг, оказываемая частными предприятиями, в 1997 году составила 4% всего объема рыночных услуг. В то же время количество частных предприятий составило 18,1% от общего количества зарегистрированных организаций культуры и искусства, с долей занятости – 16,1%. В 1995 году было зарегистрировано 3626 организаций культуры и искусства (9% от общего количества), находящихся в собственности общественных организаций.

Таким образом, основной объем услуг культуры и искусства был создан государственными  учреждениями, доля которых составила около 75% от общего количества. Это свидетельствует, во-первых, об отставании процессов рыночных преобразований в сфере культуры и искусства, во-вторых, об относительно более низкой эффективности частных предприятий, что вытекает из сопоставления показателей объемов услуг и числа предприятий. Впрочем, последнее может быть объяснено и несоответствием между зарегистрированными и реально функционирующими предприятиями культуры частного сектора.


Глава 2.    Система хозяйственной деятельности и финансирования учреждений культуры.

2.1.     Структура хозяйствующих субъектов в сфере культуры и искусства г.Тюмени

Город Тюмень располагает 20 муниципальными учреждениями культуры и дополнительного образования: четыре музыкальные школы, три школы искусств и знаменитая «художка» - художественная школа имени Александра Митинского, основателя тюменского направления в изоискусстве 40-60-х годов прошлого века, в систему входят библиотеки, ЦПКиО (более известный как горсад), ДК «Торфяник», «Поиск» в Антипино, ЦКиД «Околица», «Орфей», Муниципальный духовой оркестр, Муниципальный оркестр русских народных инструментов, Центр татарской культуры. Под крылом городского комитета также инспекция по охране  и использованию памятников архитектуры, театр «Ангажемент» и почти все очаги – на окраинах, где много семей с низкими доходами, а наши клубы и ДК – единственное место для досуга и приобщения к культуре в сфере народного творчества.

В детских музыкальных школах, детских школах искусств, учатся в сфере дополнительного, а фактически начального профобразования 3628 человек. Хороший показатель при всех волнениях модернизации. Ведь общее число школьников в Тюмени неуклонно снижалось – с 84 тыс. учащихся в 1998 г. до 53,5 тыс. в 2003г. А вот в школах искусств все наоборот: около 3 тыс. в 1998 г., пик в 2002г. – 3,9 тыс. детей.

Библиотеки востребованы и молодежью, и старшим поколением. Почти 1,5 тысячи вечеров, выставок, встреч. Сокращение  7 библиотек – слияние в единое целое взрослой и детской структур. Это позволило направить на укрепление базы  центральной городской библиотечной системы 2 млн. руб.

Фестивали как формы коммуникативного общения сегодня актуальны особенно в детской и молодежной среде. V фестиваль «Золотой микрофон» привлек 511 участников, а клуб авиамодельного спорта (модели воздушного боя), который работает в ДК «Торфяник», получил право проводить свой этап Кубка России.

Тюмень имеет статус исторического города Российской Федерации. В нем 221 памятник истории и культуры, из которых 143 числятся под охраной государства. В муниципальной собственности 115 памятников, из них 65% в хорошем и среднем состоянии, 35% - в аварийном (жилые дома).

В 2003 году шел ремонт 36 памятников, на реставрации сейчас находятся 15 муниципальных единиц. Остро стоит проблема сохранения исторического центра, есть свои резоны у областных инстанций, указывающих на здания, мимо которых и ходить-то опасно. Давят деньги и корпоративные интересы, нужна золотая середина, понимание того, что Тюмень, получив несомненные плюсы строительно-переделочного модерна, утратит заповедный образ.

Сами учреждения культуры наращивают объемы дополнительных платных услуг населению. За 2003 год заработано свыше 2,8 млн. рублей (рост – 63%). Определены и основные направления работы в 2004 году. Это досуг и народное творчество, патриотическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, новые информационные технологии в библиотеках, наработанная система фестивалей, конкурсов и выставок, охрана и реставрация памятников, укрепление материально-технической базы отрасли.

Сейчас наряду  с государственными учреждениями культуры и искусства все больше появляются негосударственные учреждения. Потому что государственная политика в области культуры отказывается от государственной монополии в сфере досуга и развлечений. В Тюмени так же существует ряд коммерческих учреждений, это появление новых досуговых центров – казино, кабаре, ночных клубов, что стало возможным благодаря рыночным отношениям, здоровой конкуренции, свободе выбора в своих решениях руководителей. К сожалению, было закрыто единственное в городе крупное детское развлекательное частное учреждение «Лимпопо». Здание перешло в другую частную собственность и вместо детского центра, появилось более респектабельное и рентабельное в нынешних условиях казино. В городе Тюмени создана сеть ночных клубов и ресторанов, баз отдыха «Эльдорадо», в которых проходят концертно-танцевальные программы, шоу-представления. Они успешно сочетают искусство с туризмом, спортом, отдыхом, шоу-бизнесом. На базе заброшенного ДК «Строймаш», клуб  «Метро» стал активным организатором досуга молодежи и, одновременно, прибыльной фирмой. Хорошим примером укрепления материально-технической базы культуры, успешного предпринимательства является  открытый на базе отреставрированного кинотеатра «Космос» культурно-развлекательный центр «Киномакс». Длительная реконструкция кинотеатра «Темп» завершена, благодаря усилиям городской администрации и Холдинговой компании «Фонд». В результате выполнена перепланировка и ремонт помещения и установлено уникальное оборудование SMART.  Проводится реконструкция кинотеатра «Юбилейный», предполагается открытие крупнейшего развлекательного комплекса.

На базе здания кинотеатра «Юность» был открыт частный детский театр «Ангажемент». Театр долгое время развивался и существовал на средства спонсоров, меценатов и других источников финансирования. Из-за экономической нестабильности в стране, «спонсорство» – как коммерческая сделка между бизнесом и искусством, как система легальных партнерских отношений, стало невыгодно коммерческим структурам для вложения средств в учреждения культуры узкой направленности, таких, как детский театр. После передачи театра в муниципальную собственность, у коллектива появилась стабильность и защищенность, обеспеченная финансированием из госбюджета. Снимались многие вопросы: например, оплата труда персонала, оплата аренды помещения, хозяйственное содержание здания и другие финансово-хозяйственные нужды, материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов, материально-техническое обеспечение. Творческий потенциал коллектива, несомненные организаторские способности его художественного руководителя Л.Г. Окунева, его личный вклад в создание театра, в его развитие, новаторские идеи дают высокие результаты. Детский театр «Ангажемент» принимал, будучи частным и уже муниципальным, участие в различных российских, межрегиональных конкурсах и фестивалях, где занимал лучшие места в различных номинациях.

Благоприятными обстоятельствами развития культуры в условиях рынка является привлечение иных источников финансирования, помимо государственных дотаций, это возможность работы с меценатами, спонсорами, инвесторами. Спонсорская поддержка широко практикуется при проведении региональных фестивалей и конкурсов. Центр «Новые имена» в Тюмени, находясь на бюджетном финансировании, на платной основе организует мастер-классы с ведущими педагогами из России и Ближнего зарубежья. Поддержка и развитие молодых талантов поставлена в Центре на достаточно качественный уровень. Победители региональных Тюменских конкурсов и фестивалей участвуют в российских и международных конкурсах.

2.2.      Система    финансирования учреждений  культуры и искусства г.Тюмени

До сих пор финансирование организаций культуры осуществляется по принципу подчиненности – из бюджета того уровня, в чьем ведении она находится. Однако тех мизерных ресурсов, которыми обеспечивает «свои» организации культуры ведомственные органы, катастрофически не хватает. Доступность большинства услуг культуры достигается за счет того, что федеральный, либо региональный бюджеты выделяют средства, компенсирующие разницу между затратами на оказание услуг и выручкой. Согласно законодательству о культуре цены и тарифы на платные услуги, билеты организации культуры обязаны устанавливать сами. Тем не менее, при проведении платных услуг организации обязаны предоставлять льготы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учащихся и инвалидов, а также для других льготных категорий населения.

С начала проведения реформ, в условиях либерализации цен и сокращения бюджетного финансирования, все объекты культуры города Тюмени, впрочем, как и в других городах, были поставлены в очень жесткие условия. Часть учреждений культуры, такие как ТОДКиИ «Геолог», ТДК «Строитель», Дом национальных культур, ГУК «Тюменский областной музей изобразительных искусств», были вынуждены расширить сферу платных услуг, причем за счет услуг, ранее предоставляемых бесплатно; а также повысить цены.

Перспективным источником пополнения бюджета учреждений культуры стали народные промыслы.

Поступающие средства становятся источником расширения производства. Вообще целесообразно ориентироваться на совместное финансирование организаций культуры  или  проектов в области развития культуры из бюджетов различных уровней с привлечением средств других заинтересованных юридических и физических лиц. И такое право предоставлено Законом  Российской Федерации «Об основах бюджетных  прав по формированию и использованию внебюджетных  фондов». В сложившихся условиях ни одно учреждение культуры не откажется от  дополнительных финансовых источников и не согласится вернуться на «чистый бюджет».

Сложность заключается в том, как зарабатывать деньги, оставаясь в сфере культурной деятельности. Как справляются с решением данной задачи учреждения культуры в г. Тюмени мы попытаемся проследить на примере одного из учреждений культуры города Тюмени – ГУК «Тюменский областной музей изобразительных искусств». Для этого нам потребуется дать характеристику финансовой деятельности данного учреждения. Нами были рассмотрены устав организации, сметы доходов и расходов ТМИИ на 2003 год /бюджетные и внебюджетные средства/, бухгалтерский баланс за 2003 г. /форма по ОКУД № 1/, пояснительная записка к балансу, отчеты об исполнении сметы на 2003 год.

Государственное учреждение культуры «Тюменский областной музей изобразительных искусств» (далее – ТМИИ) было основано на базе Областной картинной галереи и Тюменского  выставочного зала и находится в ведении Комитета по культуре Администрации Тюменской области.

Целью деятельности ТМИИ является комплектование  и хранение предметов искусства, а также пропаганда классического и современного искусства в целях эстетического воспитания подрастающего поколения и потребностей широких масс.

Музей осуществляет следующие виды деятельности:

-  собрание и научное комплектование предметов изобразительного искусства;

-  научная обработка и хранение художественных произведений;

-  пропаганда классического  и современного, народного и других видов искусства путем экспозиционной, лекционной и экскурсионной деятельности;

-  на договорной основе ТМИИ осуществляет консультационные виды деятельности для предприятий, организаций, учреждений и граждан.

Для обеспечения уставной деятельности организациям культуры от учредителей (в нашем случае – Департамент имущественных отношений Администрации Тюменской области и Комитет по культуре Администрации Тюменской области) передается имущество (здание, имущественные комплексы) на праве оперативного управления. Учреждения культуры распоряжаются также имуществом, переданным ему в форме дара, пожертвования или по завещанию и приобретенным за счет средств, выделенных учредителем (кроме имущества, приобретенного за счет собственных доходов). На правах оперативного управления учреждению культуры передаются также музейные, архивные и библиотечные фонды, сохранность которых организация культуры обязана обеспечить.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.