рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства

Курсовая работа: Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства

Тюменский государственный институт искусств и культуры

Кафедра социально-культурной деятельности


ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства

Специальность 053100 «Социально-культурная деятельность»


Исполнитель: Косогор О.Г.

студентка V курса отделения заочного обучения специализации «Менеджер  СКД»

Научный руководитель: Жуков И.В.

доцент кафедры СКД,

Заслуженный работник культуры России


Тюмень

2004


Оглавление.

Введение ___________________________________________________ 3
Глава 1. Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства
   § 1.1. Система финансирования в сфере культуры и искусства ______ 7
   § 1.2. Отношение собственности в сфере культуры и искусства _____ 25
Глава 2. Система хозяйственной деятельности и финансирования учреждений культуры
   § 2.1. Структура хозяйствующих субъектов в сфере культуры и искусства г.Тюмени ___________________________________ 41
   § 2.2. Система финансирования учреждений культуры и искусства г.Тюмени ____________________________________________ 45
Заключение __________________________________________________ 56
Библиография ________________________________________________ 59
Приложения _________________________________________________ 62

Введение.

В современных условиях учреждения культуры всё более зависят от экономических аспектов. Это продиктовано Рыночными условиями, в которых она поставлена на ближайшую перспективу. Сегодня вряд ли уместно рассчитывать получение недостающих на первоочередные нужды развития культуры финансовых вливаний. Всё более настойчиво в практической деятельности утверждается мысль, что нужны новые экономические формы функционирования учреждений и организаций культуры, в том числе переход на хозрасчёт, на самоокупаемость.

С одной стороны, это подрывает административно-командную систему в сфере культуры, развивает предприимчивость и инициативу в интересах потребителей культурных благ.

С другой стороны, создаются условия для преодоления нищенского. Уравнительного уровня оплаты труда творческих работников.

Многие годы общество не могло обеспечить достойные условия функционирования учреждений культуры и их работникам, особенно в сельской местности.

По существу административно- командная система посадила потребителей культурных благ на нищенский паёк, решая за них, что им надо и что им «во вред». По данным ЮНЕСКО наша страна занимала 28-е место в мире по культурно-образовательному уровню населения.

Вместе с этим, культура не может быть переведена полностью на хозрасчёт, самоокупаемость и самофинансирование. Здесь дело не только в экономической стороне вопроса.

Во-первых, есть социальные гарантии каждого человека на общедоступность культурных благ в пределах их нормативной величины, объём которой должен постоянно возрастать. Эти положения закреплены Основным законом – Конституцией Российской Федерации. Перевод на полный хозрасчёт всех учреждений культуры лишит возможности пользоваться благами культуры значительной части малоимущих слоёв населения. Поэтому исключительное значение в новой модели хозяйствования должна иметь система социальных гарантий. Рыночная Экономика может быть приемлемой только в органической связи с глубоко продуманной и сильной политикой государства, направленной на поддержание и укрепление социальной должности граждан, включая создание равных возможностей для их духовного развития.

Во-вторых, хозрасчётные отношения приведут к определённым духовным победам общества в долговременной перспективе.

Конечно, это не означает, что в сфере культуры не должно быть поиска новых форм экономической жизнедеятельности организации и учреждений, включающий элементы хозрасчёта, развитие платных услуг, арендных отношений, индивидуальных форм, основанных на личной собственности, Включая собственность на продукты интеллектуального, творческого труда.

Таким образом, необходимо произвести изменения функциональных и организационных характеристик с учётом расширения их досуговых возможностей.

Нуждается в реструктуризации сеть учреждений культуры при непременном образовании новых, нетрадиционных типов.

Необходим переход от административных методов управления преимущественно к экономическим, перераспределив при этом права в пользу производственного звена учреждений культуры.

Ориентируясь на концепцию государственной культурной политики и реальные финансовые возможности, автором сделан соответствующий выбор темы дипломной работы.

Цель исследования состоит в определении финансовых возможностей для реализаций функций учреждений культуры и искусства.

Исходя из этого определены основные задачи исследования:

-   Изучение нормативно-правовой базы учреждений культуры;

-   Анализ источников финансирования, сложившихся в практике деятельности клубных учреждений;

-   Определение приоритетных направлений в формировании единого фонда финансовых средств.

Объектом исследования – является финансово-хозяйственная деятельность учреждений культуры и искусства. Предметом – источники финансовых средств.

          Методы исследования:

-   Поиск и анализ нормативно-правовых актов в свете Гражданского Кодекса РФ;

-   Структурный анализ финансовых источников  деятельности учреждений культуры и искусства;

-   Экспертные оценки финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры и искусства.

Основные понятия, используемые в дипломной работе.

Культурно-досуговые учреждения – общедоступные учреждения, организующие отдых и духовное развитие всех слоёв населения в сфере свободного времени, основанные на инициативе и доступности.

Коммерческая деятельность – деятельность, целью которой является получение прибыли и не противоречащее  законодательству РФ.

Меценатство – альтруистическая безвозмездная поддержка, как правило, продолжительная деятельность, связанная с систематической поддержкой определённой творческой личности, творческого коллектива.

Нормативно – правовой акт – разновидность правовых актов, оформляющих установление или отмену правовых норм, то есть правил поведения, рассчитанных на многократное применение.

Сфера культуры – самостоятельная отрасль национальной экономики, которая подразделяется на отдельные подотрасли, по характеру выполняемых функций.

Спонсорство – вид финансовой поддержки культурных нужд, рассчитанные на получение косвенного эффекта от сделанных вложений.

Творческо – производственная деятельность – деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей.

Финансирование – процесс передачи денежных средств от одного хозяйственного объекта к другому.

Хозрасчёт – компонент системы хозяйствования, основанный на относительной экономической и управленческой самостоятельности хозяйствующего субъекта или его структурного подразделения, которое выражается в самоокупаемости, самофинансировании и самоуправлении.

Хозяйственный механизм – совокупность форм и методов организации.

Целевая программа – документ, описывающий порядок действий для решения каких-либо отдельных комплексных отраслевых, территориальных, экономических, социальных, наиболее крупных проблем.

Экономическая эффективность – соотношение между получаемым результатом творческо-производственной деятельности (услуги, прибыли) и затратами труда и средств.

Экономические методы управления – управление путём создания таких условий и нормативов, выполнение и невыполнение которых приносит соответственно либо выгоду, либо штрафные санкции, наказание.

Экспертная оценка – особый вид количественных и качественных характеристик отдельных сторон социально-экономических явлений или процессов, высказанных экспертами (учёными и специалистами – практиками).

Юридическое лицо – учреждение, предприятие или организация, выступающая при исполнении возложенных на них функций, в частности, при заключении имущественных сделок, от своего имени в качестве самостоятельного субъекта гражданских прав и обязанностей.


Глава 1. Типология способов хозяйствования в учреждениях

культуры и искусства.

1.1. Система финансирования в сфере культуры и искусства.

Условия хозяйствования и соответствующие им организационно-экономические формы в сфере культуры и искусства находятся под воздействием ряда противоречивых факторов. Конкретные организационно-экономические и организационно-правовые формы субъектов хозяйствования зависят, прежде всего, от целей и задач, которые ставят перед ними с одной стороны учредители, с другой – организаторы и создатели культурных ценностей, а также  внутренних закономерностей  развития культурной деятельности и применяемых технологий. Необходимо определить совместимость этих целей, задач и технологий с системой экономических отношений, наличие всего объема экономических и интеллектуальных ресурсов и системой правовых норм, регулирующих условия и формы хозяйствования (их форм, типов, образцов).

Развитие организации как таковой и организации культуры и искусства в данном случае детерминировано  двумя  крупными группами факторов – внешней и внутренней средой.

Первая группа факторов не зависит от организации, которая не может на них повлиять, изменить их действия, а может лишь приспособиться к ним. Вторая группа факторов определяется творческой и экономической  тенденциями развития самой организации. Следовательно, вся совокупность социально-экономических условий составляет внешнюю среду, в которой функционирует  организация культуры, а все творческие, технические, экономические, финансовые условия реализации ее культурных проектов – внутреннюю среду.

Выделим основные группы факторов внешней и внутренней среды.

1.  Факторы внешней среды.

1.1.  Уровень дохода населения и платежеспособного спроса на культурные блага и услуги.

1.2.  Ограничения, возникшие в ходе предшествующих преобразований организации.

1.3.  Существующая правовая регламентация организационно-экономической деятельности (регистрация, лицензирование, авторские и смежные права и т.д.).

1.4.  Источники поступления финансовых средств, условия их получения, использования и отчетность, в том числе

-  бюджетозаменяющие источники (от продажи табачной и алкогольной продукции, аудиовизуального оборудования, материалов и т.д., а также казино;

-  возможность вовлечения культурного наследия и культурных ценностей в экономический оборот;

-  встречные дотации (взаимодействие бюджетов разных уровней).

1.5.  Глобализация и ее последствия:

-  степень и уровень зависимости от зарубежной конкуренции, поставок импортного оборудования, материалов и технологий;

-  степень интегрированности в международный культурный рынок и экспортные возможности;

-  государственная защита отечественного производителя.

2.  Факторы внутренней среды.

2.1.  Характер и масштабы финансовых ресурсов, необходимых для реализации культурных проектов.

2.2.  Наличие квалифицированных продюсерских, менеджерских творческих и технических кадров.

2.3.  Наличие оборудования, технологий, производственных помещений.

2.4.  Организационный уровень.

2.5.  Уровень организационно-экономических партнерских связей, специализации и кооперирования.

2.6.  Эффективность использования своевременных рыночных инструментов; связи с потребителем, организация маркетинга и сбыта.

2.7.  Эффективность использования ресурсов.

2.8.  Эффективность материального стимулирования персонала.

2.9.  Использование кредитных ресурсов.

Внутренняя логика развития организации диктует некоторые правила управления творческими и экономическими процессами, которые могут совпадать или не совпадать с внешними условиями. Проблемы определения границ, принципов и методов взаимодействия внешней и внутренней среды из теоретических становятся практической проблемой функционирования организации культуры во всех случаях, когда необходимо применять любое управленческое решение, касающееся творческой либо хозяйственной деятельности.

В поиске и нахождении совпадающих аспектов внешней и внутренней среды заключается суть всех проводимых в стране экспериментов в сфере культуры и искусства. На каждом этапе результаты этих экспериментов выражались в выработке определенных механизмов, норм, методов согласования во взаимодействии внешней и внутренней среды. Однако динамичность развития социально-экономического положения в стране и в сфере культуры обуславливает недолговечность этих результатов, их изменчивость и недостоверность. Поэтому каждый раз организации культуры должны искать свой вариант организации культурной деятельности, способствующей выполнению поставленных целей и задач в творческой и хозяйственной деятельности и учитывающей ограничения внешней среды. Крайним случаем является  диаметрально противоположное действие факторов внешней и внутренней среды, при котором реализация культурного проекта не может осуществляться, ибо для его решения требуется преодоление существующих ограничений за счет новых организационно-экономических и правовых решений.

Таким образом, развитие организации подчиняется определенным законам внутреннего развития, которые определяют цели и задачи, объемы и структуру ресурсов, необходимых для решения этих задач, а также и организационную форму, в рамках которой эти задачи и цели с данными ресурсами могут быть решены. Степень совпадения внешних и внутренних факторов позволяет определенным образом в той или иной степени успешно ре6шить задачи организации. При несовпадении факторов внешней и внутренней среды организация не может выполнять своих функций и ее деятельность становится проблематичной или вообще не может быть осуществлена.

Рыночные формы координации культурных процессов, распределения ресурсов влияют на уровень организационных мероприятий и их объем, формы хозяйственной деятельности, стимулы работы организации, обуславливают необходимую экономичность использования ресурсов, возможность достижения определенного экономического результата, соизмеримо с затратами, что определяется внешней средой (цены, спрос и т.д.). Если эти условия не удается выполнить, то деятельность организации невозможна и теряет смысл. Внутренняя среда в этом случае противоречит условиям внешней, как правило, более сильной по отношению к внутренней среде. В этом случае организация ищет другие средства внешней среды, позволяющие ей развиваться, или прекращает свою деятельность.

Рыночная форма связи и свойственные ей условия внешней среды координации культурной деятельности часто не позволяют реализовать целевую функцию организации культуры, и она ищет выход во внерыночной среде или организации рыночной среды, хотя полностью освободиться от рыночных методов ей не удается. Однако доля нерыночных форм регулирования деятельности организации культуры остается достаточно высокой. Складывающиеся условия хозяйственной деятельности организации определяют основные принципы хозяйственного механизма, стремящегося сочетать внутренние закономерности с факторами внешней среды, вызывают к жизни особые методы управления, принятия решения, способ производства и реализации своих услуг.

Противоречия между внутренней и внешней средой находят выход в создании новых нестандартных организационно-экономических образований, объединений, холдингов и т.д.

Типология форм организационно-экономической деятельности организаций культуры в зависимости от сочетания факторов внешней и внутренней среду может включать:

-  бюджетные организации (учреждения), строящие свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с бюджетным кодексом РФ;

-  бюджетные учреждения, имеющие собственные доходы и поэтому сочетающие принципы бюджетного хозяйства и коммерческого расчета (к ним тяготеют ведомственные учреждения культуры, уровень доходов некоторых из них позволяет осуществлять деятельность при полной самостоятельности);

-  организации культуры, работающие в соответствии с задачами, поставленными общественными, религиозными и другими объединениями и фондами и финансируемые за их счет (а также имеющие некоторые доходы от своей деятельности). Их организационно-экономическая деятельность тяготеет к бюджетному типу;

-  организации культуры, финансируемые коммерческими структурами, преследующие чисто коммерческие цели путем эксплуатации результатов культурной деятельности (реклама товаров, услуг и т.д.);

-  коммерческие организации культуры, работающие непосредственно на рынок и получающие доходы исключительно от реализации созданных ими культурных благ и услуг.

Социально-экономические процессы, происходящие в России, существенно затронули культуру. Меморандум «Об экономической политике Российской Федерации»,  да и все последующие программные документы, принимаемые властями страны, не оставляют надежд на приоритетное финансирование культуры в обозримой перспективе. Между тем, положение, сложившееся в этой важнейшей сфере жизни общества, дает основание для серьезной тревоги, и не выглядят преувеличением заявления о том, что культура оказалась в трагической ситуации. Наметились четкие тенденции сокращения числа клубных учреждений, падение посещаемости театров при росте их числа, идет сокращение количества библиотек (особенно профсоюзных).

В плохом состоянии находится материально-техническая база учреждений культуры. На начало 1991 года 12,9% зданий массовых библиотек и 26,4% зданий клубов требовали капитального ремонта, а в аварийном состоянии находились соответственно 2,7% и 4,3 %. Крайне ограниченные ассигнования из российского бюджета на социально-культурные нужды не позволяют изменить это положение в лучшую сторону; напротив, будет все более сказываться не встречающая ощутимого противодействия разрушительная работа времени. [32, с.115]

Войти в рыночную экономику культура может, естественно, только отправляясь от собственной и очень действенной специфики.  С одной стороны, это сфера в принципе однородна и может рассматриваться как отвечающая общекритериальным требованиям, лежащим в основе собирательного понятия «отрасль». С другой стороны, в сфере культуры действуют, если смотреть на дело с позиций товарно-денежных отношений, два сектора: коммерческий и некоммерческий. Существует мнение, что в коммерческом секторе преимущество получает тот, кто в наибольшей мере отвечает запросам широкой публики; в некоммерческом же представлено подлинное искусство, которое удовлетворяет требованиям сохранения национально-культурного достояния, осуществляет интересные творческие эксперименты. Думается, что такого рода размежевание по принципу «либо - либо», хотя и не лишено оснований, все же чрезмерно жестко. Это касается и сути вопроса (почему, скажем, интересные творческие эксперименты должны заведомо исключаться из круга запросов широкой публики?) и напрашивающихся прикладных выводов. Бесспорно, что Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей и т.п. – учреждения «большой культуры». Но разве зазорно для них заниматься определенной коммерческой деятельностью, например, оказывать дополнительные платные услуги населению?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.