рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Сравнительно-культурологический анализ эпических произведений на материале адыгского эпоса "Нарты" и германского эпоса "Песнь о Нибелунгах"

Познакомившись с сюжетом каждого эпоса, мы можем с уверенностью сказать, что каждое произведение раскрывает культуру народа, его ценности, нравы и обычаи.


Глава II. Сравнительная характеристика двух эпосов

 

2.1 Общие черты в германском и адыгском эпосах

Каждый народ стремится нарисовать эпический образ общенародного героя, признанного воина и гражданина своей земли, человека всецело преданного идее защиты и процветания своего народа. Формирование эпоса свидетельствует о высоком уровне художественного мышления народа. Каждый народ передает национально законченный, исторически верный и полный менталитет, его духовное завоевание, научно-аналитические представления о мире, человеке, о нравственном и безнравственном его поведении, о совершенном кодексе правил всечеловеческого общежития.

Эпос раскрывает суждения о Добре и Зле, Боге и Земле, жизни и смерти. Следовательно, можно сделать вывод о том, как и адыгский эпос, так и германский эпос, говорят о категориях общечеловеческих, общеземных.

Авторы, создавшие эти великие произведения, имели, на мой взгляд, основательные познания в области общественных, экономических, и социальных отношений.

Они хорошо разбирались в таких сферах, как: естествознание, неживая и живая природа, явления природы, и происходящие в ней процессы, космогония и законы земного существования, наконец, психология человека и его внутренний мир.

Адыгский эпос «Нарты» и германский эпос «Песнь о Нибелунгах» являются «энциклопедией национальной жизни, истории, философии, духовных исканий народа. Это кладезь их языка, поэтического мышления, восприятия и отражения окружающего мира, его религия и создание божественного и бесконечного в движении и эволюции». (Шаззо 2001:3).

Итак, теперь мы можем утверждать, что цели, которые заключены в эпосе каждого народа, имеют общий характер. А цель – отобразить наиболее детально все то, что представлялось важным в истории народа, показать мир, в котором жили предки.

 

2.1.1 Персонажи и мифические образы адыгского эпоса «Нарты» и германского эпоса «Песнь о Нибелунгах»

В германском и адыгском эпосах повествуется о мире, где существуют обыкновенные и необыкновенные люди, живут и действуют боги, великаны, колдуны и ведьмы. Так человек находится среди этих великих и величественных созданий бога, природы и самого человека. В эпических произведениях одновременно люди обладают вполне людскими качествами и достоинствами: они любят, ненавидят, рожают, убивают, смеются и плачут, служат верности и добру, предают и изменяют, радуются и страдают, провидчески доходят до понимания божеского разума и деяний, и вместе с тем преклоняются перед силами и явлениями природы.

Мир, нарисованный в каждом из эпосов многомерен и многообразен. Средства, с помощью которых безымянные художники отражают этот мир, многокрасочны, а поэтический слог - весьма торжественен и возвышен.

И это несмотря на то, что зарождение и формирование эпоса связаны напрямую с особенностями истории и культурой народа, а, как известно, адыги и германцы развивались при разных условиях.

И, конечно же, тот факт, что эти совершенно различные народы имеют не только видения на окружающий их мир, но выделяют в своем эпосе одних и тех же действующих лиц, превращая их в национальных героев. Германский эпос, равно, как и адыгский, начинает свое повествование о доблестных героях. Первые же страницы знакомят читателя с такими главными персонажами как: Саусырыко в адыгском эпосе «Нарты»; Зигфрид в германском эпосе «Песнь о Нибелунгах». Эпический зачин передает восторженный, величественный образ героя, который воссоздается рядом эпитетов, характеризующих их:

«Саусырыко нами воспитанный», «Саусырыко – наш свет, одетый в железную одежду», «с размахом, ударяющий врага, мечом своим»,

«Сын нартов Саусырыко,

Тверже железа тело его,

Ловкость присущая только ему,

Благоверному храброму мудрецу»

(«Нарты» 1974:16).

В германском эпосе, о главном герое Зигфрид говорится:

«Отвагою и мощью везде дивя людей», «По праву воитель молодой считался украшением страны своей родной». («Песнь о Нибелунгах» 2008:17,18).

Образы мифических существ

В адыгском эпосе, как и в германском, важное место занимают образы мифических существ. Чем архаичнее эпос, тем больше мы встречаем разного рода зооморфных и антропоморфных чудовищ, олицетворяющие не только злые силы природы, но враждебные общественные отношения. По сравнению с германским эпосом, который был создан гораздо позже, в более архаичных циклах адыгского эпоса количество мифологических персонажей преобладает. В германском эпосе врагами выступают уже обыкновенные люди, враждебные племена. Однако, важно отметить, что и этому эпосу также присущи элементы фантастики. В «Нартах» мы встречаем таких мифических героев, как: испы (испхэр) – карлики, иныжи (иныжъхэр) – великаны, чудовище Еминеж (Емынэжъ), бгэжи (бгъэжъхэр) – орлы, благо (благъо) – дракон, нагучица (Нэгъучгыц) – страшная старуха с железными зубами и уды (удхэр) – ведьмы и колдуньи

В германском эпосе мы находим таких же героев: нибелунги – карлики (во главе с Альберихом, который обладает волшебным плащом-невидимкой, а так же кладом), дракон (в бой с которым вступает главный герой Зигфрид). Итак, мы можем придти к выводу, что в двух эпосах разных народ встречаются одни и те же герои, в которых, с одной стороны, прослеживается обобщение облика внешних врагов, и в которых, с другой стороны наличествуют элементы фантастики, уводящие от конкретного, реального в область далеких вымыслов.

Для создания образов мифических существ в эпосах используются многообразные художественные приемы и средства. К важнейшим из них относится гипербола. Причем художественному преувеличению подвергаются не только герои, но и все, что их окружает. Например, одноглазый иныж в цикле о герое Батеи, держит в своем стаде огромного козла, у которого рога столь велики, что нарт свободно разместился между ними. В германском эпосе гиперболизирована сила многих персонажей. К примеру, рассказывая о борьбе Зигфрида и Брюнхильды, повествователь описывает невероятную силу девушки. В эпосах преувеличивается буквально все: рост, сила, выносливость, вооружение, масштабы схваток, способности верного коня главного героя, размеры жилья. Гипербола в эпосах обычно служит средством идеализации и героизации, но она применяется и для создания образов, как спасителей народа, так и непосредственных его врагов.

Один лишь внешний вид иныжа из адыгского эпоса или дракона из германского эпоса, наводит страх на всех окружающих действующих лиц.

Необузданная грубая физическая сила ярко контрастирует с умственной ограниченностью в образе карликов в адыгском эпосе, равно как и в германского эпосе. С этими персонажами будут сражаться главные герои Саусырыко и Зигфрид.

Интересно, что в каждом эпосе главные герои – Зигфрид и Саусырыко сражаются с драконом и одерживают победу.

В противоположность злым мифическим существам, борющиеся со злом знакомые нам уже герои – Зигфрид и Саусырыко обладают не только огромной физической силой, но и смекалкой, хитростью, благодаря которым им часто достается победа. Как правило, в каждом эпосе все мифические существа погибают в борьбе с главными героями.

В отличие от волшебного эпоса, основанного на эстетике поэтического вымысла, в нартском эпосе, равно как и в нибелунгской песне, в повествованиях всегда сохраняется вера в реальность, достоверность событий и образов.

Одно из главных мест в характеристике мифических образов принадлежит эпитетам. Часто эпитеты и сравнения, характеризующие типы, берутся из мифологии. Эпос почти не знает поэтических сравнений бытового происхождения. Сравнения черпаются преимущественно из мира природы (словно гроза, молния, туча, ветер, огонь и т. д.). Эпитет в эпосе всегда служит средством уточнения, характеристики. Часто встречаются эпитеты: «большой, огромный» для описания образа великана, а в характеристике карлика – «маленький, очень маленький». Нередко встречаются в нартском эпосе эпитеты, характеризующие материал, из которого сделана часть тела. Например, орлы злого бога Пако «железноклювы».

В нартском эпосе, по сравнению с германским эпосом, количество мифических героев преобладает. На их характеристике мы остановимся.

К одним из интересных персонажей адыгского героического эпоса «Нартхэр» относятся испы. Это карликовое племя фигурирует в эпических повествованиях довольно широко. Испы представлены бесстрашными, волевыми и очень жестокими. Их иногда называют «оырсы». Значение этого слова непонятно, видимо, оно произошло от названия местности, где проживали испы. Ведь убийцу своего отца, зятя испов, нарт Патерез побеждает в долине Бырсей у реки Уарп. Встречается и поле под названием «Бэрсае».

Земля испов граничила с нартской страной. Она, как повествует нартское предание «Как Саусырыко встретился с Адыиф», была достаточно плодородна. Река волнами здесь протекала, всюду высились красивые деревья, было множество пастбищ. По золотистым лугам паслись богатые стада. Дни здесь были самыми лучшими: не слишком жаркими и не холодными. «Испы, кому принадлежали эти богатства, были настолько маленькими, что были видны еле на земле... Однако они были достаточны отважны... Пусть твой неприятель встретится с испами. Кончиком меча раскромсают...» (Ханаху 2002:315).

Интересным является тот факт, что главные герои эпосов обладают магической силой перевоплощения. Когда, к примеру, в германском эпосе Зигфрид помогает Гунтеру в женитьбе на Брюнхильде, и вместо него борется с ней, то внешность главного героя будет соответствовать тому, вместо которого он и борется, то есть Зигфрид принимает образ Гунтера.

Такое преобразование мы наблюдаем в нартском эпосе. Саусырыко превращается в кусочек земли и прилепляется к потолку пещеры, дабы избежать погибели от всевидящих стрел, посланных его врагом-великаном. Саусырыко помогают чудо-башмаки, которые обладали волшебной силой. Они ускорили бег героя, убегавшего от своих врагов. Зигфриду же, в свою очередь помогало необычное свойство плаща- невидимки, название которого само говорит за себя.

В адыгском эпосе «Нарты» и в германском эпосе «Песнь о Нибелунгах» не последнюю роль занимают и женские образы.

Конечно, женщины, описанные в германском эпосе, в отличие от адыгского эпоса, не имели большой власти. Однако и не были, на мой взгляд, безгласны и беспомощны. Главные героини – Кримхильда и Брюнхильда жестоко расправляются со своими врагами и обидчиками. Вспомним, как Кримхильда отомстила Брюнхильде за то, что последняя унизила ее, а именно укажет на то, что Кримхильда – жена вассала, и должна войти в собор после нее. В ответ Кримхильда покажет украденные у Брюнхильды аксессуары: кольцо и пояс, как доказательство того, что ее супруг Зигфрид сражался вместо Гунтера с Брюнхильдой.

Неизвестные авторы воспевают с необычайной любовью красоту героинь. В германском эпосе, например, мы встречаем следующее описание: «звалась она Кримхильдиной и так была мила, что многих красота ее, на гибель обрекла». («Песнь о Нибелунгах» 2008:15).Образ Брюнхильды автор описывал так: «с Брюнхильдой шутки плохи», «Брюнхильдина твердыня» («Песнь о Нибелунгах» 2008:63).

О главной героине нартского эпоса Сатаней – матери Саусырыко говорится: «Сатаней, ты одна так мудра», «ты чиста, как утром белая роса», «с тобою в дом приходит счастье». («Нартхэр» 1968:38). К Сатаней за советами обращаются все нарты, без ее напутствий Саусырыко не отправляется в путь.

Общие мотивы

Большой интерес представляет общность некоторых мотивов.

Мотив уязвимого места на неуязвимом теле

Общеизвестный образ Ахилла, героя Троянской войны, сына морской богини Фениды, находит отголоски в адыгском эпосе «Нарты» и германском эпосе «Песнь о Нибелунгах». Согласно греческой легенде, Фенида стремится сделать своего сына неуязвимым и отпускает его в подземную реку. Пятка, за которую его держала мать, осталась единственным уязвимым местом на теле.

В германском эпосе Зигфрид станет неуязвимым, лишь после того, как искупается в крови убитого им дракона. Единственное место на спине, куда упал листок, останется уязвимым.

Нартского же героя Саусырыко, новорожденным кузнец Тлепш схватил за оба бедра и окунул три раза в воду, и стало его тело крепким как сталь, а бедра были как у обыкновенного человека. Конь Тхожий нарта Саусырыко обладал так же уязвимым местом на неуязвимом месте – копыта. Только мелкие камни могли служить препятствием на его пути.

Зигфрид, Саусырыко и его конь погибают, так как о тайне их узнают их враги.

Мотив мести

Данный мотив прослеживается на протяжении всего сюжета, как германского, так и адыгского эпоса. Героиня «Песни о Нибелунгах» Кримхильда обезглавит «храбрейшего меж мужами» Хагена за то, что ее супруг пал от рук Хагена. В адыгском эпосе герои так же страшно мстят за причиненные завистниками обиды. Саусырыко отомстит великану, за то, что тот желал погубить всех нартов, украв последние семена для посева.

Кримхильда, узнав, что Хаген убил ее мужа, будет мстить ему всю свою жизнь. Лишь при условии, что ей будет оказана помощь в осуществлении плана мести, она соглашается на второй брак.

Мотив веры в вещие сны и знамения.

Сюжет окутан зловещими предчувствиями героев. Будучи язычниками, герои германского и адыгского эпоса верят в существования вещих снов, в события-знамения особой важности. В германском эпосе мы читаем о переживаниях Кримхильды, навеянные сном, предвещающим гибель ее будущего супруга. Другой герой Хаген узнает при случайной встрече от купающихся в реке женщин, о том, что бургунды не вернутся, лишь один останется в живых.

Пример, приведенный из нартского эпоса, повествует о том, как прилетел к Сатаней, матери Саусырыко, орел и рассказал о грозящей опасности.

Мотив войны

Эпосы насыщены жестокими сценами сражений. «Кровь текла, как водопад с гор», «Саусырыко, чей меч большой золотого цвета, чья кольчуга до колен», говорится в нартском эпосе. («Нарты» 1974:26).В «Песне о Нибелунгах» мы находим множество описаний, посвященных доспехам героев: «я нагружен крепкой бронью, щитом, мечом, и шлемом» («Песнь о Нибелунгах» 2008:236),а так же смертям воинов: «ручьями с победителей кровь недруга текла», « врагов рассеял ударами клинка», «резни кровопролитной от века не бывало». («Песнь о Нибелунгах» 2008:260, 261).

Теперь рассмотрим некоторые закономерности, которые были приемлемы в те далекие времена, когда жили наши уже знакомые герои. А именно о роли воина в социальной структуре общества, описанной в двух эпосах. В германском эпосе, как и адыгском эпосе, воин представляет собой не только сильным человеком, но и хитрым, зачастую мудрым храбрецом. С годами прославленный неоднократными победами в сражениях, тщеславно рассказывающий о боях, дающий бесценные советы пришедшим ему на смену младому поколению, воин становится значимой фигурой среди нартов. В германском эпосе Зигфрид, не раз доказывающий, что он отважен и силен, внушает доверие и уважение к себе со стороны окружающих его людей.

В германском эпосе говорится: «если умирать, так умирать в борьбе». («Песнь о Нибелунгах» 2008:260).В эпосе «Нарты» мы читаем: «только достоин счастья, кто добудет счастье людям». («Нарты» 1974: 35).

Для мужчины участвовать в сражениях, битвах, набегах, походах не только естественно, но и необходимо. Красота мужчины заключена в поступках воина. Мы приведем следующие эпитета, описывающие нам уже известных героев каждого эпоса: «тело его стальное», «стальные усы», «железные усы», «стройный», «грозный», «справедливый», «достойный», «воспитанный» («Нарты» 2008); «неустрашимый», «могучий», «великодушный», «отважный». («Песнь о Нибелунгах» 2008).

Мотив клятвонарушения и наказания.

Люди, находившиеся во власти стихийной природы, считали большим преступлением выступление против богов и нарушения клятв. Так, в германском эпосе, мы находим большое количество строк, посвященных клятвам главных героев. Вот некоторые примеры: «Тогда клянитесь мне, что за меня отмстите любым моим врагам». («Песнь о Нибелунгах» 2008:174).

«Клянусь Царем небесным, - рек Хильдебранд в ответ,–

В живых лишь Гунтер с Хагеном, всех прочих - больше нет». («Песнь о Нибелунгах» 2008:309).

«Взяв с королевы слово, что пленных пощадят,

В слезах пошел воитель куда глаза глядят.

Но клятве оказалась Кримхильда неверна –

У двух бургундских витязей жизнь отняла она».

«Лишь усмехнулся Хаген: «Не след меня стращать.

Поклялся вашим братьям о кладе я молчать,

Покамест не узнаю, что умерли все трое,

И где он - этого я вам до гроба не открою».

(«Песнь о Нибелунгах» 2008:315).

Так Хаген скрывает место, где находится клад нибелунгов.

В германском эпосе один из главных героев, а именно Хаген, не выполняет свое обещание: рассказать, где хранится клад лишь тогда, когда погибнут Гунтер, Гизельхер и Гернот. За клятвонарушение Хаген будет убит Кримхильдой.

В эпосе о нартах мы так же находим героев, которые не страшатся трудностей, способны перенести любые лишения, готовы рисковать своей жизнью, защищая честь, свободу и счастье человека. Герои клянутся быть честными в бою, и платят за клятвонарушения дорогой ценой – жизнью.

Так, к примеру, сын великана иныж – Шхабг совершил нарушил клятву: в неравной борьбе с нартом Нэгуром чудовище воспользуется знаниями о том, какими слабостями обладал нарт. За то, что великан победил благодаря раскрытой тайне нарта, он был наказан советом нартов, который решил прибить его к скале лицом к палящему солнцу.

Мотив обмана

В «Нартах» блистательно обозначен этот мотив. Главный герой Саусырыко отмстит тем, кто предал его и желают отнять у него жизнь. Так завистники Саусырыко намериваются убить его. Они решают обратиться за помощью к кузнецу Тлепшу, для которого Саусырыко был как сын. Враги главного героя уверяют Тлепша, что изготовленные им чудо-стрелы, которые настигают свою жертву, помогли бы в борьбе с чужеземным захватчиком. Таким образом, обманщики хотят умертвить Саусырыко руками Тлепша. Обман раскроется и Саусырыко покарает их.

В германском эпосе есть так же эпизоды, в которых действующие лица обманывают друг друга. Гунтер не сможет справиться с необыкновенной силой Брюнхильды. Только тот, кто одолеет ее, сможет стать ее супругом. Влюбленному Гунтеру помогает Зигфрид, который обманным путем сразит девушку. Но, как мы уже знаем, тайна откроется, и Брюнхильда обо всем узнает от Кримхильды.

Мотив пиршеств

Удивительным образом вместе с описаниями жестоких боев сочетаются картины, повествующие о пышных празднествах по случаю победы в сражениях. Авторы эпосов рассказывают о пирах, проводимых с широким размахом в честь закрепления браков.

«Тут высыпали гости во двор из-за стола, и от потехи ратной вновь задрожал дворец», «ломились от еды столов, накрытых пышно, бессчетные ряды», «вин, и медов, и пива хватало там вполне»; «сошлись оруженосцы и рыцари толпой, чтоб в честь хозяина начать большой потешный бой». («Песнь о Нибелунгах» 2008:91, 94).Благодаря эпосу, мы можем мысленно оказаться в те далекие времена, представить богато убранные столы, проводимые во время праздников турниры, а, следовательно, узнать многое о средневековой культуре. В эпосе рассказывается, что масштабы празднования важных событий столь же велики, как и масштабы бесчисленных сражений.

Однако присутствуют и описания пышных празднеств по случаю заключения браков, побед в бою; повествуется о проведении военных игр, о проводимых пирах с широким размахом.

В адыгском эпосе мы находим следующие описания значимых для народа дней: «ликовали все гости и друзья». Известным является то, что кавказцы – очень гостеприимный народ. Проведение праздников, описанное в эпосе, свидетельствуют о том, что эта черта характера зародилась давно, и испокон веков повелось так, что кавказцы славятся своей щедростью и уважением к гостям. Празднование свадеб могла длиться неделю, и в эти дни нарты танцевали, пели, играли на национальных инструментах (адыгская гармошка, трещотки), устраивали турниры.

Нарт Бадыко – единственный герой эпоса, не любящий пиры и пляски говорил о себе, как о воине:

«Никогда я не стремился

К угощениям богатым,

К песнопениям веселым.

…доспехи боевые

Я надел для дел высоких:

Мой удел- защита правды»

(«Нарты» 1974:64).

Автор каждого их эпосов дает подробную характеристику уклада жизни своего народа. И в адыгском эпосе «Нарты» и германском эпосе «Песнь о Нибелунгах» народы уделяют огромное внимание отдыху от постоянной военной деятельности. Эпосы подробнейшим образом описывают культуру, этику своего народа: правила застолья, развлекательные программы (потешные бои воинов-рыцарей, танцы).

2.2 Различия между адыгским и германским эпосами

Каждый творец эпоса старается по-своему описать все то, чем жил народ. Глубокий психологизм каждого эпоса проявляется в осмысленном поведении каждого из героев. Оценка вещей, явлений и высокое мастерство порождают гармонию поэтического произведения, и проявляются так же в целостности и идейно-художественной законченности.

Однако, несмотря на все сходства, о которых мы говорили ранее, следует подчеркнуть, что культура каждого народа носит самобытный характер. В эпосах отражена национальная жизнь, философия, история, духовные искания народа, его восприятие и знание окружающего мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.