рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Палестино–израильский конфликт в контексте истории

В этом контексте попытаемся выделить основные «сферы» двустороннего палестино-израильского взаимодействия.

На наш взгляд, к ним можно было бы отнести следующие проблемные блоки: территори­альный вопрос; обеспечение вну­тренней безопасности и стабиль­ности; экономическая и финан­совая сферы; проблема бежен­цев; вопросы обороны и между­народных отношений; проблема Иерусалима, включая вопросы доступа к святым местам.

На сегодняшний день первые три проблемы - территориаль­ная, безопасности и экономичес­кое положение на палестинских землях и в Израиле - должны рассматриваться в качестве пер­воочередных. При этом нельзя не признать, что все попытки найти компромиссное решение этих проблем зашли в тупик. Это относится в первую очередь к территориальному вопросу. Такой результат в чем-то зако­номерен. Чего можно ожидать, если предлагавшиеся до сих пор варианты создания палестинско­го «государственного образова­ния» представляли собой объе­динение в некую общность «лос­кутных» квази-муниципалитетов (Западный берег реки Иордан), территория которых имеет во многом искусственную границу с участками, находящимися под израильским управлением?

С учетом реального развития событий последних лет особое значение имеет проблематика безопасности. Именно этот во­прос сейчас ставят во главу угла израильтяне. Обеспечение безо­пасности   оказалось   самым «трудным» элементом в перего­ворных усилиях сторон, а также международных посредников.

По нашему мнению, нужно ставить вопрос о создании своего рода «единого пространства безо­пасности» на всех палестинских и израильских землях. В рамках осуществления такой концепции требуется создание достаточно сильных и авторитетных органов совместного мониторинга ситуа­ции и принятия решений как зако­нодательного, так и оперативно-распорядительного характера. В практическом плане нужно будет наладить эффективную систему совместных практических меро­приятий (проведение совместного патрулирования и т.п.).

Что касается эконо­мической сферы, то и здесь следует признать наличие исторически сложившейся тесней­шей связи и переплете­ния интересов Израиля и палестинцев, в том числе, проживаю­щих на территориях ПНА. Так, благополучие палестинского на­селения - жителей сектора Газа и Западного берега реки Иордан во многом зависит от возможно­стей обеспечения их постоянной работой на территории Израиля. Для израильтян же территории ПНА - это не только располо­женный в непосредственной близости рынок сбыта товаров, но и своего рода «испытатель­ный стенд» их способностей вза­имодействовать с арабами в эко­номической сфере. Следует от­метить, что на новом «витке» развития событий может ока­заться востребованным план формирования единого экономи­ческого союза двух государств -еврейского и арабского, - как это было предусмотрено резолюцией № 181 ГА ООН от 29 ноября 1947 г. Как известно, данная ре­золюция предусматривала такие меры, как создание таможенного союза, введение единой валюты на территории обоих государств, совместные экономические про­екты, использование на недис­криминационной основе транс­портных коммуникаций, портов и аэродромов, доступ к вод­ным и энергетическим ресурсам и т.п.

В целом, на наш взгляд, есть и необходимость, и возмож­ность достижения компромис­сов на основе создания общих «зон ответственности» сторон в указанных выше сферах палестино-израильского взаимодейст­вия - территориальной, безопас­ности и экономики. Причем, тут нащупывается компромисс и в том, что касается «качества» размена. Израильтяне заинтере­сованы в обеспечении надежно функционирующего «пространства безопасности» на всех тер­риториях, где находятся изра­ильтяне, а палестинцы - в сво­бодном доступе рабочей силы в Израиль. Обе стороны выигры­вают от объединения усилий в указанных сферах. При этом ре­шаются и другие вопросы, на­пример, создания благоприятно­го инвестиционного климата и условий для налаживания общерегинального экономического сотрудничества[98].

Вышеуказанные причины - в большей или меньшей степени -обусловили отсутствие всеобъ­емлющего решения арабо-израильского конфликта, хотя на ряде направлений мирных пре­образований в регионе были до­стигнуты реальные позитивные подвижки.

В целом, как представляется, к сегодняшнему дню удалось ре­шить те «блоки» ближневосточ­ного кризиса, которые относи­тельно легко поддавались стра­тегии «размежевания», в том числе территориального (мир­ные договоры между Египтом и Израилем, Иорданией и Израи­лем). Но данный метод выявил свою ограниченность в тех слу­чаях, когда достижение такого рода размежевания является крайне сложным делом. Это прежде всего относится к ключе­вой проблеме ближневосточного урегулирования - палестино-из-раильскому конфликту..

На протяжении многих лет противостояния выдвигались де­сятки планов построения отно­шений между палестинцами и израильтянами. Несмотря на все их разнообразие, можно свести эти предложения всего лишь к четырем принципиальным схе­мам:

- сохранение израильской ок­купации палестинских земель;

- создание на землях, оккупи­рованных в 1967 г. (сектор Газа, Западный берег р. Иордан), ор­ганов палестинского админист­ративного самоуправления (ав­тономии) с весьма ограниченны­ми прерогативами - при оставле­нии за Израилем полномочий в сфере внешних связей, обороны и ряде других областей;

- создание на указанных тер­риториях «палестинского райо­на» как части конфедеративного объединения в составе либо Иордании, либо Израиля;

- независимое палестинское государство со столицей в Вос­точном Иерусалиме[99].


Глава 3..Перспективы урегулирования палестино – израильского конфликта

Мирное урегулирование конфликта можно достичь, считает Дмитриев Е. Об этом он пишет, что следствием войны Соеди­ненных Штатов против Ирака и оккупации терри­тории этой страны войсками американо-британской коалиции и их союзников стало значитель­ное расширение зоны американ­ского военного присутствия на Ближнем Востоке. Теперь эта зона простирается от границ Аф­ганистана и бывших советских республик Средней Азии, Кавка­за- Персидского залива до границ Сирии. В военно-стратеги­ческом отношении ряд арабских государств Ближнего Востока -Сирия, Ливан, Иордания, Сау­довская Аравия - оказались как бы в тисках двух стратегических союзников - Соединенных Шта­тов и Израиля: на юге - со сто­роны американской армии, оккупирующей Ирак и контролирующий Персидский залив[100]

Каковы же перспективы по­литического урегулирования палестино-израильского конфлик­та в свете новой геополитичес­кой ситуации в регионе Ближне­го Востока, по мнению Дмитриев Е. Точкой отсчета для поисков ответа на этот вопрос может стать дата 13 сентября 1993 г. В этот день на зеленой лужайке перед Белым домом в Вашингтоне премьер-министр Израиля Ицхак Рабин и Махмуд Аббас /Абу Мазен/, занимавший тогда пост генерального секрета­ря Организации освобождения Палестины (ООП), в присутст­вии представителей коспонсоров Мадридской конференции США и России - подписали сов­местный документ: «Декларацию принципов о временных мерах организации самоуправления», о которой говорилось выше.

 Дальнейшие палестино-израильские перего­воры и подписание ряда так на­зываемых промежуточных со­глашений (Каир - 1994 г., Таба -1995 г. и др.) должны были при­вести к завершению переходно­го периода (к апрелю 1999 г.) и достижению взаимной догово­ренности об окончательном ста­тусе палестинской государствен­ности.

Однако к этому сроку сторо­нам не удалось достигнуть такой договоренности, переговоры бы­ли прерваны из-за разногласий по ряду принципиальных вопро­сов: территориальному разграни­чению между Израилем и буду­щим палестинским государст­вом, статусу Иерусалима, судьбы еврейских поселений, возвраще­нию палестинских беженцев к своим очагам. В конце апреля 1999 г. палестинское руководст­во, учитывая парламентские вы­боры в Израиле в мае 1999 г., а также мнение коспонсоров мир­ного процесса на Ближнем Вос­токе - Соединенных Штатов и России, приняло решение отло­жить провозглашение палестин­ского государства на более позд­ний период.

В июне 1999 г. в результате парламентских выборов в Изра­иле к власти пришло правитель­ство Эхуда Барака, которому удалось несколько реанимиро­вать зашедший было в тупик мирный процесс. Чуть позже, 5 сентября 1999 г., в египетском городе Шарм аш-Шейх был под­писан палестино-израильский Меморандум о поэтапном пре­творении обязательств сторон по ранее подписанным, но не вы­полненным соглашениям, а так­же о возобновлении переговоров об окончательном статусе палес­тинских территорий2. Такие  переговоры действительно возоб­новились при встрече Э.Барака и Я.Арафата, состоявшейся по инициативе и патронаже амери­канского президента Клинтона в июле 2000 г. в Кэмп-Дэвиде. При обсуждении на этой встрече проблемы «окончательного ста­туса» палестинских территорий правительство Э.Барака согла­шалось с передачей под кон­троль будущего палестинского государства на Западном берегу и секторе Газа до 90% террито­рии при сохранении за Израи­лем крупных еврейских поселе­ний на Западном берегу[101].

Во время палестино-израильских переговоров в Кэмп-Дэвиде также наметились подвижки в сторону сближения позиций сто­рон и в вопросах статуса Иеру­салима, судьбы палестинских бе­женцев и еврейских поселений. Но все же окончательно разно­гласия между представителями Израиля и ООП на этих перего­ворах, в первую очередь, относи­тельно схемы территориального разделения между Израилем и палестинцами и в отношении Иерусалима тогда преодолеть не удалось действия противни­ков мирного урегулирования палестино-израильского конфлик­та, особенно среди израильских поселенцев. Последние обвиня­ли правительство Э.Барака в якобы слишком больших «ус­тупках» Израиля палестинцам. В то же время множились выступ­ления протеста арабского насе­ления Западного берега и секто­ра Газа против продолжавшейся израильской оккупации. Причем нередко эти выступления сопро­вождались актами насилия: обст­релами еврейских поселений, взрывами в местах сосредоточе­ния людей и другими акциями, совершавшимися по большей ча­сти боевиками из радикальных исламских группировок экстре­мистского толка - ХАМАС и «Исламский джихад»[102].

Накал страстей еще более возрос после неожиданного мар­ша 28 сентября 2001 г. группы депутатов израильского парла­мента от оппозиционных партий правого блока «Ликуд» во главе с генералом А.Шароном к распо­ложенной в арабской восточной части Иерусалима Храмовой го­ре, в пределы святыни всех мусульман - мечети Аль-Акса[103]4. Мусульмане всего арабского и исламского мира расценили этот шаг как прямой —удар по религиозным чувствам, как провокацию, направленную на подрыв мирного процесса, на таи чтобы не допустить создания нового палестинского го­сударства со столицей в Иерусалиме. Уже на следующий день - 29 сентября 2001 г. - воз­мущение мусульман, пришедших на пятнич­ную молитву в мечеть Аль-Акса, вылилось в стихийное восстание, вскоре распространив­шееся на всю террито­рию Палестинской Ав­тономии. Начался но­вый виток палестин­ской интифады, на­званной «Интифадой аль-Акса».

В феврале 2001 г. в до крайности наэлект­ризованной обстанов­ке, связанной с восста­нием палестинского на­селения на оккупиро­ванных территориях, в Израиле   состоялись внеочередные выборы в Кнессет (парламент). Они принесли по­беду блоку «Ликуд». 26 февраля 2001 г. лидер этого блока Ариэль Шарон был избран новым пре­мьер-министром Израиля.

С этого времени преобладаю­щей чертой во взаимоотношени­ях палестинцев и израильтян вновь стало вооруженное про­тивостояние. Всю Палестину, включая территорию Израиля и Палестинской Автономии, за­хлестнула волна насилия и кро­вопролития. Причем, если со стороны палестинцев акты наси­лия - взрывы на военных и гражданских объектах, нападения на еврейских поселенцев и т.п. были в большинстве случа­ев делом рук отдельных некон­тролируемых властями палес­тинской администрации сторон­ников движения ХАМАС и «Исламский джихад», то со сто­роны израильтян они носили характер санкционированных и спланированных израильским правительством вооруженных операций израильской армии и полиции, нацеленных на унич­тожение не только отдельных лидеров экстремистских груп­пировок, но и официальных уч­реждений и деятелей админист­рации Палестинской Автономии[104].

Об этом свидетельствует такие факты, как практика периодических вторжений израильской армии на территорию Автономии  под предлогом необходимости уничтожения «террористов»,  например, оккупация в апреле  2001 г. части территории сектора Газа в районах городов Рафах и Хан-Юнис, где расположены лагеря палестинских беженцев и последующие неодно­кратные вторжения израильской армии в эти районы в 2003-2005 гг., разрушение израиль­ской авиацией международного аэропорта и морского порта в Газе, обстрелы домов и других гражданских объектов в Газе и в городах на Западном берегу -Дженине, Рамалле, захват блокпостов палестинской полиции, блокада штаб-квартиры главы палестинской Автономии Ясира Аафата в Рамалле, запрещение передвижения палестинцев с территории Автономии в Изра­иль, строительство так называе­мой «заградительной стены», от­деляющей часть оккупированной -территории Автономии - Западного берега и Газы от Израиля. Кульминация вооруженного противостояния израильтян и палестинцев в 2002-2003 гг., когда теракты шахидов - смертни­ков из исламских организаций ХАМАС и «Исламский джи­хад», с одной стороны, и так на­зываемые «акции возмездия» израильской армии, с другой, приобрели особенно частый и ожесточенный характер. При этом главными жертвами проти­востояния было гражданское на­селение.

Как сообщалось в ноте посто­янного представителя Иордан­ского Хашимитского Королевст­ва при ООН на имя Генерально­го секретаря от 4 августа 2003 г., только в период с сентября 2000 г. по июль 2006 г. было убито более 2800 палестинцев и более 800 израильтян, тысячи человек получили ранения5. «Большинство жертв в Израиле было вызвано террористически­ми нападениями на израильтян, совершенными различными па­лестинскими террористическими группировками»[105]6. В то же время большое число жертв среди па­лестинского гражданского на­селения явилось результатом операций израильской армии, в том числе превентивных ударов и практики целенаправленных убийств лиц, подозреваемых в террористичес­кой деятельности в палестин­ских районах»[106]7. В ряде палес­тинских городов в результате столкновений между израиль­ской армией и палестинскими боевиками были разрушены це­лые жилые кварталы. Особенно пострадал город Рафах на юге сектора Газа. В ходе вторжения израильской армии в район Бейт-Ханун и Бейт-Лахия в се­верной части сектора Газа в мае-июне 2003 г. было уничтожено более тысячи дунамов сельско­хозяйственных угодий и были разрушены или повреждены до­ма и объекты инфраструктуры8.

По данным спецслужб Изра­иля, за четыре года «Интифады аль-Акса», приходящихся на пе­риод пребывания у власти пра­вительства Шарона, погибли 1034 израильтянина и иностран­ца и около 5600 человек получи­ли ранения. Палестинцы прове­ли 138 терактов-самоубийств, восемь из которых совершили женщины. В то же время, по словам пресс-секретаря израиль­ской правозащитной организа­ции «Бецелем» Ноама Хофште-тера, за эти годы погибли 3160 палестинцев. Помимо этого, из­раильская армия разрушила бо­лее 4800 домов палестинцев.

ПЛАН «ДОРОЖНАЯ КАРТА»

«Цель плана, - говорится в письме Генерального секретаря ООН Кофи Аннана правительст­ву Израиля и Палестинской Автономии, - окончательное и все­объемлющее урегулирование палестино-израильского конфликта к 2005 г., как это было заявлено в речи президента Д ж. Буша от 24 июня 2003 г. и приветствова­лось ЕС, Россией и ООН в заяв­лениях по итогам встреч на ми­нистерском уровне»[107].

«Дорожная карта» предусмат­ривает поэтапное проведение пе­реговоров между палестинской и израильской сторонами под эги­дой «четверки» международных посредников (США, России, ООН и ЕС) с целью добиться прекращения насилия и террора на первом этапе (2003 г.), созда­ния палестинского государства во временных границах на вто­ром этапе (июнь-декабрь 2003 г.) соглашения по постоянному статусу и окончания конфлик­та на третьем этапе (2004-2005 гг.). До завершения миро­творческого процесса «четвер­кой» должна быть созвана меж­дународная конференция по Ближнему Востоку[108].

Логическим продолжением последовательных усилий меж­дународного сообщества по уре­гулированию палестино-израильского конфликта стало при­нятие Советом Безопасности ООН предложенной Россией ре­золюции № 1515, в которой вы­ражается поддержка «Дорожной карте» и содержится призыв к сторонам выполнять ее положе­ния в сотрудничестве с «четвер­кой». В заявлении представите­ля России по этой резолюции подчеркивалось, что «Россия будет и впредь всемерно способст­вовать продвижению к такой це­ли, достижению окончательного урегулирования палестино-израильского конфликта на основе сосуществования двух госу­дарств - Палестины и Израиля, живущих в мире, безопасности и международно признанных гра­ницах»15.

Предложенный «квартетом» международных   посредников план «Дорожная карта» вызвал неоднозначную реакцию в Пале­стине и Израиле. Палестинское руководство одобрило этот план и выразило готовность добивать­ся его полного осуществления, несмотря на «негативное отно­шение к нему радикальных пале­стинских организаций и движе­ний»16. Что же касается Израи­ля, то правительство А. Шарона обусловило его принятие внесе­нием 14 поправок. Главные из них следующие: «прекращение террора» как условие для про­должения переговорного процес­са; «формирование нового, от­личного от нынешнего, палес­тинского руководства в рамках предусмотренных реформ» (как условие перехода ко второму этапу осуществления «Дорож­ной карты»); у будущего палес­тинского государства, определя­ющие характеристики которого будут установлены в ходе пере­говоров между Израилем и Па­лестинской администрацией, не должно быть постоянных гра­ниц, оно должно быть полно­стью демилитаризованным и ли­шенным права на заключение международных соглашений во­енно-политического характера. Израиль сохранит за собой кон­троль над воздушным простран­ством этого государства, его су­хопутными и морскими граница­ми. Палестинская сторона обя­зана признать за Израилем пра­во на существование в качестве еврейского государства с обяза­тельным и публичным отказом от требования о возвращении арабских беженцев на его терри­торию17.

18 декабря 2003 г. премьер-министр Израиля А.Шарон, вы­ступая на ежегодной конферен­ции по проблемам национальной безопасности и стратегического баланса на Ближнем Востоке в Герцлийском колледже, объяви о собственном плане по размежеванию с палестинцами. Он за­явил, что если станет очевид­ным, что палестинские власти н выполняют своих обязательств.

  По «Дорожной карте», Израиль в ближайшие месяцы начнет осу­ществление плана односторонне­го размежевания. Этот план включает в себя передислокацию подразделений ЦАХАЛ («Армии обороны Израиля») вдоль «линии безопасности» на оккупиро­ванных территориях Западного берега и сектора Газы и переме­щение некоторых изолирован­ных израильских поселений на этих палестинских землях. В то же время, по словам премьер-министра, Израиль усилит кон­троль над «теми участками зем­ли Израиля, которые станут не­отъемлемой частью Государства Израиль в будущем»[109]18. В доку­менте под названием «Четырех­этапный план отделения Израи­ля от Палестинской Автоно­мии», вынесенным 30 мая 2004 г. для обсуждения и утверждения правительством Израиля, уточ­нялось, что «Израиль уйдет из сектора Газа, в том числе из всех израильских поселений, и уста­новит посты за пределами секто­ра...По окончании эвакуации ни­какого постоянного военного присутствия израильской армии в секторе Газа не будет ...Госу­дарство Израиль уйдет из север­ной Самарии (Западный берег), оставив четыре поселения: Ганим, Кадим, Санур и Хомеш, эвакуирует также все постоян­ные армейские посты и устано­вит посты за пределами района. По окончании эвакуации ника­кого военного присутствия изра­ильской армии в этом районе не будет...»[110]

Как отмечает извест­ный израильский поли­толог Дов Конторер, «одностороннее реше­ние в Иудее, Самарии и Газе предполагает фак­тическую аннексию зна­чительной части терри­торий, находившихся до 1967 г. под иорданской и египетской оккупа­цией»[111]22. Очевидно, что такое решение, приня­тое в обход «Дорожной карты» и без учета мне­ния и интересов палес­тинской стороны, серь­езно подрывает усилия мирового сообщества по разрешению палестино-израильского конфлик­та. По поводу раздели­тельного плана Шарона премьер-министр Пале­стинской   Автономии Ахмад Крэа в своем интервью во время визита во Францию в марте 2004 г., заявил: «Урегули­рование палестино-израильского кризиса совершенно блокирова­но. Шарон предлагает вывести из сектора Газа 17 израильских поселений, хотя их там 21[112]23. Нас это устраивает. Мы видим в этом начало полного вывода из­раильских войск с палестинской территории. Но если параллель­но с этим будут фактически ан­нексированы арабские террито­рии в Иерусалиме и на Запад­ном берегу реки Иордан, то мы не добьемся прогресса, наоборот, ситуация в регионе станет взры­воопасной. Израильский план разрабатывается односторонне. Мы же считаем, что каждый гло­бальный маневр должен быть плодом совместных усилий двух сторон, итогом переговоров24».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.