рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Палестино–израильский конфликт в контексте истории

В тот период палестинский вопрос включал следующие аспекты: территориальный вопрос, вопрос о статусе Иерусалима и проблему па­лестинских беженцев. Большую часть территории, отведенной для араб­ского государства согласно резолюции ООН о разделе Палестины (око­ло 6,7 тыс. кв. км из 11,1 тыс. кв. км), захватил Израиль. Остальные па­лестинские земли в соответствии с соглашениями о перемирии должны были перейти под контроль ЛАГ. В июле 1951г. король Абдалла, обвиненный в тайных переговорах с Израилем о раз­деле Палестины, был убит в Иерусалиме членом палестинской террори­стической организации «Аль-Джихад аль-мукаддас» («Священная вой­на»)[20].

Израиль, не ограничившись оккупацией в ходе военных действий за­падной (новой) части Иерусалима, в январе 1950 г. в нарушение резо­люции ООН № 181 (II), предусматривавшей предоставление городу международного статуса, объявил Иерусалим своей столицей и перевел в него кнессет и большинство правительственных учреждений.

Наиболее острой и драматичной стороной палестинской проблемы стало положение беженцев.

 По данным ООН на июнь 1950 г., беженца­ми стало 960 тыс. из 1350 тыс. палестинских арабов. Большинство их оказалось  на  соседних с" Израилем палестинских территориях: 425 тыс.—на Западном берегу р. Иордан и 225 тыс.—в секторе Газа, а остальные сразу же перебрались в арабские страны, в том числе 130 тыс.—в Ливан, 85 тыс.—в Сирию, более 80 тыс.—на Восточный берег Иордана[21][22].

Положение основной массы беженцев было исключительно тяже­лым: бросив дома, землю и имущество, они остались без крова и без всяких средств к существованию. Экономика предоставивших беженцам убежище арабских стран, прежде всего Иордании, принявшей наиболь­шее их число, не была способна обеспечить даже самым необходимым сотни тысяч обездоленных людей. На первом этапе помощь им оказыва­лась по линии Международного комитета Красного Креста, Лиги Об­ществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирной организа­ции здравоохранения (ВОЗ), Продовольственной и сельскохозяйствен­ной организации ООП (ФАО) и ряда других международных организа­ций, а также учрежденного в ноябре 1948 г. специального фонда ООН для помощи палестинским беженцам. С 1950 г. заботу о них взяло на себя Ближневосточное агентство ООН для помощи [палестинским бе­женцам] и организации работ (БАПОР), решение о создании которого было принято на IV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1949 г. Более 400 тыс. беженцев были размещены в 54 специальных ла­герях БАПОР (в Иордании—25 лагерей, в Ливане—15, в секторе Га­за—8 и в Сирии—6).

Располагая ограниченными финансовыми возможностями, БАПОР не могло полностью справиться с задачами трудоустройства, социаль­ного и материального обеспечения беженцев. Достаточно отметить, что в начале 60-х годов стоимость продовольственного пайка, выдаваемого на одного жителя палестинского лагеря, не превышала 7 ам. центов в день, а жильем БАПОР сумело обеспечить лишь 39,1% беженцев. По­иски жителями лагерей других источников существования часто оказы­вались безрезультатными. С годами численность палестинских изгнан­ников возрастала. В результате естественного прироста (в среднем 3,2% в год) и притока новых беженцев с контролируемых Израилем террито­рии  к июню 1967 г. 1345 тыс. человек.[23]

1.3.Палестинское движение сопротивления в 1967 – 1974гг.

Израильская агрессия 1967 г. Начав 5 июня 1967 г. при поддержке США агрессию против арабских стран, целями которой ставились свержение прогрессивных режимов в Египте и Сирии, подавление Па­лестинского движения сопротивления и новые территориальные захва­ты, Израиль оккупировал все остававшиеся после войны 1948—1949 гг. под арабским суверенитетом палестинские территории, где проживало 1256 тыс. палестинцев (900 тыс. — на Западном берегу р. Иордан и 356 тыс.—в секторе Газа). Как и во время войны 1948—1949 гг., с оккупированных земель изгонялось местное арабское население.[24]

На захваченных землях была сразу же создана израильская воен­ная администрация, которой были приданы и политические функции.

На основании «чрезвычайных законов» военные власти вводили на оккупированных территориях комендантский час, практиковали поли­тику «коллективной ответственности», разрушение жилых домов, взя­тие заложников, производили аресты, выборочную депортацию лиц, подозреваемых в сочувствии Палестинскому движению сопротивления, ограничивали свободу передвижения и т. п. Репрессии на оккупиро­ванных территориях отличались массовостью. По данным члена ЦК компартии Израиля адвоката Ф. Лангер, известной своими выступле­ниями в защиту прав арабского населения, через тюрьмы израильских оккупационных властей с 1967 по 1975 г. прошло около 40 тыс. палестинцев.

Израильские власти сразу же приступили к «освоению» оккупиро­ванных территорий, конфискации земель и созданию на них израиль­ских поселений, число которых к 1977 г. достигло 48. Эти меры, как и планы израильских правящих кругов относительно судьбы захвачен­ных арабских территорий, преследовали цель создать условия для их аннексии и окончательно лишить палестинский народ возможности реализовать свое неотъемлемое право на самоопределение на палестин­ской земле. Так, выдвинутый вскоре после войны 1967 г. «план Даяна» представлял собой схему полного поглощения Израилем территорий Западного берега и Газы, а также Голанских высот и части Синая. При сохранении военного присутствия Израиля он предусматривал проведение «политики открытых мостов» (с Иорданией) с прицелом на осуществление в будущем через Западный берег экономической и по­литической экспансии в арабский мир и комплекса социально-эконо­мических мероприятий, которые позволили бы «переварить» эти тер­ритории и присоединить их в будущем к Израилю. Способствовать этому должно было усиленное заселение оккупированных территорий израильтянами, превращение их с экономической точки зрения в при­даток Израиля. Появившийся в 1968 г. «план Аллона» тактически отличался от проекта Даяна. В соответствии с ним Израиль сохранил бы под своим господством важнейшие районы Западного берега, сек­тор Газа, арабскую часть Иерусалима, Голанские высоты и еще ряд пунктов. Густонаселенные арабские районы И. Аллой предлагал пере­дать под управление короля Иордании при сохранении над ними из­раильского военного контроля[25].

Становление Палестинского движения сопротивления (1967—1969). Созданная войной 1967 г. ситуация, когда палестинская проблема вновь приобрела приоритет в арабском мире, переживавшем первое время после поражения период замешательства, открыла перед Фатхом и другими палестинскими группировками возможности расшире­ния масштабов партизанских операций. Вооруженная борьба этих ор­ганизаций во время вынужденной пассивности арабских армий быстро завоевала общеарабское признание и высокую популярность. Борющи­еся палестинцы из беженцев превратились в героев арабского мира[26].

Состоявшаяся 30 нюня 1967 г. на оккупированном Западном берегу нелегальная конференция Фатха приняла решение о развертывании партизанской войны. Однако вооруженное сопротивление оккупантам на Западном берегу, продолжавшееся с конца августа по декабрь 1967 г., потерпело поражение, в первую очередь из-за большого нера­венства сил, отсутствия у Фатха опоры на местное население, а также непригодности природных условий для ведения партизанской войны. Фидаи Фатха были вынуждены отступить на Восточный берег р. Иор­дан. Но Фатх выиграл в политическом отношении: несколько месяцев борьбы, когда арабские страны еще не оправились от поражения, вы­соко подняли престиж организации в арабском мире. Укреплению бо­евого духа палестинского сопротивления и росту его престижа еще более способствовало отражение в марте 1968 г. палестинскими парти­занами и подоспевшими регулярными частями иорданской армии попытки крупных воинских подразделении израильтян овладеть иордан­ским городом Караме, где располагались базы Фатха и других орга­низаций.[27]

Именно со времени боя при Караме произошло стремительное рас­ширение массовой базы палестинского движения, представленной главным образом палестинцами в Иордании, Ливане, Сирии и других странах «палестинской диаспоры». Организации сопротивления, преж­де действовавшие полулегально или в подполье, получили возможность открыто создавать в арабских странах свои базы, учебные лагеря, уч­реждения, органы печати, набирать и вооружать добровольцев. Спустя всего три месяца после боя при Караме Фатх насчитывал в своих ря­дах не менее 15 тыс. человек.[28]

Подъем Палестинского движения сопротивления способствовал срыву планов капитулянтских буржуазно-помещичьих группировок на Западном берегу во главе с мэром Хеброна шейхом аль-Джабари и бывшим иорданским министром Мусалламом, которые в конце 1967 г. выступили за «федерацию арабской Палестины с Израилем»[29].

Стремительный рост вширь и активизация деятельности ПДС со­провождались возникновением новых и дроблением существовавших организаций. После июньской войны 1967 г. началось формирование отрядов «Ас-Сайки»   («Молнии»)—военной   секции организации «Авангард народно-освободительной войны», которая была создана в 1966 г. и представляла собой фактически палестинскую ветвь сирий­ского филиала Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ). В октябре 1967 г. в результате слияния партизанской секции ДАН «Молодые мстители» с организацией «Герои возвращения» и Па­лестинским фронтом освобождения образовался Народный фронт ос­вобождения Палестины (НФОП) во главе с Жоржем Хабашем. НФОП и отколовшиеся от него организации3 составили леворадикальную часть ПДС. Самостоятельными группами ПДС стали также Фронт палестинской народной борьбы во главе с Бахджатом Абу Гарбийей и ряд других организаций. В 1969 г. сторонники иракского филиала ПАСВ образовали Арабский фронт освобождения. Будучи едины в по­нимании целей освободительной борьбы палестинского народа, как они сформулированы в Палестинской национальной хартии, все эти организации различались, и подчас значительно, по своей политической направленности, методам борьбы и тактическим установкам. Идеоло­гическая и организационная раздробленность ПДС являлась следстви­ем как социальной разнородности рядов движения, так и воздействия на него различных сил в арабском мире.[30]

По мере того как ПДС брало на себя всю полноту ответственности за судьбу палестинского народа, его руководство осознавало необхо­димость консолидации движения. Тенденция к объединению входящих в ПДС группировок выразилась в стремлении организаций фидаев установить свой контроль над ООП и в создании таких органов, как Командование палестинской вооруженной борьбой (1969 г.) и Объеди­ненное командование палестинского сопротивления (1970 г.), с тем чтобы они, не нарушая самостоятельности отдельных организаций, выполняли роль представителя и координатора всего движения. В де­кабре 1967 г. окончательно дискредитировавший себя в ходе и после израильской агрессии Шукейри был вынужден уйти с поста председа­теля исполкома ООП. Движение за обновление ООП возглавила самая влиятельная и авторитетная организация сопротивления — Фатх, —выдвинувшая лозунг замены «кабинетных революционеров» руководи­телями вооруженной борьбы. Из центральных органов ООП и состава членов НСП удалялись сторонники Шукейри и лица, известные сво­ими безответственными заявлениями и бездеятельностью. В результа­те на V сессии НСП в феврале 1969 г. организации ПДС, добившись численного преобладания среди членов совета, установили контроль над руководящими органами ООП. На пост председателя исполкома ООП был избран представитель Фатха Ясир Арафат.[31]

По подсчетам западных экспертов, общая численность бойцов в во­оруженных формированиях ПДС к лету 1970 г. достигала примерно 50 тыс., из которых 20—25 тыс. состояли в организациях фидаев и в Армии освобождения Палестины, в том числе в Фатхе — 10 тыс., в «Ас-Сайке» — 7 тыс., в АОП —5 тыс., в остальных организациях — от нескольких сотен до 2—3 тыс., в вооруженной милиции—20 тыс. чело­век. Ввиду подавления израильскими оккупантами внутренних очагов партизанского движения на Западном берегу (к началу 1968 г.) и в Газе (к лету 1972 г.) и отсутствия прочных связей ПДС с населением оккупированных территорий партизанские акции (засады, минирова­ние дорог, нападения на посты и гарнизоны, ракетные и минометные обстрелы через линии прекращения огня) с территории соседних с Израилем арабских государств стали основным видом действия фида­ев[32].

Несмотря на тяжелые потери в условиях постоянно совершенство­вавшихся Израилем методов антипартизанской борьбы (до 80% участ­ников рейдов на оккупированные территории), организации ПДС в 1968—1970 гг. неуклонно наращивали масштабы операций. Руководи­тели партизанской борьбы исходили из того, что действия ПДС повы­шают морально-политический уровень армий и населения арабских стран, готовят почву для активного сопротивления на оккупированных территориях, держат в постоянном напряжении израильскую армию, обостряют внутриполитические разногласия в Израиле и наносят ущерб его экономике, в частности туризму. Зимой 1969/70 г. израильтяне, стремясь покончить с ПДС, бросили авиацию, артиллерию, танковые и десантные части против основных баз фидаев в Иордании, вынудив их отойти на 50—70 км к востоку от р. Иордан. Аналогичные действия были предприняты Израилем весной 1970 г. на юге Ливана[33].

ПДС в Иордании и Ливане. Поражение ПДС в Иордании. Особен­ностью палестинского сопротивления как национально-освободительно­го движения стало то обстоятельство, что его территориальная и опе­ративная база находилась вне Палестины — в Иордании, Ливане и Сирии. Если в отношениях с прогрессивным режимом в Сирии у ПДС в тот период не возникало серьезных проблем, то военно-политическое присутствие палестинского движения на территории Иордании и Ли­вана приводило к постоянным трениям и конфликтам с местными влас­тями. Зажиточные слои населения Иордании и Ливана, а также иму­щие группы среди самих палестинцев выражали недовольство матери­альным ущербом от усилившихся налетов Израиля и деятельностью отдельных фракций ПДС. Наиболее серьезные вооруженные столкно­вения произошли в Иордании в ноябре 1968, феврале и июне 1970 г. и в Ливане в апреле и октябре 1969 и в марте 1970 г.[34]

Сложная обстановка в арабском мире, характеризовавшаяся акти­визацией реакционных сил, требовала от палестинского сопротивления сплочения рядов, совершенствования форм борьбы за осуществление поставленных им целей. Х сессия НСП (апрель 1972 г.) отвергла «план Хусейна» и укрепила политическое и военное единство ПДС (при со­хранении организационной и идеологической самостоятельности входя­щих в него организаций), создав Комитет по объединению, в котором важную роль играли представители массовых палестинских организа­ций. Было достигнуто единство в области информации (в соответствии с решением сессии в июне 1972 г. было создано Палестинское инфор­мационное агентство — ВАФА). Обсудив положение на Западном бе­регу, сессия поставила задачу «создания единого широкого националь­ного фронта, включающего все силы, ведущие борьбу на палестинской территории»[35].

Линия Х сессии НСП на создание широкого фронта сопротивления на оккупированных территориях была подтверждена принятой XI сес­сией совета в январе 1973 г. политической программой, в которой под­черкивалось, что вооруженная борьба является «не единственным спо­собом освобождения»[36].

Таким образом, к середине 1973 г. внутри ПДС сложились необхо­димые предпосылки для последующей серьезной трансформации курса движения. Давая оценку деятельности ПДС в начале 70-х годов, пред­ставители коммунистических партий Алжира, Судана, Сирии, Ирака, Иордании и Ливана на своем совещании в сентябре 1973 г. отметили:

«Палестинское сопротивление за последнее время осуществило важные изменения в своей политике... Проявилось отчетливое понимание ха­рактера нынешнего этапа как в отношении палестинской проблемы и задач арабского освободительного движения, так и в отношении свя­зей с социалистическими странами и всеми прогрессивными силами мира»[37].

Арабо-израильская война 1973 г. Победа реалистического направле­ния в ПДС. Дальнейшие значительные сдвиги в деятельности ПДС связаны с четвертой арабо-израильской войной в октябре 1973 г. Во­зобновление военных действий явилось прямым следствием неурегулированности положения на Ближнем Востоке после израильской агрес­сии 1967 г., упорного нежелания Израиля вывести войска с оккупиро­ванных арабских территорий, признать законные права палестинского народа. Палестинские фидаи приняли активное участие в боях на фронтах и в тылу противника, потеряв при этом не менее тысячи чело­век убитыми. На оккупированных территориях и даже в самом Изра­иле десятки тысяч палестинцев, следуя лозунгу ПНФ «Арабский рабо­чий на израильской фабрике равен одному израильскому солдату на фронте!», бойкотировали поездки на работу. Израильским властям не удалось превратить их в резерв рабочей силы, сменяющий израиль­ский персонал в военное время.

В результате октябрьской войны, доказавшей способность арабских государств противостоять агрессии, перед арабским национально-осво­бодительным движением появилась объективная возможность добить­ся политическими средствами вывода израильских войск с оккупиро­ванных территорий и обеспечения национальных прав арабского наро­да Палестины. Вслед за прекращением военных действий открылась перспектива мирных переговоров, местом которых была определена Женевская конференция[38].

В ноябре 1973 г. общеарабское совещание в верхах в Алжире (Иор­дания в совещании не участвовала) приняло решение продолжать борьбу за освобождение оккупированных арабских территорий и вос­становление полных национальных прав палестинского народа и при­знало ООП «единственным законным представителем палестинского народа». Перед ПДС встала необходимость выработки такой позиции по отношению к решению палестинской проблемы, которая, с одной стороны, отвечала бы реальностям ближневосточной обстановки, а с другой — максимально удовлетворяла бы национальным чаяниям па­лестинцев. В ходе развернувшихся с ноября 1973 г. дискуссий в палес­тинских кругах наметился в целом позитивный подход к возможности политического урегулирования ближневосточного конфликта.

Реалистический подход ООП к складывавшейся после октябрьской войны ситуации формировался и под воздействием неуклонно возрас­тавшей политической активности населения оккупированных террито­рий. Создание ПНФ открыло возможности для использования различ­ных форм сопротивления, а результаты войны возродили веру местно­го населения в освобождение своих земель и вызвали подъем патри­отических настроений. На оккупированных территориях преоблада­ющим стало стремление к получению независимости. ПНФ энергично поддерживал идею создания национальной власти на любой части палестинской территории, освобожденной либо военным путем, либо в процессе политического урегулирования, которая была выдвинута ру­ководителем ДФОП Наефом Хаватмой еще в августе 1973 г.[39]

XII сессия НСП способствовала укреплению международного прес­тижа ООП. Этапным событием в этом плане стало подтверждение ре­шения Алжирского совещания 1973 г. о признании ООП единственным законным представителем палестинского народа совещанием глав арабских государств и правительств в Рабате в октябре 1974 г. На этот раз к общеарабскому решению присоединилась Иордания. На Рабатском совещании результаты XII сессии НСП получили официаль­ное одобрение всего арабского мира[40].

Резким контрастом призыву к миру, выдвинутому руководителем ООП, прозвучали заявления лидеров Израиля в связи с обсуждением «вопроса о Палестине». В них была подтверждена официальная изра­ильская позиция категорического непризнания национальных прав па­лестинского народа. Израиль не только в принципе отверг возможность участия ООП в процессе ближневосточного урегулирования, но и продолжал, ссылаясь на резолюцию № 242 Совета Безопасности ООН, сводить палестинскую проблему к вопросу о беженцах. Его представи­тели утверждали, что ПДС является «движением террористов». Во время работы сессии Генеральной Ассамблеи Израиль вновь на прак­тике продемонстрировал свой антипалестинский курс, прибегнув к вар­варским бомбардировкам лагерей беженцев в Ливане и жестоким реп­рессиям против палестинских масс на Западном берегу и в Газе, открыто выражавших свои симпатии ООП и требовавших освобожде­ния оккупированных территории. С официальной израильской позицией полностью солидаризировались США[41].

1.4.Палестинское движение сопротивления в 1974- 1981гг.

Роль ООП в борьбе против поэтапной дипломатии США в 1974— 1975 гг. В 1974 г. свое участие в решении арабо-израильского конфлик­та политическими средствами ООП обусловила требованиями учета в ходе урегулирования национальных прав арабского народа Палестины и своего права выступать в качестве единственного законного предста­вителя палестинского народа. Однако позитивные моменты, появившиеся на Ближнем Востоке после октябрьской войны 1973 г., так и не были реализованы из-за позиции, занятой Соединенными Штатами. Вашингтон не стремился к установлению прочного и справедливого мира в регионе, а рассчитывал «размыть» укрепившееся во время вой­ны арабское единство, направить процесс урегулирования арабо-израильского конфликта в русло сепаратных переговоров с каждой араб­ской страной в отдельности, изолировать арабские страны от Совет­ского Союза. При этом американская дипломатия, возглавлявшаяся государственным секретарем Г. Киссинджером, намеренно отодвигала палестинскую проблему на второй план[42].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.