рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Совершенствование библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ)

3.5 Специализированные и служебные помещения

Многие библиотеки имеют комнаты для прослушивания музыки, фонотеки, оборудование таких помещений имеет свою специфику. Стеллажи для хранения грампластинок и нот отличаются от тех, которые предназначены для книг, своими размерами. Помещение для прослушивания должно быть оборудовано специальными столами с дополнительной полкой, где хранятся магнитные пленки, пластинки. Непременное требование в библиотеке – тишина. Она достигается путем использования наушников.

Можно оборудовать специальные кабины для прослушивания музыкальных записей, выступлений чтецов и т.д. Но в этом случае необходимо наблюдение за ними библиотекарей. Для удобства кабины отделяются невысокими экранами. Рядом с каждым столиком находятся один, два стула. Наушники подключены к звукопроигрывающей аппаратуре.

Если в библиотеке имеется пианино, то для него нужно выделить специальную комнату, или отделить его звукопроницаемым экраном – перегородкой (44, с.422).

В настоящее время в библиотеках следует выделить зоны для работы и с персональным компьютером, который дает возможность намного ускорить процесс получения информации.

За рубежом давно применим термин медиатека. Медиа – материал, техническая среда, в которой хранятся, перемещаются и используются аудиовизуальные, видно и другие записи.

С появлением понятия “медиа” возник термин “медиатека”, а некоторые современные, хорошо технически оснащенные библиотеки, накапливающие кроме визуальных и аудиозаписи, стали называть себя медиатеками. На современном этапе развития техники медиа – это компьютеризированная среда, так как именно компьютер позволил решить множество технических трудностей на пути создания медиатек. Медиа считает в себе не только текст, но и речь, музыку, рисунки, графику, фотографии, кино, видео и другие материалы на единой электронной цифровой компьютерной основе, в которой документ (произведение) теряет свою авторскую форму и хранится и транспортируется в двоичных кодах.

Сегодня также стоит задача охарактеризовать и довести рабочие места библиотекарей до современного уровня. Рабочее место определяется как “пространственная зона, оснащенная необходимыми средствами, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы работников”. Рациональная соответствующая нормативным требованиям, организация рабочего места должна создавать максимальные удобства и благоприятные условия труда, освобождать от нерациональных перемещений и движений в течение рабочего дня. Рационально организованным рабочим местом при аттестации признается такое, которое оснащено в соответствии с новейшими достижениями науки и техники. Оно должно способствовать снижению утомляемости работника за счет рационального освещения, ликвидации излишнего шума, благоприятного микроклимата, правильно подобранного цветового оформления, улучшения рабочей позы, а также располагать простыми и надежными приспособлениями для хранения и поиска документов, средств оргтехники и личных вещей.

Эффективному использованию площади способствует рациональная оснащенность мебелью рабочего места. В библиотеках, как правило, применяется стандартная библиотечная мебель, специальные столы, стулья, шкафы, кресла. Мебель должна удовлетворять следующим требованиям: создать максимум удобств, для работы, т.е. соответствовать требованиям сохранения правильной рабочей позы и обеспечивать возможность хранения, рационального поиска и легкого извлечения документов, средств оргтехники и личных вещей. При подборе компонентов типовой мебели следует обращать внимание на ее спецификацию, на то, чтобы размеры рабочей поверхности предметов мебели были минимальны по площади. Но не надо забывать, что кафедра связана непосредственно с фондом, недоступным для читателей. С кафедры должен быть обеспечен обзор непроходных зон фонда, открытого доступа и читательских мест. Кафедры выдачи, как правило, приближают к хранилищу фондов, чтобы сократить затраты физического труда библиотечных работников. В библиотеках с небольшим штатом целесообразно абонемент и читальный зал иметь рядом, чтобы один сотрудник мог обслуживать читателей.

К планировке служебных и вспомогательных помещений библиотеки предъявляются следующие функциональные требования:

1. Помещения отделов комплектования, научной и технической обработки и организации каталогов и служебного каталога должны объединяться в единый комплекс и размещается на нижних этажах здания.

2. Нормы площади помещений административно-хозяйственного аппарата библиотеки (кабинеты, приемные, рабочие комнаты, комнаты отдыха персонала и пр.) следует предусматривать в зависимости от штата библиотеки, в соответствии с требованиями действующих строительных норм.

3. Согласно рекомендациям ИФЛА, под служебные помещения публичных библиотек рекомендуется выделять площадь не менее 20% от площади читательской зоны. В том случае, если библиотека имеет несколько филиалов, площадь служебных помещений увеличивается до 25%, а в филиалах снижается соответственно до 10%.

4. В библиотеке обязательно должна быть оборудована комната отдыха для сотрудников. Если речь идет о большой библиотеке, то такие помещения должна быть при соответствующих подразделениях. Норма площади на одно место для отдыха – 2,5 кв.м. Площадь для размещения кухонного оборудования – 2,0 кв.м. Например, комната площадью 12 кв.м. достаточно для организации отдыха 6-10 сотрудников библиотеки.

В помещении библиотеки важно направить по разным направлениям пути читателя и персонала. В идеале для читателей и для сотрудников должны быть разные входы и выходы.

В заключение этой главы, хотелось бы сказать, что при проектировании библиотечных зданий и оформлении интерьера библиотеки важно четко определить систему указателей (табло) как для читателей, так и для библиотекарей. Оформление должно начинаться с фасада библиотечного здания, с вывески библиотеки, режима работы, нахождения входа и выхода и т.п. Система координатных указателей внутри помещений библиотеки должна играть роль путеводителя Естественно, чем меньше библиотека, тем меньше потребность в самих знаках. Указатели должны быть красочными. Между фоном и надписью должен быть использован контраст. Особенно хорошо виден черный цвет на белом фоне, зеленый на белом. Размещение указателей должно быть очень четко продумано (44, с.421).


4. ХАРАКТЕРИСТИКА БИБЛИОТЕЧНОГО

ДИЗАЙНА СИБАЙСКОГО ИНСТИТУТА БАШКИРСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Интенсивно развивающийся научно-технический прогресс вызывает необходимость реформ в сфере высшего образования. Значительно выросли требования к результативности учебной подготовки студентов. Современные тенденции существенно повышают роль вузовской библиотеки в процессе образования.

Библиотека Сибайского института Башкирского Государственного университета (БГУ) была основана в 1990 году, практически с первых дней работы института.

Задачи, стоящие перед библиотекой типичны для библиотеки ВУЗа:

- Создание современной информационной среды для студентов и преподавателей;

- обеспечение учебного и научного процессов данного вуза, учебной и специальной литературой;

- осуществление в нераздельном единстве библиотечной, библиографической и научно-информационной деятельности, удовлетворение этих потребностей в сфере обслуживания;

- содействие междисциплинарному сотрудничеству, участие в процессе непрерывного обновления и совершенствования знаний, как в отдельных узкоспециализированных областях и отраслях знаний, так и в повышении культурного уровня своих потребителей;

- сохранение, освоение и пропаганда (доведение до читателя) культурного наследия.

Цель работников – сделать фонд библиотеки универсальным, удовлетворяющим, по возможности, запросы всех читателей.

Основной контингент обслуживания вузовской библиотеки – две группы читателей: студенты и профессорско-преподавательский состав учебного заведения, являющийся, как правило, научным персоналом соответствующих подразделений вуза. Поэтому, фонд комплектуется с учетом специфики ВУЗа, особенностей учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов, неоднородности информационных потребностей этих категорий читателей.

Фонд библиотеки формируется различными видами документов (книги, брошюры, периодические издания, ноты, дискеты, кассеты).

В институте собрана литература по всем отраслям наук, т.к. здесь на сегодняшний день существует 15 факультетов.

Библиотечный фонд нуждается в рациональном размещении, т.е. в установлении наилучшего месторасположения и способа хранения каждого издания в структурном подразделении библиотеки.

Задача размещения – распределить издания таким образом, чтобы они были приближены именно к тем группам читателей, которым нужны в первую очередь и в наибольшей мере.

В библиотеке Сибайского института БГУ сталкиваемся с примером горизонтального размещения фонда, т.к. в институте нет отдельно стоящего здания библиотеки, и вообще, помещение под библиотеку не планировалось, а приспосабливалось уже имеющееся здание, что вызывает определенные сложности в работе.

Библиотека занимает часть первого и второго этажа института и состоит из читального зала, общего абонемента, отдела комплектования и обработки фонда (прилож. 4,5).

На первом этаже находятся фонды читальных залов историко-филологического факультета и факультета права и экономики. Для студентов отведен большой читальный зал на 100 посадочных мест, а для профессорско-преподавательского состава отдельный читальный зал на 30 посадочных мест. Здесь же имеется большое книгохранилище, кабинет для заведующей и буфет для читателей.

На втором этаже расположен фонд общего читального зала, общего абонемента, книгохранилище этих фондов и отдел комплектования и обработки фонда, два читальных зала на 180 посадочных мест.

Общая площадь библиотеки составляет 1018 м², посадочных мест в читальных залах 310.

Я дала краткую характеристику библиотеки, а теперь перейдем к рассмотрению библиотечного дизайна.

В ходе анализа библиотечного дизайна, было проведено исследование, где были опрошены читатели библиотеки и сами библиотекари. Анкетирование проводилось для того, чтобы понять, какова удовлетворенность качеством библиотечного дизайна читателей и библиотекарей; какие недостатки есть при оформлении библиотеки, и как их устранить. Некоторые вопросы включены в эту главу, исходя из которых, делаются выводы (прилож.2,3).

Среди опрошенных библиотекарей возраст составляет от 20 до 50 лет. Опрошено 16 респондентов. Из них 25% имеют среднее специальное образование, 36% филологи и педагоги с высшим образованием, со средним техническим образованием 32%, 7% - со средним образованием. Библиотечный стаж варьируется от 1 до 14 лет.

Из числа читателей опрошено 150 респондентов. Из них 65 мужчин, и 85% женщин. Основной возраст респондентов от 17 до 25 лет.

Некоторые вопросы в обеих анкетах не отличались друг от друга, т.к. исследовалась одна и та же проблема. Так, первые вопросы помогли определить, что для читателей и библиотекарей представляет «дизайн», и обращают ли они внимание на библиотечный дизайн. Результаты оказались весьма неожиданными: выяснилось, что многие (89%) читателей, и (100%) библиотекари обращают внимание на библиотечный дизайн, и дизайн для них представляет уют, комфорт, спокойную обстановку. Библиотекари получают информацию о библиотечном дизайне в профессиональной печати (78%), особенно в журнале «Библиотека». В нашем исследовании мы также попытались выяснить, какова планировка библиотеки для библиотекарей. Большинство (94%) считают планировку неудобной.

Действительно, структура помещения библиотеки, ее планировка является очень сложной и неудобной. Оно состоит из множества маленьких помещений, что отрицательно сказывается на организации всей работы библиотеки. Достаточно сказать следующее:

-Чтобы попасть в книжный фонд историко-филологического факультета и факультета экономики и права, читателям надо пройти через весь читальный зал, что мешает заниматься и отвлекает всех читателей;

-к тому же, читательские столы расставлены не перпендикулярно к окнам, а параллельно, т.к. если их расставить перпендикулярно, то получится так, что читатели будут сидеть спиной к входящему, или же спиной к библиотекарю;

-кафедры выдачи литературы и на первом и на втором этаже расположены в таком незначительном расстоянии друг от друга, что в момент обслуживания читателей происходит настоящее столпотворение;

-некоторые неудобства доставляют в читальном зале колонки, которые мешают библиотекарям обозревать своих читателей.

Такая нерациональная, неудобная планировка библиотеки обусловлено самой конструкцией помещения, и нормализовать ее усилиями библиотекарей невозможно. Но, что хорошо на втором этаже кафедры выдачи находятся близко к выходу, что вход и выход из библиотеки под контролем библиотекаря.

В любом случае важно оптимально организовать объемно-пространственную композицию и интерьер (выбрать наиболее подходящий в условиях данной библиотеки способ размещения, а также рационального расположения стеллажей и другого оборудования). Принятый вариант при оптимальных затратах должен:

1. Не противоречить условиям сохранности фонда.

2. Обеспечивать высокий уровень обслуживания читателей.

3. Создавать удобства работникам библиотеки.

Зайдя в библиотеку на первом этаже, читатель сразу попадает в читальный зал. Отсюда напротив видно окно выдачи, около окна сделаны вывески, и студент может сориентироваться к какой кафедре выдачи подойти.

Фонд читального зала частично открыт. В открытом доступе находятся текущие газеты, расположенные в читальном зале на журнальных столиках, параллельных к окнам. Закрытый фонд полностью изолирован в отдельное помещение и имеет свои особенности, которые вызывают определенные трудности при работе.

В первую очередь надо затронуть вопрос о библиотечных стеллажах, основном оборудовании, предназначенном для хранения фонда.

Книжные стеллажи, как и в большинстве библиотек, на что неоднократно указывалось в библиотечной печати, представляют собой разнородный по конструкции, размеру, цвету, и материалу набор. Это – пяти полочные, шести полочные, семи полочные и восьми полочные; односторонние и двухсторонние металлические и деревянные стеллажи. Цвет стеллажей – серый, коричневый, зеленый. Самое первое, что бросается в глаза при входе в фонд библиотеки – это стеллажи. Даже при проведенном исследовании, на вопрос «Если бы у Вас была возможность, какую мебель заказали бы для библиотеки?», 70% библиотекарей ответили «стеллажи». И из этого можно сделать вывод, что при оформлении библиотеки, самый больной вопрос встает «о стеллажах».

В фонде читального зала стеллажи расставлены перпендикулярно к окнам в 6 рядов по 3 стеллажа, и односторонние стеллажи вдоль стены. Посередине этих стеллажей перпендикулярно к стене стоят еще 2 деревянных стеллажа. Расстояния между стеллажами разное: от 62 до 72 см, хотя по стандарту минимальное расстояние проходов должно быть 75 см.

Некоторые затруднения вызывает расстановка фонда, т.к. в библиотеке нет отдела периодики, фонд периодических изданий расположен тут же по специальностям и занимает много места, поэтому учебную литературу с одинаковыми названиями приходиться располагать вертикально, что отнимает много времени при поиске литературы. Для облегчения поиска вывешен план размещения фонда, помогающий ориентироваться в книжном фонде. Кроме того, на торцовой части стеллажа есть указатели, дающие сведения о том, в каком порядке расположены отделы на этом стеллаже и объясняющее, в каких отделах искать родственные по содержанию книги. Полочные разделители во всех фондах одинаковые, с четкими понятными надписями.

Прямо под окном выдачи стоит рабочий стол библиотекаря, где стоят ящики с читательскими формулярами.

Некоторые неудобства доставляет наличие ксерокса в этом помещении. С одной стороны хорошо, что он есть, но с другой для ксерокса должно быть отведено специальное помещение. Он расположен прямо у входа, и когда много читателей постоянное столпотворение мешает работать. В то же время, от него много шума, что мешает занимающимся студентам в читальном зале.

Решение цветового дизайна при отделке помещения очень удачное. Потолок помещения подвесной, сделан из плиток белого цвета. На стенах моющие обои светло-зеленого цвета, а полы покрыты светло-коричневым линолеумом. На окнах вертикальные жалюзи светло-голубого цвета, что придает особенную красоту. Подбор таких светлых тонов, дает ощущение светлого, теплого помещения, хотя окна в фонде обращены к северу.

Читальный зал - помещение очень светлое и просторное, за счет больших окон, и прекрасного цветового дизайна. Помещение библиотеки решено в разных оттенках одного цвета. Отдано предпочтение цвету «фантазии» при отделке 2\3 части стены. Светлая стена является прекрасным фоном для мебели любого цвета, картин и других декоративных элементов. Этот цвет как раз подходит для читального зала, создает спокойствие, уют. Снизу 1\3 часть стены отделана стеновыми панелями светло-коричневого цвета, а читательские столы подобраны в тон этому цвету. Подвесной потолок белого цвета из плиток, подобран в тон стены. Цвет светло-коричневого линолеума и стены тоже сочетаются. Не зря читальный зал отделан светло-коричневым цветом, он сосредотачивает внимание, стимулирует духовную деятельность и успокаивает.

Окно в помещении, как известно, не только сохраняет тепло и оберегает нас от городского шума, пыли, дождя и ветра, оно является важным элементом художественно дизайнерского решения и немаловажной деталью в интерьере. Помещение библиотеки с длительным пребыванием людей должно иметь естественное и искусственное освещение. Это требование выполняется в читальном зале, за счет множества окон, что достаточно естественного освещения. Оригинально сочетаются светло-голубые вертикальные жалюзи с цветом оконных рам, покрашенных в белый цвет. Жалюзи управляются механически с помощью специальных приспособлений. Жалюзи имеют деловито холодный вид, который скрашивают разные цветы на подоконнике. Практически во всех помещениях библиотеки большое внимание работники уделяют разведению цветов. Растения располагают на подоконниках, украшают стены, стеллажи и каталоги. Они оживляют и освежают интерьер.

Параллельно к окнам, расположены читательские двухместные столы, хотя по требованию они должны стоять перпендикулярно к окнам. Столы сделаны из дерева цвета «бука», что прекрасно сочетается с другими цветами в помещении. Стулья светло-бордового цвета, обтянутые кожей, мягкие создают удобство читателям. Около кафедры выдачи стоит алфавитный, систематический каталог и систематическая картотека статей. Рядом расположены два журнальных столика, чтобы читатель мог поработать с каталогом. Под окошком кафедры выдачи стоят два стола, чтобы при получении литературы читатели могли просмотреть и расписаться за нее.

Из одного конца читального зала можно попасть в профессорско-преподавательский зал, (прилож.1) где ежемесячно проводятся обзоры новых книг, оформляются книжные выставки новинок. Отсюда в книгохранилище открыто окошко, через которое преподаватели могут получить нужную литературу.

В читальном зале нет ничего лишнего, только цветы на подоконниках, столы и стулья, рассчитанные на 30 посадочных мест. Естественное освещение падает с правой стороны от читателя, благодаря чему в дневное время искусственного освещения не требуется.

Цветовое решение помещения точно такое же, что и в большом читальном зале. Столы деревянные цвета «бука» красиво вписываются в интерьер. Полы покрыты ламинатом светло-коричневого цвета, который хорошо сочетается с мебелью любого цвета: темная мебель на нем смотрится основательно, светлая – изящно. Узкая комната выглядит шире, за счет настилки ломината по типу «елочка».

Книгохранилище (прилож.1)расположено не совсем близко к фонду читального зала, что доставляет некоторые неудобства. Чтобы попасть туда, библиотекарю нужно выйти в читальный зал, пройти мимо кафедры выдачи, потом только через коридор попадает в книгохранилище. Это решение пространства не совсем удачное, потому что, когда читателей много, библиотекарю приходится проходить через всю толпу, прежде чем попасть в книгохранилище.

В книгохранилище нет ни одного окна, а искусственное освещение очень тусклое, что находиться длительное время в книгохранилище невозможно. Здесь не выдержаны санитарно-гигиенические условия. Всегда душно, полностью помещение не проветривается

Конечно помещение очень большое, но нет специальных стеллажей для хранения периодических изданий. Как видно из фотографии они хранятся на столах, которые расположены вдоль стены. Под газеты также используются журнальные столики. Стеллажи здесь очень разные – есть железные, деревянные, большие и маленькие. Помещение позволяет расставить стеллажи на расстоянии 75 см, по требованию.

Ощущение большей высоты создано при едином цветовом решении стен и потолка. Потолок из гипсокартона покрашен в белый цвет, на стене обои, моющие белого цвета, а полы покрыты светло-коричневым линолеумом.

В угловой части помещения стоят рабочие столы, куда библиотекари складывают книги, которые нужно расставить в конце дня.

Для разведения цветов здесь нет условий, как я уже говорила в помещении темно и жарко.

Некоторые читатели занимаются в читальном зале целый день, и для них создаются все условия, чтобы они могли, не отлучаясь пообедать. Для этого в библиотеке отведено помещение под буфет (прилож.1). Оформление буфета очень красивое. Помещение светлое, уютное. Прямо у входа стоят столики, на стене висит меню. Имеется холодильник и газ-плита. Оформление очень удачное, цвет шкафа, кафеля и стенового панеля в одном тоне – светло-коричневом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.