рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Совершенствование библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ)

Нельзя рассматривать обложку книги как единственную основу плаката, в то же время не следует забывать о ее важной познавательной функции: читателю дается четкое представление о внешнем виде рекомендуемой книги. Если обложка книги достаточно выразительна, то в основу плаката можно положить увеличенную фотокопию или рисунок обложки. Но и в этом случае рекомендуется рядом с обложкой давать и другой изобразительный материал. Если обложка книги выполнена бледно, одноцветно, то в основу плаката можно положить яркую иллюстрацию, близкую к теме книги.

Если библиотекарь не может хорошо и квалифицированно оформить плакат, для этого надо привлекать самодеятельных художников из числа активистов библиотеки.

В оформлении плакатов и других предметов наглядной агитации библиотекарь должен широко использовать печатную изопродукцию, сделанную профессиональными художниками. Для хорошо налаженного производства их необходим единый координационно-методический центр, который разрабатывал бы проблемы пропаганды наглядных пособий.

Кроме того, библиотекари должны быть снабжены современными орудиями и приспособлениями, чтобы своими силами оперативно и на довольно высоком художественном уровне создавать средства наглядной пропаганды.

Важное условие действительности наглядной агитации состоит в том, чтобы они постоянно обновлялись, постоянно вызывали интерес, не были шаблонными, стереотипными (9, с.59).


3. ДИЗАЙН ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОН БИБЛИОТЕКИ

В библиотеке необходимо четкое разделение зон и помещений на читательские зоны и служебные, чтобы обеспечить:

1. Кратчайшие, непересекающиеся потоки движения читателей и литературы;

2. Простейшие функционально-планировочные связи, позволяющие отказаться от сложных систем механизации транспортировки литературы, обеспечить эффективный контроль за сохранность фондов;

3. Простоту ориентации читателей в библиотеке, отсутствие в читательских помещениях коридорных коммуникаций.

Особенности формирования дизайна различных зон библиотеки связаны с размещением зоны в общей структуре здания, ее назначением, характером происходящей в ней деятельности. Для каждого из отделов библиотеки необходимо предусматривать свой интерьер, учитывая его функциональные особенности, а также цвет, акустику, освещенность и высоту помещения.

Сейчас подразделения библиотеки рекомендуется организовать по принципу свободной планировки. “Концепция” интерьера дает возможность профессионально решать постоянно возникающие проблемы по изменению интерьера, внесению в него новых элементов.

Пространственная гибкость предполагает очень небольшое число внутренних постоянных стен и жестко фиксированных перегородок, т.е. создаются достаточно обширные пространства, расчлененные различного рода нестационарными элементами, оборудованием, а иногда цветом, средствами изобразительного искусства и озеленения на функциональные зоны, наполненные различной по содержанию и формам деятельностью (44, с.418).

При проектировании новых библиотечных зданий и реконструировании старых необходимо стараться следовать ряду важных принципиальных положений:

1.  Открытость библиотеки для посетителей;

2.  Их свободный доступ к услугам и фондам;

3.  Защищенность библиотечных материалов и людей от неблагоприятного воздействия внешних факторов;

4.  Формирование комфортной среды и т.д.

Одним из основных свойств и гибкого пространства является его функциональная и психологическая “открытость”, дающая возможность читателю ориентироваться в предлагаемых библиотекой услугах, адаптироваться, выбирать наиболее приемлемую для каждого читателя и сотрудника форму поведения, “подключаться” к текущей деятельности. Здесь предусматриваются специализированные участки, зоны, позволяющие отгородиться от окружающей действительности, найти “свою” территорию, “свой” способ получения и обмена информацией. Планировочное решение здания может способствовать или препятствовать передвижению людей в пространстве, т.е. увеличивать или сокращать пропускную способность библиотеки. Много времени на поиски книг будет сэкономлено, если, войдя в хранилище, читатель попадает непосредственно к стеллажам, а не в случайные коридоры или тупики.

3.1 Вестибюль

Вестибюль как бы “заманивая”, привлекая посетителей в библиотеку, должен настраивать его на работу. Вестибюль – первое помещение библиотеки, от культуры оформления которого, планировки зависит восприятие посетителями учреждения в целом и рациональное направление потоков читателей. Здесь с помощью специального оформления, более яркого, чем в других помещениях, можно создать у читателя особый эмоциональный настрой (“Я пришел в библиотеку”) и одновременно предоставить всю необходимую рекламу библиотеки.

Поскольку через вестибюль проходят все читатели, его реклама ориентирована на массовые потребности пользователей. Она должна быть расположена на пути читательского потока. При этом зону самый актуальной информации (перечень выполняемых услуг, анонс мероприятий и другое) следует разместить напротив входа, чтобы посетитель сразу обратил на нее внимание. Другие необходимые сведения (например, перечни выписываемых библиотекой периодических изданий, работающих клубов по интересам и т.д.) могут быть предоставлены с обеих сторон от зоны актуальной информации, в том числе посредством использования справочных установок, терминалов. В оформлении вестибюля библиотеки, обслуживающей определенную территорию, целесообразно отразить особенности региона (например, местные промыслы, картины местных художников, детское творчество), тем самым, обратив внимание на достопримечательности края, района, содействуя формированию интереса, любви к своей родине.

Особую психологическую роль играет озеленение вестибюля. Также в вестибюле рекомендуется поставить столик с тетрадью для пожеланий, мнений читателей о работе библиотеки. (45, с.69).

Таким образом, вестибюль выполняет чисто унитарную функцию – сориентировать человека в пространстве, указать направления движения, проинформировать о текущей работе массовых мероприятий библиотеки. Необходимы простота и ясность в ориентации читателя внутри здания. От самой планировки помещений и дизайна требуется такая четкость, последовательность, чтобы читатели самостоятельно находили нужный ему отдел.

Оформление и отделка интерьера вестибюля должны отличаться простотой и лаконизмом декоративных элементов и цвета. Он должен быть отделан материалами, допускающими влажную уборку пола, стен и оборудования.


3.2. Читальный зал и абонемент

Одной из наиболее сложных по организации внутренней среды в библиотеке, является помещение читального зала. Здесь обычно происходят наиболее интересные встречи. Помещение, в котором он расположен, должно быть необычно и привлекательно. Здесь необходимо учитывать различные цели и психологические установки, потребности и запросы, возрастные отличия и специфику деятельности читателя.

Читальные залы следует предусматривать вместимостью не более 100 читательских мест. Проектировать их проходными для других функциональных групп недопустимо. По площади читальный зал не должен превышать 250-300 кв.м. Планировка читальных залов должна обеспечивать возможность контроля за размещенными в них фондами открытого доступа и наблюдения за читателями с рабочего места дежурного библиотекаря. Разделение свободного пространства на отдельные отсеки и помещения следует осуществлять с помощью библиотечного оборудования и нестационарных ограждающих элементов (легких перегородок, декоративных решеток и пр.). При этом необходимо учесть и то, что площадь читального зала не должна быть и меньше 100-150 кв.м. Исключение может быть сделано только для читальных залов для детей (44, с.410).

Для формирования интерьера читального зала существенно, имеет значение закрытый или открытый доступ к фонду, расположена кафедра выдачи внутри помещения читального зала или в аванзале. Зона чтения, в которой должны быть созданы необходимые условия для продуктивной работы читателей, требует к себе особого внимания. Если кафедра выдачи находится в аванзале, то в читальном зале, кроме “подручной” библиотеки и столика библиотекаря, размещаются только читательские столы.

Столы расставляются перпендикулярно к окнам параллельными рядами. Предусматривается, чтобы они не стояли против простенка и получали полный дневной свет с левой стороны. Для читателя предпочтительнее индивидуальные столы, но в целях увеличения вместимости зала применяются столы либо на четверых человек, либо на двоих. Удобны читателям столы с вертикальной полкой (для книг и светильника), загораживая читателя от других, позволяя ему сосредоточиться.

Некоторые пользователи предпочитают заниматься в небольших уютных читальных залах, напоминающих домашние условия. Поэтому иногда объемный читальный зал посредством двухстороннего стеллажа или озеленения делят на два небольших, для этого также используются подвижные перегородки.

В зале могут быть традиционные места за одно- и двухместными столами, зоны для чтения на выделенных участках пола или газона, кабины для индивидуальной работы, кресла и продвинутые вплотную к окнам, одноместные огороженные столики, и, наконец, специальные места, оборудованные, аудиовизуальными средствами и т.д.

В читательских помещениях должны быть четко определены и реализованы нормы освещенности. Предельной нормой освещенности библиотечного помещения является 200 люксов (лк) – в помещениях, где работают люди. При этом в читальных залах обязательно сочетание естественного и искусственного освещения. На каждом столе должны стоять светильники для максимального освещения читательского стола.

Конечно, шторы и занавески играют не последнюю, а иногда и первостепенную роль в создании естественного освещения и дизайна библиотеки. Ведь помещение, даже прекрасно отремонтированное, с превосходной мебелью смотрится не красиво, если окна “голые”. И наоборот, иногда достаточно уютных штор, мягкого света – и интерьер почти готов. Кстати дизайнеры советуют начинать продумывать обстановку не с современных напольных, стеновых и потолочных покрытий и обоев, а именно с гардин и различных дополнений к ним.

В читальных залах обычно рекомендуют использовать шторы более светлых тонов, которые даже в хмурый пасмурный день способны создать в помещении иллюзию солнечного света (1, с.45).

Помещение, в котором расположен читальный зал, в какой-то мере является центром, где находит отражение культурная жизнь района, поселка, города. Этой цели служат постоянные выставки с часто меняющимся материалом, где можно получить информацию о новостях искусства области, республики, страны и т.д. Самая подвижная часть выставки может состоять из рисунков местных художников, учащихся школ. Национальный орнамент может использоваться в заголовочных и полочных разделителях.

Можно создать небольшую картинную галерею – собрания репродукций картин известных художников.

Благоприятные условия труда в читальных залах обеспечиваются и необходимыми параметрами микроклимата (температурно-влажностного режима и воздухообмена), оптимальными условиями для зрения, снижением уровня шума, частичной изоляцией рабочего места экранами, перегородками, боксами.

Для удобства читателей необходимо соблюдать требования к размещению оборудования в помещениях обслуживания читателей.

Читательские помещения (вестибюль, аванзал, абонемент, читальные залы, специализированные отделы, помещения для массовых мероприятий) предусматриваются в наземных этажах, не выше третьего, чтобы не устраивать пассажирские подъемники и предоставить возможность удобного использования всеми читателями единого справочно-информационного аппарата. Помещения абонементов, читальных залов и специализированных отделов не должны проектироваться проходными (46, с.71).

На абонементе при закрытом доступе к фонду предоставляются перечни выполняемых абонементом услуг, выставки (новых поступлений к знаменательным датам и другие текущие газеты, список выписываемых абонементом и библиотекой в целом периодических изданий, бюллетень новых поступлений, сданные пользователем в течение дня книги).

Рядом с кафедрой выдачи целесообразно выделить справочные материалы (проспект библиотеки, ее печатные каталоги, если они имеются, каталог абонемента, таблицы классификации, применяемые в данной библиотеке с алфавитно-предметным указателем к ним, телефонный справочник города (области), энциклопедический словарь, словари русского языка, иностранных слов и тому подобное).

Несколько по иному организуется библиотечная среда, на абонементе, с открытым доступом к фонду. Пространство для пользователей находится в этом случае между кафедрой выдачи, которая в целях регулирования потока читателей и контроля размещается у входа в помещение библиотечного фонда. Наиболее спрашиваемые документы приближены к кафедре выдачи.

Открытый доступ – это лицо каждой библиотеки, и создается он, прежде всего, для читателей. От того, каким образом он организован и оформлен, зависит, как читатели будут его воспринимать, будет ли им здесь уютно, смогут ли они сами свободно ориентироваться в нем, чтобы найти необходимую литературу (12, с.39).

3.3 Детский читальный зал

Основываясь на ряде публикаций специалистов можно выделить главные принципы: учет возрастных особенностей читателей; поиск своего стиля в оформлении; выбор темы, героя-талисмана (библиотеки, отдела); художественное решение (шрифт, цвет); разработка тематики, цветности, символики в оформлении полочных разделителей, наглядное отражение тесной взаимосвязи библиотеки и читателя; изменение структуры расположения стеллажей (где это возможно). Каким же образом в детских библиотеках воплощается идея преобразования открытого фонда?

Например, ЦРДБ имени Н.А. Зайцева г. Новгорода обновил два абонемента и читальный зал. Сотрудники каждого отдела придумали эмблему, символику, выбрали цветность. Так, абонемент, обслуживающий дошкольников и учащихся 1 – 5-х классов, оформлен в космическом стиле и назван “Третьей планетой” (В основу оформления положена книга Кира Булычева “Тайна третьей планеты”). Символом отдела стал Громозека (один из героев книги) – добрый, отзывчивый, любознательный. Указатели литературы выполнены в виде летающих тарелок. Их цвет полностью соответствует цвету полочных разделителей: синие и зеленые – для научно-познавательной литературы, красные и желтые – для художественной литературы.

На отдельном стеллаже расположена выставка “Сокровища звездного неба”, где демонстрируется работа библиотеки с читателями. Ее разделы: “Самые читающие астронавты” – полочная выставка читательского формуляра; “Властелины Вселенной” – представлена литература о писателях – юбилярах и их произведениях; “Помогай-ка” – полочная выставка рекомендательной библиографии: рекомендательные списки, книжные закладки, реклама книг и журналов, а также тематические картотеки; “Обаяние старых изданий” – полочная выставка незаслуженно забытых книг.

Оформляя открытый доступ, библиотекари не забыли и о задолжниках. Был вывешен плакат “Их разыскивает патрульная инспекция Галактики”. На нем вниманию всех представлен список тех, кто не сдал вовремя литературу в библиотеку. Нетрадиционное название и яркое оформление привлекают внимание читателей, в том числе и самих штрафников.

С большой фантазией и выдумкой подошли к художественному оформлению открытого доступа в библиотеке имени Бринского.

Три стеллажа открытого доступа объединены в большой “Дом Почитайки”. Хозяином дома выступает человек Почитайка, который является символом библиотеки, он представляет читателям лучшие книги, новые журналы, указывает срок возврата и т.д. В этом доме стеллажи – это подъезды, книжные полки – этажи, полочные разделители – ключи, а читательский адрес литературы на каждом стеллаже указан на замочках дома: 2-3 кл., 4-5 кл., 6-9 кл. Ключи замочки для каждого возраста выполнены в определенном цвете: красном, желтом, зеленом. А чтобы детям удобнее было ориентироваться в открытом доступе, разработана система “светофор” и представлена в виде человечка-светофорика.

Подводя итог, надо сказать, что каждый коллектив проявил выдумку, профессиональное мастерство, творчество, индивидуальность. Благодаря этому, открытый доступ в каждой библиотеке становится более ярким, привлекательным, обновленным, неповторимым и более доступным для юных читателей. (12, с.40).

В качестве принципиального положения необходимо отметить, что специфика планировки помещении, отделка стен, оборудование и мебель детских библиотек, в частности читальных залов, должны отличаться от помещений, предназначенных для взрослых читателей. В выборе масштаба оформления, размеров декоративных и художественного убранства стен, потолка предпочтение следует отдать более крупному рисунку. В отделке рекомендуются яркие цвета, возможны контрастные сочетания красок. Размер мебели должен соответствовать росту детей, окрашена, она должна быть в яркие цвета или покрыта пластиком. В таких читальных залах целесообразна более свободная не консервативная расстановка мебели.

Большое значение в оформлении имеют подвесные шкафы, полки, витрины и т.д.

Известно, что детей привлекают яркие панно, декоративные росписи стен, мозаика и другое художественно-декоративное оформление.

Панно выполняется из ткани или рулонной бумаги, на поверхность который наклеивается аппликация из цветной бумаги, образующая выбранный рисунок.

В настоящее время большой популярностью пользуются современные изобразительные средства наглядной пропаганды (кино, диапозитивы, телевидение и т.д.)

Еще одно решение оформления детского читального зала – стенды в виде раскрытой книги. На их страницы наклеиваются иллюстрации, фотографии, детские рисунки. Каждая страница выполнена из фанеры или представляет собой деревянный каркас, на который наклеена плотная бумага (картон). Листы укреплены на специальном металлическом стержне, благодаря которому они могут поворачиваться.

Оборудование и мебель для читальных залов состоит из читательских столов, которые могут быть использованы, в одном случае как ящики для хранения игрушек, в другом как станки для рисования или изготовления различных игр (мелками, цветными карандашами и т.д.). Крышки столов изготовлены из фанеры и реек, а ящики – из мебельных щитов. Крышки укрепляются при помощи деревянных шипов, которые выставляются в верхнюю часть ящика. Угол наклона доски стола при рисовании можно изменить. Иногда соединяют два ящика вместе, создавая надежную опору для крепления двух досок.

В детских читальных залах надо предусмотреть место для размещения выставок, стендов, витрин и т.д. Легкие настенные щиты, выполненные из фанеры или картона, оклеиваются бумагой (белый, цветной). Для детей и подростков удобны наклонные стенды и витрины с верхним подсветом.

Оформление помещений для детей может быть и другим. Но во всех интерьерах желательно сделать так, чтобы оформление и оборудование было единым по стилю, характеру, цвету (51, с.72).

В небольших библиотеках все читательские зоны располагаются обычно в одном помещении, где оборудованием выделяется зона с аванзалом, каталогами, выставками и кафедрой. Для массовой работы желательно организовать трансформирующееся помещение многофункционального использования. Оно должно быть связано с вестибюлем, оборудовано аудио визуальными средствами, складируемой мебелью.


3.4 Книгохранилище

В зоне хранения и стационарного книгохранилища размещаются все фонды закрытого хранения, куда не допускаются читатели. В малых и небольших библиотеках (с фондами до 50 тыс. томов) закрытое книгохранилище, именуемое запасником, предназначается для временного размещения дублетных экземпляров литературы в открытом доступе абонемента и читальных залов. Также для хранения ценных изданий по искусству и некоторых видов медицинской литературы, рукописей и других документов, располагаемых в определенном порядке с целью легкого поиска и оперативной выдачи в соответствующие пункты библиотеки. Здесь используются семиполочные односторонние и двухсторонние стеллажи.

Под специально выделенными под книгохранилище помещениями следует понимать помещения, которые оснащены оборудованием, позволяющим поддерживать необходимый влажностный и температурный режим. Эти помещения должны идеально соответствовать требованиям пожарной безопасности. Они должны быть оборудованы приборами, которые фиксируют уровень запыленности и позволяют добиваться максимальной защищенности от микроорганизмов.

Помещения для хранения и использования фонда располагают по возможности смежно друг с другом, чтобы коммуникации между ними были наиболее короткими и не пересекались между собой. Чтобы библиотекарю было удобно работать с документами, очень важно правильно организовать коммуникации между отделом обработки и книгохранилищем, между книгохранилищем и читальными залами (здесь перемещается основная масса всех транспортируемых в библиотеке книг – 90%). Путь на этих участках должен быть по возможности прямым, коротким и горизонтальным. Отсеки книгохранилища проектируются с учетом максимально допустимых расстояний подноски литературы вручную (до тележки) – 6 метров и доставки литературы на тележках (до поста механического транспорта) – 24 метра.

Книги и журналы в хранилище в переплете форматом до 25 см, ставят на полках вертикально. Большеформатные (длиной свыше 11 см) документы, например газеты, хранят горизонтально, чтобы не сломался переплет и не выпали листы. Листовые материалы хранят в коробках. Все книги и журналы переплетаются. Микрофильмы, магнитофонные катушки и кассеты, кинофильмы укладывают в металлические, пластмассовые и картонные коробки боксы. Издания располагаются на стеллаже корешками наружу, что обеспечивает возможность визуального считывания заголовков и шифров, доступа к документам без дополнительных устройств. (44, с.413).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.