рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Совершенствование библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ)

Следует избегать воздействия интенсивного солнечного света на рабочие помещения персонала, читальные залы или книгохранилища; прямой свет создает эффект блика и ослепляет при чтении, от его воздействия быстро желтеет и разрушается бумага. Этим неблагоприятным явлениям препятствует регулируемые металлические пластики или жалюзи, которые одновременно выполняют функцию теплоизоляторов.

Очень важно правильно устроить и расположение искусственного освещения. Так же как солнечный свет оживляет в комнате все предметы, делает ее веселый и уютной, искусственное освещение может придать всей обстановке более привлекательный вид.

Светящийся потолок за последние годы стал поистине универсальным средством решения светотехнических проблемы освещения производственных помещений, самых различных размеров и назначения. При таком освещении создается большая равномерность освещенности по всему пространству. Если необходимо усилить освещенность на каких-то отдельных участках, можно расположить группы светильников с направленным излучением или сконцентрировать источники цвета под этими участками.

Красивая люстра, плафон с матовым колпаком, освещая комнату, делает окружающую обстановку «теплее». Наилучшим считается смешанное освещение, при котором нижняя часть люстры закрыта матовым колпаком и дает рассеянный свет, а верхняя ее часть открыта и освещает потолок и верхнюю часть стены. Кроме плафона или люстры с матовым колпаком нужны дополнительные источники света за письменным столом. Дают приятный для глаз рассеянный свет и хорошо освещают столы, стеклянные, матовые абажуры открытые снизу. Независимо от цвета окраски помещения, белый или светло-желтый цвет для абажура самые лучшие, красный или ярко- оранжевый чрезвычайно неприятны и раздражают зрение; голубой, синий и зеленый – придают комнате темную окраску, а лицам болезненно-мертвенный оттенок.

Все многообразие форм и видов светильников сводится к двум большим группам: свободно размещенные в пространстве (подвесные); встроенные (или спрятанные частично или полностью). Светильники встроенные являются решением более прогрессивными (62, с.46).

Возможны различные варианты и сочетание при одновременном применении основных приемов.

Давно подмечено и широко используется для различных целей психологическое воздействие света и его роль в создание психологического климата помещения. В обычных условиях человека из темного пространства тянет к свету, поэтому направленный свет создает «зону притяжения».

Так, если осветить стену с дверью, будет тянуть к выходу, если освещенная стена в глубине комнаты, в ней хочется остаться. Равномерное освещение всего помещения создает безразличное отношение, т.е. не имеющие эмоциональной окраски. Наконец, выделение ярким освещением одного из предметов привлекают к нему внимание. Все эти факторы могут быть широко использованы в декоре библиотечных помещений (7, с.130).

Неравномерность освещения приводить к появлению в поле зрения работающих сильных контрастов. Для снижения неравномерности освещения следует поверхности больших размеров, постоянно находящихся в поле зрения, окрашивать в малонасыщенные цвета с относительно большими коэффициентами отражения. Окраска иных элементов должна наоборот быть насыщеннее, активнее. Равномерность освещения поверхностей обеспечивается системой искусственного освещения, расстановкой оборудования относительно источников света, подборе цвета отделочных материалов. Например, рекомендуется размешать светильники параллельно линии окон, благодаря этому ограничивается площадь слепящей поверхности светильника (23, с.107).

В библиотечных зданиях необходимо предусматривать запасное осветительное оборудование, которое должно быть подключено к резервному (аварийному) энергоснабжению, и с его помощью, при необходимости должны быть освещены все пути, ведущие к выходу из здания, все лестницы, наружные двери, запасные выходы и т.д.

2.3 Фитодизайн

Первый вопрос, которым должен задаться начинающий фитодизайнер, принимая решение о введении в интерьер того или иного решения: «зачем мне это надо?»» и действительно, растительная группа в помещении может выполнять совершенно разные функции. Композиция в стационарном напольном контейнере в вестибюле, холле будет выступать «точкой сбора» всего интерьера. Размещение возле бюстов, скульптур, декоративных панно растения послужат неплохим естественным фоном для произведения монументальных или декоративно прикладного искусства. Кашпо с цветами необходимая деталь современно интерьера офисов, аудиторий, жилых помещений. Букеты и корзины с цветами – главный элемент праздничного дизайна… Вариантов масса, свобода творчества воистину безграничная (22, с.5).

Растение в интерьере библиотеки не только украшает его, но и способствует поддержанию в библиотечном помещении устойчивого своеобразного микроклимата. Размещение растений может влиять на восприятие пространства, как по горизонтали, так и по вертикали. Так, вьющиеся растения, направленные вверх, могут создать ощущение более высоких потолков, эти растения уместны в холлах, вестибюлях. Но не в читальных залах, так как здесь они будут, часто загораживать свет. Размещать растения следует на специальных напольных подставках различной формы или в кадках, нельзя использовать для размещения библиотечную мебель и оборудования. Применяя зеленые растения в библиотечном помещении, следует учитывать их естественное происхождение. В принципе, в библиотеках могут применять комнатные растения различных климатических зон – влажных тропических лесов; растения субтропиков; растения пустынь и множество других видов; водные растения (в основном аквариумные). Само существование аквариума в библиотеке вполне допустимо и даже желательно, так как в сочетании с соответствующим подбором других растений он создает особый, неповторимый природный декор и хорошо вписывается в интерьере библиотеки. Растительное убранство в помещении библиотеки не только украшает интерьер, но и прекрасно увлажняет воздушную среду, очищает ее от пыли. Следует только очень прекрасно тщательно и избирательно подходить к выбору цветущих комнатных растений, так как они иногда плохо воспринимаются людьми, склонным к аллергии (44, с.430).

Создать по – настоящему уникальный и привлекательный зеленый уголок в любом помещении так, чтобы он гармонично вписывался в обстановку и не создавал впечатления бурелома, возможно при соблюдении простых правил растительного дизайна, а также при подключении собственного вкуса и чувство меры. Кто- то хочет создать уголок тропического леса, а кому-то легче дышится в скудной растительности пустынь. Полет фантазии может быть ограничен лишь материальными средствами, но и это не должно стать препятствием на пути к созданию неповторимого интерьера.

Основная цель комнатного озеленения – придание интерьеру помещения особенного колорита. Но при этом не стоит забывать о том, что растения не должны излишне загружать окружающую обстановку.

От правильного выбора видов растений во многом зависит состояние вашего зеленого уголка.

Комнатные условия различаются по всем параметрам, а, как известно требования разных растений так же неодинаковы, поэтому для каждой комнаты нужно подбирать свои растения.

Для теплых и светлых комнат рекомендуется использовать агаву, амариллис, антуриум, бальзамин, металловидную бегонию, вилларезию, комнатный виноград, драцену, кливию, кринум, куркулиго, папоротники, традесканцию и многое другие.

Для прохладных помещений больше подойдут, азалия, араукария, королевская бегония, герань, гортензия, гризелиния, падуб, инжир, камелия, китайская роза, кипарис, лавр, папоротник, орляк, роза, цикламен, цитрусовые и другие.

Многие виды растений одинаково хорошо чувствуют себя как в теплых, так и в прохладных помещениях. К ним относятся: алоэ, аралия, золотое дерево, суккуленты, кактусы, луковичные, маслина, мирт, олеандр, офиопогон, пальмы, сансевьера, фикус, филодендрон и другие.

Следует подробнее остановиться на проблеме выбора того или иного растения. В оранжереях растения находятся в условиях, которые сильно отличаются от комнатных условий. Приобретенное в оранжерее и перенесенное, в обычное помещение растение начинает болеть, постепенно сохнет и нередко погибает. Чтобы избежать этого, следует приобретать растение, остановившегося в росте, находящегося в стадии покоя. Приобретаемое растение должно быть крепким, хорошо укоренившимся, не пораженным вредителями и болезнями.

Учитывая все условия помещений и природные свойства растений, нетрудно подобрать лучшие декоративные растения для той или иной комнаты.

После приобретения растения необходимо решить задачу наиболее выгодного его расположения, учитывая и его потребности, и свои запросы к декоративному оформлению интерьера.

Основным местом размещения растений в комнате является окно, так как любому растению нужен свет. Где бы они ни располагались, следует соблюдать одно правило: крупные растения нужно ставить отдельно, а низкорослые, маленькие – небольшими оригинальными группами. Наиболее светолюбивые растения следует помещать на подоконники, менее светолюбивые – около окон, самые теневыносливые – на расстоянии 2-3 м. от окон и в освещенных углах.

Ампельные (вьющиеся) растения можно подвесить в оконном проеме, поближе к стеклу, но не вплотную. Корме этого, с помощью свисающих побегов удается замаскировать огрехи угловых стыков. Для укрепления емкости с растением в стене нужно использовать специальные кронштейны.

Самыми простыми декоративными растениями считаются циссус, фикус карликовый, аспарагус, традесканция, хлорофитум и камнеломка.

Своеобразно выглядят в ампелях папоротники, стелящиеся и злаковидные растения: платицериум, гелксина и японская осока. Цветущих ампельных растений не так уж и много (среди них эсхинантус, колумнея, хойя, гипоцирта, и акалифа), но, появившись в доме, они быстро становятся гордостью хозяев.

Для наиболее удобного и рационального размещения растений часто используются скамейки различной высоты, низкие столики, декоративные цветочницы, кашпо, полки, стеклянные или прозрачные пластиковые емкости, флорариумы.

В скамейках и столиках устанавливаются высокие растения (пальмы, фикусы, филодендроны, лавры), которые можно расположить на полу.

Кашпо предназначены для вьющихся и ампельных растений, т.е. для растений с ползучими или стелющимися стеблями (хлорофитум, аспарагус, филодендрон, плющ, традесканция, зебрина, колокольчик и т.д.). Кашпо следует поместить в специальный подвес, сплетенный из новых прутьев или крепких нитей повесить на стену.

В деревянные, пластиковые, металлические цветочницы хорошо помещаются горшки с различными растениями, цветочницы можно подобрать определенного цвета и формы на любой вкус. Пространство между горшками и стенами цветочницы следует заполнить песком, землей, торфом или любым другим наполнителем.

В помещениях небольшой площади удобно использовать цветочные полки. Чередуя их с книжными полками и другими предметами, можно существенно оживить интерьер любой комнаты.

С помощью растений, и их группировки можно расчленить помещение на зоны без применения строительных ограждающих элементов. Для этого следует использовать решеточные перегородки – плоские или объемные, секционные передвижные цветочницы, блокируемые с журнальными столиками, креслами, банкетками (62, с.88).

Собрать из растений единую группу не так-то просто. Хороший фитодизайнер должен быть художником и ботаником в одном лице. Растения различных видов должны не только идеально сочетаться между собой по цвету, величине, форме и рисунку листьев, но и создавать целостную картину, близкую к природной. Только такая композиция обладает внутренней гармонией, и оказывает целебное воздействие на психо - эмоциональное состояние человека. Лучше всего, если растения в группе ассоциируются у нас с каким - нибудь природным ландшафтом. Это могут быть виды не одного географического района, но обязательно близкие в экологическом отношении: растения пустынь, каменистых россыпей, тропических лесов и т.д.

Одно из самых простых по созданию и в то же время весьма эффектной по восприятию является «зеленая стена». Подобная композиция прекрасно справляется с возложенными на нее санитарно-гигиеническими функциями за счет большой биомассы, которая напрямую зависит от площади, покрытой растениями. К тому же это фитокомпозиция весьма экономична – растения располагаются преимущественно в вертикальной плоскости, практически не занимая горизонтальную. Все это делает ее незаменимой при озеленении эркеров, малогабаритных помещений, стенок, перегородок в стеклянных, «американских» офисах и детских учреждениях. Для «зеленой стены» характерно следующее расположение растений. Центральное растение группы, к примеру, клеродендрон блестящий, размещается на опоре или различного вида растяжках в вертикальной плоскости. По бокам от него располагаются циссус антарктический или циссус ромбический, играющий вспомогательную роль. На горизонтальной поверхности – мирт обыкновенный или нефролепис высокий. Как оттеняющие – традесканция белоцветковая или руэллии и фиттонии. Использование того или иного растения напрямую связано с освещенностью помещения.

На втором месте по популярности – «лесная поляна». Фитокомпозиция проста в исполнении и незаменима для оформления небольших помещений и контейнеров средних и мелких размеров. Пространство в горизонтальной плоскости покрыто, не высокими травянистыми растениями. В качестве осевого можно использовать мирт обыкновенный или калину вечнозеленую; вспомогательным является нефролепис высокий; оттеняющими – руэллия, традесканция. Вспомогательный элемент – камень (до ½ размера осевого растения) или изогнутая коряга.

Характерная черта «тропического леса» - наличие высоких деревьев, лиан и различных эпифитов. Осевым растением данной группы, может служить какой - либо вид фикуса, или эвкалипт. В качестве дополнения используется коряга, одновременно являющаяся опорой для филодендрона и эпифитов. Пред ней можно посадить бегонию металлическую и какое-нибудь ампельное растение, например фиттонию или руэллию.

В «болотном ландшафте» преобладают растения семейства ароидных, кроме того, позволительно эпифиты из семейства орхидных. Как вспомогательный элемент в композиции присутствует вода. Чтобы создать иллюзию болота, необходимо зажать ее между растениями. Если позволяет площадь помещения, то в такую группу можно поместить и искусственный водопад, и большее по размерам зеркало «стоячей» воды. Растительная группа располагается, как правило, в двух емкостях. В первом, более низком контейнере во вмонтированном сосуде находится вода. Возле нее высаживается монстера привлекательная. Во втором контейнере располагается растение являющееся осевым центром всей группы – алоказия крупнокорневая или филодендрон золотисто-черный. Вспомогательный элемент- коряга, является опорой. На горизонтальной плоскости у коряги располагаются антуриумы Бейкера и лазящий, филодендрон красноватый. Оттеняющее растение – адиантум венерин волос, придаст легкость всей композиции. По своей конфигурации верхняя группа «нависает» над нижней.

Фитокомпозиция должна оставлять впечатление глухого лесного болота.

Сложный по построению, но весьма эффективный «прибрежный ландшафт» также напрямую связан с водой. Фитокомпозиция размещается в двух разновысоких емкостях. В первом контейнере, представляющем собой бассейн с водой (дополнительно может быть встроен искусственный водопад), находятся адиантум венерин волос и циперус зонтичный или папирус. Во втором контейнере - осевой центр всей фитокомпозиции, в роли которого выступает плакучая форма акалифы Уилкса. Вспомогательные растения - бегония лотосолистная и эухарис крупноцветковый; оттеняющие – традесканция, бегония, руэллия. Верхняя насыщенная группа отражается в водном пространстве, создавая иллюзию лесного озера. Движение воды усилит эффект реакции. При создании такой сложной композиции допустимо использование аквариумов или террариумов. Особенно хорошо «прибрежный ландшафт» смотрится в присутственных местах.

Прямая противоположность – «пустынный ландшафт» Фитокомпозиция располагается в горизонтальной плоскости. В естественных условиях растения пустынь не терпят скученности, поэтому следует позаботиться, чтобы и в «искусственной Сахаре» просматривалось каждое растение. Зато при построении такого ландшафта можно позволить себе большее разнообразие – как видового состава растений, так и их жизненных форм. Центральным растением группы можно сделать крупный экземпляр молочая Тирукалли, горизонтальную линию подчеркивает молочай Милля, разновидность блестящая, или небольшие растения алоэ. Корме того, в композиции могут участвовать разные виды толстянок, алоэ, хавортии. В другом варианте можно использовать опунции, цереусы и более мелкие виды кактусовых. В качестве вспомогательных элементов выступают ракушечник, мраморная крошка и песок.

Другой, весьма специфический тип фитокомпозиций, призванный продемонстрировать декоративность растений на фоне-суровой красоты необработанного камня называется «скальным ландшафтом». Растительность располагается у подножия «скал», на горизонтальной плоскости. В вертикальной плоскости - только камни, отдельные виды суккулентов и камнеломковые. В малом объеме контейнера, конечно сложно с большой художественной достоверностью передать горный рельеф. Однако при наличии больших помещений этот тип композиции может весьма успешно использоваться для оформления стен. «Скальный ландшафт» хорош для создания сложных, многоуровневых композиций. Интересен вариант с двумя композиционными центрами – скалой и крупным экземпляром толстянки древовидной или другого вида суккулентного растения. Подбор камней и растений должен быть осуществлен с особой тщательностью, чтобы достигнуть «момента совершенства». В зависимости от размера композиции и объема помещения перед скалой на горизонтальной плоскости может располагаться агава американская, на переднем плане оттеняющие - толстянка плауновидная и очиток Моргана, среди камней – различные виды гастерии и хавортии.

Фитокомпозиция может быть составлена, как в небольших вазонах, так и в крупных емкостях, помещаемых в рекреациях, больших холлах и разумеется в оранжереях. Монокультурные красивоцветущие группы представлены главным образом камелиями, пеларгониями и азалиями. В последнем случае прекрасный результат можно получить, создав «сад азалий» (рододендрон индийский, цветет с февраля по апрель). Прелестны недотроги (бальзаминовые) примулы, глоксинии и т.д. В течение всего года эффектны композиции из декоративно–листных растений – бегония, драцен, кротонов.

Наиболее простой и доступной для создания в офисе является следующая группа: центральное растение – китайская роза (гибискус). Акцент- два сорта азалии и вспомогательные – различные сорта примул, бегоний, пеларгоний.

Интересны и плодоносящие растения – карликовые виды банана, но особенно популярны сорта лимона и других плодовых цитрусовых. Плодоносящие виды лучше использовать как солитеры.

Разумеется, данные фитокомпозиции не надо рассматривать как догму. Фитодизайнер волен, заменять вышеприведенные виды аналогичными, близкими по условиям обитания или же принадлежащими к тому же самому семейству. Однако, мы советуем всегда помнить, об эстетической и биологической совместимости различных растений, чтобы потом не было обидно за напрасно потраченные время и труд (6, с.413).

Композиции цветов могут быть самым разными: можно сделать зеленый островок в фойе, декорировать его гравием, камнями, корягами и корнями, а так же использовать сухие элементы растительного происхождения (ветви, листья). Окружающий мир дает неограниченные возможности поиска тем, надо только проявить наблюдательность и внимание. (30, с.62)

В интерьерах помимо зимних садов, зеленых уголков, используют зелень в одиночно стоящих керамических вазах. Но при этом надо помнить, что неправильно расставленные цветы могут загромоздить интерьер, закрыть освещение создать неудобство в передвижении.

Главные требования при составлении стандартной композиции:

1. Самые высокие или темные растения следует располагать на заднем плане, создавая фон для более низких растений.

2. По бокам композиции лучше всего ставить широколистные

растения.

3. Горшечные цветущие культуры помещают на передний план в

середине композиции, создавая яркое пятно, которое скрасит однообразие зеленого цвета.

Каждый из приемов фитодизайна, как правило, не применяется сам по себе, в отрыве от общего решения элементов здания. Приемы фитодизайна связаны обязательно с системой естественного освещения, с его вентиляцией и отоплением, с выбором отделочных материалов. Это означает, что озеленение не является простым привнесением растений в интерьер, а становится и неотъемлемой частью пространственного решения здания или помещения в целом (28, с.223).

2.4 Оборудование и оснащение библиотек

Теперь необходимо остановится на мебели в библиотеке, ведь она играет не маловажное значение в библиотечном дизайне. От мебели зависит удобство и читателей и библиотекаря.

Основными предметами оборудования библиотечного помещения являются: книжные стеллажи (двухсторонние и односторонние), книжные витрины, каталожные шкафы, столы (двухместные, одноместные), стулья для читателей и библиотекарей, а также тех. средства.

Библиотечная мебель отвечает своему назначению, если она соответствует по размерам площади помещения, удобна, проста и изящна по конструкции, приятна по окраске, достаточно прочна, имеет гладкие поверхности, удобные для удаления пыли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.