рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Курдская проблема в Турецкой Республике (80–90-е гг. ХХ века)

С середины 70-х гг. XX века наблюдается всплеск курдского национального самосознания и политизации значительной части курдского населения. Начало этому процессу положило создание в 1978 г. запрещенной в настоящее время Рабочей партии Курдистана, которая в отличии от большинства других курдских организациий строилась не по племенному принципу, а привлекала всех, кто готов был бороться за национальноеосвобождение. С этого времени она становится определяющим течением в курдском национально-освободительном движении.

Была разработана Программа национального освобождения. Несмотря на то, что в программе имеется ряд серьезных теоретических упущений, она страдает высокопарностью стиля, в ряде мест не отражает реальной действительности, все же это первый серьезный документ, в котором сделана попытка изложить цели и задачи борьбы, в условиях, когда, несмотря на реакционную политику турецких политику турецких правящих кругов, направленную на ассимиляцию национальных меньшинств, курдский народ в Турции сохраняет свою национальную самостоятельность, родной язык, культуру и традиции.

После военного переворота 1980 г. руководство партии во главе с её лидером А.Оджаланом эмигрировало из страны и нашло себе пристанище в ливанской долине Бекаа, подконтрольной Сирии, где в течении нескольких лет оно смогло накапливать силы и ресурсы и вести пропаганду в курдских районах Турции[52].

Реакция наступила в 1984 г., когда РПК оъявило начало вооруженной борьбы за создание на территории Турции независимого курдского государства. Вскоре отдельные вооруженные стычки между бойцами РПК (ППК) и правительственными войсками переросли в полномасштабную гражданскую войну в юго-восточных районах страны. К моменту ареста в 1999г. Лидера РПК А.Оджалана итог противоборства составил 30 тыс. человек убитыми[53].

РПК образовалась как левая партия марксистского-ленинского толка (См. Приложение 1,4), поэтому в своей борьбе она получила поддержку ряда других левых и прокоммунистических организаций, таких, например, как: Революционная левая, Турецкая Рабоче-Крестьянская освободительная армия, Красная Армия народной коммунистической партии и фронта Турции и рядамеждународных коммунистических и националистических организаций. Была создана организация «Левое единство Турции и Турецкого Курдистана». Однако из-за отсутствия политического единства в курдском движении и разногласий эта организация к концу 1988 г. распалась[54].

Начав вооруженную борьбу 15 августа 1984 г., РПК до 1991 г. вела её довольно вяло, ограничиваясь, в основном, отдельными терактами, как в курдских районах, так и в крупных городах, прежде всего, в Стамбуле. Эскалация насилия в 1991 г. была связана с событиями в Персидском Заливе, в результате которых иракское правительство утратило контроль над своими северными границами. В результате этого, турецкие курды получили возможность свободно перемещаться по территории Северного Ирака и приобрели каналы доставки оружия из Ирака, Ирана, Сирии, Ливии, а также из Греции и Южного Кипра.

Первые крупные столкновения РПК с турецкими силами безопасности произошли 21 марта 1991 г. в день Науруза и продолжались вплоть до ареста лидера РПК.

Однако параллельно с этим в курдском движении вызревают идеи о прекращении огня и переходе к мирному решению проблемы. Так начиная с конца 80-х курдская сторона пытается снять остроту проблемы парламентским путём и на международной арене. Её обсуждение на различного рода международных форумах становится обычным делом: Парижская конференция (1989 год), конференция в Брюсселе (1994 год), в Москве (1994 год), конференция в Бонне (1996 год)[55]. В этой ситуации следует вспомнить и «Ганноверский призыв»[56].

В это время действует около десяти нелегальных партий и организаций, как за границей, так и на территории Турции. Одними из наиболее влиятельными являлись упомянутая выше ПРК, НОК-СО (См. Приложение 7), Коммунистическая партия, Демократическая партия и т.д. По этому поводу хочется отметить, что ещё в июне 1988 г.1 в Швеции был создан фронт Освободительное движение Курдистана (Тевгер). В него вошли восемь политических партий и групп из Турецкого Курдистана. Фронт призвал ООН и связанные с нею организации, демократические страны, партии, гуманитарные общества, молодежные и женские организации, всех честных людей выразить солидарность с борьбой курдского народа (См. Приложение 5).

В обозноченный период, особенно в последние годы, в связи с глобальными изменнеиями в геополитической картине мира существенно изменилось и и место курдского вопроса в системе международных отношений. События в Курдистане оказались в постоянном поле зрения мировой общественности и средств массовой информации, справедливая борьба курдского народа за свои неотъемлемые национальные права вызывает сочуствие и поддержку либерально-демократических кругов во всем мире, имеющих большой политический вес и оказывающих влияние на политику не только правительств, но и международных организаций. Главное, что курдская проблема стала уже не пульсирующей от случая к случаю, а постоянной темой международной жизни. На ближневосточной же арене, в связи с окончанием "холодной войны" и наметившимся постепенным переходом главного конфликта региона - арабо-израильского - из остро конфрантационной в переговорную стадию, курдская проблема приковывает к себе все большее внимание.

В итоге хочется сказать, что с учетом негативных сторон внутреннй обстановки в стране, а также под воздействием международных правовых, парламентских и общественных организаций в верхних эшелонах турецких властей и в турецком обществе в целом постепенно вызревает понимание необходимости признания курдов как народа. Предложенная бывшим президентом Турции Т.Озалом идея курдской автономии находит все большую поддержку.


Заключение

1. Политика турецкого правительства была направлена на социально-экономическую эксплуатацию восточных вилайетов Турции, использование региона в качестве аграрно-сырьевого придатка растущей турецкой экономики. Господствующие на территории турецкого Курдистана силы не давали курдскому народу возможностей ни для формирования внутреннего рынка, ни для развития национальных и политических связей. Отсутствие государственных программ экономического и социального развития курдских провинций, их остаточное финансирование предопределили медленные темпы социально-экономического развития Северо-Западного Курдистана.

2.   Курдский народ в Турции был лишен элементарных конституционных прав и подвергался дискриминации и ассимиляции. Консервативные элементы в Турции считают признание прав курдского народа на образование, использование средств массовой информации на родном языке и др. попустительством сепаратизму, угрозой национальной безопасности. Сторонники подобного мировоззрения сами превратили проблему, которую можно было бы решить в русле демократического консенсуса, в тяжелейшую проблему в масштабе всего государства.

3.  Для турецких правящих кругов характерно проявление наиболее жестокой политики в отношении курдского народа, в основе которой лежит силовое решение курдского вопроса, несмотря на его готовность к коллективным поискам всеобъемлющего урегулирования данной проблемы. Политика турецких властей нереалистична, ибо считает курдов гражданами второго сорта, или не признают существование этой нации вообще, Такая политика лишь способствует углублению конфликта, делает его перманентным и трудноразрешимым.

4.  В конце XX вв. борьба курдов принимает региональный характер. Происходят не только значительные изменения в курдском освободительном движении, но и в динамичном развитии самой геополитической ситуации вокруг Курдистана, а значит и в политико-теоретическом подходе к существующим проблемам. Основная тенденция в этом плане состоит в отходе от чрезмерно идеологизированных и крайне радикальных иллюзий и в повороте к поиску реальных компромиссных решений невоенными средствами. Главной политической целью по-прежнему остаётся борьба за единый и независимый Курдистан силовыми методами, а главной движущей силой борьбы - народ.

5.Освободительное движение Северо-Западного Курдистана было важным фактором развития курдского общества, а процессы, происходившие в нем, придавали им социально-политическую окраску. Восстания курдов если и достигали успеха, то только временно. Поражения курдских движений предопределялись раздробленностью сил повстанцев, как правило локализованных в пределах отдельных частей Курдистана, военно-политическим превосходством противника, отсутствие национального единства в общекурдском масштабе, тесных связей между племенами, отсутствие сильной политической организации с четкой программой действий, политической недальновидностью руководства и низким уровнем национального самосознания.


Список источников и литературы

I.  Источники:

1.1.1. Конституции государств Европы. / Под ред. Л.А. Окунькова. -М.: Норма, 2001.-С. 764.

II.  Публицистика:

11.2.1. Ашири Ш. Судьбы и надежды // Азия и Африка сегодня. - М., 1998.-№2.-С. 32-41.

П.2.2. Боровой Я. Иракский Курдистан в ожидании // Новое время. - М., 2005. - №5. - С. 30-33.

П.2.3. Гасратян М.А. Легализация оппозиции // Азия и Африка сегодня. М., 1998. - №2. - С. 15-17.

П.2.4. Григорьев Т.Г. Курдистан-98 // Азия и Африка сегодня. - М., 1998.-№2.-С. 2-8.

П.2.5. Джеляледдинов Т. Соколы Курдистана // Планета. - М., 2006. -№8.-С. 14-17.

П.2.6. Евровченков Е. Гидроузел на Евфрате // Азия и Африка Сегодня. М., 1995. - №4. - С. 27-32.

П.2.7. Жаров К. Новое обострение «курдской проблемы» и борьба с

терроризмом // Компас. - М., 2006. - №17. - С. 47-48.

П.2.8. Захарова М.В. Курдская проблема в Турции // Актуальные

проблемы современности. - М., 2003. - №3. - С. 73-76.

П.2.9. Жигалина О. Курдский вопрос в Западной Азии на

современном этапе // Восток. - М., 2005. - №5. - С. 42-45.

П.2.10. Ильин В. Демократия и горы // Свободная мысль-ХХ1. - М.,

2004.-№1.-С. 87-88.

П.2.11. Кылычбейли Э. Экономические предпосылки прихода к власти исламистов // Азия и Африка сегодня. - М., 1997. - №3. - С. 16-20.

11.2.12. Лазарев М. Курдская проблема в европейском измерении // Азия и Африка сегодня. - М., 1997. - №2. - С. 68-72. П.2.13. Лазарев М. Образ Турка. //Азия и Африка сегодня. - М., 1996.-№7. -С. 7-13.

П.2.14. Лазарев М. Почему Турция опасается независимого Курдистана // Азия и Африка сегодня. - М., 2003. - №6. - С. 10-15. П.2.15. Лазарев М. Борьба продолжается // Азия и Африка сегодня. -М., 1998.-№2.-С. 8-11.

П.2.16. Мирский Г. Общественно-политическое развитие курдов в Турецкой Республики // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2003. - №9. - С. 65-68.

П.2.17. Михайлов В.В. Современное состояние курдской проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. - М., 2007 - №1. -С. 39-46.

П.2.18. Мосаки Н. Нефть и курдская проблема // Азия и Африка сегодня. - М., 2002. - №3. - С. 30-37.

П.2.19. Пивоваров С. Черноморский бассейн: оттеснение России // Азия и Африка сегодня. - М., 1996. - №7. - С. 3-5. П.2.20. Сатановский Е. Прогресс урегулирования курдской проблемы в Турции // Международная жизнь. - М., 2005. - №4. - С. 10-12.

П.2.21. Скляров Л. Сотрудничество или соперничество // Азия и Африка сегодня. - М., 1996. - №10. - С. 51-57.

П.2.22. Турецкие военные и проблема вступления страны в ЕС. По материалам «Форин афферс» // Компас. М., 2006. - №8. - С.61-64. П.2.23. Ульченко Н. Новые приоритеты в Центральной Азии // Азия и Африка сегодня. - М., 1996. -№!.- С. 17-24.

III.  Исследования:

Ш.3.1. Алиев Барзани маджит-оглы. Политика турецкого правительства в восточных вилайетах страны и освободительная борьба курдского народа (1923 г. - начало XXI в.) - Автореф. Дисс. ... канд. ист. наук. - Краснодар., 2007. - С. 31.

111.3.2.Восстание меньшинств: Косово, Молдовия, Украина, Грузия, Курдистан. : сб. информ агенства REGNUM. - М., 2006. - С. 188.

111.3.3.Гасратян М.А. Курдская проблема в Турции (1986-1995). -М., 2001.-С. 196.

111.3.4.Дибо Кава Юсеф. Курдский вопрос в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке (1918-1990). - Дисс... канд. ист. наук. - Мн., 1999. - С. 113.

111.3.5.Киреев Н.Г. Мусульманские страны у границ СНГ. - М., 2002.-С. 320.

111.3.6.Рашиди Асад. Региональные и международные аспекты борьбы курдского народа за самоопределение (80-90ые гг. XX века).

-    Дисс. ... канд. ист. наук. - Мн., 2003. - С. 105.

Ш.3.7. Рашиди Асад. Региональные и международные аспекты борьбы курдского народа за самоопределение (80-90ые гг. XX века)

-    Автореф. Дисс. ... канд. ист. наук. - Мн., 2003. - С. 17.

Ш.3.8. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. - М., 2005. - С. 570.

IV.  Интернет-ресурсы:

Http: // www.kurdistan. ru

V.  Научно-справочная литература:

V.5.1. Конституция Турецкой Республики 1982 г. Справочник. - М., 1990.-С. 876.


Приложение №1

Программные положения партии рабочих Курдистана

Партия рабочих Курдистана имела целью:

А. Положить конец господству в Курдистане турецкого колониализма и империализма, стоявшего за его спиной. Для этой цели:

1) создать широкий фронт национального единства из рабочих, крестьян, интеллигенции и патриотов, происходящих из других слоёв;

2) основать всеобщую организацию народа посредством создания органов рабочих, крестьян, представителей искусства, молодежи и женщин;

3) вести борьбу, являющуюся основной формой борьбы против колониализма. Для этой цели создать народную армию, основной силой которой будет крестьянство;

4) положить конец стычкам среди народа, провоцируемым религиозным сектантством и трайбализмом колониалистской буржуазной партийной системы и используемым земельными собственниками для усиления своего господства. Положить конец религиозному и узкобуржуазным националистическим подходам;

5) разоблачить пораженческие подходы, не имеющие целью уничтожить колониальное иго Турецкой Республики и выступающие за «региональную автономию» и т.д., которые, по существу, представляют собой компромиссы с колониализмом; вести решительную борьбу против них;

6) конфисковать владения земельных собственников, сотрудничающих с колониалистами в процессе борьбы, и распределить их среди безземельного крестьянства;

7) принять меры по обеспечению экономических, культурных, образовательных и медицинских услуг для борьбы против различных форм страданий, которые колониализм обрушил на народ.

Б. Создать правительство рабочих и крестьян в качестве первой меры установления народно-демократической диктатуры. Это правительство обязано:

1) конфисковать все природные ресурсы, эксплуатируемые колониалистами, а также фабрики, фермы и все другие предприятия. Все это станет общественной собственностью;

2) упразднить финансово-кредитную систему колониализма и заменить её независимой финансово-кредитной системой;

3) пользоваться полным суверенитетом в стране и не предоставлять военных баз или льгот никакому иностранному государству;

4) конфисковать все земли, принадлежащие земельным собственникам, кроме патриотов, национализировать и перераспределить земли бесплатно среди малоземельных крестьян. Что до патриотов, то им будет отдано достаточно земли для проживания, но остальное будет национализировано на основе соглашений;

5) ликвидировать все долги беднейшего крестьянства ростовщикам и банкам;

6) обеспечить первым делом демократию для рабочих и крестьян, для остальных патриотических классов и слоев, применить диктатуру в отношении коллаборационистов – земельных собственников и компрадорской буржуазии; устранить препятствия на пути организации трудового народа в экономической, политической и культурной областях;

7) создать для рабочих новые сферы работы, уделять внимание физическому и умственному развитию рабочих, сделать попытку установить 8-часовой рабочий день;

8) ликвидировать правовую систему колониализма и заменить её демократической правовой системой;

9) уничтожить все формы феодального гнета женщин, установить равноправие мужчины с женщиной во всех социальных и политических областях;

10) положить конец всем формам угнетения национальных групп и религиозных меньшинств.

В. Будет создана независимая экономическая структура. Для этого:

1) экономика будет управляться посредством центрального планирования;

2) преимущество будет предоставлено развитию национальной тяжелой промышленности;

3) общественной собственностью станут природные ресурсы, транспорт, торговля, банковская система, средства массовой информации и т.д.;

4) будет осуществлена земельная реформа, крестьяне перейдут к коллективизации с помощью и при поддержке государства;

5) частная инициатива, дающая пользу развитию общества, будет свободна и поддержана государством;

6) будут созданы учреждения национального образования, культурные учреждения, которые придут на смену колониальной системе культуры и образования; на основе одного из курдских диалектов будет создан общенациональный язык. Интенсивные исследования и организационная работа будут осуществлены в области курдского языка, литературы и истории. Все люди получат возможность стать грамотными.

Г. Обеспечить единство Курдистана. Для достижения этой цели:

1) революция в каждой части будет, по существу, задачей народа, проживающего в той или иной части Курдистана;

2)   в каждой части будет вестись борьба против попыток достичь компромисса между народом, проживающим там, и колониалистским государственным аппаратом посредством различных форм под названием «автономия»;

3)   будут сделаны попытки для оказания необходимой возможной помощи и солидарности между революционными силами, борющимися в каждой части.

Д. Следовать принципам пролетарского интернационализма в отношениях с соседними народами и в международных вопросах. Для этой цели:

1)   на основе специфики разных стран будет доминировать принцип, что каждое революционное движение отвечает за революцию в своей стране, и этот принцип будет доминировать в отношениях с революционными силами соседних народов; на этой основе будет осуществляться совместная борьба на различных уровнях;

2)   единство с соседними народами основывается на свободе и независимости каждого; будет вестись беспощадная борьба, чтобы сломать навязанное единство, которое не получило развития на основе данного фундаментального принципа;

3)   будет установлена дружба с социалистическими странами, союз

с национально-освободительными движениями, солидарность с рабочим движением и демократическими течениями во всех частях мира; будет вестись борьба за мир во всем мире.

Таковы основные положения программы Партии рабочих Курдистана.


Приложение №2

Программа исламской партии Курдистана (ИПК)

Исламская партия Курдистана является политической партией, возникшей 11 декабря 1400 г. (1980 г.) с целью завоевания законных прав курдистанского народа, а также других мусульманских народов (ст. 1).

Исламская партия Курдистана, являясь частью международного исламского движения, как правило, будет поддерживать отношения с исламскими организациями, и в частности с исламскими организациями региона (ст. 2).

Курдский народ, как и каждый мусульманский народ, имеет законное право в развитии своего языка, самобытности, самоуправления, вести борьбу с тиранией, унижением, деспотизмом и рабством, нищетой, невежеством, болезнями и реакцией (ст. 4).

Исламское правительство Курдистана вместе с другими правительствами исламских наций могут составить «государство объединенных исламских наций» (ст. 8).

Официальным языком в Курдистане будет курдский язык. Необходимо обеспечить единство курдского языка и в соответствии с потребностями времени совершенствовать его. Для совершения молитвы и понимания сунны, догматов ислама нужен арабский язык.

Кроме того, при необходимости может действовать и другой соответствующий язык (ст. 9).

Немусульманские меньшинства, представители других религиозных меньшинств имеют право на свободу вероисповедания, на родину и социальную справедливость (ст. 10).

Источник закона — сунны Корана и Пророка. Избранный народом парламентский совет (меджлис) от имени народа занимается его проблемами (ст. 11).

Чтобы обеспечить потребности личности в питании, благоустройстве, учебе, медицине, устройстве семьи, следует соблюдать следующие принципы:

а)   поощрение доброты и запрещение вредных поступков;

б)   доброта в поступках и взаимопомощь в добром деле;

в)   защита высоких идеалов и прекрасных обычаев;

г)   борьба против невежественных традиций;

д)   решение нравственных проблем (ст. 12).

Женщина и мужчина имеют равные права в правовых обязанностях, в формировании общества и его ориентации. Вместе с тем наличие обособленности между мужчиной и женщиной определено в исламе (ст. 14).

Свобода — всеобщее право. Партия гарантирует свободу убеждений, толкований, вероисповедания, примирения, публикаций и создания рабочих профсоюзов. Кроме того, партия выступает за свободу деятельности политических партий и женских обществ и других организаций, если они не противоречат исламу (ст. 17).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.