рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Художественная культура Древнего Египта

скульптура сидящего писца со свитком папируса на коленях (V династия), а

также серия статуэток из известняка, изображающих людей, занятых физическим

трудом — например, фигурка женщины, растирающей зерно. В гробнице вельможи

Каапера была найдена известная реалистическая скульптура из дерева,

получившая название «сельский староста» (по-арабски Шейх-эль-Белед). В

мастабе Ти, стражника пирамид и надгробного храма фараона Сахура, были

обнаружены прекраснейшие рельефы, изображающие сцены из жизни Ти, а также

различные хозяйственные работы, выполняемые в его владениях. К наиболее

известным сценам относятся: Ти, охотящийся с лодки, кормление гусей,

перевозка и полировка статуй, повара и пекари за работой, жатва и молотьба,

строительство лодки, мясники, ловля рыб сетью, охота на гиппопотама и

доение коров. В северной части некрополя заслуживают внимания также мастабы

времени V династии: Птаххотепа, крупного чиновника времени Асеси, Птах-

хотепа II, инспектора жрецов, Ахутхотепа, стражника Города пирамид, а также

открытая в 1966 году мастаба сановника по имени Нефер и его жены Хонсу с

прекрасно сохранившимися раскрашенными рельефами. Мастабы вблизи пирамиды

Тети имеют целую систему молелен и коридоров в надземной части гробницы.

Среди наиболее крупных выделяется мастаба визиря Мерерука, являющаяся

местом погребения визиря, его жены и сына Мери-Тети.

В царском некрополе в Гизэ также были обнаружены великолепные

памятники скульптуры, изображающие как фараонов — например, статуя Хефрена

из диорита или упомянутые выше триады Микерина, так и простых людей,

занимающихся различными занятиями; из числа последних стоит отметить хотя

бы известную статуэтку пивовара. В исследование мастаб внесли свой вклад и

участники польских археологических экспедиций. Во время трехлетних раскопок

в Эдфу, в Верхнем Египте, проводившихся в 1937—1939 годах, польские

археологи открыли несколько десятков мастаб VI династии, выстроенных из

кирпича-сырца. Эти мастабы имели погребальные камеры и в надземной, и в

подземной части. Богатый погребальный инвентарь из этих мастаб находится

ныне в Национальном музее в Варшаве. В 1 Переходный период (ок. 2181—2133

гг. до н.э.), во время которого произошло ослабление власти фараонов и

распад государства, не было благоприятных условий для строительства столь

крупных усыпальниц, какими являются пирамиды. Надписи упоминают только о

нескольких постройках этой эпохи. Некоторые из них были идентифицированы,

как, например, пирамида царя Иби в Саккаре, относящаяся ко времени VIII

династии и пирамида фараона Хеви (IX—Х династии), находящаяся в Даре в

Ливийской пустыне.

К югу от Дашура, в местности Лишт, находятся окруженные мастабами

знати руины двух пирамид фараонов XII династии — Аменемхета 1 и Сенусерта

1, а также две связанные с ними большие пирамиды. Во время раскопок на этой

территории была найдена деревянная статуя Сенусерта 1, находящаяся ныне в

Египетском музее в Каире. Аменемхет III, имевший свою пирамиду в Дашуре,

решил возвести себе еще одну — в местности Хавара, где позже он и был

похоронен. От пирамиды осталась только сердцевина, ранее же целая эта

постройка была облицована тонкими плитками полированного известняка. Ее

высота достигала 58 м, а угол подъема — 48°45'. К югу от этой пирамиды

сохранились развалины сооружения, которое было одним из наиболее

великолепных архитектурных памятников Египта — знаменитого Лабиринта,

вызывавшего у греческих путешественников еще больший восторг, чем пирамиды.

Ныне от него осталось лишь большое поле, засыпанное известняковым щебнем и

фрагменты колонн, ибо начиная с римского времени эта постройка служила

огромной каменоломней, откуда брали сырье для известеобжигательных печей.

Некоторые исследователи считают эти руины остатками заупокойного храма

Аменемхета III, однако, уже самые размеры их площади (300 X 244 м), на

которой поместились бы все вместе взятые огромные храмы Карнака и Луксора,

исключают правильность этого суждения.

Погребальный комплекс, находящийся на территории нынешнего селения Эль-

Лахун и расположенный рядом город, где жили строители, возводившие царскую

усыпальницу, относятся ко времени Сенусерта II. При сооружении именно этой

гробницы в качестве ядра пирамиды была использована находившаяся здесь

скала. Завершая обзор царских усыпальниц эпохи Среднего царства, стоит

упомянуть об открытии вблизи пирамиды Аменемхета III в Дашуре гробницы

фараона 'Гора, где была найдена знаменитая деревянная статуя царя,

находящаяся ныне в Египетском музее в Каире. Некоторые исследователи

считают, что Гор правил совместно с Аменемхетом III, иные предполагают, что

он был основателем XIII династии. Пирамида была усыпальницей фараонов эпохи

Древнего и Среднего царства. В период Нового царства, когда фараоны начали

строить себе огромные скальные гробницы в Долине царей в западной части

Фив, небольшие пирамиды, не превышавшие в высоту несколько метров, были

всего лишь завершением гробниц высокопоставленных начальников строительных

работ в Деир-эль-Медине либо скромным украшением надгробий в Абидосе.

Однако, идея пирамиды как царской усыпальницы не была забыта. Гробницы

такой формы мы встречаем вблизи IV порога в Напате и VI — в Мероэ, в

далекой Нубии, находившейся некогда под властью египетских фараонов. Пианхи

(751—716 гг. до н.э.), завоеватель Египта и основатель XXV династии,

называемой также эфиопской, на которого пирамиды произвели огромное

впечатление, был похоронен в великолепной гробнице недалеко от своей

прежней резиденции вблизи святилища в Гебель-Бар-кал, где высятся стройные

пирамиды — гробницы царей первого, так называемого напатского периода

независимого Мероитского царства (656—295 гг. до н.э.).

Второй комплекс подобных пирамид находится в Мероэ, новой столице

Мероитского царства (295 г. до н.э. — 350 г. н.э.). Эти пирамиды имели

совершенно иные пропорции по сравнению с египетскими и были гораздо меньше

их по размерам. Средняя длина стороны их основания равна около 10 м, высота

не превышает 20 м, а угол наклона стен составляет 65—70°. Однако, наиболее

характерной чертой мероитских пирамид, отличающей их от египетских,

является размещение этих гробниц. Они сгруппированы в комплексы и

расположены тесно одна рядом с другой так, что расстояние между ними часто

не превышает нескольких десятков сантиметров. Не все эти пирамиды имеют

заупокойные храмы в виде молелен. Ребра стен некоторых из них обработаны

профилем в виде валика. Эти пирамиды строились из неотесанных блоков камня

и облицовывались тщательно пригнанными полированными плитами. Исключение

составляет несколько пирамид, принадлежавших последним правителям

Мероитского царства, которые были сооружены из кирпича-сырца, а затем

оштукатурены.

НАЗНАЧЕНИЕ ПИРАМИД.

Царские усыпальницы - пирамиды, навсегда остались непревзойденными

образцами монументального зодчества.. Изучение древнеегипетских текстов

открывает тайну этих странных сооружений при жизни фараон, по верованию

народа охранял своей магией границы страны, управлял ветром, водой и огнем.

После смерти он становился еще более могущественным. Его необходимо было

удержать близ города, чтобы продолжать пользоваться его покровительством. В

темных глубинах исполинского мавзолея продолжалась скрытая таинственная

жизнь. Для некоторых древних культур характерно представление о жизни после

смерти как о близком подобии земной жизни. Выходило, что для благополучной

и счастливой жизни "там" необходимо все то же, что и "здесь.. Чтобы

обеспечить себе безбедную загробную жизнь, фараон и его приближенные,

заранее, с первых дней собственного правления начинали строить себе

надежное "вечное" жилище и продумывали вместе со жрецами росписи и все

остальное, начиная с запасов пищи, мебели, и утвари, и кончая рабами,

солдатами, музыкантами и прочим обслуживающим персоналом. Все эти люди

должны были следовать в гроб за своим господином или будучи убитыми еще на

земле, или живыми в трансе от одурманивающих снадобий, умирая почти сразу

от недостатка кислорода. Египет в этом отношении предстает страной с

наиболее гуманными с нашей точки зрения законами, здесь не бывало по таким

случаям человеческих жертв, но эта же самая роль отводилась изображениям

людей, их статуям, располагавшимся внутри гробницы. Кроме того, на

внутренних стенах гробницы должны были быть изображены славные деяния

фараона и многое другое, то, на чем мы остановимся подробнее, то, что можно

условно назвать изображениями "культового назначения". Искусство здесь

столь тесно связано с религией, что трудно понять его образную структуру,

не имея хотя бы общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян

ХРАМЫ.

Идеи о становлении мира отражались в религиозном искусстве и храмовой

архитектуре.В эпоху Древнего Царства выработалась форма обелиска как

солнечного символа. А вершина обелиска представляет собой пирамиду –

священную форму, запечатленную в одном из чудес света- гигантских пирамидах

Хеопса, Хефрена и Микерина . такая гробница должна была помочь фараону

воскреснуть в вечности. Обелиск не изчезает из египетского храмового

зодчества и позднее, в эпоху Нового Царства обелиски стали помещать у входа

в храм, архитектурное пространство которого развивается не вверх, а в

глубину. Внутенние помещения храмов разделены колоннами, которые увенчаны

капителями в виде лотоса или пучков папируса. К таковым можно отнести

комплексы в Луксоре и Карнаке.

Храмы Луксора и Карнака.

Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые

фиванские храмы Ипет Рес и Ипет Сут, посвященные богу Амону-Ра. Сегодня они

известны нам как храмы в Луксоре и Карнаке. Храмы, принадлежащие к

величайшим творениям древнеегипетского зодчества, строились начиная с 16 в

до н.э в течение многих столетий. Они занимали большую площадь и отличались

подчеркнутой монументальностью. Расположенный вдоль берега Нила, храм в

Луксоре почти полностью воздвигнут архитектором Аменхотепом Младшим.

Великолепные дворы Луксора окружены золотыми колоннами в виде папируса.

В древности Ипет Рес и Ипет Сут были соединены 3-х километровой аллеей

сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии. Перед

храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из сорока сфинксов- совершенно

одинаковых, с телом льва и головой барана (священного животного бога

Амона), расположенных на равном месте друг от друга. Аллея сфинксов

подходила первому входу, который был сравнительно не велик и узок. Вход вёл

в открытый двор, окруженный стенами, колоннами и статуями. Через узкий

второй вход можно было попасть в гипостильный зал. Гипостильный (от греч.

«хипостилос»-«поддерживаемый колоннами») зал Карнакского ансамбля, в

котором более 130 колонн образуют 16 рядов, принадлежит к шедеврам мирового

зодчества. Центральный проход, обрамленный колоннами высотой более 20м и

диаметром около 3.5м, с капителями в виде раскрытых цветов папируса,

освещался из боковых проемов. Не существующие ныне потолки густо-синего

цвета были украшены желтыми звездами и парящими священными коршунами.

Из гипостильного зала можно было попасть в маленькое темное святилище,

куда разрешалось входить лишь фараону и жрецам. И только во время

всенародного многодневного праздника Амона изваяние этого бога,

установленное на солнечной ладье, торжественно выносилось из святилища для

совершения ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре.

РЕЛЬЕФЫ И РОСПИСИ.

Рельефам и росписям художники придавали портретное сходство. Яркое

тому подтверждение - сходство рельефов, изображающих Хемиуна в его мастаба,

и его скульптурного изображения; близость рельефного профиля царского

вельможи Нефера с чертами лица его так называемой «резервной головы».

Строгая фиксированность жестов и поз, в которых изображался умерший

были продиктованы торжественностью и ответственностью, возлагавшимися на

изображаемое. Умерший должен был быть представлен со всеми возможными

величием и достоинством, подготовленным к церемониям великих богов.

В портретах прекрасно разработаны индивидуальные черты, но выражение

лиц остается всегда бесстрастным, отвлеченным. Мастер тех времен не ставил

своей целью отображение мимолетных переживаний - ведь он изображал

человека, идущего в вечность и освобожденного от всего временного.

Раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская

живопись, произошел от скульптуры. Медленно но верно он даже начинает

теснить скульптуру, потому что ко времени пятой - шестой династий фараоны

теряют часть своего былого могущества и былого богатства, их гробницы

становятся меньше по размерам.. В это время акцент переносится на

внутреннюю декорацию помещений, больше уделяется места и значения для

росписей и рельефов. Ослабляется власть фараона и некоторыми привилегиями

ему приходится делиться с собственными сановниками, являющимися уже почти

соправителями. Они добиваются признания своих заслуг и прав на то, чтобы их

"дома вечности" были построены и расписаны подобно гробницам фараонов и

теми же мастерами. В их захоронениях начинают использоваться почти те же

схемы и сюжеты, что и в гробницах их повелителей. Но в то же время нам

известно, что дистанция все же соблюдалась, так как читая надписи в

гробницах вельмож мы постоянно встречаемся с обращениями к фараону,

звучащими как «Господин мой», или подобными им.

Сам по себе египетский рельеф - явление уникальное, само по себе

требующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубоко

чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. они

ставили себе задачей не создание иллюзии чего-либо, но изображения и

изображали не вещь или человека в какой-то момент времени, а идею,

субстанцию человека, вещи, животного. Эти изображения не были рассчитаны на

зрителя - человека. Известно, что во многие помещения гробниц, украшенные

непревзойденными росписями и рельефами, доступ был строго ограничен, а

иногда и запрещен. Таким образом это искусство должно было скорее

напоминать "увековечивание формы", а не творческий акт и не желание

украсить "вечное жилище" фараона. "Искусство искало немногих, но

непреложных изобразительных формул. Оно действительно выработало язык,

отвечающий идее постоянства - язык экономного графического знака, строгой

и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов.

Даже когда изображалось самое простое , самое обыденное - пастух доит

корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, -

эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного

действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века".

Нам известно три типа египетского рельефа: выпуклый, углубленный, и с

углубленными контурами. Использовались они иногда порознь, иногда

комплексно, но всегда это очень высокое художественное мастерство,

заставляющее дышать живыми изображениями поверхность камня, не теряющего в

то же время своих видимых природных свойств и фактуры. Рельеф сам не

плоский, но ориентирован на плоскость, в этом и состоит оригинальность и

своеобразие этого рода изобразительного искусства. С одной стороны он

обладает всеми преимуществами объемного скульптурного изображения, а с

другой для него вполне естественны и живописная раскраска и абсолютная

слитность со стеной, с каменным массивом.

Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара

иллюстрируют это как нельзя более лучше. Мастер в совершенстве владеет

техникой, не утрачивая торжественной монументальности, целостности

изображения, он создает образ, пленяющий живостью и непосредственностью,

«образ энергичного, волевого, умного человека»

Кроме того, египетские художники никогда не забывали о необходимости

целостности, органичности всего(!) ансамбля, и всегда одно искусство как бы

вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался

иероглифами. Это был синтез трех искусств - архитектоника организующая

пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка

объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира.

Материальность выступающих или заглубленных контуров раскрашенного

рельефа была понятнее и реальнее для египтян, чем чисто плоскостная

живопись.

Британская Энциклопедия сообщает, что «техника рельефа включала в себя

три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и

окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра

красная, охра желтая, зеленая - тертый малахит, синяя - лазурит, и черная -

сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства строго

говоря можно разделить на два типа: во-первых - прославляющие фараона,

описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его

подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей

жизни, "жизни вечной и вечному блаженству"». Сюжеты росписей довольно

типичны, всюду присутствует хозяин гробницы в различных ипостасях: на

празднике жизни - на пиру, в наблюдении за ходом сельскохозяйственных или

ремесленных работ в поместье или государстве, на охоте или на рыбной

ловле, в наблюдении процессии слуг, приносящих дары.

Композиции рельефов и росписей и всего помещения всегда задумывались

как нечто целое, и создававший их человек находил нужное решение

поставленной задаче. Монументальность, свойственная всем видам искусства в

Египте, в рельефах и росписях тесно сплетена с декоративностью. Является

типичным использование фризообразной композиции, в основе своей

подразумевающей аналогию ковра. С дальнего расстояния такая стена смотрится

пестрой красочной плоскостью. Характерный пример - росписи весьма известной

гробницы вельможи Ти (сер. III тыс. до н. э.). При чуть более близком

рассмотрении "ковер" распадается на огромное количество отдельных

эпизодов, сплавленных общим ритмом и пространственными законами - гробница

Хнумхотепа. Здесь уже трудно говорить о застылости и тому подобных вещах.

Живость и непосредственность в изображениях людей и их занятий выше всякой

критики. Мы не должны также удивляться многочисленным изображениям животных

в гробницах. Многие животные в Древнем Египте обожествлялись и их

изображения являлись изображениями богов.

Градация размеров, масштабов фигур внутри одной композиции,

дающая декоративную живость и легкую певучую вариативность ритма была для

египтян прежде всего градацией ценностей. Главный герой росписей

изображался самым большим. Его близкие родственники и приближенные

изображались немного меньшими его самого, а второстепенные персонажи

изображались меньшими его даже в несколько раз, тому примеры - рельефы в

гробнице Ти и в мастаба в Саккара.. Такая шкала была наиболее универсальной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.