рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Расцвет искусства в начале 20 века

Расцвет искусства в начале 20 века

План:

1. Введение (с.3-8);

2. Русская литература 20 века (с.8-13);

3. Декадентские течения, символизм, младосимволизм (с.13-36);

4. Театр (с. 36-37);

5. Кинематограф (с. 37);

6. Музыка (с. 37);

7. Живопись (с. 37);

8. Список литературы (с. 37);

ВВЕДЕНИЕ

Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его

календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое

искусство 20 века. Из этого, однако, не следует, что в один момент в

искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль 20

века. Часть процессов, существенно важных для истории искусства нашего

столетия, берет свое начало еще в прошлом веке. Часть - возникает позже, в

ходе развития искусства современной эпохи. Главное же заключается в том,

что эта эпоха вообще не знает общеобязательного, стиля искусства 20 века",

и попытки сразу сформулировать тотальные свойства такого стиля были бы

крайне неосмотрительны. Тем более ненадежны представления о том, что 20 век

коренным образом изменил всю природу искусства, положив непроходимую

границу между старым и новым искусством, которое отныне и навечно стало

развиваться по невиданным ранее законам. Обычно такие суждения выводятся из

наблюдений над каким-либо одним движением искусства 20 века, которому

легкомысленно придается абсолютное значение. Здесь сказываются и своего

рода оптические ошибки, которые свойственны наблюдателю, погруженному в

течение современных ему процессов и обозревающему их, так сказать, изнутри.

Разумеется, никто не гарантирован от подобных аберраций, а сами они

образуют неотъемлемую часть самосознания современной художественной

культуры. Опытом такого самосознания служат и „Истории искусства 20 века",

кем бы они ни были написаны. 20 век еще не закончился, и истории его

искусства категорически противопоказаны попытки дать окончательные суждения

о процессах, которые не завершились еще пока в самой жизни искусства, а

подчас не проявили еще с достаточной ясностью смысл своего движения. По

этим причинам разговор об искусстве 20 века следовало бы начать с некоторых

предпосылок, на основе которых можно было бы далее рассматривать само

искусство.

За исходную предпосылку в этом случае справедливее всего было принять

следующий тезис: искусство 20 века - искусство переломное, а не просто

старый или просто новый период его истории. Это искусство кризисное в

изначальном, словарном смысле слова, выражающем наивысшую напряженность

перелома. Наивным было бы видеть в нем либо только линейное восходящее

движение, все стилеобразующие начала которого уже сложились во всей

несомненности и остается лишь ждать созревания плодов, или же, в наиболее

сложных случаях, - превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя. Старое

и новое не располагаются в истории искусства 20 века в элементарной

последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем

глобальное пространство и обширное историческое время.

В искусстве 20 века с чрезвычайной и во многом определяющей силой

распоряжаются законы, присущие именно и исключительно переломному времени.

Они проявляются не только в том - что и как отражает искусство, не только в

развитии охранительских тенденций и в новаторстве, отвергающем

художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить

новые идеи в изобразительной форме. Никак не в меньшей мере действие

законов перелома сказывается в общем потрясенном состоянии, в которое

приходит искусство, теряющее на великах исторических рубежах старую и

обретающее новую почву для своего развития. В этих обстоятельствах с

остротой, невиданной для классических эпох истории искусства, возбуждаются

вопросы о том, что значит, для чего существует и что может искусство.

Наконец, с точки зрения классических эпох, создающих совершенные

художественные ценности, гармонически соответствующие породившей их среде,

искусство неклассической поры выглядит во многих отношениях

неудовлетворительным. Таким рисуется искусство 20 века в восприятии

значительной части его современников, испытывающих сомнение в том, что

выдвигается искусством в качестве его позитивных ценностей; само же

искусство нередко проникается неудовлетворенностью и собой, и окружающей

жизнью, возбуждая при этом сомнения по части того - всегда ли

удовлетворительным образом оно выражает свою неудовлетворенность

действительностью.

Искусство 20 века-не первая переломная, „нсклассическая" эпоха во

всеобщей истории искусств. Местоположение таких переломных эпох между

эпохами, когда достигает пика подъем того или иного большого стиля, а в

своем коренном, основополагающем значении -художественная культура целой

социально-исторической формации, глубоко закономерно. Роль и тех и других

эпох самоочевидна. Они прочно связаны друг с другом в единой цепи историко-

художественного процесса, и обсуждение первородства классических или

неклассических эпох было бы подобно спору о том, что изначальнее - курица

или яйцо.

Изменения, переживаемые в переломные эпохи, обнимают как внутреннюю

структуру искусства, так практически и всю сферу его взаимоотношений с

окружающим миром, в которой действуют отнюдь не только собственно

художественные, стилевые, но и целый комплекс внестилевых сил. Они могут

быть сгруппированы по трем крупным направлениям: идейно-художественная

проблематика, вопросы социально-исторической природы искусства, особенности

его национального и интернационального характера. Все они глубоко проникают

в историю искусства, существуют и действуют в ней во взаимосвязанном виде.

Ясно, что такие события, как появление новых отраслей художественного

творчества, перестройка жанрово-видового состава изобразительного

искусства, типологии архитектурных сооружений, возникновение национальных

школ, развитие международных художественных движений и многое иное,

касающееся идейного строя, форм и функций искусства, никак нельзя свести

только к эволюции стиля, проходящей своим собственным, относительно

самостоятельным порядком. Каждой из переломных эпох свойственна своя

специфика названных нами трех аспектов истории искусства и их

взаимоотношений. Соответственно, исследование каждой из переломных эпох в

истории искусства требует сочетания трех критериев: социально-

исторического, национального и интернационального, идейно-художественного.

Особую значительность их взаимодействие приобретает в том случае, когда мы

обращаемся к эпохе великих перемен в истории человечества - к 20 веку.

Исходя из предпосылок, попытаемся в предварительном виде очертить

некоторые особенности состояния и развития искусства 20 века.

Итак, генеральное свойство искусства 20 века заключается в том, что

оно принадлежит эпохе великих переворотов, совершающихся на путях

социальной и национальной борьбы, разрешающейся мировыми войнами,

революциями, становлением нового общественного строя. В 20 веке

утверждается и развивается социалистическая художественная культура, первые

движения которой вызревают в недрах капиталистического общества м

соотносятся с буржуазной культурой. Однако в исторически обозримое время

старый мир никуда не исчезает и в свою очередь успешно продолжает свое

развитие. В силу этого социально-историческую панораму искусства стран и

народов мира образуют в 20 веке художественные культуры самых различных

типов: от первобытного по характеру творчества народов и племен,

находящихся на уровне родоплеменного строя, и от средневековых по типу

художественных культур до разнообразных по своему состоянию художественных

школ капиталистических и социалистических стран. Социально-историческая

типология той или иной культуры определяет основополагающие историко-

художественные свойства искусства стран и народов мира, которые вместе с

тем существуют на земном шаре одновременно.

Рожденная новой социально-экономической формацией, решающей

принципиальные проблемы социального прогресса 20 века, новая,

социалистическая культура выступает в этой ситуации как активная сила

глобальных историко-художественных процессов. Этапы формирования и развития

социалистического искусства тем самым окрашивают периодизацию всей истории

искусства 20 века, переживающей на основных своих рубежах целые комплексы

социальных, национальных и стилевых преобразований. Таким образом, первому

этапу истории искусства 20 века отвечает зарождение и развитие

социалистических движений до свершившейся в 1917 году Великой Октябрьской

социалистической революции. На этом этапе были осуществлены первые акции

международной солидарности социалистических художественных движений, а

мировое искусство в своем целом прониклось драматической остротой назревших

грандиозных исторических потрясений. Прежде всего они сосредоточились в

художественной жизни Европы, ставшей более, чем где-либо в других частях

мира, многоплановой, напряженной, осложненной противоборством течений и

возбудившей острейшую и принципиальную проблему 20 века - искусство и

революция. Второй этап начинается с 1917/1918 годов. После Великой

Октябрьской социалистической революции 1917 года образуется новая

интернациональная общность социалистического искусства, объединяющая

искусство первого в мире социалистического государства, интенсивно

развивающиеся социалистические движения в капиталистических странах,

революционные движения, зарождающиеся в искусстве ряда колониальных и

зависимых стран. С окончанием в 1918 году первой мировой войны во многих

других странах переживают национальные и социальные перестройки

художественной жизни. Третий этап, начало которого можно отсчитывать с 1945

года, ознаменован формированием обширной, по сути мировой системы

социалистического искусства. Сложение этой системы вызывает решительную

перестройку всех тех рубежей, которые образовало региональное деление

мирового искусства к середине 20 века, создает в нем новую расстановку

идейно-художественных сил.

С точки зрения национальной и интернациональной проблематики искусство

20 века выглядит многоликой панорамой национальных искусств, региональных

общностей и международных художественных движений. Их особенности, и

динамика самым неотъемлемым образом связаны с социально-исторической

типологией искусства и ее развитием. В соответствии с этой типологией к

началу 20 века в мировом искусстве образовалось несколько крупных

региональных общностей, состав которых в своих основных чертах отвечал

географическому делению стран света. Таковы искусство стран и народов

Европы, а также интенсивно развивавшихся США; искусство стран Латинской

Америки; искусство стран Азии и арабского Востока; искусство народов

Африки, Океании, ряда других местностей; свою общность образовало

искусство, развившееся на колонизованных территориях Канады и Австралии.

Общность искусства каждого из этих регионов получила наглядное выражение в

уровне развития художественной жизни региона и составляющих его стран, в

том значении, которое художественная деятельность обрела в их духовной

жизни, а также в той международной роли, которую та или иная национальная

школа искусства играла тогда в качестве носителя авторитетных движений в

искусстве, опыта художественного обучения, центра, притягивающего к себе

художников других стран.

Измерение уровня развития и значения региона в целом и национальных

художественных школ в частности - задача сложная и весьма щепетильная.

Здесь полезнее довериться тому, как заявляли о себе в мировой

художественной жизни сами эти национальные школы. Аудитория для таких

заявлений существовала. Это были международные художественные выставки

рубежа 19-20 веков, постоянные участники которых образуют группу стран, где

наиболее интенсивной была в ту пору художественная деятельность, а их

национальные школы искусства проникались осознанием своего значения в

мировой художественной жизни. Этими главными участниками международных

выставок были в то время большинство стран Европы и США, а также

выступавшие самостоятельно еще до обретения независимости Венгрия, Норвегия

и группы польских, финских, чешских, югославских художников, что

существенно для развития национальных движений в искусстве 20 века. Таковы

объем и содержание региона, обладавшего наибольшим значением в мировой

художественной жизни начала 20 века и сосредоточившего в себе важнейшие

процессы художественного развития того времени. Из стран и народов,

находившихся за пределами этого региона, в международных выставках

участвовали время от времени в 1895-1914 годах Аргентина, Мексика, Турция,

Япония, группа армянских художников. Искусство части регионов и входящих в

них стран обретает активную роль в мировых художественных процессах в 20-е

и 30-е годы, части же -лишь после 1945 года.

Утверждая свое самосознание, искусство регионов, стран и народов мира

вместе с тем испытывает нарастающее воздействие всеобщей

интернационализации художественных культур мира. Классическая

характеристика этому процессу, развивавшемуся в капиталистических условиях,

дана в знаменитых строках „Коммунистического манифеста", где говорится о

всесторонних связях наций, сделавших плоды их духовной деятельности общим

достоянием, об образовании одной всемирной литературы, а также о том, что,

создавая мир по своему образу и подобию, буржуазия колониальным способом

принуждает вводить в свою цивилизацию страны и народы, оказавшиеся в

зависимости от Запада, вырвавшегося вперед по пути капиталистического

развития. Но мировая художественная культура так и не успела сложиться по

законам капитализма. С возникновением социализма, давшего свое

демократическое содержание национальному развитию искусств и их

интернационализации, она стала формироваться по новым законам. В этой

социально-исторической ситуации и формируется явление, которое можно

назвать мировым искусством. В 20 веке оно охватывает собой все, что

существует в художественном творчестве на географической карте мира. С

течением времени на ней не остается более „белых пятен", исчезают своего

рода зоны молчания, в которые европоцентристская всеобщая история искусства

склонна помещать художественные культуры, чуждые европейскому эстетическому

опыту.

Мировое искусство 20 века интегрирует искусства практически всех

этнических, региональных типов, какую бы социально-историческую типологию

они ни представляли. Включаясь в кругооборот международной художественной

жизни, каждое из национальных искусств, великое или малое, развитое или

отсталое в историческом смысле, утверждается как современная эстетическая

ценность, наделенная в жизни мирового искусства теми же значением и

неповторимостью, какими обладают создавшие его нации, народы, страны в

современном существовании всего человечества. Эта ценность не измерима

путем сопоставления национальных преимуществ: теория „избранных" и

„неполноценных" национальных культур служит здесь самым низким

националистическим и шовинистическим, расистским целям. Историко-

художественные же свойства того или иного национального искусства,

напротив, предполагают вполне точные измерения.

Таким образом, панорама мирового искусства 20 века, рассматриваемая в

свете социальной и национальной проблематики, обнаруживает нечто, в высшей

степени примечательное. Взаимоотношения образующих ее искусств, различных

по социально-исторической типологии и национальному характеру, имеют

двоякую природу. Диахронную, отвечающую их местоположению и роли в

историческом развитии художественной культуры человечества, и синхронную,

поскольку все они связаны друг с другом как современники одной и той же

эпохи. То есть совмещенные в одном хронологическом периоде художественные

культуры соотносятся друг с другом и как старое и новое, в соответствии со

своим историческим генезисом, и как одновременно существующие социальные и

национальные художественные силы, взаимодействие и контакты которых

происходят на одном поле и сплошь и рядом заключаются в столкновении разных

ответов на одни и те же вопросы. Так, в узловом для 20 века конфликте

социалистической и буржуазной художественных культур содержится и борьба

двух современных социальных сил, и развитие искусства от одного

формационного этапа к другому.

Очевидно, что в мировом искусстве 20 века, как это естественно для

художественной культуры переломной эпохи, в которой действуют различные

социально-исторические, национальные и международные силы, развитие идет

несколькими рядами. Не представляется возможным определить не только некий

общий единый стиль мирового искусства в 20 веке, но и расположить в едином

ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Так,

скажем, фовизм либо кубизм не являются следствием развития реализма рубежа

19-20 веков или же неореализм конца 40-х годов не проистекает из

абстракционизма или неоклассики 30-х годов и т.д. Более того, ни один из

существующих в искусстве 20 века даже самых крупных рядов стилевой эволюции

не исчерпывает собой всего его развития и не охватывает это развитие в

целом. Так, например, линия движения от постимпрессионизма к

абстракционизму отвечает только одной стороне истории художественного

процесса 20 века. За пределами развития реализма также остается немалое

число весьма существенных явлений. Каждому из таких рядов развития

свойственны свои закономерности. Лишь в совокупности и взаимодействиях все

они образуют историю искусства 20 века, многорусловое движение которого

соединяет в себе диахронные и синхронные начала.

В предварительном же виде можно отметить разный характер стилевых

движений -новых и традиционных, возрастающих и угасающих, локальных и

общезначимых, глубоких и поверхностных, строго соответствующих социальным

или национальным условиям, в которых они развивались, или формализованных,

допускающих наполнение различным социальным содержанием и различную

национальную интерпретацию. В отличие от примерно однотипных по структуре,

связанных каждое определенным единством идейного и стилевого начал движений

в искусстве 19 века-реализма, романтизма, академизма и т. п., -искусство 20

века резко распадается на течения, которые формируются на различных основах

и отличаются друг от друга природой, составом и объемом своих признаков.

Часть этих движений консолидируется по признакам того или иного способа

художественной интерпретации мира, часть же объединяется вокруг той или

иной социальной или национальной идеи; для одних из этих движений

определяющее значение имеет так или иначе, позитивно или негативно понятая

задача эстетического познания, для других - функциональная программа и

т.д.; иным же присуща взаимосвязь этих аспектов. Как бы то ни было, однако

каждое из всех этих движений в свойственной ему форме дает свой ответ на

основополагающий вопрос - отношения художественного творчества к социальной

действительности.

Реальная история искусства 20 века показывает также, как одни из

художественных движений, возникнув взрывоподобным образом, быстро

исчерпывают себя. как. например, кубизм. Другие же - устойчиво существуют

на протяжении всех восьми десятилетий 20 века, лишь видоизменяясь на тех

или иных этапах и в различных социальных и национальных условиях, как,

например, неоклассика. В силу этих обстоятельств момент, когда возникает то

или иное движение, далеко не всегда определяет его место в истории и

художественных процессах 20 века. Нередко более важную роль играет

длительность жизни таких движений, продолжавших свое развитие вслед

появившимся позже и. казалось бы, отменявшим их, но кратковременным

течениям.

По этим причинам вопросы исторической последовательности и

параллельности развития течений искусства 20 века в целом и первых его

десятилетий, в частности, могут считаться одними из наиболее сложных и

допускающих различные толкования. Тем не менее обойти эти вопросы нельзя:

группировки и движения творческой деятельности имеют исходное значение для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.