рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Культура древних цивилизаций

нов. форм, противопоставленных гармоническим формам клас. иск-ва, а так же

акцентировали внимание на субъективности м-кого миропонимания. Первые м-сты

были приверженцами дух. революции. внутри М. направления был принцип

историзма. М-сты отрицают духовно-нравственные «абсолюты».Они пытаются

возродить мифотворческий метод. Идеи мистической «соборности» и

«мифотворчества» отразились в символизм. Символисты отвергали традиции

клас. поэзии и строили свой « новый» язык на основе древ. архаичных

образов, стремились выразить объективное косвенным путем. Представители

:Валери, Элиот, Иванов, Хлебников, ранний Блок. Др. группировки м-ской

поэзии стали на путь полного разрыва с поэтической традицией, бунта против

привычных норм стихотворной речи. Иманженизм (образ)-передавал

непосредственные эпические впечатления, соединение метафор и образов,

логически мало связанных, стихи превращались в «каталоги образов». Сущ. в

Америке и Англии. Футуризм (будущее)объявлял чел-кие чув-ва , идеалы любви

, счастья, добра-«слабостями», провозглашая критериями прекрасного

«энергию», «силу» ,«скорость». Развивался в Италии, России и Франции.

Экспрессионизм(выражение) показывал мир в столкновении контраста,

преувеличенной резкости изломанных линий, замещающих реальное многообразие

деталей и красок нервной дисгармонии, неестественностью пропорций.

Значительное влияние на экспрессионизм оказало творчество Винсента Ван

Гога. Сущ. в Германии и Австрии. Поэты М.: В. Маяковский, Арагон, Бехер,

Гарсия Лорка и др. М-ская проза -австриец Франц Кафка. Мир представляется

ему враждебным чел-ку, бессильному и обреченному страдать. Его

произведения: «Процесс», «Замок», «Америка»представляют мир , где чел-к

подвластен священным, но недоступным пониманию закона. На представления

Кафки похожи работы экзистенциалистов, но они пытаются сделать обязательной

концепцию чел-ка, кот. сам определяет свои нормы поведения и поступки.Сущ.

во Франции. Представители: Сартр, Камю, Малеро, Голдинг. Живопись м-стов

строится «от обратного», совершая путь противоположный канонам худ. твор-

ва. Эта эстетика отразилась в твор-ве фран. художников, прозванных Матиссом

кубистами. Худ. кубизма был Пабло Пикассо с его картиной «Авенские девицы»

нач. история кубизма. Отличием кубизма стало создание нов. понятия Красоты.

Абстракционизм как направление м-ской живописи побуждал к поиску нового,

неведомого. Основатель - В. Кандинский, считал, что он поможет прорваться

внутрь сквозь внешнее. К. Малевич- ведущий представитель абстр.(картина

«Черный квадрат на белом фоне» ). М-ское течение живописи 20 в.

-сюрреализм. Представители: Миро, Эрнст, Массон. Ярко выражен сюрреализм в

иск-ве Дали. Его иск-во апокалиптично. Гармония разрушилась ,смешалась в

беспорядке. Идеи трагедийного театра принадлежат англ. реформатору Г.

Крэгу. Противоположность этой концепции театра - манифест нем. драматурга

Б. Брехта- основателя эпического театра. В 20 годы развивается кино.

Значительными явл. эксперименты рус. кинорежиссера С. Эйзенштейна, кот.

представлял иск-во как замену смысла языком жестов. Авангардизм. Углубление

к-рного кризиса привело к появлению новых форм авангардизма во 2 половине

20 в., кот. определялись как антииск-во. Условно их можно объединить в

понятие «концептуальное иск-во», кот. рассматривается как способ

демонстрации понятий, употребляющихся в разных областях знаний. В

концептуальном иск-ве выделяют течения: боди-арт, ленд- арт , пеформенс,

видеоарт. Это иск-во антиэстетично, оно отказывается от правил худ. логики.

17.В эволюции В. выделяют 3 этапа: 1) Проторенессанс, 2) Ранний Р.,

3)Высокое В. Первым, кто сформулировал понятие В. был Джорджо

Вазари(«Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»). Первые

признаки В. начинают проявляться по Вазари с конца 13 в. в работах Чимабуэ

и Джотто. Они отбросили Византийские приемы и возвратились к античным

традициям. Предпосылкой к возникновению Р. было выгодное геог. положение

Италии. В иск-ве Р. чел-к стал реальной и независимой ценностью. В

архитектуре это проявляется не только в очеловечивании пропорций зданий, но

и в создании идей этажа. Проторенессанс- это подготовка к В. ,он был тесно

связан со средневековьем. Родоначальником нов. Итальянского стиля считают

Чимабуэ. Ему удалось выйти за пределы византийского канона и предопределить

новые живописные формы. Проторенессанс связывают с именем Джотто ди Бонде,

кот. предопределил путь развития Р.: динамику, драматичность повествования,

переход от плоскостных изображений к объемным и рельефам. Новая концепция

живописи основывается на перспективе и объемной трактовке пластической

фигуры. Гл. центром итл. ПротоР. была Флоренция. Хар-рные черты

мировосприятия этого времени присущи лит-ре, особенно в работах поэта

гуманиста Данте Алигьери(«Новая жизнь»и «Божественная комедия»). Широкое

признание получает творчество Ф. Петрарки, считающегося первым гуманистом

Европы («Канцоньерэ»). Значительный вклад сделал писатель гуманист Джовани

Боккаччо, развивавший итл. лит-рный язык на основе народного(«Декамерон»).

Раннее В.15в. На 1 план выдвигается ярко выраженная чел-кая личность.

Живопись и скульптура отделяются от ар-уры. Живопись этого периода

производит скульптурное впечатление. Мастера Р.В. стремились восстановить

предметность мира , подчеркивая объемность , четкость форм. Худ-ки 15в.

открывают законы перспективы, строят многофигурные композиции, но они

используют только линейную композицию. Основатели. Р В. :Мазаччо,

Донателло, Брунеллески. Эпохе Р.В. чужда, свойственная В.В. и идеализация

чел-ка. Основной мотив эпохи- восхищение перед античностью. Сущ-ную роль в

переломе от готики к Р. сыграли теоретические исследования Брунеллески.

Донателло впервые занялся системным изучением чел-кого тела, он разработал

индивидуальный портрет в скульптуре. Мазаччо реформатор раннего В. он

использовал светло теневое моделирование и разработал новые перспективы.

Завершает Р.В. тв-во Леона Батиста Альберти, итл. архитектора , ученого и

писателя. Он был архитектором- теоретиком. Важное значение в утверждении В.

имели его теоретические трактаты(«О живописи» «О статуе»). Творчество

Альберти свидетельство возникновения структурно математических построений.

В.В.- золотой век итл. иск-ва (1500-1530гг.).Ф-фские основы В.В.

представлены работами Помпонацци, кот. развивал учение о связи мышления с

чувственным восприятием. Геометризм Р.В. прибавляется стремление к

передаче внутреннего мира чел-ка. Разрабатывается воздушная перспектива,

приемы светотени. Иск-во ВВ отличается масштабностью, выделяется тенденция

к синтезу и обобщениям. В произведениях худ-ков основное место занимает

образ идеального прекрасного чел-ка, совершенного физически и духовно. Иск-

во В.В. представляют 3 худ-ка: Леонардо да Винчи, Микеланджело де

Буанарроти, Рафаэль Санти. Основателем ВВ считается Леонардо да Винчи. Его

работы отличает универсальность. Большое внимание он уделяет понятию

гармонии. Наиб. известными работами Леонардо: «Мадонна в скалах», «Мона

Лиза», «Тайная вечеря», «Иоанн Креститель». Выдающимся представителем итл.

Р. был Санти, творчество кот. оставило глубокий след в иск-ве. Иск-во

Рафаэля более всего выражает классич. ВР. Наиб. знаменитая его работа-

«Сикстинские мадонны». Кульминации эпохи В было творчество Микеланджело де

Буанарроти. Для тв-ва Микеланджело хар-рен титанизм. Пиком тв-ва Мик. Был

потолок Сикстинской капеллы.

24. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии». Под Пр.

понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма,

связанное с борьбой против феодальных порядков. Хар-рной чертой Пр. было

стремление его представителей к перестройке всех общ-ных отношений на

основе разума, равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут начало

из «природных прав чел-ка». Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум.

Изменения в соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. повлияли на духов. мир

людей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла лит-

ра. В период Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. Для эпохи Пр. хар-но

наличие худ. направлений, кот. переплетались: сохраняются барокко и

классицизм, возникает рококо и романтизм. Основным направлением в ар-ре был

классицизм - наследование ар-ры древних Греции и Рима. Широко использовался

в Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его рук-ством было построено

огромное кол-тво сооружений, великим его достижением был собор Св. Павла,

кот. считается шедевром мир. ар-ры. Хар-рной особенностью развития ар-ры

было сооружение огромных строений гос-ного и гражданского назначений,

распространяется «галантный» стиль во внутренней и внешней отделке дворцов,

замков, церквей. Порождением сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал стиль

«рококо», получивший наиб. совершенное воплощение в обл. прикладного иск-

ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание комфорта для того

чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра

во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во

время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропорциях,

как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все

это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в империи

Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь

Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением «лучших миров» для людей

эпохи Пр. были сады и парки. В них конструировался утопический мир,

альтернативный сущ-щему, отвечавший представлениям времени об этических

идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и чел-ка, людей м-ду собой,

свободы и самодостаточности чел-кой личности. В композиции парков включ.

библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только

богам, но и чел-ским чувствам - любви, дружбе. Можно рассматривать худ-ную

к-ру 18в. как период ломки воздвигающейся веками грандиозной худ-ной

системы, в соотв. с кот. иск-во создавало модель жизни более значительную,

чем земная жизнь. Перед худ-ком впервые открылась возможность свободы

наблюдения и тв-тва. Особенно модной была «галантная живопись», кот.

изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей

(Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые стилистические формы

классицизма, отражая при их помощи совершенно иное содержание. Классицизм

означал подчинение чел-ка общ-ной системе. Развивающийся романтизм

стремился к максимальному усилению индивидуального личностного начала. Как

в «галантной живописи», так и в классицизме идет тема возвеличивания импер-

ров и знати, а новый романтизм акцентировал внимание на народе.

Представитель романтизма Ф. Гойя. Одной из важнейших хар-тик к-ры эпохи Пр.

явл. процесс вытеснения религиозных начал иск-ва светским, отражающая

повседневность наблюдения худ-ка за реальной жизнью людей, она получает

широкое распространение и стремится занять главное место в иск-ве. Парадный

портрет уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи

появляется «пейзаж настроения»(Ватто, Гейнсборо, Гварди). Восприятие,

настроение, отраженное в эскизе устанавливает непосредственную связь между

зрителями и худ-ком: рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные

полотна. В работах худ-ков усиливается декоративное понимание цвета:

картина должна украшать то место, где она находится. Сущ-ной стороной эпохи

Пр. было запечатление худ. ср-вами ощущений и наслаждений чел-ка. Важное

место в иерархии духовных ценностей занимает музыка, поражающая чел-ка

масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков чел-кой души. На

развитие музыки эпохи Пр. оказали влияние барокко и классицизм. Вершиной

муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и Моцарта. Основоположником классицизма во

французской музыке был Люлли. Во Франции и Италии достигает расцвета опера,

в Германии и Австрии - оратория и месса( в церковной к-ре) и концерт (в

светской к-ре).Также развивается опера, балет, народное песенной тв-во,

музыкальный комедийный театр. Одним из ярких примеров оперного иск-ва явл.

опера Моцарта «Волшебная флейта». Эпоха Пр. является важнейшим поворотным

пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы

соц.-полит. и к-рной жизни.

26. Развитие культуры в Европе 19в. было связано с 3 худ-ными

направлениями: классицизм, романтизм, реализм. Классицизм 19в. имеет новое

содержанием. Его ис-во выразительно рационалистическое. В тв-тве

классицистов преобладали сюжеты, в кот. воплощались идеи о необходимости

подчинения индивидуальных интересов интересам страны, об-ва, полит. и

религиозного движения. Поэты нового классицизма - Гете («Римские элегии»,

«Эгмонт») и Шиллер(«Разбойники», «Доступность и любовь»). В этих

произведениях ощущается ориентация на высокие идеалы античности,

рационалистическое выражение образов переплетается с тонкой лирикой.

Возвышение классицизма было кратковременным, он постепенно переходил в

официальное искусство, которое теряло связь с реальной жизнью. Одновременно

в классицизмом возникло, а позднее и вытеснило его др. направление -

романтизм. романтикам было присуще чувство радикального обновления мира,

участие человека в тайном богатстве и безграничных возможностях мирового

бытия. Энтузиазм основанный на вере во всемогущество чел-кого духа, одна

из характерных черт романтического мировосприятия. Романтики мечтали о

разрешении проблемы мирового противоречия бытия. Различие м-ду идеалом и

действительностью ярко выражено в романтизме. Представители: Лермонтов,

Байрон, Эдгар Алан По. Романтики открывают глубину дух-ного мира человека.

Хар-м для романтизма есть защита свободы, суверенности, проявления интереса

к проблеме нац. духа и нац. к-ры, а также своеобразность разных

исторических эпох. Появился жанр исторического роман(произведения Джеймса

Фенимора Купера, Вальтера Скотта, Гюго). Объектом внимания

западноевропейских романтиков были история и фольклор Украины( образ

гетмана Мазепы). Романтизм во многом напоминает культуру барокко. Романтики

обращали внимание на народное тв-во, использовали сюжеты, образы, языки,

присущие народным песням, балладам, эпосу( сказки Г.Х. Андерсена, сонаты и

этюды Шопена). Музыка занимает особое место в романтизме. Критическое

отношение к сущ-щим общ-ным порядкам, стремление усовершенствовать мир,

сделать его более человечным рассматривает не столько углубленность в

фантазии, идеальный мир в мечте, сколько реалистическое осмысление

действительности с целью поисков практических путей ее изменения.

Постепенно зарождается реализм. Он постепенно завоевывает основные позиции

в лит-ре, образовательном иск-ве, театре, музыке. Реализм как направление к-

ры представляет собой объективное изображение человеческих хар-ров и

условий жизни. Реализм выполнил критическую ф-цию относительно сущ-щих общ-

ных порядков. В 40-х гг. появляется направление критического реализма.

Литературным жанром критического реализма становится роман, который дает

возможность раскрыть широкую панораму общ-ной жизни, проследить психологию

героев в разных жизненных ситуациях. Становление реализма осущ-лось

постепенно. Сначала реализм был тесно связан с романтизмом («Шагреневая

шкура» Бальзак, «Пармский монастырь» Стендаль, романы Диккенса). Вместе с

этим типичные романтические мотивы все больше переходили в

реалистические(«Красное и черное» Стендаль). Стремление в образовании

реалистического мировоззрения 2 пол. 19в. выразило себя в ф-фии. На волне

научной революции расширяется позитивизм, который становится одним из

ведущих направлений ф-фской мысли. Возникновение позитивизма связано с тв-

вом Огюста Конта. Он раскрыл идею франц. социолога Сен Симона о 3 стадиях

интеллектуальной революции человечества. Другой лидер позитивизма англ. ф-ф

и социолог Г. Спенсер. Основным законом соц-го развития он считал закон

выживания наиболее приспособленных общ-в. Позитивизм сыграл значительную

роль в становлении культуры 19в.

25. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии». Под Пр.

понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма,

связанное с борьбой против феодальных порядков. Особое место в этой

исторической эпохе отразилось в полученных ею эпитетах: «век разума»,

«эпоха Пр.». Распространение идеалов протестантизма, бурное развитие

естествознания, нарастание интересов к научным и ф-фским знаниям за

пределами лабораторий - это лишь некоторые наиболее значимые приметы

времени. 18 в. громко заявляет о себе выдвигая новое понимание основных

доминант чел-кого бытия: отношение к Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и

новое понимание самого человека. Хар-рной чертой Пр. было стремление его

представителей к перестройке всех общ-ных отношений на основе разума,

равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут начало из «природных

прав чел-ка». Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум. Предписывая все

св-ва чел-кой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, ф-фия

этой эпохи подталкивала к размышлению о таких условия сущ-ния, кот.

способствовали торжеству добродетели и вселенского счастья. Изменения в

соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. повлияли на духов. мир людей, повлияли

на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла лит-ра. В период

Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния

проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании,

Германии, Польше, России, даже Англия признает авторитет французской

культуры. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном

развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной

жизни. Для эпохи Пр. хар-но наличие худ. направлений, кот. переплетались:

сохраняются барокко и классицизм, возникает рококо, ампир. Основным

направлением в ар-ре был классицизм - наследование ар-ры древних Греции и

Рима. Широко использовался в Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его

рук-ством было построено огромное кол-тво сооружений, великим его

достижением был собор Св. Павла, кот. считается шедевром мир. ар-ры.

Распространяется «галантный» стиль во внутренней и внешней отделке дворцов,

замков, церквей. Порождением сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал стиль

«рококо», получивший наиб. совершенное воплощение в обл. прикладного иск-

ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание комфорта для того

чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра

во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во

время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропорциях,

как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все

это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в империи

Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь

Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением «лучших миров» для людей

эпохи Пр. были сады и парки. Перед худ-ком впервые открылась возможность

свободы наблюдения и тв-тва. Особенно модной была «галантная живопись»,

кот. изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей

(Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые стилистические формы

классицизма, отражая при их помощи совершенно иное содержание. Классицизм

означал подчинение чел-ка общ-ной системе. Развивающийся романтизм

стремился к максимальному усилению индивидуального личностного начала.

Представитель романтизма Ф. Гойя. Классицизм также оказал влияние на

развитие музыки эпохи Пр. Вершиной муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и

Моцарта. Основоположником классицизма во французской музыке был Люлли.

Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы,

повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни.

29. В 9-19вв. в восточной Европе сформировалось раннефеодальное гос-во -

К.Р. с усилением соц-ного развития язычество перестает выполнять свою

основную ф-ция, на смену ему приходит христианство. На Руси еще до прихода

христианства зарождается письменность, складываутся моральные и правовые

нормы, развивается ар-ра, скульптура. Древняя Русь славится деревянными

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.