рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Культура древних цивилизаций

пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской школой. Победа над Персией

дала Гр. полную власть в Сре-рье. Военная добыча, торговля, использование

рабского труда способствовали развитию всех отраслей к-ры.

Классический период. В кл. период развивается драматургия. Возникновение

гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали

в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь

козлов»). Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный

Прометей»), Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»).

Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение

понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди

ф-фских проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается понимания сущности и

места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и

первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы

выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегр. софисты учили,

что «человек является мерой всех вещей», а сущность вещей зависит от их

связи с чел-ком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании.

Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании «идей».

Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил

проект идеального полиса, которым управляют ф-фы. Аристотель сделал свой

вклад в ф-фию, природоведение, историю, литературу, гос-ное право, основы

формальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика,

история. Вклад в медицину сделал древнегр. лекарь Гиппократ. Гр. иск-во в

кл. период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали

богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп

(придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины в

Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель

пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера «Дорифор», юноша

с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче индивидуальных

особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи,

перехода к объемному изображению. Чертой гр. к-ры состязательность. Гр.

агон - борьба, состязание олицетворял хар-рные черты свободного грека.

Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские

игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика - умение вести беседу.

Эллинизм. Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания

Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно расширение взаимосвязей и

взаимовлияний гр. и вост. к-р. Лишившись полисной ограниченность, гр. к-ра

впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашли свое проявление в

религии, ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны

в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура(

последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание

к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление

правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры,

особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с

украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика..

Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей,

жилые дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1.

Родосская школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский

бык». 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в

Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития

достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала

заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции.

20. З. Фрейд. - создал новое направление в психологии и медицине -

самокритика. Он назвал это психоанализом. Однако значение фр-ской концепции

чел-ка выходит далеко за пределы медицины: ф-фское обобщение психоанализа -

фрейдизм стало учением в сфере ф-фии и к-рологии. Фр. открыл в чел-ке

бессознательное как самостоятельное, не зависящее от сознания безличное

начало чел-ской души. При этом бессознательное активно вмешивается в чел-

скую жизнь. Фр. считает лишь иллюзией, что нашей жизнью руководит наше «Я».

Фр. наз. это бессознательное начало «Оно» и полагает, что наше «Я» есть

лишь игрушка в руках этой древней психической силы. Фр-ское «Оно» имеет

чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения

чел-ка. Эти первичные влечения сводятся к 2: - сексуальные желания, -

влечение к смерти, т.е. влечение к разрушению. Наше «Я», стремящееся выжить

в мире природы и общ-ва, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно».

«Я» руководствуется принципом реальности, а «Оно» целиком исходит из

принципа удовольствия. Отсюда неизбежная борьба между «Я» и «Оно». Фр.

открывает «хитрость бессознательного», способного проводить в жизнь свои

влечения, маскируя их под сознательные решения «Я». Но человек способен

выжить лишь постольку, поскольку разум и к-ра могут подчинять «Оно» своим

целям. Фр. указывает на способ, кот. к-ра проводит в жизнь свои цели, не

совпадающие с примитивными влечениями «Оно». Этот способ Фр. назвал

сублимация. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения «Оно»

обретают форму влечения к познанию, иск-ву, высокому идеалу. При этом к-ра

по Фр. выражает систему общ-ных норм и всегда стоит над отдельным чел-ком.

К-ра может руководить чел-ком лишь постольку, поскольку она сама стала

частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной

установки. Эту установку Фр. наз. «Сверх Я». Чел-кое «Я» по Фр. замкнуто

между 2 противоположными полюсами - природной стихией и требованием к-ры.

Если к-ра требует от чел-ка больше, чем он может, то у индивида это

вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным. К-ра делает жизнь

более безопасной, блокируя чел-кие инстинкты, агрессивность, но платой

оказывается псих. здоровье чел-ка, кот. разрывается между природной псих.

стихией и к-рными нормами, между сексуальностью и социальностью,

агрессивностью и моралью. Учение Фр. оказало огромное влияние на развитие

науки и к-ры 20в. Юнг обнаружил типичные образы, являвшиеся его пациентам в

снах и видениях. Эти образы совпадали с символами, проходящими через всю

историю мир. к-ры. Самое удивительное, что большинство пациентов Юнга не

могли знать в силу своего образования про эти достаточно сложные к-рные

символы. Эти символические образы не пришли из вне и не изобретались

сознательно, след-но можно сделать вывод, что они рождены общим для всех

людей бессознательным, Юнг наз. это кол-вным бессознательным. По Юнгу кол-

вное бессознательное имеет к-рное происхождение, но передается по

наследству биологическим путем. Юнг считает, что основа души все же может

жить в мире с к-рой, не разделяя мнения Фр. об из противоречии. Нельзя

укротить «демонов души», но их можно приручить, сделать их проявление

относительно безопасным и даже поставить их на службу к-ре. Поэтому европ.

к-ра должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел-кой

души, что однако вовсе не означает погружения в бессознательное и полное

подчинение его архаическим мотивам. Юнг раскрыл органическую связь к-ры и

чел-кого бессознательного. История к-ры и ее символического мира предстала

как осуществление бессознательных основ души. Концепция игровой к-ры - одна

из самых распространенных концепций мир. к-ры. Один из ярких представителей

этой концепции Й. Хейзинга. Игра в его концепции - это к-рно-историческая

универсалия. Традицию истолкования ис-ва из игры как спонтанной

деятельности, кот. приятна сама по себе независимо от какой-либо цели. Игра

сопровождает к-ру на всем протяжении ее истории и хар-ризует многие к-рные

формы. Культуроформирующее св-во игры связано с тем, что для изменения окр.

среды посредством любой материальной действительности чел-к должен был

совершить предварительно аналогичную работу в своем воображении, т.е.

проиграть деятельностный процесс. Но Хейзинга не сводит игровой эл-т только

к духовному проявлению, он присутствует и во всех сферах материальной к-ры

и определят содержание его форм. Анализ соврем. к-рного состояния в аспект

игры предпринял испанский философ Х. Ортага-и-Гассет. Являясь критиком

массовой к-ры, захлестнувшей Европу в нынешнем столетии он

противопоставляет ей подлинную «живую» к-ру, кот. чел-к делает личным

достоянием, обращаясь к ней в силу внутренней потребности. Хар-ка «живой» к-

ры, данная испанским ф-фом, созвучна критериям игры Хейзинга. Сущность к-ры

по мнению этих мыслителей составляют спонтанность и отсутствие

прагматической установки. Из конкретных эл-тов такой к-ры складывается

элитарный пласт к-рного процесса, противостоящий натиску массовой к-ры.

14.Сред.и веками в к-рологии наз. длительный период( охватывает более

тысячелетия ) в истории Зап. Европы между античностью и новым временем.

выделяют 3 периода развития: 1) Раннее средневековье - новые западные

европейцы принимали христианство, кот. в Р. было гос-ной религией, на

территории бывшей римской империи формировались новые гос. формирования,

создававшиеся варварами. Р-ская империя распалась на множество герцогств,

графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители

были вполне суверенными хозяевами и не подчинялись никаким импер-рам или

королям. Официальной идеологией католицизма становится аскетизм. В

большинстве гос-в Зап. Европы еще сохраняются традиции античной духовной к-

ры. Школы, сущ-щие при монастырях, культивировали «7 свободных искусств»,

ориентируясь на те знания, кот. требовало феодальное общество. В школах

сохранялось латинское богослужение, латинский язык с эл-тами лит-рного

образования, необходимый для усвоения Писания; 2) Высокое(классическое)

средневековье - Европа начала преодолевать затруднения Раннего периода и

возрождаться. С 5в. сотрудничество по законам феодализма позволило создать

более крупные гос. структуры и собирать сильные армии. В рез-те зап.

христиане завоевали господство на средиземном море и его о-вах. Наступившая

стабильность обеспечила быстрый подъем городов и общей эк-ки. Общ-во

утратило черты варварства, в городах расцветает духовная жизнь. На базе

традиций Др. Рима и варварских племен возникло романское, а затем

готическое иск-во, развивались театр, музыка скульптура, живопись и лит-ра.

Ученые получили возможность с трудами античных греч. и эллинистических ф-

фов, прежде всего Аристотеля. Впоследствии зародилась ф-фская система

средневековья схоластика - тип религиозной ф-фии, для которой хар-рно

подчинение теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и

знания. С именем П. Абеляра связывают появление понятия свободомыслия.; 3)

Позднее средневековье - продолжилось формирование европ. к-ры, но ход его

был далеко не гладким. Зап. Европа неоднократно переживала великий голод,

многочисленные эпидемии принесли много чел-ких жертв. Сильно замедлила

развитие к-ры столетняя война. Но после войны наладилось ремесло, с/х и

торговля, возникли новые условия для подъема духовной жизни науки, ф-фии,

иск-ва, особенно в Сев. Италии. Это вело к так наз. Воз-нию или Р-су. В

Зап. Европе происходят глубокие соц.-к-рные изменения. Средневековая

символика нашла свое отражение в ар-ре и христианской литургии.

Доминирующим принципом в ар-ре стала символика числа. В религиозных обрядах

используются эл-ты театра. В 10в. появляются народные путешествующие

актеры и певцы. Праздники карнавального типа были распространены по всей

Европе, но особенного разнообразия форм они достигли в романских

странах(Франция). Против монополии церкви в духовной сфере впервые

выступила новая городская к-ра. С развитием образования в городах и замках

складывается светская к-ра, отделившаяся от церковной. Во Франции и

Германии развивается придворно-рыцанская лит-ра, направленная своим смыслом

против аскетизма церковной лит-ры. Основные ее жанры - лирика и роман. В

них воспевали высокие чувства к даме сердца. Первыми куртуазными лириками

были трубадуры( провансальские поэты-певцы). Влияние народного творчества

отразилось в эпоса средневековья.

15. Романский. Ар-ра. Первым самостоятельным специфически европейским худ.

стилем средневековой Европы был романский. Он возник в рез-те синтеза

остатков худ. к-ры Рима и варварских племен. Сначала это был пра-романский

стиль. В конце пра-романского периода эл-ты романского стиля смешивались с

византийскими, ближневосточными, сирийскими, германскими, кельтскими, с

чертами др. сев. Племен. Эти влияния создали в Зап. Европе множество

локальных стилей, получивших имя романского. Ар-ра 5-8в. обычно проста,

исключение - здания в Равенне(Италия). Во многих регионах этот стиль был

продолжением раннехристианского иск-ва. Отличается округлыми или

многоугольными соборными церквями - собор Сан Витало в Равенне и

восьмиугольная дворцовая капелла, построенная Карлом Великим в Ай-ля-

Капелле, в наст. Время Аахен, Германия. Одним из творений каролингских ар-

ров стал вестворк, многоэтажный входной фасад. Конструировались также

здания в монастырском стиле. Монастырские комплексы представлены в Сент-

Галле(Швейцария) на о-ве Райхенау и в Монте-Кассино(Италия). Достижением ар-

ров была разработка зданий с каменными вольтами. Гл. причиной для их

разработки была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных

перекрытий пра-романских зданий. Скульптура. Большинство скульптур было

интегрировано в церковную ар-ру и служило как структурным, конструктивным,

так и эстетическим целям. Во французских романских соборах Прованса,

Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на

колоннах, подчеркивая поддерживающие эл-ты. Живопись, это украшение ар-рных

памятников, тиках как колонны с абстрактными орнаментами и украшение стен с

изображением висящих тканей или библейских сюжетов. Мозаика также как и

живопись была в основном византийским приемом и широко использовалась в

оформлении итальянских романских церквей(собор св. Марка , Венеция и

сицилианские церкви в Цефалу и Монреале). Искусство. Худ-ки достигли

высокого уровня в иллюстрировании рукописей. Произведения английской школы

иллюстрирования рукописей отличается геометрическим переплетением узоров в

заглавных буквах, рамках. Рисунки заглавных букв часто оживляются фигурами

людей, птиц и чудовищ. Региональные школы иллюстрирования рукописей в Юж. И

Вос. Европе развивали специфические стили, напр., копии Апокалипсиса,

Беаты. Пра-романская и романская обработка металлов - использовалась для

создания церковной утвари, для религиозных ритуалов. Другие металлические

изделия этого периода - ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и

серебренные предметы, а также замечательные эмали. Знаменитыми мастерами по

металлу были Роже и Изгельмарсхаузена, германец, известный своими

бронзовыми изделиями, и франц. Эмальер Годфруа де Клер. Самым известным

примером романского текстильного произведения явл. вышивка 11в., наз.

«Гобелен из Байя». Готика. Романский стиль по мере развития общества

постепенно переходит в новый - готический. Готическое ис-во возникло во

Франции. Основным представителем и выразителем готического периода была ар-

ра. Огромное число памятников готики были светскими, хотя готический стиль

обслуживал прежде всего церковь, кот. и обеспечивала развитие этой новой ар-

ры, способствовала ее полнейшей реализации. Хар-рным признаком готического

стиля есть ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки

и позволили решить многие ар-рные проблемы, т.к. были легкими, тонкими и

универсальными и могли располагаться диагонально, поперек и продольно. С

приходом свода изменилась конструкция, форма, планировка и интерьеры

соборов. Первым был собор Парижской богоматери. В 1194г. был заложен собор

в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой

эпохи стал собор в Реймсе. Ажурные перегородки - характерная черта ар-ры

поздней готики, были изобретением первого ар-ра реймского собора.

Скульптура. Изображались в кач-ве украшений фигуры из камня, олицетворявшие

догматы и верования католической церкви. Скульптура по своему хар-ру была

преимущественно ар-рной. С 1180г. романская стилизация начинает переходить

в новую, когда статуя начинает переходить в ощущение грации, извилистости и

свободы движения (серия скульптур Шартрского собора). В своем развитии

скульптура готики сопровождалась появлением натурализма.

16. Эпоха В. рассматривается как переход от средних веков, от феодального к

буржуазному общ-ву. Появляются мануфактуры, развивается банковское дело,

междунар. торговля. Формируется научная картина мира на открытиях в обл.

астрономии. Ученые эпохи: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Ренессанс -

эпоха великих открытий. Известные первооткрыватели - Колумб, Магеллан. Были

открыты 2 богатых континента. Наивысшей точки развития к-ра Ренессанса

достигает в 16в. В утверждаемой системе ценностей духовной к-ры в целом

выдвигаются идеи г-зма. Г-зм Р. - это такое мышление, для кот. хар-рны

свободолюбие и светский индивидуализм. Понятие «г-зм» в ф-фской лит-ре

имеет 2 значения: 1) в широком смысле - система идей и взглядов на чел-ка

как наивысшую ценность; 2)в узком - прогрессивное течение

западноевропейской культуры эпохи В., направленное на утверждение внимания

к достоинству ч-ка. Г-зм развивается как идейное движение, захватывает

купеческие круги, находит единомышленников при дворцах тиранов, проникает в

высшие религиозные сферы, становится мощным орудием политиков, оставляет

глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для

поисков худ-ков и скульпторов, складывается новая светская интнллегенция. Г-

сты вносят в духовную к-ру свободу суждений, независимость по отношению к

авторитетам, смелый критический дух, раскрывают безграничные возможности

чел-ка. Они выступают против цензуры церковной, формируют чел-ка

предприимчивого, активного, инициативного, чел-к уже сам кует свою судьбу.

Г-зм как принцип к-ры базируется на антропоцентричной картине мира.

Утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность. 1 поэт нового

времени - Данте Алигьери. Позиции его взглядов развил Франческа Петрарка, ф-

ф и поэт, кот. считают основателем г-кого движения в Италии. Известное

влияние на г-кое движение оказал итальянский демократ К. Салютати. Известны

работы Джаноццо Манетти(«О достоинстве и превосходстве человека»), Лоренцо

Валла (трактат «О наслаждении»), Пико делла Мирандолла(«О достоинстве

человека»). Важную роль в утверждении г-ких идей сыграла Платоновская

Академия во Флоренции. Г-сты В-ния убеждены в том, что чел-к как и бог

обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и общ-вом, делая

правильный выбор. Г-сты уделяли внимание изучению древних языков, они

основали классическую филологию. Г-сты критиковали всю средневековую

схоластику. Схоластической системе образования они противопоставили

воспитание, кот. развивает чел-ка умственно и физически, формирует у нее

высокие моральные кач-ва. Но становление и расцвет г-зма глубоко

противоречивы. Добро и зло переплетались самым причудливым образом.

Развивается наука, поэзия, ар-ра, изобразительные иск-ва. Но проблемы общ-

ных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в

историю семейство Борджиа во главе с папой Александром 7 - убийцей,

грабителем и развратником, но наделенным блестящим талантом гос-ного

деятеля. Гармония в соц. устройстве не была достигнута, страсти овладевали

отдельными личностями, побуждая их действовать не останавливаясь ни перед

чем и не задумываясь о последствиях.

28.Модернизм Объединяя мн-во самостоятельных направлений (сюрреализм,

футуризм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, абстракционизм, и т.д.) эта

худ.-эстетическая сис-ма стала одним из глав. путей творческих исканий

творцов 20 века. Сущ.3 пути развития М: 1) до 1-й мир. войны -зарождение;

2) м-ду мир. войнами- усиление М. течений в иск-ве; 3) после 2-й мир. -

активизация поиска выхода из дух. кризиса. М-сты интересовались созданием

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.