рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Культура древних цивилизаций

Культура древних цивилизаций

5.Египет. Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в

4в. до нашей эры. История гос-ва и к-ры Е. делится на неск-ко периодов:

Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Е. - это было время

образования рабовладельческого строя и деспотического гос-ва, на протяжении

кот. сформировалась хар-рное для древ. египтян религиозное верование: культ

природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм,

анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться

камень. Др. и Ср. царства хар-ризовались укреплением и централизацией

бюрократического аппарата правления, усилением могущества Е. и его желания

расширить свое влияние на соседние народы. В к-рном развитии это эпоха

строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды

Хеопса и др., создание уникальных памятников ис-ва, таких как сфинксы

фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из

егип. пирамид - пирамиды Хеопса, кот. не имеет себе равных среди каменных

сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146м - высота, а длина основы

каждой из 4 граней - 230м. Нов. царство было последним периодом внешней

активности Е., когда он вел войны в Азии и сев. Африке. В это время

особенно расцветала ар-ра храмов. Среди наибольших достижений худ. тв-ва

этого периода образ царицы Нифертии из скульптурной мастерской в Ахетатоне,

золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи

Фив. Они продолжали хар-рную для Др. Востока традицию изображения головы и

ног фигуры в профиль, а торса - в фас. Эта традиция исчезает в заключ.

период падения Е., когда его завоевывает Персия. В границах своеобразного

мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древ. египтян

о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было

сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее

главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Др. Е., где

лишь фараон стоял над общ-вом, все остальные граждане считались равными

перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в

индивидуальное бессмертие породила такой феномен в к-ре древ. египтян, как

стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы,

помеченные иероглифами. Если в эпоху Др. царства только фараоны могли войти

в «царство мертвых», построив себе пирамиду, то с времен Ср. Царства каждый

имел право построить собственную гробницу. В Др. Е. все специальные знания

концентрировались в небольшой группе людей, кот. составляла властвующая в

общ-ве каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами

накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв

периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Др. Е.

впервые в мире возникла практическая медицина, опред. развития достигла

десятичная система счета в арифметике. Древ. египтяне владели также некот.

эл-тарными знаниями в алгебре. Открытие иероглифов как письменности

способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки,

молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже ф-фские

диалоги и полит. трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский

театр. Бурное развитие ис-ва в древнеегипетском общ-ве привело к появлению

1-х в мире письменно зафиксированных эстетических и ф-фских размышлений.

Именно здесь впервые в истории мир. к-ры возник гуманизм. К-рное наследство

Др. Е. сыграло свою истор. роль в становлении и развитии мир. к-ры.

6.К-ра Др. Индии. Ранняя инд. цивилизация была создана древ. местным

населением Сев. Индии в 3в. до н.э. Ее центры Хараппа и Мохенджо-Даро (

теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центр. и Ср.

Азии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении

образов небольших форм (статуэтки, гравюры ); их удивительным достижением

была система водопровода и канализации, кот. не было ни у одной их других

древ. к-р. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную

письменность. Яркой особенностью к-ры Хараппы был ее необычный

консерватизм: на протяжении веков расположение улиц древ. инд. мест не

изменялось, а новые дома строились на местах старых. Характерной чертой к-

ры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, кот.

взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные - брахманизм и

его формы индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Настоящего расцвета

древнеинд. к-ра достигла в эпоху «Ригведи» - большого собрания религиозных

гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами

арийских племен, которые появились в Индии после так наз. «великого

переселения народов». В это же время образовался брахманизм как своеобр.

синтез верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего

местного доарийского населения Сев. Индии. В эпоху «Ригведи» начал

складываться инд. феномен - кастовая система. Впервые были теоретически

обоснованы морально-правовые мотивы разделения инд. Общ-ва на 4 осн.

«варны»: жрецы, воины, простолюдинов-земледльце и слуг. Была разработана

целая система регламентов жизни и поведения людей каждой варны. Согласно с

этим законным считался брак лишь в пределах одной варны. Рез-том таких

отношений между людьми стало следующее разделение варн на еще большее кол-

во мелких каст. Формирование каст - это итог тысячелетней эволюции

взаимодействия разных расовых и этнических групп в единой системе к-ры

древнеинд. общ-ва, где образовалась очень сложная соц. структура. Олимп

индуизму символизирует троица Брахма, Вишну и Шива, кот. представляет

космические силы творения, сбережения и уничтожения. Своеобр. реакцией

населения, не относящегося к кастам жрецов и выступало против неравенства

каст, был буддизм. Согласно с учением буддизма миссия жизни человека есть

достижение нирваны. Ислам ярко отличался от всех предыдущих религиозных

взглядов. Прежде всего мусульм. племена владели военной тех-гией и сильной

полит. системой, но гл. их верование опиралось на концепцию

«сгруппированного братства», кот. объединяло узами глубокого уважения всех,

принявших эту веру. Вся инд. лит-ра, как религиозная, так и светская,

наполнена намеками сексуального содержания и символики открытых эротических

описаний. В средние века сам процесс космического творения изображался как

брачный союз бога и богини, поэтому фигуры на стенах храмах изображались в

различных позах. В к-ре Др. Индии тесно связаны оригинальность к-рных

направлений и ф-фкая мысль. Ф-фские взгляды, кот. разделяли религиозное

разделение света, вкл. в брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм. Все ф-

фские взгляды играли важную роль не только в истории к-ры Индии, а и мир. ф-

фии и науке. С ними тесно связаны достижения разных отраслей древнеинд.

науки - мат-ки, астрономии, медицины и природоведения. Известно, что инд.

ученые еще в далеком прошлом опередили некот. открытия, сделанные европ.

учеными только в эпоху Возрождения или в нынешнее время. Худ-ная к-ра

древнеинд. общ-ва неразрывно связана с традиционными для нее религиозными и

ф-фскими системами. Идеи, хар-рные для религиозных верований древ.

индийцев, вдохновляли тв-во в ар-ре, к-ре и живописи. Для потомков остались

сделанные из металла огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, кот.

вызывают удивление своими колоссальными размерами. Восприятие света через

духовную призму верований этих религий есть фрески пещерных храмов Аджанты

и наскальные композиции в храмах Эллоры, кот. объединяют традиции сев. и

юж. типа строения храмов в Др. Индии. В отдельных деталях этих памятников

ис-ва ощущается и влияние ис-ва и др. древ. вост. цивилизаций. Это

объяснялось расположением Индии на Великом шелковом пути, по кот. не только

шли караваны с товарами, но и происходил к-рный обмен. В этом процессе

Индия сыграла к-рную роль, расширив цивилизованное влияние буддизма на др.

древ. страны.

7.К-ра Др. Китая. Наиболее древ. периодом китайской цивилизации считается

эпоха сущ-ния гос-ва Шан, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Ее

столицей стал город Шан, давший наз. стране и правящей династии царей.

Позже ее завоевали др. китайские племена, наз. новое царство Чжоу.

Впоследствии оно распалось на пять независимых княжеств. Уже в эпоху Шан

была открыта идеографическая письменность , кот. путем долгого

усовершенствования превратилась в иероглифическую коллеграфию , а также был

составлен в основных чертах месячный календарь. Во время ранней

императорской эпохи Др. К. внес в мир. к-ру такие открытия как компас и

спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно

в К. в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный

шрифт, а в военной технике - пушки и стремена .Также был изобретены

механич. часы и произошли технич. усовершенствования в обл. шелкоткатства.

В мат-ке выдающимся китайским достижением было использование десятичных

дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа П, открытие

метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древ. китайцы были

образованными астрономами , составили одну из первых в мире звездных карт.

Поскольку древнекитайское общ-во было аграрным, централизованная бюрократия

должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь

с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Др.

К. достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических

прогнозов, мат-ка, физика и гидротехника в их инженерном использовании.

Важным оставалось также строительство фортов, направленное прежде всего на

охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с

Севера. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями -

Великой китайской стеной и Великим каналом. Китайская медицина на

протяжении 3-х тысячелетней истории достигла многих рез-тов. В Др. К.

впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургические

операции с применением наркотич. средств, впервые применили и описали в

литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем.

Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о

«жизненной энергии». На основе этого учения была создана ф-фско-

оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной лечебной

гимнастике, а также ис-ву самообороны «кунг-фу». Своеобразность духовной к-

ры Др. К. в значительной мере обусловлена феноменом, известным в мире как

«китайские церемонии». Эти строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных

норм поведения и мышления сложились на основе культа древности. Место

культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги,

культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми, став

абстрактными божествами-символами, напр. Небо. Наиболее важное место в

китайской духовной к-ре занимает конфуцианство - этико-полит. учение ф-фа-

идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек, опирающийся

на традиции мудрых предков. Учение делило общ-во на «высших» и «низших» и

требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств.

Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской гос-ности и

функционировании полит. к-ры императорского Китая. Гл. силой,

противостоявшей конфуцианству в сфере политики и этики был легизм. Легисты,

будучи реалистами, в основу своей доктрины поставили закон, сила и

авторитет кот. должны поддерживаться жестокими наказаниями. Конфуцианство

делало ставку на мораль и древ. традиции, тогда как легизм ставил на первое

место административный регламент. Под влиянием хар-рных для древ.

китайского общ-ва религиозных, этико-ф-фских и социально-полит. взглядов

развивалась и вся его классич. лит-ра. Уже в наиболее раннем поэтическом

сборнике Др. К., знаменитой «Книге песен», кот. создавалась продолжительное

время на основе народных песен, священных напевов и древ. гимнов,

воспеваются подвиги предков. Во 2-3вв. в К. приходит буддизм, кот.

достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую к-ру, это проявилось в

лит-ре, образном ис-ве и , особенно, в ар-ре. Буддизм просуществовал в К.

прочти 2 тысячелетия , заметно изменился в процессе приспособления к

специфичной китайской цивилизации. На основе синтеза его идей с

конфуцианским прагматизмом в К. возник чань-буддизм, кот. впоследствии

распространился в Японии и получил вид дзен-буддизма. Наиболее

трансформации буддизма проявились в своеобр. китайском ис-ве, кот. как

нигде в мире опиралось на традиции. Китайцы так и не приняли вид инд.

Будды, создали свой образ. То же самое произошло и с ар-рой храмов.

Значительную роль в китайской к-ре сыграл и даосизм, с кот. связано

развитие науки и техники Др. К. Особую роль в к-рных контактах К. с внешним

миром сыграл «Великий шелковый путь», кот. совершалась не только торговля,

но и к-рный обмен К. с др. странами, что повлияло на китайскую к-ру.

9.Эллины поклонялись божествам, представляющим разные силы природы,

общественные силы и явления, героям - мифическим предкам племен и родов,

основателям городов. В мифах сохранились наслоения разных эпох - от

древнего поклонения растениям и животным до антропоморфизма - обожествления

человека, представления богов в образах молодых, прекрасных и бессмертных

людей. Значительное место в греческой мифологии занимали легенды о героях -

детях богов и смертных. Мифология стала значительным элементом греческой

культуры, на основе которого позднее развивались литература, философия,

наука. Основу литературного образования составляли произведения Гомера,

Гесиода, Эзопа. Одним из наибольших приобретений к-ры Др. Гр. есть

произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», возникла лирика, одним из первых

лир. поэтов считается Архилох. На о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество

кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 7в. до н.э. появляются постройки из

камня. Гл. образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3

основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе,

отличается простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность,

декоративность), коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в

Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает

изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением

тела чел-ка, научиться передавать движение. Тело человека подвергалось

тщательному геометрическому изучению, в результате кот. были установлены

правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что

теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Антропоцентричность

античной греческой культуры предполагает культ человеческого тела. Культ

тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости Стоило

знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления,

сбросить перед судьями свои одежды, как они ослепленные красотой оправдали

ее. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Живопись

гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная

роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в.

возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а

фон черно-лаковый. развивается драматургия . Возникновение гр. театра было

связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных

шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»).

Известными драматургами были Эсхил(«Закованный Прометей»),

Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из

прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение

понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции.

Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами

были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского).

Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в

Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее

известная скульптура мастера «Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр.

скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка.

В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи, перехода к объемному

изображению. Греческий агон - борьба, состязание олицетворял характерные

черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали

знаменитые олимпийские игры. Истоки первых олимпиад теряются в древности,

но в 776г. до н.э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя

в беге, и этот год считается началом исторического периода олимпийских игр.

Место олимпийских празднеств была священная роща Альтис. В знаменитом храме

Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная Фидием и считавшаяся

одним из семи чудес света. В священной роще заключались торговые сделки,

поэты , ораторы, и ученые выступали перед зрителями, художники и ваятели

представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство

имело право оглашать здесь новые законы. Афинская Академия- роща

,посвященная афинскому герою Академу прославилась тем, что отсюда позднее

начинались бега с факелом. В греческом агоне берет свое начало диалектика

(умение вести беседу). Греческая культура празднична, внешне красочна и

зрелищна. В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку.

Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей

прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно

искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением

зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились

базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые

дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская

школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2.

Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3.

Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла

живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным

этапом в развитии культуры Др. Греции.

8. Архаический период. В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-ризуются

большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним из

наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера «Илиада»

и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых лир.

поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос творила

Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др. Гр.

происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э.

появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе

формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления:

дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и

суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность),

коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в

Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-

ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка,

научиться передавать движение. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых

росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности

черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная

роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый.

Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии.

Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой

мира есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За

первооснову также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю,

воздух, огонь. Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в

Юж. Италии. По его ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот.

можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории

музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ных

закономерностей в мире. Идеалистическая линия в ф-фии, основанная

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.