рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Билеты по истории русского искусства XII-XVII вв

художественным свойствам. Одна из наиболее значительных — «Собор

Богоматери» (XIV век). Почти весь фон иконы занимают сплошные темно-зеленые

горки. Посредине Богоматерь, восседающая на розовом троне, построенном

несимметрично и необычно замысловато; наверху представлены фигуры ангелов

без крыльев: это смелое иконографическое новшество, не встречающееся больше

в русской иконописи, своего рода живописная ересь. Трон окружают очень

выразительные по облику и жестам волхвы, ниже — аллегорические изображения

Земли и Пустыни. Колорит иконы поражает глубоким сочетанием темно-зеленого,

белого и розового цветов, излюбленным в псковской иконописи, с некоторыми

изменениями оно повторяется и в иконах XVI века, например в «Сошествии во

ад». Здесь вместо розового цвета художник применяет светло-красный, смело

сопоставляя его с таким же, как и в иконе Третьяковской галереи, темным

бутылочно-зеленым.

К этой группе близка по колориту и икона более ранняя, изображающая святых

Параскеву Пятницу, Григория Богоcлова, Иоанна Златоуста и Василия Великого

(конец XIV — начало XV века). Особенно запоминается в ней строгое, почти

суровое выражение лиц; написаны они в энергичной манере, несколько

напоминающей почерк Феофана. Традиционность языка псковской иконописи

проявилась ив «Троице» (XVI век). Она архаична по композиции; в

однообразном симметричном расположении фигур и предметов, в нарочитой

повторяемости жестов, преобладании светло-красных красок и обилии орнамента

и золотой штриховки сказывается воздействие народных вкусов. Судя по

сохранившимся памятникам, псковская живопись XV—XVI веков во многом

отличалась от новгородской. Отличие это сказывается в своеобразной

трактовке сюжетов и особенностях колорита, в котором преобладают сочетания

темно-зеленого, белого и светло-красного цветов, лишенных новгородской

яркости и тонко сгармонированных в приглушенную и благородную тональную

гамму.

12. Московская школа иконописи. 15 век.

Московская школа иконописи является самой молодой, она основана в 14 веке.

Она впитала в себя все самое лучшее из традиций Новгородской и Владимиро-

Суздальской школ, но в тоже время отличается своей яркой непохожестью ни на

одну из них. Самой выдающейся личностью московской школы был Андрей Рублев.

Чтобы оценить величие и чудо Рублева, нужно представить себе колорит времен

половины тысячелетия тому назад, представить громадную лесную деревенскую

Русь, раздробленную на удельные княжества, сражавшиеся друг с другом,

сражавшиеся с татаро-монголами, сражавшиеся внутри себя; Русь, изнуренную и

обесчещенную столетиями татаро-монгольского ига; Русь так сильно отставшую

за эти столетия от городской культуры западных стран. Здесь в лесной глуши,

за стенами уединенного монастыря, некий ”смиренный чернец молчаливо и

скромно трудился над иконой в похвалу Сергию“ и из под его кисти возникло

произведение всемирное и всевременное: творение изумительной духовной

высоты, вечный гимн миру согласию среди людей. В московской живописи первой

половины 14 века существовали различные художественные течения (местные и

принесенные из вне). Местная струя должна была восходить к архаическим

традициям 13 века, и она доминировала до приобщения московского искусства к

новшествам “Палеологовского Ренессанса”. К этому направлению относится

икона “Борис и Глеб”, написаная еще во втором десятилетии 14 века. Ее

значение велико не только как художественного произведения, но и как

ценнейшего иконографического документа. Борис и Глеб не стоят на земле, а

как бы парят в воздухе, чудесным образом являясь верующим. Их лица

сосредоточены и печальны. Помимо крестов, намекающих на мученическую смерть

братьев, в их руках мечи - атрибут княжеской власти. Фигуры даны

неподвижными и почти совершенно плоскими. Главный акцент поставлен на линии

- строгой и сдержанной. При всем богатстве красок иконы, ее колорит

отличается редким лаконизмом и последовательностью, поскольку любой цвет с

неизбежностью вытекает из другого. К этому же времени (середина 14 века)

относится икона “Житие Бориса и Глеба“. В лицах русского типа художник

стремился выразить особую доброту и мягкость, подчеркивая тем самым идею

жертвенности, красной нитью проходящую через замечательный памятник

древнерусской литературы рубежа 11-12 веков “Сказание о Борисе и Глебе”. К

сожалению, мы почти ничего не знаем о московской живописи последней трети

14 века. Нельзя упускать из виду, что на рубеже 14-15 веков в Москву

проникла вторая волна из Византии, связанная с завозом большого количества

греческих икон и деятельностью Феофана Грека. Предполагается, что он

приехал в Москву не позднее 1395 года, когда приступил вместе с Симеоном

Черным и своими учениками к росписи Церкви Рождества Богородицы. Феофан

Грек выступал в Москве не только как Фрескист и иконописец, но и как

миниатюрист, украшавший дорогие рукописи фигурными инициалами, заставками и

лицевыми изображениями. Феофан Грек был не единственным греческим мастером,

работавшим в Москве. В записи одной симферопольской рукописи, копирующей

надпись на утраченной иконе, упоминается имя греческого иеромонаха Игнатия,

написавшего в 1383 г. для сына Дмитрия Донского икону “Тихвинская

Богоматерь”. В1397 году Московский Великий князь получил в подарок из

Константинополя икону “ Спаса в белых ризах”. Все эти факты говорят об

оживленной художественной жизни Москвы на рубеже 14-15 веков. Дальнейший

ход развития московского искусства обусловила победа на Куликовском поле.

Стало ясно, на что способны русские люди, вступившие единодушно в борьбу с

общим врагом. Победа обеспечивала ведущее положение московским князьям,

содействовала росту национального самосознания. И эти настроения наиболее

полно отразил Андрей Рублев, чья жизнь была тесно связанна с теми кругами,

которые принимали участие в освободительном движении. Но вернемся к Феофану

Греку, который в 90-х годах 14 века и в начале 15 века становится

центральной фигурой среди московских художников. Он привлекал всеобщее

внимание своим высочайшим артистизмом и широтой своих взглядов. Московская

мастерская Феофана, где греки сотрудничали с местными мастерами,

несомненно, выпускала немало икон для украшения быстро разраставшихся

иконостасов. Вероятно, Феофан был первым, кто ввел в иконостасную

композицию полнофигурный деисисный чин, что сразу привело к резкому

увеличению иконостаса. На этом пути продолжателем Феофана был Андрей

Рублев, который довел высоту чиновых икон до 3-х с лишним метров.

Сохранилось несколько икон, вышедших из мастерской Феофана “Донская

богоматерь” с “Успением” на обороте. Однако до нас дошли и такие

произведения, которые были выполнены московскими мастерами под

непосредственным влиянием Феофана и работавших в Москве греков

(“Распятие”). Эти иконы по своим плотным краскам очень близки к

произведениям станковой живописи. В них нет того открытого чистого цвета,

который утвердился в русской иконописи 12 века и который так явственно

ощущается в ряде московских икон первой половины 14 века. Такой именно

открытый цвет находим мы в маленькой иконе с изображением 6-ти праздников.

Стиль московской иконы, с ее легкими изящными фигурами, с ее динамичными

композициями, с ее смелыми цветовыми сопоставлениями, указывает на конец 14

века, иначе говоря, на то время, когда уже работал Андрей Рублев. С

Рублевым московская школа иконописи обретает свое лицо. Ему удалось

сплавить в единое целое местные традиции и все почерпнутое из произведений

византийских мастеров. Многим он был обязан Феофану Греку, с которым вместе

работал. Но по складу своего лирического дарования, Рублев был антиподом

ему. Рублеву остались чуждыми его суровые, полные драматизма образы. Его

идеалы иные - более созерцательные, более просветленные. Он отмел

византийскую переутонченность формы и местные архаические традиции, а

выработал столь совершенный художественный язык, что на протяжении всего 15

века его стиль сделался ведущим, а его личность оказалась овеянной ореолом

великой славы. После смерти Андрея Рублева темп развития московской

иконописи замедлился и лишь с появлением нового мастера, но уже иного толка

и иного склада, - Дионисия, московская иконопись расцвела снова. Второе

тридцатилетие 15 века мало исследовано: отсутствует точно датированные

памятники и летописные свидетельства. Объясняется это тем, что для Москвы

это время было эпохой кризиса. В этих условиях почти прекратилась каменное

строительство, да и спрос на иконостасы был очень маленьким. Главной

иконописной мастерской была Митрополичья. Новая эпоха в истории московского

государства связанна с Иваном III. Положение Москвы при нем становится

прочным. Москву начинают рассматривать как “ Третий Рим“. Женившись вторым

браком на Софье Палеолог, он ввел при своем дворе пышный церемониал, язык

дипломатических актов становится более высокопарным. Это не могло не

отразиться на искусстве. Ивана III не удовлетворяют скромные постройки

Кремля, он приглашает итальянских зодчих. Начинается эпоха бурного

строительства, одновременно растет и спрос на икону. Но условия работы

художников были уже качественно другими: инакомыслию был положен конец.

Между церковью и светской властью заключен незыблемый союз, приведший к

обеднению духовной жизни. Как бы высоко не ценили Дионисия и художников его

времени, в их произведениях нет той глубины и непосредственности чувств,

которые отличали работы А. Рублева и мастеров его круга. Но было бы глупо

думать, что Дионисий был единственным. Наряду с новым художественным языком

были и такие иконы, которые писались в старых традициях. Такие, как “Козьма

и Дамиан “ из музея Андрея Рублева. По ней видно, что автор не пошел по

рублевскому пути, а остался верен своему пониманию. Превосходной московской

иконой 15 века является “Богоматерь Ярославская” - эта вещь стоит в стороне

от “дионисиевской линии развития”, что отнюдь не лишает ее высоких

художественных достоинств. Житийные иконы с последней трети 15 века

получают в Москве все более широкое распространение, что было, возможно,

обусловлено борьбой с ересью жидовствующих, среди которых многие отрицали

поклонение иконам. Житийные иконы, хорошо известные Византии, совмещали в

себе иконный образ для поклонения, занимавший обычно средник, и сцены из

жизни изображенного на этом среднике святого. Такая композиция в какой-то

мере преодолевала вневременной характер иконописного образа, позволяя

художнику, в следовавших друг за другом эпизодах, заполнявших клейма,

рассказать о жизни святого, о его деяниях и чудесах. Творчество Дионисия и

его современников замыкает большую эпоху в истории московской живописи.

Дионисий отнюдь не был смелым новатором, он ничего не ниспровергал,

наоборот, он сознательно примкнул к великим рублевским традициям. Но их

воспринял односторонне. Работы Рублева привлекали его, прежде всего

изяществом и грацией, красотой линейных решений, но он не сумел уловить за

всем этим глубокую поэтичность образов, их наивную и трогательную

непосредственность, их высочайшую одухотворенность. Он сильно увлекся

внешней оболочкой. Стремясь к все большей праздничности, отвечавшей вкусам

возвышавшейся Москвы, Дионисий незаметно для себя пришел к несколько

внешнему пониманию формы, прежде всего красивой, призванной радовать глаз.

В результате получилось так, что самый верный последователь Андрея Рублева

сделался его антагонистом. В 16 веке дионисиевские традиции быстро пошли на

убыль. Иконы становятся излишне многословными, начинают перегружаться

аллегориями, в них усиливается догматическое начало. Темп развития

замедляется, церковь все более ревниво следит за тем, чтобы в живопись не

проникли смелые новаторства. Разгром еретических течений и ликвидация

свободомыслия отрицательно сказалось на искусстве, в котором “византинизм“

стал играть большую роль. Былого высокого уровня искусства достичь не

удалось - времена были не те. Поэтому после Рублева и Дионисия

древнерусская живопись не выдвинула равных им мастеров.

13. Андрей Рублев

Идеи, вдохновлявшие и волновавшие русских людей в годы освобождения от

монголо-татарского ига, в годы, когда успешно преодолевалась феодальная

раздробленность и шла борьба за создание единого общерусского государства,

нашли наиболее полное воплощение в творчестве гениального русского

художника Андрея Рублева (родился, вероятно, в 60-х годах XIV века, умер в

1427/30; первое летописное известие о деятельности Рублева относится к 1405

году).

Жизнь Рублева известна только в самых общих чертах. Инок московского

Андроникова монастыря, близко связанного с Троице-Сергиевой обителью, он

жил в эпоху Куликовской битвы и, несомненно, знал тех, кто принимал в ней

непосредственное участие. Годы творческого формирования Рублева были

наполнены радостью первой крупной победы над монголо-татарами и

предчувствием грядущего окончательного освобождения Руси. Это в большой

степени определило характер его творчества.

Сотрудничая в 1405 году с Феофаном Греком при выполнении росписи

Благовещенского собора, Рублев не мог не испытать влияния замечательного

мастера. Властный, суровый, эмоционально насыщенный живописный язык

Феофана, необычность его смелых образов, нарушавших традиционные

иконографические схемы, не могли не произвести глубокого впечатления на

Рублева. Тем не менее он с самого начала выступает как яркая и

самостоятельная творческая индивидуальность, скорее противоположная

Феофану, чем созвучная ему.

Самые ранние из росписей Рублева — фрески собора Успения на Городке в

Звенигороде (постройка около 1400). Они украшают алтарные столбы. В верхней

части южного столба сохранилось изображение св. Лавра в круге, под ним

голгофский крест и фигуры Варлаама и царевича Иоасафа. На северном столбе

обнаружена полуфигура св. Флора также в медальоне (голова не сохранилась),

а внизу аналогичный крест и фигура св. Пахомия с ангелом. Руке Рублева

принадлежат лишь изображения Флора и Лавра, покровителей воинов и всех

«ратных людей». Мажорные сочетания светло-зеленого, вишневого, желтого

создают приподнятое ощущение красоты и ясности. В плавных пирамидальных

силуэтах есть легкость и воздушность, однако лик Лавра вылеплен еще

довольно пластично, формы его построены свободно и сочно, отчасти следуя

манере Феофана. При этом строй образа совсем иной. На лике - отпечаток

душевного покоя и внутренней гармонии. Палитра также отличается от

феофановской. Она более светлая с выявлением крупных, локальных цветовых

пятен.

К произведениям Рублева той же поры большинство исследователей относит и

миниатюры с изображением символов евангелистов в так называемом Евангелии

Хитрово (конец XIV — начало XV века). Одна из лучших миниатюр изображает

ангела с широко раскрытыми крыльями (символ евангелиста Матфея). Фигура

ангела вписана в золотой круг. В его руках большая книга. Мягкое сочетание

голубого цвета хитона с сиреневым плащом и золотым фоном свидетельствует о

выдающемся колористическом даровании художника. Среди других изображений

евангелия обращают на себя внимание заглавные буквы, в которых с большой

тонкостью, наблюдательностью и любовью изображены звери и птицы.

Миниатюры Евангелия Хитрово позволяют датировать не позже начала XV века

три иконы из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Это «Спас»,

«Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Образ архангела Михаила во многом

предвосхищает ангелов «Троицы», но в нем еще присутствует плотность и

пластичность объемов, яркость розовых и синих тканей, энергичный рисунок

складок, которые в «Троице» как бы утрачивают материальность, приобретая

бесплотность и легкость. Ближе всего к чудесному лику Михаила ангел

миниатюры Евангелия Хитрово. Канон русской духовной красоты воплощен в

образе Спаса. Безмятежный покой и беспредельное милосердие запечатлены в

его лике. Несмотря на известное родство со Спасом феофановского деисуса,

Христос Рублева совершенно иной по эмоциональной интонации. От него исходят

не суровость, не неземное величие, а доброта и задушевность, близкие людям

и духовно соразмерные им.

В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный с помощниками выполняют роспись

Успенского собора во Владимире. Из всей этой росписи до нас дошли главным

образом фрески, расположенные на сводах, столбах и арках под хорами в

западной части храма. Это фрагменты большой композиции «Страшного суда».

Входивший в храм попадал в западную часть галереи, пристроенную Всеволодом

III к собору Андрея Боголюбского. Свет, проникавший через открытые двери

храма, падал на свод центральной арки, ведущей в низкое помещение под

хорами. На столбах арки представлены фигуры двух ангелов, возвещающих о

последнем дне мира; над ними изображения (в медальонах) двух пророков —

Давида и Исайи. Наверху, в самом центре арочного свода, помещена десница

божья с душами праведных. В этом изображении заключена главная идея росписи

— надежда на спасение. На северном столбе главного нефа представлен упавший

на колени пророк Даниил, над которым склоняется ангел, указывающий ему на

изображение «Страшного суда», помещенное в западном люнете среднего нефа и

составляющее смысловой и композиционный центр всей росписи. Здесь

представлен «Престол уготованный» с орудиями страстей и лежащей на нем

книгой (так называемая «Этимасия»). К престолу в мольбе простирают руки

Богоматерь и Иоанн Предтеча; у ног их — Адам и Ева. На склонах центрального

свода, обрамляющего люнет с «Этимасией», симметрично размещены группы

сидящих апостолов, за ними — стоящие ангелы. Фигура Христа находится в

самом центре свода. Он как бы незримо парит над престолом. Это не суровый

судья мира, а милосердный спаситель, каждому дарующий надежду.

На сводах южного придела изображено шествие праведников в рай, ведомых

апостолом Петром, который, обернувшись, бросает взгляд, выражающий призыв и

ободрение.

В росписи, созданной Рублевым и его помощниками, сохранены традиционные

иконографические схемы, однако светлое настроение надежды преобладает в них

над средневековым аскетизмом. Это достигается новыми приемами построения

формы. Прозрачные светлые мазки сдержанно и легко моделируют объемы. Но

главным средством художественной выразительности становится линия: гибкая и

обобщенная, она придает особую музыкальную ритмичность изображениям. Отсюда

певучие движения рук и крыльев, неповторимо мягкие и гармоничные фигуры.

Некоторые композиции поражают особым совершенством решения. Прекрасна

фреска в восточном тимпане юго-западного свода, изображающая Богоматерь с

ангелами, а особенно трубящие ангелы на западной арке, лики которых

вызывают в памяти образы античного искусства. Образы, созданные в росписях

Успенского собора во Владимире, далеки от суровых персонажей Феофана.

Плавные параболические силуэты сообщают фигурам мягкость и благородство.

Идеал Рублева— круг с его спокойными и ясными очертаниями. Именно с кругом

сближает мастер абрис голов своих персонажей. Черты ликов чисто русские,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.