рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Государственное регулирование инвестиционных процессов: социальный аспект

Государственное регулирование инвестиционных процессов: социальный аспект

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.В.ЛОМОНОСОВА

Социологический факультет

Кафедра государственного и муниципального управления

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Государственное регулирование инвестиционных процессов: социальный

аспект

Работа студентки V курса

****************

Научный руководитель: кандидат

экономических наук Холоденко Ю.А.

Москва, 2000 год

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………….…………3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ

1. Необходимость государственного управления инвестиционными

процессами……………………………………………………6

2. Механизм государственного регулирования инвестиционных

процессов..…………………………………………………………..17

3. Модели государственной инвестиционной

политики…………………………………………………………………..…53

II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Инвестиционная ситуация в современной России……………58

2. Социальные функции государственной инвестиционной

политики……………………………………………………………….74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..77

БИБЛИОГРАФИЯ.…………………………………………………………79

Введение.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в

России, процесс становления рыночных структур обуславливают необходимость

изменения роли государства в экономике. Определение ориентиров развития

общества, обеспечение устойчивых темпов экономического роста возможно на

базе обновления форм и методов воздействия государства на экономику. Все

это выдвигает на первый план задачу анализа сущности государственного

регулирования и формирования новой концепции влияния государства на

экономические процессы.

Значимость всестороннего исследования государственного регулирования

инвестиционной деятельности определяется тем, что управление инвестициями

является важнейшим средством структурного преобразования производственного

и социального потенциала России, повышением его эффективности, проведения

действенных антициклической и социальной политики. Углубление кризисных

явлений, характеризующее современное экономическое состояние нашей страны,

нашло концентрированное отображение в инвестиционной сфере. Актуальной

задачей становится изучение и обоснование новых форм и методов

государственного регулирования инвестиционной деятельности, соответствующих

объективным законам рыночного хозяйства. Разработка новой концепции

государственного регулирования инвестиционной активности во многом

определяет возможность выхода страны из кризисного состояния.

В условиях продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики,

воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое

значение. Без резкого увеличения капиталовложений нельзя будет осуществить

структурную перестройку производства, повысить его технический уровень,

реализовать крупные социальные программы.

Именно поэтому оживление инвестиционной деятельности - основное

условие выхода России из нынешнего системного кризиса и создания

предпосылок для устойчивого экономического роста. Немаловажную роль в

улучшении инвестиционной ситуации отводится государству.

Объектом исследования в данной дипломной работе является

инвестиционная деятельность в России.

Предмет исследования – государственное регулирование инвестиционного

процесса.

В работе осуществляется попытка выявить взаимосвязь инвестиционной

политики с решением социальных проблем, существующих в обществе.

Цель работы заключается в исследовании состояния и факторов

инвестиционной деятельности на протяжении всего периода проводимых в стране

реформ, и на этой основе обоснование роли государства в инвестиционной

сфере, определении основных направлений и специфики соприкосновения

государственной инвестиционной политики и социальной сферы.

В соответствии с целью, выдвигаются следующие задачи:

-определить объективные условия и предпосылки государственного

регулирования инвестиционной деятельности;

-раскрыть сущность инвестиционной деятельности как объекта

государственного регулирования;

-дать теоретико-методологическое обоснование роли государства в

инвестиционной сфере;

-описание инвестиционной ситуации в стране на сегодняшний день;

-установление взаимосвязи между государственным регулированием

инвестиционной деятельности и ее влиянием на социальную сферу.

Дипломная работа состоит из введения, содержательной части, заключения

и библиографии.

В ведении раскрываются актуальность проблемы, объект и предмет

исследования. Содержательная часть состоит из двух частей. В первой части

раскрываются теоретические вопросы государственного регулирования

инвестиционного процесса, во второй части отражены вопросы взаимодействия

государственной инвестиционной политики и социальных отношений.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ

Необходимость государственного управления инвестициями.

Глубинные основы кризиса в народном хозяйстве следует искать в

тенденциях структурных изменений. В периоды эволюционного развития

последние отличаются инерционностью, однако, в условиях кризиса их темпы

многократно ускоряются, приобретают черты хаотичности, вызывая цепочку

экономических и социальных противоречий. Структурный кризис формирует

фундамент экономического кризиса.

Реформы связаны со структурными преобразованиями народного хозяйства.

Глубина и скорость изменений во многом зависит от государства и возможности

подкреплять их значительными инвестиционными ресурсами.

Структурная перестройка- это глубокие преобразования производительных

сил, определяемые необходимостью технологического обновления производства и

его приспособления к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Важнейшими целями являются: реорганизация производства, замена

физически и морально устаревших основных фондов, внедрение техничнских

нововведении. Все это приводит к сдвигам в отраслевой, технологической,

региональной структурах общественных производства.

В бывшем СССР в середине 80-х годов прекратился рост производства.

Разрушение СССР нанесло огромный урон структуре экономики. После этого

начались системные обшественно-политические и экономические преобразования.

Основными составляющими системной трансформации экономики являются

институциональные реформы и структурная перестройка.

За годы реформ наиболее значительные сдвиги произошли в отраслевой

структуре народного хозяйства, вызванные неравномерными темпами снижения

производства и инвестиций в отдельных секторах.

Прежде всего, намного сократилась доля производственной сферы при

соответствующем увеличении удельного веса сферы услуг.

В структуре производства промышленной продукции произошло изменение

соотношения между добывающими и обрабатывающими отраслями в пользу первых.

Особенно значителен рост удельного веса топливно-энергетического комплекса.

Разбухание топливно-сырьевого комплекса происходило в ущерб

потребительского и инновационно-инвестиционного секторам. Экономика

оказалась неспособной удовлетворить потребности населения в продовольствии,

промышленных товарах и услугах и обеспечит на только расширенное, но и

простое воспроизводство, обновление основного капитала.

В числе других негативных тенденций - существенное снижение роли

машиностроения, АПК и широкого круга отраслей, производящих потребительские

товары. Заметно сдали позиции лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-

бумажная промышленность, промышленность стройматериалов, а также химическая

и нефтехимическая отрасли. Ухудшилась технологическая структура экономики.

Сократилась доля передовых технологий.

Невысокие темпы обновления производственного аппарата в последние годы

еще более замедлились. Коэффициент выбытия оборудования — в 4 раза ниже,

чем в промышленно развитых странах. В результате увеличивается износ

основных производственных фондов. Особенно отметим более быстрое их

старение (в 2 раза по сравнению с пищевой промышленностью) в отраслях,

определяющих темпы НТП в экономике. В перспективе это приведет к

ускоренному устареванию фондов всех остальных отраслей народного хозяйства.

Кроме отмеченных негативных моментов, необходимо учитывать

значительное качественное отставание отечественных технологий от мировых

аналогов.

Анализ состояния и тенденций развития отраслей агропромышленного

комплекса (АПК) России свидетельствует, что технический уровень

производства не удовлетворяет современным требованиям. Мировому уровню

соответствует не более 15% важнейших групп машин и механизмов, имеющихся в

этих отраслях. Удельный вес устаревшей техники, требующей безотлагательной

замены, превышает 27%. Потребность в важнейших видах оборудования для

пищевой и перерабатывающей промышленности удовлетворяется на 55%.[1]

Возможности проведения инновационных процессов в пищевой и

перерабатывающей промышленности серьезно ограничены существующей возрастной

структурой основных производственных фондов (ОПФ). Во всех отраслях АПК

фактический срок их службы значительно превышает нормативный. Более одной

трети машин и оборудования отработало уже два и более амортизационных

срока. Наиболее тяжелое положение в сельском хозяйстве и пищевой

промышленности, где физически изношенных ОПФ достигает 85%. В целом же по

стране эта величина составляет 50%. Доля импортного оборудования в активной

части ОПФ - 27%.[2] На отдельных производствах отечественного оборудования

практически нет.

Решение данных проблем определяет уровень экономического развития.

Сейчас, когда снижается инвестиционная активность, необходимо значительно

ускорить темпы обновления производства за счет внедрения перспективных

технологий, техники, инноваций.

Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат

главной движущей силой развития общественного производства и тесно

взаимодействуют с инвестиционной деятельностью.

Инвестирование средств в инновационный сектор производства позволит

повысить уровень общественного производства, улучшить качество продукции,

способствует созданию социально-привлекательных рабочих мест с высоким

уровнем оплаты. Новые технологии обеспечивают повышение доходов

предприятия. Рост налоговых поступлений в казну государства позволит

увеличить долю инвестируемых средств, направленных на социальную сферу

(жилищное строительство, медицина, наука, образование). Повышение

активизации деятельности социально-ориентированной политики государства

способствует разрешению многих социальных проблем и установлению более

гармоничного развития общества.

Итак, функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без

инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и

реализацию производственных, инновационных и социальных программ и

проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность

функционирования общественного производства.

В условиях кризиса для России, инвестиции являются важнейшим средством

структурного преобразования социального и производственного потенциала,

подчинения его требованиям рынка.

Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму

некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы

рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов,

то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы

излишним.

Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые,

прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами

предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования

инвестиционных потоков.

В ситуации продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики,

воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое

значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий

выхода России из экономического кризиса и создания предпосылок для

устойчивого развития.

Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на

создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование

привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а так

же поиск новых форм совместного (частного и государственного)

инвестирования в перспективные проекты.

Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев

общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного

производства. Общественное производство может считаться эффективным только

тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е.

когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают

необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно

наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю

в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном

финансировании и т.д.

Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве

от социальной и экономической политики государства.

Реализация инвестиционной политики по сути своей направлена на

улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение

экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому

инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать

важнейшим направлением социально-экономической политики государства,

позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного

управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Важной тактической формой управления инвестиционными потоками являются

государственные финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитие

общественного производства или решение социальных проблем, возможно путем

долевого участия государства в строительстве предприятий, подготовки

площадок для строительства объектов производственной и социальной

инфраструктуры с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным для

частного инвестирования.

Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны

населения государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную

защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также

способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата.

Макроэкономические параметры инвестиций.

Источниками финансирования инвестиций на макроуровне являются валовые

внутренние сбережения. Накопленные за год сбережения могут либо пойти на

финансирование внутренних инвестиций, либо на финансирование инвестиций в

других странах, т.е. быть вывезенными из страны в качестве капитала.

Валовые внутренние инвестиции состоят из инвестиций в основной капитал

(обычно 70-80% валовых инвестиций), инвестиций в жилищное строительство (15-

25% валовых инвестиций) и из прироста запасов (не больше 3%, обычно около

1% инвестиций).[3] Последняя величина может быть и отрицательной, если

запасы уменьшаются. Запасы - элемент инвестиций, который может быть

вынужденным, - например, при спаде фирмы могут накапливать запасы

непроданной продукции, что будет зачитываться в макроэкономической

статистике как инвестиции. Заметим, что решения об инвестициях принимают

два разных типа экономических субъектов: фирмы и домашние хозяйства. Кроме

того, часть инвестиций может осуществляться государством. Сбережения не

следует отождествлять со сбережениями домашних хозяйств, что означает, что

сумма инвестиций фирм в основной капитал и в запасы плюс инвестиции

домашних хозяйств в жилищное строительство плюс государственные инвестиции

равны сумме частных сбережений фирм и домашних хозяйств, государственных

сбережений (профицита государственного бюджета) и вывоза капитала.

Спрос на инвестиции и предложение сбережений определяются различными

факторами. Одним из ключевых в определении величины частных инвестиций

является ставка процента. В целом же условия спроса на основной капитал

задаются ожиданиями будущего спроса, на жилье - демографической ситуацией и

уровнем доходов, на запасы - объемом производства. Для частных сбережений

ключевыми факторами оказываются уровень доходов (как текущий, так и

ожидаемый в будущем), и возрастной состав населения. Таким образом, и

сбережения, и инвестиции во многом зависят от такого субъективного фактора,

как ожидания. Поэтому инвестиции оказываются наиболее неустойчивой, порой

«беспричинно» изменяющейся составной частью совокупного спроса и подвержены

сильным циклическим колебаниям.

Доля сбережений и инвестиций в ВВП может существенно различаться по

странам. Самый высокий уровень сбережений был достигнут в Сингапуре - 43,3%

- и не на заре экономического скачка, а скорее в его зените - в 1974-1983

гг. Среди развитых стран преобладает уровень накопления в пределах 15-25%.

В Японии в период быстрого экономического роста уровень накопления

составлял 25-30%. В последние годы рекордно высокий уровень валового

накопления отмечается в Китае, — на уровне 40%.[4]

В пользу гипотезы о ключевой роли инвестиций в экономическом росте

говорит опыт стран с рыночной экономикой, осуществивших в послевоенный

период резкий скачок в экономическом развитии.

Именно инвестиции обеспечили экономическое возрождение этих стран и

обеспечили ускоренные темпы роста общественного производства.

Инвестиционный бум, происходивший в этих странах, способствовал

повышению уровня и качества жизни. Благодаря осуществлению капиталовложений

вводились новые технологии, что и позволило увеличить производительность

труда, улучшить качество продукции и рабочей силы. Создавались социально-

привлекательные места с высоким уровнем оплаты и хорошими условиями труда.

При этом произошел переход из порочного круга «низкий уровень доходов

- бедность - низкий уровень сбережений - низкий уровень инвестиций - низкий

темп роста доходов» к равновесию высшего уровня, при котором высокий темп

роста доходов населения обеспечивает высокие сбережения, инвестиции и тем

самым создает предпосылки для дальнейшего роста. Подобная модель

использовалась в Гонконге, Индонезии, Китае, Корее, Малайзии, Сингапуре,

Тайване, Таиланде, Чили. В подавляющем большинстве этих стран (за

исключением Гонконга и Чили) государство играло активную роль катализатора

в процессе накопления человеческого и материального капитала. Это, однако,

не означает того, что процветания можно добиться, вызвав инвестиционный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.