рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Юридическая личность организаций, участвующих в гражданских правоотношениях

достижения своих уставных целей фонды могут создавать и другие

некоммерческие организации.

Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или)

назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского

законодательства. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды

юридических лиц. Закон предусматривает также особый порядок ликвидации

фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в

использовании собранного фондами имущества, в частности при их

самоликвидации предусматривает закон, а не устав конкретного фонда, а

сама эта ликвидация допускается только по решению суда, а не в

добровольном порядке (п.2 ст.119 ГК; п.2 ст.18 Закона о некоммерческих

организациях). При этом остаток имущества направляется на цели,

предусмотренные в уставе фонда или на благотворительные цели, а при

невозможности его использования для этих целей обращается в доход

государства (п.1 ст.20 Закона о некоммерческих организациях). Таким

образом, он ни при каких условиях не может быть распределен между

учредителями (участниками) или работниками фонда. Фонд может быть

объявлен банкротом.

Учреждение.

Подобно фондам, учреждения не относятся к числу корпораций. Учреждения –

единственная разновидность некоммерческих организаций, не являющаяся

собственником своего имущества. Они финансируются их учредителями –

собственниками, получая в силу этого ограниченное вещное право на

предоставленное им имущество и достаточно узкие возможности

самостоятельного участия в гражданских правоотношениях. Как и унитарные

предприятия, они, сущности, представляют собой остатки прежней

экономической системы и в этом качестве не свойственны развитому

товарному обороту. Однако опасность их участия в обороте для третьих

лиц значительно смягчается правилом о неограниченной дополнительной

ответственности собственника-учредителя по их долгам. Поэтому закон

сохранил данную конструкцию не только для публичных собственников.

«Учреждением признается не имеющая членства организация, созданная

и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного

вещного права под его дополнительную ответственность для

осуществления управленческих, социально-культурных и иных

некоммерческих функций (п.1 ст.120 ГК; п.1 ст.9 Закона о

некоммерческих организациях).»

К числу учреждений относятся органы государственной и муниципальной власти

и управления, а также организации образования, просвещения и науки,

здравоохранения, культуры и спорта и пр. В зависимости от учредителей

они могут быть публичными (государственными и муниципальными) и

частными (созданными юридическими или физическими лицами).

Множественность разновидностей учреждений делает необходимым

регламентацию их правового статуса не только законами, но и иными

правовыми актами.

Учреждения создаются по решению соответствующего собственника (или

уполномоченного им органа) либо нескольких собственников и действуют на

основании утвержденного им и зарегистрированного устава или положения,

а иногда - общего (типового или примерного) положения об учреждениях

данного вида (например, типового положения о вузе, примерного положения

об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость). в уставе

учреждения собственник определяет его задачи и цели деятельности

(поскольку учреждение как некоммерческая организация всегда имеет

ограниченную, целевую правоспособность). Собственник-учредитель

назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного

исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться

коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы).

Учреждение обычно финансируется собственником по смете, в которой строго

фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему

собственником сумм. В связи с этим права учреждения на закрепленное за

ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются

непосредственно законом (ст.296 ГК), а отчуждение или иное распоряжение

данным имуществом без согласия собственника невозможного (п.1 ст.298

ГК). В силу этого участие учреждения в имущественном обороте обычно

происходит в весьма узких пределах. Уставом или положением учреждению в

рамках его специальной правоспособности может быть разрешено

осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доходы (т.е.

предпринимательской). Эти последние, как и приобретенное за их счет

имущество, остаются собственностью учредителя и поступают лишь в

самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения (п.2

ст.298 ГК). Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг,

связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения

(образовательных и научно-исследовательских, культурных и

воспитательных, медицинских и пр.). Учреждение не вправе само создавать

другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение

имуществом собственника (если только речь не идет о доходах от

разрешенной ему предпринимательской деятельности и приобретенном за

счет этого имуществе, получающем особый правовой режим).

В отличие от всех других видов юридических лиц учреждения отвечают

перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися

у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает

неограниченная ответственность их собственников – учредителей (п.2

ст.120 ГК; п.2 ст.9 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому они

не могут быть объявлены банкротами. Учреждение может быть

реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую

организацию или в фонд, а также в хозяйственное общество (для

государственных и муниципальных учреждений это допускается лишь в

порядке, предусмотренном законодательством о приватизации). Ликвидация

учреждения осуществляется по общим правилам гражданского

законодательства, причем остаток имущества всегда поступает в

собственность учредителя.

Объединения юридических лиц

(ассоциации и союзы).

Ассоциации и союзы представляют собой объединения различных юридических

лиц, основанные на корпоративных (членских) началах. В отличие от

неправосубъектных объединений холдингового типа (включающих

«материнские» и дочерние компании) данные объединения, во-первых,

являются самостоятельными юридическими лицами, а во-вторых, преследуют

некоммерческие цели, главным образом координации деятельности

участников и представления и защиты их общих, в том числе

имущественных, интересов, будучи, таким образом, некоммерческими

организациями. Они создаются исключительно на добровольной основе и не

вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении

участников. Поэтому члены ассоциации или союза полностью сохраняют

свою самостоятельность и права юридических лиц (п.3 ст.121 ГК; п.3

ст.11 Закона о некоммерческих организациях).

«Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства

объединение юридических лиц, созданное ими с целью координации

деятельности, а также представления и защиты их интересов (п.1 и 2

ст.121 ГК; п.1 и 2 ст.11 Закона о некоммерческих организациях)»

Разновидностью таких некоммерческих организаций теперь объявлены

территориальные (региональные) союзы потребительских обществ

(райпотребсоюзы и пр.), а также территориальные и межрегиональные

объединения профсоюзов.

В качестве учредителей ассоциации и союзов могут выступать как

коммерческие, так и некоммерческие организации, причем как порознь, так

и совместно (п.4 ст.50ГК), хотя практическая необходимость в

координации деятельности или совместной защите общих интересов обычно

возникает у однородных по характеру деятельности групп юридических

лиц. Закон не предусматривает минимально необходимого числа участников

таких организаций, отдавая решение этого вопроса на усмотрение самих

учредителей. Одно и то же юридическое лицо, оставаясь полностью

самостоятельным, может одновременно состоять в нескольких ассоциациях и

союзах, в том числе однородных по характеру деятельности.

Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный

договор и устав (п.1 ст.122 ГК; п.1 ст.14 Закона о некоммерческих

организациях). В первом из них определяются цели создания объединения и

условия участия в нем, а во втором – статус самого объединения. Поэтому

в случае расхождения условий, содержащихся в этих документах,

предпочтение должно быть отдано уставу как непосредственно

определяющему статус объединения в его взаимоотношениях с третьими

лицами. Помимо сведений, общих для всех юридических лиц, учредительные

документы ассоциации (союза) должны содержать условия о задачах и целях

ее деятельности (определяющие объем и характер ее специальной

правоспособности, а также основной предмет ее деятельности, который

должен быть указан в ее наименовании), о составе и компетенции органов

управления и порядке принятия ими решений, а также о порядке

распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации

(союза). Поскольку такая некоммерческая организация создается на

корпоративных началах, ее высшим (волеобразующим) органом всегда

является общее собрание участников (их представителей), компетенцию и

порядок работы которого в соответствии с законом должен определять ее

устав (п.1-3 ст.29 Закона о некоммерческих организациях).

Исполнительные (волеизъявляющие) органы ассоциации (союза) образуются

ее высшим органом из числа физических лиц – органов (должностных лиц)

или представителей участников.

Имущество ассоциации первоначально составляется из вступительных и членских

взносов участников и их добровольных пожертвований и становится

объектом ее собственности. При этом учредители (участники) ассоциации

или союза не приобретают на это имущество никаких прав (п.3 ст.48 ГК).

Закон не устанавливает требований к минимальному размеру имущества

такой некоммерческой организации или к взносу ее участника. Имущество

ассоциации (союза) является ее собственностью и используется ею

исключительно для достижения целей, предусмотренных ее учредительными

документами. Вместе с тем члены ассоциации (союза)

при недостатке ее имущества для покрытия долгов перед

кредиторами несут ограниченную ответственность своим имуществом в

размере и порядке, предусмотренных учредительными документами

ассоциации (п.4 ст.121 ГК; п.4 ст.11 Закона о некоммерческих

организациях; п.4 ст.14 Закона о благотворительной деятельности). Такая

субсидиарная ответственность членов ассоциации (союза) составляет

важную особенность ее гражданско-правового статуса. Ассоциация или союз

не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут

создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них.

Однако доходы от своей деятельности ассоциация (союз) не вправе

распределять между своими членами и должна использовать исключительно

на нужды объединения.

Член ассоциации (союза) вправе участвовать в управлении ее делами на равных

началах с другими членами (участниками). Он также может безвозмездно

пользоваться оказываемыми ассоциацией (союзом) услугами (п.1 ст.123 ГК;

п.1 ст.12 Закона о некоммерческих организациях). Член ассоциации

(союза) вправе беспрепятственно выйти из нее, поскольку для ассоциации

или союза его выход не влечет обязанности по осуществлению каких-либо

выплат или выдач. Он несет предусмотренные учредительными документами

обязанности, в том числе по уплате членских и иных взносов, за

неисполнение которых может быть исключен из ассоциации (союза) по

решению остальных участников (абз.2 п.2 ст.123 ГК; абз.2 п.2 ст.12

Закона о некоммерческих организациях). Вместе с тем в течение двух лет

с момента выхода за ним сохраняется дополнительная ответственность по

долгам ассоциации (союза) в размере, пропорциональном его взносу в ее

имущество. Новые члены принимаются в такое объединение по единогласному

решению его участников, причем на них может быть возложена

дополнительная ответственность личным имуществом по долгам объединения,

возникшим до момента их принятия (п.3 ст.123 ГК; п.3 ст.12 Закона о

некоммерческих организациях).

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам

реорганизации и ликвидации юридических лиц. Такое объединение по

единогласному решению участников может быть преобразовано в фонд или в

автономную некоммерческую организацию, а в случае возложения на него

учредителями ведения предпринимательской деятельности должно быть

преобразовано в хозяйственное общество или товарищество. В связи с

наличием субсидиарной ответственности членов ассоциации (союза) по ее

долгам такая некоммерческая организация не может быть признана

банкротом (п. 2 ст.65 ГК). Остаток имущества объединения,

образовавшийся после завершения его ликвидации, передается для

использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели,

предусмотренные законом (п.1 ст.20 Законом о некоммерческих

организациях) и не может распределяться между его учредителями

(членами).

Самостоятельной разновидностью ассоциации является торгово-промышленная

палата. Ее главной особенностью является отсутствие дополнительной

ответственности участников по долгам объединения (палаты).

Торгово-промышленная палата (ТПП) создается по инициативе не менее 15

учредителей и в отличие от учредительных документов обычной ассоциации

имеет в качестве единственного учредительного документа устав. Торгово-

промышленные палаты образуются по территориальному принципу, причем на

одной и той же территории (в регионе) может существовать только одна

такая палата. Членами ТПП могут быть исключительно российские

коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также их

объединения (союзы и ассоциации). В остальном их статус аналогичен

статусу обычных ассоциаций и союзов.

Некоммерческое

партнерство.

Данный вид некоммерческой организации является новым для отечественного

правопорядка. Он представляет собой объединение на корпоративных

(членских) началах граждан и юридических лиц (в том числе коммерческих

организаций), призванное содействовать своими членами в достижении

некоммерческих задач путем осуществления предпринимательской

деятельности. Главную особенность некоммерческого партнерства

составляет возможность его участников получить при выходе из него или

при ликвидации этой организации часть ее имущества, т.е. иметь прямые

имущественные выгоды от участия в некоммерческой организации.

Партнерство же получает тем самым возможность распределения части

своего имущества между своими участниками, что тоже противоречит его

статусу некоммерческой организации. Данная юридическая конструкция

заимствована из зарубежного (американского) правопорядка (о чем

свидетельствует и ее название – partnership) с сомнительной целью

открытия более широких возможностей в форме некоммерческой организации.

«Некоммерческим партнерством признается основанное на членстве

объединение граждан и юридических лиц, созданное ими для содействия

своим членам в достижении некоммерческих целей путем осуществления

предпринимательской деятельности (п.1 и 2 ст.8 Закона о

некоммерческих организациях).»

Тем не менее закон обязывает создавать в форме некоммерческого партнерства

фондовые биржи.

Некоммерческое партнерство создается на основании решения его учредителей,

утверждающих его устав. Кроме того, они могут (но не обязаны) заключить

учредительный договор, становящийся в этом случае вторым учредительным

документом партнерства (п.1 ст.14 Закона о некоммерческих

организациях). В этих документах должны содержаться сведения о

характере и целях деятельности партнерства (имеющего целевую

правоспособность), условиях членства в нем, о составе и компетенции

органов управления и порядке принятия ими решений, об источниках

формирования имущества и о порядке распределения его остатка после

ликвидации партнерства. Число учредителей некоммерческого партнерства

не ограничено, но партнерство во всяком случае не может быть создано

одним лицом.

Высшим (волеообразующим) органом партнерства является общее собрание его

членов, имеющее исключительную компетенцию. Возможно также создание в

нем «постоянно действующего коллегиального органа» (типа

наблюдательного совета). В партнерстве обязателен единоличный

исполнительный (волеизъявляющий) орган, образуемый его высшим органом,

а в случаях, предусмотренных уставом, возможно создание и

коллегиального исполнительного органа (правления, директората и пр.).

Партнерство становится собственником своего имущества. Оно вправе

осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую его

уставным целям, и может создавать другие коммерческие и некоммерческие

организации. Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, как и

партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Члены партнерства имеют право участвовать в управлении его делами и

получать информацию о его деятельности, а также могут иметь иные права,

предусмотренные его уставом. Они вправе свободно выйти из партнерства,

получив при этом часть его имущества или его стоимость «в пределах

стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в

его собственность, за исключение членских взносов» (если иное не

установлено законом или учредительными документами партнерства) (п.3

ст.8 Закона о некоммерческих организациях). Часть остатка имущества

(или его стоимости) пропорционально своим взносам они могут получить и

при ликвидации партнерства (п.2 ст.20 Закона о некоммерческих

организациях). По смыслу этих норм участники партнерства должны иметь

определенную долю (обязательственное право требования) в имуществе

партнерства или в его части, в соответствии с которой и должно

осуществляться их право на участие в управлении делами партнерства.

Члены партнерства несут предусмотренные его учредительными документами

обязанности, в том числе по внесению взносов в его имущество. За

нарушение этих обязанностей они могут быть исключены из партнерства по

решению остающихся членов. Исключенный из партнерства участник

сохраняет право на получение соответствующей части имущества

партнерства (п.4 ст.8 Закона о некоммерческих организациях).

Некоммерческое партнерство реорганизуется и ликвидируется по общим правилам

гражданского законодательства. По единогласному решению учредителей оно

может преобразовываться в общественную или религиозную организацию

(объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию (п.1

ст.17 Закона о некоммерческих организациях). Закон не предусматривает

возможностей его преобразования в коммерческую организацию, хотя по

своей природе оно весьма близко к обществу с ограниченной

ответственностью. С учетом особенностей статуса такого партнерства

следует признать возможность объявления его банкротом.

Автономная

некоммерческая организация.

Автономные некоммерческие организации, как и некоммерческие партнерства,

являются новым для нашего правопорядка видом юридических лиц. Они не

относятся к числу корпораций, т.е. не имеют членства, и создаются на

базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг,

прежде всего некоммерческого характера (в сфере образования,

здравоохранения, науки и пр.). От финансируемых собственниками

учреждений такие организации отличаются наличием права собственности на

переданное им учредителями имущество.

«Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая

членства организация, созданная на базе имущественных взносов

учредителей для оказания различных услуг (в том числе

некоммерческого характера) и являющаяся собственником своего

имущества (п.1 ст.10 закона некоммерческих организациях)».

В этой организационно – правовой форме могут функционировать частные

учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта и пр.,

преследующие не только предпринимательские цели. По сути, речь и идет

об учреждениях, являющихся, однако, собственниками имеющегося у них

имущества.

Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как

физические, так и юридические лица, производящие взносы в ее

имущество. Закон не исключает здесь единоличного учредительства.

Учредительным документом такой организации является устав, а при

наличии нескольких учредителей возможно и заключение между ними

учредительного договора, выполняющего в этом случае роль второго

учредительного документа (п.1 ст.14 Закона о некоммерческих

организациях). В уставе должны быть указаны предмет и цели

деятельности такой организации (сохраняющей целевую правоспособность),

источники формирования и порядок использования ее имущества, состав и

компетенция органов управления, направления использования остатка

имущества после ее ликвидации.

В автономной некоммерческой организации создается коллегиальный высший

(волеобразующий) орган (п.1 ст.29 Закона о некоммерческих

организациях), имеющий исключительную компетенцию. В него включаются

как учредители (их представители), так и наемные работники этой

организации, которые, однако, не могут составлять более одной трети от

общего числа членов этого органа. Вопросы, не включенные в компетенцию

высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом данной

организации (в соответствии с ее уставом может быть образован также и

коллегиальный исполнительный орган).

Учредители автономной некоммерческой организации не приобретают никаких

прав на ее имущество и не несут никакой ответственности по ее

обязательствам. Они, однако, обязаны осуществлять надзор за

соответствием ее деятельности уставным задачам в порядке, определенном

ее учредительными документами. Они вправе пользоваться услугами,

предоставляемыми созданной ими организацией, только на равных условиях

с другими лицами (п.4 ст.10 Закона о некоммерческих организациях).

Автономная некоммерческая организация реорганизуется и ликвидируется по

общим правилам гражданского законодательства. По решению ее высшего

органа она может преобразовываться в общественную или религиозную

организацию (объединение) либо в фонд, но не в коммерческую организацию

(п.3 ст.17 Закона о некоммерческих организациях). По смыслу п.1 ст.65

ГК она не может быть объявлена банкротом. Остаток имущества

ликвидируемой организации используется в соответствии с указаниями ее

устава или в порядке, предусмотренном п.1 ст.20 Закона о некоммерческих

организациях.

Товарная биржа.

Товарные биржи служат организации оптовой торговли, осуществляемой между

предпринимателями, но сами обычно являются некоммерческими

организациями. С их помощью между конкретными предпринимателями

заключаются и исполняются приносящие доход коммерческие сделки, однако

сама их деятельность бездоходна и требует финансирования от участников.

В отечественных условиях перехода к рынку товарные биржи первоначально

создавались в форме коммерческих организаций, учредители (участники)

которых получали доход от каждой совершаемой на бирже сделки, что

противоречило сути биржевой торговли и удорожало цену реализуемых через

биржу товаров. Постепенно биржи были приведены в должный вид, однако

действующее в этой области законодательство пока сохранило некоторые

остатки прежнего подхода к их организации и деятельности (в частности,

возможность получения членами бирж дивидендов в случаях,

предусмотренных уставами конкретных бирж).

«Товарной биржей признается основанное на началах членства

объединение предпринимателей, созданное ими с целью организации

специальных публичных торгов по продаже определенных товаров (п.1

ст.2 Закона о товарных биржах и биржевой торговле)».

Биржа не вправе сама осуществлять торговую, посредническую или иную

предпринимательскую деятельность, непосредственно не связанную с

организацией биржевой торговли, а также не может создавать

хозяйственные общества и товарищества, не ставящие целью организацию и

регулирование биржевой торговли, либо участвовать в них

Товарная биржа создается коммерческими организациями или индивидуальными

предпринимателями, число которых не может быть менее 10. В числе

учредителей и членов биржи не могут быть:

V органы государственной и муниципальной власти и управления;

V банки и другие кредитные организации;

V страховые и инвестиционные компании;

V общественные, религиозные и благотворительные организации и фонды.

Учредительным документом биржи является ее устав, в котором должны

содержаться сведения:

V о видах товаров, с которыми осуществляются сделки на данной бирже;

V о составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений;

V о максимальном количестве членов биржи;

V об условиях и порядке приобретения, приостановления и прекращения

членства на бирже;

V о правах и обязанностях членов биржи и их категориях;

V о размере уставного капитала и других фондах биржи.

Биржевая деятельность лицензируется Комиссией по товарным биржам

Государственного антимонопольного комитета РФ.

Как разновидность корпорации товарная биржа имеет высший орган в лице

общего собрания ее членов. Доля каждого участника (учредителя) биржи в

ее уставном капитале (и соответственно количество его голосов на общем

собрании) не может превышать 10 %. Среди участников биржи различаются

полные и неполные члены.

Первые имеют право на участие в биржевых торгах во всех секциях

и отделах биржи и соответствующее количество голосов на общих

собраниях как биржи в целом, так и всех ее секций (отделов). Вторые

вправе участвовать в биржевых торгах лишь в определенных секциях или

секции биржи и имеют определенной количество голосов на общем собрании

биржи и на собрании ее соответствующей секции. Учредители биржи могут

уступить право на участие в биржевой торговле путем передачи своей доли

в уставном капитале биржи другому лицу и даже сдать это право в

«аренду» (п.6 и 7 ст.14 Закона о товарных биржах). Они обязаны вносить

в ее имущество членские и иные целевые взносы, предусмотренные ее

уставом, и могут быть исключены за нарушение предусмотренных уставом

обязанностей. Исключение из числа членов биржи быть обжаловано в

судебном порядке.

Список литературы.

1. «Российское гражданское право»

под редакцией З. Г. Крыловой, Э. П. Гавриловой

Москва, АО «Центр ЮрИнфоР», 2001

2. «Гражданское право»

В. В. Пиляева

Москва, ООО «ВИТРЭМ», 2001

3. «Гражданское право» в 2 т.

Ответственный редактор Е. А. Суханов

Москва, «БЕК», 2000

4. «Гражданское право»

под редакцией Т. И.

Илларионовой, Б. М.

Гонгало,

В. А. Плетнева

Москва, «НОРМА», 2001

5. «Гражданское право России»

под редакцией З. И. Цыбуленко

Москва, Юристъ, 2000.

6. «Гражданский Кодекс Российской Федерации» ч. 1

Москва, «Ось – 89», 2001.

7. «Постатейный комментарий к ч.1 ГК РФ»

А.Н. Гуев

Москва, «ИНФРА – М», 2001

8. «Полный сборник законов Российской Федерации» в 2 т.

Москва, ООО «Экзамен», 2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.