рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Юридическая личность организаций, участвующих в гражданских правоотношениях

решению общего собрания кооператива (добровольно), а в установленных

законом случаях и в принудительном порядке. Производственный кооператив

может преобразовываться только в хозяйственное товарищество или

общество по единогласному решению своих членов.

Унитарное

предприятие.

Среди всех коммерческих организаций унитарные предприятия выделяются тем,

что не являются построенными на началах членства корпорациями и не

становятся собственниками закрепленного за ними имущества. Создавший

такое предприятие единоличный учредитель (как правило, публичный

собственник) сохраняет за собой право собственности на переданное

предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество,

тогда как само предприятие как самостоятельное юридическое лицо в силу

закона наделяется лишь определенным ограниченным вещным правом, по сути

используя чужое имущество. Термин «унитарное» подчеркивает неделимость

имущества такого юридического лица по вкладам (долям, паям), в том

числе и между его наемными работниками, ибо никто, кроме учредителя, не

участвовал в его образовании. Таким образом,

«Унитарным предприятием признается коммерческая организация,

имущество которой остается неделимой собственностью учредителя (п.1

ст.113 ГК).»

Такая своеобразная организационно-правовая форма, как юридическое лицо –

несобственник, не свойственна нормальному, развитому имущественному

обороту и представляет собой исключение, сохраненное законом на период

становления рыночной экономики прежде всего для государственных и

муниципальных собственников. Поэтому и в законодательной систематизации

данная разновидность коммерческих организаций поставлена на последнее

место.

Дело в том, что данная юридическая конструкция является порождением

огосударствленной экономики, в которой госпредприятия были основными

хозяйствующими субъектами. Государство как единый собственник огромного

имущества создавало свои предприятия, утверждало их уставы, определяя

объем и характер их правоспособности, назначало их органы управления

и, по сути, руководило всей их деятельностью, формально не отвечая за

ее результаты, но оставаясь собственником всего имущества. Фактически

государство в лице своих «предприятий», заключавших сделки друг с

другом, имело дело само с собой, ибо никакого отчуждения имущества из

государственной собственности в результате этого не происходило.

Поэтому и взаимная «ответственность» таких субъектов была ограничена

числящимися за ними денежными средствами и не могла быть обращена на их

«основные фонды», забронированные от взыскания кредиторов. Преобладание

в тогдашнем обороте таких организаций и заключаемых ими друг с другом

сделок делало его в значительной мере искусственным. Ясно, что с такими

контрагентами могли иметь дело лишь подобные им организации, а их

участие в нормальном имущественном обороте представляется странным и

даже опасным для обычных частных собственников.

Данную опасность особенно наглядно подтверждает существование

«индивидуальных частных» предприятий (ИЧП), созданных в соответствии с

ранее действовавшим законодательством по модели государственных

предприятий. Они полностью контролируются собственниками-учредителями,

которые, однако, не несли практически никакой ответственности по долгам

созданных ими коммерческих организаций, причем последние нередко имели

чисто символический уставной капитал, практически никак не

гарантирующий интересы потенциальных кредиторов.

В связи с этим действующее законодательство сохраняет конструкцию

унитарного предприятия лишь для публичных собственников. Созданные до

введения в действие гл.4 ГК индивидуальные и семейные частные

предприятия, а также предприятия, созданные в этой организационно-

правовой форме кооперативными и общественными организациями и другими

частными собственниками. До 1 июля 1999 г. подлежат либо преобразованию

в товарищества, общества или производственные кооперативы, либо

ликвидации. В период продолжения их деятельности в соответствии с

правилом абз.2 п.5 ст.6 Закона о введении в действие части первой ГК РФ

их учредители-собственники несут по их обязательствам дополнительную

ответственность всем своим имуществом, что существенно повышает

защищенность их кредиторов.

Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является

единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающих не

общей, а целевой правоспособностью. Поэтому в его уставе помимо общих

сведений, указываемых в учредительных документах юридического лица,

должны содержаться сведения о предмете и целях его деятельности.

Сделки, совершенные унитарными предприятием с нарушением его

правоспособности, являются недействительными. В фирменном наименовании

унитарного предприятия должно содержаться указание на собственника его

имущества (учредителя)

Единственным учредительным документом унитарного предприятия является его

устав, утверждаемый уполномоченным на то органом соответствующего

публично-правового образования (в этой роли обычно выступают

соответствующие министерства). Для создания и функционирования

унитарного предприятия не требуется заключения никаких договоров

предприятия с учредителем-собственником (или уполномоченным им

органом). Последние одновременно с решением о создании унитарного

предприятия утверждают и руководителя предприятия, который является его

единственным органом, подотчетным учредителю-собственнику. Никаких иных

органов унитарного предприятия, в том числе «собраний трудового

коллектива», закон не предусматривает.

Учредитель наделяет унитарное предприятие уставным фондом, который не может

быть менее размера, предусмотренного специальным законом о

государственных и муниципальных унитарных предприятиях. При этом

уставной фонд предприятия должен быть полностью оплачен учредителем к

моменту его государственной регистрации. Уставной фонд предприятия

представляет собой минимальную гарантию интересов его кредиторов.

Поэтому при понижении стоимости чистых активов предприятия до размера

меньшего, чем уставной фонд, последний должен быть уменьшен его

учредителем с обязательной письменной информацией об этом всех его

кредиторов.

Унитарные предприятия существуют в двух разновидностях: основанные на праве

хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления

(казенные). Различия в их правовом статусе заключаются прежде всего в

объеме правомочий, получаемых унитарными предприятиями в отношении

имущества учредителя-собственника, поскольку право хозяйственного

ведения по своему содержанию значительно шире права оперативного

управления. В частности, для совершения казенным предприятием любых

сделок по распоряжению имеющимся у него имуществом требуется

обязательное согласие собственника, если только речь не идет о готовой

продукции такого предприятия. Важным для оборота является и то

обстоятельство, что по долгам казенных предприятий при недостатке у

них своего имущества ответственность несет их учредитель – РФ, тогда

как для обычных унитарных предприятий такая ситуация исключается.

Поэтому казенное предприятие в отличие от обычного унитарного не может

быть объявлено банкротом.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут

создаваться как федеральным собственником, так и субъектами Федерации и

муниципальными образованиями. Казенные предприятия могут создаваться

только на базе федеральной собственности по решению федерального

правительства в случаях, предусмотренных законом о государственных и

муниципальных унитарных предприятиях. Количество казенных предприятий

сравнительно невелико. К ним, в частности, относятся предприятия,

осуществляющие производство некоторых видов оборонной продукции, и

предприятия исправительно-трудовых учреждений.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут

создавать дочерние предприятия. Эти последние также являются унитарными

предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, и поэтому

не представляют собой особой, самостоятельной организационно-правовой

формы. Они создаются с разрешения собственника-учредителя путем

передачи унитарным предприятием-учредителем части своего имущества в

хозяйственное ведение вновь создаваемому унитарному предприятию.

При этом предприятие-учредитель принимает на себя функции собственника в

отношении своего дочернего предприятия, т.е. утверждает ему устав

(определяя объем правоспособности) и назначает руководителя

(директора), а в необходимых случаях дает согласие на совершение сделок

по распоряжению недвижимым имуществом. Оно, как и собственник обычного

унитарного предприятия, не отвечает по долгам своего дочернего

предприятия, что также существенно отличает дочернее предприятие от

дочернего общества. Необходимость в создании дочерних предприятий

обычно возникает для крупных государственных предприятий, выделяющих из

своего состава отдельные структурные подразделения, которые собственник

не считает необходимым приватизировать.

Все виды унитарных предприятий отвечают по своим обязательствам всем

закрепленным за ними имуществом (не будучи его собственником). С 1990

г. российское законодательство исключило возможность появления

объектов, забронированных от взыскания кредиторов (если, конечно, речь

не идет об объектах, изъятых из оборота или ограниченных в обороте).

Вместе с тем унитарное предприятие не отвечает своим имуществом по

обязательствам своего учредителя-собственника, что также является

гарантией интересов его кредиторов. В этом смысле унитарное предприятие

становится полноценным участником имущественного оборота.

Государственные и муниципальные предприятия реорганизуются и ликвидируются

по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Следует, однако, иметь в виду, что их преобразование в другие

организационно-правовые формы коммерческих организаций-собственников

всегда связано с отчуждением им имущества их публичной собственности в

частную, т.е. является одной из форм приватизации, которая должна

осуществляться по правилам, предусмотренным специальным

законодательством. Последнее предусматривает лишь в форму

хозяйственных, главным образом открытых акционерных обществ.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИХЗАЦИЙ.

Некоммерческие организации

как юридические лица.

Некоммерческие организации не являются постоянными, профессиональными

участниками гражданского оборота. Их выступление в роли самостоятельных

юридических лиц обусловлено необходимостью материального обеспечения

их основной, главной деятельности, не связанной с участием в

имущественных отношениях. В связи с этим некоммерческие организации в

отличие от коммерческих имеют целевую (специальную) правоспособность

(п.1 ст.49 ГК) и используют имеющееся у них имущество лишь для

достижения целей, предусмотренных их учредительными документами (п.4

ст.213 ГК). При этом в качестве таких целей не может выступать

получение прибыли и распределение ее между участниками (учредителями).

С учетом этих обстоятельств закон в большинстве случаев не

предусматривает для этих организаций минимального размера уставного

фонда (капитала), а также возможности банкротства (за исключением

потребительских кооперативов и благотворительных и иных фондов).

Некоммерческие организации могут существовать в организационно-правовых

формах, предусмотренных как ГК, так и иными федеральными законами.

Гражданский кодекс предусматривает такие формы некоммерческих

организаций, как:

V потребительский кооператив;

V общественная и религиозная организация (объединение);

V благотворительный и иной фонд;

V учреждение;

V ассоциация (союз)

Иные законы предусматривают возможность создания таких юридических лиц в

форме:

V некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций;

V торгово-промышленных палат;

V торговых бирж;

V товариществ собственников жилья.

Большинство некоммерческих организаций, подобно коммерческим, представляют

собой корпорации, построенные на началах членства. Однако среди

некоммерческих организаций чаще встречаются юридические лица, не

являющиеся корпорациями. К последним относятся фонды, учреждения и

автономные некоммерческие организации.

Потребительский

кооператив.

Потребительские кооперативы в отличие от производственных создаются не для

совместной производственной или иной хозяйственной деятельности,

основанной на личном труде участников, а для удовлетворения

материальных и иных потребностей последних. Поэтому они не

предполагают обязательного личного участия своих членов в общих делах,

но требуют объединения их имущественных взносов. С этой точки зрения их

можно сравнить с объединениями капиталов, тогда как производственные

кооперативы ближе к объединениям лиц. Одним из последствий такого

положения является возможность гражданина (или юридического лица)

одновременно участвовать в нескольких потребительских кооперативах, в

том числе однородных по характеру деятельности (например, жилищных,

садоводческих и пр.).

«Потребительским кооперативом признается основанная на началах

членства организация, созданная для удовлетворения материальных и

иных потребностей участников путем объединения ими имущественных

взносов (п.1 ст.116 ГК).»

К числу потребительских относятся такие кооперативы, как жилищные и

жилищно-строительные; гаражные; дачные товарищества; потребительские

общества; общества взаимного кредита; общества взаимного страхования и

пр. Гражданский кодекс предполагает принятие ряда специальных законов

об отдельных видах потребительских кооперативов (п.6 ст.116 ГК)

Потребительский кооператив создается в соответствии с решением его

учредителей на основании устава, являющегося его единственным

учредительным документом. В уставе такого кооператива наряду с общими

сведениями, содержащимися в учредительных документах всякого

юридического лица, должны также содержаться сведения о размере и

порядке внесения паевых взносов его членами и о порядке покрытия ими

понесенных кооперативом убытков. Членами потребительского кооператива

могут быть как граждане, так и юридические лица (причем не обязательно

коммерческие организации). Потребительские кооперативы должны

учреждаться не менее чем тремя лицами (для потребительских обществ в

качестве учредителей требуется не менее 5 граждан и (или) 3 юридических

лиц). Они не могут создаться одним учредителем или состоять из

единственного участника (члена).

Управление потребительским кооперативом строится по общим для всех

кооперативов принципам. Высшим органом и здесь является общее собрание

участников (пайщиков), которое имеет определенную уставом

исключительную компетенцию. В большинстве случаев оно как высший орган

кооператива правомочно также принять к своему рассмотрению любой вопрос

его деятельности; оно же формирует исполнительные органы кооператива, в

ведение которых входит решение всех вопросов, не отнесенных к

компетенции общего собрания. В потребительских обществах в качестве

второго, постоянно действующего волеизъявляющего органа создаются

советы (наблюдательные советы) с определенной уставом исключительной

компетенцией. Такие советы при необходимости могут создаваться и в

других (крупных) кооперативах. В потребительском кооперативе всегда

имеется единоличный исполнительный орган (председатель) и может

создаваться коллегиальный исполнительный орган (правление), а также

ревизионная комиссия (или ревизор), не являющаяся его органом.

Исполнительные органы такого кооператива всегда формируются из числа

его членов и не могут быть наемными.

Каждый участник потребительского кооператива независимо от размера паевого

взноса обладает одним голосом при принятии решений на общем собрании.

Он вправе принимать участие в управлении делами кооператива, в том

числе в составе его исполнительных органов, а также получать в

пользование пропорциональную своему паю часть кооперативного имущества

для удовлетворения соответствующих потребностей либо удовлетворять их

иным образом. Член кооператива вправе в любое время выйти из его

состава, получив стоимость своего пая, а в предусмотренных законом и

уставом кооператива случаях и иные выплаты.

В соответствии с условиями, предусмотренными уставом потребительского

кооператива, его член вправе также продать, передать по наследству или

иным образом произвести отчуждение своего пая и тем самым выйти из

числа его участников. Вновь принятый вследствие этого пайщик

приобретает права своего предшественника, включая пользование

соответствующей частью кооперативного имущества. Пай в потребительском

кооперативе может быть разделен между несколькими лицами (в частности,

наследниками умершего члена) лишь в случаях, прямо предусмотренных

законом и уставом кооператива и не противоречащих существу отношений по

пользованию кооперативным имуществом (невозможно, например, разделить

пай, связанный с пользованием однокомнатной квартирой или земельным

участком не менее 0,06 га). Поэтому отчуждение части пая здесь в

большинстве случае невозможно.

Член потребительского кооператива несет обязанности по оплате

вступительного, паевого и иных взносов Уставом кооператива или

решениями его общего собрания могут предусматриваться и иные

обязанности членов потребительского кооператива. За невыполнение

указанных обязанностей пайщик может быть исключен из кооператива по

решению его общего собрания (которое может быть обжаловано им в

судебном порядке).

Важной обязанностью членов потребительского кооператива является

обязанность по покрытию за счет дополнительных взносов убытков,

образовавшихся в результате его деятельности (ибо доходов от нее

потребительский кооператив не получает). При этом не внесенный или не

полностью внесенный членом кооператива дополнительный взнос дает

возможность для привлечения его к солидарной с кооперативом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.