рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Сделки с недвижимостью

современном российском праве, отражённые в главе ХII Закона об ипотеке.

Перейдём к рассмотрению особенностей ипотеки следующего предмета залога

недвижимого имущества – земельных участков.

2.4. Особенности ипотеки земельных участков.

Вопрос оборотоспособности земли в России – один из острейших. Путь, по

которому шла Россия в своём историческом развитии, определил

неоднозначность подхода к земельным отношениям. И одной из основных проблем

сегодня является проблема собственности на землю - именно эта проблема в

сочетании с законодательным вакуумом не позволяет создать цивилизованный

рынок земли. Отсутствие мнения по этому вопросу, начиная с узких кругов в

обществе и заканчивая масштабами государства, тормозят законодательное

решение земельного вопроса. А в современном обществе отсутствие правового

регулирования предопределяет невозможность существования. И вот итог – наше

государство, не имея развитой концепции земельных отношений, терпит убытки,

как на уровне национальных структур, так и хозяйствующего населения.

Ипотека земельных участков остаётся камнем преткновения в залоговых

отношениях, и даже Закон об ипотеке не разрешил всех назревших вопросов.

С переходом нашего государства к рыночным формам хозяйствования

назрела необходимость в возрождении права частной собственности на землю.

Так, в постановлении Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г.

“О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного

комплекса” было подтверждено многообразие и равенство государственной,

колхозно-кооперативной, коллективно-долевой форм собственности. Купля-

продажа земельных участков не допускалась в течение десяти лет с момента

приобретения права собственности. Затем право частной собственности на

землю в Российской Федерации было закреплено в законах: от 24 декабря 1990

года – “О земельной реформе”, от 24 декабря 1990 года – “О собственности в

РСФСР”, а также в конституции Российской Федерации (ст. 9)1.

Необходимость в этом возникла при осознании того обстоятельства, что

отношения по использованию земли в хозяйственных целях не могут

регулироваться только административными методами. А ведь именно так

происходило на протяжении десятилетий командно-администра-тивного

руководства сельским хозяйством и земельными отношениями в обществе. Теперь

земля относится к недвижимому имуществу и введена в гражданский оборот.

Земельные участки могут быть предметом различных гражданско-правовых

сделок, в том числе и залога.

Однако окончательное законодательное регулирование правоотношений,

связанных с землёй, возможно только с принятием нового Земельного кодекса,

который взял бы на себя решение самых острых, основных земельных вопросов,

отрегулировал существование частной собственности. Но процесс создания

Земельного кодекса проходит в сложных политических дискуссиях – очень уже

весом и непрост в нашем государстве этот вопрос. Сторонники частной

собственности на землю полагают, что именно она сможет стать импульсом в

подъёме экономики, и, прежде всего, села. Противники твёрдо убеждены, что

это приведёт к спекуляции землёй и полному разорению хозяйства. На мой

взгляд, правы и те и другие – упорядочение и контроль за использованием

земельного фонда – ключ к решению проблемы. Но насколько реально

действительное осуществление такого контроля на российской почве, да еще и

в современных условиях?

К решению земельного вопроса необходим особый подход. Ведь земля не

только недвижимое имущество и средство производства, а, прежде всего объект

природы. Поэтому в регулировании земельных отношений должен превалировать

публично-правовой, а не частноправовой элемент. В процессе решения вопроса

частной собственности на землю необходимо учитывать, что право

собственности, как великое право всегда ограничено волей государства.

Законодатель всегда может поставить пределы воли собственника. Примером

такого ограничения является строгое целевое использование земли. Поэтому в

процессе принятия земельных правовых норм необходимо найти оптимальный

баланс интересов собственника и общества в целом. Но в любом случае право

собственности должно быть правом наиболее полного господства над вещью её

обладателя. В противном случае он будет относиться к ней как к чужой, что

не будет способствовать, конечно же, ничему прогрессивному в этом вопросе.

Примером, достаточно ярким тому, является результат бесхозяйственного

отношения к земле на протяжении последних десятилетий, что вполне

закономерно привело к выбытию из сельскохозяйственного оборота только в

результате эрозии и закустаривания многих тысяч гектаров. На огромных

площадях произошло резкое уменьшение плодородности земель. А чего стоит

опыт поднятия целины, когда ради кратковременных богатых урожаев были

загублены огромные участки пастбищной степи. Но главная проблема – это

пустующие земли, у которых просто нет хозяина, ресурсы которых не

используются. Очевидно, что земле нужен хозяин в лице собственника, для

эффективной работы которого необходимо более широкое включение земельных

участков в гражданский оборот, что неизбежно ведёт к необходимости

применения норм гражданского законодательства к земельным отношениям, когда

земля выступает как имущество.

Включение земельных участков в гражданский оборот даёт возможность

собственнику распоряжаться им, в том числе в качестве залога (ипотеки), для

обеспечения обязательств, вытекающих из различных договоров.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля

1996 г. № 239 “О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования”

по договору об ипотеке может быть заложено недвижимое имущество,

принадлежащее залогодателю на праве собственности или праве хозяйственного

ведения. Это обусловлено тем, что правом распоряжения имуществом в наиболее

полном объёме обладает только собственник. Следовательно, обладатель такого

вещного права, как право пожизненного наследуемого владения и право

пользования земельным участком, не может его заложить.

Было бы лишним отмечать насколько важно понятие собственности на

земельный участок для определения положения земельного участка как предмета

ипотеки.

Согласно ГК РФ право собственности, как уже говорилось,

распространяется на земельный участок как на недвижимое имущество. Но земля

является ценным природным объектом, она же составляет территорию

государства, поэтому к регулированию права собственности на землю как на

недвижимое имущество присовокупляются общественные (в частности,

экологические) и государственные интересы. Благодаря особенному положению

земли среди других объектов гражданско-правовых отношений, можно говорить о

специфике её правового режима. В связи с этим Конституция РФ гласит, что

“владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами

осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба

окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц” (ст.

2). В приведённой норме Конституции РФ мы встречаемся с понятиями

“владение, пользование и распоряжение”. По сути, содержание этих трёх

понятий, взятых в совокупности, это не отдельные права, а неотъемлемые

составляющие одного права – собственности. Рассмотрю их подробнее.

Правомочие владения даёт возможность обладать землёй на основании

закона (ключевое слово “обладать”): то есть числить его на балансе,

определять земельный участок как часть своего хозяйства, просто “иметь” его

в наличии. С правомочием владения тесно связано другое правомочие –

пользование. Тесная связь этих правомочий обусловлена тем, что пользоваться

землёй можно только владея ею. Пользование даёт возможность извлекать из

земли её полезные свойства: самостоятельно хозяйствовать на земле;

использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на

земельном участке общераспространённые полезные ископаемые, лесные угодья,

водные объекты и т.д.; возводить жильё и иные здания и сооружения; право

собственности на посевы и другие посадки сельскохозяйственных культур,

полученную продукцию и доходы от её реализации также принадлежат

пользователю, если иное не установлено законом или договором. Правомочие

распоряжения проявляется в том, что собственник по своему усмотрению может

продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный

участок – в общем, на основании и в порядке, предусмотренном законом,

определить его судьбу. После известного, закреплённого прежней редакцией

Конституции РФ, десятилетнего запрета продавать земельные участки,

находящиеся в собственности граждан, и принятия новой редакции Конституции

на основании Указа Президента РФ “О регулировании земельных отношений и

развитии аграрной реформы в России”1, собственники земли получили право

продавать земельный участок и совершать все операции, перечисленные выше, в

том числе передавать земельный участок в качестве взноса в уставные фонды

(капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе и с

иностранными инвестициями.

Столь широкие полномочия собственника настораживают многих даже

сторонников частной собственности. А как с этим вопросом обстоит в мире? В

Австралии, например, нет частной собственности на землю, её сдают в аренду

на 90 лет и все понимают, что этот запрет ни что иное, как государственная

формальность. В США ипотека земли сыграла важную роль в истории

государства. В начале освоения североамериканских территорий в

собственности населения не было практически ничего – вся страна жила на

колёсах. Прямо в прерии бросали рельсы Транс-атлантической железной дороги

и по ним же двигались дальше, осваивая страну. Заложить было нечего, так

как в залог никто ничего не брал - кроме земли, которую правительство

раздавало щедро. Земля была единственным предметом залоговых отношений.

Поэтому вся кредитно-финансовая система была связана с залоговыми

обязательствами и до 30-х годов ХХ века была основана на земельном

владении, земельной собственности. И только с появлением Форда и начала

массового строительства автомобилей стали приниматься в залог иное

имущество2. Это очень показательный исторический пример.

Теперь обратимся к Закону об ипотеке, чтобы выяснить, какие земельные

участки могут быть предметом ипотеки, а оборотоспособность каких

ограничивается и почему.

Согласно п.1 ст.62 по договору об ипотеке могут быть заложены

земельные участки, находящиеся в собственности граждан, их объединений,

юридических лиц и предоставленные для садоводства, животноводства,

индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства, приусадебные

земельные участки личного подсобного хозяйства и земельные участки, занятые

зданиями, сооружениями в размере, необходимом для их хозяйственного

обслуживания (функционального обеспечения).

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

предоставляются гражданам из земель, находящихся в распоряжении местных

органов власти в собственность. Отличительной чертой земельных участков,

предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, является

необходимость их расположения возле дома. Но ст. 64 Земельного кодекса,

устанавливающая правовое положение земель крупного подсобного хозяйства,

допускает возможность предоставления части земельного участка за пределами

жилой зоны.

Красной нитью через все нормы этой статьи проходит положение,

указывающее на то, что при ипотеке земельного участка, право залога на

находящееся на нём строение не распространяется, залогодатель продолжает

беспрепятственно пользоваться данными строениями, а в случае реализации,

обращении взыскания на заложенный земельный участок, вступает в действие

древнее правило ограниченного пользования – сервитут, смысл которого

предполагает возможность использования той части уже не принадлежащего

залогодателю земельного участка, которая необходима для использования

здания (сооружения) по его назначению.

Подобные идеи высказывает и п.1 ст.65 – о праве залогодателя возводить

на заложенном земельном участке здания (сооружения) без разрешения

залогодержателя. Однако, делается оговорка – в случае если такое возведение

сооружения влечёт или может повлечь ухудшение обеспечения (то есть

земельного участка), залогодержатель вправе в соответствии со статьёй 450

ГК (“Основания изменения и расторжения договора”) потребовать изменения

договора об ипотеке, в том числе, если это необходимо, путём

распространения ипотеки на возведённое залогодателем здание (сооружение),

что на практике может быть весьма оправданным. А вот п.2 той же статьи

ограничивает право залогодателя возводить здание (сооружение) на заложенном

земельном участке в случае, если права залогодержателя удостоверены

закладной и в ней предусмотрено право залогодателя на возведение построек.

Ст. 13 Закона об ипотеке гласит: “Права залогодержателя по

обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке могут быть

удостоверены закладной, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным

законом”. Введение закладной Законом об ипотеке представляет собой

принципиальную новеллу, но только для постсоветского права –

дореволюционное российское право использовало закладную на практике

довольно широко, а упоминания о ней встречаются уже в связи с первым указом

о залоге XVI века. Что из себя представляет закладная?

По сути, закладная представляет собой именную ценную бумагу (хотя

причисление закладной к именным ценным бумагам многими правоведами

оспаривается), удостоверяющую следующие права её законного владельца: право

на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой

имущества, без представления других доказательств существования этого

обязательства; право залога на указанное в договоре об ипотеке имущество.

Таким образом, закладная удостоверяет одновременно два обязательства –

основное (денежное, обеспеченное залогом) и акцессорное (залоговое).

Перечень случаев, когда закладная (её составление и выдача) не допускается,

является исчерпывающим и довольно ограниченным (п.4 ст. 13); правила её

составления и действия - в п. 5 – 7 той же статьи, а содержание закладной

отражено в ст. 14, причём при отсутствии одного из четырнадцати

перечисленных там обязательных пунктов закладная таковой не является.

Практическое значение закладной в том, что она позволяет упростить и

ускорить оборот недвижимости. Передача прав по закладной может

осуществляться без обязательного нотариального удостоверения и

государственной регистрации. Это существенно отличает её от передачи прав

по договору об ипотеке, где требуется соблюдать формы самого договора об

ипотеке (нотариальное удостоверение и государственная регистрация) и

создаёт определённые удобства в практическом обороте недвижимости1. Стоит

также отметить, что для добросовестного приобретателя закладной

устанавливается презумпция, согласно которой при несоответствии закладной

договору об ипотеке или договору, обязательство из которого обеспечено

ипотекой, верным считается содержание закладной (п.4 ст.14 Закона об

ипотеке).

Но вернёмся к статье 62 Закона об ипотеке. Пункт 2 данной статьи

регулирует ипотеку земельных участков, находящихся в общей долевой или

совместной собственности, согласно которой ипотека подобных земельных

участков может быть установлена только на принадлежащей гражданину или

юридическому лицу земельный участок, выделенный в натуре из земель,

находящихся в общей долевой или совместной собственности.

Земельная доля (или земельный пай) представляет собой рассчитанное в

гектарах или баллогектарах количество земельной площади, приходящейся на

одного члена (участника) сельскохозяйственной организации (предприятия).

Земельные доли на местности, как правило, не ограничиваются и существуют,

так сказать, в документальном выражении – до тех пор, пока в установленных

законом случаях не будет произведено выделение в натуре земельного участка,

равного по размеру установленной земельной доле. Размер земельной доли в

гектарах рассчитывается путём деления общей площади угодий, переданных в

общую собственность участников (членов) организации, на число лиц, имеющих

право на получение в собственность земельных долей. Общая площадь угодий

определяется по данным инвентаризации, а при их отсутствии – по

государственному акту (свидетельству). Примерно также делается расчёт

размера земельной доле в баллогектарах2.

Теперь рассмотрим вопросы, связанные с земельными участками, не

подлежащими ипотеке.

Ст.63 не допускает ипотеку части земельного участка, площадь которой

меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъектов

РФ и нормативными актами органов местного управления для земель различного

целевого назначения и разрешённого использования, а п.1 той же статьи

ограничивает ипотеку земельных участков ещё по двум основаниям: если

земельный участок находится в государственной или муниципальной

собственности и земельные участки из состава земель сельскохозяйственного

назначения.

Земли, находящиеся в собственности РФ и субъектов РФ, являются

государственной собственностью. В ст. 224 ГК государственная собственность

на имущество определена как собственность, не являющаяся собственностью

частной и муниципальной. Довольно общее, но вполне чёткое определение. То

есть устанавливается, что государственная собственность – это собственность

за минусом частной и муниципальной. Следуя тому же математическому закону,

получаем, что муниципальная собственность – это собственность, минус

государственная и частная. Основным вопросом при этом может стать следующий

– как разграничивать государственную и муниципальную собственность. Но

ст.63 Закона об ипотеке своей нормой как бы уравнивает эти два вида

собственности в невозможности участвовать в ипотечных правоотношениях и их

разграничение не является предметом рассмотрения моей работы.

Итак, государственная собственность на землю была закреплена в ст.11

Конституции РСФСР. Последующее закрепление государственной собственности на

землю продолжилось в соответствующих нормативных актах, в том числе, и в

Конституции 1993 года. Впервые право муниципальной собственности на землю

было чётко сформулировано в Законе “О местном самоуправлении”. В ст.2

закона названы местные (то есть муниципальные) образования: города, районы

в городах, районы, посёлки, сельские населённые пункты.

Государственные земли делятся в свою очередь на федеральные земли

(земли, занимаемые федеральными объектами – здания, сооружения, предприятия

другие земли, выделяемые для федеральных нужд) и земли субъектов РФ – они

собственники земли на своих территориях.

Муниципальная собственность на землю – это собственность муниципальных

образований в пределах их границ. Однако, как это понятно, и здесь не все

земли находятся в муниципальной собственности. Для примера возьмём любое

муниципальное образование. На его территории могут быть 1 – 2 федеральных

объектов. Земля, занимаемая ими, является, как правило, федеральной. Далее,

на его территории могут располагаться несколько предприятий областного или

краевого, республиканского значения (то есть земли субъекта РФ). На

территории муниципального образования много частных собственников земли

(под жилыми домами, приусадебными, подсобными хозяйствами и т.д.). Эти

частные земли также исключаются из муниципальных земель. В остатке остаются

муниципальные земли – то есть земли, занятые муниципальными объектами

(больницы, школы, муниципальное жильё и т.д.), так называемые земли общего

пользования (дороги, парки, пляжи, кладбища) и так далее1.

Что же заставило законодателя ограничить ипотеку государственных и

муниципальных земель? Ответ, возможно, кроется в тех же причинах, что и с

запретом ипотеки казённых предприятий. А что же с запретом ипотеки земель

сельскохозяйственного значения? Причины и следствия этого запрета следует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.