рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Банкротство хозяйственных субъектов

После возбуждения производства по делу о несостоятельности судья

направляет копии определения о возбуждении дела должнику, кредиторам,

прокурору, трудовому коллективу предприятия-должника в лице органа,

подписавшего договор. Круг лиц, участвующих в делах данного рода,

специфичен и прямо определен в законе. Однако круг этот достаточно широк, в

связи с чем на данном этапе могут возникнуть проблемы у должника, подавшего

заявление о возбуждении производства по делу, связанные с нормой о том, что

информация, полученная арбитражным судом в процессе рассмотрения дела о

несостоятельности (банкротства), не подлежит разглашению в какой бы то ни

было форме до принятия решения о признании предприятия несостоятельным

(банкротом). В связи с этим могут возникнуть, как минимум, две проблемы. Во-

первых, возможность разглашения информации ограниченному кругу лиц

установлена законом, таким образом, уже нельзя говорить о неразглашении "в

какой бы то ни было форме". Во-вторых, должник может быть против

разглашения информации о его хозяйственной деятельности, о финансовом

состоянии и другое неограниченному кругу лиц. П. Баренбойм считает, что

решение данной проблемы может выразиться в требовании должника (если дело

возбуждено по его заявлению) рассматривать дело в закрытом заседании суда и

в требовании к суду не предоставлять какой-либо информации лицам, не

участвующим в процессе [12, с.39].

Из анализа практики следует, что арбитражные суды удовлетворяют

подобные ходатайства. Так, в деле о признании несостоятельности арендного

предприятия "Кожзавод" кредитор заявил ходатайство о рассмотрении дела в

закрытом заседании. Ходатайство было удовлетворено, дело рассматривалось в

августе 1995 г., в результате чего было назначено внешнее управление

имуществом должника [Дело Арбитражного суда Санкт-Петербурга. 19].

В другом случае, до начала слушания дела по заявлению ФУДН о признании

несостоятельности АООТ "Ремдеталь" должник заявил ходатайство о слушании

дела в закрытом судебном заседании. Суд удовлетворил ходатайство; в

результате рассмотрения дела была назначена санация [17].

5. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству.

Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству состоит из

двух этапов.

Прежде всего судья производит действия, предусмотренные в статье 112

АПК, которые могут иметь место в деле о банкротстве, имея в виду, что это -

не экономический спор. Так, в деле о банкротстве нет истцов и ответчиков,

не участвуют третья лица, поэтому пункт 1 не применяется. Остальные

действия, предусмотренные в статье 112 могут совершаться, однако вместо

принятия мер по обеспечению иска судья принимает меры по обеспечению

требований кредиторов, вправе по собственной инициативе назначить

экспертизу (п. 5 ст. 46 Закона о банкротстве).

Вторая часть подготовки дела к судебному разбирательству состоит в

том, что до рассмотрения дела по существу арбитражный суд рассматривает

возражения должника, если они заявлены по требованиям кредиторов, налоговых

и иных уполномоченных органов, и проверяет обоснованность этих возражений

(пункты 2 и 3 ст. 46).

Проверка обоснованности возражений ответчика производится арбитражным

судом коллегиально в заседании. Заседание проводится не позднее чем за один

месяц до установленного срока рассмотрения дела. О времени проведения

заседания суд извещает должника, временного управляющего, а также лицо, по

требованиям которого рассматриваются возражения, заказным письмом с

уведомлением о вручении.

По результатам рассмотрения возражений должника арбитражный суд

выносит определение. Обжалование этого определения законом не предусмотрено

[21, с.105].

В соответствии со статьей 47 Закона о банкротстве дело должно быть

рассмотрено в срок не более трех месяцев со дня поступления заявления в

арбитражный суд. Это означает, что в указанный срок должно быть принято

решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства,

либо об отказе в признании должника банкротом, либо об утверждении мирового

соглашения, либо о введении внешнего управления, либо вынесено определение

о прекращении производства по делу.

Закон о банкротстве допускает возможность отложения рассмотрения дела

на срок не более двух месяцев. Основания и порядок отложения дела

предусмотрены В Статье 120 АПК. Кроме того, рассмотрение дела может быть

отложено, если имеются доказательства, очевидно свидетеяьствующие о наличии

у должника достаточного ликвидного имущества и должник ходатайствует об

отложении рассмотрения дела для погашения задолженности. В этом случае

арбитражный суд устанавливает срок с учетом норм статьи 47 (п. 2 ст. 51).

Если в статьях 5 и 29 Закона о банкротстве определены признаки

банкротства, являющиеся основанием для обращения в арбитражный суд, то

статья 3 этого Закона содержит признаки банкротства гражданина и

юридического лица, наличие которых предопределяет принятие арбитражным

судом решения о банкротстве должника.

Для гражданина банкротство наступает, когда он не способен

удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)

исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие

обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с

момента наступления даты их исполнения и если сумма обязательств превышает

стоимость принадлежащего ему имущества. [21, с.106].

Для индивидуального предпринимателя и фермерского (крестьянского)

хозяйства в понятие банкротства не входит превышение суммы обязательств над

стоимостью принадлежащего имущества (статьи 164 и 167).

Для юридического лица банкротство наступает, когда оно не способно

удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)

исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие

обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с

момента наступления даты их исполнения. Это правило не применяется к

банкротству кредитных организаций, отсутствующего должника, ликвидируемого

должника.

Решение арбитражного суда должно соответствовать требованиям статьи

127 АПК, но с учетом характера дела о банкротстве и терминологии,

применяемой в деле о банкротстве. При этом резолютивная часть решения

излагается, как это предусмотрено в пунктах 2 и 3 статьи 49 Закона о

банкротстве.

В случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, арбитражный суд

отказывает в признании должника банкротом (ст. 51).

Если при принятии заявления было введено наблюдение, в решении

указывается о его прекращении и прекращении всех действий, связанных с ним.

В частности, возобновляется производство по приостановленным производством

делам, исполняются исполнительные документы [21, с.106].

6. Процедуры, применяемые по отношению к должнику.

При отсутствии признаков банкротства арбитражный суд отказывает в

удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако

наличие таких, признаков (неспособность должника в данный момент погасить

денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды)

вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной

ликвидации. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при

ликвидации должника – юридического лица, к нему могут быть применены и иные

процедуры: наблюдение; внешнее управление; мировое соглашение. В отношении

должника-гражданина возможно либо конкурсное производство, либо мировое

соглашение. Последнее слово в выборе конкретной процедуры, применяемой к

должнику, всегда остается за арбитражным судом [12, с.39].

6.1. Наблюдения.

При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом вводится

процедура наблюдения в отношении предприятия-должника.

Смысл установления данной дополнительной процедуры состоит в том, что

на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве

должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в

состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным

обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных

платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение

полномочий его руководителя позволят определить состояние

платежеспособности должника, сохранить его имущество и кроме этого является

разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и

кредиторов.

Наблюдение - одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с

момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом

до момента, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве (принятия

арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии

конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения

мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях

обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового

состояния. Указанная процедура вводится арбитражным судом на 3 месяца с

момента принятия им заявления о банкротстве.

Следует обратить внимание на то, что суд не во всех случаях назначает

наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица,

отсутствующего должника, организаций, осуществлявших незаконную

деятельность по привлечению денежных средств, а также граждан, не

являющихся индивидуальными предпринимателями [24, с.107].

Специального внимания заслуживает норма о назначении временного

управляющего. Арбитражный суд в определении о введении наблюдения указывает

о назначении временного управляющего (наблюдателя).

При невозможности определения кандидатуры временного управляющего при

принятии заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит

отдельное определение о его назначении не позднее десяти дней со дня

принятия указанного заявления (п. 3 ст. 41 Закона).

Определение арбитражного суда о назначении временного управляющего, в

отличие от определения о назначении внешнего или конкурсного управляющего,

не подлежит немедленному исполнению. Кроме того, оно не может быть

обжаловано [12, с.39].

В Законе определен статус арбитражного управляющего. Временным

управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо,

зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее

специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении

должника и кредиторов (п. 1 ст. 19 Закона).

В пункте 1 статьи 59 Закона говорится о том, что в случае

невозможности определения кандидатуры временного управляющего, то есть при

отсутствии кандидатур, предложенных кредиторами, и предложений из числа

лиц, зарегистрированных в качестве арбитражных управляющих, при принятии

заявления о признании должника банкротом арбитражный суд обращается в

государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению,

который в недельный срок с момента получения запроса предлагает кандидатуру

временного управляющего. В случае отсутствия других кандидатур арбитражный

суд может назначить временного управляющего из числа сотрудников

государственного органа по представлению последнего, но не позднее, как

было сказано выше, десяти дней с момента принятия указанного заявления (п.

4 ст. 185 Закона). Следует отметить, что должник сам не вправе предлагать

кандидатуру временного управляющего [24, с.108].

Временный управляющий за неисполнение или ненадлежащее исполнение

возложенных на него обязанностей, которое повлекло убытки для должника или

кредиторов или даже при отсутствии таких последствий, несет ответственность

согласно статье 21 Закона о банкротстве.

Вознаграждение временному управляющему за осуществление им своих

полномочий устанавливается в соответствии со статьей 22. Это вознаграждение

выплачивается за счет имущества должника, если иное не предусмотрено

Законом о банкротстве или соглашением с кредиторами.

Практика показывает, что размер вознаграждения управляющего равен

приблизительно размеру заработной платы руководителя организации-должника.

Последствия вынесения арбитражным судом определения о принятии

заявления о признании должника банкротом содержатся в статье 57. С момента

вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о банкротстве

должника имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только

с соблюдением порядка, установленного Законом (статьи 46, 63, 75 и 114).

Так, кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в месячный

срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии

арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Указанные

требования направляются в арбитражный суд и должнику. Установление размера

требований кредиторов необходимо для участия голоса в первом собрании

кредиторов (ст. 63 Закона) и обладания на нем правом [24, с.109].

Требования кредиторов направляются временному управляющему с

приложением документов, позволяющих определить указанные требования как

установленные. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов

считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу

решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником

этих требований и в иных случаях, предусмотренных Законом.

Например, Закон устанавливает, что кредиторы вправе предъявить свои

требования и в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные

требования направляются внешнему управляющему. Кроме этого внешнему

управляющему кредиторы направляют установленные в соответствии с Законом о

банкротстве требования с приложением документов, позволяющих определить

указанные требования как установленные [24, с.109].

Внешний управляющий в двухнедельный срок рассматривает соответствующие

требования и заносит их в реестр требований кредиторов. В течение месяца с

момента получения указанного требования о результатах его рассмотрения

уведомляет кредитора.

Кредитор при несогласии с внешним управляющим обращается в арбитражный

суд в месячный срок с момента получения уведомления от внешнего

управляющего. Арбитражный суд рассматривает данное заявление в порядке,

предусмотренном статьей 46.

При отсутствии возражений в указанный выше срок требования кредиторов

считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения,

как они определены внешним управляющим.

Арбитражный суд в указанных в Законе случаях, в частности при

непринятии руководителем мер по обеспечению сохранности имущества, вправе

отстранить руководителя должника. В этих случаях исполнение обязанностей

руководителя должника возлагается на временного управляющего.

Об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд

выносит определение, которое может быть обжаловано, в том числе и

руководителем должника [24, с.110].

Согласно пункту 5 статьи 58 Закона с момента введения наблюдения

аресты и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему

имуществом могут быть наложены исключительно в процессе банкротства.

Закон содержит права и обязанности временного управляющего (статьи 20,

60, 61, 150). Так, статья 20 содержит положения, определяющие права и

обязанности арбитражных управляющих. В частности, согласно абзацу 2 пункта

1 статьи 60 временный управляющий вправе предъявлять в арбитражный суд от

своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о

применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или

исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом о

банкротстве (сделки, заключенные или исполненные с нарушением требований,

предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 58).

Возникает вопрос, является ли такой иск самостоятельным или он

рассматривается в деле о банкротстве? Думается, что такого рода иски не

должны рассматриваться в деле о банкротстве.

Подробно раскрываются обязанности временного управляющего по анализу

финансового состояния должника, установлению размера требований кредиторов

и созыву первого собрания кредиторов (статьи 62-64 Закона).

Немаловажная роль в осуществлении процедур банкротства отводится

Законом собранию кредиторов, образуемому в целях защиты интересов всех

кредиторов (статьи 12-14, 64-66 Закона).

Арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов принимает

решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства,

или выносит определение о введении внешнего управления, либо утверждает

мировое соглашение. Вместе с тем арбитражный суд вправе принять иное

решение в установленных Законом случаях. В частности, если имеются

достаточные основания полагать, что решение собрания кредиторов об

обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и

открытии конкурсного производства принято в ущерб большинства кредиторов и

установлена реальная возможностьвосстановления платежеспособности должника,

арбитражный суд вправе ввести внешнее управление.

Особо следует отметить, что арбитражный суд, перед тем как принять

решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного произ-

водства, или вынести определение о введении внешнего управления, или

утвердить мировое соглашение, обязан проверить правомочность первого

собрания кредиторов [24, с.112].

В том случае, если собрание кредиторов не приняло решения о введении

внешнего управления или решения о заключении мирового соглашения либо

временный управляющий в недельный срок не представил ни одно из указанных

решений при наличии признаков банкротства, арбитражный суд принимает

решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Вместе с тем в случаях, предусмотренных в Законе о банкротстве, в

частности, если после проведения первого собрания кредиторов появились

обстоятельства, дающие достаточные основания полагать, что

платежеспособность должника может бьть восстановлена, арбитражный суд

вправе вынести определение о введении внешнего управления. Определение

арбитражного суда о введении внешнего управления подлежит немедленному

исполнению и может быть обжаловано.

С момента принятия какого-либо из указанных выше решений арбитражным

судом процедура наблюдения прекращается. Временный управляющий продолжает

исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего или конкурсного

управляющего [24, с.112].

6.2. Внешнее управление.

Процедуру внешнего управления нельзя считать новой для нашего

законодательства, но стоит отметить ее более детальное и тщательное

регулирование.

Пробелы ранее действовавшего закона нередко дискредитировали саму идею

восстановления платежеспособности должника в период осуществления внешнего

управления. Как известно, основным средством, создающим условия для

восстановления платежеспособности должника, является мораторий на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.