рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Авторский договор как основание правомерного использования произведения

размера вознаграждения выступает определение его в виде процента от дохода,

полученного от использования произведения (ч. 1 п. 3 ст. 31 ЗоАП).

Например, если переданы права на прокат кинофильма — это процент от

сумм, собранных при прокате и т.д.

Каков должен быть этот процент (1%, 5%, 20%), в Законе не определено.

Решение данного вопроса оставлено на усмотрение сторон договора.

Стороны договора могут установить либо один определенный процент за

весь объем использования, например, 5% от продажной цены книги независимо

от тиража, либо изменение этого процента в зависимости от объема

использования, например, за первые 10.000 экз. книги — 5%, за последующие

10.000 экз. книги — 7% и т.д. При этом логично предположить, что при

увеличении объема использования процент, уплачиваемый в виде авторского

вознаграждения, должен повышаться, а не понижаться, как было установлено в

советском авторском праве.

Условие о том, что вознаграждение должно определяться в авторском

договоре в виде определенного процента от дохода, является рекомендательным

— законодатель как бы №подталкивает” стороны к установлению вознаграждения

таким способом.

Вместе с тем, Закон допускает возможность определения вознаграждения

иным образом, если определить вознаграждение в виде процента от дохода

“невозможно ... в связи с характером произведения или особенностями его

использования” (п. 3 ст. 31).

Следует считать, что если стороны подписали авторский договор, по

которому вознаграждение определено “иным образом”, ни одна из сторон — ни

автор, ни пользователь уже не может ссылаться на то, что вознаграждение

можно было определить в виде процента от дохода.

На практике в краткосрочных авторских договорах авторское

вознаграждение часто определяется как разовое вознаграждение за весь объем

использования (фиксированная или паушальная сумма) а в договорах носящих

длительный характер, вознаграждение часто устанавливается в минимальных

размерах оплаты труда (МРОТ) или в иностранной валюте (обычно в долларах

США), разумеется, с выплатой его в рублях по официальному курсу обмена

валют на день платежа. Эти приемы определения размера авторского

вознаграждения защищают автора в условиях инфляции.

В некоторых случаях размер вознаграждения определяется в виде

процента от прибыли, которая должна быть получена от использования

произведения.

Авторский договор может предусматривать выплату аванса (ст. 33 ЗоАП).

Авансом считаются любые суммы, выплачиваемые до того, как у

пользователя образуется доход от использования произведения.

Обязанность выплаты аванса устанавливается лишь для договоров заказа

(см. п. 2 ст. 33 ЗоАП).

Договор может предусматривать различные сроки выплаты вознаграждения.

Если срок выплаты вознаграждения в договоре не указан, вознаграждение

должно выплачиваться сразу же после образования дохода у покупателя.

Ч. 2 п. 3 ст. 31 ЗоАП вводит правило об индексации минимальных ставок

авторского вознаграждения одновременно с повышением (или понижением)

минимальных размеров оплаты труда.

Это правило об индексации применяется только к тем минимальным

ставкам вознаграждения, которые утверждены (или будут утверждены)

Правительством РФ.

Правило об индексации не должно применяться к размерам и суммам

авторского вознаграждения, которые установлены в отдельном авторском

договоре (если договор исполняется своевременно).

Правило об индексации должно применяться лишь к тем случаям, когда

минимальная ставка авторского вознаграждения определена не в виде процента

от дохода, а иным образом, например в твердой сумме.

Поскольку все утвержденные минимальные ставки выражены в виде

процента, необходимости в применении правил об индексации к этим ставкам не

возникает.

ЗоАП предусматривает также выплату вознаграждения в виде

фиксированной суммы, т.е. не зависит от тиража выпущенных книг, журналов,

компакт-кассет и т.п.

В договорах подобного рода должно быть указано максимальное

количество копий, которое пользователь вправе изготовить и распространить.

Превышение этого числа копий требует заключения нового договора.

Автор или иной правообладатель может отказаться от авторского

вознаграждения и уступить имущественные права безвозмездно[60].

Глава 3. Исполнение обязанностей по авторскому договору

Как уже неоднократно отмечалось, законодательство РФ об авторском

праве и смежных правах является частью гражданского законодательства. Таким

образом, авторский договор является гражданско-правовым и соответственно к

нему применяются нормы общей части обязательственного права.

Устанавливая договорные правоотношения, стороны стремятся к

определенному результату, например, создать и передать пользователю

произведение. Это достигается реализацией автором и пользователем прав и

обязанностей, составляющих содержание договорного обязательства.

Стороны авторского договора принимают на себя взаимные обязательства,

которые они должны исполнять надлежащим образом в соответствии с условиями

обязательства и требованиями законодательства (ст. 309 ГК РФ). Требование о

надлежащем исполнении обязательств относится к авторским договорам, как и к

другим гражданско-правовым соглашениям. Эти обязательства связаны с

выполнением условий авторского договора, его предмета, места и сроков, а

также объема использования произведения.

3.1. Исполнение обязанностей автором

Участники договорного процесса согласовывают условия, которые

характерны для разных стадий договора: заключения, исполнения и

прекращения. Каждая из этих стадий порождает для обеих сторон договора

определенные права и обязанности.

Когда автор и организация договариваются о создании произведения, на

автора возлагается обязанность выполнить заказанное ему произведение в

соответствии с условиями договора и передать произведение организации в

установленный срок и в обусловленном порядке. Издательство получит

произведение для издания и переиздание, театр — для публичного исполнения,

телекомпания — для постановки по литературному сценарию телефильма и т.д.

Обязанности автора по созданию произведения должна сочетаться с

другой его обязанностью — по выполнению требований, которые заявляет

организация к различного рода произведениям. Вряд ли организации при

заключении договора откажутся от годами складывавшейся практики, когда,

например, литературное произведение должно соответствовать определенному

виду литературы, жанру, прилагаемому к договору проспекту (заявке, плану,

учебной программе). При этом должен соблюдаться объем произведения. Помимо

этого автор обязывается выполнить условия о внешнем оформлении рукописи

литературного произведения: она должна подписываться автором или всеми

соавторами (если создается коллективное произведение), представляться

комплектно и в годном для печати виде (компактность рукописи означает

наличие всех частей, которые по условиям договора и приложенному к нему

плану-проспекту должны войти в издание).

В прежние годы при передаче рукописи издательству проверялось также

качество оформления авторского оригинала, которое включало комплектность,

выполнение требований ГОСТ 7.3.-77 “Оригиналы текстовые авторские и

издательские”, соответствие объема представленного оригинала

договорному[61]. Нарушение требований к внешнему оформлению рукописи

приводило к тому, что издательство возвращало автору рукопись для внесения

соответствующих поправок. При повторной сдаче оригинал рассматривался

издательством (с точки зрения сроков) как поступивший впервые[62]. Рукопись

считалась сданной в надлежащем виде, если издательство после ее получения

не предъявляло автору требований о доукомплектовании или дооформлении

рукописи.

К произведению, заказанному автору театром, существуют свои

требования. Оно должно соответствовать творческой заявке автора,

утвержденной театром. При заключении договора-заказа фрагменты будущего

произведения могут признаваться равнозначными творческой заявке.

При достижении согласия о создании произведения для театра стороны

определяют жанр произведения, число актов, уставное название. Сроки и

порядок представления законченного произведения театр согласовывает с

автором. При подготовке литературного сценария для художественного

телевизионного фильма автор должен исходить из творческой заявки,

утвержденной телекомпанией. В ней излагаются основная идея, сюжетный

замысел, характеристика главных действующих лиц будущего сценария. Сценарий

должен содержать полное и последовательное описание действия, диалоги,

титры, т.е. представлять собой законченное драматургическое произведение.

При написании сценария автор не может превышать объем, который исчисляется

количеством страниц машинописного текста на каждую часть телефильма, и

должен учитывать производственно-экономические показатели при постановке

данного фильма (число объектов, съемок на натуре и т.д.).

Требования к сценарию фильма аналогичны вышеописанным.

Общим требованием к произведениям всех видов литературы и искусства

должно быть надлежащее качество. Однако ни законодательство об авторском

праве прошлых лет, ни ныне действующее не содержит понятия “надлежащее

качество произведения”.

С точки зрения С.А. Чернышевой, это понятие охватывает: актуальность

темы, проблемность работы, новизну информации, которую несет работа,

глубину разработки темы или проблемы, подачу материала (стиль

изложения)[63].

Считаю, что целесообразно было бы включить в авторское

законодательство норму, закрепляющую надлежаще исполненное произведение.

Она дополнила бы требования, предъявляемые к произведениям, и

способствовала бы защите прав и интересов автора.

Исполнение авторского договора связано с передачей автором созданного

им произведения организации и со всеми последующими действиями по

подготовке к выходу в свет.

Организация по авторскому договору заинтересована в получении

результата творческой деятельности автора, использование которого позволяет

получить определенную экономическую выгоду. Возложение на автора такой

обязанности, как лично выполнить заказанную работу, отвечает не только

интересам организации, но интересам авторов в целом — упорядочению

отношений по соавторству. необходимость привлечения к работе над

произведением третьих лиц может быть обусловлена различными причинами —

угрозой невыполнения произведения в срок, болезнью автора и т.д., но автор

вправе привлечь к работе над произведением третьих лиц, только с согласия

заказчика. Что обычно оформляется составлением нового или изменением

прежнего договора. Ограничения касаются лишь творческой части работы, а

поскольку для создания произведений требуется и чисто исполнительская

работа (сбор материала, подстрочный перевод и т.п.), то ограничений на

привлечение третьих лиц с этой целью не распространяется[64].

На автора также возлагается обязанность представить заказанное ему

произведение в определенный договором срок. Произведение может быть

представлено досрочно, если договором не предусмотрено иное.

Данный порядок не регламентируется законом, однако такой вывод

сформулирован на основе анализа закона и в соответствии со сложившейся

практикой. Соглашением сторон может предусматриваться передача произведения

по частям.

Обязанностью автора является его участие в подготовке произведения к

использованию. Содержание данной обязанности зависит от вида произведения и

способа его использования. Так, по издательскому договору автор обязан по

требованию издательства без особого вознаграждения читать (просматривать)

корректуру произведения в согласованные сторонами сроки, с учетом графиков

движения книжных изданий в производстве[65].

3.2. Исполнение обязанностей пользователем

Организация, принимающая произведение автора, должна его рассмотреть

и оценить, т.е. принять решение об одобрении переданного ей по договору

произведения или о его отклонении по основаниям, предусмотренным договором,

о необходимости внести в произведение поправки, точно указать их существо.

Существовавшие типовые авторские договоры устанавливали сроки рассмотрения

представленного автором произведения. Так, в соответствии с п. 5 Типового

издательского договора на литературные произведения от 24.02.75 г. № 88 с

изм. от 1.10.80 г. № 499 и от 15.11.89 г. № 356, на издательство

возлагалась обязанность рассмотреть рукопись в 30-дневный срок с

добавлением по 4 дня на каждый авторский лист и письменно известить автора

о результатах рассмотрения произведения. Если письменное соглашение не

направлялось автору в установленный срок, произведение считалось

одобренным.

В связи с отсутствием типовых договоров в настоящее время, стороны

договора должны согласовывать сроки рассмотрения произведения сами, как,

впрочем, и другие сроки, с которыми связано выполнение обязательств.

Имеется в виду не только срок рассмотрения произведения организацией,

но и время, которое отводится автору на доработку произведения. Кроме

согласования срока доработки произведения, организация обязана соблюдать

другие правила, касающиеся существа и количества доработок. Требования о

доработке произведения должны заявляться в пределах условий договора о его

предмете. Важно, чтобы они были направлены на создание произведения,

соответствующего творческой заявке или плану. Организация оформляет свои

предложения о внесении в произведение поправок письменно и обусловливает

существо необходимых изменений.

На практике встречались случаи, когда требования организации,

заявленные по нескольку раз, противоречили друг другу. Иногда требования

внести те или иные изменения влияли на существо создаваемого произведения.

Требования о доработке произведения (характер поправок и изменений) должны

согласовывать с автором. Возможно, что одноразовая доработка произведения

не продвинет автора к его улучшению. Организация вторично может дать свои

замечания, но количество доработок не может быть безграничным. типовые

авторские договоры предусматривали ограничения числа доработок

произведения. В настоящее время соответствующее правило отсутствует.

В некоторых случаях возникает необходимость доработки уже одобренного

произведения. Автору вменяется в обязанность внести исправления, если

одобренное произведение невозможно выпустить в свет по обстоятельствам, не

зависящим от сторон. Однако законодательно не закреплен перечень оснований,

по которым можно было бы требовать подобной доработки.

Предусматривается, что к числу оснований необходимо относить только

те явления и события, наступление которых невозможно было предвидеть, а

также наступление которых не зависит от воли сторон договора. Это открытия,

исторические события, акции политического характера, имевшие место в

процессе подготовки произведения к выпуску в свет. С.А. Чернышева считает,

что этот перечень должен быть исчерпывающим[66]. Нахожу вполне оправданной

такую позицию, поскольку исчерпывающий перечень является гарантом защиты

прав автора от произвола пользователя.

Помимо предложенных оснований доработки одобренного произведения

следует иметь в виду невозможность реализации произвеедния автора

средствами кино, телевидения, театра и др., возникшую после заключения

договора.

Заказывая автору создание того или иного произведения, организация

заинтересована в том, чтобы оно было высокохудожественным и качественным, а

потому она должна оказывать помощь автору. Формы этой помощи различны:

консультации, редактирование, обсуждение предварительных вариантов

произведения. Например, для драматурга существенным является знакомство с

составом труппы, технической частью театра, беседы с актерами, для которых

пишется роль, и т.д. Творческое сотрудничество и взаимодействие автора и

организации — залог нормальных договорных отношений.

В прежние годы киностудия была обязана привлекать автора к обсуждению

литературного сценария, а автору вменялось в обязанность совместно с

творческими работниками съемочной группы создавать киносценарий

(производственно-творческую разработку) и принимать участие в подготовке

режиссерского сценария. В обязанность автора входило также участие в работе

съемочной группы для дачи консультаций кинорежиссеру-постановщику и актерам

по вопросам, связанным с трактовкой сцен, образов действующих лиц,

обстановкой действия и т.д., а также в обсуждениях киноматериала и

законченного кинофильма.

Обязанностью организации, вытекающей из договора, является уплата

автору вознаграждения. Согласно ст. 31 Закона 1993 г., стороны при

заключении договора согласовывают размер вознаграждения, порядок

определения размера вознаграждения за тот или иной способ использования

произведения, порядок и сроки его выплаты.

С 1993 г. изменен порядок определения самого вознаграждения. Оно

определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за

соответствующий способ использования произведения. Если это невозможно

осуществить в связи с характером произведения или особенностями его

использования, вознаграждение связывается с зафиксированной в договоре

суммой. Определение вознаграждения не ограничивается процентом от дохода

или фиксированной суммой. Закон допускает и иной способ, который определяют

сами стороны договора.

Наряду с рассмотренными обязанностями в авторских договорах могут

предусматриваться и некоторые другие обязанности как авторов, так и

пользователей (участие автора в работе по подготовке произведения к

переизданию, предоставление автору определенного числа бесплатных

экземпляров произведения и т.д.).

3.3. Гражданско-правовая ответственность сторон по договору

Гражданско-правовая ответственность имеет место, когда одна из сторон

не исполняет или ненадлежащим образом исполняет договорные обязательства

(ст. 34 ЗоАП). Смысл ее состоит в том, что к нарушителю применяются

установленные законом или договором меры воздействия. влекущие для него

отрицательные. экономически невыгодные последствия имущественного

характера[67]. Делается это не только ради наказания виновного, но и в

интересах другой стороны.

Вопрос о понятии гражданско-правовой ответственности многие годы

является спорным в юридической науке. Одни авторы понимают под

ответственностью исполнение обязанности под принуждением[68], другие —

наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей[69]. И хотя о

понятии ответственности высказаны различные суждения, общим представляется

следующее. Во-первых, ответственность есть следствие правонарушения. Во-

вторых. для ее наступления необходимо установить виновное поведение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.