рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Защита прав потребителей

(изготовителя, исполнителя) или организации, выполняющей функции продавца

(изготовителя) на основании договора с ним, противоправными в отношении

неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего

иск потребителя о гражданско-правовых последствиях действий продавца

(изготовителя, исполнителя) или организации, выполняющей функции продавца

(изготовителя) на основании договора с ним, по вопросам, имели ли место эти

действия и совершены ли они данными лицами.

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) по искам,

предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного

круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Служащие федерального антимонопольного органа являются государственными

служащими, имеют соответствующие права и обязанности.

Федеральный антимонопольный орган образует в субъектах федерации свои

территориальные управления. Их полномочия не могут превышать полномочий

федерального антимонопольного органа. Они определены в Положении о

территориальном управлении Государственного Комитета РФ по антимонопольной

политике и поддержке новых экономических структур (утверждено Приказом ГКАП

от 13 ноября 1995 г. № 146). Согласно этому Положению, территориальное

управление ГКАП осуществляет проведение единой государственной

антимонопольной политики, защиту прав потребителей, пресечение

недобросовестной конкуренции, а также контроль за рекламной деятельностью и

пресечение недобросовестной рекламы. Оно действует на территории одного или

нескольких субъектов РФ.

В Положении подробно прописаны методы и формы осуществления территориальным

управлением своих функций.

Территориальное управление вправе:

•направлять в ГКАП России предложения по совершенствованию соответствующего

законодательства, практики его применения; •давать органам исполнительной

власти субъектов РФ и органам местного самоуправления на территории

региона: •

•- рекомендации по проведению мероприятий, направленных на содействие

развитию товарных рынков и конкуренции; •- согласие на предоставление льгот

отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам;

•- обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых

ими неправомерных актов, о прекращении ими нарушений антимонопольного

законодательства, а также о расторжении или изменении заключенных ими

соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству; •- вносить в

органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления

на территории деятельности территориального управления предложения о

введении или отмене лицензирования, о введении или отмене квот, а также о

предоставлении льгот, льготных кредитов и иных видов государственной

поддержки; •- требовать в соответствии с законодательством предоставления

достоверных документов, письменных и устных объяснений и иной информации,

необходимой для осуществления территориальным управлением своей

деятельности; •- осуществлять полномочия, предусмотренные Законом РСФСР "О

конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных

рынках"; •- направлять нарушителям антимонопольного законодательства,

законодательства о рекламе, о защите прав потребителей предписания о

прекращении этих нарушений и т. п.; •- принимать решения о наложении

штрафов за названные нарушения, административных взысканий; •-

устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на

соответствующих товарных рынках; •- принимать в установленном порядке

решения о включении (исключении) хозяйствующих субъектов в Реестр; •-

принимать решения о полном или частичном приостановлении рекламной

деятельности в случае, если контрреклама не осуществлена нарушителем в

установленный территориальным управлением срок; •- направлять материалы о

нарушениях законодательства о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для

решения вопроса о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии на

осуществление соответствующего вида деятельности; •- обращаться в суд,

арбитражный суд с исками и заявлениями, участвовать при рассмотрении в суде

или арбитражном суде дел, связанных с нарушением антимонопольного

законодательства, законодательства о защите прав потребителей и

законодательства о рекламе; •- направлять в соответствующие

правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении

уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением

антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе; •- взимать

в установленном порядке сборы за рассмотрение ходатайств и заявлений,

направляемых на рассмотрение в антимонопольные органы; •- обеспечивать

проведение правовых и экономических экспертиз документов, представляемых на

рассмотрение в антимонопольные органы; •- участвовать в организации

подготовки и обучения специалистов по вопросам, относящимся к компетенции

антимонопольных органов; •- осуществлять иные полномочия, предоставляемые

ему федеральным антимонопольным органом в пределах своих полномочий.

Сотрудники, уполномоченные территориальным управлением, в целях выполнения

возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в органы

исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в

организации, их объединения, знакомиться с необходимыми документами на

основании письменного запроса.

В любом, даже самом малом, территориальном управлении есть должностное

лицо, курирующее вопросы защиты прав потребителей.

Совместным письмом ГКАП РФ и Генеральной прокуратуры РФ от 28 августа 1995

года территориальным управлениям вменено в обязанность в недельный срок

направлять в органы прокуратуры для правовой оценки и принятия

процессуального решения материалы о нарушении требований безопасности

товаров (работ, услуг), ряда других правонарушений. Прокурор, следователь

уведомляет территориальное управление ГКАП о принятом решении в 10-дневный

срок. В этот же срок территориальное управление рассматривает полученный из

прокуратуры материал и информирует ее о принятом решении.

Рассмотрение антимонопольным комитетом дел о нарушении прав потребителей

Приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996 г. № 42 утверждено Положение о порядке

рассмотрения Комитетом е его территориальными управлениями дел о нарушениях

законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения

в области защиты прав потребителей.

Согласно Положению, дела о нарушениях законодательства о защите прав

потребителей рассматриваются соответствующим территориальным управлением по

месту нахождения продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого

возбуждено дело, за исключением случаев, когда дело принимается к

рассмотрению ГКАП России. ГКАП России вправе принять любое дело к своему

рассмотрению.

Для рассмотрения дела образуется соответствующая комиссия из должностных

лиц и специалистов ГКАП или его территориального управления. Решение

вопроса о возбуждении дела принимает председатель комиссии. Основанием для

возбуждения дела могут быть заявления (иные материалы) общественных

объединений потребителей, их ассоциаций (союзов), федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов

местного самоуправления, потребителей, депутатов, представление прокурора,

а также акты проверок продавцов (изготовителей, исполнителей) ГКАП России

(его территориальными управлениями).

Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей

рассматриваются в месячный срок с момента вынесения определения о

возбуждении дела. О времени и месте рассмотрения дела извещают продавца

(изготовителя. исполнителя), в отношении которого возбуждено дело, других

лиц, привлекаемых к участию в деле (заинтересованных лиц).

Дела рассматриваются в присутствии представителей продавца (изготовителя,

исполнителя) и с участием заинтересованных лиц, в отсутствие представителей

продавца (изготовителя, исполнителя) дело рассматривается, если имеются

данные, подтверждающие своевременное извещение продавца (изготовителя,

исполнителя) о месте и времени рассмотрения дела ( уведомление о вручении,

отдельная квитанция) и если от него не поступило мотивированное ходатайство

об отложении рассмотрения дела.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле могут быть привлечены

физические лица (граждане российские, иностранные, лица без гражданства) и

юридические лица (организации, являющиеся самостоятельными субъектами

гражданского оборота, удовлетворяющие признакам юридического лица,

сформулированным в статье 48 Гражданского кодекса РФ), на объем прав и

обязанностей которых может повлиять решение комиссии.

В рассмотрении дела может принимать участие в качестве заинтересованного

лица заявитель, а также потребитель, чьи права были нарушены. Комиссия не

вправе рассматривать дело без участия заявителя и потребителя, если они

настаивают на своем участии в рассмотрении дела. Неявка заинтересованных

лиц не является препятствием к рассмотрению дела.

Комиссия на заседании выясняет следующие вопросы:

•относится ли к ее компетенции рассмотрение данного дела; •о наличии

фактов, свидетельствующих о нарушениях прав потребителей; •были ли приняты

все возможные меры для устранения нарушений прав потребителя продавцом (

изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке.

Рассмотрение дела завершается вынесением решения, в котором излагаются

обстоятельства дела, установленные комиссией, и выводы, к которым она

пришла. Решение может быть вынесено: о выдаче предписания; о прекращении

дела в связи с отсутствием события и состава нарушения, устранением

нарушения до выдачи предписания, невозможностью применения мер воздействия

в связи с ликвидацией организации (смертью индивидуального

предпринимателя), допустившей нарушение, а также в случае, если меры

воздействия выходят за рамки компетенции ГКАП России (его территориального

управления).

В решении могут быть даны рекомендации:

•о предъявлении иска в суд в интересах неопределенного круга потребителей,

в том числе о ликвидации продавца (изготовителя, исполнителя) или о

прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное

или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав

потребителей; •о направлении материалов о нарушении прав потребителей в

орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида

деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной

лицензии или о ее досрочном аннулировании; •о направлении в органы

прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения

вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с

нарушением прав, предусмотренных законом о защите прав потребителей; •о

направлении материалов в федеральные органы исполнительной власти (их

территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и

безопасностью товаров (работ, услуг).

Решение комиссии выносится немедленно по окончании разбирательства дела. По

особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено

на срок не более 3 дней, но резолютивную часть решения комиссия объявляет

на том же заседании, на котором закончилось разбирательство дела.

Предписание подлежит добровольному исполнению продавцом (изготовителем.

исполнителем) в срок, указанный в предписании. Примерно такой же порядок

предусмотрен для рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от

исполнения или несвоевременное исполнение законных предписаний ГКАП России

(территориальных управлений). Подробно особенности рассмотрения дел о

защите прав потребителей в ГКАП и формы документов представлены в

изложенном Положении.

Когда лучше обратиться в антимонопольные органы

Поскольку ГКАП - это не суд, он не может заставить нарушившую Ваши права

организацию выплатить Вам неустойку или возместить убытки. Если Ваши

требования заключаются в том, чтобы продавец или исполнитель выполнили

какое-либо действие( например, заменили вам неисправный холодильник) или

наоборот не совершали бы какое-то действие, то проще и быстрее защитить

свои интересы обратившись в ГКАП.

Комитет по торговле

Государственный Комитет Российской Федерации по торговле - это центральный

орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий государственную

политику в сфере торговли и общественного питания, направленную на

удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления и

торговых услугах, организацию торгового обслуживания в соответствии с

современными требованиями, формирование рыночных отношений и развитие

рыночной инфраструктуры в отрасли, защиту интересов покупателей.

В связи с этим на Комитет возложены следующие задачи:

•- организация работ по реализации государственной стратегии в области

развития торговли и общественного питания; •- воздействие на формирование

потребительского рынка и его товарное насыщение, на производство,

ассортимент и качество товаров народного потребления и сельскохозяйственной

продукции с учетом спроса населения, его региональных особенностей,

поставок указанных товаров для государственных нужд; •- участие в

соответствии с решениями Правительства РФ в разработке и осуществлении

федеральных целевых программ, выполнение функций государственного заказчика

по организации работ, связанных с реализацией этих целевых программ и

обеспечением других государственных нужд; •- всемерное содействие

коммерциализации, приватизации, демонополизации, развитию конкуренции,

созданию равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов в

сфере торговли и общественного питания, активная поддержка новых

коммерческих структур различных форм собственности, малого и среднего

предпринимательства; •- осуществление взаимодействия с органами местного

самоуправления в вопросах торгового обслуживания населения и контроля за

деятельностью торговых предприятий; - разработка предложений по

совершенствованию организации торгового обслуживания, экономического,

правового регулирования и стимулирования деятельности предприятий торговли

и общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной

принадлежности, в условиях рыночной экономики; •- координация работы по

развитию инфраструктуры сферы торговли и общественного питания, по

организации научно-технического и информационного обслуживания предприятий

отрасли, внедрению достижений научно-технического прогресса, передового

отечественного и зарубежного опыта; •- организация подготовки,

переподготовки и повышения квалификации кадров, разработка мер по

социальной защите работников отрасли; •- оказание методологической,

консультативной и организационной помощи предприятиям торговли и

общественного питания различных форм собственности и ведомственной

принадлежности, органам местного самоуправления по вопросам, относящимся к

компетенции Комитета.

В соответствии с этими задачами определены и функции, осуществляемые

Комитетом. В целом их можно разбить на несколько групп: функции

организационно-координационные, функции контрольные, функции аналитические

(анализ и прогнозирование спроса и т. п.), функции консультационные и

методологические.

Подробно эти функции расписаны в Положении о Комитете Российской Федерации

по торговле, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 декабря

1992 г. № 1028.

В целом, роль Комитета по торговле - это роль выразителя спроса, роль

посредника между спросом и федеральными органами исполнительной власти, а

поэтому отчасти - и предложением. В связи с этим, деятельность этого

Комитета имеет особо важное значение для реализации интересов потребителей.

Госторгинспекция

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав

потребителей Комитета Российской Федерации по торговле (Госторгинспекция) -

государственная служба, основными задачами которой являются контроль за

соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком

применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления,

деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном

питании и недопущению поступлений на потребительский рынок

недоброкачественных товаров. Её правовой статус определяется

соответствующим Положением (утверждено постановлением Совета Министров

Правительства РФ 27 мая 1993 г.).

Объектами контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее

задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм

собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие,

производящие товары или услуги (далее именуются: продавец, изготовитель).

Госторгинспекция состоит из Управления Госторгинспекции Комитета РФ по

торговле и территориальных управлений в субъектах РФ.

Территориальные управления Госторгинспекции

•- проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров

народного потребления у продавца, а также проверки качества продукции у

изготовителя; •- контролируют соблюдение порядка применения цен на

предприятиях торговли и общественного питания, правильность пользования

весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим

оборудованием; •- принимают меры по устранению выявленных недостатков и

нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок; •-

приостанавливают реализацию товаров (и оказываемые при этом услуги), не

соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных

(вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан; •- рассматривают письма,

заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе

предприятий торговли и общественного питания и после соответствующих

проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом,

изготовителем.

При несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель

вправе обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке, при этом

действие решения управления Госторгинспекции не приостанавливается до

решения суда. Для обжалования принятого решения заинтересованные лица

вправе обратиться и в Управление Госторгинспекции. Управление должно ее

рассмотреть втечение месяца.

Территориальные управления Госторгинспекции обязаны предоставлять

Управлению Госторгинспекции всю необходимую информацию. Территориальные

управления Госторгинспекции обязаны координировать свою деятельность с

органами государственной власти и управления, общественными организациями

потребителей в деле защиты прав и интересов граждан. Управление

Госторгинспекции может также непосредственно осуществлять контроль за

продавцом и изготовителем, но в целом его функции носят организационно-

методический характер: оно - организует и контролирует деятельность

территориальных управлений, разрабатывает соответствующие методические

материалы и инструкции; •- по поручению Комитета РФ по торговле участвует

при рассмотрении проектов нормативных документов по стандартизации на

товары народного потребления; участвует в разработке предложений по

совершенствованию правил торговли; •- вносит в Комитет РФ по

стандартизации. метрологии и сертификации предложения о снятии с

производства товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества

граждан; •- анализирует информацию территориальных управлений и вносит в

соответствующие органы исполнительной власти предложения о мерах по

улучшению качества товаров и повышению культуры обслуживания населения; •-

проводит мероприятия по повышению уровня профессиональной подготовки кадров

Госторгинспекции.

Для осуществления своих функций Госторгинспекция вправе

•- осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и

промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной

принадлежности; •- производить контрольные покупки товаров с целью

определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы)

товаров для проведения исследования их качества; требовать у продавца,

изготовителя сертификат на реализуемые товары и проверять его соответствие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.