рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Управление культуры администрации области

контролирует в пределах своей компетенции соблюдение действующего

законодательства, выполнение актов областной Думы и главы администрации

области в подведомственных учреждениях и предприятиях;

осуществляет информационно-аналитическую деятельность, систематически

информирует население по вопросам научных и специальных знаний в своей

отрасли;

выполняет ряд других функций (приложение 1).

В соответствии с Положением об управлении культуры администрации

области наработано и утверждено администрацией области Положение о коллегии

управления культуры, её состав.

Коллегия управления культуры является совещательным органом,

осуществляющим предварительное коллективное рассмотрение вопросов развития

культуры и искусства в области и иных актов и выработки по ним рекомендаций

в пределах полномочий, закрепленных за управлением культуры администрации

области законодательством.

Деятельность управления культуры администрации области по осуществлению

культурной политики на территории региона (функций управления, координации

деятельности учреждений культуры , искусства, кино) можно разбить на 3

уровня:

1 уровень - взаимодействие с Министерством культуры

России,Госкомитетом России по кино.

2 уровень - взаимодействие с областной Думой, администрацией области,

комитетами, управлениями, отделами администрации области.

3 уровень - взаимодействие с муниципальными органами власти по

координации действий в осуществлении государственной культурной политики.

Основой государственных гарантий развития культуры, ее стабильного

функционирования, как это установлено ст.45 Закона РФ "Основы

законодательства Российской Федерации о культуре", является бюджетное

финансирование.В целях обеспечения этих гарантий, преодоления остаточного

принципа финансирования в законе закреплена доля расходов на культуру в

общих расходах государства в объеме не менее 2% средств федерального

бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов.В области сложилась

следующая ситуация:

Доля расходов на культуру в областном бюджете (%)

1993 - 2 1996 - 1,9

1994 - 2 1997 - 2,1

1995 - 2,4 1998 - 1,2

С учетом складывающейся ситуации в социально-культурной сфере

управление культуры стремится сохранить престиж областных организаций

культуры и искусства, обеспечить хотя бы минимально их экономическую

устойчивость, приложить усилия по дальнейшему поиску форм и методов работы

в совершенствовании обслуживания населения области, сохранении

нравственного потенциала и воспитании гражданской позиции населения.

Проведение целого комплекса организационных мер позволяет сохранить

сеть учреждений культуры и искусства, провести прием в учебные заведения на

уровне прошлых лет, на высоком организационном и художественном уровне

проводить творческие отчеты, музыкальные конкурсы, художественные выставки,

ремонтно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры.

Культурная деятельность на территории области осуществляется в

соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными

законами,указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и

распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, актами

федеральных органов исполнительной власти, на которые в установленном

порядке возложено регулирование деятельности в отрасли культуры, искусства

и видеопроката, решениями областной Думы, постановлениями и распоряжениями

администрации области.

Являясь структурным подразделением администрации области, управление

культуры активно взаимодействует с областной Думой, его комитетом по

социальной политике и инициирует подготовку и рассмотрение правовых актов

по проблемам культуры и искусства.

В последние три года формированию нормативно-правовой базы было

уделено особое внимание.

Серьезная работа предшествовала подготовке и принятию закона "О

библиотечном деле в Тамбовской области". Распоряжением администрации

области была создана рабочая группа по подготовке проекта закона из ученых,

библиотечных работников, юристов.

Закон "О библиотечном деле в Тамбовской области" был принят областной

Думой во втором чтении 21 июня 1996 года, № 67-З /приложение 2/.

Он явился правовой базой организации, сохранения и развития

библиотечного дела в Тамбовской области. Закон установил принципы

деятельности библиотек, гарантировал право граждан на свободный доступ к

информации, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, научную

и образовательную деятельность.

Закон регулирует вопросы организации библиотечного дела,

взаимоотношений между органами государственной власти и органов местного

самоуправления, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в

области библиотечного дела в соответствии с Основами законодательства РФ о

культуре, федеральными законами "О библиотечном деле", "Об обязательном

экземпляре документов" и нормами международного права.

Закон "О библиотечном деле в Тамбовской области" дополнил и расширил

действия Федерального Закона на территории области в следующих моментах:

1. Он распространяется на все библиотеки области независимо от их

ведомственной принадлежности и формы финансирования;

2. В Законе четко закреплены полномочия исполнительной и

представительной власти, органов местного самоуправления;

3. Законодательно определен статус центральной библиотеки области -

областной универсальной научной библиотеки имени

А.С.Пушкина, расширены ее полномочия. Она стала координирующим и

методическим центром всего библиотечного дела области;

4. Определено, что книжный фонд области является культурным наследием.

В проект закона также были заложены социальные льготы для работников

библиотек, почтовые льготы по пересылке литературы по межбиблиотечному

абонементу. К сожалению, эти статьи не были поддержаны областной Думой и из

закона изъяты.

Принятие Закона повлекло за собой дальнейшую наработку нормативной

базы. Работники областных библиотек оказались самой низкооплачиваемой

категорией работников культуры (а работники культуры и работники

образования - самые низкооплачиваемые категории в области). В связи с этим

удалось добиться принятия постановления администрации области от 07.07.97г.

№ 421 "О социальной защите работников областных библиотек управления

культуры", которым устанавливается ежемесячная надбавка к должностному

окладу за выслугу лет, премирование в размере 25%, материальная помощь.

В соответствии с Законом области и постановлением администрации в

четырех районах области и городе Тамбове также решен вопрос о доплатах

библиотечным работникам.

Постановлением администрации области от 09.02.96г.№ 70 "Об

обязательном бесплатном областном экземпляре изданий" определен порядок

формирования комплекта местных документов и краеведческих фондов,

использования их в информационно-библиографическом обслуживании, определен

порядок их доставки в областную научную библиотеку.

Областной универсальной научной библиотекой имени А.С.Пушкина в

соответствии с новым законодательством был наработан пакет документов и

направлен во все централизованные библиотечные системы области. Пакет

включает: примерный Устав ЦБС (центральной библиотечной системы) района,

правила пользования ЦБС, правила внутреннего трудового распорядка,

примерную должностную инструкцию директора, номенклатуру дел ЦБС.

Библиотеки области пересматривают свою роль, учатся анализировать и

прогнозировать ситуацию, ищут нестандартные, творческие и перспективные

формы работы, выполняют образовательные, информационные и досуговые

функции, проводят адресные мероприятия ко всем знаменательным и

памятным датам в общественной жизни страны и области. Проводимая работа

способствует повышению роли и авторитета библиотек среди населения,

активному использованию библиотечных информационных ресурсов, число

читателей в библиотеках области постоянно растет.

В области на государственной охране находится 417 памятников истории

и и культуры, из которых 22 имеют статус федерального значения. Памятники

истории и и культуры в Тамбовской области представляют собой уникальные,

ничем не заменимые и невозобновимые свидетельства исторического развития

народа, личности, государства и служат основами духовной, моральной,

интеллектуальной жизни. Они являются неотъемлемым достоянием народов

Российской Федерации и мирового сообщества.

На федеральном уровне отношения в связи с охраной государством

памятников истории и культуры регулируются Законом РСФСР от 1978 года "Об

охране и использовании памятников истории и культуры". Этот Закон морально

устарел и не отвечает требованиям сегодняшнего дня. В связи с этим

управлением культуры было разработано и внесено на рассмотрение областной

Думы "Временное положение "Об охране,реставрации и использовании памятников

истории и культуры Тамбовской области". Постановление областной Думой

принято 24 июня 1997 года, № 754 и будет действовать до принятия

аналогичного федерального закона.

Во Временном положении отмечено, что охрана памятников истории и

культуры области находится в совместном ведении Российской Федерации и

области. Положением утвержден порядок использования памятников, обязанности

арендатора, пользователя и собственника, вопросы государственного учета,

управления, реставрации, консервации, ремонта памятников, порядок сдачи в

аренду, финансирования мероприятий по охране памятников, государственной

поддержки деятельности, направленной на сохранение памятников. Для решения

этих задач создана Инспекция охраны историко-культурного наследия

Тамбовской области. В настоящее время инспекцией подготовлен проект

постановления областной Думы "О постановке на государственную охрану

памятников истории и культуры". Перечень памятников включает 87 объектов

культурного наследия.

2.4. Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне

Сущность и значимость программно-целевого подхода в реализации

социальной политики на региональном уровне велика. Понимание этого привело

к принятию областной Думой Закона Тамбовской области от 27.12.95г. №43-З

"Об областных целевых программах". Сейчас в области действует 52 программы,

из них 23 - социальной направленности. В бюджете области они выделены

отдельной строкой, за их реализацией осуществляется строгий контроль.

Второй год реализуется "Программа первоочередных мер по социальной политике

в Тамбовской области".

Автором в данной главе будут рассмотрены 2 программы: "Программа

сохранения и развития культуры и искусства области",

"Программа развития киновидеообслуживания области".

"Программа сохранения и развития культуры и искусства Тамбовской

области на 1996-1997 год" была утверждена постановлением областной Думы от

29.03.96г. № 417.

Цель программы - сохранение и развитие культурного наследия области,

системы государственных и общественных организаций, обеспечивающих

культурную жизнь региона, создание культурной среды в районах и городах

области.

Отдельным пунктом постановления областной Думы было рекомендовано

органам местного самоуправления разработать и утвердить местные программы.

В 24 районах и городах области (из 29) такие программы были приняты.

Финансирование программы:

1996 Профинанс. 1997

Профинанс.

/млн.руб./

/млн.руб./

Всего 3195,5 825,0 (25,8%) 6388,0 2098,0 (32,8%)

в т.ч.

фед.бюдж. 1350,0 70,0 (5,2%) 1774,0 3,9 (0,2%)

обл.бюдж. 940,0 653,0 (69,5%) 940,0 940,0 (100%)

мест.бюдж. 833,5 56,0 (6,7%) 3176,0 76,0 (2,4%)

внебюджетн.

источники 72,0 46,0 (63,8%) 498,0 138,0 (27,7%)

В ходе ее реализации программные мероприятия были существенно

расширены и дополнены.

За этот период музыкальное училище имени С.В.Рахманинова, основанное в

1887 году, преобразовано в Тамбовский государственный музыкально-

педагогический институт имени С.В.Рахманинова. На его базе появился

профессиональный симфонический оркестр.

Важным событием в культурной жизни области явились творческие отчеты

коллективов художественной самодеятельности городов и районов области,

посвященные 60-летию образования Тамбовской области. Отчеты в течение

полутора лет, каждое воскресенье, проходили в Тамбовской государственной

филармонии, на главной сцене области при огромном скоплении зрителей. В

отчетах участвовало более 6 тысяч исполнителей, их посмотрело более 38

тысяч зрителей.

Проведены такие крупные культурные акции, связанные с сохранением

духовного потенциала края, как: "200-летие со времени образования

Тамбовской губернии и 60-летия со дня образования Тамбовской области", "300-

летие Российского флота", "100-летие российского кино", "100-летие первого

кинопоказа в г.Тамбове", "365-летие со дня основания г.Тамбова", "165 лет

со дня основания областной универсальной научной библиотеки имени

А.С.Пушкина", "100-летие Мичуринского государственного драматического

театра", Дни литературы на Тамбовщине, праздник национальных культур в

г.Котовске.

Высоких результатов достигли професиональные творческие коллективы,

работающие при управлении культуры. Самодеятельные коллективы области

участвовали в ряде творческих мероприятий российского масштаба, выезжали за

рубеж для участия в чемпионатах, конкурсах, фестивалях.

Последовательно осуществлялись меры по дальнейшему увековечению памяти

выдающегося композитора, пианиста и дирижера С.В.Рахманинова.

Значительно возросла потребность населения в библиотечных ресурсах.

Ими пользуются более 700 тыс. человек. Четче обозначилась информационная,

просветительская и культурно-досуговая деятельность библиотек.

Вместе с тем задачи, поставленные Программой, во многом остаются

актуальными сегодня. Сложилась критическая ситуация в финансировании

ремонтно-реставрационных работ на зданиях-памятниках. Не поддерживается и

не развивается материально-техническая база народных художественных

промыслов и ремесел. В ряде районов деятельность клубных учреждений также

во многом сдерживается слабой материально-технической базой. Из 615

стационарных сельских клубных учреждений 5 не имеют зданий, 116 требуют

капитального ремонта, 150 не отапливаются в зимнее время.

Крайне слабое финансирование привело к некоторому сокращению объемов

работы учреждений культуры - прежде всего требующих значительных финансовых

затрат на постановочную, гастрольную, выставочную деятельность,

обслуживание села, детей, внедрение новых технологий.

Много проблем и в кинообслуживании населения. Не хватает средств на

содержание кинозрелищных предприятий, их переоснащение.

Острейшей проблемой стало фактическое отсутствие комплектования

библиотечных фондов и, в первую очередь, центральной библиотеки области -

областной научной универсальной библиотеки имени А.С.Пушкина, в связи с чем

80-90% новых книг отсутствуют на территории области даже в единственном

экземпляре. Сведено на нет участие библиотек области в федеральной

программе компьютеризации библиотечного дела.

"Программа сохранения и развития культуры и искусства Тамбовской

области на 1998-1999 годы", утвержденная постановлением областной Думы от

16.06.98г.N 137 (приложение 3) позволит на минимальном уровне и в пределах

выделенных на отрасль "культура" бюджетных ассигнований решать эти и другие

проблемы. Структура Программы была определена в соответствии со структурой

Федеральной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства

Российской Федерации (1997-1999гг.)" и состоит из разделов:

"Поддержка и развитие профессионального художественного творчества";

"Сохранение культурного наследия"(Недвижимые памятники истории и

культуры.Музейный фонд. Безопасность музейных и библиотечных фондов);

"Стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой

деятельности";

"Модернизация библиотечного дела и сохранение библиотечных фондов";

"Поддержка молодых дарований и развитие художественного и

культурологического образования";

"Сохранение и развитие материально-технической базы киносети и

кинопроката, пополнение фильмофондов и повышение уровня кинообслуживания

населения области".

Цели и задачи программы:

формирование средствами культуры и искусства нравственных и духовных

ценностей, воспитание у населения чувства национальной гордости,

гражданственности и патриотизма, уважение свободы творчества;

сохранение и развитие культурных традиций области; поддержка молодых

дарований в сфере литературы и искусства, народных мастеров;

осуществление сотрудничества государственных структур с общественными

творческими организациями, союзами, обществами, активно выполняющими

функции по поддержке и организации культурной жизни области;

развитие межрегиональных и международных культурных обменов,

направленных на обогащение культурной среды области, творческий рост

профессиональных и любительских коллективов.

Объемы и источники финансирования программы (т.руб):

1998г 1999г

Всего 3265,0 3255,0

в том числе:

средства федерального бюджета 1447,0 1420,0

средства областного бюджета 1530,0 1735,0

средства местного бюджета 125,0 111,0

средства внебюджетных источников 163,0 165,0

Профинансировано по 1998 году: из средств федерального бюджета -

1354,3 тыс.руб.,(93,5%), из областного бюджета - 702,8 (46%), из местного

бюджета - 10,0 (8%), внебюджетные источники - 45,3 (28%).

Правительством Российской Федерации принято постановление от

18.12.97г. № 1561 "О концепции развития кинематографии Российской Федерации

до 2005 года". Главный смысл Концепции состоит в том, чтобы начиная с 1998

года обеспечить последовательный переход к системе, сочетающей

государственную поддержку с инвестициями предпринимателей, различными

формами банковского кредитования. Все это не внушает оптимизма, но вторым

пунктом вышеназванного постановления рекомендовано органам исполнительной

власти субъектов Федерации разработать региональные программы развития

кинематографии до 2005 года.

Кинематография в области за последние годы претерпела существенные

структурные и качественные изменения и в настоящий момент переживает

финансово-экономический кризис. Более чем в два раза сократились

киноустановки (с 735 до 351). Закрываются и перепрофилируются кинотеатры -

в настоящее время во всей области их осталось 7. Не хватает средств на

содержание кинозрелищных предприятий, их переоснащение. Значительно

сократился фильмофонд, количество фильмокопий, что привело к значительному

сокращению кинопоказа. За последние годы количество зрителей сократилось в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.