рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Управление культуры администрации области

развитие принципов федерализма в осуществлении государственной

политики на основе четкого разграничения полномочий и эффективного

взаимодействия органов государственной власти и органов местного

самоуправления, сохранение и развитие национальных культур народов РФ,

поддержка всех форм национально-культурной самоорганизации граждан;

всемерное содействие развитию как государственных, так и

негосударственных организаций культуры, укрепление взаимодействия и

сотрудничества органов исполнительной власти в сфере культуры с Российским

фондом культуры, творческими союзами и другими общественными объединениями

деятелей культуры и искусства, осуществление ими совместных проектов

развития и сохранения культуры;

ряд других задач /10/.

Программа охватывает сферы деятельности Министерства культуры РФ,

Комитета РФ по кинематографии, Государственной архивной службы России,

Российской государственной цирковой компании.

В подпрограмму "Развитие культуры и сохранение культурного наследия

России" федеральной программы Тамбовская область вошла тремя пунктами,

финансируемыми из федерального бюджета:

Государственный архив, г.Тамбов,строительство здания

1998 - 1,5 млрд.руб., 1999 - 2,0 млрд.руб.;

Областная картинная галерея, реконструкция

1997 - 2,75 млрд.руб.

Музыкальное училище им.Рахманинова, реконструкция

1997 - 1,15 млрд.руб.

(итого по 1997 году - 3,9 млрд.руб.

по 1998 году - 1,5 млрд.руб.)

Однако финансирование программных мероприятий в 1997 году составило

3,9 млн.рублей (0,2%), в 1998 году - 4,3тыс.рублей (0,3%).

В 1997 году за счет федерального бюджета были выделены дополнительные

государственные инвестиции на реконструкцию здания Мичуринского

государственного драматического театра в сумме 1,0 млрд.руб. Этому театру в

1997 году исполнилось 100 лет, в течение последних 6 лет он был закрыт на

реконструкцию.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать определенные выводы.

Важнейшей целью культурной политики должно стать установление связи

между культурой и развитием вообще и распространение подхода к культуре как

к одному из важнейших измерений развития.Задача культурной политики -

организовать спокойный и конструктивный диалог в процессе перехода к новой

системе ценностных установок и идей. Целью культурной политики является

создание богатого гражданского общества, основанного на существовании

разнообразных общественных и частных, институциализированных и

неинституциализированных инициатив и проектов /33/. Важнейшей ролью

сильного Министерства должна стать организация взаимодействия всех

участников культурной жизни и регулирование рынка культурной продукции и

услуг.

Для того, чтобы культура не на словах, а на деле стала приоритетной

сферой, ее финансирование должно осуществляться полностью,в предусмотренном

законодательством объеме.

В качестве стратега культурного развития Министерство культуры должно

изменить свои отношения с внешним миром и методы работы, для чего

необходима административная реформа. Во-первых, должна быть обеспечена

прозрачность принятия решений, критериев финансирования, организационных

структур. Политика, проводимая властью, не всегда объяснима. Почему,

например, по данным Министерства культуры, в 1994 году музеи получили 48%

финансовых средств Министерства культуры? Каковы процедуры финансирования и

его приоритеты? Это не может произойти без изменения менталитета, но

свободное циркулирование информации и разъяснение даже внутренней работы

властных структур есть неотъемлимая составляющая демократического

государства /33/.

Необходимо также увеличить число людей, принимающих участие в принятии

решений, создавая различные комитеты и комиссии экспертов, сотрудничающих с

Министерством. Необходимо перейти от методов "пожалования" финансовой

помощи к выделению ее на основе голосования, основанного на ясных критериях

и системе оценки результатов.

Необходимо развитие законотворческой деятельности , принятие

федеральных законов:"О минимальных социальных гарантиях", "Об адресной

социальной помощи", "О театре", "О творческих работниках и творческих

союзах", "О порядке реорганизации и приватизации учреждений культуры", "О

меценатстве", порядок налогообложения объектов культуры.

Если в Программе сохранения и развития культуры и искусства на 1993-

1995 годы была подпрограмма "Развитие материально-технической базы культуры

в регионах", то в новой программе этот раздел вообще исчез.

Отсутствие единого подхода к установлению налогов в области культуры,

разночтения в законах создают значительные трудности в работе

государственных и муниципальных учреждений культуры. Для обеспечения

единого подхода к налогообложению следовало бы освободить все

некоммерческие учреждения культуры от всех видов и платежей в бюджет, дать

им возможность направлять полученные доходы на расширение и

совершенствование культурной деятельности /52/.

В целях привлечения средств меценатов и спонсоров Указом Президента РФ

"О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ

от 12.11.93г. № 1904 увеличена до 5% доля необлагаемой прибыли,

перечисляемой государственным учреждениям культуры и искусства. Однако, на

практике эта налоговая льгота не работает.

Сегодня расходы спонсоров на поддержку культуры могут быть учтены лишь

в затратах на рекламу. Установленные нормативы для исчисления предельных

размеров таких расходов не обеспечивают развитие спонсорства и не позволяют

потенциальным инвесторам активно использовать свои средства для поддержки

культуры и формирования ими своего имиджа.

Совершенствование форм государственной поддержки культуры должно

привести к созданию целостной системы государственного протекционизма,

призванной обеспечить сохранение и развитие культурного потенциала России.

ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

СФЕРОЙ

2.1. Характерные особенности разработки региональной политики в области

культуры

Для настоящего времени характерен процесс самоорганизации провинции,

сущность которого заключается в фактическом самоопределении регионов, в

самостоятельном выборе ими своих моделей развития. Процесс этот пока

преимущественно спонтанный, однако, в его рамках рождается, а правильнее

сказать - возрождается идеология регионализма.

Региональная политика понимается как деятельность государства по

регулированию экономического, социального, этнополитического развития

страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что

такая политика должна строиться дифференцированно /57/.

С одной стороны, под "регионом" понимается географическое пространство

(территория), отличающаяся совершенно определенным характером направления

развития всех его структур - экономических, этнических, демографических,

социокультурных и других /29/. При этом отмечается, что территория региона

может совпадать или не совпадать с национально-территориальными или

административными границами. В плане экономического регионализма в России

насчитывается традиционно десять-одиннадцать регионов (Северо-Западный,

Центральный, Поволжский, Центрально-Черноземный и другие), которые

относятся к числу укрупненных экономических регионов. С другой стороны, под

"регионом" подразумевается совокупность административных единиц. Поскольку

территориальное начало федеративного устройства России является абсолютным,

то в этом аспекте все субъекты Федерации выступают как регионы /29/, чем и

обусловлено применение термина "региональная система культуры" при

рассмотрении вопросов совершенствования системы управления в сфере культуры

Тамбовской области.

Основной смысл государственной региональной политики заключается в

переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Центра (федеральных

органов власти), формирование опережающих технологий социально-культурного

и научно-технического развития в регионах России.

Сразу следует отметить, что будущее социальных систем, в том числе

культурных, отличается высокой степенью неопределенности, и прогнозирование

его крайне затруднительно, но и крайне необходимо.

Необходимость разработки новой государственной региональной политики

обусловлена следующими факторами:

развалом командно-административной системы управления и утратой

сложившихся в старой системе принципов взаимодействия центра с регионами;

несогласованностью государственных и региональных структур управления

в проведении рыночных реформ по вертикали и горизонтали;

деформацией логики ценностных ориентаций: система интересов (частных,

коллективных, региональных, государственных) не имеет пока единого

критерия.

Необходимость формирования региональной системы культуры и новой

системы управления ею вытекает из ситуации, сложившейся в экономической,

кадровой и социальной политике и характеризующейся следующим:

1. Возрастают финансовые потребности культуры, а государственное

финансирование данной сферы все еще происходит по остаточному принципу.

Решение рассматриваемой проблемы в рамках региональной системы позволит

распределять интегрированные средства, поступающие из бюджета и прочих

источников в состав единого регионального фонда финансирования, наиболее

рационально и эффективно.

2. Жестко регламентированный жизненный путь человека в условиях

унитарного государства сегодня постепенно начинает сменяться собственной

стратегией личности, принимаемой в условиях выбора. Образуется все больший

разрыв между государственными и личными планами человека /25/.

3. Происходящие структурные и содержательные изменения в сфере культуры

приводят к изменению всей модели управления и стиля управления. Отношения

между органами управления федерального, регионального и местного уровней

строятся на основе новых моделей управления, одним из механизмов реализации

которых являются соглашения, заключенные между органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации и Минкультуры России. Стиль

управления культурным процессом приобретает системный уровень.

Министерство культуры России начало активно развивать вертикальные

связи, определялся характер взаимодействия между федеральными и

региональными органами власти. Они строились на партнерской основе и были,

как правило, достаточно конструктивными. Стали заключаться соглашения о

культурном сотрудничестве между Министерством культуры РФ, ее субъектами и

их межрегиональными формированиями. Такие документы были подписаны с

ассоциацией "Сибирское соглашение", с администрациями Приморского края,

Псковской, Тульской областями.

С Тамбовской областью был подписан протокол от 20.03.95г. №17 "О

совместном финансировании организаций и проведении работ по Федеральной

программе "Сохранение и развитие культуры и искусства в 1995 году"(от

20.03.95г.№17) . По протоколу предусмотрено выделение 1170,0 млн.рублей,

выделено 930,6 млн.руб.(79,6%). На 1996 год действие Протокола было

продлено. Однако из запланированных 1350,0 млн.руб. выделено 70,0 или 5,2%.

В последующие годы Министерство отказало области в подписании договора.

Как показывает практика, всякое обновление начинается с изменений в

первую очередь формальных характеристик, и не всегда вслед за этим идут

изменения по существу. В сфере социального управления формализм проявляется

в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении

к его смыслу и духу.

2.2. Анализ социокультурной ситуации в области

Под социокультурной сферой подразумевается совокупность учреждений,

организаций, творческих групп и индивидов, создающих,воспроизводящих и

тиражирующих материальные и нематериальные культурные элементы /28/.

Состояние социокультурной сферы Тамбовской области можно

охарактеризовать следующими показателями.

Наличие объектов:

муниципальные клубные учреждения - 765

библиотеки - 735

музеи - 10

театры и филармония - 4

кинотеатры - 7

киноустановки - 362

профессиональные коллективы

(симфонический оркестр, камерный хор,

государственные танцевальные ансамбли

"Ивушка", "Цвета радуги", оркестр русских

народных инструментов "Россияне",

фольклорно-этнографический театр "Иван да Марья") - 6

парки культуры и отдыха - 5

центр творчества молодежи - 1

центр культуры и спорта - 1

областной научно-методический центр

самодеятельного творчества - 1

редакций газет - 51

телевизионных и радиовещательных компаний - 27

В области сложился богатый творческий потенциал:

Это творческие союзы - тамбовские отделения Союзов России - писателей,

художников, архитекторов, театральных деятелей, журналистов, концертных

деятелей;

общества - музыкальное, охраны памятников истории и культуры,

книголюбов, отделение Рахманиновского общества.

Свыше 10 тысяч детей и подростков обучаются в 51 детской музыкальной,

художественной, хореографической школе, школе искусств.

Кроме того, для социокультурной сферы области готовят

высококвалифицированных специалистов профессорско-преподавательский состав

учреждений высшего и среднего профессионального образования:

Тамбовский государственный университет имени Державина (факультеты

культурологии,информационных ресурсов, культуры и искусств);

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени

Рахманинова;

колледж искусств;

Моршанский муниципальный областной естественно-гуманитарный колледж

(факультеты библиотечный, социальной педагогики).

В области широко распространено народное самодеятельное творчество.

Около четырех тысяч специалистов учреждений культуры и искусств привлекают

к творчеству более 35 тысяч участников художественной самодеятельности, 88

самодеятельных коллективов имеют статус "народный коллектив".

Как и в прошлые годы, поддерживая традицию духовного и нравственного

обогащения населения, в области состоялись литературно-музыкальные

праздники, посвященные Н.Гончаровой в Знаменке, четвертый праздник,

посвященный книгоиздателю И.Г.Рахманинову в с.Старая Казинка Мичуринского

района, Дни литературы, посвященные поэту В.Богданову в Тамбове и

Мордовском районе, Чичеринские чтения, посвященные 125-летию со дня

рождения Г.В.Чичерина в Тамбове, мероприятия, посвященные 75-летию нашей

землячки, Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, седьмые Воронцовские

чтения .

Поддержка культурной жизни не сводится только к сохранению

существующих форм. За последние два года создан профессиональный

симфонический оркестр, Центр культуры и спорта администрации области,

открыт Российский центр кинематографии и стереокино на базе кинотеатра

"Родина" в г.Тамбове. Открыт после шестилетнего капитального ремонта

Мичуринский государственный драматический театр, чье 100-летие широко

отмечалось в 1997 году. Продолжается ремонт памятников архитектуры -

тамбовского государственного драматического театра, областной картинной

галереи, областной библиотеки имени А.С.Пушкина.

Не смотря на сложное финансовое положение, стабильно работают все

учреждения культуры и искусства.

2. 2.3. Реализация организационной и нормативно-законодательной

деятельности в области культуры

Проведение государственной политики в области культуры в регионе

осуществляет управление культуры администрации Тамбовской области. В

соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации

области от 05.01.96г.(Приложение 1), управление культуры обеспечивает

проведение государственной политики в области культуры, искусства и

киновидеопроката, разрабатывает стратегию и оптимальные условия их

развития, содействует демократизации процессов культурного строительства и

в пределах своей компетенции несет ответственность за практическое

осуществление указанной политики на территории области. Организационная

структура управления культуры администрации области показана на рисунке 1.

Рис.1 Организационная структура управления культуры администрации области

Штат управления культуры администрации области - 21 человек, из них 7

человек - обслуживающий персонал.

Основными задачами управления культуры администрации области являются:

координация развития сети учреждений культуры, искусства,

киновидеопроката и киновидеопоказа на территории области;

разработка мероприятий по реализации своих полномочий, вытекающих из

требований законов Российской Федерации, решений областной Думы,

постановлений администрации области и "Основ законодательства РФ о

культуре";

обеспечение прав и свобод человека в области культуры и искусства;

разработка на основе федеральной политики в области культуры,

искусства и кино территориальных и иных программ сохранения и развития

культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение;

обеспечение государственного контроля в области сохранности

культурного достояния народов Российской Федерации, памятников истории и

культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников

истории и культуры Российской Федерации;

осуществление политики демонополизации в сфере производства и

распространения культурных ценностей, содействие созданию альтернативных

организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий,

иных культурных объединений. Взаимодействие с творческими союзами;

закупка фильмов, лицензий на прокат фильмокопий, обеспечение проката

фильмов в области.

Управление культуры в соответствии с возложенными на него задачами и в

пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

анализирует, направляет и контролирует работу подведомственных

учреждений культуры, искусства, киновидеопоказа, кинопроката, учебных

заведений, разрабатывает и вносит администрации области предложения по

совершенствованию и перспективному развитию отрасли. Оказывает методическую

и иную помощь учреждениям культуры и искусства в районах и городах области

в целях обеспечения обслуживания населения в соответствии с установленными

социальными программами;

координирует деятельность местных органов управления культуры по

реализации федеральной культурной политики;

осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития

культуры, искусства, киновидеопроката и киновидеопоказа, обоснование целей

и приоритетов развития отдельных видов культурной деятельности на всей

территории области и отдельных ее регионах с учетом их ресурсного

потенциала;

содействует возрождению и развитию традиционных народных промыслов и

ремесел;

разрабатывает и реализует программы кадрового обеспечения учреждений

культуры и искусства,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.