рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Управление культуры администрации области

финансирование, а также - определенное равенство с другими отраслями в

государственном механизме и дает свободу инициативы /33/. Существование

Министерства необходимо, поскольку государственный сектор в культуре

сохраняет свою важность, существует значительное число учреждений культуры,

находящихся под государственным управлением, а финансирование из

небюджетных источников только формируется.

В этой ситуации одним из приоритетных направлений деятельности органов

государственного управления становится социальное регулирование. Оно

необходимо прежде всего потому, что именно государство по Конституции

приняло на себя роль гаранта в обеспечении принципа доступности для своих

граждан источников удовлетворения культурных потребностей.

Право человека свободно участвовать в культурной жизни само по себе

недостаточно - культурную деятельность необходимо еще и стимулировать.

Мировое сообщество осознало,что "культурное развитие должно в возрастающей

мере стать заботой и долгом современного государства и всех других

институтов,принимающих решения о стратегиях, программах,проектах

общественного развития" /36/.

Существуют два способа государственного финансирования культуры -

прямое выделение бюджетных ассигнований и косвенное финансирование

посредством выделения кредитов, предоставления налоговых льгот и т.д. В

соответствии со ст.45 Закона РФ "Основы законодательства Российской

Федерации о культуре", государство гарантирует создание условий для

сохранения и развития культуры посредством прямого финансирования.

В целях создания системы гарантированного государственного

финансирования в законе закреплена минимальная доля (норматив) бюджетных

ассигнований, направляемых на нужды культуры. Предусмотрено, что на эти

цели ежегодно направляется не менее 2% средств республиканского бюджета и

не менее 6% средств местных бюджетов.

Однако данная норма не выполняется уже на стадии формирования

бюджетов. Ниже приведены цифры (в процентах), выделяемые федеральным

бюджетом на культуру по отношению к самому бюджету /52/:

1993 - 0,35% 1996 - 0,87%

1994 - 0,82% 1997 - 0,62%

1995 - 0,93% 1998 - 0,71%

Ситуация еще более усугубляется тем обстоятельством, что даже эти

средства выделяются не полностью. Практика исполнения бюджета последних лет

показала,что бюджет перестал быть законом, в соответствии с которым

осуществляется реальное финансирование.

В 1997 - 1998 годах и эти средства, выделенные на культуру, не

поступили в полном объеме из-за секвестирования федерального бюджета.

Кризисное состояние культуры в Российской Федерации очевидно, хотя

глубина духовной деградации и трудности ее преодоления, видимо, еще

осознаны далеко не полностью. Достаточно оснований полагать, что не оценен

в должной мере и громадный культурный потенциал России, который, вопреки

всему, сохранился, а в некоторых отношениях и возрос.

1.2. Развитие законодательства в области культуры

Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют об

исключительной роли правового регулирования культурной жизни в любой стране

и в особенности в переломные моменты общественного развития. Суть права в

области культуры - это гарантии свободы культуры и культурной деятельности

личности посредством гармонизации отношений различных субъектов культурной

жизни личности, объединений граждан и государства.

В современном мире правосознание в этой области учитывает

необходимость участия государства в культуре посредством принятия на себя

обязанностей гаранта ее свободы, материальной поддержки, защиты

национального и культурного достояния, регулирования отношений

собственности, обеспечения культурно-национальной автономии нацменьшинств,

протекционизма в отношении особо одаренных граждан, новаций в области

культуры, доступности культурной деятельности для социально-ослабленных

групп населения (детей,пенсионеров, инвалидов) и т.д./51/.

Развитие рыночной экономики, строительство новой российской

государственности потребовали уделить особое внимание формированию

правового пространства деятельности в сфере культуры. Тем более, что

до 1992 года мы имели лишь один специальный закон, регулирующий отношения

в сфере культуры. Это Закон "Об охране и использовании памятников

истории и культуры", принятый в 1978 году.

В 1992 году были приняты "Основы законодательства Российской Федерации

о культуре", в которых впервые в развернутом виде определены права и

свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры.

Установлены обязанности государства в области культуры, уточнено разделение

компетенции между федеральными органами государственной власти,органами

государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления,

определены принципы государственного финансирования культуры и

регулирования экономической деятельности в этой сфере, основы участия в

международных культурных обменах.

Принятие "Основ законодательства" стимулировало интенсивную

нормотворческую деятельность в сфере культуры. С 1992 года начинается

наработка законодательной базы.

Многолетняя практика работы автора в сфере культуры, постоянный анализ

позволяют выделить ряд наиболее значимых и необходимых для развития отрасли

федеральных законов и программ.

Закон РФ от 29.12.94г. N 79-ФЗ О библиотечном деле" явился правовой

базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он

установил принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека,

общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный

доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям

национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и

образовательную деятельность.Закон регулирует общие вопросы организации

библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами,

предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в

соответствии с принципами и нормами международного права.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на

библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств

федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных

бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования

библиотечных фондов как части культурного наследия народов Российской

Федерации - на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм

и форм собственности.

Учитывая большой вклад государственных библиотек в развитие

отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего

повышения их роли в жизни общества, Указом Президента РФ в 1995 году был

установлен общероссийский день библиотек, который отмечается 27 мая. Это

единственный профессиональный праздник работников культуры.

Закон РФ от 26.05.96г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации

и музеях в Российской Федерации" определяет особенности правового положения

музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение

музеев в РФ.

В развитие этого закона Постановлением Правительства РФ 12 февраля

1998 года N 179 были утверждены Положение о музейном фонде Российской

Федерации, Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской

Федерации, Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской

Федерации.

Указ Президента РФ от 01.07.96г. N 1010 "О мерах по усилению

государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации"

определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы

культурной сферы. Программе "Развитие и сохранение культуры и искусства в

РФ (1997-1999 годы)" присвоен статус президентской, учреждено 100 грантов

Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения,

повышены стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства,

рассмотрены вопросы о передаче собственности, образован Совет при

Президенте РФ по культуре и искусству.

В октябре 1996 года утверждено Положение о данном Совете, его состав.

Это постоянно действующий консультативный орган, информирующий Президента

РФ о процессах, происходящих в области культуры и искусства и

обеспечивающий взаимодействие Президента Российской Федерации с

организациями и деятелями культуры и искусства. Одна из основных задач

Совета - подготовка предложений Президенту РФ по определению направлений

государственной политики в области культуры и искусства и конкретных мер по

ее реализации.

Кинематография России является неотъемлимой частью культуры и

искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства.

Закон РФ от 22.08.96г. №126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии

в Российской Федерации" определил основные направления деятельности

государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок

государственной поддержки кинематографии.

В целях дальнейшего развития отрасли Постановлением Правительства РФ

18 декабря 1997 года принимается Концепция развития кинематографии

Российской Федерации до 2005 года.

Важное место в правовой сфере культуры занимает Постановление ГосДумы

ФС РФ от 05.03.97г. N 1189-2 ГД "О проекте Федерального Закона "О

творческих работниках и творческих союзах". Этого закона давно ждут все

работники культуры и искусства. Он должен определить правоотношения

государства с творческими работниками литературы и искусства, а также

порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации их творческих

союзов. Цель закона - обеспечить правовые гарантии и способствовать

деятельности творческих объединений в интересах развития литературы и

искусства, сохранения художественных школ и традиций, повышения престижа

творческих профессий в обществе, защиты прав творческих работников на

свободное самовыражение, правовые, материальные, социальные и иные гарантии

их конституционных прав. Закон должен определить правовой статус

творческого работника, а также правовой статус специфического вида

общественного объединения - творческого союза, порядок его создания,

деятельности, реорганизации и ликвидации, его правоотношения с органами

государственной власти и органами местного самоуправления, общественными

объединениями, юридическими и физическими лицами. К сожалению, работа над

проектом закона идет очень трудно, до настоящего времени он не принят.

В 1992-1993 годах возникали острые проблемы в связи с передачей

памятников истории и культуры в собственность Церкви. Нередко выселяемым из

этих зданий учреждениям культуры не предоставлялись необходимые для

продолжения их работы помещения. В мае 1994 годы было принято постановление

Правительства, устанавливающее порядок передачи религиозным объединениям

имущества, относящегося к федеральной собственности. Этот порядок учитывает

интересы учреждений культуры и обеспечения охраны историко-культурного

наследия. Например, в Тамбовской области областной краеведческий музей,

расположенный в Покровском кафедральном соборе с 1937 года, был переведен в

здание бывш.Дома политпросвещения.

Среди наиболее значимых документов, принятых Правительством, следует

выделить также:

"Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на памятниках

истории и культуры";

"Положение о порядке приватизации памятников истории и культуры";

"Положение об основах хозяйственной деятельности организаций культуры

и искусства".

Принятие последнего положения имеет особое значение. До этого

учреждения культуры работали согласно документу, принятому еще в 1989 году

комиссией под руководством Л.И.Абалкина при Совете Министров России. После

принятия множества законодательных актов об основах хозяйствования в

условиях рыночной экономики крайне важно было юридически закрепить те

права, которыми сейчас пользуются учреждения культуры. Это и было сделано

благодаря принятию нового положения.

1.3. Реализация программно-целевого подхода при осуществлении

государственной культурной политики

Российская Федерация является государством, уникальным по степени

территориальной, социально-экономической и этнической мозаичности. В

последние годы интенсивно разрушались действовавшие в течение длительного

времени системы отношений, обеспечивающих территориальную целостность и

управляемость развитием страны. Происходит локализация социально-

культурного развития, которая создает ситуацию увеличивающейся социально-

культурной дифференциации жителей разных частей страны и становится

фактором ослабления общероссийской государственности /51/.

Размывание вертикальных хозяйственных и управленческих связей требует

поиска новых интеграционных механизмов, которые способны предотвратить

нарастание социально-экономического развала, позволят сохранить целостность

государства и усилят потенциал его развития.

Масштабные изменения в политике и экономике, в социально-экономическом

положении разных групп населения сопровождаются усилением социальной

напряженности, потерей многими людьми ценностных ориентиров, развитием

процессов социальной дезинтеграции. Все актуальнее становится потребность в

формировании нового "ценностного восприятия" происходящих перемен /39/. Как

показывает реальная практика, происходящее в нашей стране развитие

религиозной деятельности не снимает эту проблему. Необходимо формирование

новых ценностей, адекватных характеру и глубине происходящих перемен,

обеспечивающих сглаживание социального напряжения и интеграцию разных

социальных и территориальных групп как граждан единого государства. В

противном случае будет нарастать общественное недовольство и будут

постепенно усиливаться тенденции социально-культурной и государственной

дезинтеграции.

И именно сфера культуры может и должна стать в нашем обществе таким

интеграционным механизмом. Она оформляет и предопределяет новые цели и

ценности общественной жизни и может способствовать формированию нового

"ценностного восприятия" происходящих перемен, а значит и отношения к

власти, осуществляющей политику перехода к демократическому государству с

рыночной экономикой.

В качестве важнейшей цели политики государства в сфере культуры было

определено сохранение накопленного культурного потенциала и системы

государственных институтов, обеспечивающих культурную деятельность. На

достижение этой цели была направлена федеральная целевая программа

"Сохранение и развитие культуры и искусства (1993-1995 годы)" (продлена на

1996 год постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996г. N 541 "О продлении

сроков реализации федеральных целевых программ на 1996 год"). Сфера куль-

туры оказалась первой среди отраслей социальной сферы, для которой была

разработана и принята специальная федеральная программа.

Это программа была по своей сути программой охранительной. Важно было

защитить культуру и искусство, защитить организации и работников отрасли в

период, когда ведущие политики многим готовы были пожертвовать ради чисто

экономических реформ.

Федеральная программа разрабатывалась на рубеже 1992/93 годов, когда

стало очевидным, что преодоление кризисного состояния экономики России

потребует не одного года. В условиях продолжающегося спада производства и

значительного сокращения бюджетных возможностей государства над сферой

культуры нависла серьезная угроза. Поэтому разработка и принятие

федеральной программы должны были решить две основные задачи. Во-первых,

определить цели и приоритетные направления культурной политики государства

в кардинально изменившейся политической и социально-экономической ситуации.

Во-вторых, установить гарантии поддержки государством сферы культуры в

сложный период перехода к рыночной экономике.

Задачи, перечисленные как самые приоритетные, были в основном

решены.Она была построена по предметно-тематическому принципу: ее части

соответствовали определенным секторам сферы культуры. Однако приоритеты

реализации отдельных подпрограмм, отдельных направлений в рамках

подпрограмм не были четко установлены. Это и способствовало тому,что

фактически выделяемые из бюджета средства "размазывались" и расходовались

неэффективно.

Социально-экономическая ситуация в стране не позволяла в короткие

сроки разрешить сложный комплекс проблем, стоящих перед российской

культурой. Ряд задач остался нереализованным из-за недостаточного

финансирования и сохранил свою актуальность.

Эти факторы были учтены разработчиками при подготовке новой программы.

В 1995 году Министерство культуры РФ инициировало разработку Концепции

развития культуры и искусства Российской Федерации, которая определила

генеральное направление государственной культурной политики на новом этапе

политического и социально-экономического развития России. Основные

положения Концепции получили одобрение Правительства (протокол от 14

сентября 1995 года) и на их основе разработано и принято Постановление

Правительства РФ от 19.06.1996г. N 715 "О федеральной целевой программе

развития и сохранения культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999

годы)".

Выдвинулся ряд новых задач в сфере культуры,которые потребовали

корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов. Главные

акценты перенесены с задач сохранения ранее накопленного культурного

потенциала на задачи его дальнейшего развития.

Программа исходила из фундаментального значения отечественной культуры

в жизни государства и общества. При этом культура рассматривается не только

как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система

духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной

жизни. В условиях светского демократического государства именно культура

берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров народа

/10/.

Программа ориентирована на достижение долгосрочных целей культурной

политики государства. Важнейшими из них являются:

формирование идеологических и нравственных основ демократического

правового государства, в том числе уважения свободы творчества и

инакомыслия, гражданственности и патриотизма;

создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала

общества;

сохранение культурных традиций народов Российской Федерации,

формирование неискаженного исторического сознания, создание единого

культурного пространства страны.

Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение

следующих приоритетных задач:

поддержка развития всех видов и жанров современной культуры и

искусства, создание благоприятных условий для широкого доступа всех

социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

сохранение историко-культурного наследия России и его использование

как важного фактора морально-нравственной консолидации народов страны;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.