| |||||
МЕНЮ
| Теория государства и права (шпаргалка)|совпадение долж-ти в |б)пониж-е в должности | | |приказе с фактич. долж-тью |в)увольнение 4)уголовная | | |и наличие договора о полной|(только к физ. лицам и | | |мат. ответств-ти |только в судебн. порядке на| | |2)административная: |осн. уголовного процесса): | | |а)штрафы б)изъятие имущ-ва,|а)штрафы б)исправит. работы| | |поср-вом кот. совершено |в)лишение свободы | | |правонар-е в)конфискация |Цель всех видов юридической| | |имущ-ва, поср-вом кот. |ответственности: | | |совершено правонар-е |а)восстановление | | |г)отстранение от долж-ти |нарушенного права | | |(до 6 месяцев) д)адм. арест|б)возмещение причиненного | | |(до 15 суток) |ущерба в)частное | | |3)дисциплинарн. (в соотв-и |предупреждение (превенция) | | |с пр-лами внутр. труд. |и общее. | | |распорядка): а)выговор |Вина– это психическое | | |б)пониж-е в должности |отношение правонаруш-ля к | | |в)увольнение 4)уголовная |свему противоправному | | |(только к физ. лицам и |поведению. Разл-ют 2 формы | | |только в судебн. порядке на|вины: умысел и неостор-ть. | | |осн. уголовного процесса): |Умысел- лицо предвидит и | | |а)штрафы б)исправит. работы|желает наступления вредных | | |в)лишение свободы |послед-ий своего поведения.| | |Цель всех видов юридической|Неост-ть : а)самонадеян-ть | | |ответственности: |(лицо предвидит возможность| | |а)восстановление |наступл вредных послед-ий, | | |нарушенного права |но расчитывает на возм-ть | | |б)возмещение причиненного |их избежать; б)небрежность | | |ущерба в)частное |(лицо не предвидит, но | | |предупреждение (превенция) |может и должно их | | |и общее. |предвидить). | | | | | | | | | | | | | | |Б-23 |Б-24 |Б-25 | |1. Право в системе |1. Социологическая школа |1. Типология правовых | |социальных норм. Социальные|права– одно из основных |систем. Понятие “с-ма” | |нормы– это правила |направл-ий правоведения 20 |означ., что право предст. | |регулирующие поведение |в. (основатель теории |собой некое целостное | |людей и деятельность |Эрлих). Центром изучения |образ-е, сост. из мн-ва | |организаций в общественной |данной школы явл. «живое |эл-тов, нах-ся м. собой в | |жизни. Соц.н бывают след-их|право», т.е. система |опр. связи (соподчин-и, | |видов: 1)нормы права |правоотн-ий поведения людей|коорд-ции, ф-циональн. | |(правила повед устанвл и |в сфере права. Идеи данной |завис-ти и т.д.). Единство | |охран-ся госуд-ом); 2)нормы|теории четко выражают |с-мы права – специфич. | |морали (представления людей|сущность правового гос-ва, |св-во права, обусл. | |о добре и зле); 3)нормы |в котором и само госуд-во и|единством целей и задач | |обществ-ых орг-ий ( правила|его граждане должны |прав. рег-я , единством | |устанавл-ые самими орг-ми);|подчиняться правовым |прав. принципов, опр-щих | |4)нормы обычаев (правила |предписаниям в интересах |сущ-ть права, единством | |поведения вошедшие в |общего блага. |с-мы рег-мых отн-й. Будучи | |привычку людей); 5)нормы | |внутренне единым | |традиций (стабильные |2. Действие норм.-правовых |нормативным обр-ем, право | |правила поведения |актов во времени, |подраздел-ся на опр. части | |определ-ой сферы |пространстве и по кругу |– отрасли и институты, | |жизнедеят-ти человека); |лиц. |кажд. из кот. вып. самост. | |6)нормы ритуалов (правила |Действие во времени а) с |роль в мех-ме возд-я права | |поведения людей при |момента принятия; б) со |на повед-е и д-ть | |совершении обрядов). |времени, указанного в самом|людей-индивидов и их | | |нормативном акте или в |орг-ций. С-ма носит | | |специальном акте о введении|О-тивный хар-р и обусл-на | |2. Порядок опублик-ия и |его в действие. в) по |спецификой рег-мых отн-й. | |вступл. в силу норм.-прав. |истечении нормативно |Итак, с-ма права – это | |актов. Официальное |установленного срока со дня|О-тивно сущ-щее внутр. | |опубликование |их опубликования. Утрата |строение права, его | |нормативно-правового акта- |юридической силы: а) |подразд-е на отрасли, | |заключительная стадия |истечения срока, заранее |подотрасли и институты. | |правотворческой процедуры. |установленного в самом |Право делится на частное и | |1. ФКЗ, ФЗ подлежат |нормативном акте; б) прямой|публичное. К частному праву| |официальному опубликованию |официальной отмены |относятся те отрасли права | |в течение 7 дней после дня |действующего |кот. обеспечивают интересы | |их подписания Президентом |нормативно-правового акта; |частных лиц (граж., банк., | |РФ. Акты палат ФедСобр |в) замены одного |стах., патент.) К | |публикуются не позднее 10 |нормативно-правового акта |публичному праву относ-ся | |дней после дня их принятия.|другим актом. Закон |отрасли госуд-го, | |2. Официальным |обратной силы не имеет. |администр. и уголовн. | |опубликованием ФКЗи ФЗ, |Нормативно-правовой акт |права. | |акта палаты ФедСоб |обретает обратную силу: а) | | |считается первая публикация|если указание на это |2. Систематизация | |его полного текста в |имеется в самом акте; б) |норм.-правовых актов. | |“Российской газете” или |если он устраняет или |Систематиз. норм-пр актов | |Собрании законодательства |смягчает уголовную и |- это деят-ть по упорядоч и| |РФ. 3. ФКЗ, ФЗ направляются|административную |соверш зак-ва, привед его в| |для официального |ответственность. Исключения|опред с-му путем | |опубликования Президентом |может быть- “переживание |составления ед норм-пр | |РФ. Акты палат ФедСоб |закона”, когда закон, |актов или их сборников. | |направляются для |утративший юридическую |различают 3: инкорпорацию, | |официального опубликования |силу, по специальному |кодификацию и консолидацию.| |председателем |указанию нового закона |Инкорпорация - форма | |соответствующей палаты или |может продолжать |систем, при кот происх | |его заместителем. 4. ФКЗ, |регулирование некоторых |объединение разл НА в | |ФЗ, акты палат ФедСоб |вопросов. В пространстве а)|сборники, расположение их в| |вступают в силу |распространяться на всю |определ порядке. | |одновременно на всей |территорию государства; б) |Кодификация - форма систем,| |территории Российской |действовать лишь на |при кот происх коренная | |Федерации по истечении 10 |какой-то точно определенной|переработка норм материала,| |дней после дня их |части страны; в) |объед его в новые, ед, | |официального опубликования,|предназначаться для |внутр систематизир НПА. При| |если самими законами или |действия за пределами |кодиф изменяется содерж НА.| |актами палат не установлен |государства, хотя в |В отл от инкорп кодиф | |другой порядок вступления |соответствии с принципами |проводится компет гос | |их в силу. 5. ФКЗ, ФЗ, акт |государственного |органом, она носит офиц | |палаты ФедСоб, в который |суверенитета общее правило |хар. Кодификация - особый, | |были внесены изменения или |таково, что законы того или|специф вид правотворч, | |дополнения, может быть |иного государства действуют|проводимой с целью | |повторно официально |лишь на его территории. |совершенств действующего | |опубликован в полном |Действие |зак-ва путем издания | |объеме. |нормативно-правового акта |сводных НПА. Консолидация -| | |по кругу лиц -он |форма систем, при кот НПА | |3. Содержание |распространяется на всех |дораб, дополн и объед в нов| |правоотношения. |лиц, находящихся на |НПА. Цель: устранение | |Правоотношение- охраняемое |территории его действия и |повторов, противоречий, | |государством волевое |являющихся его адресатами. |сокращ количества НА, для | |общественное отношение, |Исключения: а) иностранные |удобства нахождения и | |участники которого связаны |граждане и лица без |пользования. Этот вид - | |взаимными юридическими |гражданства не могут быть |нечто среднее между инкорп | |правами и обязанностями. |субъектами ряда |и кодиф. Систематиз НПА | |Понятие “правоотношение” |правоотношений б) |направлена либо на | |является одной из важнейших|иностранные граждане, |совершенств содерж пр норм | |категорий общей теории |наделенные дипломатическим,|(внутр систем), либо на | |права. Признаки |не несут уголовной и |совершенств расположения | |правоотношения: 1. |административной |норм материала (внешняя). | |Правоотношение - это |ответственности по |Инкорп- только внеш | |отношение общественное, то |российскому |системат; кодификация -и | |есть отношение между |законодательству; в) |внеш, и внутр; консолид - | |людьми. 2. Правоотношения |некоторые |прежде всего внеш, и в | |существуют в неразрывной |нормативно-правовые акты РФ|небол степени - внутр. | |связи с юридическими |распространяют свое | | |нормами, которые выступают |действие и на тех граждан |3. Применение права. Акты | |нормативной базой их |России, которые находятся |применения. Правоприменение| |возникновения 3. Участники |за ее пределами (гк, ук). |- особая форма реализации | |правоотношения связаны |Круг лиц, на которых |права. Правоприменение | |взаимными юридическими |распространяет свое |требуется в тех случаях, | |правами и обязанностями 4. |действие тот или иной |когда юридическая норма не | |В целом правоотношениям |нормативно-правовой акт, |может быть реализована без | |свойственно такое качество,|может определяться также по|властного содействия | |как определенность, |признаку пола, по возрасту |органов государства. Это | |индивидуализированность. 5.|(несовершеннолетние), по |случаи: а) когда необходимо| |Правовые отношения носят |профессиональной |официально установить | |волевой характер. |принадлежности (например, |юридически значимые | |Во-первых, они связаны с |военнослужащие), по |обстоятельства (признание | |государственной волей, |состоянию здоровья |гражданина в судебном | |выраженной в праве; |(инвалиды) и др. |порядке умершим или | |во-вторых - с | |безвестно отсутствующим); | |индивидуальной волей 6. | |б) когда диспозиция нормы | |Правоотношения охраняются |3. Толкование права: |вообще не реализуется без | |гос-ом. Ссостав |понятие, способы, виды. |индивидуального | |правоотношения: а) |Толкование норм права– это |государственно-властного | |субъектов (участников) |деят-ть компетентных |веления (право на пенсию); | |правоотношения; б) |органов госуд-ва, |в) когда речь идет о | |субъективные юридические |общественных организ-ий и |реализации санкции. | |права и обязанности в) |отдельных граждан по |Признаки правоприменения: | |фактическое правомерное |осознанию им |1) особый субъект - | |поведение, которым |действительного содержания |специально уполномоченный | |реализуются права и |норм. Толков-ие имеет два |государственный орган | |обязанности; По отраслевой |направления: уяснения и |(должностное лицо). 2) | |принадлежности можно |разъяснения. Виды |имеет | |различать |разъяснения: По |государственно-властный | |государственно-правовые, |субъектам–а)официальное |характер', 3) является | |административно-правовые, |(исходящее от |деятельностью по вынесению | |гражданско-правовые и др. В|уполномоченного органа, |индивидуально-конкретных | |зависимости от их |имеет юрид. обязат-ую силу |предписаний',4) выступает | |функционального назначения |для всех); б)неофициальное |формой управленческой | |- регулятивные и |(от лиц не имеющ. на то |деятельности государства; | |охранительные. По степени |полномочий); |5) осуществляется в | |индивидуализации |в)доктринальное (научные и |определенных процедурных | |разграничивают |практич. работн., |формах: порядок применения | |относительные, в которых |компетентн. гос-ые |права регламентирован | |поименно определены все |деятели); г)обыденное (от |специальными (процедурными)| |участники правоотношения, и|лиц не имеющих профес. |юридическими нормами. 6) | |абсолютные, в которых |подгот-ки). По объему– |представляет собой сложный,| |индивидуализирована лишь |а)нормативное (разъясн. |стадийный процесс',7) имеет| |одна сторона — |содержание норм регулир-их |творческий характер', 8) | |управомоченный (например, |определ-ые обществ. |результаты правоприменения | |правоотношение |отношения в виде |оформляются индивидуальным | |собственности). |постановлений, приказов); |юридическим актом - актом | |Правоотношения делят на |б)казуальное ( разъясн. |применения права. Три | |материальные и |смысл нормы права по |стадии: 1) установление | |процессуальные, частные и |конкретн. случаю, делу). |фактических обстоятельств | |публичные. |Приемы толков: |дела; 2) формирование | | |граматический, |юридической основы дела; 3)| | |систематический, |решение дела. В качестве | | |историко-политич. |дополнительной стадии может| | | |выступить | | | |государственно-принудительн| | | |ая реализация | | | |правоприменительного акта. | | | |По результатам | | | |правоприменения выносится | | | |акт применения права | | | |-официальный акт-документ | | | |компетентного органа, | | | |содержащий индивидуальное | | | |государственно-властное | | | |веление по применению | | | |права. Все правовые акты | | | |дел на две большие группы -| | | |нормативные и | | | |индивидуальные. От других | | | |индивидуальных актов | | | |(например, сделок в | | | |гражданском праве) | | | |правоприменительный акт | | | |отличает | | | |государственно-властный | | | |характер. Правоприменение | | | |бывает двух видов - | | | |позитивное и | | | |юрисдикционное. Позитивное | | | |правоприменение - это то, | | | |которое осуществляется не | | | |по поводу правонарушения, а| | | |как обязательное условие | | | |нормальной реализации | | | |некоторых регулятивных | | | |норм. Юрисдикционное | | | |правоприменение - это | | | |применение санкций (то есть| | | |охранительных норм) в | | | |случае нарушения диспозиций| | | |(регулятивных норм). | | | | | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|