| |||||
МЕНЮ
| Теория государства и права (шпаргалка)|трудовую, политическую, |Таким образом, осн ср-во |д-я и санкцию с исчерпыв. | |социальную–во всем |устранения пробелов- это |полнотой); б)относит. | |многообразии общест-ых |правотворч. Но возможно |опр-нные (допуск. возм-ть | |связей.Человек стоит в |реш юр дела до издания пр|вар-тов с учетом конкр. | |центре как творческая |норм: прибегают к юр |обстоятельств); | |личность, а не как |аналогии. Юр аналогия - |в)альтернативные | |обезличенный индивид. В |разрешение случая |(предусматр-ет несколько | |типологии государства |находящегося в сфере пр |вариантов). 5) По кругу | |следует учитывать как |регулирования, путем |лиц: а)общие; | |цивилизационный подход, так|применения пр нормы, |б)специальные. | |и формационный. |регулир сходные по хар-у |Факультативные нормы – | | |отнош (аналогия закона), |позвол. при опр. усл-ях | |2. Демократический режим. |или на основе общих начал |отступать от главн. вар-та | |Демократический режим |зак-ва (аналогия |повед-я, избирая запасной. | |складывается в правовых |права).Т.о., различ: АЗ и |Рекомендательная норма – из| |государствах. Они |АП. АЗ примен, когда |неск. вар-тов повед-я | |характеризуются методами |необходимо разрешить конкр |рекоменд. один. Есть нормы | |существования власти, |юр дело, когда отсутс норма|основные (исходные) и | |которые реально |права, регулир данные общ |производные (детализ-щие); | |обеспечивают свободное |отнош, но можно отыскать |пост. и временные. Особая | |развитие личности, |нормы, регулир сходные |группа – поощрительные. | |фактическую защищенность ее|отнош. АП - принятие |Среди регулятивных и | |прав, интересов. Конкретно |решения по конкр делу на |охранительных выдел. | |режим демократической |основе общ принципов пр. |специализир.: дефинитивные | |власти выражается в |при АП отсутствует аналог |(сод. определ-я юридич. | |следую-щем: режим |норма, поэтому возникает |понятий); нормы-принципы; | |представляет свободу |необходимость обращ к общ |оперативные (направл. на | |личности в экономической |принципам пр Здесь речь |отмену актов, их распр-е на| |сфере, которая составляет |может идти скорее о |новые отн-я), коллизионные | |основу материального |самостоят источнике права -|(позвол. решать дело в сл. | |благополучия общества; |принципах пр. Применяя |конфликта норм). | |реальная гарантированность |аналогию, необходимо |Статья НПА– это форма | |прав и свобод граждан, их |различать правоустан юр |выражения, способ изложения| |возможность выражать |деятельность (сост в уст пр|правовой нормы. Способы | |собственное мнение о |и обяз сторон) и правоохран|изложения: а) прямой (в ст.| |политике государства, |юр деят (определ меры юр |НПА содерж все 3 элемента | |активно участвовать в |ответств). В правоуст деят,|правовой нормы-гипотеза, | |культурных, научных и |особенно в сфере частного |диспозиция, санкция); б) | |других общественных |права, без аналогии |отсылочный (имеются отсылки| |организациях; создает |обойтись невозможно, и это |к др. статьям); | |эффективную систему прямого|даже законодательно |в)бланкетный (в ст. НПА | |воздействия населения |закреплено. Аналогия |содерж лишь ответственность| |страны на характер |применяется, как пр, в |за нарушение определ-ых | |государственной власти; в |рамках 1 отрасли права. |правил, самих правил в них | |демократическом государстве|межотраслевая аналогия |не содер-ся). | |личность защищена от |назыв “субсидиарной”. суть:| | |произвола, беззакония так |при отсутствии в данной |3. Правовой нигилизм. | |как ее права находятся под|отрасли права необходимых |Правовой нигилизм | |постоянной охраной |юр оснований для применения|представляет собой | |правосудия; власть в |аналогии закона или права к|непризнание права как | |одинаковой степени |случаю, возможно обращение |социальной ценности и | |обеспечивает интересы |к нормам и принципам др |проявляется в | |большинства и меньшинства; |отрасли права. |негативно-отрицательном | |основным принципом | |отношении к праву, законам,| |деятельности | |правопорядку, в неверии в | |демократического | |необходимость права, его | |государства является | |возможности, общественную | |плюрализм; государственный | |полезность. формы правового| |режим базируется на | |нигилизма: а) умышленное | |законах, которые отражают | |нарушение законов и иных | |объективные потребности | |нормативно-правовых актов; | |развития личности и | |б) массовое несоблюдение и | |общества. | |неисполнение юридических | | | |предписаний; в) издание | |3. Реализация права. | |противоречивых правовых | |Понятие и формы. | |актов; г) подмена | |Право - с-ма общеобязат. | |законности | |норм, возникших в | |целесообразностью; д) | |общ-венной практике, | |конфронтация | |санкц-нных гос-вом и | |представительных и | |опирающихся в своей | |исполнительных структур; е)| |реал-ции на возм-ть | |нарушение прав человека; | |принужд-я со стороны | |Правовой нигилизм - это | |гос-ва. Реализ норм права- | |патология правового | |воплощение их предписаний в| |сознания, обусловленная | |поведение людей. Формы | |определенным состоянием | |права: осуществление | |общества. Поэтому пути | |(использование) права, т.е.| |борьбы с ним должны быть | |реализации возможностей; | |разнообразны. | |исполнение обяз-ей | | | |(совершение предписаний | | | |норм права); соблюдение | | | |обяз-ей (воздерж от | | | |запрещенных действий); | | | |применение права. | | | |Способы реал-ции права, | | | |присущие гр-нам и юр. | | | |лицам: запреты (реал-ся | | | |способом соблюд-я – не | | | |треб. никаких активн. д-й),| | | |обяз-ти (реал-ся способом | | | |исполн-я – треб. активн. | | | |участия), есть способ, кот.| | | |осущ. спец. уполномоч. | | | |гос-вом органами – это | | | |примен-е права (вкл. в себя| | | |неск. этапов, фикс. в | | | |процессуальн. нормах). | | | | | | | |Б-14 |Б-15 |Б-16 | |1. Форма гос-ва – это |1. Республика - это такая|1. Функции гос-ва. Ф-ции | |сложное обществ. явление, |форма правления, при |гос-ва – осн. напр-я его | |вкл. в себя 3 взаимосвяз. |которой верховная власть |д-ти, обусл. его сущ-тью и | |эл-та: I.форму правления |осуществляется выборными |сод-ем, а также стоящими | |II.форму гос. устр-ва |органами, избираемыми |перед ним на том или ином | |III.форму гос. режима. |населением на определенный |этапе его разв-я целями, | |Формы правления- |срок. Общими признаками |задачами и его соц. | |1)монархические |респ. формы прав-я явл.: |назн-ем. Сущ. мн-во | |(единоличные, |существ-ие единолич и |критериев класс-ции ф-ций | |наследств.):а)абс. |коллег-го главы гос-ва; |гос-ва в завис. от: | |б)огранич. (парламентарн., |выборность на определенный |а)продолж-ти их сущ-я и | |конституцион.) в)дуалистич.|срок главы гос-ва и других |д-ти (const, присущ. гос-ву| |г)теократич. |верховных органов гос-ой |на всех этапах его д-ти и | |2)республиканские |вл.; осущ-ие гос. вл. не по|врем.) б)от их соц. | |(коллегиальные, выборные): |своему велению, а по |значимости (выр. интересы | |а)парламентские |поручению народа; юридич. |правящих слоев или всего | |б)президентские. |ответ-ть главы гос-ва в |Н). в)от сфер их прилож-я и| |Формы гос. устр-ва– это |случаях, предусмотренных |осущ-я (полит., эк., соц.) | |нац. и адм.-терр. строение |законом; обязат-ть решений |г)от форм их реал-ции | |гос-ва, кот. раскрывает |верховной гос-ой вл. |(правотворческие, | |хар-р взаимоотн-й м. его |Основные разновид-ти |правоохр.). Также м. | |сост. частями, м. |респ-го правлен: 1)Афинск. |провести класс-ю на осн. | |центральн. и местными |демокр-ая респ. (5-4 вв |террит. масштаба, в lim | |органами гос. упр-я, |д.н.э., высший орган |кот. они реал-ся (в федер. | |власти.: а)унитарное |народное собрание); |гос-ве, унитарном или | |(цельное гос. образ-е, |2)Спартан. аристокр.респ. |конфедерации). | |сост. из адм.-тер. ед-ц, |(5-4 вв д.н.э. законод. |В последние годы осущ. | |кот. подчин-ся центр. |Вл.-совет старейшин); |класс-я ф-ций гос-ва на | |органам власти и признаками|3)Римская аристокр.респ. |осн. принципа раздел-я | |гос. незав-ти не облад.) |(5-2 вв д.н.э. верховн. Вл |властей. В соотв-и с этим | |б)федеративн. (добровольн. |– сенат, назначаемый |ф-ции: з-нодательные, | |объед-е ранее самост. гос. |народн. собр-ем); |управленч. и судебные. Но | |образований в одно союзное |4)Парламентская респ. |ф-ции гос-ва м. | |гос-во в)конфедерация |(верховн. Вл. принадл. |подразделить и в завис. от | |(временный юр. союз |парламенту, гл. гос-ва |обусл-ти “природой всякого | |суверенных гос-в для |избирается парлам-ом); |общ-ва”. В соотв-и с этим | |обесп-я общих их интересов.|5)Президентск. респ. (в |критерием ф-ции подразд-ся | |Не имет своих общих з-нод.,|руках през-та полномочия |на: 1)ф-ции гос-в | |исполнит. и судебн. органов|гл. гос-ва и гл. |эксплуататорских типов | |в отличие от фед-ции). |правит-ва). |(доминир. роль ф-ций | |Фор гос. режимов– совок-ть | |прямого подавл-я экспл-щим | |способов и методов осущ-я |2. Правотворчество. Под |классом Н.) 2)ф-ции гос-в | |власти гос-вом.: |“правотворчеством” понимают|демокр. типа (второстеп. | |а)антидемокр. режимы |деят-ть управомо-ченных |знач-е ф-ции прямого | |(тоталитарные, |органов гос-ва по изданию, |подавления) 3)ф-ции, | |авторитарные, расистские) |переработке и отмене |вытекающие из природы | |б)демокр. |норм.-правовых актов в |всякого общ-ва – обесп-е и | | |единстве с их содержанием –|поддерж-е естеств. усл-й | |2. Социальные нормы– это |юрид-ми нормами. Принципы |жизни общ-ва. Также внешние| |правила регулирующие |правотворчества: а) |ф-ции гос-ва (решение | |поведение людей и |демократизм; б)законность; |м/нар. задач). Главная же | |деятельность организаций в |в)гуманизм; г) научность; |ф-ция и цель нормального | |общественной жизни. Соц.н |д) профессионализм; е) |гос-ва – охрана интересов | |бывают след-их видов: |плановость Стадии |чела, защита его прав. | |1)нормы права (правила |законодательной процедуры: | | |повед устанвл и охран-ся |1. Стадия законодательной |2. Формы права. Под формами| |госуд-ом); 2)нормы морали |инициативы, т.е. |права (источниками) права | |(представления людей о |официального внесения |понимают способы | |добре и зле); 3)нормы |законопроекта в высший |закрепления и выражения | |обществ-ых орг-ий ( правила|представительный орган |правовых норм. Исторически | |устанавл-ые самими орг-ми);|страны. 2. Стадия |первой формой права явл-ся | |4)нормы обычаев (правила |обсуждения законопроекта. |правовой обычай — | |поведения вошедшие в |3. Стадия принятия |санкционированный | |привычку людей); 5)нормы |законопроекта 4. Стадия |государством. | |традиций (стабильные |официального опубликования |Государственное | |правила поведения |закона. Юридическая техника|санкционирование обычая | |определ-ой сферы |- это совокупность приемов,|производ двумя способами: | |жизнедеят-ти человека); |правил, средств разработки |а) путем указания на обычай| |6)нормы ритуалов (правила |и оформления |в нормативно-правовом акте | |поведения людей при |нормативно-правовых и |б) использованием обычая в | |совершении обрядов). |индивидуальных юридических |качестве нормативной основы| |При певобытном обществе в |актов, обеспечивающих их |судебного решения. Второй | |родовой общине, племени |совершенство. Должна |вид источников права - | |действовали правила |обеспечивать: а) логическую|судебный прецедент. С | |поведения (нормы обычаев |последовательность |помощью прецедентов суды | |регулир труд, охоту, |изложения; б) отсутствие |официально закрепляют уже | |рыбалку, быт, семейн |противоречий внутри |фактически сложившиеся в | |отношен.) Многие из обычаев|нормативного акта и в целом|обществе нормы. Прецеденты | |явл. и нормами морали , |в системе законодательства;|устанавливаются высшими | |религии, регулировали |в) компактность |судебными инстанциями. В | |отправление обрядов. |нормативного материала; г) |сфере управленческой | |Выражали интересы всех |ясность и доступность языка|деятельности государства | |членов рода. У членов рода |закона; д) точность и |источником права может быть| |не было разгр-ий прав и |определенность формулировок|административный прецедент.| |обяз-ей. Их исполн |и терминов, употребляемых в|Суд прецедент - это решение| |обеспеч-сь привычкой |законодательстве. |судебного или | |соблюдать укоренившиеся | |административного органа, | |правила. |3. Система прав человека. |которое послужило образцом | | |Права чела – как бы соц. |при рассмотрении подобного | |3. Правовая культура. |ценность, если они обесп. |дела и стало юридическим | |Правовая культура - это |усл-ями жизни и |правилом. Третьим видом | |состояние правосознания, |гарантир-ны. Роль гос-ва |источников норм права можно| |законности, совершенства |здесь – самая существ. Быть|назвать нормативно-правовой| |законодательства и |членом общ-ва – значит |договор. | |юридической практики, т.е. |соотносить свои поступки, |Нормативно-правовым | |своего рода “юридическое |д-я с интересами др. людей.|договором выступает | |богатство” общества. |Права и свободы не м.б. |соглашение субъектов права,| |Разновидности проявлений |абсолютн., они имеют |которое содержит новые | |правовой культуры: правовые|естеств. рамки, кот. опр-ет|юридические правила. | |идеи, правовые нормы и |гос-во в лице народа. |Четвертым (и важнейшим) | |институты, правовые |Гос-во в процессе осущ-я |источником права является | |поступки, правовые |прав и свобод каждым |нормативно-правовой акт. В | |учреждения. Эти проявления |индивидом явл-ся |качестве источника права | |правовой культуры являются,|примирителем эгоистич. |может выступать юридическая| |по существу, и сферами ее |интересов отд. членов |доктрина (правовые теории, | |действия. При оценке уровня|общ-ва, противоречий |учения о праве). Во многих | |пр. культ оценивается- а) |частного, индив. и общего, |странах как | |уровень общественного и |исп. при этом прав. ср-ва. |континентального, так и | |индивидуального | |общего права, источником | |правосознания, в том числе |Категория соц. свободы м. |норм являются общие | |уровень развития |рассм-ся только в паре с |принципы права. | |юридической науки и |кат. соц. ответственности. | | |юридического образования; |Это общепризн. |3. Правовая реформа в | |б) уровень законности; в) |м/нар.-правовая (м/нар. |современной России. | |уровень совершенства |билль по правам чела) и | | |законодательства; г) |внутригос. практика. | | |уровень совершенства |Конст-я РФ в дан. сл. | | |юридической практики, |допускает возм-ть огранич-я| | |прежде всего практики |прав и свобод чела, но | | |судебной, т.е. состояние |только в той мере, в кот. | | |правосудия в обществе. |это необх. в целях защиты | | |Данные уровни можно |конституц. строя, а также | | |расценивать как элементы |“нравств-ти, здоровья, | | |правовой культуры.По видам |з-нных прав и з-нных | | |правовую культуру можно |интересов др. людей | | |разделить, на правовую |Реал-ция и эфф-ть норм о | | |культуру общества в целом и|правах и свободах чела и | | |правовую культуру индивида.|гр-на в любом гос-ве завис.| | | |от многих ф-ров: 1)степень | | | |демокр-ти властных | | | |институтов гос-ва 2)полит.,| | | |культурн. и прав. традиции | | | |3)сост-е эк-ки 4)нравств. | | | |атмосфера и степень | | | |согласия в общ-ве 5)сост-е | | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|