| |||||
МЕНЮ
| Теория государства и права (шпаргалка)| |з-нности и правопорядка. | | |Б-17 |Б-18 |Б-19 | |1. Форма государственного |1. Государственный аппарат–|1. Государство и | |устройства. Форма гос-ва – |это система спец-ых органов|бюрократия. | |это сложное обществ. |и учреждений, посредством | | |явление, вкл. в себя 3 |которых осуществл-ся |2. Понятие и структура | |взаимосвяз. эл-та: I.форму |госуд-ое управление |нормы права. Норма | |правления II.форму гос. |обществом и защита его |права–общеобязат. повед-е, | |устр-ва III.форму гос. |основных интересов. Гос. |слож-ся в обществ. практике| |режима. |органы – важнейшие и |(в рез-те многократной | |ФорГосУстр – это нац. и |неотъемлемые части гос. |повторяемости этого отн-я) | |адм.-терр. строение гос-ва,|аппарата. Гос. органы |санкционир. гос-вом и | |кот. раскрывает хар-р |облад. специф. признаками: |опир-ся на возм-ть | |взаимоотн-й м. его сост. |а)форм-ся по воле гос-ва и |принужд-я со стороны | |частями, м. центральн. и |осущ. свои ф-ции от имени |гос-ва. | |местными органами гос. |гос-ва б)вып. каждый строго|Структура НП.. Выделяют три| |упр-я, власти.: а)унитарное|опр., устан. в з-нодат. |элемента, которые носят | |(цельное гос. образ-е, |порядке виды и формы д-ти |названия “гипотезы”, | |сост. из адм.-тер. ед-ц, |в)наличие у каждого гос. |“диспозиции” и “санкции”. | |кот. подчин-ся центр. |органа ор. закрепл. орг. |Гипотезой называют ту часть| |органам власти и признаками|стр-ры и т.д. г)наделение |нормы, которая указывает на| |гос. незав-ти не облад. |полномочиями гос.-властного|условия вступления нормы в | |Имеет единое законод-во, |хар-ра. (это наиболее |действие (дает описание | |конст-я, гражд-во ,единые |существ. пр-к) – издание |юридических фактов). | |органы власти). |норм. актов, примен. мер |Диспозиция - это “та часть | |б)федеративн. (добровольн. |возд-я. |нормы, которая указывает на| |объед-е ранее самост. гос. |Будучи сост. частями одного|содержание самого правила | |образований в одно союзное |и того же гос. аппарата, |поведения, то есть на | |гос-во, терр-рия сост. из |органы любого гос-ва отлич.|юридические права и | |тер-рий отд. S-тов ,кот. м.|др. от друга пор-ком своего|обязанности, возникающие у | |иметь свои конст-и, органы |образ-я, видами вып-мой ими|субъектов”. Санкция - та | |власти, но верховная власть|гос. д-ти, хар-ром и V-мом |часть нормы, которая | |– федеральн.). |компетенции, особ-тями |указывает на меры правового| |в)конфедерация (временный |исполн-я возложенных на них|принуждения, следующие за | |юр. союз суверенных гос-в |полномочий, формами и |нарушение диспозиции. | |для обесп-я общих их |методами осущ-я ими гос. |Прав. нормы клас-ся: 1) По | |интересов. Не имет своих |ф-ций. |функциям кот выполняю | |общих з-нод., исполнит. и | |нормы: а) регулятивн; | |судебн. органов в отличие |2. Нормативистская теория |б)охранительные. 2) По | |от фед-ции). |права. (Кельзен, Штаммлер –|степени обязат-ти: | | |основоположники) – в |а)императивные | |2. Основные черты |развитии права он видит |(обязательные) | |естеств.-правовой теории. |развитие самого общества. |б)диспозитивные (несколько | |Естественно-правовая |Право– иерархия норм, |вариантов, и м. выбрать) | |теория, возникла в XVIII |нормативный регулятор |в)рекомендательные. 3) По | |веке. Его развитием |общественных отношений. Оно|сод-ю правомочия в норме: | |занимались: Локк, Руссо, |не мыслимо без государства,|а)нормы, сод. запреты | |Радищев. Они полагали, что |а гос-во немыслимо без |б)обязывающие в)управомач. | |каждый человек рождается с |права. |4) По степени | |некоторым набором | |определенности: а) абс. | |естественных и |3. Законность и |определенные нормы | |неотчуждаемых прав (все |правопорядок. З-сть – |(формулир. пр-ло, усл-е его| |равны, право на жизнь, |конституц. принцип точного |д-я и санкцию с исчерпыв. | |свободное развитие, труд), |и неуклонного собл-я з-на |полнотой); б)относит. | |затем в результате каких-то|всеми субъектами права: |опр-нные (допуск. возм-ть | |конфликтов возникла |гр-нами, должн. лицами, |вар-тов с учетом конкр. | |необходимость в механизме |госслужащими и гос-вом. Она|обстоятельств); | |реализации этих прав (так |имеет неск. уровней: |в)альтернативные | |как не все согласны, что |1)гр-не и их объед-я |(предусматр-ет несколько | |“мои права кончаются там, |2)з-нность в д-ти гос. |вариантов). 5) По кругу | |где начинается свобода |аппарата 3)з-ность в д-ти |лиц: а)общие; | |другого”). Для соблюдения |самого гос-ва (нужно |б)специальные. | |этих прав нам и пришлось |отличать з-ть от |Факультативные нормы – | |отдать их часть |директив-ти, кот. м. |позвол. при опр. усл-ях | |государству. |противоречить з-ну). |отступать от главн. вар-та | | |Сущ. неск. видов |повед-я, избирая запасной. | |3. Юридические факты и их |директив-ти: |Рекомендательная норма – из| |классиф-ия. Юр. факты – |1)хоризматическая – соотв-е|неск. вар-тов повед-я | |факты реальной действит-ти,|д-й потр-тям, целям, |рекоменд. один. Есть нормы | |с кот. з-датель связывает |интересам общ-ва |основные (исходные) и | |возн-е, изм-е или прекр-е |2)традиционная 3)идеологич.|производные (детализ-щие); | |правоотн-й. Это конкретные |– если з-н противоречит |пост. и временные. Особая | |жизненные обстоят-ва |иделогии общ-ва (у нас в |группа – поощрительные. | |приводящие норму права в |стране склад-ся |Среди регулятивных и | |действие. Они бывают |директивн-ть д-й |охранительных выдел. | |простые и сложные. Виды ю. |президента). |специализир.: дефинитивные | |ф.: 1) события (не завис. |Принцип законности (законы |(сод. определ-я юридич. | |от воли или сознания |должны быть правомерны): |понятий); нормы-принципы; | |уч-ков, например, |1)Одинак. понимание з-нов |оперативные (направл. на | |землетрясение) 2)действия |2)Необх-ть наличия и собл-я|отмену актов, их распр-е на| |(правомерн. или |процессуальных норм, |новые отн-я), коллизионные | |неправомерные). Действия |обесп-щих защиту з-нных |(позвол. решать дело в сл. | |делятся на юрид. акт и |прав S-та 3)Обесп-е |конфликта норм). | |юрид. поступок. |правосудия. | | |Юр. акт – д-е, кот. |Правопорядок – часть |3. Правосознание: понятие, | |изначально преследует цель |обществ. пор-ка, сформ-ся |структура и виды. | |породить правовые отн-я |на осн. собл-я принципов |Правосозн-е - явл-е | |(заявление в ЗАГС). Юр. |з-нности. Он завис. от |идеальное, непоср-но не | |поступок – не преследует |гос-ва, д-ти органов и |наблюдаемое. Оно предст. | |подобной цели. Сущ. |должн. лиц. |собой сферу или область | |предпол-мые юр.ф. – | |сознания, отраж. правовую | |презумпции: 1.опровержимые | |действит-ть в форме юр. | |(невиновности) | |знаний и оценочных отн-й к | |2.неопровержимые (знания | |праву и практике его | |з-на). | |реал-ции, соц.-прав. | | | |установок и ценностных | | | |ориентаций, рег-щих повед-е| | | |(д-ть) людей в юр-ки | | | |значимых ситуациях. | | | |Правосознание гр-н - | | | |совок-ть знаний, | | | |представлений, оценок, | | | |отн-я к сущ-щей прав. | | | |действит-ти. По глубине | | | |оценки есть разновид-ти | | | |правосозн-я: 1)бытовое | | | |(каждый в быту сталк-ся с | | | |к-либо прав. нормами). | | | |2)проф. (им облад. | | | |юристы-практики в той | | | |сфере, в кот. работают. | | | |3)теоретич. (научное) - то,| | | |чем мы заним-ся на учебе. | | | |По общности: 1)индив. | | | |2)групповое. | | | |3)общественное. Индив. | | | |тесно связ. с обществ., | | | |групповое - в своей группе.| | | |Разные соц. группы имеют в | | | |осн. различ. правосозн-е. | | | | | | | | | |Б-20 |Б-21 |Б-22 | |1. Государство и партии в |1. Государство и церковь. |1. Государство и личность. | |полит. системе. Пол.П -об | | | |об, целью кот явл участие в|2. Система права. Понятие |2. Понятие права. | |полит жизни общ, в |“с-ма” означ., что право |Право - с-ма общеобязат. | |организации и осуществлении|предст. собой некое |норм, возникших в | |гос власти посредством |целостное образ-е, сост. из|общ-венной практике, | |влияния на формирование |мн-ва эл-тов, нах-ся м. |санкц-нных гос-вом и | |полит воли граждан, участия|собой в опр. связи |опирающихся в своей | |в выборах и деятельности |(соподчин-и, коорд-ции, |реал-ции на возм-ть | |органов гос власти. Виды п.|ф-циональн. завис-ти и |принужд-я со стороны | |п.: ( в РФ ) общерос ( |т.д.). Единство с-мы права |гос-ва. Реализ норм права- | |более чем в половине суб |– специфич. св-во права, |воплощение их предписаний в| |РФ, не менее 10 в каждом |обусл. единством целей и |поведение людей. Формы | |или имеющ поддержку более |задач прав. рег-я , |права: осуществление | |чем 5% избирателей), |единством прав. принципов, |(использование) права, т.е.| |межрегион ( не менее чем на|опр-щих сущ-ть права, |реализации возможностей; | |территории 2 суб РФ ), |единством с-мы рег-мых |исполнение обяз-ей | |регион ( в пределах одного |отн-й. Будучи внутренне |(совершение предписаний | |суб РФ ),классовые |единым нормативным обр-ем, |норм права); соблюдение | |(кр-янские, рабочие, |право подраздел-ся на опр. |обяз-ей (воздерж от | |предпринимательские),национ|части – отрасли и |запрещенных действий); | |ально-религиозные( партия |институты, кажд. из кот. |применение права. | |исламского возрождения, |вып. самост. роль в мех-ме |Способы реал-ции права, | |союз русского |возд-я права на повед-е и |присущие гр-нам и юр. | |народа),проблемные ( |д-ть людей-индивидов и их |лицам: запреты (реал-ся | |экологическая, партия |орг-ций. С-ма носит |способом соблюд-я – не | |земельной р-мы), гротескные|О-тивный хар-р и обусл-на |треб. никаких активн. д-й),| |(партия любителей пива), по|спецификой рег-мых отн-й. |обяз-ти (реал-ся способом | |в гос делах ( |Итак, с-ма права – это |исполн-я – треб. активн. | |парламентские, правящие). В|О-тивно сущ-щее внутр. |участия), есть способ, кот.| |рамках полит системы партии|строение права, его |осущ. спец. уполномоч. | |образ партийную систему- |подразд-е на отрасли, |гос-вом органами – это | |совокупную связь партий, |подотрасли и институты. |примен-е права (вкл. в себя| |действующих в соответствии |Эл-ты с-мы права: |неск. этапов, фикс. в | |со своими программами, |1).Институт права – это |процессуальн. нормах). | |уставами, борющиеся за гос |эл-т с-мы права, предст. |1)Теологич. теория. Некое | |власть. Усиливаясь, партии |совок-тью прав. норм, |первосущ-во, создав чела, | |способствуют демократизации|рег-щих однородн. группу |предписало ему к-то набор | |общ-ва поднимают полит |обществ. отн-й. Правовой |правил (у христиан – 10 | |активность.В странах с |институт предст. собой |заповедей) | |демократической полит |обособл. блок отрасли |2)Нормотивистская (Ганс | |системой признается полит |права, кот-му свойственны: |Хельбр – основопол-к) – | |многообразие, им |а)однор-ть фактич. сод-я |предпол., что сущ-ет некая | |предоставляется право |(кажд. институт предназн. |осн. норма, кот. дана кажд.| |формирования высш органов |для рег-я самост., относ-но|чел для его ощущ-я, соц. | |гос путем проведения своих |обособл. группы отн-й либо |активные люди и форм-ют, | |сторонников в парламент или|отд. поступков, д-й людей) |согласно своим ощущ-ям, | |правительство. 2 вида |б)юр. единство прав. норм |конституц. право (-второй | |партийных систем: |в)нормативн. обособл-ть |уровень норм), затем | |многопартийные и основанные|г)полнота рег-мых отн-й. По|избранные народом з-датели,| |на монополии правящей |своему сод-ю институты |на их основе форм-ют | |партии. Партийное гос: |права бывают простые и |текущиее з-нод-во, а судьи | |руководители органов |сложн. 1-вкл. в себя юр. |и администраторы | |управления назначаются по |нормы одной отрасли права, |приспосабл. его к | |партийной принадлежности; |2-вкл. совок-ть норм, вход.|реальн-ти. 3)Теория | |функционорует одна |в состав различ. отраслей, |естествен. (возрожд.) | |господствующая пратия; ее |но рег. взаимосвяз., |права. Возн. в XVIII веке. | |идеология становится гос |родствен. отн-я (институт |Его разв-ем занимались: | |идеологией; сращивание |собств-ти). Также выдел. |Копс, Руссо, Радищев. Они | |партии и гос аппарата; |мат. и процессуальные |полаг., что кажд. чел | |руководитель партии |институты, охранит. и |рождается с некот. набором | |фактически глава гос; |регулятивн. и т.д. |естеств. и неотчужд. прав | |тоталитарная полит система.|2)Отрасль права – главный |(все равны), затем в рез-те| | |эл-т с-мы права – объед-ет |к-то конфликтов возн. | | |взаимосвяз. м. собой |необх-ть в мех-ме реал-ции | | |институты права. ОП – это |этих 3)Маркс. теория. Право| |2. Психологическая теория |распределенная по прав. |– воля господств. класса, | |права. Значительное |институтам совок-ть юр. |облечен. в форму з-на и | |распростр. данная теория |норм, рег-щих особую, |опир-ся на принужд-е со | |получила в начале 20 в. |кач-венно своеобразн. обл. |стор. гос-ва | |(труды русского ученого |отн-й (имущ., труд., | | |Л.И. Петражицкого и |семейных и т.д.) |3. Субъект права– это | |зарубеж. авторы Дьюм, | |отдельные индивиды или | |Мэрилл, Росс). Основное |3. Основания юридической |организации, кот. в | |трактование этой теории– |ответственности. Юр. |соответствии с нормами | |человеческие поступки могут|отв-сть – важная мера |права явл. носителями | |быть свободными и |защиты интересов линости, |субъект-ых прав и | |связанными. Человек |общества и государства. |обязанностей. Мера участия | |переживает свои поступки, а|Проявляется в виде |субъектов в правовых | |нормы как запреты и веления|применения к правонар-лю |отношениях определ-ся их | |явл. отражением этих |мер гос-го принуждения. |правоспособ-тью и | |переживаний. Т.е. |Осн-ем ее возн-я явл. |дееспособ-тью. Прсп.– | |существует подлинное право,|правонар-е со всеми его |закрепл-ая в законодат-ве | |кот. представляет собой |эл-тами (если поведение |способ-ть субъекта иметь | |психолог-ое переживание |лица не подпадает под |юрид. права и нести юрид. | |людей о их правах и |признаки правонар-ия, то и |обязанности (начин-ся с | |обяз-ях, и официальное |нет юрид ответств-ти). |момента рождения и | |право – совокупность норм. |Включает как минимум 2 |заканчивается смертью). | | |стороны: госуд-во и |Деесп.– признаваемая | |3. Юридическая |правонар-ль. |нормами объективного права | |ответственность. Юр. |Виды юридической |способ-ть субъектов | |отв-сть – важная мера |ответственности: |самостоят-но своими | |защиты интересов линости, |1)имущественная – в рамках |осознанными действиями | |общества и государства. |труд. и гражд. з-нод-ва: |приобретать юридич. права и| |Проявляется в виде |а)ограниченная – на всех |обязанности. Деесп. подр-ся| |применения к правонар-лю |раб-ков б)полная – обязат. |но общую и специальную | |мер гос-го принуждения. |совпадение долж-ти в |(спец. распростр-ся только | |Осн-ем ее возн-я явл. |приказе с фактич. долж-тью |на определый вид сделок). | |правонар-е со всеми его |и наличие договора о полной|Содержание и объем деесп. | |эл-тами (если поведение |мат. ответств-ти |зависит: а)от возраста; | |лица не подпадает под |2)административная: |б)от состояния здоровья. | |признаки правонар-ия, то и |а)штрафы б)изъятие имущ-ва,|Деесп. разделяется на | |нет юрид ответств-ти). |поср-вом кот. совершено |полную и огранич-ую. | |Включает как минимум 2 |правонар-е в)конфискация | | |стороны: госуд-во и |имущ-ва, поср-вом кот. | | |правонар-ль. |совершено правонар-е | | |Виды юридической |г)отстранение от долж-ти | | |ответственности: |(до 6 месяцев) д)адм. арест| | |1)имущественная – в рамках |(до 15 суток) | | |труд. и гражд. з-нод-ва: |3)дисциплинарн. (в соотв-и | | |а)ограниченная – на всех |с пр-лами внутр. труд. | | |раб-ков б)полная – обязат. |распорядка): а)выговор | | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|