рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права (шпаргалка)

|совпадение долж-ти в |б)пониж-е в должности | |

|приказе с фактич. долж-тью |в)увольнение 4)уголовная | |

|и наличие договора о полной|(только к физ. лицам и | |

|мат. ответств-ти |только в судебн. порядке на| |

|2)административная: |осн. уголовного процесса): | |

|а)штрафы б)изъятие имущ-ва,|а)штрафы б)исправит. работы| |

|поср-вом кот. совершено |в)лишение свободы | |

|правонар-е в)конфискация |Цель всех видов юридической| |

|имущ-ва, поср-вом кот. |ответственности: | |

|совершено правонар-е |а)восстановление | |

|г)отстранение от долж-ти |нарушенного права | |

|(до 6 месяцев) д)адм. арест|б)возмещение причиненного | |

|(до 15 суток) |ущерба в)частное | |

|3)дисциплинарн. (в соотв-и |предупреждение (превенция) | |

|с пр-лами внутр. труд. |и общее. | |

|распорядка): а)выговор |Вина– это психическое | |

|б)пониж-е в должности |отношение правонаруш-ля к | |

|в)увольнение 4)уголовная |свему противоправному | |

|(только к физ. лицам и |поведению. Разл-ют 2 формы | |

|только в судебн. порядке на|вины: умысел и неостор-ть. | |

|осн. уголовного процесса): |Умысел- лицо предвидит и | |

|а)штрафы б)исправит. работы|желает наступления вредных | |

|в)лишение свободы |послед-ий своего поведения.| |

|Цель всех видов юридической|Неост-ть : а)самонадеян-ть | |

|ответственности: |(лицо предвидит возможность| |

|а)восстановление |наступл вредных послед-ий, | |

|нарушенного права |но расчитывает на возм-ть | |

|б)возмещение причиненного |их избежать; б)небрежность | |

|ущерба в)частное |(лицо не предвидит, но | |

|предупреждение (превенция) |может и должно их | |

|и общее. |предвидить). | |

| | | |

| | | |

| | | |

|Б-23 |Б-24 |Б-25 |

|1. Право в системе |1. Социологическая школа |1. Типология правовых |

|социальных норм. Социальные|права– одно из основных |систем. Понятие “с-ма” |

|нормы– это правила |направл-ий правоведения 20 |означ., что право предст. |

|регулирующие поведение |в. (основатель теории |собой некое целостное |

|людей и деятельность |Эрлих). Центром изучения |образ-е, сост. из мн-ва |

|организаций в общественной |данной школы явл. «живое |эл-тов, нах-ся м. собой в |

|жизни. Соц.н бывают след-их|право», т.е. система |опр. связи (соподчин-и, |

|видов: 1)нормы права |правоотн-ий поведения людей|коорд-ции, ф-циональн. |

|(правила повед устанвл и |в сфере права. Идеи данной |завис-ти и т.д.). Единство |

|охран-ся госуд-ом); 2)нормы|теории четко выражают |с-мы права – специфич. |

|морали (представления людей|сущность правового гос-ва, |св-во права, обусл. |

|о добре и зле); 3)нормы |в котором и само госуд-во и|единством целей и задач |

|обществ-ых орг-ий ( правила|его граждане должны |прав. рег-я , единством |

|устанавл-ые самими орг-ми);|подчиняться правовым |прав. принципов, опр-щих |

|4)нормы обычаев (правила |предписаниям в интересах |сущ-ть права, единством |

|поведения вошедшие в |общего блага. |с-мы рег-мых отн-й. Будучи |

|привычку людей); 5)нормы | |внутренне единым |

|традиций (стабильные |2. Действие норм.-правовых |нормативным обр-ем, право |

|правила поведения |актов во времени, |подраздел-ся на опр. части |

|определ-ой сферы |пространстве и по кругу |– отрасли и институты, |

|жизнедеят-ти человека); |лиц. |кажд. из кот. вып. самост. |

|6)нормы ритуалов (правила |Действие во времени а) с |роль в мех-ме возд-я права |

|поведения людей при |момента принятия; б) со |на повед-е и д-ть |

|совершении обрядов). |времени, указанного в самом|людей-индивидов и их |

| |нормативном акте или в |орг-ций. С-ма носит |

| |специальном акте о введении|О-тивный хар-р и обусл-на |

|2. Порядок опублик-ия и |его в действие. в) по |спецификой рег-мых отн-й. |

|вступл. в силу норм.-прав. |истечении нормативно |Итак, с-ма права – это |

|актов. Официальное |установленного срока со дня|О-тивно сущ-щее внутр. |

|опубликование |их опубликования. Утрата |строение права, его |

|нормативно-правового акта- |юридической силы: а) |подразд-е на отрасли, |

|заключительная стадия |истечения срока, заранее |подотрасли и институты. |

|правотворческой процедуры. |установленного в самом |Право делится на частное и |

|1. ФКЗ, ФЗ подлежат |нормативном акте; б) прямой|публичное. К частному праву|

|официальному опубликованию |официальной отмены |относятся те отрасли права |

|в течение 7 дней после дня |действующего |кот. обеспечивают интересы |

|их подписания Президентом |нормативно-правового акта; |частных лиц (граж., банк., |

|РФ. Акты палат ФедСобр |в) замены одного |стах., патент.) К |

|публикуются не позднее 10 |нормативно-правового акта |публичному праву относ-ся |

|дней после дня их принятия.|другим актом. Закон |отрасли госуд-го, |

|2. Официальным |обратной силы не имеет. |администр. и уголовн. |

|опубликованием ФКЗи ФЗ, |Нормативно-правовой акт |права. |

|акта палаты ФедСоб |обретает обратную силу: а) | |

|считается первая публикация|если указание на это |2. Систематизация |

|его полного текста в |имеется в самом акте; б) |норм.-правовых актов. |

|“Российской газете” или |если он устраняет или |Систематиз. норм-пр актов |

|Собрании законодательства |смягчает уголовную и |- это деят-ть по упорядоч и|

|РФ. 3. ФКЗ, ФЗ направляются|административную |соверш зак-ва, привед его в|

|для официального |ответственность. Исключения|опред с-му путем |

|опубликования Президентом |может быть- “переживание |составления ед норм-пр |

|РФ. Акты палат ФедСоб |закона”, когда закон, |актов или их сборников. |

|направляются для |утративший юридическую |различают 3: инкорпорацию, |

|официального опубликования |силу, по специальному |кодификацию и консолидацию.|

|председателем |указанию нового закона |Инкорпорация - форма |

|соответствующей палаты или |может продолжать |систем, при кот происх |

|его заместителем. 4. ФКЗ, |регулирование некоторых |объединение разл НА в |

|ФЗ, акты палат ФедСоб |вопросов. В пространстве а)|сборники, расположение их в|

|вступают в силу |распространяться на всю |определ порядке. |

|одновременно на всей |территорию государства; б) |Кодификация - форма систем,|

|территории Российской |действовать лишь на |при кот происх коренная |

|Федерации по истечении 10 |какой-то точно определенной|переработка норм материала,|

|дней после дня их |части страны; в) |объед его в новые, ед, |

|официального опубликования,|предназначаться для |внутр систематизир НПА. При|

|если самими законами или |действия за пределами |кодиф изменяется содерж НА.|

|актами палат не установлен |государства, хотя в |В отл от инкорп кодиф |

|другой порядок вступления |соответствии с принципами |проводится компет гос |

|их в силу. 5. ФКЗ, ФЗ, акт |государственного |органом, она носит офиц |

|палаты ФедСоб, в который |суверенитета общее правило |хар. Кодификация - особый, |

|были внесены изменения или |таково, что законы того или|специф вид правотворч, |

|дополнения, может быть |иного государства действуют|проводимой с целью |

|повторно официально |лишь на его территории. |совершенств действующего |

|опубликован в полном |Действие |зак-ва путем издания |

|объеме. |нормативно-правового акта |сводных НПА. Консолидация -|

| |по кругу лиц -он |форма систем, при кот НПА |

|3. Содержание |распространяется на всех |дораб, дополн и объед в нов|

|правоотношения. |лиц, находящихся на |НПА. Цель: устранение |

|Правоотношение- охраняемое |территории его действия и |повторов, противоречий, |

|государством волевое |являющихся его адресатами. |сокращ количества НА, для |

|общественное отношение, |Исключения: а) иностранные |удобства нахождения и |

|участники которого связаны |граждане и лица без |пользования. Этот вид - |

|взаимными юридическими |гражданства не могут быть |нечто среднее между инкорп |

|правами и обязанностями. |субъектами ряда |и кодиф. Систематиз НПА |

|Понятие “правоотношение” |правоотношений б) |направлена либо на |

|является одной из важнейших|иностранные граждане, |совершенств содерж пр норм |

|категорий общей теории |наделенные дипломатическим,|(внутр систем), либо на |

|права. Признаки |не несут уголовной и |совершенств расположения |

|правоотношения: 1. |административной |норм материала (внешняя). |

|Правоотношение - это |ответственности по |Инкорп- только внеш |

|отношение общественное, то |российскому |системат; кодификация -и |

|есть отношение между |законодательству; в) |внеш, и внутр; консолид - |

|людьми. 2. Правоотношения |некоторые |прежде всего внеш, и в |

|существуют в неразрывной |нормативно-правовые акты РФ|небол степени - внутр. |

|связи с юридическими |распространяют свое | |

|нормами, которые выступают |действие и на тех граждан |3. Применение права. Акты |

|нормативной базой их |России, которые находятся |применения. Правоприменение|

|возникновения 3. Участники |за ее пределами (гк, ук). |- особая форма реализации |

|правоотношения связаны |Круг лиц, на которых |права. Правоприменение |

|взаимными юридическими |распространяет свое |требуется в тех случаях, |

|правами и обязанностями 4. |действие тот или иной |когда юридическая норма не |

|В целом правоотношениям |нормативно-правовой акт, |может быть реализована без |

|свойственно такое качество,|может определяться также по|властного содействия |

|как определенность, |признаку пола, по возрасту |органов государства. Это |

|индивидуализированность. 5.|(несовершеннолетние), по |случаи: а) когда необходимо|

|Правовые отношения носят |профессиональной |официально установить |

|волевой характер. |принадлежности (например, |юридически значимые |

|Во-первых, они связаны с |военнослужащие), по |обстоятельства (признание |

|государственной волей, |состоянию здоровья |гражданина в судебном |

|выраженной в праве; |(инвалиды) и др. |порядке умершим или |

|во-вторых - с | |безвестно отсутствующим); |

|индивидуальной волей 6. | |б) когда диспозиция нормы |

|Правоотношения охраняются |3. Толкование права: |вообще не реализуется без |

|гос-ом. Ссостав |понятие, способы, виды. |индивидуального |

|правоотношения: а) |Толкование норм права– это |государственно-властного |

|субъектов (участников) |деят-ть компетентных |веления (право на пенсию); |

|правоотношения; б) |органов госуд-ва, |в) когда речь идет о |

|субъективные юридические |общественных организ-ий и |реализации санкции. |

|права и обязанности в) |отдельных граждан по |Признаки правоприменения: |

|фактическое правомерное |осознанию им |1) особый субъект - |

|поведение, которым |действительного содержания |специально уполномоченный |

|реализуются права и |норм. Толков-ие имеет два |государственный орган |

|обязанности; По отраслевой |направления: уяснения и |(должностное лицо). 2) |

|принадлежности можно |разъяснения. Виды |имеет |

|различать |разъяснения: По |государственно-властный |

|государственно-правовые, |субъектам–а)официальное |характер', 3) является |

|административно-правовые, |(исходящее от |деятельностью по вынесению |

|гражданско-правовые и др. В|уполномоченного органа, |индивидуально-конкретных |

|зависимости от их |имеет юрид. обязат-ую силу |предписаний',4) выступает |

|функционального назначения |для всех); б)неофициальное |формой управленческой |

|- регулятивные и |(от лиц не имеющ. на то |деятельности государства; |

|охранительные. По степени |полномочий); |5) осуществляется в |

|индивидуализации |в)доктринальное (научные и |определенных процедурных |

|разграничивают |практич. работн., |формах: порядок применения |

|относительные, в которых |компетентн. гос-ые |права регламентирован |

|поименно определены все |деятели); г)обыденное (от |специальными (процедурными)|

|участники правоотношения, и|лиц не имеющих профес. |юридическими нормами. 6) |

|абсолютные, в которых |подгот-ки). По объему– |представляет собой сложный,|

|индивидуализирована лишь |а)нормативное (разъясн. |стадийный процесс',7) имеет|

|одна сторона — |содержание норм регулир-их |творческий характер', 8) |

|управомоченный (например, |определ-ые обществ. |результаты правоприменения |

|правоотношение |отношения в виде |оформляются индивидуальным |

|собственности). |постановлений, приказов); |юридическим актом - актом |

|Правоотношения делят на |б)казуальное ( разъясн. |применения права. Три |

|материальные и |смысл нормы права по |стадии: 1) установление |

|процессуальные, частные и |конкретн. случаю, делу). |фактических обстоятельств |

|публичные. |Приемы толков: |дела; 2) формирование |

| |граматический, |юридической основы дела; 3)|

| |систематический, |решение дела. В качестве |

| |историко-политич. |дополнительной стадии может|

| | |выступить |

| | |государственно-принудительн|

| | |ая реализация |

| | |правоприменительного акта. |

| | |По результатам |

| | |правоприменения выносится |

| | |акт применения права |

| | |-официальный акт-документ |

| | |компетентного органа, |

| | |содержащий индивидуальное |

| | |государственно-властное |

| | |веление по применению |

| | |права. Все правовые акты |

| | |дел на две большие группы -|

| | |нормативные и |

| | |индивидуальные. От других |

| | |индивидуальных актов |

| | |(например, сделок в |

| | |гражданском праве) |

| | |правоприменительный акт |

| | |отличает |

| | |государственно-властный |

| | |характер. Правоприменение |

| | |бывает двух видов - |

| | |позитивное и |

| | |юрисдикционное. Позитивное |

| | |правоприменение - это то, |

| | |которое осуществляется не |

| | |по поводу правонарушения, а|

| | |как обязательное условие |

| | |нормальной реализации |

| | |некоторых регулятивных |

| | |норм. Юрисдикционное |

| | |правоприменение - это |

| | |применение санкций (то есть|

| | |охранительных норм) в |

| | |случае нарушения диспозиций|

| | |(регулятивных норм). |

| | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.