рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права (шпаргалка)

Теория государства и права (шпаргалка)

|Б-1 |Б-2 |Б-3 |

|1. Понятие и определение |1. Принцип разделения |Правовое гос-во и гражд-е |

|правового гос-ва. |властей. Институты гос. |общество. |

|Гос-во (respublica) Цицерон|власти форм-ся на осн. |Гос-во (respublica) Цицерон|

|опр-ет как дело, достояние |разд-я властей – стр-ро |опр-ет как дело, достояние |

|народа (res populi). Один |образующего и ф-циональн. |народа (res populi). Один |

|из пр-ков правового гос-ва |принципа рацион. орг-и и |из пр-ков правового гос-ва |

|– верховенство з-на (никто |контроля. Это давний |– верховенство з-на (никто |

|не освоб-ся от подчин-я |принцип. Власти дел.на |не освоб-ся от подчин-я |

|з-ну). Также полная |представит. (з-нодат.), |з-ну). Также полная |

|гарантир-ность и |исполнит. и судебн. Мех-м |гарантир-ность и |

|незыблемость прав и свобод |сдержек и противовесов - |незыблемость прав и свобод |

|граждан, а также устан-е и |кажд. из властей имеет |граждан, а также устан-е и |

|поддерж-е принципа взаимной|мн-во возм-тей |поддерж-е принципа взаимной|

|ответств-ти гр-на и гос-ва.|взаимоконтролировать и |ответств-ти гр-на и гос-ва.|

|Как гр-не несут отв-ть |огранич. др. друга. |Как гр-не несут отв-ть |

|перед гос-вом, так и гос-во| |перед гос-вом, так и гос-во|

|д. нести отв-ть перед |2. Правоотношение: понятие |д. нести отв-ть перед |

|гр-ном. Главный пр-к прав. |и виды. По самому общему |гр-ном. Главный пр-к прав. |

|гос-ва – идея народного |понятию правоотн-е – любое |гос-ва – идея народного |

|суверенитета, также – |обществен. отн-е в кот |суверенитета, также – |

|принцип раздел. властей (на|стороны связаны между собой|принцип раздел. властей (на|

|с-ме сдержек и противовесов|взаимными юридич правами и |с-ме сдержек и противовесов|

|– кажд. из властей имеет |обязанн-ми, охраняемыми |– кажд. из властей имеет |

|мн-во возм-тей |государством и рег-мые |мн-во возм-тей |

|взаимоконтролировать и |нормами права. Структура |взаимоконтролировать и |

|огранич. др. друга). Также |правоотнош имеет 4 |огранич. др. друга). Также |

|один из пр-ков – наличие |составл-их: субъект, |один из пр-ков – наличие |

|развитого гражд. общества; |объект, право и |развитого гражд. общества; |

|созд-е институтов полит. |обязанность. Оно имеет |созд-е институтов полит. |

|демократии, препятств. |сложный состав. Необх. |демократии, препятств. |

|сосред-ю власти в руках |наличие S-тов правоотн-й, |сосред-ю власти в руках |

|одного лица или органа; |сод-е. Сод-е имеет юр. |одного лица или органа; |

|верховенство и правовое д-е|сост-щую – S-тивн. права |верховенство и правовое д-е|

|конституц. з-на, устан-е в |(производные от О-тивных; |конституц. з-на, устан-е в |

|з-не и проведение на деле |после ряда юр. д-й над |з-не и проведение на деле |

|суверен-ти гос. власти; |О-тивными; они всегда |суверен-ти гос. власти; |

|возвышение суда как одного |конкретнее О-вных) и |возвышение суда как одного |

|из ср-в обесп-я правовой |обяз-ти. |из ср-в обесп-я правовой |

|гос-венности; соотв-е з-нов|S-тивное право: 1.право |гос-венности; соотв-е з-нов|

|праву и правовая орг-я с-мы|д-вовать опр. образом |праву и правовая орг-я с-мы|

|гос. власти. |2.право требовать опр. |гос. власти. |

| |повед-я от обязанного лица | |

|2. Монархия - это такая |3.право обратиться за |2. Материальное и процес-ое|

|форма правления, при |защитой. Юр. обяз-ть: |право. Деление правовых |

|которой верховная власть |1.обяз-ть д-вовать |явлений (отраслей права, |

|осуществляется единолично и|устан-ным обр. 2.обяз. |норм, правоотношений) на |

|переходит, как правило, по |претерпеть нежелат. |материальные и |

|наследству. Основными |последствия (понести |процессуальные - это |

|признаками классической |ответств-ть за неправомерн.|внутренняя, специальная |

|монархической формы |д-я). Содерж-е правоотн-я =|проблема юриспруденции. К |

|управления являются : |активная д-ть + юр. обяз-ть|материальным регулятивным |

|существование единоличного |+ S-тивное право. |нормам принято относить те |

|главы государства, |Прав. отн-я класс-ся: 1.по |правовые нормы, которые |

|пользующегося своей властью|отраслям права (гос-венное,|непосредственно регулируют |

|пожизненно (царь, король, |…) 2.на охранит. и |различные социальные сферы,|

|император, шах); |запретит. (база – мат. |формируя позитивное |

|наследственный порядок |право) 3.регулятивное. Или |поведение их участников. |

|преемственности верховной |1.абсолютные (опр-ны обе |Материальными будут и те |

|власти; представительство |стороны правоотн-й) |охранительные нормы, |

|государства монарха по |2.относит. (одна из сторон |которые обеспечивают |

|своему усмотрению; |не опр.).. |действие материальных |

|юридическая |Правосубъектность – |регулятивных норм- нормы |

|безответственность монарха.|способн-ть физ. или юр. лиц|уголовного права по своей |

|Монархия возникла в |быть S-тами правоотн-й. Для|природе являются |

|условиях рабовладельческого|этого они д.б.: |охранительными и при этом |

|общества. При феодализме |а)правоспособны (но с |уголовно-правовые нормы — |

|она стала основной формой |искл-ями для некот. физ. |материальные. К |

|государственного правления.|лиц, например, эмбрионов) |материальным следует |

|В буржуазном же обществе |б)деесп-ть (в рез-те своих |отнести и те процедурные |

|сохранились лишь |д-й приобр-ть права и |нормы, которые |

|традиционные, а в основном |обяз-ти). Возможна (для |регламентируют порядок |

|формальные черты |физлиц) частич. деесп-ть |реализации материальных |

|монархического управления. |(по возрасту 14,15,16 лет) |регулятивных норм. Все |

|В свою очередь монархия |или огранич. (в результате |процессуальные явления – |

|делится на : абсолютную |суда). Для юр. лиц деесп-ть|процедурные. Процедуру- |

|(такая форма правлен, при |м.б.: а)уставная (согласно |порядок осуществления той |

|которой власть всецело |своему уставу или полож-ю).|или иной юридической |

|принадлежит одному лицу), |б)нормативная (огранич. |деятельности. Процедуры дел|

|конституционная |з-ном). О-ты правоотн-й – |на: правотворческие и |

|(ограниченная) власть |все то, по поводу чего |правореализующие. |

|ограничена представительным|возн. правоотн-я, т.е. все |Правореализующие процедуры |

|органом. Огранич монарх |мат. и немат. блага. |бывают материальные и |

|делится на дуалистическую | |процессуальные. |

|(гос власть носит |3. Право и религия. Религия|Процессуальная процедура - |

|двойственный характер) и |- мировоззрение и |это порядок реализации |

|парламентарную (правит |мироощущение, а также |материальных охранительных |

|формир-ся из представит |соответствующее поведение и|норм (по-другому - |

|определенных партий |специфические действия, |санкций). Соответственно, |

|получивших большинство на |основанные на вере в |нормы, регламентирующие |

|выборах). |существование бога или |процедуру реализации |

| |богов, сверхъестественного.|санкций, являются |

|3. Публичное и частное |Маркс утверждал, что |процессуальными. Граница |

|право. Для деления права на|“религия будет исчезать в |между материальным и |

|частное и публичное |той мере, в какой будет |процессуальным в системе |

|необходим характер правовых|развиваться социализм”. |права проходит как внутри |

|взаимоотн-ий между |Однако “история показывает,|процедурной сферы (между |

|индивидуумом и |что государственное |нормами материальной |

|гос.организ-ми структурами |разрушение религии |процедуры и процессуальными|

|общества. Если лицо явл. |неизбежно влечет за- собой |нормами), так и на стыке |

|независимым субъектом права|нравственную деградацию |процессуальных норм и |

|– такое право частное. Если|общества и никогда не |материальных охранительных |

|субъект выступает как часть|приносит пользы праву и |норм (между нормами |

|социального целого – такое |правовому порядку, ибо, в |уголовного процесса и |

|право публичное. К частному|конечном счете, и право и |нормами уголовного права). |

|праву относят те отрасли, |религия призваны закреплять| |

|кот призваны обеспечить |и утверждать нравственные |3. Нормативно-правовой акт |

|интересы частных лиц |ценности, в этом основа их |– это официальн акт |

|(гражд, банковское, страх, |взаимодействия”. На основе |правотворчества в котором |

|патентное). К публичн праву|религиозных представлений |содержатся нормы права. |

|относят отрасли государств,|складываются религиозные |Создается в результате |

|администр, уголовного прав |нормы как одна из |правотв-ой деят-ти госуд-ва|

| |разновидностей социальных |или всенародным |

| |норм. Характер |голосованием (референдум). |

| |взаимодействия норм права и|НПА классиф по различн |

| |религиозных норм в системе |основаниям: юридической |

| |социальной регуляции того |силе (законы и подзак-ые); |

| |или иного общества |объему и характеру действия|

| |определяется связью |(общего, огранич, |

| |правовых и религиозных норм|исключит); по субъектам их |

| |с моралью и связью права с |издающих (законод, исполн, |

| |государством. Правовые и |судебн). |

| |религиозные нормы могут | |

| |совпадать с точки зрения | |

| |своего | |

| |морально-нравственного | |

| |содержания. Например, среди| |

| |заповедей Нагорной | |

| |проповеди Христа - “не | |

| |убий” и “не укради”. | |

| | | |

| | | |

|Б-4 |Б-5 |Б-6 |

|1. Предмет ТгиП-основные |1. Понятие государства. |1. ТГиП в с-ме обществ. |

|общие закономерности |Гос-во – это особая орг-я |наук. ТГиП – одна из |

|возникн-я, функц-ия и |публичной, политической |базовых научных дисциплин |

|развития государ. и права. |власти господств. класса |юр. профиля. Термин |

|В самой ТГиП 2 стороны: |(соц. группы, блока класс. |“теория” в дан. сл. означ. |

|гос-во и право, кот. не |сил, всего народа), |обобщенное название целого |

|сущ. др. без друга. Сущ. |располаг. спец. аппаратом |ряда отдельн. теорий, кот. |

|неск. подходов к изуч-ю |упр-я и принужд-я, которая,|предст. собой конструкции |

|предмета: 1. гос-во – |представляя общ-во, осущ-ет|идей, кот. опираются на |

|творец права, но очевидно, |рук-во этим общ-вом, |различ. данные о Г и П. |

|что это не всегда так, |обесп-ет его интеграцию и |ТГиП – это систематизир-е |

|гос-во д. открывать право |обладает суверенитетом. |знания о Г и П и об их |

|действит-ти. 2. либеральная|Гос-во руководит общ-вом, |взаимосвязи, представл. и |

|концепция (право склад-ся в|осущ. полит. власть в |признанные различ. науч. |

|общ-ве): право – продукт |масшт. всей страны. Для |школами. |

|жизнед-ти общ-ва, рез-т |этой цели исп. гос. |ТгиП явл общетеоретич-й по |

|конфликта интересов людей. |аппарат, для сод-я кот. |отношению к другим юрид |

|Основа права склад-ся в |собирают налоги. Необходимо|наукам; обобщает данные и |

|процессе отнош-й людей, а |наличие 3 составл-их: |выводы юрид наук в целях |

|гос-во лишь санкционирует |совокупность людей–народ; |более глубогих теоретич |

|пр-ла или стереотипы |господствующая над ними |обобщений; исследует |

|поведения в той или иной |власть; территория как |основные закономерности |

|ситуации. Тогда |предел действия этой |развития госуд и права в |

|государство, в случае |власти. |целом; вырабатывает общие |

|нарушения может принуждать | |понятия на которые |

|нарушителя к соверш-ю |2. Предмет и метод |опираются др юрид науки. |

|некот. действий. Сейчас |правового регулирования–это| |

|принято придерж-ся 1-го |наиболее существ основания |2. Право и мораль. Мораль |

|подхода. |для деления системы права |опред-ся как форма общ-го |

|Методология ТГиП.- |на отрасли. П– это то на |сознания, отражающая |

|применен. совокупн. |что воздействует право |социальную действит. в виде|

|определ-ых теоретических |определенной отрасли |специфич. исторически |

|принципов, логич приемов и |(обществ отношения). М– это|обусловл. представлений о |

|способов исслед-я основных |способы воздействия отрасли|добре и зле, которые |

|общих закономер-ей возникн |права на определ виды общ |закреп-ся в сознании людей |

|и развития госуд.-правовых |отношен. М. зависит от |в виде принципов, норм, |

|явлений. Для познания и |взаимного положения |идеалов, призванных |

|объяснения основных |участников правоотношений |регулировать поведение |

|закономерн |(равенства сторон, |людей в целях сохранения и |

|государ.-правовых явлений |обязывающ, запрещающ.) |развития общества как |

|широко используют | |целого. Право и мораль - |

|логические приемы: анализ, |3. Историческая школа |основные социальные |

|синтез, индукция, дедукция |права. Предст этой школы |регуляторы поведения |

|и гипотеза. |расматр право как выражение|человека. Они имеют общие |

|Вся совок-ть методов м.б. |воли народа независимо от |черты, различия и |

|разбита на 3 гр.: |власти государства. Т.е. |взаимодействуют друг с |

|I.Общефилософский (то же |законодатель фиксировал |другом. Общие черты: а) |

|что диалектич. Логика |лишь то что уже сложилось |принадлежат к социальным |

|II.Общенауч. методы, из |как право в результ историч|нормам и обладают общим |

|кот. самый применяемый - |развития (язык не возник из|свойством нормативности; б)|

|1)Теория с-м или с-мный |договора и не дан от бога а|являются основными |

|анализ. III.Колич. методы |развивается сам собой). |регуляторами поведения; в) |

|(с пом. ЭВМ)- возм-ть |Немец юристы: Густав Гуго, |имеют общую цель - |

|автоматич. поиска |Карл Савиньи, Фридрих |регулирование поведения |

|нормативных актов, а в |Пухта. Ист шк сильно |людей; г) базируются на |

|последствии автомоделир-е |преувелич место обычия в |справедливости как на |

|юр. норм. |системе правового регулиров|высшем нравственном |

|В результате собирания, |обществ отношен, ставя его |принципе; д) выступают |

|обработки, изучения и |над законом, отрицала |мерой свободы индивида, |

|проверки фактич матер наука|законодат путь изменения |определяют ее границы. |

|выявляет эфективность |существующего права. |Различия: 1. Мораль |

|государ управ-ия и | |формируется ранее права, 2.|

|правового регулиров, | |В пределах одной страны, |

|вырабатывает конкретные | |одного общества может |

|рекоменд по их соверш-ию. | |существовать только одна |

| | |правовая система. Мораль же|

|2. Государственные режимы | |в этом смысле разнородна. |

|могут быть демократическими| |3. Нормы морали формируются|

|и антиде-мократическими | |как нормативное выражение |

|(тоталитарные, | |сложившихся в данной |

|авторитарные, расистские). | |социальной среде, обществе |

|поэтому основным критерием | |взглядов, представлений о |

|классификации государств по| |добре и зле, |

|данному признаку является | |справедливости, чести, |

|демократизм форм и методов | |долге. 4. Мораль живет в |

|осуществления | |общественном сознании, |

|государственной власти. | |которое и является формой |

|Режим определяет характер | |ее существования. 5. Не |

|государственной власти - | |совпадают предметы |

|это соотношение государства| |регулирования норм права и |

|и личности; | |норм морали.Т.е. у них есть|

|антидемократический режим | |общий предмет регулирования|

|характеризуется полным | |и есть социальные сферы, |

|(тотальным) контролем | |которые регулируются только|

|государства над всеми | |правом или только моралью. |

|сферами общественной жизни | |6. С точки зрения |

|: экономикой, политикой, | |внутренней организации та |

|идеологией, социальным, | |или иная моральная система,|

|культурным и национальным | |будучи относительно |

|строением; ему свойственно | |целостным нормативным |

|огосударвстление всех | |образованием, не обладает |

|общественных организаций | |такой логически стройной и |

|(профсоюзов, молодежных, | |достаточно жесткой |

|спортивных и др.); личность| |структурой как система |

|в антидемократическом | |права. 7. Право и мораль |

|государстве фактически | |различаются по средствам и |

|лишена каких-либо | |методам обеспечения |

|субъективных прав, хотя | |реализации своих норм. Если|

|формально они могут | |право, как известно, |

|провозглашаться даже в | |обеспечивается возможностью|

|конституциях; реально | |государственно-принудительн|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.