рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права (шпаргалка)

|действует примат | |ой реализации, то нормы |

|государства над правом, что| |морали гарантируются силой |

|является следствием | |общественного мнения. Право|

|произвола, нарушением | |и мораль взаимодействуют. |

|законности, ликвидации | |Право является формой |

|правовых начал в | |осуществления |

|общественной жизни; | |господствующей морали. |

|всеохватывающая | | |

|милитаризация общественной | |3. Субъекты правоотношения–|

|жизни; игнорируют интересы | |это субъект права, который |

|государственных | |реализовал свою |

|образований, особенно | |правосубъектность и стал |

|национальных меньшинств; не| |участником конкретного |

|учитывает особенностей | |правового отношения. |

|религиозных убеждений | |Субъекты права, наряду с |

|населения. | |нормами права и |

| | |юридическими фактами, |

|3. Право - с-ма общеобязат.| |представляют собой одну из |

|норм, возникших в | |предпосылок возникновения и|

|общ-венной практике, | |существования |

|санкц-нных гос-вом и | |правоотношений. По видам |

|опирающихся в своей | |субъектов права (а значит и|

|реал-ции на возм-ть | |субъектов правоотношений) |

|принужд-я со стороны | |можно разделить на: а) |

|гос-ва. | |физических лиц; б) |

|Происхождение права. | |организации; в)общественные|

|Правила поведения действ-ие| |образования (народы, |

|в родовой общине, племени | |нации). физические лица - |

|(нормы обычаев регулир | |это граждане, иностранцы, |

|труд, охоту, рыбалку, быт, | |лица без гражданств, лица с|

|семейн отношен.) Выражали | |двойным гражданством . К |

|интересы всех членов рода. | |организациям относятся: а) |

|У членов рода не было | |само государство; б) |

|разгр-ий прав и обяз-ей. Их| |государственные |

|исполн обеспеч-сь привычкой| |организации; в) |

|соблюдать укоренившиеся | |негосударственные |

|правила. При переходе от | |организации. Среди |

|первоб.-общ. к государст. | |государственных организаций|

|организ-ии обычаи | |можно выделить |

|превращ-ся в нормы и | |государственные органы - |

|охраняются гос-ом, | |государственные |

|администр решения по | |организации, обладающие |

|конкретным делам которым | |властными полномочиями. |

|придается обязат-ая юридич | |юридические лица, которые |

|сила, издание гос-ом | |обладают |

|нормативных актов содер-их | |правосубъектностью, |

|нормы права. | |необходимой им для участия |

| | |в гражданском |

| | |(имущественном) обороте. |

|Б-7 |Б-8 |Б-9 |

|1. Теории происхождения |1. Функции гос-ва. Ф-ции |1. Власть и ее виды. |

|госуд-ва. Единого мнения на|гос-ва – осн. напр-я его |Особенности гос. власти. |

|этот счет нет. Но первыми |д-ти, обусл. его сущ-тью и |Вл в самом общем виде |

|гос.-прав. с-мами были |сод-ем, а также стоящими |представляет собой |

|рабовлад. с-мы Др. Греции, |перед ним на том или ином |способность некоего |

|Рима, Египта. На тер. РФ, |этапе его разв-я целями, |субъекта подчинять себе |

|PL, D никогда рабства не |задачами и его соц. |волю и поведение другого |

|было, первым здесь возн. |назн-ем. Сущ. мн-во |субъекта в своих |

|феод. Г и П. Есть идея |критериев класс-ции ф-ций |собственных интересах или в|

|божественного возн-я Г и П |гос-ва в завис. от: |интересах других лиц. |

|(религиозн. – з-ны шариата,|а)продолж-ти их сущ-я и |Признаки вл: 1. Вл есть |

|Моисея). Но гос. орг-я |д-ти (const, присущ. гос-ву|явл. социальное, т.е. |

|приходит на смену |на всех этапах его д-ти и |общественное. 2. Вл явл. |

|родоплеменной, а право – на|врем.) б)от их соц. |атрибутам (неотъемлемым |

|смену обычаям. Сущ. |значимости (выр. интересы |компонентом) общества на |

|Естественно-правовая |правящих слоев или всего |всех этапах его развития. |

|теория, нередко наз. |Н). в)от сфер их прилож-я и|3. Вл может существовать и |

|“договорной” или теорией |осущ-я (полит., эк., соц.) |функц-ть лишь в рамках |

|договорного происх-я Г и П.|г)от форм их реал-ции |общественного отношения, |

|Гос-во в ней – рез-т |(правотворческие, |т.е. такого отношения, кот.|

|объед-я людей на дог. |правоохр.). Также м. |существует между людьми. 4.|

|основе (добровол.). Одной |провести класс-ю на осн. |Осущ-ие власти всегда |

|из распр. на Западе явл. |террит. масштаба, в lim |представляет собой |

|Теория насилия, Главн. |кот. они реал-ся (в федер. |интеллектуально-волевой |

|причина возн-я Г и П здесь |гос-ве, унитарном или |процесс. 5. Общ-ые отнош, в|

|– не в соц.-эк. разв-и |конфедерации). |рамках кот существует и |

|общ-ва и возн-и классов, а |В последние годы осущ. |реализуется Вл, явл-ся |

|в завоевании, насилии, |класс-я ф-ций гос-ва на |разновидн общ. отнош и |

|порабощении одних племен |осн. принципа раздел-я |имеют название |

|др. Материалистическая |властей. В соотв-и с этим |властеотношений. 6. Важн. |

|(классовая) теория- Г есть |ф-ции: з-нодательные, |признаком власти является |

|продукт непримерим-ти |управленч. и судебные. Но |то, что она всегда |

|классовых противор. |ф-ции гос-ва м. |базируется на силе. Виды |

|Органическая теор–общество |подразделить и в завис. от |власти: а) власть в |

|и гос-во предст-ют собой |обусл-ти “природой всякого |масштабе всего общества; б)|

|единый организм состоящ из |общ-ва”. В соотв-и с этим |власть внутри того или |

|людей, подобно как человеч |критерием ф-ции подразд-ся |иного коллектива |

|орган состоит из клеток. |на: 1)ф-ции гос-в |(организации); в) власть в |

|Психологич теория–Г |эксплуататорских типов |отношении между двумя |

|возникло в результ |(доминир. роль ф-ций |индивидами. Вл можно |

|психологич потребн людей |прямого подавл-я экспл-щим |поделить также на |

|жить в рамках организ-го |классом Н.) 2)ф-ции гос-в |политическую и |

|общества. |демокр. типа (второстеп. |неполитическую. Вл м.б. |

| |знач-е ф-ции прямого |демократической или |

|2. Право и экономика. В |подавления) 3)ф-ции, |недемократической. К особым|

|данном же случае под Э |вытекающие из природы |свойствам гос. власти можно|

|следует понимать |всякого общ-ва – обесп-е и |отнести след-ие: Гос.власть|

|определенную соц-ую сферу, |поддерж-е естеств. усл-й |публична.. Гос.власть |

|а именно - диалектическое |жизни общ-ва. Также внешние|суверенна, что означает ее |

|сочетание соц-х отношений и|ф-ции гос-ва (решение |независимость вовне и |

|социальной деятельности, |м/нар. задач). Главная же |верховенство внутри страны.|

|связанных с производством, |ф-ция и цель нормального |Гос.власть универсальна: |

|обменом и распределением |гос-ва – охрана интересов |она распространяет свою |

|материальных благ. |чела, защита его прав. |силу на всю территорию и на|

|Определяющую роль в сфере Э| |все население страны. |

|играют отношения |2. Преемственность и |Гос.власть действует |

|собственности. Э как |обновление в праве. |постоянно и непрерывно. |

|явление базисного порядка | | |

|имеет определяющее значение|3. Правомерное поведение. |2. Право и политика. В |

|по отношению к П как к |Правомерный вариант |современном значении |

|части надстройки. Базис |поведения- который будучи |политику в самом общем виде|

|общества, во-первых, |общ. необходимым, |можно определить как |

|обусловливает необходимость|желательным или социально |социальную сферу, в которой|

|правового регул-ия в целом,|допустимым, осущ-ся в |сталкиваются, борются, |

|во-вторых, определяет тот |соответствии с правовыми |реализуются интересы |

|или иной тип П, в-третьих,|предписаниями (не выходит |(прежде всего |

|определяет конкретные черты|за рамки дозволенного |экономические, |

|П той или иной страны в |законом) и поддерж-ся |материальные) больших |

|данный ист-ий период. Маркс|возможностью гос-ой защиты.|социальных групп: классов; |

|отмечал, что “П никогда не |ПрП, как и неправ-ое имеет |народов; национальных, |

|может быть выше, чем Э |две стороны - объективную и|религиозных, |

|строй и обусловленное им |субъективную. О-ную сторону|профессиональных сообществ |

|культурное развитие |ПрП можно рассматр на |и др.социальных общностей. |

|общества”.В условиях |основе тех же элементов |Политика и возникает как |

|рыночной Э и перехода к |(категорий), что и О-ную |явл. вместе с социальной |

|рынку отмечают следующие |сторону противоправного |дифференциацией общества, |

|направления использования |поведения. Речь идет о |расслоением его на большие |

|правовой формы- а) |поведении, определенном |социальные группы, |

|определение целей эк-го |результате и причинной |обладающие своими особыми |

|развития; б) закрепление |связи между ними, только у |интересами. Гос-во |

|равноправия всех форм |ПрП все идет со знаком |представляет собой наиболее|

|собств; в) определение |плюс. S-ная сторона ПрП, |мощный, наиболее |

|круга субъектов рыночных |как и S-ная сторона ПрпрП, |совершенный инструмент |

|отношений; г) вытеснение |характ-ся |реализации полит-их |

|порочных средств ведения |интеллектуально-волевым |интересов, поэтому среди |

|хозяйства и коммерции; д) |отношением субъекта к |субъектов политики идет |

|продуманная налоговая |своему деянию и его |постоянная борьба за |

|политика; ж) установление |последствиям. Однако если |обладание рычагами |

|юрид-их санкций за эк-ие |для S-ной стороны |гос.власти, за приближение |

|правонар-я. Т.о. |правонар-ия характерно |к ней. Политика м.б. и |

|соотношение и взаимосвязи П|специфическое |антигосударственной |

|и Э определяются необх-ю: |интеллектуально-волевое |(террористические |

|а) создания правовыми |состояние правонарушителя, |организации и т. п.). |

|средствами условий для |которое именуется виной. |Однако в любом случае она |

|нормального развития рын. |Виды: 1) ПрП, при котором |касается государства, |

|Э; б) обеспечения |субъект осознает |затрагивает его интересы. |

|справедливого распред. |необходимость требований |Право имеет политическую |

|доходов между различными |правовых норм. 2)субъект |природу, ибо по своей сути |

|слоями общества через |подчиняет свое поведение |является нормативной формой|

|систему налогов, гос-ый |правовым предписаниям лишь |согласования воль и |

|бюджет, специальные соц. |по той причине, что “так |интересов больших |

|пр-мы. Согласно Конст. РФ |делают все”. 3) субъект |социальных групп. Однако |

|(ст. 8) в России гарант-ся |исполняет и соблюдает |право может служить формой |

|единство эк-го |правовые требования под |выражения и осущ-ия |

|пространства, свободное |угрозой мер |политики лишь до тех пор, |

|перемещение товаров, услуг |государственного |пока сама эта политика |

|и финанс. средств, |принуждения или уже в |строится на исходных |

|поддержка конкуренции, |результате их применения. |началах права и |

|свобода эк-ой деят-ти, а |Механизм формирования ПрП |справедливости, т.е. до тех|

|также признаются и |взаимосвязь 3-х подсистем -|пор, пока право |

|защищаются равным образом |юридического |используется гос-ом в |

|частная, гос-ая, муниц. и |(спец.-юридич.), |соответствии с его |

|иные формы собственности. |психологического и |природой. |

| |социального механизма. | |

|3. Правонар-е – | |3. Правонарушение: понятие,|

|противоправн., обществ. | |признаки, виды. |

|опасное деяние | |Правонарушение явл основным|

|дееспособного лица. Обязат.| |видом неправомерного |

|эл-т – S-т, наделенный | |поведения. Правонарушению |

|право и деесп-тью. Для | |присущи сл-ие признаки: 1) |

|признания недеесп-ти мало | |Прш - это всегда деяние; 2)|

|учета в психдиспансере, | |Прш - это деяние, которое |

|обязат. обслед-е спец. | |опасно для общества, |

|комиссией. S-тивная сторона| |наносит ему вред. 3) Прш - |

|правонар-я – психич. отн-е | |это деяние противоправное, |

|чел. к своему деянию. Оно | |т.е. такое деяние |

|может выр-ся различ. | |совершение кот. правом |

|степенями вины: 1)прямой | |запрещено в той или иной |

|умысел (сознательно) | |форме. 4) Прш - это всегда |

|2)косвенный умысел (знает, | |деяние виновное. Прш - это |

|но наруш-е з-на – побочный | |общ.-опасное противоправное|

|эффект его д-ти) | |виновное деяние. Прш |

|3)преступная | |принято делить по степени |

|самонадеянность (когда чел | |общ-ой опасности на |

|знает, что он нарушает з-н | |преступления и проступки. |

|и м. возникнуть | |Проступки, в свою очередь, |

|обществ.-опасные | |делят на административные, |

|последствия; Ех – пьяный за| |гражданские и |

|рулем) 4)небреж-ть (когда | |дисциплинарные. |

|человек не знал, что | |Преступления - наиболее |

|нарушает закон или что | |опасные для общества |

|будут общественно-опасные | |правонарушения. Действующий|

|последствия, но должен был | |Уголовный кодекс Российской|

|бы знать). О-тивная сторона| |Федерации (ст. 14) дает |

|правонар-я – обществ. | |следующее определение |

|опасные последствия | |преступления: “виновно |

|противоправных д-й. О-т | |совершенное общественно |

|правонар-й – те О-ты права,| |опасное деяние, запрещенное|

|кот. защищены з-ном. | |настоящим Кодексом под |

|Виды правонар-й раздел. | |угрозой наказания”. |

|1)по отраслям з-нод-ва 2)по| | |

|степени обществ. опасности:| | |

|проступки и преступления. | | |

|Б-10 |Б-11 |Б-12 |

|1. Типология |1. Государство и экономика.|1. Геополитические факторы |

|государств.Формационный и | |в развитии гос-ва. |

|цивилизационный подход. | | |

|Типология есть учение о |2. Объективное право– |2. Норма права и статья |

|типах государств. Тип |представл собой |норм.-правов. акта. Способы|

|государства определ на |совокупность правовых норм,|изложения норм права. |

|основании того, какой |определяющих содерж-ие прав|Норма права–общеобязат. |

|экономический базис это |и обяз-ей персонально не |повед-е, слож-ся в обществ.|

|гос-во защищает и интересам|определенного круга |практике (в рез-те |

|какого господств-го класса |субъектов. В них |многократной повторяемости |

|оно служит. В основе |содержаться предписания, |этого отн-я) санкционир. |

|формационного подхода лежит|относящиеся к множеству |гос-вом и опир-ся на |

|понятие |лиц, находящ-ся в сфере |возм-ть принужд-я со |

|“общественно-экономическая |действия правовой нормы. |стороны гос-ва. Прав. нормы|

|формация”, которая призвана|Субъективное право– есть |клас-ся: 1) По функциям кот|

|характеризовать тип |индивидуализированное |выполняю нормы: а) |

|общества в единстве его |право. В нем общие юридич |регулятивн; |

|базиса и надстройки. Этот |права и обязанности |б)охранительные. 2) По |

|подход разработан в рамках |становятся принадлеж-ью |степени обязат-ти: |

|марксистской теории. |конкретных лиц и таким |а)императивные |

|Различают 3 типа |образом переводят их в |(обязательные) |

|эксплуат-го господства: |плоскость правоотношений. |б)диспозитивные (несколько |

|рабовл, феодальн, буржуазн | |вариантов, и м. выбрать) |

|и исторический тип |3. Пробелы в праве и |в)рекомендательные. 3) По |

|социалист госуд-ва. В |способы их восполнения. |сод-ю правомочия в норме: |

|основе цивилизационного |Пробел в позитивном праве –|а)нормы, сод. запреты |

|подхода лежит понятие |когда нет ни з-на, ни |б)обязывающие в)управомач. |

|“цивилизация”. Цивил-ый |подз-ного. акта, ни обычая,|4) По степени |

|подход ориентирован на |ни прецедента. Пробел в пр |определенности: а) абс. |

|познание прошлого через |может быть восполнен только|определенные нормы |

|деятельность человека: |созданием нов норм пр. |(формулир. пр-ло, усл-е его|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.