рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Проблема отношений всей России с Кавказом

и «притеснять по одному праву сильнейших ингушей».

Таким образом, к 1780 г. на верность России присягнули почти все

общества Чечни.

Вхождение Осетии в состав России.

К середине ХVIII в. укрепились русско-осетинские отношения.

Большинство населения Осетии ориентировалось на Россию и неоднократно

обращалось к русскому правительству с просьбой принять их под свою власть

и покровительство. В начале 1770 г. старшины Восточной Осетии обратились

к кизлярскому коменданту И. Немичу с «доношением», в котором писали, что

их общества имеют «усердное желание поступить в вечное ее императорское

величества подданство» и что они «желают крестила». Старшинам был выдан

«открытый лист», подтверждающий их русское подданство. Россия была

заинтересована в присоединении Осетии, которая занимала важное

стратегическое положение для связи с Закавказьем. В ходе русско-турецкой

войны царское командование использовало эту территорию для

беспрепятственного продвижения войск, военных транспортов в Грузию.

Исходя из этого, в период заключения договора с Портой русское

правительство ставило перед дипломатами задачу, чтобы «те места

осетинские старались выговорить в вечное и беспрекословное владение

Российское».

В соответствии с желанием осетинского народа русское правительство в

октябре 1774 г. в крепости Моздок начало переговоры с Осетией. С русской

стороны переговоры вел астраханский губернатор П.Н. Кречетников. Осетия

была представлена посольством из 20 человек. В состав посольства входили

не только влиятельные феодалы, но и лица крестьянского происхождения.

Разнородный в социальном отношении состав посольства свидетельствует о

том, что идея присоединения Осетии к России поддерживалась всеми слоями

осетинского народа.

В ходе переговоров обсуждались следующие вопросы: присоединение

Осетии к Российской империи; переселение осетин в предгорную равнину

Центрального Кавказа; создание военной крепости и форпостов для их защиты

от нападения соседних феодалов. По всем этим вопросам была достигнута

договоренность, нашедшая свое отражение в соответствующем документе.

Члены осетинского посольства со своей стороны «передали» России свои

«горы в вольное употребление».

Основные правила, которые изданы были главнокомандующим для принятия

покорности горских племен, составляют важный исторический документ,

послуживший основанием к умиротворению многих племен и к приведению их в

подданство России, заключаются в следующем:

1) При изъявлении покорности они должны принять присягу на

верноподданство государю императору.

2) Выдать атаманов от тех лиц, от которых мы потребуем.

3) Изъявлять покорность должно все общество, а не отдельные роды или аулы

его.

4) Только от племен, прилегающих непосредственно к нашим кордонным

линиям, принимать покорность, как находящихся под ближайшим нашим

надзором и влиянием, а удаленных от нас в неприступных местностях не

считать покорными до того времени, пока они не выселятся на указанные

места.

5) Племена, принявшие покорность, должны всех русских пленных и беглых

выдать беспрекословно.

6) Всех, живущих в их аулах, которые не захотят принести покорность

нашему правительству, жители аула обязаны выслать далее к непокорным

горцам и не принимать хищнических партий, абреков и других беглых от

нас туземцев. Если же кто из них примет и не объявит о том ни старшине

аула, ни поставленному над ним приставу, то того по требованию

русского начальства жители обязаны выдать беспрекословно для ссылки в

Россию.

7) В случае явного содействия какого-либо аула неприятелю во враждебных

его действиях против русских, этот аул немедленно будет выселен во

внутрь края, согласно особому приказанию главнокомандующего.

8) Вновь покорившиеся жители должны поселиться в больших аулах на тех

местах, которые мы укажем, и не жить отдельными хуторами.

Почему казакам полюбилась кавказская бурка?

В соприкосновении с горской культурой коренные изменения претерпел

внешний облик россиян. Можно себе представить, насколько гибким был ум

переселенцев, насколько пластично и подвижно их понимание прекрасного,

что в течение нескольких десятилетий (уже к началу ХVII в.) все

казачество и в большей степени остальное население полностью восприняло

костюм кавказских горцев, отвечающий условиям жизни и характеру

деятельности казачества.

Костюм народов Северного Кавказа – явление глубоко самобытное,

уникальное в своем роде творчество горцев. Его удивительная

целесообразность и красота была настолько явной, что, появившись у

адыгов, этот костюм стал национальной одеждой почти всех народов Кавказа.

Предельно рациональный и универсальный, он позволяет горцу оставить плуг

и молниеносно взяться за оружие. Одежда является и ярким выражением

эстетических воззрений народа, в частности, представлений о человеческой

красоте. У кабардинца, по народным представлениям об идеале, должны быть

такие широкие плечи и такая тонкая талия. Этот идеал красоты требовал

соответствующего покроя одежды, которому сполна отвечали бешмет и

черкеска.

Постоянная военная деятельность казаков, как их основное занятие,

настоятельно требовала рационального костюма, и он был уже в готовом виде

у горцев. Незаменимой и предельно удобной оказалась кавказская бурка,

изумительно приспособленная к горным условиям. О бурке писали: «Способная

к накидке и назад, и наперед, и на бок, она ограждала всадника, с какой

бы стороны ни била на него непогода, прикрывала и предохраняла от

дождевой мокроты лук, колчан со стрелами, огнестрельное оружие и руку,

держащую поводья, она же, будучи войлоком, покрытым космами, представляла

упругую защиту и против сабельных ударов, и против уколов пики, стрелы, а

при горячем отступлении, когда уже не думают о препятствиях, если нужно

было броситься в реку, не выходя из седла, она мгновенно накидывалась на

глаза коню». Если прибавить к этому еще то, что бурка служила отличной

своеобразной войлочной палаткой в ночлегах, можно представить насколько

важной вещью она была для горцев и стала для казаков.

Облик гребенского казака, а затем терского и кубанского неразделимо

связан с понятием о подтянутости, постоянной готовности к действию,

сочетающимися с изяществом и красотой осанки воина, слитого воедино с

конем. Воинские учения, военные походы, военизированный быт родили особую

выправку и осанку казаков.

Своим обликом казак был во многом обязан и одежде. Высокие требования

к идеальному порядку в костюме и сбруе коня были не щегольством, а

жизненной необходимостью. Во всем казаки старались отличаться ловкостью,

статностью и мужественной грациозностью.

Куначество… Что это за обычай?

Самое широкое распространение у всех народов Северного Кавказа имело

гостеприимство. Удовлетворяя потребности всех социальных слоев, этот

обычай долгое время играл весьма важную роль в общественной жизни горцев,

особенно в условиях феодальной междоусобицы, экономической и

территориальной разобщенности.

В основе обычая гостеприимства лежали известные общечеловеческие

категории нравственности, что делало его весьма популярным далеко за

пределами Кавказа. Любой человек мог остановиться в качестве гостя в

любом горском жилище, где его принимали с большим радушием. Даже убийца и

тот мог пользоваться в полной мере обычаями гостеприимства в доме его

кровного врага. Горцы, даже самые бедные, всегда были рады приезду гостя,

считая, что вместе с ним приходит благо. Ограбивший или обидевший гостя

подвергался суровому наказанию. Народы Северного Кавказа для гостя

строили специальное помещение - кунацкую – или выделяли одну из комнат

жилища.

Весьма значительную роль в общественной жизни горцев играло в ХVI –

ХVII вв. куначество. Тот, кто хоть раз воспользовался гостеприимством

другого, становился его кунаком, и в обязанность их обоих входила

взаимная поддержка в разных житейских случаях.

У адыгов лица, пожелавшие быть кунаками, давали друг другу клятву и

совершали специальный обряд, согласно которому в чашку с брагой опускали

золотые монеты и пили из нее по очереди. У чеченцев и ингушей лица,

вступившие в куначеские отношения, обменивались оружием, боеприпасами,

давали клятву или слово быть друзьями-кунаками.

С куначеством был непосредственно связан обычай куначеского патроната,

получивший распространение в ХVIII в., например, у адыгов. Суть его

заключалась в том, что слабые семьи под влиянием разных обстоятельств

(преследование, угроза закрепощения, необходимость спасения от кровной

мести) на правах гостеприимства вступали под покровительство влиятельного

и знатного феодала. Лица, связанные обычаем патроната, считались

кунаками, но между ними уже не существовало дружеских связей и

равноправия, свойственных обычному куначеству, ибо кунак в этом случае

становился добровольным вассалом того или иного феодала.

Наибольшим выражением радости, связывавшей всех вообще и каждого

отдельно друг с другом, было тесное сближение – куначество наших

«кавказцев» с русскими войсками. Обычай куначества армейских рот до такой

степени глубоко укоренился среди кавказских войск и до такой степени был

прекрасным во всех отношениях обычаем, вполне сродни русской широкой,

доброй и гостеприимной натуре, что было бы непозволительно обойти его

молчанием.

Куначество заимствовано кавказскими войсками у горцев, но получило у

первых более широкое и более искреннее значение и применение.

Горцы зовут кунаком того, с кем удалось им обменяться какими-нибудь

более или менее значительными услугами. Понятно, что для русского солдата

не могло быть услуги важнее той, которые ему оказывали такие же, как он

солдаты, разделяя с ним бескорыстно его труды, лишения, победы и нередко

самые неудачи. Таким образом, у русского солдата являлось гораздо более

основания к куначеству со своими сотоварищами, чем даже у тех, от которых

он перенес этот обычай на свою почву.

Горец, раз сделавшись кунаком своего единоверца, держался этих

отношений в течение всей своей жизни. Мало того, они нередко переходили и

в наследство. Если же, как бывает иногда в жизни, какое-нибудь

непредвиденное обстоятельство, послужив предметом ссоры, прерывало

куначество, то последнее сменялось полною ненавистью и местью, не имея в

исходе никакого иного чувства.

Кунак в буквальном переводе значит приятель; покуначиться – значит

сойтись, но не подружиться.

Нередко бывало так, что с одного конца Кавказа вспомогательные войска

приходили на другой конец и оставались там долгое время. Понятно, что

гости эти, будучи оторваны от своих штаб-квартир, не могли иметь при себе

ни особых запасов, ни вообще испытывать тех удобств, которыми

пользовались у себя дома. Они где-нибудь в передовом укреплении или среди

боевой стоянки оставались без фуража. Если изголодавшаяся рота имела

кунацкую там, куда пришла, то последняя доставляла ей все нужное

совершенно безвозмездно. В случае, если у прибывшей роты кунаков нет и

нет особого повода к куначеству, то пришедшие старались покуначиться с

другими подобными им и без руководящих оснований. Нередко случалось так,

что одна рота имела в разных полках до десяти кунацких рот, - и это

вовсе не мешало делу. Если бы все десять рот, одна за другою, явились в

место ее расположения, она всех их принимала бы с полным гостеприимством

отличными щами, водкою и удовлетворяла бы при первом требовании чем

могла.

Как развивались торговые связи адыгов с русскими.

В первой половине ХIХ в. у адыгов было развито в значительной степени

скотоводство. Особое внимание заслуживает коневодство. Черкесские лошади

пользовались большой славой по всему Кавказу, в Крыму, в России и за

границей. Значительное место в адыгском экспорте занимали породистые

лошади, особенно кабардинские.

Земледелие и скотоводство были основными отраслями хозяйства адыгов,

но не единственными. В конце ХVIII в. и первой половине ХIХ в. адыги

активно занимались охотой и пчеловодством, В числе экспортируемых

продуктов в качестве важнейших фигурируют воск и мед.

Значительно слабее было развито ремесло, но ювелирные изделия адыгов

славились далеко за пределами Черкесии. Они имели искусных золотых дел

мастеров. Всем необходимым для хозяйства адыги могли обеспечить себя

самостоятельно.

Разнообразные домашние промыслы также получили большое развитие. На

внешнем рынке славились черкесские бурки, седла, черкесское оружие.

Наружный вид и отделка оружия были своеобразны и очень красивы. В период

кавказской войны черкесское оружие носили все офицеры русской армии,

служившие на Кавказе.

Следует также отметить, что значительных размеров у адыгов в ХVIII –

первой половине ХIХ в. достигла внешняя торговля. В этот период

черкесский импорт и экспорт были довольно разнообразны. Экспортировалась

продукция главнейших отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности:

коневодства, пчеловодства, а также ткацкие, оружейные изделия.

Стоимость товаров, вывозимых из Черкесии и ввозимых, достигала

ежегодно 800 000 р. серебром.

К 30 – 40-м гг. ХIХ в. значительно расширяются торговые связи адыгов с

русскими. Это обуславливается, с одной стороны, стремлением адыгов

получать русские промышленные товары, а с другой – необходимостью сбыта

своих изделий и сельскохозяйственных продуктов на русском рынке.

Восточные товары удовлетворяли в основном потребности узкого круга

феодальной аристократии. Преимущественно это были шелка, драгоценные

камни, серебро, золото, богато отделанное оружие, посуда. Торговля с

Россией обеспечивала адыгов прежде всего товарами широкого потребления –

хлопчатобумажными тканями, холстом, чугунными, жестяными изделиями.

Активные боевые действия царских войск на территории Северо-Западного

Кавказа повлекли за собой резкое снижение торговых связей адыгов и

русских, нарушился естественный ход сближения народов. М.С. Воронцов в

отчете на имя Николая I в 1836 г. писал: «Торговля наша с горцами теперь

почти ничтожна, возобновить и усилить оную есть воля вашего

императорского величества. Воля сия тем справедливее и священнее, что

кроме обыкновенных и общих выгод от всякой торговли, проистекающих для

обеих сторон, сим-то единственным способом можем мы надеяться привлечь к

себе когда-либо черкесов, успокоить их враждебный дух, сделать наши

сношения с ними для них необходимыми и удалить их от желания или нужды

сношений с иностранцами».

Что поучительного в обычаях и укладе жизни

северо-кавказских народов.

В семейном быту народов Северного Кавказа широкое распространение

имели обычаи избегания. Мужчины и женщины жили врозь, в разных комнатах.

В присутствии родителей и старших муж вообще избегал встреч и разговоров

с женой, а при посторонних делал вид, что ее не замечает. В свою очередь,

жена избегала встреч и разговоров со старшими родственниками и близкими

соседями мужа, даже их имена для нее были запретны. Существовало

избегание и между родителями и детьми. Отец в присутствии посторонних не

брал на руки детей, не называл их по имени, а всячески выказывал внешнее

безразличие по отношению к ним, поскольку для мужчины считалось постыдным

демонстрировать свою любовь и привязанность к детям.

Рождение ребенка (особенно мальчика) отмечалось как важное событие. У

горцев бытовали обряды, связанные с первым завязыванием в люльку,

прорезыванием зубов, первым шагом, первым бритьем волос, достижением

совершеннолетия и т.п. В выполнении этих обрядов у различных

северокавказских народов встречались свои локальные особенности: в одних

участвовали в основном мужчины, в других – женщины, в третьих – и

взрослые и дети, но при всех случаях церемонии были многолюдными и

сопровождались пиршеством, скачками, играми и т.п.

Процесс воспитания подрастающего поколения протекал под

непосредственным влиянием всего уклада жизни, окружающей среды, трудовой

деятельности, обычаев. При этом большое внимание уделялось физическому,

трудовому и нравственному воспитанию детей. Учили владеть оружием, ездит

верхом, преодолевать всевозможные трудности и лишения.

Наша общая боль.

«Ичкерия» – есть кумыкское слово Ичи-ери и означает местность среди

гор. По-чеченски она называется нахчоймохк, то есть страною чеченцев.

Поселившись на плоскости, чеченцы часто называли Ичкерию де-мохк, то есть

праотеческая земля, хотя прямое право на это имя должно принадлежать

приаргунской стране. Называя Ичкерию отцовской землею, они выясняли этим

то, что вышли на плоскость из этой земли, в которой они имели свои

фамильные поземельные участки. Ичкеринцы строили аулы на своих участках и

придавали аулам названия фамилий. И тогда еще племя это не имело общего

народного названия и представляло множество мелких фамилий, говоривших

одним языком. Официальное название этой страны у соседей было Ичкерия,

взятое от кумыков.

На плоскость, за черные горы, чеченцы до того еще не проникали, ибо ею

владел сильный народ, угрожавщий чеченцам смертью или пленом. А потому

они с боязнью и любопытством заглядывались на нее из Басского, аргунского

и других ущелий. Когда же русские, оставив Чечню, перебрались за Терек,

то чеченцы быстро заняли плоскость, водворились на ней и получили там

народное название – нахчой, утвержденное за ними всеми обществами

чеченского племени и последовательно перешедшее на остальные общества

Чечни.

Общественная жизнь чеченцев во все времена представляла печальное

зрелище. Совокупляясь из различных элементов, чеченцы старались только о

благосостоянии своих собственных фамилий, не заботясь о своем общем

отечестве. Почти до покорения их русскими они имели одно право – право

оружия. Сильные фамилии обижали слабых; эти же, мстя им тайно и явно,

только увеличивали беспорядки и вели к новым преступлениям. Воровство,

как у всех полудиких народов, сильно было развито между ними; поземельные

споры были поводом к дракам и кровопролитиям, а обычай чеченцев похищать

себе жен против родительской воли еще более увеличивал беспорядки в

стране…

Есть некоторые данные, доказывающие, что до принятия Корона чеченцы

были христианами. В арабской рукописи велся хронологический перечень

событий на Кавказе и между прочим сказано, что чеченцы находились в

крестопоклонстве, то есть христианстве, 104 года до принятия ими

мусульманской веры. Тогда, допустив, что чеченцы начали принимать ислам в

начале ХVIII столетия, можно заключить, что они находились в христианстве

целое ХVII столетие, и притом христианство у них возобновлено было

русскими. Подтверждением этого может служить и то обстоятельство, что те

чеченцы в эпоху принятия у них Корана, которые не желали его принять,

уходили к русским. Они уходили к русским , потому что считали их братьями

по религии.

Собственно холопского сословия у чеченцев не было; холопы явились у

них впоследствии, и притом на других условиях, чем у их соседей.

Первоначально они переняли от адыгейцев понятия об этом сословии и его

добывании. Они тайно похищали или же силою увлекали слабых людей

соседских племен и своих соотечественников и продавали их за деньги или

меняли на холопов же. Несчастные жертвы бесправия назывались яссыр, то

есть невольники. Были еще и другие причины породившие рабов. Частые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.