рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ

лицензий налоговые органы вправе заявлять ходатайства перед органами,

выдавшими лицензии, об анулировании данных лицензий или о приостановлении

их действий.

В п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ определены шесть конкретных видов

исков, с которыми налоговые органы вправе обращаться в суды;

- о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших налоговые

правонарушения;

- о признаниии недействительной государственной регистрации

юридического лица или государственной регистрации физического лица в

качестве индивидуального предпринимателя;

- о ликвидации организации любой организационно- правовой формы по

основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

- о признании сделок недействительной и о взыскании в доход государства

приобретенного по таким сделкам имущества в случаях, предусмотренных

гражданским законодательством Российской Федерации;

- о взыскании в доход государтсва имущества, неосновательно

приобретенного не по сделке, а в результате совершения иных незаконных

действий;

- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об

инвестиционном налоговом кредите.

Кроме того, Налоговым кодексом могут быть установлены иные случаи для

подачи исковых заявлений налоговыми органами.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 8 января 1998 года «О

несостоятельности (банкротстве)»1 правом на обращения в арбитражный суд с

заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением

обязанности по уплате объязательных платежей обладают должник, прокурор,

налоговые органы и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом

органы.

Кодексом и иными федеральными законами могут быть предоставлены иные

права налоговым органам.

Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30

апреля 1998 года № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной

власти»2 и Постановлением Правительства Российской Федерации о 17 июля 1998

г. № 793 «Вопросы Государтсвенной налоговой службы Российской Федерации»3

на Государственную налоговую службу возложено осуществление функций

государственного регулирования и межотраслевой координации по вопросам

государственной политики в области производства и оборота этилового спирта,

изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной

продукции , функциональное регулирование деятельности в данной сфере, в том

числе лицензирование деятельности по производству и обороту этилового

спирта и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта и

осуществление государственного контроля за производством и оборотом

этилового спирта и алкогольной продукции. Государственная налоговая служба

является правопреемником упраздненного Государственного комитета по

обеспечению монополии на алкогольную продукцию в отношении функций, прав и

объязанностей этого комитета.

Наряду с правами, которыми обладали налоговые органы до вступления в

силу Налогового кодекса РФ, кодекс вводит ряд новых прав, которыми

обладают налоговые органы с 1 января 1999 года при выполнении возложенных

на них задач.

К числу таких прав относятся:

1. Право налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных

обязанных лиц в порядке, предусмотренным Кодексом.

Согласно ст.72 НК РФ арест имущества является одним из способов

обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Порядок и

условия наложения ареста на имущество налогоплательщика устанавливаются

ст.77 НК РФ. На данный момент налоговые органы таким правом не обладают,

указанные полномочия предоставлены федеральным органам налоговой полиции

(ст.11 Закона РФ от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой

полиции").

2. Право предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по

уплате санкций за налоговые правонарушения.

Следует заметить, что органы Госналогслужбы до ноября 1997 г. имели

право предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые

правонарушения. Данные отсрочки и рассрочки предоставлялись в тех случаях,

когда применение штрафных санкций могло привести к прекращению дальнейшей

производственной деятельности налогоплательщика. Данное право

предоставлялось органам Госналогслужбы в рамках Указа Президента РФ от

22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и

взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Однако Указом Президента РФ

от 19.11.97 № 1233 Указ № 2270 был признан утратившим силу, и

соответственно органы Госналогслужбы были лишены права на предоставление

отсрочек и рассрочек по штрафным санкциям.

3. Право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение

платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых

поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов

налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые

правонарушения.

Налоговый кодекс определяет, что обязанность по уплате налога

налогоплательщиком считается исполненной с момента предъявления им в банк

поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного

денежного остатка на счете налогоплательщика (ст. 45 НК). Таким образом

указанное право предоставляется налоговым органам для установления факта

исполнения налогоплательщиком его главной обязанности - уплате налогов.

Банки обязаны предоставлять соответствующие документы налоговым

органам. Кроме того, не предоставление налоговому органу сведений о

налогоплательщике, согласно ст.126 НК РФ, является налоговым

правонарушением за совершение которого предусмотрена ответственность в виде

штрафа в размере 5000 рублей

4. Право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть

известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения

налогового контроля.

Данные права будут способствовать реализации функции налоговых органов

по организации и проведению налогового контроля.

5. Право заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении

действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право

осуществления определенных видов деятельности.

Осуществляя налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков

налоговыми органами могут быть выявлены нарушения лицензионных требований и

условий со стороны лиц, осуществляющих свою деятельность на основании

лицензии. В связи с этим, налоговым органам предоставляется право заявлять

ходатайства соответствующим органам об аннулировании или о приостановлении

действий выданных лицензий. Приостановление действия и аннулирование

лицензии производится по основаниям предусмотренным ст.13 Федерального

закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов

деятельности".

6. Право предъявлять иски о досрочном расторжении договора о налоговом

кредите и об инвестиционном налоговом кредите.

По общему правилу односторонний отказ от исполнения договора не

допускается (ст.450 ГК РФ) если это не установлено законом или соглашением

сторон, поэтому для досрочного расторжения договоров о налоговом кредите и

инвестиционном налоговом кредите налоговые органы должны предъявлять в суды

иски об их расторжении.

Необходимо заметить, что перечень прав налоговых органов, установленный

ст.31 НК РФ не является закрытым. В соответствии с п.2 ст.31 НК РФ

налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим

Кодексом и иными федеральными законами.

3.2. Обязанности налоговых органов. Права и обязанности,

ответственность должностных лиц налоговых органов.

Главной обязанностью налоговых органов является проведение контроля за

соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в

соответствии с ним нормативных правовых актов. При осуществлении данной

функции налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о

налогах и сборах, т. е. действия налоговых органов должны быть основаны на

законах.

Налоговым кодексом РФ установлены следующие объязанности налоговых

органов:

- вести разъяснительную работу по применению законодательства о налогах

и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

- бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и

сборах;

- вести в установленом порядке учет налогоплательщиков;

- представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их

заполнения;

- давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне

взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке предусмотренном

Налоговым кодексом;

- соблюдать налоговую тайну ;

- направлять налогоплательщику и иному объязанному лицу копии акта

налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об

уплате налога и сбора.

Налоговым кодексом предусмотрена обязанность налоговых органов сообщать

органам налоговой полиции о возможных преступлениях в налоговой сфере.

Соответствующие материалы должны направляться, если выявленные при

проверках и иными способами обстоятельства позволяют предпологать

совершение налогового преступления.

Разъяснительная работа о необходимости уплаты налогов и соблюдения

налогового законодательства может вестись налоговыми органами в различных

формах и различными способами: используя средства массовой информации,

направление памяток налогоплательщикам, чтение лекций в организациях,

школах, организация и проведение семинарских занятий с налогоплательщиками

и т.д.

Налоговым кодексом впервые на уровне закона введена обязанность

налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или

излишне взысканых сумм налогов, пеней и штрафов. Ранее в соответствии со

ст. 13 Закона о Государственной налоговой службе возврату подлежали только

неправильно взысканнные суммы налогов. Кроме того, объязанность возврата

налогов была предусмотрена некоторыми законами об отдельных налогах. В

настоящее время установлен общий порядок зачета или возврата для всех

налогов и сборов, который определен главой 12 Налогового кодекса.

Налоговым органом или иными федеральнами законами о налогах и сборах

могут быть определены иные обязанности налоговых органов. Так, в

соответствиис п. 3 ст. 78 Кодекса налоговый орган обязан сообщать

налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте

излишней уплаты налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого

факта.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона о Государственной налоговой службе

налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну и

тайну сведений о вкладах физических лиц и организаций. Статья 102

Налогового кодекса РФ вводит новое по содержанию, чем коммерческая тайна,

понятие - налоговая тайна. Так, налоговую тайну составляют любые полученные

налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

- разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

- об идентификационном номере налогоплательщика;

- об уставном фонде (уставном капитале) организации;

- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах

ответственности за эти нарушения;

- представляемых налоговым или правоохранительным органам других

государств в соответствии с международными договорами

(соглашениями), одной из сторон которах является Российская

Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или

правоохранительными органами (в части представления этими органами).

Следует заметить, что кроме перечисленных в ст.32 НК обязанностей

налоговые органы могут нести также и другие обязанности, предусмотренные

настоящим Кодексом и иными федеральными законами (п.2 ст.32 НК).

Права государственного органа - это права различных должностных лиц

этого органа.

В пределах своей компетенции должностные лица налоговых органов

реализовывают права и обязаности налоговых органов в строгом соответствии с

порядком установленным НК РФ. В соответствии со ст.33 Кодекса должностные

лица налоговых органов обязаны:

- действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными

законами;

- реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности

налоговых органов;

- корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их

представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не

унижать их честь и достоинство.

Будучи производными от прав и обязанностей госналогинспекций,

правомочия сотрудников налоговых органов правомерно поделить на две

основные группы. В первую войдут правомочия, непосредственно связанные с

проведением налоговых проверок, а во вторую - все иные права и обязанности,

с помощью которых обеспечивается деятельность по контролю за исполнением

налогового законодательства.

В соответствии с предложенной классификацией при проведении налоговых

проверок сотрудник государственной налоговой службы в соответствии со ст.

7 Закона о Государственной налоговой службе вправе:

- производить в организациях любых форм собственности и у граждан

проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, расчетов и иных

документов связанных с исчислением и уплатой налогов, с получением

необходимых объяснений, справок и сведений;

- контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами,

занимающимися предпринимательской деятельностью;

- обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении

своих полномочий любые используемые для получения доходов помещения

организаций и граждан;

- требовать от руководителей проверяемых организаций и граждан

устранения выявленных нарушений;

- приостанавливать операции на счетах организаций и граждан в банке;

- изымать документы, свидетельствующие о сокрытии и занижении прибыли

(дохода);

- применять к нарушителям налогового законодательства финансовые

санкции;

- взыскивать недоимки по налогам, пени и штрафы в бюджет;

- предъявлять иски в суды;

- налагать на должностных лиц организаций и граждан, совершивших

административные правонарушения - нарушения налогового законодательства,

административные штрафы.

Здесь необходимо отметить, что осуществление ряда вышеперечисленных

полномочий возможно только руководителем налогового органа или его

заместителем. Так руководитель налоговой инспекции или его заместитель

может принять решение о приостановлении операций по счетам

налогоплательщика в банке, о проведении выездной налоговой проверки,

утвердить постановление об изъятии документов, рассмотреть акт налоговой

проверки и вынести по нему решение о взыскании недоимок по налогам, пени и

штрафов, о привлечении виновного к административной ответственности.

Наряду с правами государственный налоговый инспектор имеет определенные

обязанности. В соответствии со ст. 10 Закона о Государтсвенной налоговой

службе должностные лица государтсвенных налоговых инспекций обязаны строго

соблюдать Конституцию РФ, конституции республик, входящих в состав РФ,

законы РФ и республик, входящих в РФ, другие нормативные акты, права и

охраняемые законом интересы организаций и граждан.

Из анализа законов и подзаконных актов по организации деятельности

государственной налоговой службы следует, что государственный налоговый

инспектор обязан: ознакомить налогоплательщика с актом проведенной

налоговой проверки; при установлении фактов нарушения налогового

законодательства составить протокол, предъявив его для ознакомления

налогоплательщику; осуществлять контроль за устранением выявленных

нарушений налогового законодательства; в случаях установления фактов

преступного нарушения законов о налогообложении передать материалы в

правоохранительные органы; вести учет налогоплательщиков в соответствии с

территориальным или линейным принципом работы.

Впервые в налоговом, да и в законодательстве в целом, в Налоговом

кодексе предусмотрена обязанность должностных лиц налоговых органов

корректно и внимательно относиться к участникам налоговых правоотношений,

не унижать их честь и достоинство. Введение данной нормы призвано повысить

уровень правовой культуры должностных лиц налоговых органов, а также общий

культурный уровень общения участников налоговых правоотношений. На

основании п/п 10 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики и

плательщики сборов вправе требовать от должностных лиц налоговых органов

выполнения данной обязанности.

Для правильного понимания специальных прав и обязанностей должностных

лиц налоговых органов необходимо учитывать следующее:

1) к должностным лицам не применим принцип «разрешено все, что не

запрещено законом». Наоборот, к ним применяется разрешительный порядок:

каждое должностное лицо выполняет только то, что прямо разрешено ему

законом, т. е. действует только в рамках установленной ему компетенции;

2) служебные права должностных лиц налоговых органов, одновременно

являются их обязанностями, и наоборот;

3) границы для реализации прав должностных лиц налоговых инспекций

очерчены задачами и функциями государственных налоговых инспекций.

Любые права налоговых инспекторов - проводить проверки, изымать

документы, предъявлять иски и т. п. - реализуются только в пределах

выполнения задачи налогового органа: осуществление контроля за соблюдением

законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и

своевременностью внесения в бюджеты налогов и других обязательных платежей.

Госналогслужба России является исполнительным государственным органом.

Государственных служащих налоговых органов по их полномочиям принято делить

на должностных лиц, оперативный состав и вспомогательный персонал.

Должностными лицами налоговых органов являются граждане Российской

Федерации - работники налоговых органов, которым в соответствии с

квалификацией, стажем работы и занимаемой должностью присвоены классные

чины. (ст.18 Закона РСФСР от 21.03.91 г. "О Государственной налоговой

службе РСФСР.")

Ключевым должностным лицом налоговых органов является налоговый

инспектор. Основной объем прав и обязанностей налоговых органов реализуется

этими лицами.

Инспекторы осуществляют все основные формы работы с налогоплательщиками

- от приема налоговых расчетов до проведения проверок. В настоящее время в

ряде инспекций практикуется разделение функций (с учетом зарубежного

опыта): ряд инспекторов осуществляет только ревизорскую работу, другие - те

функции, которые не связаны с выходом на предприятия (прием и камеральная

проверка деклараций, расчет окладных налогов и др.).

К специалистам относятся работники бухгалтерии, юрисконсульты и т.д.

Лица вспомогательного состава обеспечивают служебную деятельность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.