рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ

инструкции и другие розновидности инструктивного материала, который

регулирует отношения внутри госналогслужбы. В круг этих отношений входят:

вопросы совершенствования организаций и деятельности всех подразделений

госналогслужбы; структуры и штатная численность специалистов в различных

службах; проблемы взаимодействия между территориальными подразделениями

госналогслужбы с другими правоохранительными органами; учет, контроль,

анализ налоговой практики и т.д.

Внутриведомственные нормативные акты направленные на решение задач,

стоящих непосредственно перед госналогслужбой, носят императивный характер

и распространяют свое действие на лиц , являющихся сотрудниками

государственной налоговой службы. Инструктивный материал может быть

межведомственным, если подготовлен и издан за подписью руководителей двух и

более министерств, коммитетов, служб.

Правовые основы деятельности госналогслужбы не исчерпываются названными

актами. Их перечень содержит сотни наименований, они изменяются и

дополняются в связи с переменами в экономической и политической жизни

общества. Важно при этом, чтобы налоговое законодательство способствовало

не только полному и своевременному поступлению в бюджет налогов и других

обязательных платежей, но и преодолению кризисных явлений на пути перехода

к рыночной экономике.

2.2. Система, структура и функции органов государственной налоговой

службы.

Государственная налоговая служба РФ является единой системой контроля

за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления,

полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и

других обязательных платежей.

Госналогслужба организована на следующих принципах:

1. Принцип единства.

Этот принцип построения системы проистекает из принципа единства

налоговой политики: для обеспечения единообразного применения налогового

законодательства в Российской Федерации требуется наличие единого

контрольного органа. Госналогслужба России осуществляет свои полномочия в

отношении как государственных, так и местных налогов.

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 статьи 72 Конституции

Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов

Российской Федерации находится установление общих принципов организации

системы органов государственной власти, а к ведению Российской Федерации, в

частности, относится установление федеральных экономических служб (ст. 71

Конституции РФ).

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и

принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов

Российской Федерации.

2. Принцип независимости

Независимость понимается, прежде всего, как независимость от местных

органов власти. Она является конкретным проявлением принципа разделения

властей, системы «сдержек и противовесов»: праву местных органов власти

вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы,

противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом

соответствии с буквой и духом закона. Налоговые инспекции выполняют только

те решения и постановления по налоговым вопросам местных органов власти,

которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им

прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или

отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативные

руководящие указания.

3. Принцип централизации

Государственная налоговая служба России является централизованной

системой налоговых органов. Исключением является правовое положение

Госналогинспекции по г. Москве. В соответствии с Указом Президента РСФСР от

28 августа 1991 года «О полномочиях органов исполнительной власти города

Москвы»1 эта инспекция находится в двойном подчинении: Госналогслужбы РФ и

Правительства Москвы.

Система Министерства Российской Федерации по налогам и сборам условно

делится на три уровня:

– Общефедеральный - центральный федеральный орган исполнительной

государственной власти (Министерство Российской Федерации по налогам и

сборам). Оно возглавляется Министром Российской Федерации, назначаемым

Президентом Российской Федерации по представлению Председателя

Правительства РФ. Заместители руководителя назначаются по его представлению

Правительством Российской Федерации. Министр Российской Федерации по

налогам и сборам формирует совещательный орган - коллегию.

– Региональный - Госналогинспекции по республикам в составе

Российской Федерации краям, областям, автономным образованиям, городам:

Москве и Санкт-Петербургу (т.е. инспекции по субъектам Федерации).

Руководители этих инспекций назначаются руководителем Госналогслужбы

России. В инспекциях этого уровня также образуются коллегии.

– Местный - Госналогинспекции по районам, городам без районного

деления и районам в городах. Руководители этих инспекций назначаются

Руководителами вышестоящих налоговых органов.

Различным звеньям Госналогслужбы свойственны различные функции. Между

тем всем звеньям - общефедеральному, региональному и местному присущи и

некоторые общие функции, поскольку все они осуществляют непосредственный

контроль за соблюдением плательщиками налогового законодательства.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие функции всех

звеньев Госналогслужбы (общие функции налоговых органов).

Госналогслужба РФ:

1) обеспечивает учет налогоплательщиков;

2) обеспечивает контроль за выполнением налогоплательщиками и другими

участниками налоговых отношений налогового законодательства;

3) осуществляет исчисление окладных налогов;

4) ведет оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и других

платежей;

5) применяет меры по пресечению (предотвращению) нарушений налогового

законодательства;

6) осуществляет контроль выполнения субъектами

предпринимательской деятельности требований законодательства в отношении

наличного денежного обращения;

7) применяет меры для предотвращения или ликвидаций убытков,

нанесенных бюджету или налогоплательщику;

8) применяет меры ответственности к нарушителям налогового

законодательства;

9) осуществляет учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозяйного

имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству и

кладов;

10) выступает агентом валютного контроля;

11) выступает исполнительным органом по применению мер взыскания,

наложенных рядом государственных инспекций и других контрольных органов.

Центральный аппарат в дополнение к тем функциям, которые выполняет

местное звено налоговой службы, обладает следующими полномочиями:

– организует, координирует и контролирует работу Госналогинспекции;

– осуществляет аналитическую и статистическую деятельность;

– разрабатывает и издает инструктивные и методические указания и другие

документы по применению налогового законодательству

– осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением,

издаваемыми министерствами, ведомствами и другими организациями;

– участвует в выработке налоговой политики, подготовке проектов

законодательных актов и международных договоров о налогообложении;

– решает вопросы международного сотрудничества.

Региональное звено Госналогслуж6ы выполняет функции, присущие нижнему

звену, а также ряд функций, присущих высшему звену, - по организации,

координации и контролю деятельности нижестоящих налоговых инспекций,

обобщению практики.

Налоговый кодекс РФ устанавливает способ осуществления функций

налоговых органов, с одной стороны, путем реализации полномочий, под

которыми понимаются права произвести какие-либо действия (ст. 31 и 34

Кодекса), и с другой - методом исполнения объязанностей ( ст. 32, 33, 34

Кодекса, а также соответствующие статьи федеральных законов, определяющих

порядок организации и деятельности налоговых органов).

Система налоговых органов построена в соответствии с административным

и национально-территориальным делением, принятым в Российской

Федерации, и состоит из трех звеньев.1 Основным элементом в этой,

системе являются государственные налоговые инспекции по районам,

городам без районного деления и районам в городах. Второе звено

включает в себя государственные налоговые инспекции республик в

составе России, краев, областей, автономной области, автономных округов,

городов Москвы и Санкт-Петербурга.[2]

Возглавляет систему налоговых органов центральный аппарат

Государственной налоговой службы - Министерство Российской Федерации по

налогам и сборам.

Районные (городские) государственные налоговые . инспекции

выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за

исполнением налогового законодательства всеми физическими и

юридическими лицами на обслуживаемой территории. В соответствии со ст.

18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации

они обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и

других обязательных платежей, правильность начисления платежей гражданам

Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а

также поступление этих платежей в бюджет; контролируют своевременность

представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов,

налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с

исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют

достоверность этих документов в части правильности определения

Таблица№ 1

прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и

обязательных платежей; производят осмотр, фиксацию, содержание и

изъятие у организаций документов, свидетельствующих о сокрытии

(занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения;

получают от предприятий, учреждений, организаций, .финансовых органов и

банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский

учет по каждому плательщику и виду платежа сумм доходов и других

платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также

сумм финансовых санкций и административных штрафов; приостанавливают

операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и

другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях

непредставления (или отказа представить) госналогинспекциям и их

должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и

других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и

иных обязательных платежей в бюджет.

К компетенции районных (городских) государственных налоговых

инспекций относятся применение финансовых санкций, предусмотренных

законодательством Российской Федерации и ее субъектов за нарушение

обязательств перед бюджетом; административных штрафов за эти нарушения,

допущенные должностными лицами организаций и гражданами; возврат излишне

взысканных и уплаченных налогов, и других обязательных платежей в

бюджет через банки и иные кредитно-финансовые учреждения; учет,

оценка и реализация конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества,

принадлежащего по праву наследования государству, а также кладов.

Они вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о ликвидации

организаций любой организационно-правовой формы по основаниям,

установленным законодательством Российской Федерации, о признании

регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения

установленного порядка создания организации или несоответствия

учредительных документов требованиям законодательства и взыскании

доходов, полученных в этих случаях; о признании сделок

недействительными и взыскании в доход государства всего полученного

по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по

сделке, а в результате других незаконных действий.

Сотрудники районной (городской) налоговой инспекции составляют,

анализируют и представляют вышестоящим государственным налоговым

органам установленную отчетность, а районным и городским финансовым

органам — ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах

налогов и других платежах в бюджет. Часть этих функций реализуется в

повседневной деятельности инспекторским составом, часть — руководителем

или его заместителем.

Структура и штатная численность районной (городской) налоговой

инспекции утверждается ее начальником на основании социально-

демографических, экономических и географических характеристик района,

объема выполняемой работы и других факторов, учитываемых при

определении количества сотрудников и создании внутриструктурных

подразделений, в пределах установленного им фонда оплаты труда. В крупных

городских и районных (в городах) налоговых инспекциях могут быть

созданы отделы и группы по видам взимания налогов. Их работа

строится по отраслевому принципу. Принцип зональной организации работы

может быть составным элементом отраслевого принципа. Например, в отделе

по налогам с физических лиц один инспектор осуществляет контроль за

соблюдением налогового законодательства жителями одного микрорайона

города, другой инспектор -контролирует налогоплательщиков другого

микрорайона и т.д. Согласно штатной численности и структуре районной

(городской) налоговой инспекции в ее состав входят начальник,

заместители начальника, начальники отделов, где они есть, главные

государственные налоговые инспекторы, старшие государственные налоговые

инспекторы, государственные налоговые инспекторы, специалисты, работники

бухгалтерии и вспомогательного аппарата.

Руководитель инспекции, его заместители и начальники отделов

назначаются и освобождаются от должности начальником вышестоящей

налоговой инспекции. Прием и увольнение на работу других

сотрудников районной (городской) налоговой инспекции производится по

согласованию с руководителем инспекции. Он несет персональную

ответственность за подбор и расстановку кадров, повышение их

квалификации. Вновь принятые работники представляются к классному

чину инспектора налоговой службы III ранга при наличии высшего или

среднего специального образования и стажа работы в налоговых органах не

менее одного года.

В отдельных случаях за примерное исполнение служебных обязанностей и

высокие показатели в. работе руководитель вышестоящей налоговой

инспекции вправе присвоить классный чин и до истечения этого срока.

Районная (городская) налоговая инспекция является юридическим лицом,

имеет свой текущий счет и печать.

В Положении о Государственной налоговой службе нормативно не

определяется организационное устройство налоговых инспекций субъектов

Российской Федерации. Также как и для районной (городской)

инспекции, структура и штатное расписание этих звеньев системы

утверждаются руководством соответствующей налоговой инспекции в пределах

установленного им фонда оплаты труда. Необходимо подчеркнуть, что

структурная схема краевой, областной и равной им налоговой инспекции

строится с учетом региональных особенностей: размеров территории и его

экономического потенциала, количества налогоплательщиков и их социально-

демографических характеристик, других обстоятельств. Все различия в

организационном построении связаны, в конечном счете, с созданием

такой рабочей модели, которая в конкретных условиях будет наиболее

эффективно решать стоящие перед госналогслужбой задачи.

Однако если районная (городская) налоговая инспекция непосредственно

контролирует полноту и своевременность внесения налоговых платежей,

правильность исчисления налогов, то краевые, областные и равные им

структуры решают эти задачи в большей степени путем реализации

организационно-методических функций.

На них возлагаются: организация работы, нижестоящих налоговых

инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о

налогах и других платежах в бюджет; обобщение и анализ отчетов

госналогинспекций о проделанной работе, подготовка на их основе

методических рекомендаций по совершенствованию практики налогового

контроля; организация взаимодействия налоговых инспекций с другими

правоохранительными органами по усилению контроля за соблюдением

законодательства о налогах и других платежах; комплексные и тематические

проверки нижестоящих налоговых инспекций; обобщение и внедрение

в налоговую практику передового опыта; проведение мероприятий по

профессиональной подготовке и переподготовке кадров; осуществление мер по

созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и

других средств автоматизации и компьютеризации работ в

госналогинспекциях;. координация работы по взаимодействию с

районными (городскими) органами власти и управления по вопросам

обеспечения госналогинспекций служебными помещениями, транспортом,

вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а

их работников — жильем, дошкольными и школьными учреждениями в

порядке, установленном Правительством Российской Федерации и

правительствами республик в составе Российской Федерации.

Когда краевые, областные и равные им налоговые инспекции

непосредственно осуществляют контроль за плательщиками налогов и других

платежей в бюджет, они пользуются теми же правомочиями, что и

налоговые инспекции по районам в городах и в городах без районного

деления. Основным структурным элементом госналогинспекции

республик в составе России, края, области, автономных образований,

являются отделы.

Отделы создаются в зависимости от направления деятельности и видов

налогов, по которым они осуществляют контроль, имеются отделы по

налогообложению доходов (прибыли) юридических лиц; отдел

налогообложения агропромышленного комплекса, природных ресурсов и

земельного налога; отдел налогообложения физических лиц; отдел

косвенных налогов; отдел местных и прочих налогов и сборов.

Кроме этого, как и в любой другой управляющей структуре, в составе

краевой, областной и равной им госналогинспекций функционируют отделы

кадров, контроля, финансового обеспечения, юридический, хозяйственный и

другие.

Общность задач, стоящих перед структурными подразделениями по

контролю за уплатой конкретных видов налогов и сборов, находит свое

отражение в положениях о соответствующих отделах утверждаемых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.