| |||||
МЕНЮ
| Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФсказаться на равномерности и полноте обложения сельского населения. Дело осложнилось и тем, что налоги в начале 20-х годов взимались различными органами. Так, продовольственный налог собирался наркоматом продовольствия; подворно-денежный налог — местными органами власти; трудналог в денежной части — наркоматом финансов, а в натуральный — наркоматом труда. С 1924 г. предпринимаются попытки перейти к денежному исчислению и взиманию налогов. В период НЭПа основной задачей налоговой политики Советского государства, наряду с другими задачами, стало вытеснение частника из всех сфер производства, усиление обложения капиталистических элементов. В новых экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении доходной части бюджета. В хозяйственном механизме, где цены устанавливаются в плановом порядке, вне какой-либо зависимости от спроса и предложения, налоги перестают быть регуляторами экономических отношений в их классическом понимании. Следует отметить особую роль сельхозналога в экономическом разгроме деревни, разрушении многовекового уклада хозяйствования на земле. Решающим в этом деле стал принятый тогда курс на коллективизацию сельского хозяйства. В 1928 г. была проведена реформа сельхозналогов и уже к 1930 г. дифференциация налоговых платежей оказалась такова, что 2,8% крепких хозяйств обязывались выплатить 29,6% всего сельскохозяйственного налога. Остальные 70% налога возлагались на середняцкие хозяйства, которые в структуре сельского населения занимали 60,4%. Свыше трети всех крестьянских хозяйств освобождались от выплаты сельхозналога из-за бедности.1 Одновременно с реформой налоговой системы началось строительство нового налогового аппарата. В соответствии с Положением о Народном комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе Наркомфина было создано организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами. В губернских и уездных финотделах налоговые подразделения остались без особых изменений. Были упразднены податные инспекторы при уездных финотделах и сформирован штат фининспекторов, который осуществлял контроль за взиманием прямых налогов и подчинялся непосредственно губфипотделам. В 1925 г. Наркомфин СССР принял Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права, обязанности, задачи и функции финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их доходов, объектов налогообложения. Ведение окладного счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и др.) передавалось кассовым органам, а взимание платежей — налоговым агентам. К 1930 г. налоговый аппарат Наркомфина СССР превысил 17 тыс. человек. Из них половина работала в финансовых органах, а остальные входили в аппарат наружного налогового надзора. Учитывая, что к этому времени с капиталистическим элементом как в городе, так и на деревне в - основном было покончено, налоговая реформа 1930 г. внесла изменения и в организацию налогового аппарата. Основным звеном системы стала налоговая инспекция — структурное подразделение районных и городских финансовых отделов. К руководящим и контролирующим звеньям относились налоговые отделы краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых органов, управления налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР. В соответствии с Положением о налоговой инспекции районных и городских финансовых отделов и налоговых ревизоров 1949 г. в районах и городах, не имеющих районного деления, действовали налоговые инспекции, состоящие из старшего налогового инспектора, участковых налоговых инспекторов, их помощников, налоговых агентов в сельской местности, работников бухгалтерии. Структура и штатная численность каждой инспекции определялась количеством налогоплательщиков, территориально-экономической характеристикой города (района). В крупных городах в состав налоговых инспекций входили инспекторы по налогам с заработной платы рабочих и служащих, местным налогам с предприятий, учреждений и организаций и государственной пошлины. Исключительное значение придавалось контролю за взиманием налогов со стороны вышестоящих финансовых органов. Специальный аппарат, контролирующий соблюдение законов при взимании налогов, состоял из ревизоров и старших ревизоров в краевых и областных финотделах, а также из ревизоров, старших и главных ревизоров в министерствах финансов союзных республик и Минфине СССР. В 1959 г. были произведены очередные перемены в структуре налоговых органов. Управление налогов и сборов, налоговые отделы и инспекции были переименованы соответственно в управления, отделы и инспекции государственных доходов. Их функции практически не измелились. Управление государственных доходов Министерства финансов СССР продолжало заниматься планированием поступлений налогов и других доходов в целом по Союзу и по союзным республикам, следило за выполнением плана поступлений платежей в государственный бюджет; разрабатывало проекты ставок налога с оборота на промышленные и продовольственные товары, проводило ревизии, проверки и обследования работы по государственным доходам в министерствах финансов союзных республик, а также в местных финансовых органах, выполняло другие работы. В союзных республиках аналогичные функции выполнялись. управлением государственных доходов министерства финансов союзной республики. В краях, областях, автономных республиках, автономных областях, национальных округах были созданы отделы государственных доходов. Структурными элементами управлений, отделов были подразделения по налогу с оборота, отчислений от прибыли и прочих доходов, налогов и сборов с населения, планирования и учета и т. д. Основная работа по систематическому контролю за выполнением планов госдоходов, правильным исчислением и своевременным поступлением всех платежей в бюджет возлагалась на городские и районные инспекции по государственным доходам, которые входили в структуру районного (городского) финансового отдела исполкома соответствующего Совета народных депутатов. Численный состав инспекции зависел от объема выполняемых работ. Возглавлял инспекцию начальник, если в штате было свыше десяти сотрудников, или старший инспектор, если менее десяти. Руководство работой инспекции государственных доходов осуществлялось заведующим городским (районным) финансовым отделом. Он решал вопросы приема на работу, перемещения с одной должности на другую, определял порядок работы инспекторского состава. На сотрудников районных (городских) инспекций государственных доходов возлагался постоянный контроль за поступлением от предприятий и организаций платежей в бюджет; проведение документальных проверок по полученным отчетам, первичным бухгалтерским документам. Инспекторы и экономисты разрабатывали предложения по обеспечению своевременного выполнения планов поступления платежей в бюджет; изыскивали дополнительные источники доходов, вели учет предприятий и организаций, обязанных вносить платежи в бюджет, выполняли другие контрольные функции. Отход от административно-командной модели развития экономики и переход к рыночным отношениям потребовали радикальных перемен не только в налоговом законодательстве. Возникла настоятельная необходимость в реорганизации налоговых органов. Государственные налоговые инспекции появились в 1990 году, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24.01.90 г. № 76 "О Государственной налоговой службе"1. Правовое положение данной структуры закреплялось Законом СССР от 21.05.90 г. "О правах, обязанностях и ответсвенности государственных налоговых инспекций."2 31 декабря 1991 года Указом Президента РФ "О государтственной налоговой службе" органы налоговой службы были выделены из Министерства РФ и преобразованы в систему центральных органов государтсвенного управления с подчинением Президенту и Правительству РФ. В марте 1992 года при налоговой службе были образованы специальные подразделения по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогового законодательство, а также обеспечению безопасности деятельности этой службы и ее сотрудников под названием Главное управление налоговых расследований. В последствии в июне 1993 года это подразделение было преобразовано в федеральные органы налоговой полиции как самостоятельный орган. Передача все новых полномочий Государственной налоговой службе, на которых мы остановимся в других разделах данной работы, привело к необходимости придать ему статус Министерства и Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам"1 Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразовано в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Глава 2. Организация деятельности Государственной налоговой службы. 2.1 Правовая база деятельности Государственной налоговой службы. В соответствии с Положением о Государственной налоговой службе Российской Федерации1 ее центральный аппарат и органы на местах в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Законом РФ от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РФ», Налоговым кодексом РФ, другим законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями высших органов представительной власти Российской Федерации и республик в составе России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями органов государственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и районов в городах по налоговым вопросам. В перечне нормативно-правовых актов не случайно на первом месте стоит Конституция Российской Федерации. Содержащиеся в ней нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую , силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. В ст.ст. 57, 71, 72, 75, 106 Конституции РФ определяются субъекты налогообложения и их гарантии, исключительная компотенция Российской Федерации и компетенция субъектов федерации в сфере налогового регулирования, называются органы налогового правотворчества и процедура принятия законов о налогообложении. Конституционные нормы находят детализацию в законах и подзаконных актах, регулирующих общественные отношения как в организации работы налоговых органов, так и в конкретных сферах налогообложения. При характеристике правовой основы деятельности госналогслужбы такое деление имеет теоретическую и практическую значимость. Принятый в 1991—1992 г. пакет нормативных актов можно представить двумя блоками. Первый включает в себя законы и подзаконные акты, определяющие порядок формирования и задачи налоговых органов, их систему и структуру, компетенцию, права и обязанности налогоплательщиков, принципы налогообложения и т. д. Второй состоит из законов по конкретным видам налогов, с указанием субъектов и объектов налогообложения, ставок налогов и налоговых льгот, правил исчисления и порядка уплаты налогов, штрафов и иных санкций за нарушения законодательства. В данной работе нами рассмотрен первый блок этих нормативных актов и другие нормативные акты принятые в последующие года, изданные в следствии развития налоговых правоотношений и необходимости их правового регулирования Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР» соотносится к первому блоку нормативно-правовых актов. Фактически это и первый российский закон, определивший задачи и структуру государственной налоговой службы в условиях начинавшихся тогда рыночных реформ, права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами. Здесь же предусматривается ответственность государственных налоговых инспекций и их должностных лиц за совершенные по службе правонарушения, социальные гарантии сотрудников налоговых инспекций и их семей в случае гибели или получения увечий сотрудниками при исполнении служебных обязанностей. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.1 впервые на законодательном уровне определил понятие налога и налоговой системы. Целый ряд положений, носящих принципиальный характер, нашли закрепление в отдельных нормах закона. Так были определены права и объязанности налогоплательщиков и налоговых органов, виды налогов, которые будут взыматься на территории федерации, в субъектах федерации и на местах на уровне районов и городов без районного деления. В соответствии со ст. 24 этого Закона контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов осуществляется налоговым органом в соответствии с Законом Российской Федерации «О Государственоной налоговой службе Российской Федерации» и иными законодательными актами. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» установил право налоговых органов налогать и взыскивать с налогоплательщиков финансовые санкции за нарушение налогового законодательства. В своей деятельности Государственная налоговая служба руководствуется и придерживается положений законов РФ по различным видам налогов. Например, для осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства при операциях с ценными бумагами органы госналогслужбы руководствуются Законом РФ. «О налоге на операции с ценными бумагами». Значительные сложности в реализации этого закона связаны с нормативным урегулированием рынка ценных бумаг. Практика последних лет свидетельствует о проблемах, связанных не только с уплатой налогов акционерными обществами и компаниями, работающими с ценными бумагами, но и откровенным мошенничеством правлений ряда крупных фирм по отношению к десяткам и сотням тысяч своих акционеров. Вот почему законные и обоснованные действия налоговой службы при проверке этой категории плательщиков способствуют с одной стороны максимальным поступлениям налогов в государственный бюджет, с другой — выполняют важную, профилактическую функцию по предупреждению банкротств и разорения владельцев ценных бумаг. Или же Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц»1 , который определяет взаимоотношения налоговых органов и работодателей, которые сами по себе не являются плательщиками подоходного налога , а являются налоговыми агентами, по отношению к своим работникам, с которых они удерживают налог и перечисляют в бюджет. А налоговый орган в данном случае контролирует организации по вопросу правильности начисления, удержания и своевременности перечисления подоходного налога в бюджет. Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской Федерации - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права, В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему. Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом, направлены на решение следующих важнейших задач: построение стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства; развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками; создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан; уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени; формирование единой налоговой правовой базы; совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения; совершенствование налогового администрирования. По своей тематике и кругу регулируемых вопросов часть 1 Налогового кодекса близка к утративщему силу с 1 января 1999 года Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», и после введения ее в действие она заменила указанный Закон. Однако за счет вовлечения в законодательное регулирование большого числа новых вопросов и отношений, а также за счет более глубокой проработки действующих правил и норм объем первой части Налогового кодекса значительно превосходит объем Закона. В обшей части Налогового кодекса в целях создания справедливой и эффективной налоговой системы много внимания отведено вопросам создания единого налогового правового порядка, обеспечения законности для всех участников налоговых отношений. Налоговый кодекс призван обеспечить создание самостоятельной отрасли законодательства - налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов, устранить правовой хаос и пробелы в действующем налоговом законодательстве. Следующим элементом правовой основы деятельности госналогслужбы являются Указы Президента Российской Федерации. Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 года № 340 «О Государстенной налоговой службе Россиской Федерации» были утверждены Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации, Гарантии правовой и социальной защиты работников Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|