рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Общество с ограниченной ответственностью, создание и его реорганизация

Деятельность юридического лица (ООО) - это, естественно,

деятельность людей, составляющих организацию, ибо только они способны к

сознательным волевым действиям. Однако их роль в осуществлении

дееспособности юридического лица различна. Одни своими действиями

приобретают и создают для юридического лица (ООО) права и обязанности,

другие способствуют осуществлению уже приобретённых прав и выполнению

обязанностей. Приобретение и отчасти осуществление прав и обязанностей -

прерогатива так называемого органа юридического лица. [90]

Орган юридического лица - это правовой термин, обозначающий лицо

(единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих

интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без

специальных на то полномочий (без доверенности).[91] В соответствии со

ст.61 ГК РМ с момента своего создания юридическое лицо осуществляет права

и исполняет обязанности через управляющего, т.е. именно через свои органы

юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя

гражданские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как

действия самого юридического лица.

Согласно п.83 Положения 500 высшим органом управления общества

является Общее собрание пайщиков (участников), которое правомочно

принимать решения по всем, без исключения вопросам деятельности общества.

В исключительную компетенцию Общего собрания, согласно Положению 500

(т.е. в не передаваемую другим органам компетенцию), входит принятие

решения по следующим вопросам(

1) Изменение устава, увеличение и уменьшение уставного капитала(

1) Утверждение годового отчёта и годового баланса, распределение прибыли(

2) Выборы Правления(

3) Выборы и отзыв ревизора(

4) Утверждение порядка оплаты труда и должностных окладов членов правления

и ревизора(

5) Исключение пайщика (участника) общества(

Данное положение не соответствует ст.154 п.2 ГК РМ, согласно которой

участник исключается из состава общества только на основании судебного

решения. Таким образом, следует исключить данное положение, с момента

вступления в силу нового ГК РМ.

6) Одобрение договоров, ценность которых превышает 1/4 часть уставного

фонда, а также договоров заключаемых между обществом и его пайщиками

(участниками)(

7) Определение материальной ответственности председателя, членов правления

и ревизора(

8) Реорганизация и ликвидация общества.

К исключительной компетенции Общего собрания пайщиков могут быть

отнесены и другие вопросы, установленные в уставе.

Общее собрание пайщиков (участников) считается правомочным, если его

участники представляют не менее 3/4 голосов общества. В случае отсутствия

на Общем собрании требуемого кворума Правление созывает новое Общее

собрание с той же повесткой дня. Оно проводится в срок не более 2-х

недель после несостоявшегося собрания и является правомочным независимо

от количества представленных на собрании голосов(п.90 Положения 500).

Решения собрания по всем вопросам принимаются простым большинством

голосов, за исключением перечисленных выше в подпунктах 1( 2( 6 и 9 (п.83

Положения 500). Для принятия решения по этим вопросам требуется

большинство голосов - 3/4 пайщиков. В случае, если участников менее трёх

и они располагают равным паем, вопрос решается по взаимной

договорённости.(п.91 Положения 500)

Пайщик не имеет право голоса при решении вопроса о привлечении его к

ответственности и при одобрении договора между ним и обществом (п.91

Положения 500). Данная норма призвана устранить конфликт интересов.

Участниками в уставе могут быть установлены и другие вопро-сы,

принятие решений по которым требует квалифицированного большинства

голосов, во всяком случае такого запрета в законодательстве не

существует, в том числе и в Положении 500.

Уместным было бы, на мой взгляд, преобразовать п.91 Положения 500,

путём добавления диспозитивной части( (если большее количество голосов не

установлено учредительным документами(, что соответствует духу

диспозитивности гражданско-правового регулирования данных правоотношений.

Решения, в случае если это предусмотрено в уставе, по вопросам

относящимся к исключительной компетенции Общего собрания, могут

приниматься без созыва Общего собрания, путём рассылки проекта

письменного решения всем пайщикам, которые голосуют письменно и

отправляют принятые решения отправителю(место нахождения Правления

общества). После чего принятое решение доводится до сведения пайщиков в

письменной форме(п.93 Положения 500). В силу научно-технического

прогресса следовало бы на мой взгляд расширить форму посредством которой

доводится до сведения принятое решение посредством рассылки. Так

последнее предложение п.93 Положения 500 можно было бы изложить следующим

образом( (Результаты голосования, принятое решение и дата его принятия

доводятся до сведения пайщиков, в условленной форме утверждённой уставом,

не позднее 8 дней со дня получения последнего голоса.(.

Следует отметить, что Общее собрание пайщиков созывается Правлением,

но не реже одного раза в год.

Исполнительным органом общества является Правление (п.95

Положения500). Его создание обязательно, в силу ст.61 ГК РМ, и создаётся

он для решения текущих вопросов деятельности общества( организация

деятельности общества, ведение делопроизводства и бухгалтерского учёта,

приём на работу работников (в том числе и директора-распорядителя,

главного бухгалтера и других специалистов) и освобождение их от работы,

заключение сделок от имени общества, составление годового отчёта,

годового баланса и представление их общему собранию. Помимо решения

текущих вопросов общества Правление должно в рамках устава выполнять

решения Общего собрания.

Правление вправе принимать решение по всем вопросам деятельности

общества, не относящимся к исключительной компетенции Общего собрания

пайщиков(п.96 Положения 500).

В процессе своей деятельности Правление руководствуется действующим

законодательством, уставом, а в случае принятия Общим собранием

(Положения о деятельности Правления( и данным положением.

Правление может быть как единоличным органом(директор, генеральный

директор), так и коллегиальным(Правление, дирекция), причём в последнем

случае члены правления избирают из своего состава председателя

Правления(Генерального директора).

В небольших обществах Положение 500 рекомендует вместо Правления

избрать директора.

Следует отметить, что в случае если в ООО единственный учредитель,

то Правление назначается, а если их несколько то избирается.

Председатель Правления (генеральный директор, директор) представляет

общество в сношениях с третьими лицами без доверенности. Такое же право в

документах об учреждении может предоставляться членам Правления или

директору-распорядителю.(п.98 Положения 500)

Председатель Правления или если использовать терминологию ст.61 -

(управляющий( является физическое лицо, которое в силу учредительных

документов назначено или избрано действовать в отношениях с третьими

лицами единолично или коллегиально от имени и в интересах ООО.

Управляющим, разумеется, может быть лицо с неограниченной

дееспособностью.

Отношения между обществом и лицами, составляющими его исполнительные

органы , как правило, сходны с поручением.

В случае, если правление это коллегиальный орган, то либо в уставе

непосредственно, либо в отдельном (Положении о деятельности Правления(,

ссылка на который должна быть указана в уставе, необходимо определить

компетенцию председателя Правления и членов Правления, для эффективного

осуществления ими своих функций. Члены правления, если это предусмотрено

уставом или (Положением о деятельности Правления(, могут иметь право

контрассигнации при принятии решения.

Правление подотчётно Общему собранию пайщиков и орга-низует

выполнение решений Общего собрания(п.96 Положения 500).

Продолжительность деятельности Правления не установлено

законодательством, а значит этот вопрос предоставляется на решение

участникам. Отзыв управляющего допустим в любое время, никаких

ограничений со стороны законодателя не предусмотрено.

Закон (о предпринимательстве и предприятиях(в ст.4 рекомендует

собственникам предприятий передавать правомочия по осуществлению

предпринимательской деятельности менеджеру-руководителю на основе

контракта.

Контракт между собственником(участником) и менеджером-руководителем

общества может в себя включать права и обязанности сторон, финансовые

взаимоотношения, ответственность, срок действия и условия расторжения

контракта.

Закон не обезует общество создавать другие органы, однако по желанию

участников могут быть созданы ещё и дополнительные к указанным органы

управления, компетенция которых должна быть определена в уставе(например,

совещательные, наблюдательные, консультативные и др.)

Обычно наблюдательный совет в ООО создаётся, если его коллектив

довольно многочислен.

Гражданские права и обязанности для общества могут приобретать его

представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами

ООО.

Глава III Общая характеристика реорганизации

общества с ограниченной ответственностью.

Реорганизация представляет собой прекращение деятельности

юридического лица(кроме случая выделения из состава юридического лица

другой организации). При реорганизации все права и обязанности

реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам

права, т.е. происходит правопреемство.[92]

Действующий гражданский кодекс предусматривает в ст.38 три формы

реорганизации юридического лица( слияние, разделение и присоединение.

Однако закон (о предпринимательстве и предприятиях( в ст.32 и п.33

Положения 500 устанавливают пять форм реорганизации юридического лица(

слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Эти пять

форм реорганизации юридического лица предусмотрены и в ст.69 ГК РМ.

Действующее законодательство позволяет реорганизоваться обществу во

вновь созданные предприятия, как с правами физического

лица(индивидуальные предприятия, полные товарищества, коммандитные

товарищества), так и с правами юридического лица(ООО, акционерное

общество, производственный кооператив), согласно закону (о

предпринимательстве и предприятиях(.

Новый ГК РМ сужает круг форм вновь созданных юридических лиц в

результате реорганизации общества, устанавливая что вследствие

реорганизации юридического лица, к коем относится и ООО, права и

обязанности переходят только к юридическому лицу, согласно ст.69, ст.70

ГК РМ. К юридическим лицам ГК РМ относит( полное товарищество,

коммандитное товарищество, ООО, акционерное общество, кооператив.

На основании вышеизложенного и руководствуясь целью работы, далее,

предприятия, которым в результате реорганизации общества передаются права

и обязанности, рассматриваются далее как предприятия, с правами

юридического лица.

Анализ действующего законодательства и ст.70 ГК РМ позволяет

установить, что правопреемство при реорганизации общества осуществляется

следующим образом(

при слиянии одного общества с другими предприятиями, имущественные

права и обязанности каждого из них переходят по передаточному акту к

предприятию, с правами юридического лица, созданному в результате

слияния.

при присоединении общества к другим предприятиям, с правами

юридического лица, к последнему переходят права и обязанности

присоединённого общества.

при разделении общества его права и обязанности переходят к

предприятиям, с правами юридического лица, в соответствии с

разделительным балансом.

при выделении из состава общества к каждому из существующих или

создаваемых предприятий, с правами юридического лица, переходит часть

прав и обязанностей реорганизованного общества, в соответствии с

разделительным балансом.

при реорганизации общества путём преобразования к вновь возникшему

предприятию, с правами юридического лица, переходят права и обязанности

реорганизованного общества, в соответствии с передаточным актом.

Судебная практика подтверждает в Постановлении тогда ещё Президиума

Верховного Суда Республики Молдова от 1 февраля 1996[93] , что при

реорганизации предприятия, учреждения и организации права и обязанности

реорганизуемого субъекта переходят к правопреемнику.

Реорганизация ООО проводится добровольно по решению его участников,

которое принимается большинством голосов на общем собрании, на котором

присутствуют 3/4 пайщиков, или по взаимной договорённости, если членов

общества менее трёх и они располагают равным паем(п.91 Положения 500).

Участник ООО не согласный с решением о реорганизации общества,

вправе выйти из него и получить принадлежащую ему долю имущества

общества, согласно п.34 Положения 500. Это является своего рода гарантией

прав участников при учреждении ООО.

Однако в отношении коммерческих организаций, к коем относится и ООО,

закон (о предпринимательстве и предприятиях в ст. 32 предусматривает

возможность принудительной реорганизации предприятий путём разделения или

выделения по решению уполномоченных на то органов публичного управления

или по решению суда, в случаях установленных законом. Например, в

соответствии с законом (о защите конкуренции( Национальное Агентство по

защите конкуренции может принять решение о принудительном разделении или

выделении ООО, занимающего доминирующее положение на товарном рынке или

совершившего два и более нарушений данного закона(ст.19 закона (о защите

конкуренции(). В решении Агентства должен быть определён срок

реорганизации, порядок и требования подлежащие исполнению. В том числе,

если участники или уполномоченный ими орган общества не осуществляет

реорганизацию в указанный срок, суд по иску Агентства назначает внешнего

управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента

назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по

управлению обществом. Так внешний управляющий выступает от имени

реорганизуемого общества в суде, составляет разделительный баланс и

передаёт его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами

возникающих в результате реорганизации лиц. Утверждение судом указанных

документов является основанием для государственной регистрации вновь

возникших предприятий, с правами юридического лица.

Новый ГК РМ в ст.69 ограничивает круг субъектов установленных в

ст.32 закона (о предпринимательстве и предприятиях(, которые в

установленных законом случае принимают решение о принудительной

реорганизации предприятия (уполномоченный орган публичной власти или

суд), установив за судом исключительную компетенцию принятия такого рода

решения, что несомненно является ещё одним шагом в строительстве

современной, демократической правовой системы Республики Молдова,

основанной на принципах рыночной экономики.

В определённых законом случаях (например, ст. 17 закона (о защите

конкуренции() требуется согласие уполномоченных на то органов публичного

управления на реорганизацию общества путем слияния, присоединения или

преобразования (ст.32 закона (о предпринимательстве и предприятиях().[94]

Последствия реорганизации общества для третьих лиц наступают лишь

после государственной регистрации вновь возникших предприятий, с правами

юридического лица, за исключением реорганизации путём присоединения,

последствия которой наступают с момента регистрации изменений в

учредительных документах принимающего предприятия, с правами

юридического лица.

Включение в ГК РМ норм позволяющих определить правопреемника

реорганизуемого общества, обусловлено необходимостью соблюдения интересов

кредиторов общества. При слиянии, присоединении, преобразовании

правопреемство фиксируется в передаточном акте( при разделении и

выделении - в разделительном балансе.

К передаточному акту и разделительному балансу общества, согласно

ст.71 ГК РМ и действующим законодательством, предъявляются следующие

требования(

они должны содержать положение о правопреемстве в отношении всего

имущества реорганизуемого общества по всем правам и обязанностям,

касающимся всех его должников и кредиторов, включая обязанности,

оспариваемые сторонами(

эти документы утверждаются учредителями(участниками) общества или

органом, принявшим решение о его реорганизации, уполномоченным на то

законом(

эти документы представляются вместе с учредительными документами

вновь возникших предприятий, с правами юридического лица, для их

государственной регистрации или внесения изменений в учредительные

документы, существующих предприятий, с правами юридического лица.

Совершенно очевидно, что непредставление названных документов, а

также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам

реорганизованного общества влекут за собой отказ в государственной

регистрации вновь возникших предприятий (ст.32 п.4 закона (о

предпринимательстве и предприятиях().

Предусмотрены и другие гарантии прав кредиторов реорганизованного

общества.

Так реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов

общества, коль скоро должник прекратит своё существование (за исключением

выделения). Поэтому обязательным её условием является предварительное

письменное уведомление кредиторов, по действующему законодательству

(ст.33 закона ( о предпринимательстве и предприятиях() - в срок не менее

чем за один месяц до реорганизации общества, а по новому законодательству

(ст.72 п.1 ГК РМ) - пятнадцатидневный срок со дня принятия решения о

реорганизации, с обязательным публи-кованием объявления о реорганизации в

(Официальном Мониторе Республики Молдова( в двух выпусках, следующих друг

за другом.

В связи с расхождениями в регламентировании данных сроков, следует

привести в соответствие данные нормы, после вступления в силу ГК РМ.

Также кредитор реорганизуемого общества вправе потребовать

прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым

является это общество, и возмещение убытков(ст.33 п.2 закона (о

предпринимательстве и предприятиях().

Следующая гарантия прав кредиторов при реорганизации общества

содержится в п.3 ст.33 закона ( о предпринимательстве и предприятиях(,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.