рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Нормативно-правовой акт

Основная часть Конституции состоит обычно из общей части (общих

принципов, основ конституционного строя и др.); глав о правах, свободах

и обязанностях граждан; о системе и статусе органов государственной

власти и их взаимоотношениях; об местном самоуправлении; о

территориальном устройстве; о государственной символике; о порядке

изменения Конституции (6, стр. 28).

В зависимости от степени демократичности государственного строя

соответствующие место занимают главы о правах и свободах человека и

гражданина (19, стр.20.)

Сущность Конституции, заключающаяся на современном этапе в

утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в

государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества,

как согласным, так и не согласным с ней. В ходе социального прогресса в

современных цивилизованных странах закреплён приоритет права,

провозглашённого в конституциях. Тем самым расширяется правовое поле

деятельности граждан во взаимоотношениях с государством, развивая

демократические начала общества. Конституция как основной нормативный

акт демократического государства закрепляет общественное согласие на

юридической основе, создает необходимые условия для выражения мнений

всех слоёв общества (17, стр. 30).

2.4. Подзаконные акты

Подзаконным актом является правовой акт, принятый государственным

органом в пределах его компетенции в соответствии с законом или на его

основе, или же для его выполнения. К ним относятся постановления

правительства, парламента, а также указы, приказы, и постановления

министерств, государственных комитетов и других центральных и местных

органов управления. Эти акты играют значительную роль, так как могут быть

изданы только в пределах, указанных в законе. Они являются "подчиненными"

актами по отношению к закону, и получают силу обязательности лишь в том

случае, когда они не противоречат закону. Часто подзаконным актом считают

все нормативные правовые акты, не являющиеся законами, что у многих авторов

вызывает полемические предположения.

2.4.1. Правовые акты Президента Республики Беларусь

Становление в Республике Беларусь правового государства находится в

прямой зависимости от четкого разделения компетенции по вопросу принятия

правовых актов между различными ветвями власти и, главным образом, между

Президентом и Парламентом Республики Беларусь. Не менее важное значение

имеет не только внешнее соотношение правовых актов различных

государственных органов и должностных лиц. Как известно, Конституция

Республики Беларусь формирует систему правовых актов Президента, включая в

нее декреты, указы и распоряжения (ст.85). Очевидно, что внутреннее

разграничение круга вопросов, по которым принимается то или иное решение

главы государства, может оказать самое непосредственное влияние на развитие

правовой государственности в Республике Беларусь.

Важность надлежащего оформления решений главы государства в настоящее

время приобретает качественно новый характер, поскольку Конституция

республики наделяет Президента правом принимать нормативные правовые акты

по вопросам, подлежащим урегулированию на уровне закона.

Для выработки единообразной и соответствующей Конституции практики

издания правовых актов Президента необходимо придерживаться

определенных правил выбора формы правового акта, в которую надлежит

облачить решение главы государства.

Система правовых актов Президента Республики Беларусь представляет

собой закрепленную Конституцией Республики Беларусь взаимосвязанную

совокупность решений Президента Республики Беларусь, посредством которых

осуществляется выражение воли главы государства по вопросам, входящим в его

компетенцию. Правовые акты Президента могут издаваться в форме декретов,

указов и распоряжений.

Отдельно следует рассмотреть декреты, издаваемые Президентом. Они

могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о

делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные

декреты. Несмотря на всю схожесть указанных правовых актов, они имеют

принципиально разную правовую природу.

Временный декрет - это исключительный нормативный правовой акт главы

государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией

в случае особой необходимости для оперативного регулирования наиболее

важных общественных отношений (то есть отношений, которые необходимо

регулировать законом) и представляемый в трехдневный срок для последующего

рассмотрения в Парламент. Временные декреты издаются Президентом Республики

Беларусь в силу особой необходимости без делегирования на то

законодательных полномочий. Инициатором издания временных декретов

может выступить Президент или Совет Министров Республики Беларусь. Если

временный декрет издается по предложению Совета Министров Республики

Беларусь, он должен быть скреплен подписью Премьер-министра Республики

Беларусь. Президент не может издавать временные декреты по тем же

вопросам, что и декреты, издаваемые на основе закона о делегировании

Президенту законодательных полномочий, за исключением случаев принятия

мер, предусмотренных частью второй статьи 79 Конституции Республики

Беларусь. Отношения, возникшие или приобретшие качественно новое

состояние со вступлением в силу временного декрета, после отмены данного

временного декрета могут регулироваться законом. необходимости

регулирования таких отношений палаты Национального собрания Республики

Беларусь одновременно с принятием решений об отмене временного декрета

обязаны принять соответствующий закон. Палаты Национального собрания

Республики Беларусь могут принять закон, по содержанию совпадающий с

соответствующим временным декретом. Со вступлением такого закона в силу

временный декрет утрачивает свою силу. При принятии закона, частично

совпадающего по содержанию с временным декретом, этот декрет сохраняет свою

силу в части, не урегулированной таким законом, если временный декрет в

данной части не отменен в установленном порядке палатами Национального

собрания Республики Беларусь.

Декрет, издаваемый на основании закона о делегировании Президенту

законодательных полномочий, - это имеющий силу закона акт делегированного

законодательства, издаваемый Президентом на основании специального закона,

принятого в общеустановленном порядке и содержащего круг общественных

отношений, подлежащих правовому регулированию, а также срок действия

полномочий по изданию такого акта. В сферу регулирования данного вида

декрета включаются все общественные отношения, регулировать которые должен

закон, за исключением общественных отношений, регулирование которых ведет к

внесению изменений и дополнений в Конституцию, ее толкованию, к внесению

изменений и дополнений в программные законы, утверждению республиканского

бюджета и отчета о его исполнении, изменению порядка выборов Президента и

Парламента, ограничению конституционных прав и свобод граждан, изменению

самого закона о делегировании законодательных полномочий, а также к

предоставлению права принимать нормы, имеющие обратную силу.

Указ Президента - правовой акт главы государства, принимаемый в

процессе осуществления им полномочий, возложенных на него Конституцией и

иными законами. Указ может выступать как нормативный правовой акт, как

индивидуальный правовой акт и как акт толкования норм права.

При рассмотрении указа как нормативного правового акта необходимо

различать указы, изданные во исполнение закона (абз.3 ч.4 ст. 16

Конституции), и указы, изданные во исполнение Конституции.

Указ, изданный во исполнение закона, это подзаконный нормативный

правовой акт Президента Республики Беларусь, принятый по вопросу,

относящемуся к ведению Национального собрания в развитие соответствующего

закона, которым главе государства предоставлено право детально регулировать

общественные отношения, вытекающие из закона. Юридическая сила такого указа

меньше, чем юридическая сила закона.

Указ, изданный во исполнение Конституции, - это нормативный правовой

акт главы государства, принятый по вопросу, относящемуся в соответствии с

Конституцией к его компетенции и устанавливающий, изменяющий либо

отменяющий соответствующие нормы права. Закон не имеет верховенства над

указом, изданным во исполнение Конституции.

Распоряжение - это правовой акт главы государства, как привило,

индивидуально-правового характера, направленный на осуществление

организационных, контрольных, распорядительных и иных мероприятий, и

принимаемый по вопросам неконституционного характера, относящимся к

компетенции Президента. Индивидуальные правовые акты, принятые главой

государства в пределах полномочий, предоставленных Конституцией,

должны оформляться указами //16 с. 13 О//.

Действующим законодательством не установлены строгие юридические

критерии, позволяющие четко разграничить указы и распоряжения как

различные формы правовых актов. Однако сложившаяся практика осуществления

президентских полномочий свидетельствует о наличии между ними некоторых

различий. Решения Президента, носящие нормативный характер, т.е. содержащие

общие правовые предписания неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на

длительное и многократное применение, как правило, оформляются его указами.

Указы Президента могут носить и индивидуальный характер. Ими оформляются

решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей

подотчетных Президенту органов, а также иных структур вертикали

исполнительной власти (представители Президента, главы администраций).

Указы Президента принимаются по вопросам гражданства, предоставления

политического убежища, награждения государственными наградами, присвоения

почетных званий, высших воинских и высших специальных званий. В форме указа

принимаются решения и по вопросам помилования. Все сказанное выше дает

основание сделать вывод о том, что именно указы являются основными видами

правовых актов Президента Республики Беларусь.

Верное использование правовых форм решений главы государства

необходимо при построении единой иерархической системы правовых актов

Президента, которая характеризовалась бы внутренней согласованностью

и органически входила бы в общую систему правовых актов Республики

Беларусь. Отсутствие коллизий и противоречий в системе правовых актов и , в

частности, в системе законодательства является предпосылкой для построения

Республики Беларусь как правового государства.

Глава III. Система нормативных актов в Республике Беларусь.

3.1. Иерархическая структура источников права в Республике

Беларусь.

Система нормативно-правовых актов в нашей республике определяется

Конституцией и изданными в соответствии с ней подконституционными

актами. В них определены органы, имеющие право принимать нормативные

акты, и порядок издания таких актов. В Республике Беларусь понятие, виды

нормативных правовых актов, общий порядок их подготовки, оформления,

принятия (издания), опубликования, действия, толкования (разъяснения) и

систематизации регулируется законом «О нормативных правовых актах

Республики Беларусь» от 10 января 2000 года (38, Ст. 1).

Нормативно правовые акты различаются по своей юридической силе. В

зависимости от этого может быть определена иерархия, то есть

соподчинённость нормативных актов. Иерархия нормативных актов в

Республике Беларусь выглядит следующим образом ( 19, стр. Стр. 19-107):

Конституция (в том числе и акты толкования Конституции);

Международные договоры, действующие на территории Республики

Беларусь;

Законы, декреты и указы Президента (особое место здесь должна

занимать программные законы и кодифицированные нормативно-правовые акты

);

Указы Президента, изданные на основе закона;

Постановления Правительства;

Нормативные акты министерств и ведомств;

Нормативные акты, принимаемые местными органами государственной

власти, в том числе и в порядке делегирования им некоторых полномочий

вышестоящими органами.

Определяя иерархию нормативных актов, нельзя забывать о норме,

закреплённой в статье 8 Конституции, согласно которой Республика

Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов международного

права и обеспечивает соответствие им законодательства. По существу эта

норма является вектором развития правовой системы Беларуси.(3, стр.382).

В соответствии с вышеизложенным и следует рассматривать систему

нормативно правовых актов в Республике Беларусь.

3.2. Конституция Республики Беларусь - нормативный акт, обладающий

высшей юридической силой.

Нормы права в Беларуси являются общеобязательными правилами

поведения, устанавливаются государством и обеспечиваются его

принудительной силой. Конституция Республики Беларусь закрепляет

важнейшие начала государства и права. Это и политический и правовой

документ, одновременно выполняющий организаторскую, учредительную,

внешнеполитическую и идеологическую функции. Конституция - официально-

документальная форма выражения общегосударственной воли, юридическое

основание правовой деятельности государства, его органов, всех

субъектов права. Конституция определяет не только субъектов

правотворческой деятельности, но и включает общие нормы, направленность

и содержание которых определяют в качестве критериев содержание иных

нормативных актов (19, стр. 22).

По сроку действия Конституция Республики Беларусь является

постоянной, так как принята на неопределённый срок. По форме Конституция

является писаной, по порядку внесения изменений и дополнений - жёсткой,

так как она изменяется (дополняется) в особом, более сложном порядке, в

отличие от обыкновенных законов (5, стр. 25).

В Конституции последовательно развиты и законодательно оформлены

главные идеи, содержащиеся в предшествующих законодательных актах

Республики Беларусь и международных документах, опыт других государств.

В Республике Беларусь во многом реализованы положения «Всеобщей

декларации прав человека» (1948 года) (43) и принципы формирования

правового государства. Об этом свидетельствует содержание Конституции

,которая в частности закрепляет такие базовые принципы:

- Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на

своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю

политику (статья 1);

- демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе

многообразия политических институтов, идеологий и мнений (статья 4);

- государство основывается на принципе разделения властей:

законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в

пределах своих полномочий самостоятельны. Они взаимодействуют и

уравновешивают друг друга (статья 6);

- государство, его органы и должностные лица действуют в пределах

Конституции и принятых в соответствии с нею актах (статья 7);

- Республика Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов

международного права и обеспечивает соответствие им законодательства

(статья 8);

- граждане имеют право участвовать в решении государственных дел

как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и

государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением

проектов законов и вопросов республиканского и местного значения,

другими, определёнными законом, способами (статья 37);

- для решения важнейших вопросов государственной и общественной

жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.

В Конституции принцип её верховенства сформулирован следующим

образом: она обладает высшей юридической силой, законы, декреты, указы и

иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с

Конституцией Республики Беларусь (статья 137). Если имеет место

расхождение закона, декрета, указа или иного нормативного акта с

Конституцией действует Конституция (38, Ст. 10), в силу того, что «она

обладает высшей юридической силой, то есть стоит на высшей ступеньке в

иерархии законодательных актов в Республике Беларусь» (19, стр. 23) .

Положения Конституции являются учредительными, то есть носят

первичный характер. Все остальные законы в той или иной форме, тем или

иным способом развивают и конкретизируют конституционные положения.

Никакой другой акт не может стать высшей юридической нормой по отношению

к Конституции. Неотъемлемым и непременным признаком правового

государства является приоритет Конституции. Она является центром

правовой системы Беларуси и базой всего законодательства страны.

Важнейшее значение для определения места и роли Конституции,

формирования всей правовой системы с учётом иерархии нормативных актов

имеет раздел VIII. В нём решаются вопросы действия Конституции и порядка

её изменения.

Конституционные законодательные акты занимают второе после

Конституции место в общей иерархии актов, они являются наиболее

устойчивыми и имеют долговременное действие. Действующий Основной Закон

не содержит термин конституционный закон или конституционный

законодательный акт. Однако в статье 140 Конституции по существу о

конституционных законодательных актах и идёт речь. К ним помимо

Конституции следует относить законы о внесении в неё изменений и

дополнений, о введение в действие Конституции и указанных законов, акты

о толковании Конституции. Указанная группа актов занимает второе после

Конституции место в общей иерархии актов, они являются наиболее

устойчивыми и имеют долговременное действие. Конституцией предусмотрен

более узкий круг субъектов, по сравнению с обычными законами, обладающих

правом на внесение предложений об изменении и дополнении Конституции.

Так, согласно статье 138 Конституции вопрос об изменении и дополнении

Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента

или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих

избирательным правом.

Согласно Конституции Республики Беларусь закон об изменении и

дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и

одобрений Парламентом с промежутком не менее трёх месяцев. Данное

правило можно считать соблюдённым, если проект как при первом чтении,

так и при втором обсуждении будет идентичным.

В Конституции введены ограничения на изменение её по времени и

обстоятельствам. Не допускается изменение и дополнение Конституции в

последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей. Не допускается

изменение и дополнение Конституции в период чрезвычайного положения.

Закон Республики Беларусь «О порядке вступления в силу Конституции

Республики Беларусь» установил срок принятия законов (в течение двух

лет), которые названы в Конституции. В случае принятия законов до

вступления в действие Конституции они должны быть приведены в

соответствие с ней. Законы и иные нормативные акты до приведения в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.