рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Нормативно-правовой акт

Причем в системах общего и романо-германского права ситуация весьма сходна.

В странах с романо-германской правовой системой судебная практика

изначально не признавалась источником права, но постепенно она фактически

стала таковым. При этом ее юридическая сила равна силе закона или даже

превосходит ее //8 с. 185//. Нельзя не согласиться с Р.Давидом,

утверждающим, что "абсолютный суверенитет закона в странах романо-

германской правовой семьи является фикцией", так как "наряду с законом

существуют и иные значительные источники права" 119 с. 104,107//. Все

сказанное позволяет сделать вывод об ограниченности действия принципа

верховенства закона. По существу, в "чистом" виде концепция верховенства

закона (в ее традиционном понимании) реализовывалась лишь в классическом

мусульманском праве. И в тех правовых системах, где принцип верховенства

закона провозглашается, действие его далеко не безусловно. Это связано с

тенденцией к ограничению полномочий парламента в пользу органов

исполнительной власти. Поэтому реальное место закона в системе источников

права во многом определяется соотношением компетенции парламента и

правительства (президента).//10 с.42//Ограниченность действия принципа

верховенства закона объясняется также его взаимодействием с нормами

международного права. Последнее обычно обладает либо приоритетом, либо

равной с законом юридической силой. В связи с этим во франкоязычных

странах, например, условием вступления в силу международного договора,

положения которого противоречат конституции, является соответствующее

изменение конституции. А ратификации международного соглашения,

противоречащего действующему законодательству, предшествует процедура

отмены или изменения закона. Наконец, в мире утверждается представление о

первичности естественных и неотчуждаемых прав человека по отношению к

позитивным правовым нормам. В итоге нормы о правах и свободах личности,

хотя и закрепляются в конституции, декларациях и хартиях, имеющих

конституционное значение, но рассматриваются в основе своей как

надконституционные. Соответствие норм конституции и законов естественным и

неотчуждаемым правам человека становится критерием их легитимности //10

§2//.

Таким образом, возможны два подхода к проблеме верховенства закона.

"Узкий" состоит в формально-юридическом определении места закона в системе

источников права. "Широкий" предполагает рассмотрение источников права во

взаимосвязи и взаимодействии с политической, идеологической, социальной и

другими системами. Тогда принцип верховенства закона приобретает

многомерность и рассматривается сквозь призму демократии (или ее

отсутствия), идей, положенных в основу правопонимания, характера отношений

в обществе и т.д. Представляется, что именно такое видение проблемы

позволяет раскрыть реальную роль и назначение закона в той или иной

правовой системе.

2.2. Виды законов

Классификация законов основывается на различных критериях, зависящих

от правовой системы. Так, Ю.А. Тихомиров предлагает дифференциацию: 1) по

содержанию, то есть по регулируемым законами отношениям в обществе; 2) по

способу воздействия на них, то есть по сферам социальной и государственной

жизни. Также вышеуказанный автор классифицирует законы в зависимости от

юридической силы, от структурной формы законодательных актов. Последний

критерий служит для выделения обычных тематических и укрупненных законов

(кодексы и т.п.). Законы также можно классифицировать по порядку их

подготовки, рассмотрения и принятия. В особую группу Ю.А. Тихомиров

объединяет законы государства, имеющего федеративное устройство, так как

для этих государств присущи системы законов, характеризующиеся двумя или

даже тремя уровнями//12 с. 69//.

Законы по их юридической силе могут быть разделены на обычные и

конституционные. Понятие последних носит полемический характер, так как их

формулировка у различных авторов неодинакова. Так, некоторые правоведы

относят к ним Конституцию и законы, которыми вносятся изменения и

дополнения в Основной Закон. Другие ученые предлагают под конституционными

законами понимать законы, принятие которых предусмотрено в Конституции.

Г.Ф. Шершеневич подразумевает под конституционными законами те законы,

"которые определяет государственное устройство, то есть устройство

верховной власти и устройство тех органов, которым поручаются различные

функции верховной власти, законодательство, суд и администрация", а также

"те нормы, которым законодатель придает особенно важное значение и желает

сообщить характер твердости и постоянства" //13 с. 114//. Обыкновенными

законами Г.Ф. Шершеневич считал все остальные законы, которые не относятся

к конституционным.

В некоторых государствах в особую группу выделяют программные

законы, содержащие изложение общих принципов, а не конкретных предложений.

В качестве программных законов Республики Беларусь Г.А. Василевич выделяет

"законы, которыми определяются основные направления внутренней и внешней

политики республики Беларусь, ее военная доктрина", а также "законы об

утверждении бюджета" //6 с.91//.

Многие авторы различают законы по пространству их действия общие и

местные. Под первыми понимаются законы, в сферу действия которых входит вся

территория определенного государства, местные же законы действуют только на

определенной его части. Однако следует отметить, что такая дифференциация

присуща в основном государствам федеративного устройства.

По содержанию законы делятся на общие, которые

распространяются на всех граждан определенного государства, и специальные,

действующие только в отношении определенного круга лиц, имеющих

специфический признак, отличающий их от других людей.Также в юридической

литературе существуют деления, классифицирующие законы по субъектам

законотворчества, по отраслевой принадлежности, по форме выраженности и

другие.

2.3. Конституция страны - основной нормативный правовой акт. Виды

конституций.

Конституции - важнейший институт демократии. В современном

значении они возникли в конце ХVIII века. Первая конституция,

действующая и до настоящего времени, появилась в 1787 году в США. В 90-е

годы того же столетия были приняты конституции во Франции (1791 и 1793

года) и Польше (1793 год). В настоящее время практичкески во всех

странах мира имеются конституции.

Конституция играет огромную роль в жизни каждого государства, что

определяется их особым местом в правовой системе страны.

Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всего

остального законодательства страны. Она регулирует базовые общественные

отношения и затрагивает практически все области жизни общества -

политическую, экономическую, социальную и другие (5, стр. 32). Вот какое

определение Конституции дал русский ученый Лазарев В.В. –“Конституция -

основной закон государства, закрепляющий основы государственного и

общественного строя, формы правления и государственного устройства,

правовой статус личности, принципы избирательной системы, порядок

формирования и компетенцию основных государственных органов.”(7, стр.

24). Как и всякое другое, данное определение отражает типичные,

сущностные признаки конституции, которые не всегда свойственным

отдельным её видам.

Конституцию, занимающую особое место в системе каждой страны,

отличают от других правовых актов следующие черты):

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени

которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, то есть

та сфера общественных отношений, воздействие на которые она

распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая

сила, порядок принятия, внесения в неё поправок, специфические формы

охраны и другие.(11,стр.176).

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Конституция в современном значении этого понятия является актом,

который принимается народом или от имени народа. Эта сущностная черта

конституции и поныне признаётся доминирующей в конституционной теории и

практике. Не случайно конституции большинства стран мира начинаются

словами: «Мы, народ ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.)

настоящую конституцию».

Идею о причастности народа к принятию конституции не могли

игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. В СССР, например,

это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936

года, проводившегося в течении 6 месяцев с широчайшим размахом и

призванного «освятить» Основной Закон волей народа (15, стр. 83).

Особенность субъекта, принимающего конституцию обуславливает и

вторую существенную черту понятия конституции - её учредительный

характер. Поскольку народ в демократическом государстве является

носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он

обладает таким её высшим проявлением, как учредительная власть. В

содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и

посредством её учреждать те основы общественного и государственного

устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная

власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы

устройства общества и государства (17,стр.51)

Вся история конституционного развития как нашей, так и зарубежных

стран служит этому подтверждением. Через Конституции получали

легитимность принципиальные изменения всего общественного строя.

Именно на признании Конституции в качестве проявления

учредительной власти народа основываются особый порядок её принятия,

верховенство, её роль во всей правовой системе государства,

непререкаемость для всех учреждённых ею властей, в том числе и для

законодательной (14, стр. 146).

Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что её

предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это

означает, что для установления положений конституции не существует

никаких правовых, юридических ограничений. Не может быть такой правовой

нормы, которая не могла бы быть включена в Конституцию по признаку её

несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Так,

законы не могут противоречить Конституции. Указы Президента не должны

противоречить Конституции и законам, постановления Правительства не

могут противоречить Конституции, законам, указам Президента (38, ст.

10). У Конституции нет такого юридического «потолка».

Разумеется, из этого не следует вывод о том, что содержание

конституционных установлений определяется произвольно, что в неё могут

быть включены любые нормы.

На процесс выработки Конституции воздействует широкая система

факторов - экономических, политических, социальных, исторических, сила

традиций, преемственность конституционного развития страны и другие.

Важной чертой, характеризующей понятие Конституции, является

особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того

слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим

характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает

все области жизни общества - политическую, экономическую, социальную,

духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные

основы общественных отношений(13, стр41).

Конституцию отличают и особые юридические свойства, которые

производны от перечисленных выше сущностных черт конституции. Это

означает, что не юридические свойства являются основой её особого

статуса в правовой системе, а наоборот, последний предопределяет

юридическую специфику Конституции.

Она выражается :

в верховенстве Конституции;

в её высшей юридической силе;

в её роли как ядра правовой системы;

в особой охране Конституции;

в особом порядке принятия и пересмотра Конституции, внесения в неё

поправок. (10, стр.209).

Эти черты последовательно отражены в Конституции Республики

Беларусь 1994 года.

Определяя верховенство Конституции в правовой системе, важно

отметить, что она не просто основной закон, но такой закон, который

обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами. При

этом Конституция является актом наивысшей юридической силы, и это особое

свойство выражается в следующем: её нормы являются основополагающим

источником не только конституционного права, но и других отраслей права

- гражданского, административного и других; текущие законы и другие

нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции

государственными органами и соответствовать Конституции; государственные

органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их

объединения обязаны соблюдать Конституцию (6, стр. 26).

Верховенство Конституции в правовой системе обеспечивается

эффективным механизмом её реализации и охраны. Вопросами обеспечения

конституционности законов и других нормативно-правовых актов занимаются

органы конституционного контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит

и право толкования конституционных положений (5, стр. 67).

Верховенство Конституции в правовой системе устанавливается не

каким-либо другим нормативным актом, а её собственными нормами. В

признании верховенства Конституции заложена идея о подчинении

государства Конституции, праву (19, стр.27).

Высшая юридическая сила Конституции имеет иное содержание по

сравнению с принципом её верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные

правовые акты, не должны противоречить Конституции, и что органы

государственной власти, органы местного самоуправления, должностные

лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы

(5, стр. 49).

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции выражает её

место в иерархии правовых актов.

Конституция является ядром правовой системы. Её принципы и

положения играют направляющую роль для всей системы текущего

законодательства.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества,

устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их

наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

В самой Конституции названы многие законы, которые должны быть

приняты в соответствии с Конституцией. Принятие новой Конституции

вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего

законодательства.

К юридическим свойствам Конституции относится её особая охрана.

В этом задействована вся система органов государственной власти,

осуществляющих эту охрану в различных формах. Важную роль в охране

Конституции играет Конституционный Суд. Он рассматривает дела о

соответствии Конституции законов и иных нормативных актов как органов

государственной власти, так и субъектов. Акты или их отдельные

положения, признанные неконституционными, утрачивают силу(31, Гл. 5).

По сроку действия Конституции можно классифицировать на временные

и постоянные. Временные имеют ограниченный срок действия: в основном

законе прямо указывается период действия Конституции. Обычно Конституции

принимаются на неопределённый срок, то есть являются постоянными.

Различают также и такие виды Конституций, как гибкие и жёсткие в

зависимости от установленного в них порядка их изменения. Конституции,

которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются

обычные законы, называются гибкими (16, стр.52).

Те Конституции, для изменения которых устанавливается сложная

процедура, именуются жёсткими.

Конституции большинства стран мира - это единый нормативно-

правовой акт высшей юридической силы. Но есть страны, в которых

конституцией является совокупность нормативных актов, обладающих высшей

юридической силой. В связи с этим различают писаные и неписаные

Конституции. Однако необходимо иметь в виду, что в ряде стран, принявших

Конституцию как единый нормативный акт, имеются дополнительные акты,

именуемые конституционными или органическими законами. Хотя они и

считаются конституционными, по форме - это самостоятельные акты, не

включающиеся в текст Конституции. Но такие законы имеют существенное

значение для применения отдельных положений Конституции, и их принятие

нередко предписано в тексте самой Конституции. Следовательно, принятие

таких актов является обязательным для законодателя. Такие

конституционные или органические законы по своей юридической силе

уступают Конституции и её частью не являются.

Конституции могут реально отражать действительность, адекватно

реализоваться в системе общественных отношений. В таком случае они

являются реальными.

Нередко положения Конституции представляют собой лишь

декларативные установления, принципы и нормы которых не находят

отражения в жизни. Такие Конституции именуются фиктивными. Фиктивные

Конституции характерны для стран с авторитарными и тоталитарными

политическими режимами (6, стр. 45).

По способу принятия конституции подразделяются следующим образом .

1. Принятые путём народного голосования (референдумом).

2. Принятые законодательным органом. Это наиболее распространённый

способ принятия Конституции. В этом случае может действовать более

жёсткая процедура, более высокое (квалифицированное) большинство.

3. Принятие Конституции специально создаваемым для этих целей

органом (Конституционная ассамблея, учредительное собрание и др.).

4. В настоящее время очень редко встречаются Конституции введённые

посредством октроирования - одностороннего акта, то есть Конституция

даруется народу монархом.(7.стр.28).

Структура Конституции - это принятый порядок её организационного

строения, внутренней согласованности составных частей,

последовательности их расположения.(17,стр. 28). Каждая часть

Конституции - элемент общей композиции этого нормативного акта.

Конституции по своей структуре различны. Однако структуре

Конституций нового поколения, за редким исключением, присуще много

общего. Их структура включает, как правило, преамбулу (введение),

основную часть, заключительные и переходные положения и иногда -

приложения.

Преамбула, имеющаяся в большинстве Конституций, объясняет обычно

краткую характеристику целей и исторических условий принятия

Конституции. Положения преамбулы имеют важное политическое,

идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров,

способствующих пониманию и применению основных положений Конституции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.