рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Нормативно-правовой акт

действия во времени новой и старой нормы может быть выражено следующим

образом: перспективное действие новой нормы - переживание старой;

немедленное действие новой нормы - немедленное прекращение действия

старой; обратное действие новой нормы - досрочное прекращение действия

старой.

Нормы права должны действовать во времени в соответствии с такими

принципами (20, стр. 17) как, например, общее правило - немедленное

действие правовых норм. Или норма, ухудшающая правовое положение

граждан, других субъектов права, должна иметь только перспективное

действие. Норма, улучшающая правовое положение граждан и других

субъектов права, имеет обратную силу. Наконец исключения из этих

правил, которые должны быть закреплены законодательно, возможны только

при наличии специальных коллизионных норм.

Совершенствованию правового регулирования действия закона во

времени посвящена статья А. М. Медведева. Автор говорит о

целесообразности установления норм, регулирующих действие закона во

времени, не только в Конституции, но и в отраслевом законодательстве

(32,33,34). Правовые нормы, непосредственно регулирующие действие

закона во времени, должны закреплять следующие положения (25, стр.

72):

-правомерность или противоправность поведения граждан, юридических

лиц, общественных объединений и других субъектов, а равно их

ответственность за противоправные деяния определяются законом,

действовавшим во время совершения поведенческого акта. Никто не может

быть привлечен к ответственности или иным образом ограничен в правах и

свободах за деяние, которое в момент его совершения не признавалось

противоправным. Никто не может дважды нести ответственность за одно и

то же правонарушение.

-закон, устраняющий противоправность деяния или смягчающий

ответственность за него либо иным образом улучшающий правовое положение

субъекта, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лиц,

совершивших деяние до издания нового закона. Закон, имеющий обратную

силу, вводится в действие и подлежит исполнению с момента его принятия.

-закон, устанавливающий противоправность деяния или отягчающий

ответственность за него либо иным образом ухудшающий правовое положение

лица, обратной силы не имеет. Закон, не имеющий обратной силы, вводится

в действие с момента официального опубликования и подлежит применению

по истечении 10 дней со дня его опубликования, если иной более

длительный срок не указан в самом законе.

-в случае коллизии или конкуренции законов, предусматривающих

различную по виду и строгости ответственность за однородные деяния,

применяется более мягкий, более благоприятный для лица закон.

1.3.2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

Случаи экстерриториального действия закона.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве связано с их

распространением на определенную территорию. Нормативно-правовые

акты государства распространяют свое действие на всю территорию

данного государства. Это правило вытекает из характеристики власти

государства как власти суверенной. Именно вследствие

государственного суверенитета действие нормативно-правовых актов

государства на его территории безраздельно и исключительно.

Территорией государства признается часть земного шара, на которую

распространяется суверенная власть данного государства. Обычно сюда

относят: сухопутное пространство в пределах государственных границ;

недра земли в пределах государственных границ; внутренние воды,

т.е. воды рек, озер и иных водоемов, берега которых полностью

принадлежат государству; территориальные воды; континентальный

шельф; воздушное пространство в пределах государственных границ;

военные суда под флагом государства; гражданские суда под флагом

государства, находящиеся в нейтральных водах или в международном

воздушном пространстве; территории посольств, миссий, консульств

государства за рубежом; космические корабли (станции) со знаком

государства, зарегистрировавшего объект (3, стр. 363).

Высшими и центральными органами государства могут приниматься

нормативно-правовые акты, действующие не на всей территории

государства, а только на ограниченной ее части. Так, особый юридический

режим может быть установлен в свободной экономической зоне, на

территории, которая отличается сложными климатическими условиями или

имеет иные существенные особенности ( 28, стр. 82).

Свою территорию действия имеют нормативно-правовые акты местных

органов государства. Их решения обязательны для исполнения всеми

расположенными на территории какой-либо административно-территориальной

единицы предприятиями, учреждениями и организациями, а также

должностными лицами и гражданами(27, стр. 105).

Если возникает проблема соотношения нормативных актов, действующих

на всей территории республики и на определенной ее части, то она

решается по принципу преимущественной юридической силы актов

вышестоящих органов перед актами нижестоящих органов(38, ст. 100).

Одним из приоритетных направлений Республики Беларусь во внешней

политике является сотрудничество с Российской Федерацией, в частности,

развитие взаимоотношений в рамках Союза Беларуси и России. Одной из

целей Союза закрепленных в ст.2 Договора о Союзе Беларуси и России,

является сближение национальных правовых систем, формирование правовой

системы Союза. Основными задачами в правовой сфере в соответствии со

ст.12 Устава Союза Беларуси и России являются:

- развитие нормативной базы в целях обеспечения дальнейшей интеграции

государств - участников Союза;

- унификация и согласованное развитие законодательства двух государств;

- сотрудничество в области кодификации и систематизации нормативных

правовых актов;

- взаимная юридическая помощь;

- сотрудничество в создании и развитии информационных баз данных в

различных отраслях права.

Решения органов Союза принимаются в соответствии с их компетенцией и без

ущерба Конституциям государств- участников Союза.

Проблема территориального действия нормативно-правовых актов особую

актуальность приобретает в федеративных государствах. Здесь заслуживают

внимания два момента: соотношение территориальных пределов действия

нормативно-правовых актов федерации и субъекта федерации, и различных

субъектов федерации.

Из общего правила действия нормативно-правовых актов в пространстве

существуют исключения, так называемые случаи экстерриториального

действия закона, которое проявляется в основном в отношениях с

иностранными гражданами и организациями, а также с гражданами и

организациями находящимися за границей. Суть экстерриториального

действия в возможности применения к действиям, совершенным на

территории одного государства, законодательства другого государства.

Например, граждане Республики Беларусь, совершившие преступления за

границей, подлежат уголовной ответственности по Кодексу Республики

Беларусь, если они привлечены к уголовной ответственности или преданы

суду на территории Республики Беларусь. На тех же основаниях несут

ответственность находящиеся в Республике Беларусь лица без гражданства,

совершившие преступления за пределами Республики Беларусь. Иностранные

граждане за преступления, совершенные вне пределов Республики Беларусь,

подлежат ответственности по уголовному законодательству Республики

Беларусь в случаях, предусмотренных международными договорами (34, ст.5

).

А вот ,что говорит об экстерриториальности Гражданский кодекс

Республики Беларусь "Форма сделки, совершаемой за границей, подчиняется

закону места её совершения. Однако сделка не может быть признана

недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены

требования законодательства Республики Беларусь" (32, ст.1116 ) . Форма

и срок действия доверенности определяются по праву страны, где выдана

доверенность. Однако доверенность не может быть признана

недействительной вследствие несоблюдения формы, если последняя

удовлетворяет требованиям права Республики Беларусь" (32, ст.1117).

1.3.3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Особенности правового положения иностранцев и лиц без

гражданства. Нормативно-правовые акты государства по общему

правилу распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на

территории данного государства. Таким образом, под действие

нормативно-правовых актов любого государства подпадают граждане

данного государства (в том числе и лица с двойным гражданством -

бипатриды), иностранные граждане и лица без гражданства,

находящиеся на территории государства.

Граждане обладают общим правовым статусом. Его наличие не исключает

особенностей правового положения отдельных категорий граждан (молодежь,

пенсионеры, инвалиды, военнослужащие и т.д.), которые могут обладать

специфическими правами, льготами, на которых могут налагаться особые

обязанности, к которым могут применяться специфические меры

ответственности. Действие нормативно-правовых актов внутреннего

действия, принимаемых министерствами и ведомствами, распространяется

только на сотрудников (рабочих, служащих) данного ведомства. Эти

документы обычно регламентируют вопросы труда, служебной деятельности,

заработной платы и т.д.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц можно рассматривать

еще и в следующем аспекте: адресатами предписаний, содержащихся в

нормативных актах, являются физические лица, разнообразные

негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации,

должностные лица, государственные органы, государство в целом (23,

стр.25).

Имея в виду правовое положение иностранных граждан и лиц без

гражданства, принципиально важно уяснить следующее положение - они не

могут быть участниками целого ряда правоотношений, они не имеют тех

прав и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства.

Иностранцы и лица без гражданства, к примеру, не обладают избирательным

правом, не могут быть служащими государственного аппарата, не

привлекаются к службе в вооруженных силах, не могут нести уголовную

ответственность за измену государству и т.д.(34, ст.356). Кроме того,

существуют особенности правового положения иностранных граждан,

обладающих дипломатическим иммунитетом. В случае совершения на

территории Республики Беларусь преступлений лицами, пользующимися

дипломатическим иммунитетом, вопрос об их уголовной ответственности

разрешается дипломатическим путем (34, ст.5).

После всего сказанного о пределах действия нормативно-правового

акта, можно отметить следующее: к изменениям законодательства народ

привыкает медленно, мало того, «непостоянство законодательства снижает

потенциал государства в узком и широком смысле, усиливает правовой

нигилизм у населения и злостное уклонение от выполнения требований

закона»(30, стр. 241 речь ). История права показала: «стабильность

государства и правопорядка в нем находятся в прямой зависимости от

степени изменчивости законов» (8, стр. 86 ).

Глава II. Виды нормативных правовых актов.

2.1. Понятие закона, его место в системе нормативных правовых актов

В литературе многими учеными - правоведами под законом часто

понимается нормативный акт, который в юридической форме характеризует

закономерности развития общества, регулирует отношения, возникающие в этом

обществе, и который принимается в установленном, определенном порядке либо

высшим государственным органом, либо путем всенародного волеизъявления

референдума, имеющим высшую юридическую силу. Однако такое определение,

возможно, является не совсем корректным. Так, в Республике Беларусь,

помимо того, что закон принимается высшим законодательным органом,

требуется подписание данного акта Президентом, а, следовательно, если в

определении указывается на элементы правотворчества, то они должны иметь

под собой юридическое, фактическое обоснование.

В широком смысле под законом понимают любую правовую норму, принятую

в результате предписания государственной власти. Однако Г.Ф. Шершеневич

полагает, что данная формулировка является слишком узкой, так как "кроме

государства есть множество других правовых авторитетов, могущих создавать и

в действительности создающих законы". Именно поэтому под законом данный

автор в обширном смысле понимает любую юридическую норму, которая

устанавливается "прямым велением того или другого внешнего авторитета" //13

с. 111//. В узком смысле этого слова Г.Ф. Шершеневич подразумевает "норму,

установленную высшим в пределах каждой данной правовой организации правовым

авторитетом" //13 с.112//. Ю.А. Тихомиров различает закон в материальном

смысле - акт власти государства, который содержит норму права общего

характера, и закон в формальном смысле - любые акты, которые издаются

органом законодательной власти независимо от характера содержащихся в них

норм //12 с.46//. Н.Г. Александров критериями различия этих двух смыслов

считает характер власти: то есть нормативные акты, которые исходят от

законодательной власти, понимает как законы в формальном смысле, а

нормативные акты, исходящие от исполнительной власти, - как законы в

материальном смысле. Он также уточняет, что "нормативный акт, исходящий от

законодательного органа, точнее было бы называть законом в формально-

материальном смысле, так как законом только в формальном смысле вернее

именовать акты ненормативного (индивидуального) значения, издаваемые

законодательными органами'7/4 с. 54//. Закон Республики Беларусь "О

нормативных правовых актах Республики Беларусь" под законом понимает

нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования

наиболее важных общественных отношений (ст. 2).

Представляется, что историческую эволюцию закона следует

рассматривать как "срез", аспект эволюции права в целом. Идея верховенства

права исторически значительно старше идеи верховенства закона (как и самого

закона). В Европе в раннеклассовую эпоху формируется дуализм доктрины и

структуры права, а для средневековья совершенно не характерны представления

о том, что государство может создавать и изменять право. Однако здесь уже в

древности складывается светская, а не религиозная концепция закона.

Возникнув в античном Риме, она оказала заметное влияние на развитие

понимания закона в странах Европы. Так, сами термины "закон",

"законодательство" во многих европейских языках происходят от латинского

"lex" (публичное (официальное) обязывание, мн. число leges). Значительно

технико-юридическое влияние римского права. Роль закона возрастает по мере

создания централизованных государств и особенно усиливается в период

абсолютизма. Но его верховенство утверждается лишь в наступлением

буржуазной эпохи и только в странах романо-германской правовой семьи.

Сегодня под верховенством закона в большинстве стран понимают прежде

всего верховенство конституции. Конституцию определяют как центр, ядро

правовой системы, источник государства и т.д. Неодинаковая юридическая сила

иных законов порождает проблему их соподчиненности, Она дополняется

проблемой соотношения закона и подзаконных актов, а в федеративных

государствах - соотношения нормативных актов федерации и ее субъектов.

Кроме того, сам термин "закон", как мы выяснили ранее, может иметь

различное значение. Закон может определяться как по формальным (акт

правотворчества, одобренный парламентом и главой государства), так и по

материальным (определенная конституцией сфера законодательного

регулирования, например в большинстве франкоязычных стран)

критериям.

С тех пор как право приобрело национальный характер, закон - в силу

его связи с верховной властью государства можно рассматривать как

проявление государственного суверенитета. Два аспекта суверенитета -

внутренний и внешний - обусловливают и соответствующие аспекты проблемы

верховенства закона. В принципе верховенство закона отражает лишь

внутренний аспект суверенитета, т.е. верховенство государственной власти

внутри страны. Внешний аспект суверенитета проявляется в соотношении закона

и международного права, значимость этой проблемы возрастает по мере

усиления интеграции государств. Европейская доктрина предполагает

формальное закрепление верховенства закона в системе источников права и

наличие системы политико-правовых гарантий верховенства закона (разделение

властей, независимость суда, конституционный контроль), а также и ряда

неправовых условий (определенный уровень материального

благосостояния и информированности членов общества, цивилизованный характер

отношений между классами и социальными группами). Вместе с тем механизм

законотворчества и применения закона порой бывает столь запутанным и

противоречивым, что определить место закона в системе источников права

непросто. Верховенство закона неразрывно связано с его легитимностью.

Американский ученый Р.Пилон утверждает, что термин "легитимность" в обычном

его понимании обозначает точку, где сходятся право и мораль. "Когда

правительство претендует на то, что его власть и его действия легитимны,

оно тем самым утверждает, что действует правильно не только с легальной, но

и моральной точки зрения" //7 с.62//. Однако, Р. Пилон полагает, что в

современном обществе практически невозможно единогласное одобрение

общегосударственных решений, и иногда значительная часть населения может

считать существующий строй незаконным.

Проблема соотношения конституционности и легитимности закона весьма

сложна и недостаточно исследована. Даже будучи принятым в соответствии с

установленной процедурой и в рамках компетенции законодательного органа,

закон может и не соответствовать господствующим в обществе

представлениям о справедливости. Верховенство закона реально лишь при

наличии и формально-юридического и сущностного критерия легитимности, ибо

учет только последнего из них может означать доминирование целесообразности

над законностью, а только первого - провоцировать использование закона в

антигуманных целях. Сама возможность "корректировки" закона в соответствии

с требованиями легитимности свидетельствует о существовании

источников права, конкурирующих с ним.

Речь идет об актах судебного конституционного контроля и судебной

практике. Критерием легитимности законов выступает конституция. Критерием

ее легитимности высшие принципы справедливости. В процессе судебного

конституционного контроля происходит "отсев" неконституционных законов

(норм), т.е., по существу, их корректировка с позиций легитимности.

Одновременно корректируется путем толкования сама конституция.

Корректировка закона осуществляется также и в процессе судебной практики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.