рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси

году. Подтверждая этот статут, королевская грамота от 3 марта 1623 года

сообщала, что от имени города к великому князю обратились бурмистр и лавник

с просьбой подтвердить данное городу в 1620 г. сеймом, состоявшимся в

Варшаве, магдебургское право. Вместе с тем, учитывая, что город «разорен

московским неприятелем» и сильно пострадал «от разных своевольных громад»,

просители настаивали на уточнении и расширении прав городского

самоуправления.

[6. стр.126]

Наряду с судебными функциями рада несла ответственность как

административный и распорядительный орган. Она наблюдала за ведением

торговли, изготовлением и продажей продуктов пекарями, мясниками, рыбаками,

солодовниками. Рада устанавливала цены на хлеб, единые меры продажи зерна

на рынке. Она осуществляла сбор налогов и поборов, организацию выборов и

отчетности городского самоуправления, ведала городскими доходами и

земельными участками, устанавливала нормы и правила внутригородской жизни,

назначала и освобождала мещан от выполнения тех или иных обязанностей в

качестве должностных лиц.

Рада строго следила за тем, чтобы торговля велась только на рынке и

категорически запрещала торговлю на улицах и в домах. Например, в 1643 году

рада Полоцка приняла 7 сентября специальное решение, в котором предписывала

«абы так Заполочане, Заречане и Кабачане не куповали и не важылисе жадное

речи, збожа всякого и будованья жадного в домах, а только на рынку» во

избежание дороговизны. Такого рода распоряжения содержат книги рады

Могилева, Бреста, Гродно, Минска, Слуцка.

О начале торговли возвещала вывешенная над воротами рынка «торговая

хоруговка». Первое право покупки продуктов и сырья для ремесленного

производства предоставлялось ремесленным мастерам. До тех пор, пока они не

произведут нужные закупки, никто не имел права под угрозой конфискации

приобретать эти товары. Например, в Могилеве, Бресте, Полоцке солодовники

имели право первых покупателей зерна, кузнецы – закупки угля, скорняки –

меха и т.д. Вместе с тем рада запрещала закупать нужные для ремесла товары

в количестве, превышавшем производственные нужды мастера. Таким путем она

стремилась не допустить спекуляции продовольствием и сырьем, в которых

города всегда остро нуждались.

Столь же ревностно следила рада за сохранением земельных участков,

принадлежавших городу. Каждая попытка феодалов посягнуть на эти земли

встречала сопротивление. Распределение участков, передача их во владение,

по наследству, купля и продажа производились только с разрешения рады.

Каждый такой акт заносился в книгу рады с обязательным указанием, что за

полученный или приобретенный участок горожанин обязан нести установленные

повинности и поборы в пользу города.

Сложной обязанностью рады был сбор налогов и поборов. Ее выполняли

специально назначаемые лица.

В Бресте, Гродно они носили название шафары, в Полоцке, Могилеве –

бирчие. Помимо регулярных ежегодных налогов, шедших в казну, горожанам

приходилось нести расходы на постой воинских отрядов, расположившихся в

городе. На посылку ходатаев в Варшаву «по разным делам города» рада

Могилева в 1624 году объявила 8 ставок поборов с лавок и земельных

участков.

Не было более трудной и порой опасной обязанности, чем обязанность

сборщика налогов. Если, например, для вызова мещанина на суд рады

достаточно было «слуге мескому» написать на стене дома адресата мелом

извещение о дне явки, как это делалось в Полоцке, то сборщик налога столь

простым способом выполнить свою обязанность не мог. В раду он обязан был

явиться, собрав определенную сумму денег, которая заранее подсчитывалась. В

Могилеве, например, радой заранее проставлялась сумма, которую должна была

дать каждая сотня. При подсчете 22 июня 1649 г. оказалось, что вместо

предполагаемых 1228 коп с восьми сотен собрано было только 500, при этом

бирчие сообщали, что пустые дома и бедные исключают вообще сбор 288 коп

грошей. Рада объяснила такой недобор «недбалством» бирчих, но последние

заявили, что не смогли взыскать требуемую сумму из-за «бедности людей».

Собирая поборы, формируя бюджет города, рада по истечении срока своих

полномочий, длившихся обычно год, представляла отчет. Для выслушивания

отчета собирался весь состав рады; в Бресте еще избирали специальных

представителей от каждой улицы, входившей в юрисдикцию самоуправления.

Процедура отчета носила название «слухание личбы». После утверждения отчета

войтом города функции рады считались законченными.

В деятельность рады входили заботы о благоустройстве города,

безопасности его жителей. Последнее обеспечивалось главным образом

судебными средствами. Сурово карались воровство, поджоги, даже мелкая

кража. [ 6. стр.135-137]

Интересами благоустройства и безопасности городской жизни проникнуто

специальное решение, принятое радой Несвижа 27 сентября 1589 г. Как гласит

само решение, войт, бурмистры, лавники, «вся рада и поспольство» приняли

этот «плебисцит, або ухвалу».

Постановление предусматривало ряд мер по благоустройству города и

обеспечению безопасности. К первым относился запрет пасти скот у городской

крепости, установление побора с каждого жилого участка для ремонта дорог,

городских укреплений, предписание, чтобы в каждом доме был построен

дымоход. В противопожарных целях постановление обязывало горожан соблюдать

осторожность, «беря огонь у соседа», в каждом доме иметь всегда запас воды,

очищать дымоходы от сажи. [ 6. стр.138]

Раду беспокоило появление в городе плебейского элемента, о чем

свидетельствует требование «не принимать в городе гультяев, люзных, а если

такой явится, то дать знать о нем» городским властям.

Главной причиной конфликтов горожан с радой были непрерывные денежные

поборы. Рада нередко совершала их незаконно. В 1636 году, например,

цехмистры Могилева подали великому князю жалобу, в которой изобличали раду

в незаконном взимании купеческого налога с ремесленников, в измышлении

поборов, не предусмотренных ни сеймовыми решениями, ни грамотами городу и

городским правом. Произвол и беззаконие рады Полоцка во взыскании поборов

вызвали в 1615 году протест мещан города, в 1650 году она была изобличена в

присвоении 600 коп грошей из городского бюджета.

Неверно было бы, однако, объяснять описанную нами ситуацию только

специфическими условиями, в которых находились города Беларуси в XVI –

первой половине XVII веков. Характеризуя обстановку, сложившуюся в

средневековых городах Фландрии и Германии В.В. Стоклицкая-Терешкович

отмечает: «Все правление носило характер грубого произвола. Бремя налогов

становилось все тяжелее». Белорусский патрициат вел себя в родном городе

точно так же, как его западноевропейский современник либо предшественник в

своих городах. [6. стр.139-140]

4. Экономическое развитие городов

& 1. Ремесленные занятия горожан.

Существование города в качестве самостоятельного социально-

экономического фактора феодального общества и центра развития культуры

стало возможным благодаря превращению его в центр ремесла и торговли. XVI

век стал временем, когда этот процесс проявил себя наиболее полно по

сравнению с предыдущими и следующими столетиями феодальной эпохи. [ 7.

стр.159-165]

Период раннего феодализма характеризуется сравнительно низким уровнем

развития производительных сил. Господствовало натуральное хозяйство,

выразительной чертой которого было соединение ремесла с земледелием;

последнее было основой хозяйства. Постепенно совершенствовались средства

производства и приемы ремесленной деятельности. Выделялись люди,

занимавшиеся в основном или исключительно ремеслом. Одним из главных

факторов роста феодального города было развитие ремесла путем расширения

производства, усовершенствования техники и дальнейшей специализации.

[2. стр.59-70]

Издавна ремесленники, жившие в поместьях, сочетали занятия ремеслом с

сельским трудом. Но, как правило, их изделия не отличались высоким

качеством, да и сбыт продукции был невелик. Появление городских

ремесленников привело к повышению качества продукции, а также к оживленному

товарообмену между горожанами и сельскими жителями. Все чаще ремесленники

уходили из поместий в города, где они были более самостоятельными и где

существовал спрос на их изделия. [9. с.93-96. ]

В Европе после падения Римской империи была надолго утрачена культура

ремесел, которыми славились античные государства, и лишь в XI – XIII веках

началось бурное развитие ремесленного производства. Наибольшее

распространение получили текстильная отрасль, производство обуви,

металлургия, кузнечное и ювелирное дело. Из-за непрерывных войн и походов

особым спросом пользовалось оружие, а также металлические доспехи – латы,

шлемы, кольчуги и пр. [ 9. с.93-96. ]

Условия феодальной эпохи породили корпоративную организацию

ремесленного производства и ремесленников – цехи. Корпорации ремесленников

в городах Беларуси существовали уже в первой половине XVI в. под своими

местными названиями: сотни в Гродно, братства в Полоцке, Минске, староства

– в Могилеве. До конца XVI в. везде закрепилось название «цех».

Монополизация цехами ремесленного производства в городах красочно вытекает

из великокняжеской грамоты к ремесленникам Минска 1552 г. Она предписывала

городским властям следить за тем, чтобы «каждый в городе тамошним мешкаючы

от сего часу всякое ремесло робити в цех уписавшися робил. А хто бы смел

ремесло робити и его вживати не вписавшихся в цех, такое ремесло от войта и

бурмистра на ратуш забирано быти мает».

Городское ремесло обсуживало в городах Беларуси разнообразные

потребности всех слоев населения, то есть являлось товарным производством,

формировало внутренний рынок. Товары из одних городов продавались купцами

на рынках других городов, вывозились за границу. Цехи способствовали

закреплению внутреннего рынка за местным производством, поскольку имели

свою монополию на городском рынке. Однако развитие ремесла тормозилось

прежде всего из-за того, что количество ремесленников увеличивалось очень

медленно, поскольку сельский ремесленник, привязанный к феодальной усадьбе,

не имел возможности переселиться в город. Не мог он рассчитывать и на

свободную продажу своих изделий там, где существовали цехи. В таких

условиях вся экономическая жизнь города надолго застывала на одном уровне.

Своего рода «второе дыхание» придавала городскому ремеслу деятельность

скупщика, который стал в рассматриваемое время посредником между

ремесленником и городским рынком. Постепенно скупщики превращаются в

заказчиков изделий, а при помощи кредитных операций полностью подчиняют

себе ремесленников. [7. стр.159-165]

Рост ремесла вел к возникновению обращения. Развивалось сосредоточенное

в городах ремесло на заказ, а затем и на рынок. Развитие ремесленного

производства вело к увеличению численности ремесленников и ремесленных

профессий в городах. [ 2. стр.59-70]

Документы этих лет называют в качестве центров разнообразного

ремесленного производства Брест, Гродно, Минск, Слуцк, Полоцк, Могилев,

Пинск. В каждом из этих городов ремесло было представлено несколькими

десятками профессий. В меньших городах – Несвиже, Шклове, Клецке и других –

ремеслом было занято от нескольких десятков мастеров до 200 и больше.

[7. стр.159-165]

Ко второй половине XVI в. в крупных городах ремеслом занималось

большинство жителей. На Беларуси было известно более 100 ремесленных

специальностей. Высокого уровня достигло ювелирное дело. Значительную роль

играла обработка металла. Белорусские ремесленники занимались также

обработкой дерева, костей, камня. Высоким уровнем развития отличалось и

стекловарное ремесло. Мастера – стекловары в Шидловце ( возле Слонима)

умело производили кубки, и различную другую посуду. [ 3. с.136]

В XVI в. в Слуцке, например, значилось 20 ремесленных профессий.

Документы первой половины XVII в. называют 46. Иногда в них упоминается о

деятельности людей, близких к ремесленникам по роду занятий. Так, привилеем

от 29 января 1648 г. доктору Крыштофу Винку, «кандидату медицины», и

«аптекарю и цирюльнику» Матияшу Валериану Петтигеру разрешалось открыть в

Слуцке аптеку. Таким образом, в первой половине XVII в. можно насчитать 48

профессий, что превышает более чем вдвое количество ремесленных профессий в

Слуцке в XVI веке.

Общего количества ремесленников в городе документы этого периода не

называют. Лишь в налоговом реестре 1648 года значатся 79 пекарей и

перекупщиков, 182 «всяких ремесленников», 19 мясников и 14 скоморохов и

дударей. С подмастерьями и учениками ремесленников в городе было несколько

сот. Эти данные свидетельствуют о развитии ремесленного производства в

Слуцке в первой половине XVII века, о дифференциации и специализации

ремесла.

В середине XVI века ( 1552 г.) в Клецке упоминается несколько

ремесленных профессий. В 1569 году здесь названы замковые ремесленники –

кузнец, каретник, шорник. В инвентаре Клецка 1575 года записаны 41

ремесленник и 26 профессий. Данные инвентарных книг Клецка второй половины

XVI – первой половины XVII века свидетельствуют об относительном

постоянстве одних и тех же ремесленных профессий в одной семье. Из них

также видно, как происходил переход ремесленников к новым профессиям. Это

прослеживается по инвентарям первой половины XVII века: в ряде случаев

указаны даже родственники – братья и сыновья, освоившие новые профессии.

Ремесленные профессии горожан в XVI – первой половине XVII в. можно

разделить на 7 больших групп ( по основным направлениям ремесленной

деятельности).

1. Кожевенное и меховое производство: кожевники, скорняки, шорники,

седельники и др.;

2. Изготовление пряжи, одежды, ткачество, обработка волокнистого сырья:

ткачи, вышивальщики и др.;

3. Обработка металла и оружейное производство: серебряники, золотых дел

мастера, кузнецы, жестянщики и др.;

4. Деревообработка, обработка минерального и животного сырья,

строительство: резчики по дереву и кости, гончары, каменотесы, мыловары и

др.;

5. Изготовление и обработка пищевых продуктов и напитков: хлебники,

мясники, калачники, винокуры, рыбаки и др.;

6. Транспортные профессии: возницы, перевозчики через реку, фурманы и др.;

7. Прочие профессии: иконописцы, художники, дудари, учителя, коновалы и др.

В целом по городам Беларуси в этот период было около 200 профессий,

причем общее количество профессий в частновладельческих городах было

значительно меньше, чем в великокняжеских. Это лишний раз подтверждает, что

ремесленное производство в частновладельческих городах, средних и малых, в

своем развитии отставало от развития в королевских городах, в значительной

мере крупных и средних.

Определенные виды ремесла, свойственные всем городам Беларуси,

развивались больше и интенсивнее там, где находились постоянные резиденции

магнатов ( здесь же была большая концентрация и замковых ремесленников ).

Эти виды развивались не только в связи с потребностями магнатов и их

дворов, но и в связи с потребностями постоянно находившихся в

частновладельческих городах гарнизонов. В городах шла дифференциация

ремесленных профессий.

Из-за недостатка данных трудно установить географическую специализацию

ремесла в отдельных городах, хотя некоторые различия и можно объяснить

преобладанием того или иного вида сырья в данном районе либо наличием

оживленного торгового пути, на котором находился город.

В большой степени ремесло городов служило удовлетворению нужд населения

городов и деревень. Ремесленники уже в XVI веке работали на рынок.

[ 2. стр.59-70]

& 2. Цеховая организация ремесла.

Город выполнял функции административного, военного и ремесленно-

торгового центра. Последняя особенно выразительно проявилась в XVI веке.

Именно это столетие дало расцвет ремесленно-цеховому производству. Цеховые

объединения ремесленников одной или нескольких близких профессий в

белорусских городах создавались, в первую очередь, с целью защиты

ремесленного производства от домогательств землевладельцев. Не менее важной

причиной было также стремление монополизировать производство и сбыт

товаров, ликвидировать возможную конкуренцию со стороны других

ремесленников в условиях узкого внутреннего рынка. [ 4. c. 83-84]

Феодальная система общественных связей и отношений создала почву, на

которой возникли различные объединения горожан, отражавшие типичные черты

социально-экономического развития белорусского феодального города.

Первостепенное значение имели цехи, объединявшие горожан в социально

очерченный, сословно организованный коллектив. Для того, чтобы заниматься в

городе ремеслом, мало было профессиональных знаний. Нужно было еще обрести

право на ремесленную деятельность в городе. Такое право горожанин

приобретал, вступив в цех.[ 6. стр.141-142]

Цехи объединяли ремесленников одной или нескольких профессий для лучшей

организации производства и сбыта продукции. Цеховая организация была

обусловлена общностью интересов мелких производителей-собственников,

узостью местного рынка, непосредственным контактом ремесленников каждой

специальности между собой, совместным использованием некоторых

производственных, складских и торговых помещений, корпоративной

обособленностью специальностей, характерной для феодального общества.

[ 4. стр.86.]

Самоуправление в городе могло охватывать лишь часть городских жителей,

так как оно в большинстве случаев не распространялось на тех, кто жил в

городе на участках частных владельцев и подчинялся их частной власти, но в

цех должны были входить все независимо от того, кому они подчинялись –

городской раде или частному владельцу. [ 6. стр.141-142]

В городах Беларуси работали цехи по обработке металлов, шкур,

изготовлению одежды, домашней утвари, ювелирных изделий и др. Цеховая

деятельность определялась уставами. В них регламентировалось производство и

сбыт продукции, качество сырья и готовых изделий, технология, время и

условия работы, процесс обучения и многое другое. [ 4. c. 83-84]

Материалы о белорусских цехах крайне скудны, но и по тем скупым

свидетельствам, которые сохранились, можно заключить, что ремесленные

объединения возникали и формировали свои уставы на основе давней традиции,

сложившейся задолго до получения магдебургского права. Так, 13 сентября

1580 года в раду Могилева явились калачники, хлебники, крупенники, орешники

(перечислено 77 фамилий). Они от себя и от «остальной братии, дома

оставшейся» занесли в книги рады города решение об избрании старосты,

которому поручили «радити водлуг стародавнего звычаю». Ни единым словом не

упоминается в этом документе магдебургское право и его предписания

относительно цеховой организации.

Каждый цех имел свой устав. В нем были сформулированы статьи, которые

обеспечивали мастерам осуществление ремесленной деятельности, ставили их в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.