рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси

местечкам. Например, в небольшом городе Дисне на общем собрании мещан

вместе с войтом избиралось по четыре кандидата на должности лентвойта,

бурмистров и радцев. А из этих кандидатов войт отбирал и утверждал лиц на

указанные должности. В грамоте же Пинску за 1581 год дается как бы

обобщенное представление о роли городского собрания. Мещане, говорится в

этой грамоте, должны «из своей среды, как это обычно происходит в других

городах Великого княжества Литовского, избрать в соответствии с

магдебургским правом бурмистров». Далее следует уточнение: мещане избирают

четырех кандидатов, которых в должности утвердит староста. Тот же принцип

соблюдается и на ежегодных собраниях в Бресте. Активное отношение собрания

мещан к выборам должностных лиц и порядку избрания самоуправления выступает

в актовых записях Минска, Могилева, Полоцка, Слуцка. Активная роль общего

собрания горожан в выборах и деятельности городского самоуправления, его

политическая инициатива, не предусмотренные ни в одном положении

магдебургского права вряд ли могла возникнуть без накопленной в далеком

прошлом традиции. Напрашивается вывод, что такая традиция существовала, что

горожане Беларуси, принимая магдебургское право, продолжали опираться на

прошлый опыт организации самоуправления во всех тех случаях, которые не

регламентировались этим правом.

Можно заключить и другое: предписанная городам Беларуси в жалованных

грамотах на магдебургское право отмена прежних прав и обычаев

осуществлялась, но вместе с тем везде, где это было необходимо и полезно,

магдебургские нормы и порядок выборов самоуправления дополнялись и

корректировались в соответствии с местной традицией. [6. стр.105-106]

Однако неверно было бы считать, что организация городского

самоуправления оставалась неизменной с того момента, когда она стала

осуществляться на основе магдебургского права в ряде городов Беларуси, то

есть с конца XV – начала XVI – до середины XVII века. Подтвердительные

грамоты на магдебургское право Орше, Могилеву, Витебску, Гродно, Полоцку,

Новогрудку, Мозырю в конце XVI – первой половине XVII вв., с одной стороны,

полностью воспроизводят тезис об организации самоуправления на основе

магдебургского права, с другой, игнорируют те моменты в текстах прошлых

грамот, которые как-то отражали воздействие местной традиции. Иначе говоря,

идет как бы процесс унификации всей организации городского самоуправления

на магдебургских началах.

Пустым звуком оставался призыв магдебургского «Вейхбильда» закрыть

доступ в самоуправление города богатым. Именно богатая верхушка

безраздельно правила в магистратах городов Беларуси, как, впрочем, и в

любом феодальном городе. Самоуправление целиком находилось в руках

купеческих династий и цеховой верхушки точно так же, как, например, в

городах феодальной Италии и Франции. Купечество феодальных городов

повсеместно совмещало торговую деятельность с ростовщичеством. Так было и в

городах Беларуси. Поэтому нет ничего удивительного, что члены магистрата

пренебрегали предписанием магдебургского права не избирать в раду тех, кто

занимался ростовщичеством.

[6. стр.107-109]

Городское самоуправление имело и ряд звеньев исполнительной власти. К

ним относились писарь, шафары, ведавшие сбором налогов, «слуги меские»,

составлявшие полицейскую службу, инстикгаторы, осуществлявшие контроль за

деятельностью членов рады. В распоряжении рады находилась тюрьма, гостиные

дворы, рынки, городские весы, которыми ведали назначенные служебные лица.

Таким образом, городское самоуправление в городах Беларуси представляло

собой довольно сложное учреждение. Его главными структурными элементами

являлись войт, лентвойт, лавники, бурмистры, радцы. Для осуществления своих

функций самоуправление располагало рядом должностных лиц, действовавших по

указанию и в соответствии с решениями рады, но непосредственно

подчинявшихся распоряжениям войта и бурмистров.

В момент выборов нового состава рады и отчета старой о себе как высшем

органе заявляло общее собрание горожан. Но фактическая роль городской

общины носила более формальный, нежели действенный и активный, характер.

Магдебургское право служило основой, на которой строилось все здание

городского самоуправления. Однако в ряде черт его организации и проявления

нормы магдебургского права отступили или были дополнены местной традицией.

Магдебургский образец был реальностью, но не являлся единственным

источником и базой формирования городского самоуправления на Беларуси.

[6. стр.108-115]

2. Города и горожане.

& 1. Города, общая характеристика

В период раннего средневековья города римского происхождения, служившие

центрами ремесла и торговли, пришли в упадок. Поэтому вся хозяйственная

жизнь Западной Европы сосредоточилась в поместьях, где ремесло являлось

составной частью общего крестьянского труда. И хотя в Европе сохранялись

городские населенные пункты, однако социально-экономическое положение их

жителей почти ничем не отличалось от положения сельского населения,

поскольку города были поглощены феодальными поместьями. Горожане, так же

как и сельские жители, трудились на пашнях, выращивали скот, выполняли

повинности в пользу феодалов. Система управления в европейских городах была

гораздо менее развитой, чем в богатых торговых городах Византии и стран

Востока.

С конца XI века началось экономическое возрождение европейских городов,

вызванное прежде всего объективным процессом общественного разделения

труда. Главными причинами отделения ремесла от земледелия стали рост

продуктивности сельского хозяйства, увеличение объемов производимого сырья

и продовольствия, что дало возможность части населения отказаться от

занятия сельским хозяйством. Кроме того, государство и церковь рассчитывали

на создание в городах своих опорных пунктов, а также на денежные

поступления от их жителей, поэтому они всячески поддерживали развитие

городских поселений.

Наряду с возрождением старых городов, основанных еще во времена Римской

империи, возникали новые городские поселения, как правило, на пересечении

сухопутных и водных транспортных путей, у стен феодальных замков и крупных

монастырей. Там начинали развиваться ремесленное производство и торговля,

что заметно повышало экономический и политический статус городов.

Постепенно менялась их роль: из административных и религиозных центров они

превращались в центры экономического и культурного прогресса.

Следует отметить, что население городов было немногочисленным, в

среднем от 10 до 35 тысяч жителей; были и более мелкие, в которых проживало

от 1 до 5 тысяч человек. Как правило, все города имели свой центр,

включавший рыночную площадь, городской собор и ратушу. Вокруг него

располагались предместья, где по принципу соседства селились ремесленники

одной или смежных профессий. В Средние века города окружали каменные или

деревянные стены и глубокие рвы, заполненные водой. Городские ворота на

ночь запирались, а мосты через рвы поднимались. Улицы были немощеными,

неосвещенными, кривыми и узкими, так как крепостные стены мешали городу

расти вширь – улица должна была быть «не шире длины копья». Деревянные дома

возводились вплотную друг к другу, верхние этажи выдавались вперед,

постепенно смыкаясь наверху, поэтому солнечный свет почти не проникал в

окна домов. [9. с.93-96. ]

Сохранившиеся письменные свидетельства позволяют установить заметный

рост численности городских поселений в Беларуси в XVI – первой половине

XVII века. До XVI века источники упоминают 48 городских поселений, в первой

половине XVI в. – еще 102, во второй половине XVI в. – 232, в первой

половине XVII века – 80. Следовательно, за полтора столетия в Беларуси

возникло 414 городов и местечек, а с известными до XVI в. городскими

поселениями их насчитывалось 462.

Отсюда следует, что в Беларуси XVI в. феодальный способ производства

вступил в стадию углубленного процесса общественного разделения труда и

развития экономики. Создание фольварка привело к массовому закрепощению

крестьян. Формой сопротивления стал уход еще свободных людей в города.

Субъективную его сторону выражали два обстоятельства: переселение феодалами

части своих крепостных в города и основание собственных городских

поселений. Такую роль в процессе урбанизации феодального общества

господствующий класс играл и в ряде других стран средневековой Европы.

Таким образом, само развитие феодальных общественных отношений сделало

неизбежным урбанизационный процесс. Но то определяющее влияние, которое

оказывал на него господствующий класс, придало развитию городов

своеобразные черты. К ним следует отнести полное преобладание малых по

числу жителей поселений – местечек. Во многих было по несколько десятков

домов. Городов к середине XVII века насчитывалось лишь 37, тогда как

местечек – 425. Большинство городов сложилось до XVI века. [6. стр.9-10]

В рассматриваемый период города Беларуси выполняли несколько функций:

хозяйственную, административную и военную.

Первая не исчерпывалась ролью центра ремесла и торговли. Отдельным

городам были присущи специальные виды экономической деятельности. Так,

Витебск, и, особенно, Полоцк, были крупными портовыми городами. Брест

сочетал функции речного порта и центра проходивших через него сухопутных

дорог с территории современных Украины, Беларуси, Литвы в Польшу. Речным

портом был и Могилев, но его значение в этой сфере было меньшим, поскольку

Днепр являлся главным образом внутренней водной артерий Великого княжества

Литовского. Роль портовых городов выполняли также Слуцк, Пинск, Бобруйск,

Несвиж, расположенные на крупных реках, по которым вывозили товары за

пределы страны купечество и феодалы. [6. стр.11-12]

Крупные, а также некоторые средние и малые города и местечки были

центрами ярмарочной торговли. О ярмарках в местечках Долгиново, Кобыльники,

куда ездили могилевские купцы, сообщает запись магистратской книги Могилева

за 1643 год.

Малые города и местечки, расположенные на оживленных торговых путях –

«гостинцах» - превращались в место постоя купеческих обозов. Такие

поселения обычно насчитывали по несколько десятков корчем и постоялых

дворов.[6. стр.12]

Как центры товарного производства и обмена города не создавали еще

острого диссонанса в системе феодального способа производства. Деформируя

его вековые экономические устои, города Беларуси XVI – первой половины XVII

вв. сами оставались звеном феодальной системы производства и общественных

отношений.

В тех феодальных государствах, где непрерывно росли привилегии

господствующего класса и слабели позиции верховной власти, многие города и

местечки превращались в собственность крупных феодалов, а крепостные стены

не ограждали города от проникновения в них феодальной собственности и

власти. К числу таких государств относилось и Великое княжество Литовское.

Уже в конце XVI века магнаты Радзивиллы владели Копысью, затем Лоевом,

Кричевом, Сапеги стали владельцами Быхова, Шклова. Феодалы не только

взимали денежные поборы, но и привлекали население к выполнению отдельных

натуральных повинностей. В общей характеристике городов нельзя не учитывать

эту их функцию, продиктованную конкретно-историческими условиями развития

феодального общества и государства в Великом княжестве Литовском. [6. стр.

18 ]

Но следует учитывать и то, что феодал не искал средств к тому, чтобы

превратить города в придаток своего поместья, ибо очень скоро понял выгоду

поддержания экономической деятельности города в качестве центра товарного

производства и обмена. Более того, в интересах ее улучшения он нередко

отказывался от одних феодальных повинностей, натуральную форму других

заменял денежной, тем самым создавая стимул для развития городов.

В великокняжеских городах мещане были полностью освобождены от

натуральных повинностей и оброков. [6. стр.18 ]

Феодальное государство придало городам и определенные административные

функции. Самые крупные города стали административными центрами воеводств и

поветов.

Малым городам и местечкам отводилась роль административных центров

волостей, войтовств, владений феодала. Строго говоря, понятие

«административный центр» к городам Беларуси феодальной эпохи применимо

весьма относительно и условно. Роль административного центра определенной

территории городу придавало лишь то, что он служил местом пребывания

органов власти, судебных учреждений, составлявших звенья государственного

управления или власти частного владельца данной территории. [6. стр.19]

Феодальное общество придало городу еще одну функцию – военную. Роль

того или иного города в этой области определялась главным образом его

расположением и меньше зависела от экономической деятельности. Все

порубежные города, особенно на Востоке, великий князь стремился превратить

в сильные крепости. Полоцк, Витебск, Орша, Мстиславль, Быхов должны были

играть роль щита, охраняющего великокняжеский престол.

Строительство и ремонт замков, стен составляли обязательную повинность

жителей всей волости. Повинностями горожан были обеспечение замков

необходимым военным снаряжением и участие в их обороне. Сильная крепость

находилась также в Гродно, чей замок часто служил резиденцией великого

князя, в Пинске, Слуцке, а на севере городами-замками были Иказнь и Дисна.

[6. стр.19]

Важным критерием экономической роли городов был размер налогов, которые

шли в государственную казну. По самой высокой ставке в 1551 году они

брались в сумме, которая превышала 100 коп грошей, с Бреста, Витебска,

Могилева, Полоцка, Пинска, Минска. От 60 до 30 коп грошей платили Бобруйск,

Каменец, Клецк, Кобрин, Мозырь, Новогрудок, Слоним, Слуцк. Самую меньшую

ставку ( до 30 коп) вносили в казну 263 города и местечка.

Среди всех белорусских городов того времени своим ведущим значением в

общественной, политической и культурной жизни выделялся Полоцк. О нем сами

полочане, как свидетельствует грамота полоцкого воеводы 1467 года, с

гордостью заявляли, что их город «места славутае», ничем не уступает

столице Великого княжества Литовского – Вильно, столице ордена – Мальборку,

важному польскому городу Гданьску. Через сто лет, в 1563 году, по

наблюдениям современников, Полоцк – «славуты i вельмi багаты горад». В

середине XVI века Полоцк насчитывал до 50 тысяч жителей. Грамота великого

князя литовского Жыгимонта от 23 июля 1511 года выделила его из всех

городов как древнюю столицу Полоцкой земли, видимо, имея ввиду границы

Полоцкой Руси X – XI вв., которая складывалась из белорусских земель между

Днепром, Западной Двиной и Неманом.

Но все же основная часть белорусских городских поселений оставалась в

положении полуаграрном, полуторговом, с небольшим количеством

ремесленников. Таким уровнем характеризовалась жизнь в условиях феодализма

почти всех европейских стран. Причиной этого были ограниченные возможности

развития товарно-денежных отношений. [7. стр.159-165]

На все сферы деятельности городов Беларуси в XVI – первой половине XVII

веков отчетливую печать наложило феодальное общество. И если верна мысль о

том, что города – лицо эпохи, то куда больше оснований считаться с тем, что

каждая эпоха определяла лицо города, формировала его черты. Специфическим

средством для этого в эпоху феодализма были привилегии.[6. стр.21]

& 2. Привилегии городам.

В социально-экономическом развитии городов серьезное значение имели

жалованные грамоты, в которых верховная власть предоставляла им права и

гарантии, обеспечивавшие их жизнедеятельность как центров ремесла и

торговли, а также устанавливавшие место и положение горожан как сословия

феодального общества.

В жалованных грамотах 25 городам и местечкам, выданных с конца XIV

(Бресту) до середины XVII в. (Чаусам), неизменно присутствуют торговые

привилегии, предоставление права пользования земельными участками, общими

угодьями, обычно за определенную плату, регламентация государственных

повинностей горожан, освобождение из-под власти и подсудности

великокняжеской и частновладельческой администрации, установление городу

права собственной судебной и административной власти, т.е. самоуправления.

Неизменной деталью преамбулы в каждой грамоте присутствует заверение о

желании великого князя литовского, выдававшего городам привилегии, город «в

мере лепшой поставити», способствовать росту числа жителей, установить в

нем «справедливые и добрые порядки» и тем содействовать его благосостоянию.

В грамотах Высокому за 1503 год отмечается и такой мотив, как желание

умножить доходы казны.

Во второй половине XVI – первой половинеXVII в. вступительная часть

грамоты расширяется. В грамотах Могилеву, Мозырю за 1577 год говорится,

что предоставление городу привилегий поможет « увеличить доход казны

Великого княжества Литовского… Не подлежит сомнению, что где мещане

беднеют, там уменьшаются доходы и прибыль, а где мещанам обеспечены большие

права и более справедливый порядок, в такой город стекаются люди, в нем

лучше живется, такой город лучше защищен и доходы растут».

Поощрительные привилегии городам Беларуси оформлялись в виде грамоты на

магдебургское право. В нее включались все виды прав, гарантий и поощрений.

В грамотах преобладают три главные области жизни горожан: торговля,

городская администрация и юрисдикция, поборы и налоги. Поощрительные

грамоты городам стали постоянной чертой внутренней политики государства.

Главной заботой этой политики было стимулирование экономической жизни

города. Натуральные повинности горожан либо отменялись безвозмездно, либо

заменялись денежным побором. Правилом было первое. Тем самым верховная

власть признавала своеобразие и самостоятельность городской жизни.

По мере роста заинтересованности в городах магнаты-городовладельцы

доводили это «признание» до предоставления вновь поселившимся горожанам

личной свободы. Причем, среди мещан под магдебургским правом владелец

города хочет видеть состоятельных людей. Таким образом, состоятельный

крестьянин получал возможность, переселившись в город, обрести личную

свободу.

Важно отметить, что города Беларуси, как и всего Великого княжества

Литовского, в XVI – первой половине XVII в. не потеряли перспектив

дальнейшего развития от смены вечевого строя магдебургским правом, они

скорее испытывали ряд затруднений оттого, что «магдебургская реформа»

оказалась половинчатой, урезанной, оттого, что она не устранила феодального

засилья в городах. И все же значение жалованных грамот в экономической и

социально-политической жизни городов позволяет заключить, что переход к

магдебургскому праву сыграл в их развитии положительную роль. Однако

следует учитывать и то, что правительство в городской политике действовало

исходя прежде всего из интересов господствующего класса, - оно меньше всего

было склонно опережать события и делало лишь то, что диктовали время и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.