рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси

обстановка. Не привилегии верховной власти определяли развитие городов, а,

наоборот, направленность эволюции самих городов формировала политику

верховной власти. И если в течение XVI и первой половины XVII веков

наблюдалось расширение разного рода привилегий, то это можно объяснить

прежде всего ростом городов, усилением их роли в экономической и социальной

жизни государства. [6. стр.21-30]

& 3. Юридики.

Монопольный характер собственности феодалов на землю, их экономических

и политических привилегий оказывал существенное влияние на формирование и

развитие города. Владения феодалов не ограничивались пределами поместий. Им

также принадлежали целые города. Но и те города, которые не находились в

собственности феодала, оказывались в орбите его владений и власти.

Достигалось это путем приобретения участков земли, входивших в пределы

города или принадлежавших им, хотя и расположенных за городской чертой в

виде предместья, отдельной слободы. Собственность феодалов в городах

выпадала из-под юридического контроля и воздействия правового статуса

города, как и сам феодал. Она и получила название юридики.

Юридики становятся, так сказать, постоянно действующим фактором

экономической и политической жизни феодального города главным образом

потому, что господствующий класс включает местные рынки, мелкотоварное

производство в те сферы, использование которых способствует росту его

доходов. В этом прежде всего вся суть такого явления как юридики.

Система юридик не локализовалась пределами Восточной Европы, в

частности Великим княжеством Литовским. Она была хорошо известна и странам

Западной Европы. Правда, сеньоральный режим в истории западноевропейского

города составил этап его ранней истории – XI – XIV вв. За ним последовал

период борьбы против сеньоров за муниципальные свободы, в результате

которой города утвердили свою сословно-политическую автономию.

Первые известия о юридике в городах Беларуси содержат грамоты Бресту и

относятся к XV веку.

Верховная власть санкционирует юридики утверждением их своими

грамотами, совершенно не учитывая, как скажется на городе и на ее

собственных интересах умножение юридик. Только грамоты королевы Боны Гродно

содержат единственное свидетельство попытки отделить частную собственность

феодала от частной власти над горожанином.

Как ни отрывочны данные, они вполне определенно свидетельствуют о том,

что в городах Беларуси юридики представляли собой постоянное явление в

течение всего рассматриваемого периода.

В чем причины устремления горожан в юридики? Документы единодушны в

определении главной из них – бегства от налогового бремени. Поскольку дома

и участки феодалов не подвергались налогообложению, стремление горожан

освободиться от поборов передачей права собственности на свой дом и

земельные участки феодалу, оставаясь при этом распорядителем проданной

недвижимости, было вполне естественным выходом из положения.

Вопросом первостепенной важности является вопрос о занятии населения

юридик. Документы неизменно указывают, что на юридиках духовных и светских

феодалов живут купцы, торговцы, ремесленники. Записи книг рады Бреста

неоднократно называют цеховых мастеров, подмастерьев, даже цехмистров.

Единственной группой земледельческого населения на юридиках являлись

огородники.

Юридики в городах Беларуси не достигли той степени автономности,

которая грозила перерасти в самоизоляцию внутри города. Во всяком случае

нет в источниках сообщений о самостоятельных рынках в пределах юридик,

собственных ярмарках, как это было в некоторых юридиках Люблина, то есть

нет своей собственной экономической жизни.

Документы отчетливо обнаруживают стремление владельцев юридик

сконцентрировать в своих городских владениях ремесленное и торговое

население. Отсюда можно заключить, что поскольку формирование юридик

проходило и посредством переселения крепостных в города, юридика

способствовала процессу урбанизации, а это дает возможность, учитывая

условия развития городов в Речи Посполитой, сделать вывод о положительной

роли юридик в процессе развития городов как центров ремесла и торговли.

Юридики в течение XVI – первой половины XVII в. оставались важным фактором

социально-экономической жизни белорусских городов. Они наложили свою печать

и на структуру городского населения.[6. стр.30-54]

& 4.Горожане

Городское население с XV века именовалось мещанством. Мещанство

включало в свой состав разные категории граждан: ремесленников, торговцев-

купцов, домовладельцев и др. Юридическое оформление мещанства в особое

сословие феодального общества нашло отражение в государственном

законодательстве Великого княжества Литовского – Статутах. Так, уже в

первой статье первого раздела Статута 1529 г. мещанство выделялось как

особый объект права: «… мещан карати не хочем…». Однако не только Статуты

определяли правовое состояние мещанства. Оно конкретно регламентировалось

великокняжескими грамотами на магдебургское право. [4. c. 83-84]

Население городов формировалась за счет беглых селян, а также из

ремесленников, переселенных феодалами в город. Среди жителей городов около

80% были белорусы. Тут жили также русские, украинцы, литовцы, поляки,

евреи, немцы, татары. Большую часть населения составляли ремесленники и

торговцы. Кроме них в городах имелось большое количество городских низов (

плебса ).

[3. с.136]

Сохранившиеся документы позволили вполне отчетливо констатировать

пополнение городского населения за счет крестьянства. Вместе с тем в более

крупных городах в числе жителей были выходцы из малых городов и местечек,

принадлежавших частным владельцам.

Реализуя желание воспользоваться городом для пополнения своего кармана,

феодал не отказывался от возможности «переключить» часть своих подданных на

труд в сфере мелкого товарного производства и обмена. Инвентари дают

достаточно прямых и косвенных свидетельств того, что в структуре городского

населения постоянную группу составляли жители, переселенные их феодальными

господами и сохранявшие при этом свою личную зависимость.

Горожанин-крепостной выступает в белорусском феодальном городе

совершенно отчетливо. Неверно видеть в этом факте особенность Беларуси или

всего Великого княжества Литовского. Это – особенность эпохи. Так,

исследователь феодальных городов Франконии В.А. Ермолаев пришел к выводу,

что «все население франконских городов XVI века можно разделить на три

категории: на лиц, не находящихся в феодальной зависимости и не несущих

никаких феодальных повинностей; на лиц, лично свободных, но находящихся в

феодальной зависимости от города или других сеньоров и несущих

соответствующие повинности; на лиц, находящихся в крепостной зависимости».

Сходную с этой можно считать структуру населения белорусского города

XVI – первой половины XVII в. Таким образом, крепостной горожанин – фигура

постоянная для феодального города. Но обосновавшись в городе такой

крепостной приобретал возможность снять с себя бремя натуральных

повинностей, заменив их денежным оброком.

В социальной структуре городского населения Беларуси проглядывает еще

одна группа, существование которой вызвано как ростом фольварочно-барщинной

системы, так и развитием товарно-денежных отношений. Группа эта обозначена

в источниках терминами «люзные», «гультяи». Оба термина имеют ввиду

разорившуюся и обезземеленную часть крестьянства. В течение XVI – первой

половины XVII в. город привлек большую массу разорившегося крестьянства и

они образовали постоянную группу городского населения. Конституция 1620

года прямо называет «люзного» городским жителем. Согласно этой конституции,

к «люзным» - горожанам относились те, «которые домов своих не имеют и не

нанялись на год».

Для того, чтобы быть полноправным горожанином, находиться под защитой

городского самоуправления, пользоваться привилегиями, которые

предоставлялись городу, состоять в цехе, а значит, иметь право заниматься

ремеслом, вести торговлю на городском рынке, необходимо было обладать

определенной недвижимостью. Обязательным минимумом являлся собственный дом,

или, как тогда говорили, «оселость свою мети». В цеховых уставах

оговаривалось, что для вступления в цех мастер, помимо знания своего

ремесла, должен «у месте быть добре оселым». Следовательно, «люзный»

горожанин не имел необходимого имущественного минимума, чтобы стать

полноправным горожанином. И тем не менее «люзные», «гультяи» заполняют

города. Они снимают жилое помещение у горожан и в документах фигурируют под

названием «каморники». Те из них, которые занимаются перепродажей товаров,

продуктов, обозначены в источниках термином «перекупники»; работающие по

найму – «наймиты», «молодцы», «паробки»; пошедшие в услужение названы

«слугами». То, что все эти виды занятий выполняли «люзные», видно из

решения Волковысского сейма 1578 г., в котором сказано, что «перекупники и

люзные, то есть гультяи мужчизны и невесты, наемники и слуги» в больших

городах платят побор 30 грошей, а «в малых местечках» - 15. Значит

концентрация «люзных» в городах приобрела заметные масштабы и создала

достаточно многочисленную группу населения – иначе налоговый побор и как

источник дохода и как своеобразное репрессивное средство не имел бы смысла.

Но в городе поселялся не только разорившийся крестьянин. Число горожан

пополнял и крестьянин, обладавший известными материальными возможностями,

которые позволяли ему обосноваться в городе как полноправному горожанину.

Лишенные такой возможности, но обладавшие ремесленной профессией,

оказывались в сфере бюргерских и цеховых связей, хотя и не имели «своей

оселости», то есть собственного дома и двора, живя на положении

«каморника». О таких мастерах – членах цеха сообщает ряд городских

документов. Видимо велико в городе было и число нищих. По этой причине рады

Могилева, Слуцка создали особые цехи нищих.

Известна белорусскому феодальному городу и группа разорившихся горожан.

По данным о сборе «позлотового» побора с городских домов Витебского повета

в 1601 г., из 1143 домов 295, или 26%, названы «бедными халупами». Из 253

ремесленников, уплативших этот налог, 81 – «бедные», а 23 «худшие», первые

платили 15 грошей, вторые 12. О большой численности бедных горожан в какой-

то мере может свидетельствовать сам факт их обложения налогом.

Верхушку городского населения составляли богатое купечество,

ремесленные мастера, стоявшие во главе цехов. Эта часть горожан держала в

своих руках всю власть в городе. Большое число описей имущества,

завещательных актов позволяет составить общее представление о структуре

собственности городских богачей. Основные ее элементы – дома, лавки,

товары, наличные суммы, долговые обязательства, пахотные, сенокосные угодья

и фольварки. Можно с полной уверенностью сказать, что богатство купца,

цехмистра покоилось на двух основаниях: товарном производстве и обмене и

феодальном хозяйстве.

Перераспределение части денежных средств из сферы товарного

производства и обмена в сферу землевладения с потребительскими целями

диктовалось также чисто житейскими соображениями: стремлением обеспечить

себя необходимыми продуктами на случай неурожая. А случаи подобного рода

были очень частыми и неизбежными ввиду низкого уровня земледелия и малой

продуктивности сельскохозяйственного производства. В то же время товарное

производство и обмен оставались в целом слаборазвитыми. Их возможности

очень часто зависели от состояния и возможностей внешнего рынка.

Продолжительные и частные войны, постоянные вспышки феодальных междуусобиц

внутри страны, вошедшие в быт Великого княжества Литовского, надолго

прерывали торговые операции купечества и ремесленных мастеров, увеличивали

риск приложения средств в товарно-денежную сферу. Создавшийся подобным

образом избыток денежных средств претерпевал чисто феодальное превращение,

«застывая» в землевладении.

Немаловажным обстоятельством для формирования структуры собственности

богатой городской верхушки являлось пополнение числа горожан из среды

мелкопоместного военно-служилого слоя – бояр. Обосновавшись в городах,

бояре, не покидая меча, обзавелись безменом и ремесленным инструментом.

Особенно заметный слой городского населения они составили в Полоцке и

Витебске. Среди городской верхушки была и шляхта.

Средний слой горожан составляли главным образом ремесленные мастера,

торговая часть жителей, владевшая лавками, ларьками на рынках. В этот слой

входили подмастерья, ученики из числа полноправных горожан, являвшихся

членами семей ремесленных мастеров и повторявших путь, пройденный их

отцами. Общую численность среднего слоя горожан в крупных городах

правомерно определить в пределах 40-50% всех жителей, учитывая, что часть

их составляло духовенство, чины феодальной и правительственной

администрации.

[ 6. стр. 54-72]

Наиболее богатыми горожанами были купцы, владельцы ремесленных

мастерских, крупные домовладельцы, ростовщики, представители белого и

черного духовенства. Все они располагали многочисленной прислугой. В

городах жили крупные феодалы с дружинниками, а также представители

королевской и синьориальной администрации. Со временем, по мере развития

науки и культуры, здесь появились врачи, юристы, художники, артисты,

преподаватели школ и университетов. [9. с.93-96. ]

Итак, с полным основанием можно заключить, что в течение всей

феодальной эпохи белорусское крестьянство сформировало городское население

во всей его структуре – от патрициев до плебеев, от богачей-купцов и

цехмистров до учеников и наемников – «людей работных», «молодцов»,

«паробков».

С развитием городов, усилением их экономической роли, а с другой

стороны, с расширением сословных привилегий господствующего класса

городское население все более настойчиво домогалось от верховной власти

сословных прав и гарантий, без которых ему грозила судьба крепостного

крестьянина.

Господствующий класс и государственная власть уступали по мере того,

как убеждались в перспективности пополнения источников своих доходов за

счет экономической деятельности городов и невозможности эффективной

эксплуатации города на тех же принципах, что и крепостного крестьянства. На

этой основе зарождалась система прав и привилегий, в которых городское

население конституировалось в сословие феодального общества в любом

феодальном государстве, в том числе и в Великом княжестве Литовском.

Принцип сословных гарантий и привилегий, на котором покоилась

социальная организация феодального общества, стал исходным пунктом и в

общественно-экономическом и политическом развитии феодального города.

Важнейшим в системе привилегий было право городов на организацию

самоуправления.[6. стр. 54-72]

3. Городское самоуправление

& 1. Городское самоуправление на магдебургском праве

Ряд поощрительных привилегий и льгот городам способствовал

экономической деятельности населения. Естественно, что чем более заметной

становилась роль городов в экономической жизни государства, тем настойчивее

выступали горожане с требованием политических гарантий в обществе.

Первой целью, которой добивались горожане во всех странах феодальной

эпохи, было право организации городской жизни на основе самоуправления.

Образцом для горожан Беларуси служили нормы права города Магдебурга.

Жалованные грамоты на магдебургское право провозглашали три принципа:

отмену действовавших прежде обычаев, литовского, русского права; отмену

власти и суда над мещанами державцев, помещиков, воевод и всех других чинов

великокняжеской администрации на местах; учреждение самоуправления – рады,

избираемой горожанами.

Органы великокняжеской власти, в частности, великокняжеский суд,

сохраняют за собой право разбора дел мещан лишь в качестве апелляционной

инстанции на решения органов городского суда. Но и при этом во всех

грамотах оговаривается, что разбор такой апелляции будет производиться в

соответствии с нормами магдебургского права.

То, что города Беларуси, по крайней мере крупнейшие, до магдебургского

права имели свой суд и свое право, подтверждают источники. Можно лишь

предположить, что местное право видимо мало учитывало специфические нужды

и деятельность горожан, новое положение самого города как центра ремесла и

торговли. В противном случае трудно понять сам факт замены местного права

чужеземным, учитывая столь типичную феодальной эпохе приверженность

традиции, старине.

Следовательно, достигнутый уровень городской жизни оказался в

противоречии с традиционными правовыми нормами. Видимо, этот конфликт

назревал в течение длительного времени и, естественно, ранее других острота

его сказалась в крупных городах. Не случайно они первыми получили

магдебургское право. Это были, как известно, Брест, Гродно, Слуцк, Полоцк,

Минск. Только в смене социальной структуры населения и в изменившемся

уровне экономической деятельности городов в качестве центров ремесла и

торговли можно найти реальную почву для утверждения в городах Беларуси

магдебургского права. Предоставление городам самоуправления было,

несомненно, признанием за ними определенной общественной силы, важной роли

в судьбах государства. Оно составило целый этап его социально-экономической

истории. [6. cтр.78-84]

& 2. Деятельность самоуправления

Согласно магдебургскому праву, рада во главе с бурмистрами должна была

собираться в ратуше «не менее одного раза в неделю, либо столько, сколько

потребуется». Предметом обсуждения на этих заседаниях должны были служить

общие интересы города, «умножение общего блага», предупреждение ущерба,

решение возникших тяжб, установление мер к предупреждению дороговизны на

продукты питания. Магдебургское право также обязывало раду принимать нужные

меры для предупреждения в городе раздоров, «защищать вдов и сирот»,

искоренить азартные игры (карты, кости и др.). Раде должны были быть «во

всем послушны все ремесленники города». Те из них, кто нарушал устав цеха,

подлежали наказанию, которое определяла рада.

Очевидно, что круг деятельности рады был весьма обширен, но главное

место отводилось функциям исполнительной и судебной власти. Войту с

лавниками магдебургское право отводит только судебные функции. [6. стр.116]

Защиту городского рынка от частновладельческих юридик рада городов

нередко осуществляла путем репрессий против ремесленников и торговцев,

находившихся под властью феодалов. В Минске, например, рада запрещала им

вести торговлю и изгоняла с рынка, В Могилеве по предписанию рады

разрушались лавки, построенные на городском рынке частновладельческими

горожанами. Отстаивание и расширение привилегий города отражало стремление

рады закрепить сословные позиции горожан. Примером такой ее деятельности

является «вилькер», т.е. городской статут, принятый жителями Орши в 1621

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.